Научная статья на тему 'Финансирование социальных субсидий: жилищно-коммунальное обеспечение льготников'

Финансирование социальных субсидий: жилищно-коммунальное обеспечение льготников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансирование социальных субсидий: жилищно-коммунальное обеспечение льготников»

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СУБСИДИЙ:

жилищно-коммунальное обеспечение льготников

М.В. ГОНЧАРОВА,

кандидат экономических наук,

Волгоградское отделение Сбербанка РФ

Социальные бюджетные денежные выплаты первоначально были направлены на транспортное, лекарственное, санаторно-курортное обеспечение льготников. С 2006 г. должен заработать государственный механизм финансирования субсидий, компенсирующих часть расходов населения в жилищно-коммунальной сфере. Эффективность указанного механизма отразится на финансах очень многих российских домохозяйств и в этой связи заслуживает самого подробного рассмотрения.

Финансовое содержание обозначенных мер социальной поддержки состоит в систематических трансфертах соответствующим льготникам денежных средств в размерах, субсидирующих платежи этих льготников до полной стоимости жилищно-коммунального обеспечения, либо в доведении денежных средств до хозяйствующих субъектов жилищно-коммунального комплекса.

Субсидирование расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг осуществляется из средств федерального, региональных и местных бюджетов.

Субсидии из федерального бюджета

В аспекте рационального расходования бюджетных субсидий цены товаров и услуг в жи-лищно-коммунальном секторе имеют важнейшее значение. Уровень этих цен обусловливает степень финансовой нагрузки на семейные бюджеты по всей стране.

Принципы и методы установления цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений, тарифов на коммунальные услуги, а также правила их регулирования и применения определяют Основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства.1

В Российской Федерации подлежат регулированию:

1 Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2004 г. № 89 «Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства» / С3 РФ. 2004. № 8. Ст. 671.

31

1) цены на жилье, в том числе:

• цены на содержание общего имущества жилого дома и техобслуживание общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, вывоз бытовых отходов и содержание придомовой территории многоквартирных домов;

• цены на услуги по ремонту общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, объектов придомовой территории;

• цены за наем жилого помещения, находящегося в государственном и муниципальном жилищном фонде;

2) тарифы на коммунальные услуги, в том числе:

• по водоснабжению; водоотведению; централизованному отоплению; горячему водоснабжению; на поставку твердого топлива;

• по сетевому и сжиженному газоснабжению, поставке газа в баллонах; тарифы на услуги по электроснабжению.

Основными принципами установления цен и тарифов являются:

1) баланс экономических интересов собственников жилья, организаций осуществляющих содержание и ремонт жилья, оказывающих коммунальные услуги, и потребителей;

2) доступность жилья и коммунальных услуг для потребителей и защита их прав;

3) компенсация экономически обоснованных расходов организаций по оказанию услуг и получение ими прибыли для реализации производственных и инвестиционных программ;

4) открытость информации о ценах и тарифах и о порядке их утверждения.

Методом установления цен и тарифов является метод экономической обоснованности расходов. Дополнительным методом установления цен и тарифов является метод индексации, в соответствии с которым, цены и тарифы, установленные с использованием метода экономической обоснован-

ДАЙДЖЕСТФИ1АВСЫ

ности, меняются с учетом индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития и торговли РФ.

Цены на услуги по содержанию и ремонту жилья определяются в зависимости от состава и периодичности выполнения соответствующих работ, цены за наем жилья — в зависимости от качественных характеристик Жилого помещения. Эти цены устанавливают органы местного самоуправления.

Тарифы на электрическую энергию и тепловую энергию на розничном рынке устанавливаются согласно Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ и регулируются по правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ.2

Цены и тарифы применяются при определении законодательством РФ размеров платы населения за услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений и коммунальные услуги.

Применение льготных тарифов, в частности, на электрическую и тепловую энергию допускается при наличии согласования с Федеральной антимонопольной службой и решения, с указанием потребителей (групп потребителей), в отношении которых законодательно установлено право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов энер-госнабжающих (энергосбытовых) организаций.

