Научная статья на тему 'Субкультура питания и питание в субкультуре военнослужащих срочной службы'

Субкультура питания и питание в субкультуре военнослужащих срочной службы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
228
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дедовщина / дембельский альбомы и блокноты / неформальные ритуалы / пищевые привилегии и запреты / солдатская субкультура / dedovschina / dembelsky album and notebook / informal rituals / food franchise and restrictions / subculture soldiers

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Проноза Андрей Викторович

Рассматривается неформальная сторона организация питания военнослужащих срочной службы: ритуалы, связанные с приемом пищи, пищевые приоритеты, характерные жаргонизмы, отображение приёма пищи в различных жанрах армейской субкультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subculture of Power and the Power in Subculture of Servicemen

The article discusses the informal party catering conscripts: the rituals associated with eating, food priorities, specific jargon, displaying eating in various genres military subculture.

Текст научной работы на тему «Субкультура питания и питание в субкультуре военнослужащих срочной службы»

Субкультура питания и питание в субкультуре военнослужащих срочной службы

Subculture of Power and the Power in Subculture of Servicemen

ПРОНОЗА, Андрей Викторович

кандидат социологических наук,

доцент кафедры социологических наук и социальной работы, Керченский Государственный Морской Технологический Университет; тел.: +7 978 714 21 57, е-mail pronoza2@mail.ru

Рассматривается неформальная сторона организация питания военнослужащих срочной службы: ритуалы, связанные с приемом пищи, пищевые приоритеты, характерные жаргонизмы, отображение приёма пищи в различных жанрах армейской субкультуры.

Ключевые слова: дедовщина, дембель-ский альбомы и блокноты, неформальные ритуалы, пищевые привилегии и запреты, солдатская субкультура

The article discusses the informal party catering conscripts: the rituals associated with eating, food priorities, specific jargon, displaying eating in various genres military subculture.

Key words: dedovschina, dembelsky album and notebook, informal rituals, food franchise and restrictions, subculture soldiers

Приём пищи традиционно считается сакральным ритуалом. В культурах разных народов он имеет свои особенности, обусловленные религией и верованиями, географическими и климатическими условиями, видами и типами продуктов питания, добываемых в данной местности, способами приготовления пищи и т.д. Большое значение при организации питания имеют социальные факторы — национальность, возраст и пол человека, его образование, уровень дохода, место жительства, традиционный образ жизни и т.д. Социальное положение человека в данный момент времени (здесь и сейчас) существенным образом влияет на его пищевые пристрастия.

Попав в незнакомую природную и/или социальную среду, человек старается приспособить традиционные для этой среды ц пищевые предпочтения и кулинарные рецепты к своим привычкам и пристрастиям. Такое приспособление (изменение, модификация) касается и ритуалов, связанных с приёмом пищи.

Общество стратифицировано на огромное число различных групп. Внутри каждой из них также можно выделить дифференциацию индивидов с точки зрения доступа к пищевым ресурсам и пищевых предпочтений. И хотя такая дифференциация на фоне всех других не слишком выражена, она, всё же имеет место. Наиболее ярко дифференциацию индивидов по отношению

к пище, питанию и сами пищевые предпочтения можно проследить на примере Вооружённых сил.

Армия, с её строгой организационной структурой, однообразием военного быта, не оставляет человеку возможностей для самовыражения и самореализации. Такая специфика армии является её характерной особенностью. Вместе с тем, человеческая природа стремится к индивидуализму и в армии такие попытки успешно реализуются в виде различных субкультурных феноменов. Среди них, наибольшую известность получили солдатские песни и рифмы, дембельские альбомы и блокноты, неформальные праздники и ритуалы [18]. Культура питания военнослужащих также получила своё характерное субкультурное оформление. Вооружённые силы это одновременно и социальный институт и специфическая организация, в которой в гипертрофированном виде представлена вся система взаимоотношений в обществе. Именно поэтому в качестве объекта исследования нами были выбраны Вооружённые силы, а предметом исследования выступили отношения между военнослужащими, возникающие в процессе распределения, употребления продуктов питания и отображение этих отношений в их субкультурном творчестве.

Цель исследования — выявление особенностей неформальной стороны в организации питания военнослужащих срочной службы и её отображение в отдельных жанрах и проявлениях солдатской субкультуры.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

1. Изучение характерных субкультурных проявлений своеобразия культуры питания военнослужащих срочной службы.

2. Анализ жанров субкультуры военнослужащих срочной службы, в которых организация питания нашла своё наиболее яркое отображение.

В исследовании были использованы материалы наблюдений, сделанные автором во время службы в Советской Армии и ВС Украины за период с 1980-го по 2007-й годы, а также мемуарная и художественная литература об армии. Подчеркнём, что в исследовании мы касались именно неформальной составляющей организации питания военнослужащих.

Культура питания в российской армии. Краткий исторический обзор

В Вооружённых силах не принято говорить о недостатках питания военнослужащих. В доказательство этому можно привести стройную, документально оформленную систему продовольственного обеспечения, включающую в себя нормы довольствия, порядок заготовки и хранения продуктов, порядок приготовления и приёма пищи и т.д. Однако реальность свидетельствует, что

проблемы в организации питания военнослужащих существовали всегда. На наш взгляд, они носят системный характер и имеют ярко выраженный культурологический аспект. Попробуем показать это более наглядно.

