Научная статья на тему 'Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг органами местного самоуправления Российской Федерации'

Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг органами местного самоуправления Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
880
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг органами местного самоуправления Российской Федерации»

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СУБСИДИЙ НА ОПЛАТУ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ______________

ЯНОВСКИЙ В.. В..

си си о ^ ^ ц

О

си со & с

3 ь л

аД

К О С

118

П

Валерий Витальевич Яновский — кандидат физико-математических наук, доцент, член федерального регистра экспертов в научно-технической сфере, член Совета УМО ВУЗов России по образованию в области менеджмента, заместитель декана факультета государственного и муниципального управления Северо-Западной академии государственной службы

редоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является одной из мер социальной поддержки граждан с низким уровнем доходов, которые в силу определенных причин не могут оплачивать жилищно-коммунальные услуги без серьезного ущерба для качества их жизни и здоровья. Особенно это актуально в период реформирования жилищно-коммунального комплекса и значительного повышения размеров платы за жилые помещения и коммунальные услуги.

Отметим, что субсидия — это имеющая целевое назначение полная или частичная предварительная оплата предоставляемых гражданам жилого помещения и коммунальных услуг из бюджетов различных уровней.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Расходы граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг рассчитываются исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, ис-

пользуемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам ч. 6 ст. 159 Жилищного кодекса РФ.

Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищнокоммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.

В ч. 1 ст. 159 ЖК РФ заложен принцип расчета субсидий, согласно которому происходит переход к расчету по одному основанию. Это позволяет обеспечить строгую зависимость размера предоставляемой субсидии от размера совокупного дохода семьи.

Размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, устанавливаемый субъектом Российской Федерации, позволяет рассчитать объем средств, необходимых для предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам с низким уровнем

доходов.

Совокупный доход семьи в целях предоставления субсидии исчисляется в соответствии с абзацем вторым ст. 5 и ст. 6-12 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» от 5 апреля 2003 г.1 с учетом:

— видов доходов, указанных в Перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденном постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512, за исключением денежных эквивалентов полученных гражданами льгот по оплате жилья и коммунальных услуг и социальных гарантий,установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Например, ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ2 установлено, что впредь до вступления в силу соответствую-

Федеральный закон «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» от 5 апреля 2003. № 44-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 14. Ст. 1257.

Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов „О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной

119

2

управленческое

консультирование

управленческое

консультирование

щего федерального закона сумма ежемесячной денежной выплаты, установленной в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», не учитывается при исчислении размера совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для оценки их нуждаемости при определении права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг);

— доходов, полученных от сдачи жилых помещений внаем (поднаем);

— компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, выплачиваемой отдельным категориям граждан;

— денежных средств, выделяемых опекуну (попечителю) на содержание подопечного. Среднемесячный доход каждого

члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного пери-

ода, на число месяцев, в течение которых он имел эти доходы.

Среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде равен сумме среднемесячных доходов всех членов семьи.

Среднедушевой доход семьи в расчетном периоде исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи, определяемых с учетом порядка и условий, предусмотренных п. 16 Положения о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства РФ «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» от 30 августа 2004 г. № 4443 . Согласно ст. 13 и 14 ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и(или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.

При расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются: военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в каче-

120

власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»11» от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 35, ст. 3607; 2005. № 1. ч. I. Ст. 25.

Постановление Правительства РФ «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» от 30 августа 2004 г. № 444 // СЗ РФ. 2004. № 36. Ст. 3671.

3

стве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы; лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда; лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.

Совокупный доход семьи, используемый при расчете размера субсидии в соответствии с п. 22 и 23 Положения №444, равен произведению среднедушевого дохода семьи в расчетном периоде на количество членов семьи заявителя (получателя субсидии), имеющих право на субсидии.

ЖК РФ ввел новое правило, согласно которому для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (ч. 1 ст. 159).

Таким образом, семьи, среднедушевой доход которых ниже установленного прожиточного минимума, получили еще одну гарантию социальной поддержки со стороны государства. Поправочный коэффициент, предусмотренный ч. 1 ст. 159 ЖК РФ, позволяет снизить для таких категорий граждан величину максимально

допустимой доли их расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

С помощью поправочного коэффициента органы государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливают для этих категорий граждан максимально допустимую долю расходов на оплату жилья и коммунальных услуг ниже, чем для прочих категорий граждан с таким же уровнем доходов. Данная льгота является дополнительной к жилищным субсидиям, поэтому рассчитывается с учетом возможного получения жилищной субсидии.

Прожиточный минимум — это стоимостная оценка потребительской корзины (минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности), а также обязательные платежи и сборы.

Величина прожиточного минимума на душу определяется ежеквартально в каждом субъекте Российской Федерации.

Сведения о величине прожиточного минимума публикуются ежеквартально в официальных изданиях Правительства РФ и в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Ч. 2 ст. 159 ЖК РФ устанавливает закрытый перечень граждан, которые имеют право на получение субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Право на субсидии имеют граждане:

ее

ои

са ев чо

р

и

т

ь

Ч

ру

пс

о

к

121

управленческое

консультирование

122

1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

3) члены жилищных кооперативов;

4) собственники жилых помещений.