Оплата коммунальных услуг: электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведе-ния, горячего водоснабжения и теплоснабжения (отопления) осуществляется гражданами, проживающими в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду независимо от форм собственности, по единым правилам, условиям и тарифам, действующим на территории соответствующего муниципального образования, в зависимости от степени благоустроенности жилых помещений и жилых домов.

Порядок и условия оплаты жилья и коммунальных услуг определены правилами оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг3, где установлены разновидности платы: за содержание жилья; за ремонт жилья, за наем жилого помещения.

Размер платы за содержание и ремонт жилья, за наем жилого помещения определяется как произведение соответствующей цены на общую площадь жилого помещения. Размер платы за коммунальные услуги определяется как произведение тарифов за

2 Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N9 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ» / С3 РФ. 2004. № 9. Ст. 791.

3 Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 392

«О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммуналь-

ных услуг» / СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3339.

соответствующие коммунальные услуги на объемы потребленных ресурсов по показаниям приборов учета. При отсутствии приборов учета объем потребления коммунальных услуг принимается равным нормативам потребления, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Гражданам, которым согласно законодательству РФ льготы на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются в виде скидки в оплате, размеры платы уменьшаются на величину скидки.

Гражданам, которым указанные льготы предоставляются в виде денежной компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, а также тем, кому субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются путем перечисления денежных средств на персонифицированные социальные счета, уменьшение размера платы не производится.

С целью определения размера финансовой помощи, оказываемой бюджетам субъектов РФ за счет средств федерального бюджета на 2005 г. установлены:4

• федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в среднем 31,9 руб. в месяц, например: в Волгоградской области — 26,3 руб.; в Курской области — 24,1 руб.; в Москве — 28,7 руб.;

• федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв. метр общей площади жилья в среднем 2,8 руб. в месяц (в Волгоградской области — 2,5 руб.; в Курской области - 2,6 руб.; в Москве - 3,2 руб.). Кроме того, установлен федеральный стандарт

максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в размере 22%. В рамках этого федерального стандарта уровень платежей граждан за жилье и предоставляемые коммунальные услуги в целом по всем видам этих услуг в 2005 г. установлен в размере 100%.

Финансирование субсидий на жилшцно-ком-мунальное обеспечение из федерального бюджета осуществляется в виде дотаций субъектам РФ и путем адресных выплат отдельным категориям населения.

В 2003 г. Правительством РФ были утверждены правила предоставления из Фонда софинансиро-вания социальных расходов дотаций на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, связанных с предоставлением

4 Постановление Правительства РФ от 26 августа 2004 г. № 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 г.» / СЗ РФ. 2004. N9 36. Ст. 3669.

ДД1Д1ЕЕ1-91ШШ

П

населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.5

Размер дотаций на выплату субсидий определялся по формуле:

Р=П *Р/Сумма Д где ¥ — размер дотаций на выплату субсидий, предоставляемых бюджету субъекта РФ за отчетный период; ;

О — размер дотации на выплату субсидий бюджету субъекта РФ за отчетный период, рассчитанный с учетом уровня дотаций (у) и коэффициентов соответствия федеральным стандартам стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, установленных субъектом РФ;

Р - сумма дотаций на выплату субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов РФ в целом по Российской Федерации в соответствии с утвержденной на текущий год сводной бюджетной росписью федерального бюджета;

Сумма В - размер дотаций на выплату субсидий в целом по Российской Федерации за отчетный период.

Размер дотации на выплату субсидий (П) за отчетный период определялся по формуле:

В=(у* Лкорр) / 100%, где у - уровень дотаций на выплату субсидий бюджету соответствующего субъекта РФ, установленный исходя из уровня бюджетной обеспеченности субъекта РФ и соотношения расходов на жилищно-коммунальные услуги и доходов населения в этом субъекте РФ. (Уровни дотаций на выплату субсидий в 2003 г. составляли: в Волгоградской области — 20%; в Курской области — 70%; в Москве — 10%. Для субъектов РФ, участвующих в эксперименте с применением системы персонифицированных социальных счетов, уровень дотаций увеличивался на 7% сверх установленного);

Лкорр - размер компенсированных за отчетный период дотаций на выплату субсидий, скорректированный с учетом соблюдения федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, принятых при расчете средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Формула определения размера дотаций:

Лкорр = Дф * К\ * К1 * АЗ, где Лф - размер фактически компенсированных субъектом РФ в отчетном периоде дотаций на выплату субсидий;

5 Постановление Правительства РФ от 1 апреля 2003 г. № 179 «О Правилах предоставления из Фонда софинансирования социальных расходов дотаций на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг»/ СЗ РФ. 2003. № 14. Ст. 1279.

