Научная статья на тему 'Жанровая специфика солдатских рифм'

Жанровая специфика солдатских рифм Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
474
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дембельський альбом / дембельський блокнот / малостишия / поэтический жанр / солдатская субкультура / солдатские рифмы / солдатские стишки / Дембельський альбом / дембельський блокнот / малостішия / поетичний жанр / солдатська субкультура / солдатські рими / солдатські вірші

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Проноза А. В.

В статье рассматриваются солдатские рифмы, как характерный жанр неформального поэтического творчества военнослужащих срочной службы. Определяется их место в системе поэтических жанров и значение в рамках солдатской субкультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Проноза А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Жанрова специфіка солдатських рим

В статті розглядаються солдатські рими, як характерний жанр неформальної поетичної творчості військовослужбовців строкової служби. Визначається їхнє місце в системі поетичних жанрів і значення в межах солдатської субкультури.

Текст научной работы на тему «Жанровая специфика солдатских рифм»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 24 (63). 2011. № 3-4. С. 278-290.

УДК 316 316.354:355.1+316.75

ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА СОЛДАТСКИХ РИФМ

Проноза A.B.

В статье рассматриваются солдатские рифмы, как характерный жанр неформального поэтического творчества военнослужащих срочной службы. Определяется их место в системе поэтических жанров и значение в рамках солдатской субкультуры.

Ключевые слова: дембелъсъкий альбом, дембелъсъкий блокнот, малостишия, поэтический жанр, солдатская субкультура, солдатские рифмы, солдатские стишки.

Объектом исследования является солдатская субкультура. Предметом исследования выступают солдатские рифмы в качестве жанра неформального поэтического творчества военнослужащих действительной срочной службы. Целью статьи является обоснование существования солдатских рифм как самостоятельного поэтического.

В настоящее время с полным правом можно говорить о существовании субкультуры военнослужащих срочной службы (далее - современной солдатской субкультуры) как разновидности военной субкультуры. На её формирование существенное влияние оказали с одной стороны - различные течения молодёжной субкультуры, а с другой - субкультура криминального мира. Но в отличие от них, современная солдатская субкультура имеет ряд характерных особенностей, определяемых условиями и спецификой военной службы.

Во-первых, это ярко выраженный половозрастной принцип. Основными субъектами - носителями солдатской субкультуры являются исключительно мужчины призывного возраста (от 18 до 27 лет)1, проходящие действительную срочную военную службу в армии.

Во-вторых, существующая система комплектования Вооружённых сил посредством регулярного (два раза в год) призыва на действительную срочную военную службу, обеспечивает постоянное возобновление социальной базы солдатской субкультуры и, соответственно, её воспроизводство.

В-третьих, это относительная стабильность и неизменность существования. Если различные молодёжные течения могут возникать, существовать некоторое время, а впоследствии затухать, утратив свою привлекательность и актуальность (например - хиппи за рубежом или стиляги в СССР), то солдатская субкультура, на протяжении десятилетий, остаётся практически неизменной. Такое её свойство объясняется стабильностью Вооружённых сил как специфического общественного

1 Призывной возраст для ВС Украины.

и государственного института и неизменностью условий пребывания в нём индивида.

В-четвёртых, распространение солдатской субкультуры территориально ограниченно пределами воинской части. Её отдельные образцы, ставшие достоянием общественности, в силу своей специфичности, как правило, не культивируются в гражданской среде в качестве эталонов и образцов для подражания, оставаясь характерными элементами армейской экзотики.

В настоящее время, трудно определить к какому периоду можно отнести выделение из военной субкультуры, субкультуры военнослужащих срочной службы как самостоятельного культурного явления и объекта исследования. По всей видимости, в той или иной форме, солдатская субкультура существовала всегда, но только в последние годы стала объектом пристального внимания и изучения.

Отечественная традиция исследования современной солдатской субкультуры, ведёт свою историю от изучения её наиболее ярких асоциальных проявлений, таких как казарменное хулиганство, неуставные взаимоотношения, «дедовщина», которые осуществлялись в рамках психологического и социально-психологического подходов в трудах А. Глоточкина, Н. Марченко, И. Меркулова, И. Образцова, А. Солнышкова, С. Съедина, В. Крука и других исследователей [1; 2; 3; 4; 5; 6]. Лишь в последние годы наметился рост интереса к военной службе и армейской организации в культурологическом и антропологическом контекстах, о-* чём свидетельствует появление работ А. Лугового, М. Низикова, Т. Сливина, С. Тентилова, С. Цепина, К. Банникова, М. Лурье, Ж. Корминой и других авторов [7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14]. По мнению российского антрополога М. Лурье, «за истекшее десятилетие (до 2008 - Проноза А. В.) армейская тема обрела в нашей антропологической литературе известную популярность» [13, с. 75]. Он же определяет выделение современной солдатской субкультуры «в том виде, в котором она существует в данный момент, не позднее 1960 года...» [13, с. 76].