Установленные здесь положения позволяют исключить возможность отказа в предоставлении субсидий гражданам, имеющим на них право, под каким бы то ни было предлогом, в том числе проживающим в домах частного жилищного фонда и собственникам жилых помещений.

Ст. 154 ЖК РФ к гражданам, имеющим право на получение субсидий, относит нанимателей жилых помещений, членов жилищных, жилищностроительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственников жилых помещений, граждан, проживающих в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности.

Пользователями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, которые имеют право на получение субсидий, являются, в частности:

— наниматели по договорам социального найма (см. гл. 7-8 ЖК РФ);

— наниматели по договорам найма специализированных жилых помещений, предусмотренным гл. 9-10 ЖК РФ, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам.

4 Там же. СЗ РФ. 2004. №36. Ст. 3671.

Следует отметить, что в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» от 30.08.2004 г. № 4444, такое право на получение субсидий не предусмотрено для нанимателей по договору найма жилых помещений частного жилищного фонда. Согласно п. 4 данного Положения граждане, проживающие в жилом помещении на основании договора найма, заключенного с собственниками жилых помещений (физическими и юридическими лицами) частного жилищного фонда, или договора поднайма, заключенного с нанимателями жилых помещений в жилищном фонде независимо от формы собственности, не имеют права на получение субсидий.

Представляется, что данное несоответствие подзаконного правового акта новому Жилищному кодексу должно быть устранено путем внесения соответствующих изменений в указанное Положение или принятия нового положения о предоставлении субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

ЖК РФ определил органы и учреждения, в компетенцию которых входит предоставление субсидий гражданам, и основание для предоставления таких субсидий. Так, согласно ч. 3 ст. 159 ЖК РФ субсидии предоставляются органом местного самоуправления или управомоченным им учреждением гражданам, имеющим право на такие субсидии, на основании их заявлений с учетом постоянно

проживающих совместно с ними членов их семей. Аналогичная по содержанию норма содержалась и в ст. 154.

Субсидии предоставляются перечисленным выше гражданам и проживающим совместно с ними по месту постоянного жительства членам их семей.

Для получения субсидий указанные граждане или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту жительства следующие документы:

— заявление о предоставлении субсидии;

— документы о составе семьи заявителя;

— копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением;

— документы, подтверждающие доходы заявителя и всех членов семьи, которые учитываются при решении вопроса о предоставлении субсидии;

— документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления месяц, и о наличии (отсутствии) просроченной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

— копии документов, подтверждающих право на льготы или компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг заявителя и членов семьи, про-

живающих совместно с ним по месту постоянного жительства;

— копии документов, удостоверяющих гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи.

Названные документы могут направляться в уполномоченные органы по почте. При этом днем обращения за субсидией считается дата их получения уполномоченным органом. Обязанность подтверждения факта отправки указанных документов лежит на заявителе. В связи с этим целесообразно отправлять соответствующие документы заказным (ценным) письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Это при необходимости позволит документально подтвердить и дату отправления, и дату вручения уполномоченному органу, и перечень направленных по почте документов.

Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений, а также документов, в которых они содержатся. Представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

В заявлении о предоставлении субсидии должно быть изложено согласие заявителя и членов его семьи на проверку уполномоченным органом в налоговых и таможенных органах представленных сведений о доходах.

Уполномоченные органы вправе проверять предоставленные заявителем сведения путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской

ее

ои

са ев чо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

р

и

т

ь

Ч

ру

пс

о

к

123

управленческое

консультирование

124

Федерации и ее субъектов, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей,налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, другие органы и организации.

Уполномоченные органы и их должностные лица несут ответственность за распространение и незаконное использование конфиденциальной информации, ставшей известной им в связи с решением вопроса о предоставлении субсидий.

Органы местного самоуправления должны обеспечивать достаточное финансирование административных потребностей служб жилищных субсидий с тем, чтобы реально обеспечить всем нуждающимся возможность оформления субсидии, а также контроль за предоставлением жилищных субсидий всем гражданам, имеющим на то право.

Правительством РФ рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принимать меры для обеспечения на базе современных информационных технологий взаимодействия субъектов, участвующих в процессе предоставления субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в целях уменьшения количества документов, предоставляемых гражданами, и контроля правомерности предоставления субсидий.

Поскольку в отличие от компенсаций субсидии представляют собой предварительное предоставление

средств, предназначенных для непосредственной оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, в ч. 4 ст. 159 ЖК РФ определен срок перечисления гражданам субсидий: субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного ч. 1 ст. 155 ЖК РФ. Иными словами, названные средства должны поступать к плательщикам до начала периода оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.

Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги может определяться в соответствии с общим правилом ч. 1 ст. 155 ЖК РФ: (предусмотрена ежемесячная оплата до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем). Договором управления многоквартирным домом могут быть определены иные сроки, и тогда внесение платы осуществляется в соответствии с условиями договора. При этом в любом случае плата за жилое помещение и коммунальные услуги должна быть внесена до истечения срока, установленного ЖК РФ или договором управления.