Официальная система организации питания предполагает, что военнослужащий должен получать питание в таком количестве и такого качества, которое позволяло бы ему эффективно выполнять свои служебные обязанности. В реальности этого почему-то не происходит. В неформальном поэтическом творчестве военнослужащих это нашло своё отражение. Вот пример:

И во сне и наяву Я за пайку — пасть порву, За хлеб, любого разорву, Ведь я солдат, я жрать хочу. [10]

Пайка, в солдатской субкультуре, это порция пищи для солдата, сокращение от слова «порцайка» («порция»). Иногда под этим понятием понимается только хлеб с маслом. Например, фраза: «Дай мне пайку масла».

Мифологизированное происхождение солдата в солдатской субкультуре напрямую связывается с отменным аппетитом. Вот пример:

Раз гулял по саду Бог, Видит кирзовый сапог, Бог прошёл, перекрестился, И солдат в нём появился, Оглядев свое творенье, Бог присел от удивленья: Перед ним стоял детина, На щеках его щетина, Ростом где-то с каланчу, И орет: «Я жрать хочу!» [10]

Характерной особенностью питания в армии во все времена было его однообразие. Эта проблема существовала и в дореволюционной российской армии, о чём, в частности, свидетельствуют российский дипломат граф А. Игнатьев и писатель А. Новиков-Прибой [20; 6, с. 67]. Следует также напомнить и тот факт, что поводом к восстанию на броненосце «Потёмкин» были несвежие продукты (мясо) для солдатского котла. Кстати, по свидетельству одного из потёмкинцев «мясо с червями на кораблях Черноморского флота в те времена было явлением нередким, всегда обходилось без конфликтов...» [4].

Отношение к пище среди военнослужащих всегда было одинаково трепетным. Сравним два фрагмента. Один, из жизни российской армии начала ХХ века, другой — советской, второй половины ХХ в.

«Начался обед... Флотский суп, с большим количеством капусты, картошки, свёклы, моркови, луку, приправленный подбелкой из пшеничной муки, красным стручковым перцем, был густ и наварист. Тут нельзя было зевать ни одной минуты. Если только не хочешь остаться голодным. Жадность к пище одних заражала других. Около каждого бака мелькало десять ложек, совершая воздушные рейсы от супа ко рту и обратно, и одновременно работали, звучно чавкая, десять пар человеческих челюстей. Глаза, загораясь животной страстью разыгравшегося аппетита, напряжённо смотрели на середину стола, туда, откуда било в нос приятно раздражающим запахом» [6, с. 69].

«Пожирание происходит в полном молчании. Все торопятся — время ограничено. Не успеешь — уйдешь голодным. Когда все уничтожено, одни передают тарелки, другие чашки. Ложки складываются в центр стола. Потом переворачивают пластмассовую тарелку из-под сахара и ей сгребают крошки со стола» [1].

Неформальная система взаимоотношений между военнослужащими срочной службы, укоренившаяся в Советской армии во второй половине ХХ в. и получившая название «дедовщина», создала стройную систему пищевых привилегий и запретов в солдатской среде. Для её возникновения были все условия: резкое изменение структуры питания при призыве в армию; однообразие военного рациона; наличие разницы в сроках службы между отдельными группами военнослужащих и одновременное присутствие в воинских коллективах групп военнослужащих разных сроков призыва. Совокупность этих факторов стала источником для зарождения и формирования оригинальной субкультуры питания военнослужащих срочной службы.

Рассмотрим неформальную сторону организации питания военнослужащих срочной службы в Вооружённых силах по ряду направлений.

Различные категории военнослужащих срочной службы в системе распределения неформальных льгот и продуктов питания

Пищевые привилегии и запреты занимают важное место в солдатской субкультуре. Их разнообразие было обусловлено рядом факторов:

1. Формальным положением военнослужащего в структуре воинского коллектива, в соответствии с занимаемой им должностью и воинским званием.

2. Неформальным статусом, который он имел в соответствии с выслуженным им сроком службы.

3. Специфическими особенностями самой воинской части или подразделения (вид, род войск, место дислокации).

В солдатских коллективах абсолютный максимум неформальных привилегий имели старослужащие солдаты («деды» и «дембеля»), а самыми бесправными были солдаты первого полугодия службы («духи»). Но и среди них существовали характерные категории, отличавшиеся объёмом неформальных привилегий. Это так называемые: «перец взвода», «свой дух», «дембель-ский дух» и др.

Первое, с чем сталкивались призывники в армии — это с особенностями организации питания в воинской части. Вот пример солдатской рифмы:

Мы приехали под вечер,

И не успели на обед,

т т <->

И при первой нашей встрече

«Вешайтесь!», — сказал нам дед. [7]

По отношения к пище, среди молодых солдат (в редких исключениях — среди солдат, прослуживший более полугода) иногда возникала характерная неформальная статусная группа под названием «нехватчики». «Нехватчик» — это солдат, которому не хватает стандартной порции пищи для утоления голода. «Нехватчики», как правило, жадно и некрасиво ели, старались взять со стола самый большой кусок хлеба и, бывало, иногда опускались до того, что доедали за другими. «Нехватчик», понятие интернациональное, типичное для Вооружённых сил любой страны. Примером тому — яркий образ солдата Балоуна, ненасытного денщика поручика Лукаша из «Похождений бравого солдата Швейка.» Я. Гашека [2]. В солдатской среде «нехватчи-ков» презирали и наказывали. Известны, следующие способы наказаний: заставить съесть огромную, с верхом, тарелку каши или увеличенную порцию каши вываленную в свой головной убор или всю горчицу из столового прибора, естественно с хлебом или хлеб, густо посыпанный солью. Существовали и другие способы неформальных наказаний «нехватчиков», которые зависели от фантазии старослужащих солдат и степени развитости (жестокости) «дедовщины» в воинской части. Способы подобных наказаний,

как и многочисленные примеры неуёмного аппетита в изобилии описаны Я. Гашеком и Новиковым-Прибоем [2, с. 318 - 328; 6. с. 72].