Современная солдатская субкультура породила огромное количество различных субкультурных феноменов, таких как песни [15; 16], стихи, характерный сленг [17; 18; 19], граффити [20], «дембельские» альбомы и «дембельские» блокноты [11; 14; 21; 22], систему неформальных рангов военнослужащих, неформальных поощрений и наказаний [11; 23], комплекс неформальных ритуалов, сопровождающих солдатскую службу от самого её начала и до увольнения в запас и т.д. и т.п. Многие из этих феноменов, например, «дембельская» форма одежды или уже упоминавшиеся «дембельские» блокноты, не имеют аналогов в других культурных средах и уже поэтому заслуживают пристального внимания и изучения.

Одним из таких субкультурных феноменов (жанров) являются солдатские рифмы [14; 22; 24; 25]. Их характерной особенностью является то, что они в большей степени, в сравнении с другими жанрами и проявления солдатской субкультуры (за исключением, может быть, солдатских песен), вышли за пределы военной организации и получили распространение в гражданской среде. Однако солдатские рифмы, в сравнении с песнями и стихами изучены много меньше. Это объясняется следующими причинами:

Во-первых, у военнослужащих срочной службы, являющихся основным субъектом-носителем солдатских рифм, к концу службы интерес к ним часто пропадает. Это сродни увлечению, которое приходит и уходит. Во-вторых,

преимущественно военная специфика рифм препятствует их широкому распространению и популяризации в гражданской среде. В-третьих, в самой военной среде распространение солдатских рифм искусственно ограничивается. Они не одобряются военным руководством, поскольку в их содержании встречаются произвольные оценки армии, военной службы, командиров и начальников, существенно отличающиеся от пропагандируемых в обществе. Военным руководством считается, что распространение подобных рифм отрицательно влияет на морально-психологическое состояние военнослужащих и прививает солдатам негативное отношение к выполнению воинского долга.

Проблема изучения солдатских рифм усугубляется отсутствием устоявшегося термина, обозначающего этот субкультурный пласт неформального поэтического творчества и, соответственно, неопределённостью границ размежевания рифм и близких к ним других поэтических жанров - частушек, стихов, поговорок и пословиц.

К систематическому изучению солдатских рифм автор обратился в 1994 году в контексте общего исследования «дедовщины» как социально-культурного явления [10]. Сам термин, «солдатские рифмы», был предложен им в 1999 году [24] и на то время не вызвал существенных нареканий относительно соответствия названия, описываемому субкультурному явлению. Но в последние годы появились иные наименования этого поэтического жанра, что связано с развитием сети Интернет и публикацией ряда работ, посвящённых «дедовщине» и неформальным взаимоотношениям в армии. Это повлекло за собой необходимость уточнения названия и его соответствия внутреннему содержанию данного субкультурного феномена.

Как мы уже заявили, изучению солдатских рифм, до недавнего времени не уделялось достаточного внимания. Это в полной мере относится как к научной, так и к публицистической литературе. Так, например, в настоящее время отсутствует характеристика солдатских рифм в системе жанров фольклора, не изучены формы их бытования, функции и специфические черты поэтики. В виде исключения, можно указать на статьи Ж. Корминой, И. Райковой, М. Лурье [14; 22; 25], авторские работы [24; 26] и отдельные подборки образцов солдатской поэзии некоторых персональных сайтов в Интернете [27; 28; 29 и др.]. Заслуга авторов последних, по большому счёту сводится разве что только в привлечении внимания к этому характерному поэтическому жанру и его популяризации за пределами военной организации.

В ряду огромного количества разнообразных жанров поэзии, характеристика солдатских рифм как своеобразного поэтического жанра военнослужащих срочной службы отсутствует. Например, среди современных филологических изысканий, имеются описания таких достаточно редких поэтических жанров как «религиозный стих литературного типа и происхождения» [30] или «садистские стишки» [28].

Итак, прежде чем утверждать, что солдатские рифмы являются самостоятельным поэтическим жанром, необходимо выяснить, что же понимается под понятиями «жанр» и «рифма».

Жанр, как его трактует толковый словарь русского языка С. Ожегова и Н. Шведовой, это:

1. Вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Лирический, эпический жанр. Вокальные, хоровые жанры. Жанр пейзажа, портрета.

2. Живопись на бытовые сюжеты (спец.).

3. перен. Манера, стиль [32].

Однако в нашем случае, нас интересует не просто понятие жанра, а именно поэтического жанра. «Словарь поэтических форм» [33] даёт описание 127-ми различных поэтических жанров, со стихами - иллюстрациями, однако в нём отсутствует определение понятия «поэтический жанр». Классификация жанров в нём осуществлена на основе выделения особенностей рифмованности слога и размера стиха. Наверное, поэтому, в предлагаемой классификации отсутствуют описания таких известных поэтических жанров как баллада, поэма, частушка.