В ЖК РФ не предусмотрены способы перечисления субсидий гражданам. Механизм предоставления субсидий в настоящее время регулируется Положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Однако следует напомнить, что в данном Положении имеются нормы, противоречащие ЖК РФ. В связи с этим оно подлежит применению только в той части, которая соответствует нормам ЖК РФ (см. ч. 1 ст. 4 Федерального закона

«О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г., далее — Вводный закон).

Получателям субсидий, которые по состоянию здоровья, в силу возраста, пешей или транспортной недоступности не имеют возможности открывать персонифицированные социальные счета и пользоваться ими, выплата (доставка) субсидий может осуществляться по решению уполномоченного органа через организации связи либо иным способом.

Получатели субсидий вправе за счет субсидий производить оплату жилого помещения и любых видов предоставляемых им коммунальных услуг. При этом указанная оплата производится в полном объеме (без уменьшения на сумму субсидий).

В случаях, когда субсидии перечисляются на персонифицированные социальные счета, уменьшение размера субсидий из-за снижения расходов, связанных с уменьшением платежей при нарушении потребительских свойств, объемов или режима предоставления жилищных и коммунальных услуг, не производится.

До перехода к перечислению субсидий на персонифицированные социальные счета размер начисленных платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, подлежащие оплате получателями субсидий, уменьшается на размер предоставленных субсидий. Субсидия, причитающаяся получателю субсидии, распределяется уполномоченным органом по видам платежей за жилое помещение и коммунальные услуги пропорционально начислен-

ным платежам и отражается в соответствующих платежных документах и в персональном деле. При снижении размера начисленных платежей из-за нарушения потребительских свойств, объемов или режима предоставления жилищных и коммунальных услуг часть субсидии, приходящаяся на оплату соответствующей некачественной услуги, подлежит уменьшению уполномоченным органом пропорционально снижению начисленного за такую услугу платежа.

Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме путем перечисления суммы субсидий на счета организаций, оказывающих услуги (за исключением субсидий, которые в соответствии с заключенными договорами перечисляются гражданам на персонифицированные социальные счета). Жилищные и ресурсоснабжающие организации,получающие компенсации за жилищные субсидии, назначенные конкретным гражданам, ведут по ним обособленный учет и распределяют по целевому назначению получателям субсидий путем присоединения к платежу за соответствующий месяц.

В постановлениях Правительства РФ органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано организовать с целью создания условий для развития конкуренции и демонополизации управления жилищным фондом введение собственниками жилищного фонда или уполномоченными ими организациями субсчетов по каждому многоквартирному дому для перечисления на эти счета платежей граждан, субсидий,

ее

ои

са ев чо

р

и

т

ь

Ч

ру

пс

о

к

125

управленческое

консультирование

дотаций и иных средств на оплату жилья и коммунальных услуг5.

Выше были перечислены условия, при наличии которых гражданам предоставляется право на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Помимо этого ЖК РФ установлено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч. 5 ст. 159).

Нормы ч. 5 ст. 159 ЖК РФ по своему содержанию являются ограничительными, так как граждане не могут претендовать на получение субсидий, если они имеют задолженность по оплате и не заключили и (или) не выполняют соглашения по погашению такой задолженности.

Наиболее часто встречающаяся причина возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг — отсутствие необходимых средств в связи с невыплатой заработной платы, низким уровнем доходов граждан и (или) быстрым ростом размера платежей за жилое помещение и (или) предоставляемые коммунальные услуги. Законодатель, формулируя таким образом норму ст. 159, тем самым устанавливает правило, в соответствии с которым граждане, имеющие просроченную задолженность, при их со-

гласии погасить эту задолженность в согласованные сроки, не могут быть лишены права на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Это отвечает целям социальной справедливости, так как дает наименее обеспеченным категориям граждан возможность исключить просроченную задолженность путем ее погашения.

Задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (если не заключено и (или) не выполняется соглашение по ее погашению) может явиться основанием как в отказе в предоставлении субсидии, так и в приостановлении перечисления субсидии, а впоследствии и в прекращении ее предоставления.

Так, уполномоченный орган вправе приостановить перечисление субсидии в случае неоплаты получателем субсидии текущих платежей за жилищно-коммунальные услуги. Такое приостановление производится до выяснения причин задержки оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, полного погашения текущей задолженности или согласования сроков ее погашения, но не более срока, определенного в порядке и условиях предоставления субсидий, установленных субъектом Российской Федерации. Предоставление субсидии прекращается уполномоченным органом, в частности, в случае истечения срока погашения задолженно-

126

Постановление Правительства РФ «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год» от 25 августа 2003 г. № 522. П. 5 // СЗ РФ. 2003. № 35. Ст. 3439; Постановление Правительства РФ «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год» от 26 августа 2004 г. № 441. П. 4 // СЗ РФ. 2004. № 36. Ст. 3669.

сти, установленного в соглашении по ее погашению, при отсутствии уважительной причины задержки оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.

Решение вопроса о погашении имеющейся у граждан задолженности находится в рамках отношений, регулируемых жилищным и гражданским законодательством, и должно осуществляться организациями жилищно-коммунального комплекса методами, предусмотренными законодательством и формами, не затрагивающими предоставление государственных социальных гарантий социально незащищенным малоимущим гражданам.

