Научная статья на тему 'Судьба этнического белоруса, родившегося в Республике Башкортостан (на примере маршала авиации И. И. Пстыго)'

Судьба этнического белоруса, родившегося в Республике Башкортостан (на примере маршала авиации И. И. Пстыго) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
128
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОМБАРДИРОВОЧНАЯ АВИАЦИЯ / ВОЕНАЧАЛЬНИК / ВОЙНА / ИВАН ИВАНОВИЧ ПСТЫГО / ТОЧЕЧНАЯ ШТУРМОВКА / ФОРМУЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ / ФРОНТ / BOMBER AVIATION / WARLORD / WAR / IVAN IVANOVICH PSTYGO / SPOT AIR ASSAULT / SAFETY FLIGHTS FORMULA / BATTLE-FRONT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стрелец Михаил Васильевич

В статье рассмотрены ключевые вехи жизни и деятельности маршала авиации, Героя Советского Союза, Заслуженного военного летчика СССР Ивана Ивановича Пстыго. Он этнический белорус, родившийся в Республике Башкортостан. Портрет этого выдающегося уроженца Республики Башкортостан имеет ряд срезов. Перед нами неординарный теоретик и практик военной авиации. В годы Великой Отечественной войны он постоянно задавал планку в советской бомбардировочной авиации на предмет точечных штурмовок. В мирное время Иван Иванович Пстыго освоил 52 типа самолетов. В это же время маршал авиации предложил формулу безопасности полетов, которая учитывается авиаторами и поныне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FATE OF THE ETHNIC BELARUSIAN BORN IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN (ON THE EXAMPLE OF MARSHAL OF AVIATION I.I. PSTYGO)

The article highlights the milestones of life and activity of the Marshal of Aviation, Hero of the Soviet Union, Honored Military Pilot of the USSR Ivan Ivanovich Pstygo. He was an ethnic Belarusian, who was born in the Republic of Bashkortostan. The portrait of this outstanding native of the Republic of Bashkortostan has a number of sections. He was an extraordinary theorist and practitioner of military aviation. During the Great Patriotic War he constantly asked the bar in the Soviet bomber aviation for the spot air assault. In peacetime Ivan Ivanovich Pstygo mastered 52 types of aircraft. At the same time, the Marshal of Aviation proposed a safety flights formula, which till nowadays has been taken into account by the pilots

Текст научной работы на тему «Судьба этнического белоруса, родившегося в Республике Башкортостан (на примере маршала авиации И. И. Пстыго)»

УДК 74(467.5)

Стрелец Михаил Васильевич, доктор исторических наук, профессор, Брестский государственный технический университет, г. Брест, Беларусь e-mail: strelez111 @mail.ru

СУДЬБА ЭТНИЧЕСКОГО БЕЛОРУСА, РОДИВШЕГОСЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (НА ПРИМЕРЕ МАРШАЛА АВИАЦИИ И.И. ПСТЫГО)

Аннотация. В статье рассмотрены ключевые вехи жизни и деятельности маршала авиации, Героя Советского Союза, Заслуженного военного летчика СССР Ивана Ивановича Пстыго. Он - этнический белорус, родившийся в Республике Башкортостан. Портрет этого выдающегося уроженца Республики Башкортостан имеет ряд срезов. Перед нами неординарный теоретик и практик военной авиации. В годы Великой Отечественной войны он постоянно задавал планку в советской бомбардировочной авиации на предмет точечных штурмовок. В мирное время Иван Иванович Пстыго освоил 52 типа самолетов. В это же время маршал авиации предложил формулу безопасности полетов, которая учитывается авиаторами и поныне.

Ключевые слова: бомбардировочная авиация, военачальник, война, Иван Иванович Пстыго, точечная штурмовка, формула безопасности полетов, фронт.

Streletz Mikhail Vasilyevich, Doctor of Historical Sciences, Professor Brest State Technical University, Belarus e-mail: strelez111 @mail.ru

THE FATE OF THE ETHNIC BELARUSIAN BORN IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN (ON THE EXAMPLE OF MARSHAL OF AVIATION I.I.