С точки зрения бытования стихов, их предназначения, тематической направленности, традиций или обычаев разных социальных групп и народов, количество различных поэтических жанров подсчитать крайне трудно, скорее даже невозможно. Солдатские рифмы, в этом ряду, естественно, отсутствуют. Таким образом, учитывая характерные особенности бытования и функционального предназначения, солдатские рифмы следует признать отдельным, самостоятельным и специфическим жанром армейского фольклора.

Составной частью названия данного поэтического жанра является слово «рифма». Возникает закономерный вопрос: почему именно рифма, а, например, не стих или стишок? Снова обратимся к толковому словарю С. Ожегова и Н. Шведовой, в котором под понятием «рифма» - понимается «Созвучие концов стихотворных строк» [32]. В данном контексте, рифма предстаёт скорее свойством, обязательным условием поэзии и стихосложения, нежели определённым поэтическим жанром. И всё же, на наш взгляд именно термин «солдатские рифмы» наиболее подходит для обозначения исследуемого субкультурного феномена, поскольку в нём отображены основные характерные черты этого жанра, а именно:

Во-первых, в нём есть указание на вполне определённую социальную группу потребителей этого поэтического жанра - солдат действительной срочной военной службы. Во-вторых, рифмованность слога как обязательное свойство поэзии. В-третьих, подразумеваемая в контексте предлагаемого названия, краткость данной поэтической формы, её ограничение несколькими строками, как правило, четырьмя.

Следует, отметить, что предложенное название пока не нашло широкого распространения в научной и публицистической литературе, впрочем, как и другие. Своеобразие солдатских рифм как поэтического жанра определяется их функциональным предназначением. В сравнении со стихами и песнями военной тематики, они получили более широкое распространение. Это связано с относительной лёгкостью сочинения и запоминания рифм. Кроме того, ареал использования рифм в армейской среде много шире, чем стихов или песен. Последние, как правило, требуют владения музыкальным инструментом, в противном случае являют собой предмет банального коллекционирования (в блокнот, «дембельский» альбом или песенник) и не более того. Рифмы же могут использоваться в качестве подписей к рисункам, карикатурам, фотографиям, калькам в «дембельских» альбомах. Иногда их используют в солдатских письмах. В сравнении со стихами и песнями, рифмы чаще становятся предметом

коллекционирования. Практически ни один из солдат - срочников не избежал увлечения ими, а полнота коллекции может свидетельствовать о неформальном статусе военнослужащего среди сослуживцев.

По всей видимости, предтечей солдатских рифм являются солдатские частушки. Об этом свидетельствуют образцы малого стихотворного творчества русских солдат периода первой мировой и гражданской войн, например: «Я гимназии не кончил, // Да в окопы прямо скочил, // И попал в ниверситет, // На геройский факультет» или «Нас вон долго не учили, // А в чугунку посадили // И погнали на войну, // Во чужую сторону [12, с. 384-385]. В большей степени, к современным рифмам стилистически подходят две двухстрочных рифмы, относящихся к этому периоду, а именно: «Нету хуже взводного, // Для кого негодного» или «По окопу немец шкварит, // По сусалам взводный жарит» [12, с. 386].

На наш взгляд, современные солдатские рифмы нельзя причислить к частушкам, поскольку в своём большинстве они стилистически не похожи на них. Лишь редкие образцы можно считать таковыми. Например: «Кто-то ходит в сапогах, // Кто-то ходит в берцах // Одинаково у всех // Есть тоска на сердце»2 или «Был я дома пацаном, // Но стал в Крыму мужчиною // Потому что я имел // Дело с дедовщиною». Таких примеров насчитываются единицы.

К солдатским рифмам могут быть причислены также рифмованные тосты, стихотворные поздравления и пожелания к праздникам, образцы рифмованных подписей к фотографиям и рифмованные начала или окончания писем.

Вот характерные примеры:

• Тосты: «Друзья, я предлагаю этот тост // За тех, кого ведут на пост, // За тех, кто хочет с нами быть, // За тех, кого нам не забыть».

• Поздравления: «В тихий день января // В утренний час пробужденья // Прими, дорогая, привет от меня // И несколько слов поздравленья».

• Пожелания: «Желаю быть тебе красивой, // Желаю горя не видать, // Желаю всех любить на свете, // Но и меня не забывать».

• Подписи к фотографиям: «На память другу юных лет // От собутыльника гражданки, // Взгляни, браток, на мой портрет // И вспомни все былые пьянки».

• Начала писем: «Пишу письмо и шлю привет // Прошу принять и дать ответ» или «Привет с тех мест, где нет невест, // Где солнце не достать руками, // Где молодость закована в хебе3, // А девушки равняются с богами».

Таким образом, солдатские рифмы предстают перед нами в виде достаточно сложного и развитого поэтического явления. Важной стороной изучения солдатских рифм является проблема их классификации. Современный российский антрополог К. Банников в своём фундаментальном труде «Антропология экстремальных групп» [11] упоминает солдатский фольклор без детального анализа составляющих его компонентов. В качестве примеров им упомянуто три двухстрочных рифмы, названных частушками. Кроме того, им приведён пример солдатской рифмы, написанной в виде акростиха. Непосредственно само стихотворное творчество

2 Здесь и далее образцы солдатских рифм даны из коллекции автора.