В соответствии с ч. 6 ст. 159 ЖК РФ при определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищнокоммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические парамет-

ры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.

Перечисленные региональные стандарты являются основой для расчета расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а согласно ч. 6 ст. 159 ЖК РФ данные стандарты применяются также при определении прав граждан на субсидии и при расчете размеров субсидий.

Расчет регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг по муниципальным образованиям (в том числе — по видам услуг) целесообразно осуществлять с минимальным учетом уровня развития соответствующей инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, ограничившись учетом объективных различий между стоимостью этих услуг в городской и сельской местности. В противном случае возникнут неравные условия для муниципальных образований с различным уровнем развития инфраструктуры жилищнокоммунального хозяйства, что в итоге приведет к консервации этого неравенства.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан в силу ч. 7 ст. 159 ЖК РФ устанавливаются Правительством РФ.

ее

ои

са ев чо

р

и

т

ь

Ч

ру

пс

о

к

127

управленческое

консультирование

В настоящее время условия и порядок предоставления субсидий, определение размера субсидии, порядок учета доходов и исчисления совокупного дохода семьи и одиноко проживающего гражданина, а также среднедушевого дохода семьи, особенности предоставления субсидий некоторым категориям граждан, механизм предоставления субсидий, финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий, приостановление перечисления субсидий и прекращение предоставления субсидий регулируются постановлением Правительства РФ «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» от 30 августа 2004 г. № 4446. Данным постановлением утверждено Положение о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

С 1 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон № 122-ФЗ, посвященный разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с которым субсидии предоставляются регионами, передающими эти полномочия муниципальным образованиям.

В соответствии с названным ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных зако-

нодательством для отдельных категорий граждан. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованном в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренный в Фонде компенсаций бюджетам субъектов Федерации, определяется исходя из: количества лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденного Правительством РФ федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюд-жетных трансфертов.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством РФ. Например, постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2004 г. №652 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на про-

128

Постановление Правительства РФ «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» от 30 августа 2004 г. № 444 // СЗ РФ. 2004. №36. Ст. 3671.

6

изводственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов7.

С целью обеспечения финансирования расходов на предоставление льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Правительством РФ утверждаются методики распределения субвенций из Федерального фонда компенсаций между субъектами Российской Федерации на текущий год. Форма предоставления гражданам социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий их получателей, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, —

список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади и т. д. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае использования средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Контроль за правильностью использования субъектами Российской Федерации субвенций возлагается на Федеральную службу финансовобюджетного надзора и Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Счетную палату РФ в соответствии с установленными полномочиями.

Объем финансирования расходов, связанных с предоставлением субсидий, устанавливается законами о бюджетах соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год. Органы государственной власти субъектов Федерации уста-

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении „Маяк“ и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов» от 19 ноября 2004 г. // СЗ РФ. 2004. № 48. Ст. 4782.

129

7

управленческое

консультирование

управленческое

консультирование

130

навливают порядок и сроки направления муниципальным образованиям средств бюджетов субъектов Федерации для частичного возмещения расходов, связанных с предоставлением субсидий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определение необходимого объема финансирования производится исходя из расчетов по федеральным стандартам, устанавливаемым для конкретного региона на соответствующий год.

В ч. 9 ст. 159 ЖК РФ сделан акцент на специальном регулировании Правительством РФ порядка финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках. К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством РФ по представлению Минобороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба)8.

ЖК РФ установил параметры, находящиеся в основе расчета размера субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации. Так, в

соответствии с ч. 10 ст. 159 ЖК РФ, размер субвенции из бюджета субъекта Российской Федерации рассчитывается исходя из статистической информации о распределении населения муниципального образования относительно уровней среднедушевых доходов и из региональных стандартов:

1) нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий;

2) стоимости жилищно-коммунальных услуг, дифференцированной по муниципальным образованиям;

3) максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Названные региональные стандарты устанавливаются субъектами Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"» от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ органы государственной власти субъектов Федерации обязаны предоставлять субвенции местным бюджетам на исполнение полномочий по выплате гражданам адресных субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в соответствии с устанавлива-

Распоряжение Правительства РФО перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, Пограничной службы РФ и органов ФСБ РФ, от 1 июня 2000 г. № 752-р // СЗ РФ. 2000. № 24. Ст. 2616; 2001. № 32. Ст. 3406, № 47. Ст. 4455; 2002. № 4. Ст. 355; № 28. Ст. 2892; 2003. №7. Ст. 679; № 12. Ст. 1173; № 19. Ст. 1854; № 50. Ст. 4918; 2004. № 20. Ст. 1965.

емыми органами государственной власти субъекта Федерации стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.

Размер субвенций муниципальному образованию на предоставление жилищных субсидий населению по оплате жилья и коммунальных услуг определяется на основе оценки расходов населения на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также распределения населения по уровню среднедушевых доходов в условиях планируемого года.

Распределение населения по уровню среднедушевых доходов определяется на основе данных Комитета по статистике субъекта Российской Федерации за последний отчетный год. В целях приведения величины доходов населения в последнем отчетном году к условиям планируемого года, их размер индексируется на прогноз роста доходов населения в планируемом году по отношению к последнему отчетному году по каждой группе доходов.

