TSDI & TMA | International Conference | 2022
Google Scholar indexed
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-33-37
СУБСТАНЦИАЛЬНЫЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ
БИОЭТИКИ И ПРАВА
Владимир Иванович Фалько
к.ф.н., доцент Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана Мытищинский филиал
АННОТАЦИЯ
Философские, логические, лингвистические основания биоэтики и биомедицинского права заключают в себе субстанциальные и процессуальные компоненты, соответствующие объектным и процессным языкам, западным и восточным культурно-цивилизационным кодам. Глобальная биоэтика и международное биомедицинское право возможны в форме диалога этих составляющих, в создании которого важную роль играет развитие биоэтики и права в евразийских странах постсоветского пространства.
Ключевые слова. биомедицинская этика и право; основания биоэтики и права; субстанциальная и процессуальная логика; объектные и процессные языки; индоевропейские и неарийские языки.
Цель доклада. раскрыть субстанциальные и процессуальные составляющие в онтологических и логических основаниях биоэтики и биомедицинского права, показать их дополнительность и несводимость, соответствие объектной и процессной природе лингвистических традиций культур Востока и Запада, найти пути диалогического синтеза в международной системе биоэтических и биомедицинских отношений.
Материалы и методы. Работа выполнена на основе изучения современной литературы по философии, логике, этике, биоэтике и праву. Применен междисциплинарный анализ, сочетающий философские, системные, компаративные методы исследования.
Результаты. Единая общепланетарная этика, которая виделась в конце ХХ века необходимой основой решения глобальных проблем, невозможна ввиду «изначальной несводимой множественности разума» [1, с. 6]. Глобальная нравственность может существовать только в виде диалога различных этических систем, соответствующих западным и восточным культурно-цивилизационным кодам с их лингвистическими традициями и особенностями менталитета. Важнейшими внешними основаниями любой науки являются онтология, логика, язык.
May 12, 2022 www.tma.uz
33
TSDI & TMA | International Conference | 2022 Tashkent State Dental Institute
Google Scholar indexed Tashkent Medical Academy
^Ш:10.24412/2181-1385-2т
Субстанциальная онтологическая основа аристотелевской логики соответствует речевым формам индоевропейских языков. Процессные неарийские языки, входящие в исламскую культуру, прежде всего арабский, воплощаются в мыслительных структурах процессуальной логики. Она была открыта в средние века мусульманскими философами и разрабатывается в последние годы А.В. Смирновым и другими российскими логиками и арабистами. Важнейшим элементом арабо-мусульманской логики является процессуальный силлогизм, который «работает не с бытийственными субстанциями, а с протекающими процессами» [1, с. 5]. Процессный характер восточных индоевропейских языков, в частности, славянских, проявляется в глагольных и предложных формах выражения силлогизмов. Так, в русском языке связка «есть» нередко заменяется глаголом «является» или опускается, как и в тюркоязычных связочных механизмах. Процессуальность санскрита, русского и других языков проявляется также в диалогике, энергийном дискурсе философии глагола С.С. Хоружего, которая альтернативна философии имени.
Процессуальная логика и её метафизические основания особенно важны для биоэтики и биомедицинского права, не сводящиеся к конкретизации философской и юридической наук, а также системам нравственных и правовых норм применительно к отношениям человека и живой природы. Прикладные области этики и права связаны, прежде всего, с практикой как осуществлением процессов, их отслеживанием, сравнением и нравственной оценкой. Для общей этики наиболее важным является различение добра и зла, установление наличия или отсутствия их бытийственного основания. А в биомедицинской этике «рассуждения о добре и зле имеют неконкретный характер, а потому не позволяют выразить специфику биомедицинского знания» [3, 352]. Для биоэтики главное - организация и оценки деятельности, соединяющей своими актами звенья объективных процессов в окружающей живой природе и человеческом организме. Жизнь определяется как усилие во времени (Марсель Пруст, Мераб Мамардашвили), то есть путём указания на её процессуальную природу. Поэтому в биоэтике первостепенное значение имеют её внутренние процессуальные основания, содержащиеся в биологии и медицине, а также внешние - в онтологии и логике, методологии и технологии. Преобладание субстанциальных начал в современных концепциях биоэтики и права требует переосмысления и разработки дополнительных им и несводимых процессуальных оснований этих областей научного знания и практики.
34
TSDI & TMA | International Conference | 2022 Google Scholar indexed
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-33-37
quq
Обсуждение. Единство и множественность систем морали и концепций биоэтики вполне соответствуют диалогической природе предмета этики как науки: «Специфический аспект, в котором человек и его жизнь рассматриваются этикой, - это общение, понимаемое как фундаментальная предпосылка и основа человеческой жизни; насущная необходимость; важнейшая потребность людей; способ человеческого существования и жизнедеятельности. В этом аспекте цель этики - создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения» [2, с. 4]. Поэтому диалогика, развивающаяся с древности в школе ньяя и буддизме, в русской философии и некоторых направлениях европейской мысли, имеет значение не только для биомедицинской, но и для общей этики как науки, имеющей своим предметом общение.