3 Летняя полевая форма одежды из хлопчатобумажной ткани. Жаргонизм.

солдат срочной службы рассмотрено К. Банниковым в контексте общего анализа структуры «дембельских» альбомов и блокнотов.

Другой российский антрополог Ж. Кормина, предлагает классификацию солдатских обрядов и обрядового фольклора, без разделения на отдельные жанры письменного литературного творчества солдат срочной службы, обобщая их одним термином - «солдатский письменный фольклор». Анализируя содержание солдатских блокнотов, она выделяет следующие тематические блоки: «Время», «Героизм», «Гендер» и «Школа жизни» [14]. Но эта классификация охватывает не столько солдатские рифмы, сколько весь солдатский фольклор, т.е. - всё содержание солдатских блокнотов, включая песни, аббревиатуры, пословицы и поговорки.

Ещё один российский антрополог М. Лурье в книге «Поэзия в казармах: русский солдатский фольклор: из собрания «Боян» Андрея Бройдо, Джаны Кутьиной и Якова Бройдо» [25] делая подробный анализ армейской поэзии, рассматривает её характерные особенности, причины возникновения и место подобных произведений в солдатском быту. В большей степени он останавливается на общих вопросах её истоков и происхождения, социальной обусловленности и формах фиксации (альбомы, блокноты). Солдатские рифмы в его исследовании, на наш взгляд, представлены недостаточно. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в аннотации к книге утверждается, что в ней приводятся более 1100 песен, стихотворений, афоризмов в записях 1970-1990-х годов.

Признавая, что солдаты собирают пословицы, песни, малостишия (термин М. Лурье - А. Проноза), и ежегодно воспроизводят их в тысячах рукописных сборниках, М. Лурье считает, что солдатские рифмы (малостишия) составляют незначительную долю содержания солдатских блокнотов [25]. В другой своей работе посвящённой изучению армейской субкультуры М. Лурье называет рифмы «альбомными стихотворениями и афоризмами» [34, с. 254] или «армейскими стихотворными сентенциями», рассматривая их с точки зрения отображения в них армии как «одного из основных современных институтов половозрастной инициации» [34, с. 247]. По его мнению, в центре внимания солдатского творчества, находится не армия, а подруга. Солдат страдает от службы, но винит подругу в своих бедах [21]. Действительно, следует признать, что в рифмах несколько преувеличена тендерная составляющая, но она вовсе не превалирует. Во всяком случае, таких рифм - меньшинство. Хотя, с другой стороны, где та граница, отделяющая в данном конкретном случае понятия «много» от «мало»?

Бурное развитие Интернета привело к созданию огромного количества авторских сайтов, посвящённых службе в Вооружённых силах и, соответственно -солдатскому фольклору. Подобные сайты часто являют собой электронные аналоги солдатских «дембельских» альбомов (блокнотов) и в своём большинстве повторяют их функции. Многие из них даже имеют соответствующее название («Дембельский альбом») или копируют внутреннюю структуру традиционных «дембельских» альбомов (блокнотов) с фотографиями, кальками, стихами, песням и, конечно же, солдатскими рифмами [35; 36]. Так, например, на сайте «Армия России изнутри» отдельно выделена ветка: «Армейская культура», в которой, в разделе «Армейские стихи» имеет место классификации образцов малого поэтического творчества солдат срочной службы, а именно: «Стихи любимым девушкам (разные)», «Стихи

любимым девушкам (четверостишья)», «Стихи о родных и близких (БРАТУ)», «Стихи о родных и близких (СЕСТРЕ)», «Стихи о родных и близких (ОТЦУ)», «Стихи о родных и близких (МАМЕ)», «Стихи об армии и службе (остальные)», «Стихи об армии и службе (четверостишья)» [27].

На ряде сайтов можно встретить другие определения солдатских рифм, например - «армейские стишки» [37], «прикольные стишки» или «смешные стихи» [38] и т.д., а на социальном форуме сериала «Солдаты» солдатские рифмы названы стихами [39]. На наш взгляд, эти названия неудачны, поскольку являются уничижительным для данного поэтического жанра и не способствуют осознанию его как полноценного (и полноправного) субкультурного явления.

Анализ сайтов Интернета, посвященных армии, на страницах которых имеются коллекции солдатского фольклора, позволяет выделить две характерные особенности.

Во-первых, большинство авторов персональных сайтов стараются собрать максимально возможное количество рифм. Это относится не только к рифмам, но и к «крылатым» высказываниям начальников, пословицам и поговоркам, афоризмам и даже к анекдотам военной тематики. Такое коллекционирование можно рассматривать как своеобразное, виртуальное продолжение военной службы и позиционирование себя в сети Интернет в качестве бывалого воина, «старослужащего». По негласной армейской традиции, «дембельский» блокнот, должен быть максимально заполнен, поэтому, процесс его оформления получает вполне закономерное продолжение даже после окончания службы, но уже в виртуальной сети.