Общий объем субвенций муниципальному образованию на выплату субсидий определяется суммированием выплат. Основой для таких расчетов являются данные муниципальной статистики о распределении населения муниципального образования относительно уровней среднедушевых доходов.

Территориальные органы государственной статистики оказывают методологическую и консультативную помощь органам местного самоуправления в ведении муниципальной статистики. Целью такой статистики, в частности, является сбор

информации в муниципальном образовании по следующим статистическим показателям:

— средний размер месячной пенсии всех пенсионеров, получающих пенсию на общих основаниях;

— число семей, состоящих на учете для улучшения жилищных условий на конец года;

— количество семей, получающих субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг;

— прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения (в среднем на душу);

— денежные расходы (всего) и в том числе потребительские расходы, из них: покупка товаров, оплата услуг, другие расходы;

— превышение денежных доходов над расходами;

— среднедушевой доход населения;

— среднедушевые платежи населения за жилищно-коммунальные услуги;

— сумма превышения платежей за жилищно-коммунальные услуги по установленным нормам в сравнении с предельно допустимыми платежами;

— численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума;

— численность населения, имеющего право на субсидии по платежам за жилищно-коммунальные услуги (т. е. граждан, у которых платежи за жилищно-коммунальные услуги по установлен-

ее

ои

са ев чо

р

и

т

ь

Ч

ру

С о

о

к

131

управленческое

консультирование

132

ным нормам превышают их среднедушевой доход);

— уровень расслоения населения (отношение суммарных доходов 10% самых богатых к суммарным доходам 10% самых бедных). Статистическая информация о распределении населения муниципального образования относительно уровней среднедушевых доходов собирается в соответствии с Унифицированной системой показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования. В случае отсутствия информации о распределении населения отдельных муниципалитетов по доходным группам, а также в целях упрощения расчетов используется доля (численность) населения, подпадающая под критерии предоставления адресной жилищной субсидии, по муниципальным образованиям. Субвенции могут быть использованы только для предоставления субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Субъект Российской Федерации может предоставлять дополнительные льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг малоимущим гражданам. Для этого субъектам Федерации целесообразно устанавливать прогрессивную шкалу максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг. При этом указанная доля должна быть тем ниже, чем ниже подушевые доходы граждан, что в большей степени обеспечит их социальную защищенность.

Новым Жилищным кодексом органам местного самоуправления

предоставлены полномочия по установлению дополнительных условий предоставления субсидий в соответствующем муниципальном образовании путем отхода от показателей региональных стандартов.

Орган местного самоуправления вправе применять при расчете субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных субсидий финансируются за счет средств местного бюджета (ч. 11 ст. 159 ЖК РФ).

Органы местного самоуправления вправе установить, например, стоимость жилищно-коммунальных услуг ниже регионального стандарта или установить максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи ниже аналогичного показателя, предусмотренного субъектом Российской Федерации. Если реальная себестоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг при этом будет выше регионального стандарта стоимости их предоставления, то объем обязательств по предоставлению субсидий превысит полученный объем субвенций, предоставленных на эти цели субъектом Федерации. В этом случае органы местного само-

управления обязаны выделить недостающие ресурсы за счет собственных средств.

Для некоторых категорий граждан право на получение субсидий необходимо сохранять вне зависимости от уровня их доходов. На практике к числу таких граждан местные органы самоуправления относят, как правило, Героев Российской Федерации, Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, одиноких неработающих пенсионеров, семьи, имеющие детей-инвалидов, инвалидов по общим заболеваниям, многодетные семьи и др. Финансирование расходов в случаях освобождения решениями органов местного самоуправления таких категорий граждан от оплаты жилищно-коммунальных услуг в полном объеме предусматривается при уточ-

нении местного бюджета на очередной финансовый год.

По общему правилу иностранным гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляются. Однако ЖК РФ исходит из приоритета международных договоров по отношению к законодательству Российской Федерации. В ч. 12 ст. 159 конкретизирует норму ст. 9 ЖК РФ применительно к предоставлению субсидий. Если в соответствии с международным договором Российской Федерации иностранным гражданам должны предоставляться субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, то общее правило, установленное в ч. 12 ст. 159, не применяется, а субсидии иностранным гражданам предоставляются на основании соответствующего международного договора.

1. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИИ НА ОПЛАТУ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

К функциям уполномоченных органов9 по организации предоставления субсидий и по расчету субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг относятся:

— прием заявлений граждан о предоставлении субсидии с приложением необходимых документов;

— консультирование граждан по вопросам предоставления субсидий;

В связи с признанием утратившим силу с 1 марта 2005 г. Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 (ст. 1 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ), а также в соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761 органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе устанавливать порядок и условия предоставления субсидий на территории субъекта Российской Федерации.

