УДК 336(075.8)
И.А. Яремчук
СУБСИДИИ НА ОПЛАТУ ЖИЛИЩНОКОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Семинар № 9
В современных условиях для Украины характерно расслоение ее общества по уровню жизни. Все чаще нам приходится сталкиваться с такими понятиями, как «бедность», «черта бедности», «нищета», «прожиточный минимум». Наряду с этим, появился определенный слой населения, набор материальных благ которого измеряется сотнями тысяч долларов. Что касается среднего слоя, то он постепенно исчезает, по мере роста цен и усиления налогового бремени. Парадокс состоит в том, что в силу несовершенства законодательной базы, социальной поддержкой пользуются не те, кто в ней действительно нуждается. Одна часть общества имеет отношение, в основном, к доходной части бюджета, пополняя ее и все больше приближаясь к «черте бедности», другая, пользуясь различными льготами, в силу слияния власти и денег, живет все лучше, внося все более весомый вклад в формирование среднестатистического показателя - уровень жизни населения.
Проблемы бедности давно волнуют ученых, философов и политологов. Начиная с IX века над этим вопросом размышляли: Анри Бергсон, Артур Пигу, Джон Бьюкенен, Карл Маркс и другие.
В настоящее время проблему социальной справедливости изучают М.М. Назаров, М.В. Мальчик, В.Ё. Андрущенко, В. П. Гетьман, Ю.В. Ки-
лимник, М.С. Сланцев, М.И. Казнова и другие.
Цель данной статьи: рассмотреть одну из составляющих системы социальных гарантий населения Украины
- субсидий по оплате жилищнокоммунальных услуг. Для начала определимся с некоторыми терминами и понятиями.
Социально-экономические гарантии - это метод обеспечения со стороны государства удовлетворения различных потребностей граждан на уровне социально признанных норм и стандартов [1, 2].
В соответствии с з Законом Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» [2] социальные нормативы классифицируются по характеру удовлетворения социальных потребностей и по уровню удовлетворения социальных потребностей.
По первому признаку выделяют: нормативы потребления, нормативы обеспечения и нормативы дохода.
По второму признаку выделяют: нормативы рационального потребления, нормативы минимального потребления и статистические нормативы.
Базовым государственным социальным стандартом является прожиточный минимум. Прожиточный минимум - стоимостная величина достаточного для обеспечения нормального функционирования организма че-
ловека, сохранения его здоровья набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности. В настоящее время средний прожиточный минимум составляет 492 грн. [3]. На основании прожиточного минимума определяются государственные социальные гарантии и стандарты в сфере доходов населения, жилищнокоммунального, бытового, социальнокультурного обслуживания, охраны здоровья и образования.
Поскольку предметом рассмотрения являются субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг определим какие социальные стандарты и нормативы являются определяющими для обеспечения социальных гарантий в этой области.
К ним относятся:
- граничная норма оплаты услуг по содержанию жилья, жилищнокоммунальных услуг в зависимости от получаемого дохода;
-социальная норма жилья и нормативы пользования жилищно-коммунальными услугами, относительно которых государство предоставляет субсидии малообеспеченным гражданам;
-показатели качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг [3].
Социальные гарантии в сфере жилищно-коммунальных услуг обеспечиваются через систему льгот, предоставляемых в форме жилищных субсидий.
Начало развитию субсидий в Украине было положено Постановлением Кабинета Министров Украины № 89 от 09.02.95 г. [4]. В соответствии с Постановлением, жилищные субсидии - это неденежная помощь семьям
в оплате жилищно-коммунальных услуг, а именно:
- содержании жилья;
- оплате холодного и горячего водоснабжения;
- оплате теплоснабжения;
- оплате электроэнергии;
- приобретении сжиженного газа;
- приобретении твердого и печного топлива и т.д.
В соответствии с программой жилищных субсидий право на помощь имеет любая семья, если ее расходы на жилье, коммунальные услуги и топливо в пределах установленных норм потребления и пользования превышают 20 % совокупного дохода.
Семья, которой назначена субсидия оплачивает 20 % среднемесячного совокупного дохода, а за приобретение сжиженного газа, твердого и печного бытового топлива
- 20 % годового совокупного дохода.
Если семья, проживающая в жилом помещении, состоит из пенсионеров, которые не работают, других неработоспособных граждан и детей и среднемесячный совокупный доход на одного проживающего не превышает 50 % прожиточного минимума, размер платы за жилье и коммунальные услуги составляет 15 % среднемесячного совокупного дохода семьи, а в случае приобретения сжиженного газа, твердого и печного бытового топлива
- 15 % годового совокупного дохода семьи.
Источником покрытия затрат на жилищно-коммунальные субсидии является Государственный бюджет и местные бюджеты.