PSTYGO)

Summary: the article highlights the milestones of life and activity of the Marshal of Aviation, Hero of the Soviet Union, Honored Military Pilot of the USSR Ivan Ivanovich Pstygo. He was an ethnic Belarusian, who was born in the Republic of Bashkortostan. The portrait of this outstanding native of the Republic of Bashkortostan has a number of sections. He was an extraordinary theorist and practitioner of military aviation. During the Great Patriotic War he constantly asked the bar in the Soviet bomber aviation for the spot air assault. In peacetime Ivan Ivanovich Pstygo mastered 52 types of aircraft. At the same time, the Marshal of Aviation proposed a safety flights formula, which till nowadays has been taken into account by the pilots.

Key words: bomber aviation, warlord, war, Ivan Ivanovich Pstygo, spot air assault, safety flights formula, battle-front.

10 апреля 2018 года исполнилось 100 лет со дня рождения Ивана Ивановича Пстыго, одного из ярких представителей советской военной элиты, чьи предки родились и жили на Пружанщине (Брестская область, Республика Беларусь). Он принадлежал к числу этнических белорусов, родившихся на башкирской земле. Здесь же получил среднее образование [1].

После окончания Энгельсского военного авиационного училища выпускник Пстыго прибыл на службу в 211-й бомбардировочный авиационный полк Военно-воздушных сил Одесского военного округа. Первым бомбардировщиком, на котором пришлось летать Ивану, был Су-2 [10].

Функциональные обязанности пилота Су-2 кардинально изменились 22 июня 1941 года. Лейтенант, командир звена И.И. Пстыго становится фронтовиком. Первым фронтом окажется для него Южный, вторым - Юго-Западный. На Юго-Западном фронте сначала продолжались боевые вылеты на том же бомбардировщике и в качестве командира звена того же полка. Затем судьба свела Ивана Ивановича с 504-м штурмовым авиационным полком. Здесь он уже будет пилотировать «летающий танк» Ил-2, с которым не расстанется до самого конца Великой Отечественной войны. Именно с этой боевой

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (16) 2018 машиной связаны самые значительные вехи фронтовой биографии выпускника Энгельсского военного авиационного училища летчиков. Конечно, и на Су-2 были точечные штурмовки важной для вермахта логистики, осуществлялось прикрытие войск Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) с воздуха. Но на Ил-2 все это происходило в несопоставимо больший, в разы больший по продолжительности период времени и, главное, в несопоставимо больших объемах [2].

Вот только несколько фактов, подтверждавших высокую результативность совместных налетов Ивана Ивановича, ставшего в июле 1942 года командиром эскадрильи, и его боевых товарищей.

14 июня 1942 года. На железнодорожной станции Приколотное враг лишился трех цистерн с горючим, без малого двадцати автомашин [7].

9 июля 1942 года. Группа штурмовиков, возглавляемая Пстыго, добивается того, что в районе хуторов Кустовский и Кумпинский германской стороне пришлось вычитать 20 единиц из списка боеспособных машин для панцерваффе и 45 единиц - из списка пригодных для фронтовой логистики автомашин [8].

22 июля 1942 года люфтваффе недосчитывается 27 транспортных самолетов, которые находились на германском аэродроме Морозовский. От этого аэродрома, где произошло уничтожение данных самолетов, было не более 100 километров от ворот Северного Кавказа. Можно себе представить, сколько вермахт недополучил боеприпасов и горючего [3].

Указанная группа не раз и не два блестяще выполняла разведывательные функции, добывая стратегически важную информацию. Главным достижением в этом плане было абсолютно точное выяснение местоположения головных частей 4-ой танковой армии Гота в разгар оборонительного этапа Сталинградской битвы. Советское командование располагало информацией, что эта армия в конце июля 1942 года стала дислоцироваться так и таким образом, чтобы дать дополнительный аргумент Паулюсу при планировании сил и средств, необходимых для более успешных действий в Сталинградской битве.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (16) 2018 Проше говоря, армия Гота была переброшена в пространство, прилегавшее к Сталинграду. Естественно, было стратегически важно точечное выяснение района ее дислокации и начинать надо было именно с головных частей. Соответствующая задача была поставлена перед пятью летчиками, пилотировавшими Ил-2. Главным среди них был И.И. Пстыго.

Группа штурмовиков была жестко сориентирована на следующий сценарий: ее будут постоянно прикрывать 11 истребителей. Но все пошло не по сценарию. Дело дошло для того, что из всех советских летчиков Пстыго остался один. Ему одному противостояли 20 гитлеровских истребителей. Но он смог и добыть всю необходимую информацию, и приземлиться, и вовремя сообщить указанную информацию в штабе советской воздушной армии [1].