Следующая неформальная категория военнослужащих срочной службы, которая в своём названии имела кулинарную составляющую это т.н. «перцы». «Перцы» не объединялись в статусно-ролевую группу. Основной признак их выделения из всей массы военнослужащих — специфические особенности поведения, а отличительная черта — независимость от сослуживцев (включая офицеров). «Перцы», как правило, стремились, не выходя из своей временной страты занять более высокую, чем это было им положено по «дедовщине» ступень в неформальной структуре воинского коллектива. Такое характерное поведение и получило название «перцевать» (т.е. — «борзеть»).

Кроме обыкновенных «перцев», существовали ещё так называемые «перцы взводов». Они назначались сержантами или старослужащими солдатами из числа молодых солдат. В их обязанность входило руководство солдатами своего срока призыва во время отсутствия сержантов и/или старослужащих солдат.

Ещё одна неформальная категория военнослужащих срочной службы, это «черпаки». Название этой группы имеет кулинарно-кухонные истоки. В условиях двухгодичной военной службы «черпаки» — это военнослужащие, прослужившие от года до полутора лет, т.е. солдаты, готовящиеся в неформальной солдатской иерархии занять место увольняющихся «дедов». Аббревиатура «ЧЕРПАК» в смеховой солдатской субкультуре традиционно расшифровывалась как «Человек Ежедневно Разрушающий Покой Армейской Казармы» [7]. Вот характерные примеры из солдатского фольклора, в которых в стихотворной форме раскрывается основное содержание неформального статуса «черпака»:

Кроха-сын к отцу пришел, И сказала кроха: «Черпакам здесь хорошо, Только духам плохо» [17]

Если ты без сна опух, Это значит, что ты дух. Если спал ты кое-как, Это значит, ты черпак. Если ты проспал обед, Это значит, что ты дед. [17]

По всей видимости, прозвище «черпак» произошло от того, что военнослужащие срочной службы, после полугода службы приобретали привилегию раздавать в столовой пищу из бачка за обеденным столом [19]. После того как в солдатских столовых стали устанавливать столы не на десять, а на четырёх человек, эта привилегия «черпаков» исчезла, причина появления прозвища забылась, а слово «черпак» постепенно трансформировалось в «череп».

И наконец, нерасторопных, неумелых, туповатых солдат в армии принято обзывать «чайниками». «Чайник» — это не отдельная неформальная категория военнослужащих срочной службы как, например «духи» или «деды», а просто обидное прозвище. Кстати, существует и другое смысловое значение этого слова. На армейском жаргоне «чайник» — это солдатская чайная.

Характерные названия времени приёма пищи в солдатской субкультуре

Приём пищи в армии ритуализирован не только с формальной точки зрения (поход в столовую строем, мытьё рук, заход в помещение в колонну по одному, одновременный приём пищи всем личным составом т.д.), но и с неформальной. Подтверждение тому — разнообразные названия — жаргонизмы самого процесса приёма пищи и отдельных продуктов питания. Вот примеры:

• «Точево» — 1. Еда, пища. 2. Приём пищи как процесс. Примерно, то же самое, что и «хавчик». Например, фраза: «Пошли на точево, уже время обеда!».

• «Точить» — Принимать пищу (т.е. «точево» во втором смысловом варианте). Примерно, то же самое, что и «хавать», но менее распространённое. Пример из солдатского фольклора:

Это не дятел и не глухарь

Это два «духа» точат сухарь» [14].

• «Хавка», «Хавчик» — 1. Приём пищи. Пойти на «хавку», значит, пойти в столовую. 2. Еда, пища. Близко к таким понятиям как «точево», но в отличие от него — более распространённое. Пример из солдатского фольклора:

Когда стоим мы у дверей Столовой нашей части Желудок шепчет нам о том, Что хавчик — это счастье. [17]

• «Хавать» — Есть, принимать пищу. Примерно то же самое, что и «точить». Жаргонизм гражданского происхождения. Пример из солдатского фольклора:

Каждый день начинается с каши, Эту кашу мы видим во сне, А хотелось бы быть на гражданке, Хавать борщ и гулять по росе, Но нам выпала участь другая, В форме быть и два года служить. [8]

• «Хавало» («хавальник») — 1. Рот; 2. Лицо. Жаргонизм гражданского происхождения.

Приём пищи нашёл своё отображение в солдатских рифмах [5]. Больше всего, в них встречается упоминание обеда, что объясняется пониманием обеда как понятия синонимичного приёму пищи вообще.