К\ — коэффициент соответствия федеральному стандарту уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, установленного субъектом РФ на начало отчетного периода (1 + 0,5);

К1 — коэффициент соответствия федеральному стандарту предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц, установленной субъектом РФ на начало отчетного периода (0,5 + 1,05);

КЗ - коэффициент соответствия федеральному стандарту максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, установленной субъектом РФ на начало отчетного периода (1 + 0,5).

В 2003 г. Министерством финансов РФ было осуществлено перечисление дотаций на выплату субсидий в бюджеты субъектов РФ в соответствии с утвержденной сводной бюджетной росписью, а также предоставление дотаций на выплату субсидий на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объема финансирования лимитов бюджетных обязательств.

В 2004 г. уровни дотаций из Фонда софинансирования социальных расходов на выплату субсидий составили: в Волгоградской области - 15%; в Курской области - 64%; в Москве - 5%6.

В 2005 г. субсидии из Федерального фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов РФ на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются по новым Правилам7.

Объем ежеквартально выделяемой бюджету субъекта РФ субсидии определяется по формуле:

0= Р* С/Сумма Л где все элементы формулы аналогичны формуле 2003 г., но записаны другими значками.

Коэффициенты соответствия федеральным стандартам также изменены незначительно: К1: 1+0,55; К2: 0,6+1,05; КЗ: 1+0,5.

Уровни возмещения расходов бюджетов субъектов РФ на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в 2005 г. в целом снижены и составляют, например: в Волгоградской области - 12,5%; в Курской области -15%; в Москве — 5%. Субъектам РФ, осуществляющим

6 Постановление Правительства РФ от 1 апреля 2004 г. № 150 v<G внесении изменений в постановление Правительства РФ от 1 апреля 2003 г. № 179» / СЗ РФ. 2004. № 14. Ст. 1330.

7 Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. № 70 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из Федерального фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов РФ на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» / СЗ РФ. 2005. № 8. Ст. 652.

38

ДАЙДЖЕСТ вИШСЫ

перечисление денежных средств на персонифицированные социальные счета, уровень возмещения увеличивается на 5% сверх предусмотренного.

К началу 2006 г. органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано осуществить переход к полному возмещению гражданами экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг^ и к перечислению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на персонифицированные социальные счета граждан8.

Новые условия и порядок предоставления субсидий установлены Положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг9. Субсидии предоставляются:

• нанимателю жилого помещения по договору социального найма;

• нанимателю жилого помещения по договору найма в государственном и муниципальном жилищном фонде;

• члену жилищного, жилищно-строительного кооператива;

• собственнику жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома), в том числе члену товарищества собственников жилья;

• гражданину, проживающему в общежитии, относящемся к жилищному фонду независимо от формы собственности.

Субсидии предоставляются указанным гражданам и зарегистрированным совместно с ними по месту постоянного жительства членам их семей в основном сроком на 6 месяцев.

Начисление субсидии производится помесячно, исходя из видов и размеров платежей, начисляемых получателю субсидии за каждый конкретный месяц.

В случае если получателю субсидии предоставлены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в виде уменьшения размера платежа (скидки), расходы на оплату жилья и коммунальных услуг уменьшаются на размер предоставленных скидок. При предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в виде денежной компенсации расходы на оплату жилья и коммунальных услуг уменьшению не подлежат.

При среднедушевом доходе семьи выше прожиточного минимума размер субсидии определяется по формуле:

С1 = ОСИ- (МДДФ * Д) / ЮО, где С1 - размер субсидии в рублях; ОСИ — начисленная плата за жилье и коммунальные услуги;

8 Постановление Правительства РФ от 30 августа 2004 г. № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» / СЗ РФ. 2004. № 36. Ст. 3671.