Во-вторых, на страницах многочисленных сайтов, точно так же как и в реальных солдатских блокнотах имеет место смешение различных жанров. Вперемежку могут быть представлены анекдоты и стихи, песни и солдатские рифмы и т.д.

В реальной армейской жизни, рифмы, как правило, записываются солдатами в дембельские альбомы, чаще - в солдатские блокноты. Более того, именно для их фиксации они и заводятся солдатами. Ж. Кормина справедливо отмечает, что «Солдатские блокноты, ... - это записные книжки, которые заводят обычно в начале службы и забывают тогда, когда начинают изготовление дембельского альбома. В отличие от демебельского альбома, который создается с тем, чтобы на гражданке репрезентировать его хозяина как бравого вояку, не лишенного своеобразных эстетических пристрастий (заметим, поразительно шаблонных), функция солдатского блокнота не так определенна. Его, видимо, тоже заводят потому, что так делают все, но про него скоро забывают и не всегда привозят со службы. А если привозят, то он не становится частью семейного архива, как это случается с дембельским альбомом. Пожалуй, можно назвать солдатский блокнот черновиком к дембельскому альбому» [14].

Наблюдение Ж. Корминой справедливы для действительной срочной службы длительностью в два года. В Вооружённых силах Украины, в связи с сокращением срока службы до одного года, традиция оформления «дембельских» альбомов сошла на нет. Но свято место пусто не бывает - им на смену пришёл «дембельский» блокнот [14]. Это тот же самый солдатский блокнот, только тщательно и красиво оформленный, наподобие канувших в лету «дембельских» альбомов. Трудозатраты

на создание «дембельского» блокнота неизмеримо меньше и сопоставимы с сокращённым сроком службы солдат. В функциональном отношении «дембельский» блокнот являет собой почти адекватную замену бытовавшим ранее «дембельским» альбомам.

Блокнотная форма репрезентации итога службы повлекла за собой и изменение содержания. В «дембельских» блокнотах, содержится больше рукописных материалов - стихов, песен, адресов друзей, солдатских афоризмов, «крылатых» высказываний командиров и т.д., но самое главное - солдатских рифм. Ж. Кормина не выделяет их в качестве отдельного жанра, хотя и констатирует, что одной из целей заведения солдатами блокнота является запись в них солдатского письменного фольклора [14]. В результате замены альбомов на блокноты произошёл всплеск популярности солдатских рифм среди солдат - срочников.

Проблема систематизации и классификации солдатских рифм является достаточно сложной и по большому счёту, до настоящего времени не решена. Автор предлагает классификацию солдатских рифм, в основу которой положены временной принцип (один из основных для понимания сути армейской субкультуры) и тематический. В соответствии с ними, все рифмы, можно распределить по этапам службы, от самого её начала до т.н. «дембеля». Конечно, такое деление несколько условно, но оно, в целом позволяет систематизировать солдатские рифмы с точки зрения заложенных в их содержании ценностей, норм, эталонов и приоритетов поведения, учесть особенности различных временных этапов службы и отношения к ней самих солдат. Такой подход позволил распределить солдатские рифмы на 24 тематических блока (раздела).

За более чем пятнадцать лет, автором статьи было собрано более 2556 рифм, поэтому, в качестве иллюстрации приведём числовые показатели разных по тематике рифм (См.: Табл. 1).

Таблица 1

Распределение рифм по тематическим блокам

Название тематического блока Количество рифм на Количество рифм на п/н 2002 г. 2008 г

О солдатском блокноте 33 (3,5%) 97

О неизбежности службы в армии 41(4,3%) 131

Об «убитой» молодости 36 (3,8%)) 100

О крае, где служу 37(4,0%) 103

О видах и родах войск 58(6,1%)) 150

Об «учебке» 8 (0,8%) 27

1 2

3

4

5

6

О сложностях и особенностях 60(6,3%) 216

7 военной службы

О командирах и начальниках 10(1,1%) 45

8

О дружбе и братстве 15(1,6%) 38

О гордости и чести 16 (1,7%) 41

10

1 1 О любимых 106(11,2%) 236

1 1 О любимых и неверных 62 (6,6%) 157

12

Дождись меня 36 (3,8%) 115

13

Пиши, привет 78 (8,0%) 200

14

Фотография на память 25 (2,6%) 60

15

Поздравления 36 (3,8%) 69

16

Пожелания 40 (4,2%) 99

17

О маме 40 (4,2%) 112

18

Армия - такого не забыть 63 (6,6%) 156

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19

О прелестях гражданки 29 (3,1%) 68

20

О неизбежности «дембеля» 58 (6,1%) 172

21

О пьянстве и наркомании 23 (2,4%) 61

22

Тосты 29 (3,1%) 62

23

О разном 10 (1,1%) 41

24

Всего: 949 (100%) 2556 (100%)