Таблица 1

Отображение в солдатских рифмах времени приёма пищи (N=2556)

Время приёма Примеры Частота

пищи солдатских рифм упоминания

Бывает, проснешься как птица —

Завтрак Крылатой пружиной на взводе И хочется жить и трудиться, Но к завтраку это проходит [9]. 1

Солдатский обед —

Обед Это странный предмет. Вроде бы ел, А вроде бы нет [9]. 16

В казарме шум и оживленье,

Ужин Об ужине идёт молва, На ужин каша, к сожаленью, И несъедобная была [15]. 3

Рифм об ужине чуть больше, чем рифм о завтраке, потому что в солдатской субкультуре важность ужина как события неизмеримо выше. Ужин — символ прошедшего дня. Ещё на один день приблизился долгожданный «дембель»:

День прошёл, мы масло съели, На прогулке песню спели, Спи солдат, спокойной ночи, «Дембель» стал на день короче. [8]

Описание (упоминание) приёма пищи в солдатских рифмах сопровождается оценочными характеристиками: положительными, нейтральными или отрицательными.

Таблица 2

Отношение ко времени приёма пищи в солдатских рифмах (N=2556)

Время

Отношение к приёму пищи

приема пищи Положительное Отрицательное Нейтральное рифм

Завтрак — — 1 1

Обед 10 4 2 16

Ужин 1 2 — 3

Всего:

11

20

6

3

Несмотря на недостатки армейского рациона, приём пищи оценивается солдатами в большинстве случаев как положительное явление и желанное событие.

Использование названий продуктов питания в солдатской субкультуре

Название различных продуктов питания повсеместно встречаются в солдатской субкультуре. Их используют для определения статуса военнослужащих в неформальной иерархии воинского коллектива, о чём мы уже говорили выше и для обозначения различных элементов солдатского быта и военной формы.

• «Яйцо» — кокарда на головном уборе морской пехоты ВС Украины. По форме напоминает яйцо — отсюда и название.

• «Крендель» — выгнутая, как седло фуражка.

• «Блин» — фуражка, чаще всего непомерно большого размера. Примерно тоже самое, что и «крендель», но в отличие от него, её верх — плоский, а не изогнутый.

• «Маслята» — патроны к пистолету ПМ.

Также, в разговорной речи широко используются жаргонизированные названия блюд, кулинарных рецептов и продуктов питания.

• «Черняга» — чёрный хлеб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• «Шайба» — порция масла. Название происходит от формы порции масла в виде приплюснутого цилиндра — миниатюрной шайбы.

• «Дробь шестнадцать», «кирза», «шрапнель» — перловая каша.

Отображение гастрономических предпочтений военнослужащих срочной службы в солдатских рифмах

Гастрономические предпочтения военнослужащих срочной службы, нашли своё отображение в таком жанре солдатской субкультуры как солдатские рифмы. С точки зрения рассматриваемого нами вопроса, в них можно выделить две большие группы.

В первую группу входят рифмы, в которых говорится о продуктах питания, напитках и кулинарных рецептах, считающихся характерными для армейского рациона.

Во вторую вошли — рифмы, в которых упоминаются продукты питания, напитки и рецепты, более характерные для гражданской жизни (до или по сле службы в армии).

Таблица 3

Группировка рифм в соответствии с признаком преимущественного употребления продуктов питания и напитков в армии или гражданской среде

Продукты питания, напитки и кулинарные рецепты, характерные

для армейского рациона

масло, картошка, каша, овёс, перловая каша, перловка, похлёбка, овсянка сахар, суп, сухарь, чай, чёрный хлеб, яйца

для гражданской жизни

блины, борщ, булка, вино, водка, картошка в мундире, колбаса, конфеты, мармелад, мёд, мясо, огурец, пиво, сало, самогон, семечки, сметана, шампанское, шашлык, шоколад.

Перечень продуктов питания, напитков и кулинарных рецептов, упоминающихся в рифмах достаточно обширен, и насчитывает 33 наименования. По частоте их упоминания можно судить, с одной стороны о степени их доступности (точнее — недоступности) для солдат в условиях военной службы, а с другой, о естественном желании обладания ими.

Таблица 4

Упоминание продуктов питания и кулинарных рецептов в солдатских рифмах (N=2556)

0 Образцы продуктов Частота ^о Образцы продуктов Частота питания (рецептов) упоминания питания (рецептов) упоминания

1 Водка 75 18 Мясо 2

2 Вино 58 19 Овёс 2

3 Пиво 24 20 Похлёбка 2

4 Самогон 17 21 Суп 2

5 Каша 14 22 Чёрный хлеб 2

6 Масло 13 23 Шашлык 2

7 Чай 8 24 Блины 1

8 Яйца 8 25 Булка 1

9 Мёд 7 26 Конфеты 1

10 Колбаса 6 27 Котлеты 1

11 Картошка, картошка в мундире 4 28 Мармелад 1

12 Овсянка 4 29 Огурец 1

13 Сахар 4 30 Семечки 1

14 Сало 3 31 Сметана 1

15 Перловка, перловая каша 3 32 Шампанское 2

16 Сухарь 3 33 Шоколад 1

17 Борщ 2

Так как последнее связано с окончанием срока службы, то «гражданские продукты» становятся у солдат символом свободы и вольной жизни. Естественно, что в первую очередь это касается спиртных напитков. Водка у солдат приобретает свойства фетиша. Запрет употребления спиртных напитков, приобретает свойства ни с чем несравнимого абсолюта, максимального ограничения. Следовательно, тем ценнее и желаннее становятся они для солдат. Их тайное распитие приобретает черты глубокого символизма, становится обязательным ритуалом, который, по идее, должен способствовать приближению «дембеля».