9 Там же.

МДДф - максимально допустимая доля собственных расходов семьи на оплату жилья и коммунальных услуг, определенная федеральным стандартом (22 %);

Д- совокупный доход семьи, в рублях. При среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума размер субсидии определяется по формуле:

С1 = ОСИ- (МДДФ*Д* К) / 100, где С2 - размер субсидии в рублях; Аг— поправочный коэффициент, рассчитанный по формуле:

К= СД/ПМ, где СД— среднедушевой доход семьи в рублях; ПМ — величина прожиточного минимума в рублях на момент обращения за субсидией.

До перехода к перечислению субсидий на персонифицированные социальные счета размер начисленных платежей за жилье и коммунальные услуги, подлежащие оплате получателем субсидии, уменьшается на размер предоставленных субсидий.

Субсидия для соответствующего получателя распределяется уполномоченным органом по видам платежей за жилье и коммунальные услуги пропорционально начисленным платежам и отражается в платежных документах и в персональном деле каждого получателя субсидии.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи из бюджетов субъектов РФ.

В отличие от рассмотренного выше общего порядка регулярных субсидий широкому кругу населения с низким среднедушевым доходом следует выделить разовые целевые субсидии, направляемые на социальную поддержку отдельных категорий граждан. Например, за счет средств федерального бюджета с 2004 г. предоставляются жилищные субсидии лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предоставление жилищных субсидий указанным гражданам осуществляется путем выдачи государственного жилищного сертификата. Сертификат является именным документом, подтверждающим право гражданина на получение жилищной

10 Постановление Правительства РФ от 22 июня 2004 г № 305 «О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» / СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2674;

Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2004 г № 680 «О предоставлении в 2004 г. средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» /СЗ РФ. 2004. № 48. Ст. 4803.

ДАЙДЖЕСТ9ННАНСЫ

39

субсидии, которая может использоваться только на приобретение (строительство) жилья. Сертификат не является ценной бумагой, не подлежит передаче другому лицу.

Размер жилищной субсидии рассчитывается органом исполнительной власти субъекта РФ, выдавшим сертификат, согласно ст. 5 Федерального закона «О жйлищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» исходя из средней рыночной стоимости 1 м2 общей площади жилья в субъекте РФ, избранном гражданином для постоянного проживания.

Совокупный размер жилищных субсидий по сертификатам, выданным в субъекте РФ гражданам в течение года, лимитирован размером средств федерального бюджета на год, предусмотренных региону на финансирование этих мероприятий.

С 1 января 2005 г. сотрудникам органов внутренних дел, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицам начальствующего состава Государственной фельдъегерской службы, не имеющим жилых помещений, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем жилых помещений в размерах:

1 500 руб. — в гг. Москве и Санкт-Петербурге; 1 200 руб. — в других городах и районных центрах;

900 руб. - в прочих населенных пунктах. При условии проживания с сотрудником трех и более членов семьи размер денежной компенсации повышается на 50%.

Денежная компенсация выплачивается финансовым органом по месту службы сотрудника за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц. Выплата осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом федеральному бюджетному учреждению, в котором проходит службу сотрудник, в территориальном органе Федерального казначейства.11

Компенсации в таких же суммах выплачиваются за наем жилых помещений военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, а также гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей.12 Финансирование расходов, связанных с выплатой денежных компенсаций, осуществляется

11 Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 852 / СЗ РФ. 2004. № 52. Ч. II. Ст. 5516.

12 Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 909 / СЗ РФ. 2005. № 2. Ст. 165.

ежемесячно за счет и в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете Министерству обороны РФ или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.

Также с 1 января 2005 г. из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставляются субвенции для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, пострадавшим от радиации, и отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов.13

Финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых этим гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.

Субвенции перечисляются в бюджеты субъектов РФ на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения региональных бюджетов.

Форма предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг устанавливается нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Субсидии из регионального бюджета

Субсидии на жилищно-коммунальное обеспечение населения из бюджетов субъектов РФ выделяются как широкому кругу лиц в общем порядке, так и в особом порядке некоторым категориям льготников.