133

9

управленческое

консультирование

управленческое

консультирование

134

определение полноты и достоверности представленных гражданами документов; установление права гражданина (заявителя) и совместно с ним проживающих членов его семьи на субсидию в соответствии с условиями предоставления субсидий;

определение состава семьи получателя субсидии; учет доходов, расчет совокупного дохода семьи и одиноко проживающего гражданина, среднедушевого дохода семьи; расчет прожиточного минимума семьи;

определение расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приходящихся на граждан, соответствующих условиям предоставления субсидий; расчет размера субсидии; принятие решения о предоставлении гражданину (заявителю) субсидии или отказе в ее предоставлении и доведение принятого решения до граждан; формирование в отношении каждого заявителя дела, включающего документы, необходимые для принятия решения; организация перечисления субсидии гражданину (заявителю, получателю субсидии) на его банковский счет или доставку иным способом в соответствии с порядком перечисления; перерасчет размеров субсидий при изменении региональных и (или) местных стандартов, значений действующих в субъекте Российской Федерации прожиточных

минимумов социально-демогра-фическихгрупп, а также условий и порядка предоставления субсидий, установленных Жилищным кодексом и Правилами;

— перерасчет размеров субсидий при возникновении в семьях заявителей документально подтвержденных обстоятельств, влияющих на условия предоставления субсидий и размер субсидий;

— контроль своевременности и полноты оплаты получателями субсидий жилого помещения и/ или коммунальных услуг;

— выяснение причин несвоевременной и (или) неполной оплаты гражданином (заявителем) жилого помещения и коммунальных услуг;

— принятие и реализация решений

о приостановлении и (или) прекращении предоставления субсидий;

— проверка при необходимости представленных заявителем сведений и документов;

— сравнение размеров предоставленной субсидии с фактическими платежами семьи за жилое помещение и коммунальные услуги (ежемесячно или по окончании периода предоставления субсидии) и уменьшение субсидии до фактических платежей в случае превышения субсидии над платежами;

— организация возврата необоснованно полученных гражданами средств субсидий.

Должностные лица уполномоченных органов несут ответственность за распространение или неза-

конное использование конфиденциальной информации, ставшей известной им в связи с решением вопросов о предоставлении субсидий. Защита информации о гражданах (конфиденциальной информации, персональных данных) должна осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ (ст. 1, 11, 20 и 21).

Ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) установлена ст. 13.11 Кодекса РФ об административных нарушениях.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются на основании постановления Правительства РФ №761 от 14 декабря 2005 г. Право на субсидию имеют те граждане, у кого расходы на оплату жилья и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размеров региональных стандартов нормативной площади жилого помещения и стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину максимально допустимой доли этих расходов в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом.

Федеральный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилья и комму-

нальных услуг в совокупном доходе семьи составляет 22 %.

Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищнокоммунальных услуг, стоимости капитального ремонта жилого помещения и общего имущества многоквартирного жилого дома и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения, коммунальных услуг, капитального ремонта жилого помещения и общего имущества многоквартирного жилого дома в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.

При наличии информационных ресурсов (статистической информации, случайной выборки и др.) и технической возможности региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии в субъекте Российской Федерации, предлагается рассчитывать по формуле:

5 - & ах + 5: ш) (1 - 2к /100) X Р/

где: Si — стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии, на одного члена семьи для семьи, состоящей из / человек;

Si ( — общая площадь жилых помещений, приходящаяся на семьи, состоящие из / человек, проживающие на территории субъекта Российской Федерации;

Si тах — общая площадь жилых помещений, приходящаяся на к-ю долю

ее

ои

са ев чо

р

и

т

ь

Ч

ру

С о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

к

135

управленческое

консультирование

136

семей, состоящих из I человек, имеющих наибольшую общую площадь жилых помещений на семью, проживающих на территории субъекта Российской Федерации;

Si т^ — общая площадь жилых помещений, приходящаяся на к-ю долю семей, состоящих из I человек, имеющих наименьшую общую площадь жилых помещений на семью, проживающих на территории субъекта Российской Федерации;

к — доля семей, имеющих наибольшую (наименьшую) общую площадь жилых помещений на семью, равная 10%;

Рi ( — количество человек в семьях, состоящих из I человек, проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

При отсутствии необходимых информационных ресурсов и технической возможности для проведения расчетов, предоставленных выше, при установлении региональных стандартов нормативной площади жилого помещения рекомендуется основываться на существующем уровне жилищной обеспеченности одиноко проживающих граждан и семей разной численности, получающих субсидии в настоящее время.

Расчет регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для многоквартирных домов предлагается проводить по формуле:

ССЖКУ = Р + Р + Р + Р + Р.

i ср от хв гв в/отв

+ Р + Р ,

газ эл’

где: ССЖ1^ — стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на

одного члена семьи для семей, состоящих из i человек;

Рср — размер платы за содержание и ремонт жилого помещения (без капитального ремонта), определяемый по формуле:

Р

: Ц х &,

“‘ср ^

где: Ц — цена на содержание и ремонт жилого помещения, установленная органом местного самоуправления, а в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для нанимателей по договору социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположен-ныхв многоквартирном доме, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которого соответствуют средним условиям в муниципальном образовании (руб./кв. м);

Рот — размер платы за отопление, определяемый по формуле:

Р = Н хТ х&,

от тэ тэ i ’

где: Нтэ — норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/ кв. м/ в месяц или Гкал/куб. м/ в месяц);

Ттэ — тариф на тепловую энергию (руб/Гкал);