В дополнение к вышеперечисленным «гражданским продуктам», свойства фетиша, приобретают и ряд, если так можно выразиться, «военных

продуктов», традиционно считающихся характерными для армейского рациона. В первую очередь это относится к каше, затем, по мере убывания популярности в рифмах — маслу, чаю и яйцам. Так, если во время службы подавляющее большинство солдат считают кашу далеко не самым вкусным блюдом солдатского рациона, то после её окончания службы, спустя некоторое время, многие вспоминают о ней совершенно наоборот — как о вкусной, сытной и полезной пище, наделяя кашу прилагательным «солдатская», подразумевая под этим качество превосходной степени — «солдатская каша».

Как правило, упоминание в рифмах продуктов питания, напитков и кулинарных рецептов имеет цель раскрыть не столько гастрономический, сколько

и и <-> /Г* и

другой, особенный контекст военной службы, связанный со сложностями ратного труда, стремлением подчеркнуть тяготы и лишения воинской службы. В рифмах это достигается разными способами:

Первый, это акцентирование внимания на том, что в армии солдат лишён привычных (домашних) продуктов и от этого очень страдает. Всячески подчёркивается однообразие армейского рациона, его скудность. Например:

Эх, сейчас бы пивка литров пять, Килограмм колбасы — и всё это сожрать, Но всё это мечты года на два, А сейчас я хочу, чтоб духанка прошла. [8]

Водку мы уже не пьём, Шашлыки не кушаем Кружку чая долбанём И комбата слушаем». [17]

Второй, это сравнение (противопоставление) тягот и лишений воинской службы с деликатесами и домашней едой. Например:

Гражданка — рай, Гражданка — мёд, Кто не служил — Тот не поймёт!. [8]

Такими способами, анонимные авторы подчеркивают избранность, отде -лённость солдата от гражданского мира, его полный разрыв с ним и возвышение над ним. Но иногда, нет-нет, да и проскакивают в рифмах нотки обречённости и сожаления об утраченном. Это достигается использованием

кулинарных противопоставлений. Так, домашнему борщу противопоставляется армейская каша, шашлыку и водке — кружка чая, а семечки — полная противоположность армейскому беспределу. Девушка сравнивается с котлетами или булкой с маслом, а любовь заменяют мечты о блинах, сметане и картошке. Таким образом, выстраивается схема: «теза — антитеза», поясняющая отношение солдата к людям, предметам, житейским ситуациям, как в армии, так и вне её через отношение к пище (см. табл. 5):

• Булка + масло + котлеты = любовь < обед.

• Картошка в мундире = голое тело.

• Самогон = тревоги + стрельбы, полигон.

• Семечки = денежки = два года «беспредела».

• Хлеб + конфеты = краповый берет.

Таблица 5

Продукты, напитки и кулинарные рецепты, упоминаемые в солдатских рифмах

Продукты, напитки, № Образцы солдатских рифм

рецепты

1 Борщ Каждый день начинается с каши,

Эту кашу мы видим во сне, А хотелось бы быть на гражданке, Хавать борщ и гулять по росе... [11]

2 Блины Достал бы я ведро сметаны __И миску полную блинов

3 Сметана Макал бы я блины в сметану,

И на хрена мне та любовь. [11]

4 Картошка, Тебя раздеваю руками умело,

картошка в мундире Хочу я увидеть голое тело.

Губами коснусь к единственной в мире, Моей ненаглядной картошке в мундире. [17]

5 Пиво Мне погулять ещё хотелось

Позагорать, пивка попить Но в жизни всё переменилось — Теперь приходится служить. [15]

6 Конфеты Кому хлеб, кому конфет,

7 Мармелад Кому краповый берет;

Кто-то хочет мармелад,

8 Шоколад А кто — чёрный шоколад. [16]

9 Котлеты Я вас люблю как булку с маслом,

10 Булка Вы мне дороже двух котлет

11 Масло Но опоздаю на обед. [7]

12 Огурец Бутылка водки, огурец,

13 Водка И старшине придет капец. [8]

14 Сало Как дела? Дела, как в сказке,

15 Колбаса Сала нет и нет колбаски, Яйип вижу только в бане

16 Яйца Между ног сержанта Вани. [16]

17 Шашлык Водку мы уже не пьём, Шашлыки не кушаем

18 Чай Кружку чая долбанём И комбата слушаем. [15]

19 Овёс Десантник за два года службы съедает столько овса, Что ему стыдно смотреть в глаза лошади. [16]

20 Овсянка Бежит солдат быстрее танка, А в животе бурлит овсянка. [9]

21 Семечки Кто-то семечки грызет, Кто-то денежки гребет, А у нас есть свой удел — У нас два года беспредел. [7]

22 Перловка (перловая каша) Перловую кашу за Родину нашу, Ремень с автоматом на грудь, Сто дней до приказа, а бабу — ни разу, Попробуй-ка так протянуть. [17]

23 Каша Кто не пробовал каши солдатской Кто картошки с водой не хлебал Тот не может собою гордиться — В жизни он ничего не видал. [8]

24 Суп Я буду помнить много лет Солдатский суп и чёрный хлеб

25 Чёрный хлеб Красивей слов на свете нет, Чем перекур, отбой, обед. [16]

26 Похлёбка Кто ждал похлёбку на обед Кто видел тьму и видел свет. [15]

27 Сухарь Это не дятел и не глухарь, Это два духа точат сухарь. [12]

28 Сахар Служба не сахар и не мёд,

29 Мёд Тот, кто служил — это поймёт. [14]

116 Проноза А.В.