Для всех жителей, например Волгоградской области, в 2005 г. действует порядок предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории области.14

Указанные меры социальной поддержки предоставляются в соответствии с областными стандартами:

• социальной нормы площади жилья;

• уровня платежей граждан за предоставленные

жилищно-коммунальные услуги;

13 Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2004 г. № 652 «Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов» / СЗ РФ. 2004. № 48. Ст. 4782.

14 Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 24 марта 2005 г. № 247 «О порядке предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Волгоградской области» / Волгоградская правда. 2005, 6 апреля, с. 9.

ДАЙДХЕСТ1Ш1ЕЫ

• максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и дополнительной жилой площади, предоставленной гражданам по состоянию здоровья, нормативов потребления коммунальных услуг. Финансовые органы муниципальных образований осуществляют бюджетное финансирование выпадающих доходов жилищных и ресурсоснабжа-ющих организаций, связанных с предоставлением субсидий населению, в размере начисленной суммы этих субсидий, рассчитанной органами социальной защиты населения муниципальных образований, в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на финансовый год.

Размеры субсидий определяются в соответствии с вышеуказанными формулами, как С1 и С2, с тем лишь отличием, что множитель МДДф заменен на множитель МДДо, (максимально допустимая доля собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи по областному стандарту), хотя фактически в Волгоградской области он также равен 22%.

В общем порядке субсидии предоставляются гражданам в неденежной форме в виде уменьшения их платежа за жилье и коммунальные услуги.

С 1 января 2005 г. меры социальной поддержки по жилищно-коммунальному обеспечению предоставляются также гражданам, внесенным в областной регистр получателей льгот (ветераны труда, труженики тыла, жертвы политических репрессий).

Ветераны труда по жилищно-коммунальному обеспечению имеют следующие льготы:

• 50% скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья. Льготы по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих и находящихся на его полном содержании;

• 50% скидка в оплате коммунальных услуг в пределах нормативов их потребления;

• 50% скидка в оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.

Труженики тыла по жилищно-коммунальному обеспечению имеют такие же льготы, кроме льгот по оплате жилья для членов их семей.

Жертвы политических репрессий имеют жи-лищно-коммунальные льготы, как у ветеранов труда, при этом льготы по оплате жилья распро-

страняются на проживающих с ними членов их семей.

Финансирование расходов на предоставление льготникам мер социальной поддержки по жилищно-коммунальному обеспечению осуществляется за счет средств, предусмотренных Управлением социальной защиты населения Администрации области бюджетным законом на очередной финансовый год.

Основанием для бюджетных выплат, которые производят территориальные органы социальной защиты населения, являются договоры, счета-фактуры, акты сверки взаиморасчетов с организациями жилищно-коммунального комплекса.

В первом полугодии 2005 г. в административном центре области — Волгограде — жилищные субсидии получают порядка 55 тыс. семей — 14,7% от всего количества семей, проживающих в городском муниципальном жилом фонде. В 2004 г. объем финансирования этих субсидий превысил 223,3 млн руб., в бюджете 2005 г. на данные льготы заложено 280 млн руб. 63% получателей жилищных субсидий — пенсионеры.

Жилищная субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев с момента подачи заявления. Право на льготу получает любая семья, постоянно проживающая в городе, не сдающая жилье или его часть в аренду, сумма расходов которой на оплату жилья в пределах социальной нормы и нормативов потребления коммунальных услуг превышает 17% в составе совокупного дохода семьи.

Малоимущие семьи, имеющие среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума (в Волгограде - 2023 руб. в 1-м квартале 2005 г.), не должны платить за жилье и коммунальные услуги более 50% от минимального размера оплаты труда на члена семьи.

Семьям, проживающим в домах ведомственной принадлежности (в т. ч. и в студенческих общежитиях), субсидии предоставляются собственниками жилищного фонда.

Субсидии не предоставляются семьям, трудоспособные члены которых не работают и не состоят в Центре занятости населения на учете как ищущие работу, кроме женщин, имеющих детей до 7 лег, инвалидов 3-й группы, трудоспособных граждан, которые ухаживают за детьми-инвалидами до 16 лет, инвалидами 1-й и 2-й групп, людьми старше 80 лет, временно нетрудоспособных по состоянию здоровья с предоставлением медицинской справки.

