TSDI & TMA | International Conference | 2022 Google Scholar indexed
Tashkent State Dental Institute Tashkent Medical Academy Bioethics and Law | Bioetika va huquq
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-21-24
quq
ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА - ВЗАИМОСВЯЗЬ И
АКТУАЛЬНОСТЬ
Лиана Павловна Дехтерева
к.ю.н., доцент Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана Мытищинский филиал
АННОТАЦИЯ
Правосознание включает, по крайней мере, три составные части: знание права, отношение к праву и навыки правового поведения. Правовая культура как показатель уровня правового развития общества отражает не только субъективную сторону поведения личности, но и степень материализации идей и представлений как осознанной необходимости, так и внутренней потребности.
Ключевые слова: правосознание; право; правовая идеология; правовая психология; правовая культура; морально-нравственные ценности; правоприменение.
В повседневной жизни каждого человека с неизбежностью возникают вопросы, как правильно поступать в различных ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, другими словами, как согласовать свои поступки с интересами других людей, корпоративными или общественными интересами. В этих ситуациях, как правило, решается проблема совмещения допустимого, желательного и должного поведения. Решение в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, которые в общей форме аккумулируют некоторый опыт общественного сознания.
В юридической литературе социальные нормы классифицируют в первую очередь на нормы права, нормы морали и нормы общественных организаций (корпоративные нормы). Взаимодействие норм права и норм морали в обществе является сложным и многогранным процессом, поскольку мораль или нравственность отражает представления в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом и т. д. Соответственно, право, как социальный регулятор общественных отношений, постоянно находится под влиянием морального фактора.
www.tsdi.uz
May 12, 2022
www.tma.uz
TSDI & TMA | International Conference | 2022 Tashkent State Dental Institute
Google Scholar indexed Tashkent Medical Academy
^01:10.24412/2181-1385-2022^^
Результатом этого взаимодействия можно считать сложившееся в обществе правосознание, как совокупность представлений и чувств по отношению к действующему, а также к желаемому праву. Правосознание формируется под непосредственным воздействием объективных потребностей и интересов различных социальных групп, является частью общественного сознания и потому испытывает влияние идеологических, философских, политических и, безусловно, морально-нравственных общественных приоритетов.
Общепризнано, что правосознание складывается из двух основных элементов: правовой идеологии и правовой психологии. Первый элемент большей частью связан с государственно-политической надстройкой. Второй же - отражает психическое отношение к праву и правовым институтам, что включает в себя:
- общественные интересы и мотивы деятельности определенных социальных групп;
- психологический уклад, т. е. привычки, традиции, убеждения;
- представления о праве и способы формирования этих представлений, такие как взаимовлияние, подражание, внушение и т. д.
Очевидно, что правовая психология напрямую связана с морально-нравственными ценностями общественного сознания.
К сожалению, в российском обществе исторически сформировано нигилистическое отношение к праву и его реализации, что имеет под собой объективную фактологическую и мировоззренческую основу. Правовой нигилизм приводит не только к отрицанию права как социальной ценности в обществе, но и к неуважительному отношению к нему, и в свою очередь, к деятельности органов государственной власти и правоохранительных органов.
Важно отметить, что правосознание включает в себя не только отношение к праву, но и наличие навыков правового поведения, которые должны в идеале превратиться в правовую привычку. Даже на фоне положительного отношения к праву, знания и понимания своих субъективных прав и обязанностей неизбежно требуются навыки правомерного поведения, что требует не меньших, а зачастую гораздо больших воспитательных, образовательных и культурологических усилий.
Таким образом, правосознание не может опережать культурное развитие общества, которое обусловлено историческими, политическими, идеологическими и другими
www.tsdi.uz
22
TSDI & TMA | International Conference | 2022 Tashkent State Dental Institute
Google Scholar indexed Tashkent Medical Academy
^01:10.24412/2181-1385-2022^^
социальными факторами, формирующими определенный общественный менталитет. В этом смысле правовая культура - в значительной степени результирующая категория, показатель и уровня правового развития, и особенностей правового развития, зеркальное отражение его правового сознания.
Подобно тому, как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни, правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу она обеспечивает систему правовых ценностей и идеалов, правовые нормы, гарантирующие единство и взаимодействие правовых институтов и организаций.
Рассмотрим далее, как правовая наука интерпретирует важнейшие понятия - правовое сознание и правовая культура.
С этой точки зрения, правосознание как объективная реальность - это сложившаяся на основе права и вместе с ним система идей, представлений и понятий о праве, содержащие понимание сущности права, путях его развития и развития правопорядка. Структуру правосознания можно рассматривать по субъектному составу. В этом случае выделяется правосознание индивидуальное, групповое и общественное, причем при характеристике субъектного состава правосознания обязательно иметь в виду те качественно своеобразные стороны, которые обусловливают уровень правовой идеологии и правовой психологии, присущих правосознанию тех или иных индивидов (групп общества).
Правосознание включает по крайней мере три составные части: знание права, отношение к праву и навыки правового поведения. Идеальный вариант (когда можно говорить о высоком правосознании) - неразрывное единство этих трех элементов.
Правовая культура как показатель уровня правового развития общества отражает не только субъективную сторону поведения личности, но и степень материализации идей и представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности. В общем виде правовая культура предстает и как система различных отношений, и как процесс воспроизводства составляющих ее элементов в сменяющихся поколениях людей.
Правовая культура предполагает высокое качество правотворческого процесса и столь же высокий уровень реализации права; достаточный уровень правового мышления и психологического восприятия правовой реальности;
www.tsdi.uz
23
TSDI & TMA | International Conference | 2022 Google Scholar indexed
Tashkent State Dental Institute Tashkent Medical Academy Bioethics and Law | Bioetika va huquq
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-21-24
quq
осознание специфических сторон правовой деятельности правоохранительных органов; осознание потенциальных результатов реализации требований законности в форме устойчивого и стабильного правопорядка.
Несомненно, правовая культура связана с правовым сознанием и опирается на него, однако она представляет самостоятельную категорию, так как включает не только социально-психологические процессы, фиксируемые в нормах права, но и юридически значимое поведение людей, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов. Правовая культура основана на тех элементах общественного сознания, которые непосредственно связаны с правовыми институтами и практикой их функционирования, с формированием определенного поведения людей в группе, коллективе, обществе.
Социальной актуальностью правовой культуры является ее безусловная полезность и необходимость для общества. Важнейшей проблемой сегодняшнего дня и, вероятно, последующего периода общественной жизни России будет являться механизм формирования правовой культуры, ответ на вопрос, почему в той или иной ситуации субъект действует правомерно. Конечно же, форма правомерного поведения в каждом конкретном случае индивидуальна, связана со спецификой мотивов и целей субъекта. Однако она всегда связана с правовой активностью - внутренне осознанным целенаправленным, инициативным деянием субъектов в сфере права. Объективная сторона правовой активности содержит не просто общественно полезное, целенаправленное, имеющее положительный результат деяние, а, главное, инициативное со стороны субъекта деяние. Субъективная же сторона характеризуется не только осознанием потребностей и интересов инициативной деятельности, но и готовность к ней.
Задача последовательного развития в России демократического гражданского общества невыполнима без развития и реализации рассмотренных нами правовых понятий и явлений, поскольку предполагает цивилизованные взаимоотношения личности и государства, гармонизацию отношений в обществе. Решение данной задачи без формирования и закрепления в общественной жизни и общественном менталитете правового сознания и правовой культуры исторически маловероятно.
www.tsdi.uz
May 12, 2022
www.tma.uz