Рхв — размер платы за холодное водоснабжение, определяемый по формуле:

Рхв = НхвхЪ

где: Нхв — норматив потребления холодной воды (куб. м в месяц на 1 чел.);

Тхв — тариф на холодную воду (руб./куб. м);

Ргв — размер платы за горячее водоснабжение, определяемый по формуле:

Р =Н хТ ,

гв гв гв

где: Нгв — норматив потребления горячей воды (куб. м в месяц на 1 чел.);

Тгв — тариф на горячую воду (руб./куб. м);

Р — размер платы за водоотведение, определяемый по формуле:

Р в/отв. = Н в/отв х Т в^

где: Н — норматив водоотведения (куб, м в месяц на 1 чел.);

Т / . — тариф на водоотведение (руб./куб. м);

Ргаз — размер платы за газоснабжение, определяемый по формуле:

Р = Н х Т ,

газ газ газ ’

где: Нгаз — норматив потребления газа на приготовление пищи (куб. м в месяц на 1 чел.);

Тгаз — тариф (цена) на газ (руб./ куб. м);

Рэл — размер платы за электроснабжение, определяемый по формуле:

Р = Н х Т ,

эл эл эл

где: Нэл — норматив потребления электрической энергии (кВт./час. в месяц на 1 чел.);

Тэл — тариф на электрическую энергию (руб./ кВт./час.).

Если многоквартирный дом, например, не оборудован системой централизованного горячего водоснабжения, то расчет регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг предлагается проводить по формуле:

+ Р

ССЖКУ = Р + Р+ Р+ Р . + Р

ср от хв в/отв газ

где: Ргаз. — размер платы за газоснабжение, определяемый по формуле:

Р = (Н + Н ) Т ,

газ. ' газ. газ.-гв7 газ. ’

где: Н газ-гв — норматив потребления газа на подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения (куб. м в месяц на

1 чел.).

При установлении жилого дома с печным отоплением в качестве дома, соответствующего средним условиям в муниципальном образовании, в региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг включается месячная стоимость нормативного объема потребления твердого топлива, необходимого для отопления площади, равной региональному стандарту нормативной площади жилого помещения, а расчет регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для жилых домов, оборудованных водо- и электроснабжением, водоотведением и отапливаемых твердым топливом, предлагается проводить по формуле:

си си о ^

^ Ц

о

си со ^ с

3 ь

Л

4

137

управленческое

консультирование

ССЖКУ = Р + Р+ Р+ Р. + Р,

ср тт хв в/отв. эл

где: Ртт — размер платы за твердое топливо, определяемый по формуле:

Р = Н х Т х &,

тт тт тт I ’

здесь Нтт — норматив потребления твердого топлива (куб. м /кв. м или кг/кв. м);

Ттт — тариф на твердое топливо (руб./куб. м или руб./кг).

Если большая часть (например, более 70 %) населения муниципального образования проживает в жилых помещениях в многоквартирных домах, то устанавливается один стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг — для многоквартирных домов.

Если население в муниципальном образовании проживает примерно в равных долях (например, 4060%) в жилых домах и в многоквартирных домах или большая часть (например, более 70%) населения проживает в жилых домах, то рекомендуется устанавливать два стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг отдельно для многоквартирных домов и для жилых домов.

Размеры всех региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ. Размеры регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются едиными по всей территории субъекта РФ. Размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг дифференцируются по муниципальным образованиям одного субъекта РФ. Размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг рекомендуется устанавливать на один календарный год до формирования и утверждения бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год. Изменение органами государственной власти субъекта Российской Федерации в течение текущего финансового года размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг рекомендуется производить при внесении соответствующих изменений и дополнений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

138

2. КОМУ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ СУБСИДИЯ

Рассматриваемые субсидии предоставляются пользователю жилого помещения в муниципальном жилищном фонде:

— нанимателю помещения (или члену его семьи) по договору социального найма, либо договору найма,

либо договору найма специализированного жилого помещения; ссудополучателю по договору безвозмездного пользования жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан или членуего семьи;

— бывшему члену семьи нанимателя или ссудополучателя.

К категориям лиц, которым предоставляются субсидии, относятся и наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилом фонде: члены ЖСК, ТСЖ, собственники жилого помещения.

Субсидии предоставляются на срок 6 месяцев. Они ежемесячно

перечисляются получателю на имеющийся у него счет в банке или вклад до востребования на почте.

Одной семье предоставляется одна субсидия. Обязательным условием является отсутствие задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, в случае наличия задолженности — выполнение соглашения по ее погашению.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ЖИЛИЩНОЙ СУБСИДИИ

Для получения субсидии необходимо вместе с заявлением подать

следующие документы:

1) копии документов, подтверждающих отнесение граждан, проживающих с заявителем, к членам его семьи:

— свидетельство о браке;

— в случае развода супругов — свидетельство о расторжении брака;

— свидетельство о рождении ребенка;

— паспорта всех совершеннолетних членов семьи;

— выписка из личного дела военнослужащего или другого лица, проходящего военную службу в федеральных органах исполнительной власти;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— судебный акт в отношении принадлежности гражданина к членам семьи заявителя;

— иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают членство семьи заявителя;

2) копии документов, подтверждающих право заявителя владения

и пользования жилым помещением, в котором он прописан (с представлением оригинала):

— договор социального найма жилого помещения;

— договор найма жилого помещения;

— договор найма специализированного жилого помещения;

— договор безвозмездного пользования жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан.

