Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ БИОЭТИКИ'

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ БИОЭТИКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

973
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия / биоэтика / право / биосоциальное / человек / биотехнология / ценности / общество / жизнь / смерть / биомедицина / онтология / экзистенция / социокультурное / биоэтическое мышление

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Наргиза Тахировна Парпиева

Проблема человека эта вечная проблема философского исследования, основой которого является поиск путей сущности человека его свободы и защиты экзистенциальных прав человека. Современное развитие биотехнологии ставит перед человечеством защиту не только биосоциальной целостности и нравственных ценностей человека. Решение этого вопроса предполагает изучение проблемы сущности природы человека с учетом его не только философских, но и естественно-научных представлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ БИОЭТИКИ»

TSDI & TMA | International Conference | 2022 Google Scholar indexed

Tashkent State Dental Institute Tashkent Medical Academy Bioethics and Law | Bioetika va huquq

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-137-140

quq

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ БИОЭТИКИ

Наргиза Тахировна Парпиева

Старший преподаватель кафедры Общественных наук Ташкентского

финансового института

АННОТАЦИЯ

Проблема человека эта вечная проблема философского исследования, основой которого является поиск путей сущности человека его свободы и защиты экзистенциальных прав человека. Современное развитие биотехнологии ставит перед человечеством защиту не только биосоциальной целостности и нравственных ценностей человека. Решение этого вопроса предполагает изучение проблемы сущности природы человека с учетом его не только философских, но и естественно-научных представлений.

Ключевые слова: философия, биоэтика, право, биосоциальное, человек, биотехнология, ценности, общество, жизнь, смерть, биомедицина, онтология, экзистенция, социокультурное, биоэтическое мышление.

Социально-этические проблемы изучения человека возникли как естественное следствие научного и социально- исторического прогресса, как потребность защитить неповторимую природу человека от вмешательства науки и технологии в его природу. В современности социально-нравственные проблемы изучения сущности человека сконцентрировались вокруг такой новоиспеченной науки как биоэтика. Термин «биоэтика» был впервые использован в 1970 американским медиком Ван Ренсселером Поттером, который под биоэтикой понимал область исследований, призванную соединить биологические науки с этикой во имя решения в длительной перспективе задачи выживания человека как биологического вида при обеспечении достойного качества его жизни.

Данная действительность заставляет философию переосмыслить сущностные аспекты человека в современности с учетом его реального места, для того чтобы отгородить манипулирования жизнью и смертью в бытийной экзистенции человека. Все более очевидным становится справедливость высказывания великого немецкого философа И.Канта который отмечал, что философия в конечном счете нужна для

www.tsdi.uz

того, чтобы ответить на главный вопрос: «Как жить?»,

May 12, 2022

www.tma.uz

TSDI & TMA | International Conference | 2022 Tashkent State Dental Institute

Google Scholar indexed Tashkent Medical Academy

добавляя, «чтобы жить долго и при этом не болеть». Мысль И.Канта приобрела особую актуальность в условиях биотехнологического вторжения медицины в жизнь человека. В то же время кантовский вопрос «Как жить?» трансформировался в вопрос «Как защитить жизнь?».

Биоэтика стала не только одним из направлений этической науки, но и особым феноменом культуры человечества. Следовательно, необходимо ответить на следующие вопросы.

1.В чем сущность предмета науки «биоэтика» и в чем специфика ее проблематики?

2.Почему биоэтика приобрела такую актуальность в современности, которая делает науку особой областью философского исследования?

3. Каковы философские и естественнонаучные императивы формирования науки «биоэтика»?

4. Как соотносятся философские проблемы смысла жизни, добра и зла, смерти и бессмертия, и современные «биотехнологические» решения данных проблем в сфере биоэтики?

Чтобы ответить на эти вопросы необходимо раскрыть наиболее общую природу человека, которая включает его духовно - нравственную сущность. Биоэтика выступает не как самоцель, а как специфическая форма научного осмысления проблемы существования человека, соотношения духовного и биологического, морального выбора и свободы действий, этических вопросов современной медицины, защиты экзистенциальных прав человека. Именно в этом смысле раскрывается сущность биоэтики, как науки, которая непосредственно связана с существованием человека.

