Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ БИОЭТИКИ ИСЛАМЕ: СОВРЕМЕННОСТЬ'

ИССЛЕДОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ БИОЭТИКИ ИСЛАМЕ: СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

601
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
роль мусульманской биоэтики в развитии глобальной биоэтики / древние источники биоэтики ислама / исследование ключевых проблем биоэтики

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Замира Мухамеджановна Мухамедова

В статье рассмотрена роль богатых философских и религиозных традиций, которые сохраняют в современной мусульманской биомедицинской этике основания и историческую преемственность с традиционной профессиональной медицинской этикой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ БИОЭТИКИ ИСЛАМЕ: СОВРЕМЕННОСТЬ»

TSDI & TMA | International Conference | 2022

Google Scholar indexed

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-114-119

Tashkent State Dental Institute Tashkent Medical Academy Bioethics and Law | Bioetika va huquq

ИССЛЕДОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ БИОЭТИКИ ИСЛАМЕ:

СОВРЕМЕННОСТЬ

Замира Мухамеджановна Мухамедова

профессор кафедры Социогуманитарных наук с курсом биоэтики Ташкентского государственного стоматологического института, доктор философских наук

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрена роль богатых философских и религиозных традиций, которые сохраняют в современной мусульманской биомедицинской этике основания и историческую преемственность с традиционной профессиональной медицинской этикой.

Ключевые слова: роль мусульманской биоэтики в развитии глобальной биоэтики, древние источники биоэтики ислама, исследование ключевых проблем биоэтики.

Стремительный рост проблем, связанный с прогрессом биомедицинских технологий на Западе, привел к появлению биоэтики. Истоки биоэтических учений Западной философии, несомненно, имеют большое значение в формировании и развитии исламской биоэтики, связанной с многими ее понятиями. Однако, последние 40 лет, в течение которых развивается мусульманская биоэтика, показали ее особенности и приоритеты. Они касаются не только религиозного сознания, но и социально культурных, философских, правовых и других аспектов [1].

Следует отметить огромную роль мусульманской биоэтики в развитии глобальной биоэтики: речь идет о значении в этом процессе великого научного, медицинского и философского наследия, которое оставили арабоязычные ученые Востока и Средней Азии. [2] Несомненным признанием этого исторического факта является учреждение Исполнительным Советом ЮНЕСКО в 2004г. премии Авиценны за исследования в области этики науки, а также провозглашение в 2007 г. международной исламской организацией по вопросам образования, науки и культуры (ISESCO) города Ташкента одной из трех столиц исламской культуры. Программа чествования столиц исламской культуры была одобрена ISESCO в 2001 году и предполагает ежегодное избрание трех столиц, представляющих три исламских региона - арабский мир, Африку и Азию.

114

Восточная традиция философствования, основанная на исламе -синкретична (неразделенность) в связи с чем, здесь сформировалось учение о должном поведении воспитанного человека - «адабнома». К древним источникам биоэтики ислама могут быть отнесены: «Канон врачебной науки» Авиценны, «Adab Al-Tabib»- практическая этика врача Ал-Рухави (Ishaq ibn Ali Al-Ruhawi), «Духовная медицина» -«Ат-Теб ар-Равани» Ар-Рази и многие другие, которые стали образцом классики в анналах медицинской этики. Эти знания продолжают составлять духовный базис в исламском медицинском кодексе, биоэтике, экологической и биомедицинской этике [1].

Работа Ал- Рухави Адаб ал Табиб и работа Ал Рази Ахлак ал Табиб, Канон медицины Абу Али Ибн Сины - великолепные иллюстрации проблем профессиональной ответственности и этических дилемм, которые и сегодня актуальны в медицине, это несомненно одни из наиболее выдающихся достижений медицины эпохи Восточного Возрождения. При углубленном прочтении эти произведения могут дать ориентиры не только для обогащения теории биоэтики, но и служить руководством к действию, работать как механизм гуманизации современной медицины и здравоохранения.

Мировая религия ислам имеет единые источники: Коран, Шариат и Хадисы. Мусульманская медицинская этика как в прошлом, так и сегодня полагается на традицию закона ислама. При этом следует учитывать некоторые имеющиеся внутренние различия в философии и теории ислама, его правовых школах. Следовательно, имеются различия не только внешние, с основными Западными философскими теориями, перспективами по вопросам медицинской этики, но и внутренние, обусловленные различными направлениями в самом исламе.

Исследование ключевых проблем биоэтики в контексте учения Корана, Шариата, Хадисов, (с привлечением большого исторического опыта в области медицины, достигнутого в эпоху мусульманского ренессанса арабскими и Среднеазиатскими учеными), начало трансформироваться в конце ХХ столетия применительно к деликатным и сложным медико-биологическим проблемам в кодексе исламской медицинской этики и биоэтике. В истории развития исламской биоэтики, как новой формы научного знания в ХХ века, большое значение имеет создание исламской организации медицинской науки IOMS и проведение первой (1981, Кувейт) и второй конференции исламской организации медицинских наук в Кувейте (1982г), где был принят кодекс исламской медицинской этики.