30 Мясо Я салага, лысый гусь, Я урочисто клянусь: Мясо, сало не жуваты, А дидам все виддаваты. [12]

31 Вино Когда взлетают в небо пробки, В бокалах плещется вино, Я поднимаю эту рюмку, За тех, кто служит в ПВО. [12]

32 Шампанское Я пью шампанское вино За тех, кто служит в ПВО. [9]

33 Самогон Да, не легка судьба солдата — Тревоги, стрельбы, полигон. А где-то там мои ребята Сидят и глушат самогон. [12]

И, наконец, третий способ это банальные мечты о вкусной еде и выпивке. Например:

Если только доберусь До родной гражданки, Самогонки я нажрусь Из литровой банки. [14]

Неформальные ритуалы, праздники и связанные с ними пищевые привилегии и запреты

Постоянное чувство голода и недостаток пищи (особенно армейских деликатесов — хлеба, сахара и масла), на первых порах службы порождают желание у более сильных (доминантных и высоко статусных) военнослужащих перераспределения её в свою пользу. Таковыми, в условиях «дедовщины», являлись старослужащие солдаты. Для поддержания системы перераспределения продуктов, а равно и стабильности неформальной статусно-ролевой структуры военнослужащих, большое значение имели неформальные ритуалы и праздники. Многие из них связаны с употреблением пищи. Приведём несколько примеров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. «Сто дней до приказа» или «стоднёвка». Неформальный солдатский праздник. Отмечается в день, когда солдатам срочной службы остаётся 100 дней до выхода Приказа Министра обороны об увольнении в запас. В день «стоднёвки» молодые солдаты накрывали старослужащим солдатам т.н. «поляну», а старослужащие старались где-нибудь, из чего-нибудь выложить число «100» и сфотографироваться на этом фоне. Чаще всего это число выкладывалось из «шайбочек» масла, потому что по традициям «дедовщины», во время «стоднёвки» масло старослужащим есть нельзя.

С маслом во время «стоднёвки» связан ещё один обычай. Каждый старослужащий назначал себе персонального слугу — т. н. «считающего» (или «своего «духа»») из числа молодых солдат. В его обязанности входило знать (т. е. — считать), сколько «дедушке» осталось дней до «Приказа Министра обороны об увольнении в запас». Молодой солдат на вопрос: «Сколько до дней до приказа» должен был правильно ответить в любое время и в любой ситуации, даже будучи разбуженным среди ночи. В каждой воинской части этот обычай имел разные модификации. Неизменным оставалось одно — после ужина, молодой солдат должен был подарить «своему деду» сигарету (например, положить её под подушку). На ней шариковой ручкой делалась надпись — число оставшихся до «Приказа» дней. Ритуал выкуривания такой сигареты перед сном символизировал ещё один прожитый, (прожжённый) в армии день. Платой за сигарету, молодому солдату, была порция масла, которую старослужащие солдаты отдавали «считающим» во время ужина. В разных воинских частях существовали различные модификации этого ритуала. В одних отдавалось только вечернее масло, в других и вечернее и утреннее.

В последний день, точнее вечер «стоднёвки» накануне вероятного подписания Министром обороны соответствующего «Приказа об увольнении в запас», последняя порция масла молодым солдатам не отдавалась, а с помощью импровизированной катапульты из ложки запускалась старослужащими в потолок столовой. Но распространённость этого ритуала в войсках, по всей видимости, была крайне незначительной.

2. «Пятьдесят на пятьдесят» («50x50»). Неформальный солдатский праздник. Другие названия — «большой перекур» и «день офигевшего духа» (в оригинале — ненормативная лексика). Празднуется в день, когда до выхода приказа Министра обороны об увольнении в запас остаётся ровно 50 дней. Накануне этого дня молодые солдаты обязаны были «накрыть поляну» для старослужащих. Смена неформальных статусов происходила после окончания этой вечеринки и старослужащие последующие сутки считались «духами», а «духи» — «дедами».

3. «Поляна». Это не неформальный праздник, а банальная солдатская пьянка, устроенная в казарме или в другом месте тайком от офицеров. «Накрывали поляну», как правило, молодые солдаты. Существовали следующие причины для «поляны»:

• «вливание» новичка в коллектив («прописка»);

• приезд из отпуска, перевод солдат из одной неформальной категории в другую (например, из «духов» в «черепа»);

• неформальные солдатские праздники, такие как начало «стоднёвки», «пятьдесят на пятьдесят», окончание «стоднёвки», день приказа и т. д.

И, наконец, пищевые привилегии и запреты разных категорий военнослужащих срочной службы, ярко отражены в т. н. присяге молодого солдата, которая уже несколько десятилетий в разных вариантах кочует из одного солдатского блокнота в другой:

Я салага, битый гусь, Здесь, торжественно клянусь: Масло, сахар не рубать, Старикам все отдавать.» [13]

Источники получения дополнительных продуктов питания

Скудность армейского рациона подвигает военнослужащих к его разнообразию. Для этого могут быть использованы различные официальные и неофициальные способы. Некоторые из них зависели от системы неформальных взаимоотношений в воинском коллективе, но, тем не менее, играли достаточно важную роль в поддержании неформального статуса военнослужащих, поскольку свидетельствовали об их возможностях. Это: возможность покупки продуктов в солдатской чайной; получение продуктов от родителей во время их приезда в воинскую часть; привоз продуктов питания из отпуска; покупка продуктов в городском увольнении; получение продуктовой посылки из дома.