Жилищные субсидии назначаются на все виды коммунальных услуг, указанные в платежном документе, электроэнергию и газ. Для жителей частного сектора субсидия назначается на те виды услуг, которые ими потребляются.

ДА|ДКЕС1'91НПШ

41

Бюджетные субсидии выделяются также в денежной форме. Волгоградской Областной Думой принят Закон от 4 марта 2005 г. № Ю19-ОД «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области».15 Закон устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов по оплате жилья, электроосвещения и отопления лицам, занятым по основному месту работы в учреждениях, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, в их числе:

• педагогические работники, работники библиотек образовательных учреждений;

• специалисты учреждений культуры (библиотек, музеев, учреждений клубного типа) и учреждений кинематографии;

• медицинские работники, в т. ч. работающие в образовательных учреждениях, и фармацевтические работники;

• специалисты государственной ветеринарной службы, имеющие высшее или среднее специальное образование;

• специалисты физкультурно-спортивных учреждений, имеющие высшее или среднее педагогическое или физкультурное образование;

• специалисты по социальной работе (директора и их заместители по учебно-воспитательной работе в домах-интернатах для умственно отсталых детей, инструкторы по труду, воспитатели социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних; специалисты по реабилитации инвалидов, социальные работники, психологи, имеющие высшее или среднее специальное образование).

За всеми перечисленными специалистами право на возмещение расходов по оплате жилья, электроосвещения и отопления сохраняется и с выходом на пенсию, если они проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области не менее 10 лет и проживают там же. При этом правом на возмещение расходов по оплате электроосвещения пользуются только специалисты и нынешние пенсионеры; правом на возмещение расходов по оплате жилья и отопления жилья пользуются они же, а также совместно с ними проживающие члены их семей (муж, жена, дети в возрасте до 18 лет, в случае учебы на дневной форме обучения — до 24 лет, родители).

Гражданину, имеющему право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья, элек-

15 Волгоградская правда. 11 марта 2005 г. С. 5.

троосвещения, и отопления жилья по двум и более основаниям, компенсация предоставляется только по одному из оснований. Если два или несколько членов семьи имеют право на меры социальной поддержки по оплате жилья и отопления, эти меры социальной поддержки предоставляются на семью только одному из них.

Меры социальной поддержки специалистам по оплате жилья предоставляются за фактически занимаемую иии общую площадь в пределах социальной нормы площади жилья в Волгоградской области в государственном и муниципальном жилищных фондах. Цены на оплату жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах устанавливаются органами местного самоуправления. Расходы по оплате жилья возмещаются специалистам ежемесячно в виде выплаты денежной компенсации.

Возмещение расходов, связанных с отоплением жилых помещений, осуществляется по среднеобластным нормативам потребления жилищно-коммунальных услуг, используемым для расчета межбюджетных отношений.

Органы местного самоуправления в случае принятия нормативов оплаты коммунальных услуг выше среднеобластных нормативов предусматривают собственные дополнительные бюджетные источники для финансирования возмещения расходов специалистам сверх среднеобластных нормативов.

Выплаты денежных средств на компенсацию расходов по оплате жилья, электроосвещения и отопления работающим специалистам производятся по месту работы, пенсионерам — по месту жительства в муниципальных органах социальной защиты населения. Бюджетные учреждения, в которых работают специалисты, муниципальные органы социальной защиты населения составляют ведомости на основании документов об оплате жилья, электроосвещения и отопления, начисляют и выплачивают суммы, причитающиеся к возмещению, отражают их в бухгалтерском учете в соответствии со сметами бюджетных учреждений.

Финансирование компенсаций на оплату жилья, электроосвещение и отопление жилья специалистам производится за счет средств областного бюджета.

С 1 января 2006 г. Волгоградская область передает органам местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья, электроосвещения и отопления специалистам, работающим в муниципальных учреждениях и организациях. Денежные средства на реализацию

42

ДДЙДЖЕСТ-91ШБЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.