Все более возрастающий уровень нравственного плюрализма, необходимость этического и правового контроля за экспериментальными исследованиями в области медицины и биологии, активное вмешательство биомедицины в жизнь человека, интеграция биоэтических проблем- делают актуальной задачу дальнейшей разработки социально-философских проблем биоэтики. В узбекской философской литературе социально-этические проблемы познания человека рассматривается исходя из представления о диалектической связи социального и биологического в природе человека. Философские подходы к проблеме человека так или иначе интерпретируются в биоэтике и в философии. Методологическая установка о социальной сущности человека должна быть в полной мере реализована в биоэтике и ее основных принципах. Можно сделать вывод, что

www.tsdi.uz

138

TSDI & TMA | International Conference | 2022 Tashkent State Dental Institute

Google Scholar indexed Tashkent Medical Academy

DOL10i24412/2181-1385-2^^

различные философские подходы к биоэтике обусловлены различным пониманием сущности человека и зависят от осмысления человека в контексте природы, социума, культуры и духа.

Исходя из этого, сегодня назрела необходимость в философском осмыслении духовно-нравственных проблем биоэтики. «Биоэтика как нравственная сфера науки остро нуждается в философском осмыслении: мировоззренческой и аксиологической оценках биомедицины и новых «технологий». Специфика биоэтики в сопоставлении с более широкой областью — этикой науки -заключается в преимущественном внимании ее к тем граням науки и практической деятельности, которые сегодня претендуют на радикальное изменение природы и человека. Как отмечалось выше, в Узбекистане проблемы биоэтики в философии обсуждались в рамках фундаментальной этики и отсутствием фундаментальных исследований по теоретической биоэтике. В этой связи можно согласиться с Б.Г.Юдиным в том, «что подавляющую часть нынешнего потока литературы по биоэтике составляют работы прикладного характера, в которых ставятся и обсуждаются конкретные моральные проблемы, порождаемые прогрессом биотехнологии и развитием медицинской практики. Что касается теоретической биоэтики, то ей уделяется на много меньше внимания». (Юдин Б.Г. Основные этические принципы европейской биоэтики и биоправа//Вопросы философии. 2003. №5. с 80.)

Уникальность современной эпохи состоит в том, что глобальные кризисные явления и биотехнологическое вторжение человека «в жизнь» сделали чрезвычайно острыми традиционные, всегда казавшиеся «скучными» академические философские проблемы. Биомедицинские технологии ставят под угрозу одно из важнейших достижений современной культуры -уникальность личности, её право на свободу и неприкосновенность. Вопросы о природе человеческого существа, о сущности и смысле его жизни, о человеческом достоинстве и экзистенциальных правах становятся коренными вопросами выживания человека. Биоэтика в этом плане выступает как специфическая форма синтеза знаний о человеке, продолжая традиции философии и медицины и в то же время отличаясь от классической метафизики тем, что это происходит в условиях глобального кризиса цивилизации, появления новых биомедицинских технологий. Всё это требует от философов концептуального подхода к проблеме. В таком историческом контексте биоэтику можно рассматривать как новую форму практической философии, а в условиях агрессивного

www.tsdi.uz

139

TSDI & TMA | International Conference | 2022 Google Scholar indexed

Tashkent State Dental Institute Tashkent Medical Academy Bioethics and Law | Bioetika va huquq

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-137-140

quq

вторжения биомедицинских технологий в природу человека, которая начинает выступать как философия жизни и человеческого достоинства.

Таким образом, важнейшим направлением развития биоэтики является решение глобальной задачи современной цивилизации - создание новой парадигмы, нового типа биоэтического мышления, который изменит представления о реальности и человеческой природе, перебросит мост между современной наукой и древней мудростью, сможет примирить западный прагматизм с восточной духовностью, философию с жизнью. Таким образом, познание великого чуда жизни, осмысление великого предназначения жизни человека, требует от современного человека не только большой интеллектуальной инициативы, особенно в поисках новых социальных форм ее защиты, но и трепетного, как отмечал А. Швейцер, благоговения перед жизнью, что и находит сегодня наиболее адекватное выражение в достаточно информативном термине биоэтика.

www.tsdi.uz

May 12, 2022

www.tma.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.