Когда оборонительный этап Сталинградской битвы отмерил два первых месяца, герой очерка впервые в истории мировой военной авиации продемонстрировал выдающуюся способность к точечным бомбардировкам объектов противника, расположенных на территории улиц густонаселенных городов. Именно Сталинград станет для него первым таким городом [9]. Здесь на улицах Саратовской, Коммунистической стало реальностью неожиданное для советского командования присутствие панцерваффе. Расположение этих улиц было таково, что нарушилась целостность дислокации 64-й армии генерал-полковника Чуйкова. Естественно, германцы получили возможность на одну часть этой армии наступать своими танками в одном направлении, а на другую - в противоположном. Иван Иванович, действуя в теснейшей связке со своими боевыми товарищами, начисто пресек превращение этой возможности в реальность. Благодаря И.И. Пстыго на указанных улицах от присутствия панцерваффе не осталось и следа. Вся находившаяся здесь группа вражеских танков была разбита. Хваленая германская зенитная артиллерия выстрелила в молоко. Все боевые машины группы И.И. Пстыго вернулись на аэродром целыми и невредимыми [4].

Просто потрясает статистика сугубо личных результатов отважного штурмовика на оборонительном этапе Сталинградской битвы. Потери для

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (16) 2018 люфтваффе равнялись двум воздушным суднам, для панцерваффе - 22 средним и тяжелым танкам, для германской фронтовой логистики - 70 автомашинам [7].

С второго месяца сорок второго года И.И. Пстыго назначается начальником воздушно - стрелковой службы 226-й штурмовой авиационной дивизии. Будучи максималистом по натуре, Иван Иванович никак не хотел прекращать боевые вылеты и добивался своего. Штурмовики по-прежнему уверенно себя чувствовали, когда ведущим их группы был 24-летний капитан [8].

На наступательном этапе Сталинградской битвы боевой путь И.И. Пстыго был уже связан с 3-м штурмовым авиационным корпусом. Перевод корпуса в авиацию Резерва Ставки Верховного Главнокомандования совпал с назначением героя очерка начальником его воздушно-стрелковой службы. Иван Иванович командовал большим числом боевых машин корпуса, которые на исходе первого квартала сорок третьего осуществили точечные бомбардировки стратегически важного германского аэродрома Идрица. Начальник воздушно -стрелковой службы корпуса проявлял высочайшее боевое мастерство и тогда, когда это соединение входило в состав 15-ой воздушной армии Брянского, Прибалтийского, второго Прибалтийского фронтов, 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта. Особенно это проявилось во время проведения

Орловской операции «Кутузов», Брянской операции. Первая из названных операций датирована 12 июля 1943 года - 18 августа 1943 года, вторая 17 августа 1943 года - 3 октября 1943 года. Нахождение в составе 1-го Прибалтийского фронта было отмечено новой вершиной в военной карьере [5].

Когда год коренного перелома в войне подходил к концу, Ивана Ивановича назначают командиром 893-го штурмового Витебского Краснознаменного авиационного полка 307-й штурмовой авиационной дивизии. Весьма символично, что полк, который возглавил этнический белорус Пстыго, воевал тогда в белорусском небе. Через 6 месяцев он в составе 3-го Белорусского фронта будет участвовать в Белорусской стратегической наступательной операции под кодовым названием "Багратион". Конечно, не

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (16) 2018 может не обратить на себя внимание прилагательное "Витебский" в названии полка. Объяснение тут самое простое: полк отличился при проведении Витебско-Оршанской операции и по решению Ставки ВГК стал именно так именоваться. Затем последует не менее успешная Минская операция [5]. Спустя многие годы Иван Иванович так написал в своих мемуарах: «Я гордился и горжусь, что довелось участвовать в освобождении Белоруссии -многострадальной земли героического народа. Раньше-то мне не приходилось бывать на родине моих предков. Наша местность долгие годы находилась под властью панской Польши. Перелетая с 3-го Белорусского на 1-й Украинский фронт, путь нашего полка проходил совершенно случайно через эти места. Я легко нашел деревни Хвалово и Криницу Пружанского района Гродненской губернии, заложил вираж и невольно подумал об отце: как бы удивился он, узнав, что его сын все-таки повидал землю пращуров» [1].

