1.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННЫЙ АСПЕКТ
Карданова Ирина Викторовна. Должность: старший преподаватель. Место работы: кафедра государственно - правовых дисциплин, Северо -Кавказского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» (г. Краснодар). E-mail: [email protected]
Аннотация: Данная научная статья посвящена ряду актуальных теоретических и практических проблем в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан при осуществлении выплат субсидий и денежных компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Автор анализирует соответствующее законодательство и предлагает пути его совершенствования.
Ключевые слова: субсидии; денежные компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; меры социальной поддержки; проблемы.
IMPROVEMENT OF THE LEGAL FRAMEWORK FOR
IMPLEMENTING THE MEASURES OF SOCIAL SUPPORT IN THE RUSSIAN FEDERATION: THE CONSTITUTIONAL ASPECT
Kardanova Irina Viktorovna. Position: Senior Lecturer. Place of employment: department of State - legal disciplines, the North - Caucasus branch of the GOU VPO "Russian Academy of Justice" (Krasnodar). E-mail: [email protected]
Annotation: This scientific article is devoted to a number of relevant theoretical and practical problems in social support for certain categories of citizens in the implementation of grants and cash compensation expenses for accommodation and utilities. The author analyzes the relevant legislation and suggests ways to improve it.
Key words: grants; cash reimbursement to pay for accommodation and utilities; measures of social support; problems.
В условиях финансового кризиса вопросы социальной поддержки населения затруднены обострением социальных проблем таких как: рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, увеличение стоимости транспортных услуг, снижение покупательной способности средних и малоимущих слоев населения и т.д.
Предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг является одной из мер социальной поддержки граждан РФ с низким уровнем доходов, которые в силу определенных причин не могут оплачивать жилищно-коммунальные услуги без серьезного ущерба для качества их жизни. Данная мера является особенно актуальной в настоящее время, в период реформирования жилищно-коммунального хозяйства страны и значительного повышения тарифов по оплате коммунальных услуг.
Следует отметить, что законодатель не определяет таких понятий, как «субсидия» и «компенсация». М.Ю. Тихомиров предлагает следующие определения: субсидия - это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам жилого помещения и коммунальных услуг из бюджетов раз-
личных уровней; компенсация - возмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг .
В Бюджетном кодексе понятие «субсидия» исключено. В старой его редакции субсидия определялась как бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов .
Большая юридическая энциклопедия определяет субсидию в зависимости от цели её предоставления , при этом ни как не определяет субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а понятие компенсации вообще отсутствует.
Толковый словарь Ожегова так определяет указанные понятия: субсидия - денежное или натуральное пособие со стороны государства, учреждения ;
компенсация - это то же, что возместить, компенсировать потери, убытки .
В Федеральном законе № 178-ФЗ от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи» субсидия - это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг. Понятие компенсации из данного закона так же исключено.
Можно сделать вывод о том, что отсутствие указанных понятий является пробелом Жилищного кодекса РФ и следует согласиться с М.Ю. Тихомировым, поскольку приведенное им определение более точно характеризует отношения, связанные с предоставлением субсидий гражданам для оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.
С 1 января 2008 года полномочия по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг переданы субъектам Российской Федерации.
В Краснодарском крае предоставление субсидий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» является одним из приоритетов социальной политики.
По состоянию на 1 января 2009 года правом на получение субсидии воспользовалась 46 671 семья, что составляет 2,6 % от общего количества семей, проживающих на территории Краснодарского края, или 26,3% от числа малообеспеченных семей, состоящих на учете в управлениях социальной защиты населения.
В январе - декабре 2008 года начислено субсидий на сумму свыше 294,2 млн. руб. Средний размер субсидии на жилищно-коммунальные услуги составил 700 руб. в месяц, на твердое топливо - 316 руб. в месяц, сжиженный газ - 87 руб. в месяц.
Удельный вес семей с доходом ниже прожиточного минимума в общем количестве получателей субсидий
- 77 %. Субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг получают 5 % многодетных семей .
В 2009 году воспользовалась правом на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг 68 244 семьи, что составляет 3,7 % от общего количества семей, проживающих на территории Краснодарского края, или 17,1 % от числа малообеспеченных семей, состоящих на учете в управлениях социальной защиты населения.
3'2010
Пробелы в российском законодательстве
В 2009 году предоставлено субсидий на сумму свыше 495,9 млн. руб. Средний размер субсидии на жилищно-коммунальные услуги составил 734 руб. в месяц, на твердое топливо - 440 руб. в месяц.
Удельный вес семей с доходом ниже прожиточного минимума в общем количестве получателей субсидий
- 72,8 %. Субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг получают 6,7 % многодетных семей.
В целях совершенствования процедуры предоставления адресных социальных выплат в соответствии с Планом антикризисных мер администрацией Краснодарского края в 2009 году были приняты меры по упрощению процедуры предоставления субсидии:
при назначении субсидии вместо справок из организаций жилищно-коммунального комплекса, подтверждающих отсутствие задолженности, принимаются квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг за два месяца, предшествовавшие обращению.
В 2010 году на предоставление субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ) в краевом бюджете предусмотрено 504 477,6 тыс. руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 года № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» установлены стандарты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В частности, федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи не должен превышать 22 %. Субъекты Федерации ориентируются на эти стандарты. Практика показывает, что зачастую предел, установленный федеральным законодателем, берется за основу расчета стоимости предоставляемых услуг .