Рассмотрим структуру процессуального Силлогизма 1: «1. А = (П1) => Б
2. потому, и только потому, что Б = (П2) => В
3. также и Г = (П2) => В
4. тогда А = (П1) => Г
"А = (П1) => Б» читается: "А" связано с "Б" процессом П1» [1, с. 5], например: «Врачи (А) изучают (П1) биоэтику (Б)». Если "А" - врачи, "Б" -биоэтика, "В" - медицина, "Г" - биомедицинское право, П1 - «изучать», П2 -«развивать», то Силлогизм 1 будет прочитан так:
1. Врачи изучают биоэтику А = (П1) => Б
2. потому, и только потому, что биоэтика развивает медицину Б = (П2) => В
3. также и биомедицинское право развивает медицину Г = (П2) => В
4. тогда врачи изучают биомедицинское право А = (П1) => Г
«Какие бы значения П1, П2, А, Б, В и Г мы ни подставляли в формальную запись Силлогизма 1, мы всегда будем получать истинное следование в строке 4» [1, с. 6].
Сравним Силлогизм 1 с субстанциальным Силлогизмом 2. Силлогизм 2: «Все науки полезны, биоэтика - наука, следовательно, биоэтика полезна». Здесь мы имеем дело с субстанциями (биоэтика, науки) и их атрибутами (полезность). «Этот силлогизм сообщает нечто очень важное о мире бытия субстанций, а не о мире протекания процессов. Силлогизм 2 также универсально истинен: «Все "Б" суть "В", "А" есть "Б", следовательно, "А" есть "В"». Какие бы значения "А", "Б" и
www.tsdi.uz
May 12, 2022
www.tma.uz
TSDI & TMA | International Conference | 2022 Tashkent State Dental Institute
Google Scholar indexed Tashkent Medical Academy
^OLl0.24412/2181-1385-2022-3^
"В" мы ни подставляли в этот силлогизм, мы всегда будем получать истинный вывод. ...
Таким образом, перед нами - два типа аподиктического доказательства: ...Силлогизм 1 сводит бытие субстанций к протеканию процессов... И наоборот: Силлогизм 2 сводит процессы и их протекание к бытию» [1, с. 7]. Это несводимые друг к другу или единому источнику силлогизма.
Как можно видеть, в логических структурах несводимых силлогизмов проявляется дополнительность онтологических, лингвистических и иных оснований науки, в нашем случае - биоэтики и права.
Процессуальный силлогизм «был фактически открыт исламскими правоведами - факихами, представителями фикха (исламской юриспруденции)». Он «именовался в фикхе кийас - букв. «соизмерение». Этим же термином кийас именовался и . Силлогизм 2 в фальсафе - одном из пяти направлений классической арабо-мусульманской философии» [1, с. 10]. Освоению исламской философией и правом аристотелевской силлогистики препятствовало такое обстоятельство, что арабский язык, не принадлежащий к индоевропейской семье языков, «(1) не использует связку «есть», (2) не использует никакое связочное слово и (3) не имеет в своем словарном составе глагола «быть» [1, с. 13]. Поэтому на базе арабской лингвистической традиции возникла силлогистика, не осмысленная в категориях западной логики. Вероятно, этому способствовало приобщение к логике Аристотеля через христиан из арабов и близких к ним по языку сирийцев, хорошо знающих греческий язык [4, с. 28-29], происходивший от языков индо-ариев и занимающий промежуточное положение между западными и восточными индоевропейскими языками. И, видимо, не случайно новое открытие процесссуальной логики осуществлено русским философом. Ведь русский язык является восточным индоевропейским, т.е. процессным.
Выводы. Диалогический характер русской культуры и синтез традиций Востока и Запада в арабо-мусульманской цивилизации могут способствовать формированию диалога несводимых субстанциальных и процессуальных оснований биоэтики и права. Диалогическое взаимодействие этих дополнительных друг другу типов оснований будет способствовать сочетанию экзогенной и эндогенной биоэтики и биомедицинского права. Развитие этих областей науки и практики в странах постсоветского евразийского пространства играет очень важную роль в заложении духовных и нравственных начал формирования
36
TSDI & TMA | International Conference | 2022 Google Scholar indexed
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-33-37
quq
диалогической общепланетарной нравственности в целях устойчивого развития.
REFERENCES
1. Смирнов А.В. Процессуальная логика и ее обоснование // Вопросы философии. 2019. № 2. - С. 5-17.
2. Мишаткина Т.В. Этика. Экспресс-курс. - Минск: Новое знание, 2008. - 192 с.
3. Канке В.А. Современная этика; учебник. - Москва: Издательство «Омега-Л», 2007. - С. 394 с.
4. Игнатенко А.А. В поисках счастья: (Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья). - Москва: мысль, 1989. - 254 с.
www.tsdi.uz
May 12, 2022
www.tma.uz