В начале следуют рифмы о неизбежности службы в армии, об «убитой» молодости, потом - рифмы, посвященные началу службы («О видах и родах войск», «Об «учебке»» и др.), затем рифмы о специфических реалиях военной службы, например: «О сложностях и особенностях военной службы», «О гордости и чести» и, наконец, рифмы об окончании службы и воспоминаниях о ней, например, «Армия - такого не забыть», «О неизбежности «дембеля»». Самую лиричную и интимную часть - солдатские рифмы, посвященные маме и любимым девушкам, мы поместили в среднюю часть нашей классификации, поскольку непосредственное пребывание в армии как раз и является главным мотивационным стимулом, порождающим рифмы данной тематической направленности.

В качестве иллюстрации приведём некоторые примеры:

• О неизбежности службы в армии: «Ну что ж, гуляйте, мужики, // Пейте водку от тоски, // Но я скажу вам по натуре: // «Быть вам всем в солдатской шкуре»».

• Об «убитой» молодости: «Весна приходит ежегодно, // А также осень, лето, // А юность дважды не придёт - // Солдат, запомни это».

• О видах и родах войск: «Везде, где труднее работа, // Где круче расправа с врагом, // Выходит морская пехота: // «За Родину! В бой! Напролом!»».

• Об «учебке»: «В дальнем крымском городке, // В школе для сержантов // Довелось служить и мне // В качестве курсанта».

• О сложностях и особенностях военной службы: «Твоё хебе серо от пыли // В поту портянки на ногах // Тебя опять в наряд влепили // Вся жизнь твоя в чужих руках».

• О гордости и чести: «Будут слёзы - утрись, // Будет ветер - не гнись, // Будет трудно - не злись, // Помни: всё это жизнь».

• О любимых: «Девчонки, любимые помните, // Что солдаты всегда вам верны, // Мы за ваш покой в ответе, // А за любовь в ответе вы».

• О любимых и неверных: «Дрожит рука, сжимая автомат. // Слезой холодной глаз закрыт. // Никто не знает, как грустит // Солдат, девчонкою забыт».

• О маме: «Время пройдёт незаметно, // Вернусь я в родные края, // И встретит меня у порога // Любимая мама моя».

• Армия - такого не забыть: «Когда-нибудь, сойдясь с друзьями, // Мы вспомним через много лет, // Как в юности земле дарили // Широкий гусеничный след».

• О неизбежности «дембеля»: «Два раза снег покроет землю, // Два раза вырастет трава, // И не таким, каким был призван, // Вернусь в родные я края».

Конечно, предлагаемая классификация несколько условна и не лишена недостатков. Так, например, некоторые рифмы можно отнести сразу к нескольким тематическим блокам. В этом случае, принадлежность к тому или иному из них определялась по смысловому содержанию первых строк [24].

Другим серьёзным препятствием при классификации и изучении солдатских рифм стала их вариативность. Процесс рифмотворчества не стоит на месте - это непрерывный процесс. К настоящему времени можно говорить уже о более чем трёх тысячах рифм и это далеко не предел. Появляются новые рифмы, возникают модификации старых, хорошо известных рифм. Вот характерный пример: «... В глазах слеза, в душе тоска - // Вот, что такое спецвойска». Последняя строка в данном фрагменте, в разных солдатских блокнотах представлена в следующих вариантах: «Вот это служба вся моя» или «Вот вам Российские войска» или «Всегда так после марш-броска». Каждый вариант имеет своё собственное существование и поэтому, вполне может рассматриваться как отдельная, самостоятельная рифма. Часто, изначальный вариант рифмы выявить довольно трудно, но в этом и нет необходимости, поскольку многие рифмы, теряя одни слова, приобретают другие или даже целые строки. В результате такой вариативности изменение одной - двух строк, а порой даже одного слова приводит к необходимости отнесения данного варианта рифмы к другому тематическому блоку.

Выводы.

• Солдатские рифмы следует признать отдельным, специфическим и своеобразным жанром армейского поэтического фольклора и субкультуры военнослужащих срочной службы.

• Ареал бытования солдатских рифм, в настоящее время вышел за пределы воинских частей и подразделений. Всё большее распространение они получают в гражданской среде, особенно молодёжной. Этому способствует изменение статуса солдатских карманных блокнотов до уровня «дембельского», а также развитие сети Интернет.

• Изучение солдатских рифм тормозится отсутствием адекватного названия этого поэтического жанра, неопределённостью границ, отличающих его от других поэтических жанров и общей неизученностью их поэтических и стилистических особенностей.

• Наиболее адекватным названием этого жанра, отвечающем его внутреннему содержанию, по нашему мнению является «солдатские рифмы».

• Предлагаемая классификация солдатских рифм, в основу которой положены временной и тематический принципы позволяет организовать их систематическое изучение. Подобный подход уже апробирован автором в ряде статей [26; 40; 41] и показал свою достаточную эффективность.