Федеральный стандарт предельно допустимой доли затрат на оплату ЖКУ в общих доходах семьи, установленный в размере 22%, чрезмерно завышен, и 90% отказов в предоставлении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг связаны с тем, что расходы граждан, имеющих низкие зарплаты, на оплату ЖКУ не превышают стандарта. Установив высокий процентный порог для получения помощи в виде субсидий и приняв решение о переходе к стопроцентной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, исполнительная власть создает социальную напряженность в обществе.
Думается, что положения данного стандарта вступают в противоречие с конституционными положениями о высшей ценности человека и его прав. По нашему мнению, необходимо снижение предельного размера оплаты жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, используемого при определении права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг до 19 % (минимально приемлемый предел) либо до 15 % (оптимальное соотношение).
Отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании законов Краснодарского края от 28 июля 2006 года № 1070-КЗ «О компенсации жителям Краснодарского края расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и от 15 декабря 2004 года № 808-КЗ «О мерах социальной поддержки от-
дельных категорий жителей Краснодарского края» , а также постановления главы администрации Краснодарского края от 18 сентября 2006 года № 811 «О Порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Краснодарском крае» с 1 января 2007 года жителям Краснодарского края, имеющим право на жилищнокоммунальные льготы, предоставляется денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Замена натуральных скидок на оплату жилищнокоммунальных услуг денежной компенсацией фактических расходов позволяет гарантировать адресность предоставления мер социальной поддержки, контролировать обоснованность и правомерность их предоставления, органы социальной защиты населения располагают сведениями о фактических финансовых затратах на каждого получателя. Кроме того, жилищнокоммунальные организации освобождены от несвойственной им функции - предоставления мер социальной поддержки, к которым, в частности, относятся скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Законом Краснодарского края от 11 ноября 2008 года № 1578-КЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Краснодарского края» с 1 января 2009 года для федеральных и региональных льготников вместо 50-процентной скидки на оплату стоимости твердого топлива установлена 50-процентная компенсация его средней стоимости. Названная компенсация осуществляется один раз в год не позднее второго квартала календарного года.
С принятием данного Закона с 1 января 2009 года на территории Краснодарского края полностью завершена монетизация льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг федеральным и региональным льготникам.
После перехода на денежные выплаты взамен натуральных льгот по оплате ЖКУ, выявлены проблемы которые необходимо решать с участием федеральных органов власти в целях повышения качества жизни населения Краснодарского края и других субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации и поручением Президента Российской Федерации от 23 февраля 2007 года № Пр-294 (п.2) необходимо внести изменения в федеральное законодательство в части установления льготным категориям граждан денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку в законах «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов» и т. п. льготы предусмотрены в виде скидок на оплату за коммунальные услуги.
В статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации приведены конкретные перечни жилищных и коммунальных услуг. В настоящее время различными нормативными правовыми актами Российской Федерации некоторым льготным категориям граждан гарантировано предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Однако в Законе Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральном законе от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и других наименование и перечень жилищных и коммунальных услуг
не соответствуют ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации либо отсутствуют.
Необходимо привести в соответствие с нормами ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Российской Федерации социальной направленности, гарантирующие гражданам меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 % на оплату жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Инвалиды, проживающие в приватизированных квартирах, в жилищно-строительных кооперативах, товариществах собственников жилья и других жилых помещениях, относящихся к частному жилищному фонду, не имеют права на скидки по оплате жилого помещения, установленные Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ.
Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» также не предусмотрено предоставление скидок на оплату жилого помещения в частном жилищном фонде, за исключением приватизированных жилых помещений.
При предоставлении другим льготным категориям граждан аналогичной скидки на оплату жилого помещения ограничение в зависимости от принадлежности жилищного фонда законодательством не установлено.
В целях улучшения положения инвалидов и лиц, подвергшихся радиационным воздействиям, требуется внесение изменений в законодательство в части предоставления названным лицам скидки на оплату жилых помещений независимо от принадлежности жилищного фонда.
Огзыв
на статью старшего преподавателя кафедры государственно - правовых дисциплин Севере - Кавказскою филиала ГОУ ВПО РАН Кардановой И.В.
«Совершенствование правового механизма осуществления мер социальной поддержки в Российской Федерации: конституционный аспект»
Настоящая статья посвящена одной из наименее исследованных проблем - проблеме совершенствования законодательства по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Практическая значимость стати заключается, прежде всего, в том, что она предназначена для анализа проблем, имеющих важное значение для правоприменительной практики.
Карданова И.В. выбрала удачный угол зрения, рассмотрев ряд норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 12 января 1995 года № 5*ФЗ «О ветеранах» н др. в сравнении с законом Краснодарского края от 28 июля 2006 года № 1070-КЗ «О компенсации жителям Краснодарского края расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», что позволило выявить проблемы которые необходимо решать с участием федеральных органов власти.
На основе теоретического анализа и изучения практики по поводу предоставления субсидий и денежных компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, автор приходит к конкретным выводам которые могут быть использованы в процессе совершенствования социального законодательства.
На основании вышеизложенного, статья может быть рекомендована к опубликованию в журнале «Пробелы в Российском Законодательстве».
К.Ю.Н., доцент, научный руководитель