Для оформления субсидии необходимы следующие документы:
- заявление и декларация имущественного состояния;
- справки о доходах каждого зарегистрированного в жилом помещении за 6 месяцев, предшествующих меся-
цу обращения за назначением субсидии;
- расчетная книжка о фактической оплате жилищно-коммунальных платежей;
- документы, удостоверяющие право собственности на жилье;
- справка о составе семьи, паспорта, идентификационные коды, пенсионные удостоверения, трудовые книжки неработающих (предьявляют-ся во время оформления субсидии).
В зависимости от вида, субсидия может быть назначена:
- на 6 месяцев - в общих случаях;
- на 12 месяцев - если в помещениях зарегистрированы и проживают неработающие пенсионеры и другие нетрудоспособные лица;
- на календарный год - для приобретения сжиженного газа и печного бытового топлива;
- с месяца обращения и до конца текущего года - на коммунальные услуги и одновременно на приобретение сжиженного газа, твердого и печного бытового топлива;
- на отопительный период - для оплаты природного газа или электроэнергии, которые потребляются на индивидуальное отопление.
Положение о порядке предоставления и назначения субсидий [5] предусматривает следующие виды ограничений в назначении субсидий:
- уполномоченный собственник, наниматель жилья сдает по договору в наем или в аренду жилое помещение;
- владелец (наниматель) или члены семьи имеют в своем владении более одного жилого помещения (дома), площадь которых в совокупности превышает установленные нормы;
- с момента приобретения жилья не прошло 12 календарных месяцев;
- в жилых помещениях зарегистрированы трудоспособные граждане,
которые не работают и не учатся на дневных отделениях учебных заведений на протяжении трех месяцев;
- кто-либо из членов семьи имеет транспортное средство, пребывающее в эксплуатации менее десяти лет.
Приведем пример расчета субсидии для семьи, состоящей из неработающих пенсионеров, проживающих в квартире, площадью 40 м2. Среднемесячный совокупный доход семьи составляет 800 грн. (две пенсии по 400 грн. каждая).
Оплата за жилье и коммунальные услуги по ценам на 01.01.07 г. составит:
- квартплата - 26,40 грн.(0,66-40);
- отопление - 171,20 грн. (4,2840);
- водоснабжение и канализация -53,82 грн. (26,91- 2);
- электроэнергия - 18,30 грн. (0.24- 75);
Общая сумма составит 307,82 грн. Поскольку расходы на оплату жилья и коммунальных услуг превышают 20% среднемесячного совокупного дохода, данная семья имеет право на получение субсидии в размере 147,82 грн. (307,82 - 800-0,2).
Опираясь на действующее законодательство можно сделать вывод, что субсидия - это адресная безвозмездная государственная помощь малообеспеченным семьям в оплате жилищно-коммунальных услуг, получение которой не влечет потери права собственности на жилье и необходимости возврата ранее полученной субсидии. Несмотря на это не все имеющие на нее право, обращаются в отделы субсидий. Одних пугает длительность оформления, других недоверие к безвозмездности данного вида социальной помощи, третьих нежелание быть внесенным в определенную базу данных, как того требует
процедура оформления субсидии. ной защиты населения должно учиты-
Поэтому дальнейшее развитие зако- вать эти моменты и способствовать их
нодательной базы в области социаль- преодолению.
1. Жилищный кодекс Украины - Харьков, Одисей, 2006. - 160 с.
2. О социальных государственных стан-
дартах и государственных социальных гарантиях: Закон Украины № 2017 -III
[Електронні текстові дані]. - Комп’ютерний довідник “Ліга бізнесінформ”. - Ліга: закон версія 7.7.1.
3. О государственном бюджете: Закон
Украины № 489 -V [Електронні текстові дані]. - Комп’ютерний довідник “Ліга
бізнесінформ”. - Ліга: закон версія 7.7.1.
4. О порядке предоставления населению субсидий для возмещения затрат на
-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретения сжиженного газа и твердого топлива: Положение Кабинета Министров Украины №89 от 04.02.95 г. [Електронні текстові дані]. - Компьютер-ний довідник “Ліга бізнесінформ”. - Ліга: закон версія 7.7.1.
5. Положение о порядке назначения и предоставления субсидий: Постановление
Кабинета Министров Украины № 848 от 21.10.95 г. [Електронні текстові дані]. -Комп’ютерний довідник “Ліга бізнесінформ”. -Ліга: закон версія 7.7.1. ШИР
— Коротко об авторе ---------------------------------------------------------------
Яремчук И.А. - старший преподаватель кафедры учета и аудита Национального горного университета.
Доклад рекомендован к опубликованию семинаром № 9 симпозиума «Неделя горняка-2007». Рецензент д-р экон. наук, проф. М.Х. Пешкова.
---------------------------------- ДИССЕРТАЦИИ
ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ
Автор Название работы Специальность Ученая степень
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЛАЗАРЕВА Валентина Георгиевна Исследование и моделирование плотности сетки скважин и системы заводнения низкопроницаемых юрских отложений 05.13.01 к.т.н.