Естественно, что эти способы не могут удовлетворить потребности в дополнительных продуктах питания, поэтому существуют не совсем законные способы разнообразить меню. Это: самовольная отлучка за продуктами и сигаретами, наряд в столовой; вымогательство продуктов (и денег) у молодых солдат; воровство.

Преобладание одних способов над другими, а также эффективность их реализации может быть различной. Она зависит от многих объективных и субъективных факторов.

Кулинарные рецепты

Число блюд приготовляемых солдатами самостоятельно крайне ограниченно ввиду отсутствия таких возможностей. Большинство кулинарных рецептов реализуются военнослужащими во время наряда по столовой, то есть там, где для этого есть наиболее благоприятные условия.

Самым распространённым и любимым блюдом являлся жареный картофель. В воинских частях это блюдо никогда не входило в официальный солдатский рацион из-за трудоёмкости приготовления. Именно поэтому, употребление жареного картофеля всегда считалось привилегией старослужащих.

Оно как бы символизировало приближение к «дембелю» и близость к увольнению в запас. То же самое, можно сказать и о яичнице. Но это блюдо ещё более редкое. Оно приготовлялось, как правило, только для наряда по столовой и только по воскресеньям.

Отдельного рассмотрения заслуживает единственный рецепт, который

Т-»

с полным правом можно назвать исконно армейским, В гражданской жизни это блюдо не встречается. Его название — «дембельская каша» или «дембе-люха». Она готовится из печенья, сгущенки и ещё чего-нибудь сладкого. Может употребляться с чаем или как закуска. При отсутствии печенья, может использоваться хлеб, накрошенный или нарезанный кубиками. Употребление «дембелюхи» является привилегией старослужащих и по идее должно символизировать приближение гражданской жизни и близкое увольнение в запас. Отсюда и название.

В разных воинских частях имеют место разные традиции в отношении сроков и времени употребления «дембелюхи». По одной из версий, «дембе-люха» обязательна к употреблению в первый день «стоднёвки», в день когда осталось пятьдесят дней до «приказа» и в день его объявления. По другой версии, молодые солдаты готовят «дембелюху» старослужащим во время стоднёвки каждые десять дней [3]. Существуют разные, порой изысканные рецепты «дембелюхи» [3; 21].

Пищевые привилегии и запреты в дембельских альбомах и солдатских блокнотах

Субкультура питания военнослужащих срочной службы нашла своё отображение в таких субкультурных феноменах как дембельские альбомы и солдатские блокноты. В первых она представлена в виде фотографий, калек, рисунков, а во вторых виде рисунков и солдатских рифм, о которых мы выше уже говорили.

Рисунки и кальки, как правило, демонстрируют «голодный» образ жизни солдата. На них изображаются худые солдаты, мечтающие о шашлыке, жареной курице, спиртных напитках. Часто такие мечтания приводятся на фоне обнажённых красоток, до которых солдату нет никакого дела — мечты о домашней пище важнее.

Что касается фотографий, то в своём большинстве они представляют собой банальную фотофиксацию солдатских пьянок, или совместного поглощения продуктов питания в неположенное время и в неположенном месте. Если рисунки призваны подчеркнуть тяготы и лишения, которые испытал солдат во время службы, то фотографии, по идее, должны демонстрировать его удаль и доблесть.

Выводы

Изучение субкультуры питания военнослужащих срочной службы подтверждает, что свободный доступ к пищевым ресурсам и возможность утоления голода является одной из базовых человеческих потребностей, главным условием поддержания нормальной жизни-деятельности индивида. В ситуации, когда пищевых ресурсов недостаточно, повышается значение организаций, отвечающих за их производство, контроль и распределение. Эти организации могут быть двух типов:

1. Официальные бюрократические организации (формальные), имеющие в своей основе государственную власть и её институты.

2. Неофициальные распределительные организации (неформальные), возникающие стихийно, по инициативе отдельных личностей или групп.

Задача первых состоит в обеспечении физического выживания достаточно большой социальной группы или её отдельной части, например — государства, региона, области, района, этнической общности и т.д. К таким организациям относятся различные бюрократические учреждения и благотворительные фонды, имеющие поддержку со стороны власти. Эффективность их деятельности может быть оценена применительно ко всему обществу (или его отдельной, достаточно значимой части) испытывающему недостаток в продовольствии. Наиболее ярким примером такой эффективности можно признать распределительную карточную систему, введённую в блокадном Ленинграде.

Организации второго типа ставят себе задачей выживание одного конкретного индивида или небольшой группы людей, связанных друг с другом узами тесного родства, профессиональной, интеллектуальной или иной деятельности. Эти неформальные организации не рассчитывают на помощь власти и опираются на собственные силы, смекалку и инициативу. Организациями такие группы можно назвать лишь с большой долей условности. Довольно часто они противопоставляют себя официальным властным институтам и существенно подрывают эффективность их деятельности в сфере распределения продовольствия. Значение неофициальных (неформальных) распределительных структур особенно возрастает в условиях кризисов, когда недостаток пищевых ресурсов властные структуры восполнить не способны, т.е., большое значение такие самоорганизующиеся структуры получают в обществах, с неустойчивой вертикалью власти, что подвигает людей, самим заботится о своём пропитании, не надеясь на власть.