Важными вехами боевой биографии героя очерка были также Каунасская, Вильнюсская, Шяуляйская операции. Находясь в составе второй воздушной армии первого Украинского фронта, подчиненные Ивану Ивановичу штурмовики подтвердили высокую боеспособность полка в польском небе, на территории Третьего рейха. К моменту окончания войны подполковник И.И. Пстыго уже полтора года командовал данным полком. К тому времени он имел на своем счету 164 боевых вылета [6].

После войны в жизни уроженца башкирской земли произойдет ряд изменений. Он пройдет путь от подполковника до маршала авиации, окончит Высшие офицерские курсы ВВС в Липецке, Академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, многие годы будет находиться на высоких постах в системе военного управления. Семь лет командовал ВВС Группы советских войск в Германии, 10 лет был заместителем главнокомандующего ВВС СССР по боевой подготовке, шесть лет возглавлял Центральную инспекцию безопасности полетов Вооруженных Сил СССР. На последней из перечисленных должностей следует остановиться подробнее.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (16) 2018

Маршал авиации был и создателем, и первым руководителем этой структуры. Именно в то время он довел до личного состава ВВС «формулу безопасности полетов». В Википедии суть этой формулы излагается так: «Сумма слагаемых — качеств личного состава, законов летной службы, регулярности полетов, руководства и управления полетами, надежности авиационной техники» [5]. Иван Иванович покинул указанный пост тридцать пять лет тому назад. Но и нынешняя генерация пилотов воспринимает формулу Пстыго как аксиому [10]. И так должно быть всегда.

После перехода в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР наступил завершающий этап в военной карьере славного сына белорусского народа. Он отдал военной авиации без малого шесть десятилетий. Дотошные историки авиации делятся такими подсчетами. Если представить себе все время, когда маршал авиации управлял воздушным судном, то получится немногим менее одного года. Просто фантастический налет! А сколько было освоено конечных продуктов авиаконструкторской мысли! Освоение хотя бы одного из подобных продуктов связано с вполне понятным риском. Всегда возможны нештатные ситуации. Но когда биографы Ивана Ивановича называют число 52, эмоции просто зашкаливают [9].

Таким прошел по жизни маршал авиации, Герой Советского Союза, кавалер целой россыпи орденов и медалей, Заслуженный военный летчик СССР, Почетный гражданин Волгограда Иван Иванович Пстыго. Его сердце перестало биться 23 февраля 2009 года [10].

Список источников:

1. Военная литература - [Мемуары] - Пстыго И.И. На боевом ... [Электронный ресурс]. URL:

militera.lib.ru/memo/russian/pstygo/index.html (дата обращения: 26.05.2018).

2. Герой Советского Союза Пстыго Иван Иванович: Герои страны [Электронный ресурс]. URL:

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (16) 2018 www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1113 (дата обращения:

26.06.2017).

3. Пстыго Иван Иванович [Электронный ресурс]. URL: wwii-soldat.narod.ru/200/ARTICLES/BIO/pstygo_ii.htm (дата обращения:

31.01.2018).

4. Пстыго Иван Иванович - биография. Герой Советского Союза ... [Электронный ресурс]. URL:

ruspekh.ru/people/item/pstygo-ivan-ivanovich (дата обращения: 26.01.2018).

5. Пстыго, Иван Иванович - Википедия [Электронный ресурс]. URL: https: //ru.wikipedia. org/wiki/Пстыго ,_Иван_Иванович (дата обращения:

16.01.2018).

6. Пстыго Иван Иванович - военный летчик Герой Советского Союза ... [Электронный ресурс]. URL:

airaces.narod.ru/all7/pstygo.htm (дата обращения: 06.01.2018).

7. Пстыго Иван Иванович: Министерство обороны Российской ... [Электронный ресурс]. URL:

okp.mil.ru/separated_commandant_regiment/honour_book/info.htm?id...blk... (дата обращения: 29.04.2018).

8. Пстыго Иван Иванович - Уголок неба [Электронный ресурс]. URL: airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilots/pstigo.html (дата обращения:

01.04.2018).

9. Пстыго Иван Иванович - Hrono.ru [Электронный ресурс]. URL:

10. www.hrono.ru > БИОГРАФИИ > ПА > ПЕ > ПЛ > ПР > ПУ (дата обращения: 25.04.2017).

11. Пстыго, Иван Иванович - Wikiwand [Электронный ресурс]. URL: www.wikiwand.com/ru/Пстыго,_Иван_Иванович (дата обращения:

26.07.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.