115

Одним из известных исследователей в области исламской биоэтики, труды которого получили мировое признание, является лауреат Премии Авиценны 2005года профессор Абдаллах Даар. Он внес существенный вклад в исследование комплекса вопросов биоэтики в исламе.

Среди важнейших событий, которые имели значение в развитии исламской биоэтики, следует отметить издание «Руководства к международным этическим принципам, включающим биомедицинские исследования человека (в перспективе ислама), Женева, 2004. Руководство подготовлено и издано Советом Международных Организаций Медицинских Наук (CIOMS) в сотрудничестве с ВОЗ и Исламской Организацией Медицинских Наук (IOMS) в Женеве в 2004.

Общие принципы профессиональной этики мусульманского врача предусматривают что, все исследования с людьми должны быть проведены в соответствии с тремя основными этическими принципами, а именно: уважения автономии личности, великодушия и законности. Каждый этический принцип сопровождается комментариями из Корана или принципами, законами исламской юриспруденции, которые подтверждают этот принцип. При привлечении к участию в исследовании представителей уязвимых контингентов (несовершеннолетние, лица с нарушенными психическими возможностями, инвалиды, неизлечимо больные, пациенты в коматозном состоянии и т. д.), им также должна быть предоставлена возможность выбора -участвовать или не участвовать (в той мере, насколько они это могут сделать). Их возражения не должны игнорироваться, их права должны быть тщательно защищены. Каждая группа таких лиц должна рассматриваться отдельно.

Уважение к индивидуумам включает получение информированного согласия на участие в исследовании от третьих лиц (например, свидетель) с целью усиления защиты прав испытуемых. Согласие на участие должно быть добровольным. Недопустимо насилие или неоправданное давление для получения согласия на участие в исследовании, особенно у представителей уязвимых контингентов. Вот несколько приводимых в Руководстве комментариев из Корана.

В правилах юриспруденции ислама:

• «Любое действие, которое приносит вред или препятствует пользе, должно быть запрещено».

• «Обязательное предотвращение большего зла, когда из двух зол выбирают меньшее».

116

TSDI & TMA | International Conference | 2022 Tashkent State Dental Institute

Google Scholar indexed Tashkent Medical Academy

^Ш:10.24412/2181-1385-202^

• Закон Ислама призывает к распознаванию, предотвращению и уменьшению вреда.

За последние 40 лет на повестку дня были поставлены и рассмотрены такие вопросы биоэтики в исламе как: пересадка органов и/ или тканей, критерии смерти мозга, принципы помощи и технологии в отделении интенсивной терапии, проблемы репродуктивных технологий, клонирования, генно-инженерных биотехнологий, СПИДа, оказания психиатрической помощи и т.д. Были проведены международные конференции исламской организацией медицины (IOMS) в Кувейте, Стамбуле, Карачи, Каире и т.д. Рассмотрены различные ключевые проблемы биоэтики, права ребенка, уделено внимание духовному развитию, нравственному компоненту медицинских образовательных программ, чтобы с их помощью подготовить мусульманского врача.

Современная мусульманская медицина и биоэтика развивается в рамках просвещенного ислама и медицинской этики. Тем не менее, не смотря на действующую практику мусульманской биоэтики, существуют проблемы и противоречия, начиная с признания или не признания ее статуса.

Позиция консервативно настроенной части мусульманских ученых (например, Omar Hasan Kasule) [ 3] заключается в том, что появление биоэтики на Западе, ее понятия, теории, принципы они обосновывают не стремительным развитием биомедицинских технологий, а исключительно секуляризацией. Поэтому, считают они, биоэтика не является ни законом, который бы представлял силу для правительства ни моральную силу - совесть, она не имеет статуса науки. Как полагает Omar Hasan Kasule, ислам смотрит на проблемы эксперимента с человеком как на чисто правовые вопросы, так как законы шариата предусматривают адекватные принципы и гарантии, потому что исламский закон (Шариат), в отличие от западного, включает в свою ткань и право и мораль.

В исламе, все действия распределены на обязательные, рекомендуемые, разрешенные, осужденные и запрещенные. Поэтому, при особых обстоятельствах, особенно, когда вопрос идет о жизни и смерти, даже запрещенное, может быть разрешено. Медицина ислама эклектична, она выбирает наилучшие, современные, доступные медицинские технологии, совместимые с духом Шариата и исламским обществом. Юристы ищут и находят ответы, чтобы решать проблемы, поставленные современной жизнью. Вспомогательные

117

TSDI & TMA | International Conference | 2022 Tashkent State Dental Institute

Google Scholar indexed Tashkent Medical Academy

^Ш:10.24412/2181-1385-202^

понятия направлены на совмещение с руководящими принципами Шариата для того, чтобы мусульманские пациенты могли использовать на благо своего здоровья современные медицинские методы и технологии, не нарушая принципы ислама.

