Научная статья на тему 'Субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг в системе социальной защиты населения'

Субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг в системе социальной защиты населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг в системе социальной защиты населения»

УДК 336(075.8)

И.А. Яремчук

СУБСИДИИ НА ОПЛАТУ ЖИЛИЩНОКОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Семинар № 9

В современных условиях для Украины характерно расслоение ее общества по уровню жизни. Все чаще нам приходится сталкиваться с такими понятиями, как «бедность», «черта бедности», «нищета», «прожиточный минимум». Наряду с этим, появился определенный слой населения, набор материальных благ которого измеряется сотнями тысяч долларов. Что касается среднего слоя, то он постепенно исчезает, по мере роста цен и усиления налогового бремени. Парадокс состоит в том, что в силу несовершенства законодательной базы, социальной поддержкой пользуются не те, кто в ней действительно нуждается. Одна часть общества имеет отношение, в основном, к доходной части бюджета, пополняя ее и все больше приближаясь к «черте бедности», другая, пользуясь различными льготами, в силу слияния власти и денег, живет все лучше, внося все более весомый вклад в формирование среднестатистического показателя - уровень жизни населения.

Проблемы бедности давно волнуют ученых, философов и политологов. Начиная с IX века над этим вопросом размышляли: Анри Бергсон, Артур Пигу, Джон Бьюкенен, Карл Маркс и другие.

В настоящее время проблему социальной справедливости изучают М.М. Назаров, М.В. Мальчик, В.Ё. Андрущенко, В. П. Гетьман, Ю.В. Ки-

лимник, М.С. Сланцев, М.И. Казнова и другие.

Цель данной статьи: рассмотреть одну из составляющих системы социальных гарантий населения Украины

- субсидий по оплате жилищнокоммунальных услуг. Для начала определимся с некоторыми терминами и понятиями.

Социально-экономические гарантии - это метод обеспечения со стороны государства удовлетворения различных потребностей граждан на уровне социально признанных норм и стандартов [1, 2].

В соответствии с з Законом Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» [2] социальные нормативы классифицируются по характеру удовлетворения социальных потребностей и по уровню удовлетворения социальных потребностей.

По первому признаку выделяют: нормативы потребления, нормативы обеспечения и нормативы дохода.

По второму признаку выделяют: нормативы рационального потребления, нормативы минимального потребления и статистические нормативы.

Базовым государственным социальным стандартом является прожиточный минимум. Прожиточный минимум - стоимостная величина достаточного для обеспечения нормального функционирования организма че-

ловека, сохранения его здоровья набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности. В настоящее время средний прожиточный минимум составляет 492 грн. [3]. На основании прожиточного минимума определяются государственные социальные гарантии и стандарты в сфере доходов населения, жилищнокоммунального, бытового, социальнокультурного обслуживания, охраны здоровья и образования.

Поскольку предметом рассмотрения являются субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг определим какие социальные стандарты и нормативы являются определяющими для обеспечения социальных гарантий в этой области.

К ним относятся:

- граничная норма оплаты услуг по содержанию жилья, жилищнокоммунальных услуг в зависимости от получаемого дохода;

-социальная норма жилья и нормативы пользования жилищно-коммунальными услугами, относительно которых государство предоставляет субсидии малообеспеченным гражданам;

-показатели качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг [3].

Социальные гарантии в сфере жилищно-коммунальных услуг обеспечиваются через систему льгот, предоставляемых в форме жилищных субсидий.

Начало развитию субсидий в Украине было положено Постановлением Кабинета Министров Украины № 89 от 09.02.95 г. [4]. В соответствии с Постановлением, жилищные субсидии - это неденежная помощь семьям

в оплате жилищно-коммунальных услуг, а именно:

- содержании жилья;

- оплате холодного и горячего водоснабжения;

- оплате теплоснабжения;

- оплате электроэнергии;

- приобретении сжиженного газа;

- приобретении твердого и печного топлива и т.д.

В соответствии с программой жилищных субсидий право на помощь имеет любая семья, если ее расходы на жилье, коммунальные услуги и топливо в пределах установленных норм потребления и пользования превышают 20 % совокупного дохода.

Семья, которой назначена субсидия оплачивает 20 % среднемесячного совокупного дохода, а за приобретение сжиженного газа, твердого и печного бытового топлива

- 20 % годового совокупного дохода.

Если семья, проживающая в жилом помещении, состоит из пенсионеров, которые не работают, других неработоспособных граждан и детей и среднемесячный совокупный доход на одного проживающего не превышает 50 % прожиточного минимума, размер платы за жилье и коммунальные услуги составляет 15 % среднемесячного совокупного дохода семьи, а в случае приобретения сжиженного газа, твердого и печного бытового топлива

- 15 % годового совокупного дохода семьи.

Источником покрытия затрат на жилищно-коммунальные субсидии является Государственный бюджет и местные бюджеты.