Список литературы

1. Глоточкин А. Д. Формирование взаимоотношений в воинском коллективе (взвод, рота) на основе требований воинских уставов: Диссертация канд. пед. наук (по психологии). - М. : ВПА, 1964.

2. Марченко Н. И. К вопросу о генезисе и сущности неуставных взаимоотношений / Н. И. Марченко. // Социс. - 1993. - № 12. - С. 112 - 115.

3. Меркулов И. В. Происхождение и сущность «дедовщины» в армии / И. В. Меркулов. // Социс. -1993.-№12.-С. 109-112.

4. Образцов И. В. Формы проявления неуставных взаимоотношений / И. В. Образцов. // Социс. -1996.-№2.-С. 63-72.

5. Солнышков А. Ю. Социальные причины армейской «дедовщины» / А. Ю. Солнышков. //Социс. -2007.-№4.-С. 108-114.

6. Съедин С. И. «Дедовщина» в воинских коллективах: причины, пути выявления и искоренения. Социально-психологический аспект / С. И. Съедин, В. М. Крук. - М. : ВПА. - 1990.

7. Проноза А. В. Чи icHye армшська субкультура як сощальний феномен? // Керч. мор. технол. íh-т. - Керч, 2000. - 8 с. - Б1блюгр.: 8 назв. - Укр. - Деп. 13.11.2000, №210 - Ук 2000 ДРНТ1 78.21.15.

8. Луговой А. А. Субкультура военных: конфликт реалий и ценностей / Военные традиции России: история, психология, культура. Материалы международной научной конференции / А. А. Луговой. - СПб. : Нестор, 2000. - 134 с. - С. 52-53.

9. Низиков М. А. Особенности субкультуры различных категорий военнослужащих / М. А. Низиков, Т. С. Сливин, С. В. Тентилов, М. О. Цепин. // Военная субкультура: проблемы, технология работы. Сборник статей. - М. : МПСИ, 2008. - С. 18-26.

10. Проноза А. В. «Дщ1вщина» як сощально-культурне явшце: мехашзми та форми ввдтворення: Дисертащя канд. соцюл. наук - К. : Нацюнальна академ1я наук Украши. 1нститут соцюлогп, 2005.

11. Банников К. Антропология экстремальных групп / К. Банников. [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://lit.lib.rU/d/dedovshchina/banmkov-01 -antropolog. shtml

12. Никонова О. Ю. Инструментализация военного опытав СССР в межвоеный период. / Человек и война (Война как явление культуры). Сб. статей / Под ред. И. В. Нарского, О. Ю. Никоновой -М. : АИРО-ХХ, 2001. - С. 377 - 398.

13. Лурье М. Л. Обряды и обрядовый фольклор солдат срочной службы: поход к систематизации. / Фольклор малих социальных групп: традиции и современность. Сб. статей. - М., Государственный республиканский центр руського фольклора, 2008. - 296 с. С. 75-84 Составители А. С. Каргин, А. В. Костина.

14. Кормила Ж. Из армейского блокнота (заметки о топике и риторике солдатского письменного фольклора) / Ж. Кормина. [Электронный ресурс] - Режим доступа : http ://www. ruthenia. ru/ folklore/ cormina4. htm

15. Ладыгин И. В. Песни Русской Армии. Сайт «Анатомия армии Ю. Веремеев» / И. В. Ладыгин. [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://armv.armor.kiev.ua/hist/muzika.shtml.

16. Липатов В. А. «Афганская» песня в самодеятельной и профессиональной музыкальной культуре / В. А. Липатов. // Устная и рукописная традиции: Сб. научн. тр. Екатеринбург, 2000. С.38 - 56.

17. Проноза А. В. Жаргонно-понятийная лексика «дедовщины», как своеобразной субкультуры военнослужащих срочной службы / А. В. Проноза. // Культура народов Причерноморья. - 2009. -№169.-С. 235-240.

18. Ворожейкина И. А. Лингвокультурологическая характеристика военного сленга современного русского языка : Диссертация канд. филол. наук - М. : 2005.

19.Лихолитов П. Современный русский военный жаргон в реальном общении, художественной литературе и публицистике: системно-языковой, социолингвистический и функционально-стилистический аспекты / П. Лихолитов. Jyvaskyla, 1998.

20. Проноза А. В. Солдатские граффити / Проноза А. В. // Сощальш вим1ри суспшьства. Зб1рник наукових праць. Вип. 5. - К. : 1нститут соцюлогп НАЛ Украши, 2002. - 516 с. - С. 409 - 4.

21. Лурье М. Л. Миру - мир, солдату - дембель / М. Л. Лурье. // Дембельский альбом - русский Art Brut: между субкультурой и книгой художника: Сб. материалов и каталог выставки. СПб. : Б. м., 2001.-С. 29-35.