Государства Центральной Азии - светские государства, но здесь проживают верующие различных конфессий. Поэтому очень важен учет социально - культурных реалий собственных исторических и национальных традиций, изучение опыта в принятии решений по ключевым проблемам биоэтики в мировой практике в контексте не только мусульманского, но и других вероучений.

Главной этической проблемой, связанной с репродуктивными технологиями, является вопрос о статусе эмбриона, о том, с какого момента его развития он является личностью, имеющей право на защиту своей жизни и человеческого достоинства. Не обесценивается ли применением в ЭКО селекции «лишних эмбрионов» — и вообще производство избыточных эмбрионов, не подлежащих переносу в полость матки, — само понятие «жизнь» и не снижается ли нравственная планка нашего общества. В мусульманстве считается необходимым, чтобы проблема продолжительного отсутствия детей в семье решалась внутри нее, то есть без использования донорской спермы или яйцеклетки. В противном случае происходит нарушение как родословной, так и генетического кода той или иной семьи. Общий взгляд мусульманской традиции на статус эмбриона выражен в том, что полновесная человеческая жизнь со своими правами, начинается только после свершения «ensoulment» (когда ангел вдохнул в эмбрион душу) хотя есть некоторая другая форма жизни, которая существует до того, как ангел вдохнул душу в эмбрион. На основе интерпретации подходов в Коране и хадисах Пророка, мусульманские ученые соглашаются, что это понятие ensoulment происходит приблизительно около 120 дней (4 лунных месяца плюс 10 дней) после зачатия. Оплодотворение in vitro и пересадка зародыша (для женщин, страдающих непроходимостью маточных труб). Оплодотворение производят вне организма, а через 48 часов после оплодотворения образуется яйцо и этот зачаток эмбриона имплантируют в матку матери. Далее беременность протекает обычным порядком. Согласно исламу, оплодотворение in vitro считается законным только в том случае, если для него использован сперматозоид мужа женщины.

Что говорится в отношении искусственного оплодотворения, какой способ допускается, а какой считается

118

TSDI & TMA | International Conference | 2022 Google Scholar indexed

Tashkent State Dental Institute Tashkent Medical Academy Bioethics and Law | Bioetika va huquq

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-114-119

quq

запретным? Можно ли, чтобы этими способами воспользовались верующие мусульмане? Глава отдела фетвы Управления мусульман Узбекистана Хомиджон Ишматбеков принял участие во втором заседании Совета по фетвам евразийского исламского союза, прошедшего в Стамбуле 16-17 декабря 2017 года. На повестку дня заседания были включены вопросы, связанные с искусственной инсеминацией, искусственным оплодотворением. Изучив все аспекты этого вопроса, ученые Управления мусульман Узбекистана опубликовали фетву «Об искусственном оплодотворении». 1. Применение искусственного оплодотворения допускается только в крайне необходимых случаях для супружеских пар, состоявших в браке, заключенном согласно мусульманским традициям - никох.

2. В ходе искусственного оплодотворения при хранении семени мужчин и женщин, состоявших в шариатском браке, необходимо соблюдать все меры предосторожности, чтобы не допустить смешивания семени чужих лиц. Также эту операцию должен осуществить квалифицированный врач.

3. Запрещается применение искусственного оплодотворения для пар, которые не состоят в шариатском браке.

4. Мусульмане, которым не безразлично сохранение чистоты своей родословной, не должны применять запрещенные способы искусственного оплодотворения», заключается в документе [4].

REFERENCES

1. Мухамедова З. М. Исламская биоэтика в историческом аспекте // Материалы Первого Национального конгресса по биоэтике с международным участием. -Т.: USAID, 2005. - C. 98 - 100.; Мухамедова З. М. XXI Ислом биоэтикаси муаммолари ва карама-каршиликлари. Toshkent Islom Universiteti. Scientific-Analytic Bulletin.2006, №3. -Б.37-43; Mukhamedova Z. M. Issues and contradictions in bioethics of 21st century: Islamic prospects. //Abstract book First Sub-Regional Expert Meeting on Ethics Education in Science and Technology. Iran,Tehran. 28-29 October 2006. - P. 27.

2. Амбросимова М.Ю., Нежметдинова Ф.Т., Гурылева М.Э. Мухамедова З. М. Авиценна. Нравственные основы медицины. - Москва: Вече, 2022. - С. 416.

3. Omar Hasan Kasule. Medical ethics from maqasid al shari'at//Jimasa volume12, #3 2005. - P 2-4.

4. Мухамедова З.М. Биоэтика. Учебник. Исторический и современный аспект философско-религиозных и этических

www.tsdi.uz

традиций в медицине. - Т.: 2021. - С. 430.

May 12, 2022

www.tma.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.