Нанимателю жилого помещения

по договору найма в частном жилищном фонде необходимо представить

договор найма жилья.

Собственнику жилья:

— свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилье;

— при необходимости — справку ЖСК, ТСЖ о полной выплате заявителем паевого взноса за предоставленную квартиру;

— акт (свидетельство, договор)

о приватизации жилого помещения;

управленческое консультирование

139

2/2007

управленческое

консультирование

— свидетельство о праве на наследство по закону или завещанию;

— договор об отчуждении жилья (купли-продажи, мены, дарения). Член ЖСК, ТСЖ представляет

справку о членстве в ЖСК, ТСЖ. Кроме того, в перечень документов, необходимых для оформления жилищной субсидии, могут быть включены:

1) паспорта всех членов семьи заявителя, достигших возраста 14 лет (оттиск штампа о регистрации по месту жительства), и справка формы № 9. Если заявитель указал не всех членов своей семьи, прописанных в его квартире, он обязан представить документы, подтверждающие, на каких основаниях они с ним проживают;

2) необходимы документы о доходах заявителя и членов его семьи. Сюда включены справки о детских пособиях, о начисленных ветеранам труда, реабилитированным, членам семей погибших (умерших) военнослужащих суммах единой денежной компенсации;

3) документы о платежах за жилье и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей

заявления на субсидию месяц и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате. Это справки о платежах и счета-квитанции или расчетные книжки, счета, квитанции. Если заявитель указал не всех членов своей семьи, прописанных в его квартире, он обязан представить документы о размере вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.

4) копии документов о праве заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки, компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена). Это удостоверения о праве на льготы, а для инвалидов — справки ВТЭК или МТСР

5) копии документов о гражданстве: паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий, для детей до 14 лет — вкладыш гражданина РФ. При подаче документов с 1 по 15 число месяца субсидия предоставляется с 1 числа этого месяца, а при подаче с 16 числа и до конца месяца — с 1 числа следующего месяца.

140

4. РАСЧЕТ ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЙ

Размер субсидии не должен превышать фактических расходов семьи на оплату жилья и коммунальных услуг. Если такое случится, то необоснованно полученные средства засчитываются в счет будущей субсидии. А при утрате права на субси-

дию получатель должен добровольно вернуть эти средства в местный бюджет.

При расчете субсидий используют следующие формулы:

1. При среднедушевом доходе семьи, равном прожиточному ми-

нимуму, установленному органами государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством РФ или выше такового, размер субсидии С1 (в рублях) определяется по формуле:

МДД

С, = ССЖКУ X п —X Д

1 р 100 ’

где: ССЖКУр — размер установленного для муниципального образования регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности (в рублях);

п — количество лиц, входящих в состав семьи заявителя, определяемых в соответствии с п.18 постановления Правительства РФ № 761;

МДДр — региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в процентах);

Д — совокупный доход семьи (в рублях), исчисленный в порядке, установленном п. 40 постановления Правительства РФ № 761.

2. При среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством РФ, размер субсидии С2 (в рублях) определяется по формуле:

С2 = ССЖКУ X п - МДДр X Д X К ,

2 р 100

где: К — поправочный коэффициент, рассчитанный по формуле:

К

СД/

/ПМ

здесь: СД — среднедушевой доход семьи (в рублях), исчисленный в соответствии с п. 39 постановления Правительства РФ № 761;

ПМ — величина прожиточного минимума семьи заявителя (в рублях), определяемая в соответствии с п. 26 постановлением Правительства РФ № 761.

3. Если заявителю и (или) членам его семьи предоставлены льготы и меры социальной поддержки в виде скидок в оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при расчете размера субсидии соответствующий размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг умножается на коэффициент Кл, рассчитанный по формуле:

К =РПс/

Кл /РПп ,

где: РПс — размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом предоставленной скидки;

РПп — размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги без учета предоставленной скидки.

4. Величина прожиточного минимума семьи заявителя (в рублях) определяется с учетом действующих в субъекте РФ на момент обращения за субсидией прожиточных минимумов для граждан различных социально-демографических групп по формуле:

ПМ--

(ПМтн X пТН) + (ПМп X пп) + (ПМд X пД)

ее

ои

са ев чо

р

и

т

ь

Ч

ру

пс

о

к

141

пТН + пп + пД

управленческое

консультирование

где: ПМтн — величина прожиточного минимума для трудоспособного населения;

ПМп — величина прожиточного минимума для пенсионеров;

Мд — величина прожиточного минимума для детей;

птн — количество лиц из состава семьи заявителя, принадлежащих к

социально-демографической группе трудоспособного населения;

пп — количество лиц из состава семьи заявителя, принадлежащих к социально-демографической группе пенсионеров;

пд — количество лиц из состава семьи заявителя, принадлежащих к социально-демографической группе детей.

142

2/2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.