Учёт, контроль и распределение продуктов питания, а также выстраивание на этой основе вертикали власти является одним из условий возникновения цивилизации. При определённых условиях, обладание правом учёта, контроля и распределения продуктов питания (особенно при их хроническом

недостатке) может стать значимым фактором, укрепления или ослабления доминирующей в обществе системы властных отношений, а в некоторых случаях и создания альтернативных (параллельных) властных структур. Этот тезис не потерял актуальности и сегодня, так как недостаток пищевых ресурсов даже в современную эпоху может периодически возникать в обособленных человеческих сообществах — регионах, странах и даже отдельных организациях.

Для некоторых человеческих сообществ, недостаток пищевых ресурсов становится причиной социальных действий, которые существенно влияли на ход исторического процесса. В некоторых случаях, именно недостаток продуктов питания становится одним из основных факторов утверждения, сохранения и воспроизводства специфических систем властных отношений, поскольку контроль над пищевыми ресурсами является действенным механизм влияния на поведение людей и активизации их деятельности в нужном направлении. Данное положение верно и для тех случаев, когда ощущается недостаток не всех, а отдельных продуктов питания (при изобилии остальных) или тогда, когда имеет место недостаток традиционных, привычных продуктов питания. Такая ситуация может сложиться как во всём обществе, так и в его отдельном сегменте, например — в Вооружённых силах. Изменение структуры питания при призыве в армию, скудость рациона и пребывание в казарме военнослужащих с различным опытом военной службы приводит с одной стороны к возникновению у них различий в пищевых потребностях, а с другой к формированию индивидуальных, оригинальных способов их удовлетворения. Во многих случаях это достигается путём перераспределения продуктов питания от одних военнослужащих к другим. Такое перераспределение закреплялось неформальными ритуалами, обычаями, традициями и праздниками. Всё это дополнялось пропагандой среди молодых солдат культа «нехватчика», согласно которому быть и казаться голодным — плохо и недостойно.

В целом, пищевые привилегии и запреты, существовавшие в среде военнослужащих срочной службы, являли собой достаточно мощный механизм контроля старослужащих солдат над молодыми солдатами и свидетельствуют о наличии прямых и косвенных аналогий с принципами организации власти у первобытных народов.

Список литературы

1. Банников К.Л. Антропология экстремальных групп. Доминантные отношения военнослужащих срочной службы Российской Армии. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.

2. Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка во время первой мировой войны. М.: Художественная литература, 1987.

3. Дембельская каша / Сайт «Армия России изнутри» URL: http://www. rusarmia.com/publ/3-1-0-241 (дата обращения: 29.10.2015).

4. Киличенков А.А. О символах русской революции. / Сайт Российского государственного гуманитарного университета. URL: http://rodnaya-istoriya.ru/index.php/voennaya-istoriya/voennaya-istoriya/o-simvolax-russkoie-revolyucii.html (дата обращения: 29.10.2015)

5. Лабус 27.08.2006 19.20:42 / Перевод в «черпаки» - откуда это пошло / Форум / ДЕСАНТУРА^и. О десанте без границ. URL: http://desantura. ru/forum/forum44/topic4426/ (дата обращения: 29.10.2015).

6. Новиков-Прибой А.С. Цусима М.: Правда, 1963. Т. 1.

7. Описание блокнота курсанта Двалинского А.М. в/ч А3333, от 15.11.1996 г.

8. Описание блокнота неизвестного автора, в/ч 27895 от 1991 г.

9. Описание блокнота неизвестного автора, воинской части А3333, от 1997 г.

10. Описание блокнота курсанта Малярчика Я.В. воинской части 2041 от15.10.1997.

11. Описание блокнота курсанта Румана Р.В. в/ч 2041 от 10.10.1997.

12. Описание блокнота сержанта гвардии Гучко Л.И. в/ч 2041НГУ от 18.11.1998.

13. Описание блокнота сержанта гвардии Мавринского Д.В. в/ч 2041НГУ от 12.10.1998.

14. Описание блокнота сержанта гвардии Миргородского С.Н. в/ч 2041НГУ от 21.11.1998 г.

15. Описание блокнота солдата гвардии Овсянникова И.В. в/ч 2041НГУ от 20.02.1999.

16. Описание блокнота солдата гвардии Пилинив С.М. в/ч 2041НГУ от 02.11.1997.

17. Описание блокнота старшего солдата гвардии Юхименко И. П. в/ч 2041 НГУ от 07 11.1997 г.

18. Проноза А.В. «Дедовщина как социально-культурное явление: механизмы и формы воспроизводства»: Диссертация кандидата социол. наук. Киев, 2005. 181 с.

19. Проноза А.В. Солдатские рифмы - характерный элемент армейской субкультуры. // Социс. 1999. № 9. С. 129-131.

20. Цит. по: Поварёшка.ру // Питание русского солдата. URL: http://www. povarewka.ru/forum/pitanie-russkogo-soldata (дата обращения: 29.10.2015).

21. vetas / Сайт: MCRF.RU > Прочее... > ** OFFTOPIC ** > ** ЮМОР ** > Каша «Дембелюха». URL: http://www.mcrf.ru/forum/archive/index. php7t-11985.html (дата обращения: 29.10.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.