Для оформления субсидии необходимы следующие документы:

- заявление и декларация имущественного состояния;

- справки о доходах каждого зарегистрированного в жилом помещении за 6 месяцев, предшествующих меся-

цу обращения за назначением субсидии;

- расчетная книжка о фактической оплате жилищно-коммунальных платежей;

- документы, удостоверяющие право собственности на жилье;

- справка о составе семьи, паспорта, идентификационные коды, пенсионные удостоверения, трудовые книжки неработающих (предьявляют-ся во время оформления субсидии).

В зависимости от вида, субсидия может быть назначена:

- на 6 месяцев - в общих случаях;

- на 12 месяцев - если в помещениях зарегистрированы и проживают неработающие пенсионеры и другие нетрудоспособные лица;

- на календарный год - для приобретения сжиженного газа и печного бытового топлива;

- с месяца обращения и до конца текущего года - на коммунальные услуги и одновременно на приобретение сжиженного газа, твердого и печного бытового топлива;

- на отопительный период - для оплаты природного газа или электроэнергии, которые потребляются на индивидуальное отопление.

Положение о порядке предоставления и назначения субсидий [5] предусматривает следующие виды ограничений в назначении субсидий:

- уполномоченный собственник, наниматель жилья сдает по договору в наем или в аренду жилое помещение;

- владелец (наниматель) или члены семьи имеют в своем владении более одного жилого помещения (дома), площадь которых в совокупности превышает установленные нормы;

- с момента приобретения жилья не прошло 12 календарных месяцев;

- в жилых помещениях зарегистрированы трудоспособные граждане,

которые не работают и не учатся на дневных отделениях учебных заведений на протяжении трех месяцев;

- кто-либо из членов семьи имеет транспортное средство, пребывающее в эксплуатации менее десяти лет.

Приведем пример расчета субсидии для семьи, состоящей из неработающих пенсионеров, проживающих в квартире, площадью 40 м2. Среднемесячный совокупный доход семьи составляет 800 грн. (две пенсии по 400 грн. каждая).

Оплата за жилье и коммунальные услуги по ценам на 01.01.07 г. составит:

- квартплата - 26,40 грн.(0,66-40);

- отопление - 171,20 грн. (4,2840);

- водоснабжение и канализация -53,82 грн. (26,91- 2);

- электроэнергия - 18,30 грн. (0.24- 75);

Общая сумма составит 307,82 грн. Поскольку расходы на оплату жилья и коммунальных услуг превышают 20% среднемесячного совокупного дохода, данная семья имеет право на получение субсидии в размере 147,82 грн. (307,82 - 800-0,2).

Опираясь на действующее законодательство можно сделать вывод, что субсидия - это адресная безвозмездная государственная помощь малообеспеченным семьям в оплате жилищно-коммунальных услуг, получение которой не влечет потери права собственности на жилье и необходимости возврата ранее полученной субсидии. Несмотря на это не все имеющие на нее право, обращаются в отделы субсидий. Одних пугает длительность оформления, других недоверие к безвозмездности данного вида социальной помощи, третьих нежелание быть внесенным в определенную базу данных, как того требует

процедура оформления субсидии. ной защиты населения должно учиты-

Поэтому дальнейшее развитие зако- вать эти моменты и способствовать их

нодательной базы в области социаль- преодолению.

1. Жилищный кодекс Украины - Харьков, Одисей, 2006. - 160 с.

2. О социальных государственных стан-

дартах и государственных социальных гарантиях: Закон Украины № 2017 -III

[Електронні текстові дані]. - Комп’ютерний довідник “Ліга бізнесінформ”. - Ліга: закон версія 7.7.1.

3. О государственном бюджете: Закон

Украины № 489 -V [Електронні текстові дані]. - Комп’ютерний довідник “Ліга

бізнесінформ”. - Ліга: закон версія 7.7.1.

4. О порядке предоставления населению субсидий для возмещения затрат на

-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретения сжиженного газа и твердого топлива: Положение Кабинета Министров Украины №89 от 04.02.95 г. [Електронні текстові дані]. - Компьютер-ний довідник “Ліга бізнесінформ”. - Ліга: закон версія 7.7.1.

5. Положение о порядке назначения и предоставления субсидий: Постановление

Кабинета Министров Украины № 848 от 21.10.95 г. [Електронні текстові дані]. -Комп’ютерний довідник “Ліга бізнесінформ”. -Ліга: закон версія 7.7.1. ШИР

— Коротко об авторе ---------------------------------------------------------------

Яремчук И.А. - старший преподаватель кафедры учета и аудита Национального горного университета.

Доклад рекомендован к опубликованию семинаром № 9 симпозиума «Неделя горняка-2007». Рецензент д-р экон. наук, проф. М.Х. Пешкова.

---------------------------------- ДИССЕРТАЦИИ

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ

Автор Название работы Специальность Ученая степень

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЛАЗАРЕВА Валентина Георгиевна Исследование и моделирование плотности сетки скважин и системы заводнения низкопроницаемых юрских отложений 05.13.01 к.т.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.