22. Райкова И. Н. Фольклор современных солдат: идейно-художественное своеобразие и отношение к детскому фольклору // Мир детства и традиционная культура: Сб. научн. Трудов и материалов / Сост. С. Г. Айвазян. М. : Б. м., 1994. С. 73-101.

23. Проноза А. В. Система неформальных привилегий и запретов, практикуемая «дедовщиной» в солдатской среде / А. В. Проноза. // Грат. - 2009. - № 4. - С. 105-110.

24. Проноза А .В. Солдатские рифмы - характерный элемент солдатской субкультуры / А. В. Проноза // Социологические исследования. - 1999. - № 9. - С. 129 - 131.

25.Бройдо А. Поэзия в казармах: русский солдатский фольклор: из собрания «Боян» Андрея Бройдо, Джаны Кутьиной и Якова Бройдо / А. Бройдо, Я. Бройдо, Дж. Кутьина / Под ред. М. Л. Лурье. -М. : ОГИ,2008.

26. Проноза А. В. Алкоголизм в армии сквозь зеркало солдатских рифм / А. В. Проноза. // Учёные записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. - Симферополь. -2010.-Т. 23(62).-№3. - С. 150-159.

27. Армия России (изнутри). [Електронний ресурс] - Режим доступа : http://rusarmia.com/

28. Артефакт, Любопытство, фантазии. [Електронний ресурс] - Режим доступа : http://nikkka.ru/2umora armv2.shtml

29. Вольно. [Електронний ресурс] - Режим доступа : http://volno.narod.ru/index.html

30. Коробова А. В. Проблемы классификации поэтических жанров фольклора религиозной тематики / А. В. Коробова. // Славянская традиционная культура. Сборник материалов научно-практической конференции. Вып. 3. - М. : Государственный республиканский центр русского фольклора [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.centrfolk.ru/edition/publication online/publication collection/474/

31. Лурье M. Садистский стишок в контексте городской фольклорной традиции: детское и взрослое, общее и специфическое / М. Лурье. // Антропологический форум. - 2006. - № 6.

32. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка 41089 словарных статей / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М. : Азъ, 1992. [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://ozhegov.info

33. Словарь поэтических форм. [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.liveinternet.ru

34. Лурье М. Л. Служба в армии как «воспитание чувств» / М. Лурье // Мифология и повседневность: Тендерный подход в антропологических дисциплинах: Материалы научной конференции 19 -21 февр. 2001 г. / Сост. К. А. Богданов и А. А. Панченко. СПб., 2001. С. 245 -259.

34. Дембельский альбом. [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.dmb.mksat.net

35. Дембельский альбом военного химика ДМБ. [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://himvoiska.narod.ru/dembel.html

36.АЮЭ. Дембельский альбом. [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.ahumor.org.ua/content/view/24/45/

37. Персональный сайт Мещерякова Г. В. [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://didoberman.narod.ru/marines.html

38. Прикольные стишки, смешные стихи, прикольные стихи, прикольные поздравления с днем рождения. [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://stiski.ru/

39. Солдаты. Официальный форум сериала. [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://soldatv.tv/forum/index.php?showtopic=155

40.Проноза А. В. Географический фактор в субкультуре военнослужащих срочной службы (на примере влияния природы Крыма) / А. В. Проноза. // Социология: теория, методы, маркетинг. -2000. -№2.-С. 91-98.

41. Проноза А. В. Образ командира (начальника) в солдатских рифмах / А. В. Проноза. // Сощальш вим1ри суспшьства. Зб1рник наукових праць. Вип. 2 - 13. - К. : 1нститут соцюлогп НАЛ Украши, 2010. - С. 418^130.

Проноза А.В. Жанрова специфжа солдатських рим // Вчеш записки Тавршського нацюнального ушверситету ¿м. В. I. Вернадського. Сер1я: Фшософ1я. Культуролопя. Полшшопя. Соцюлопя. -2011. - Т. 24 (63). - №3-4. - С. 278-290.

В статп розглядаються солдатсыа рими, як характерний жанр неформально! поетично! творчосп в1йськовослужбовщв строково! служби. Визначаеться 1хне м1сце в систем! поетичних жанр1в i значения в межах солдатсько! субкультури.

Ключов! слова: Дембельський альбом, дембельський блокнот, малостшия, поетичний жанр, солдатська субкультура, солдатсыа рими, солдатсыа Bipnii.

Pronoza A.V. Genre specific of soldier's rhymes // Scientific Notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. Series: Philosophy. Culturology. Political sciences. Sociology. -2011. - Vol.24 (63). -№ 3-4. -P. 278-290.

The article touches upon soldier's rhymes, as typical genre of informal poetic creation of the military men of service for a fixed period. It is determined also their role in the system of poetic genres and significance within the framework of soldier's subculture.

Key words: Dembelskiy album, dembelskiy notebook, malostishiya, poetic genre, soldier's subculture, soldier's rhymes, soldier's verses.

Статья поступила в редакцию 10.09.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.