Научная статья на тему 'Солдатский блокнот: сотворение идентичности'

Солдатский блокнот: сотворение идентичности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
351
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
армейская субкультура / солдатский блокнот / идентичности / army subcultre / soldier’s notebook / identities

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Красиков Михаил Михайлович

На основе собранных автором более 50 солдатских блокнотов и альбомов 1970–2000-х годов в статье рассматриваются конкретные феномены армейского хенд-мейда как процесс и результат сотворения их создателями новой идентичности. Идентичность эта выстраивается путем: 1) противопоставления «мы — они»; 2) усвоения базовых понятий и принципов поведения, характерных для своей категории служащих. Она имеет несколько уровней и стадий. Взяв в качестве базового блокнот матроса-подводника, можно констатировать следующие уровни идентификации в связи с осмысляемыми составителем блокнота оппозициями: военные — штатские; матросы — гражданские; карась — годок — и другие противопоставления на основе определения статуса военного согласно сроку службы внутри своей субкультурной группы; матросы — солдаты (все остальные военнослужащие); подводники — остальные моряки. Человек всегда существует не в одном измерении и является носителем не одной идентичности, а целого их «букета». Анализ приведенных текстов (которые впервые вводятся в научный оборот) показывает, что все эти идентичности (военный, моряк, подводник, дух, карась, годок, гражданский) формировались параллельно уже в первый год службы (хотя каждая — в разной степени, некоторые — латентно, особенно статусные идентичности) и блокнот, закрепляя на письме базовые понятия и ценности, стереотипные представления определенной субкультурной группы, в которой оказался составитель данного документа, стал «материализованной памятью» о сложном мире сознания солдат-срочников, с его «притяжениями» и «отталкиваниями», контрастами и поиском гармонии в дисгармоничном мире армейской службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soldier’s Notebook: Creation of Identity

The article examines specific phenomena of the army hand-making as a process and the result of the creation of a new identity by their creators. Based on more than 50 soldiers’ notebooks and albums of the 1970s–2000s collected by author. This identity is built by: 1) opposition “we — they”; 2) the assimilation of basic concepts and principles of behavior, specific to its category of employees. It has several levels and stages. Taking sailor-submariner notebook as a basis, we can state the following levels of identification in connection with the comprehended compiler of the notebook of oppositions: military — civilians; sailors — civilians; “crucian” (less than 1 year in the service) — “yearer” (2.5 years it the service) and other oppositions based on the definition of the military status according to the service life within its subcultural group; sailors — soldiers (all other servicemen); submariners — remaining sailors. Human doesn’t exist just in one dimension and is the bearer of not a single identity, but the whole “bouquet” of it. The analysis of the given texts (first time introduced into scientific circulation) shows that all these identities (military, sailor, submariner, “spirit”, “crucian”, “yearer”, civilian) were formed in parallel starting from the first year of service (although each — to a different extent, but some — latently, it’ especially valid for status identities), and the notebook allowed to setup (in written form) all that basic concepts and values of stereotypical representations of a certain subcultural group in which the compiler of this document became a “materialized memory” of the complex world of consciousness of сonscripts, with its “attraction” and “repulsion”, contrasts and the search for harmony in the disharmonious world of the army service.

Текст научной работы на тему «Солдатский блокнот: сотворение идентичности»

ЭО!: 10.24411/9999-022А-2020-10310 УДК 316.723 + 82-94 + 398 ББК 82.3(3)

М.М. Красиков (Харьков, Украина)

Солдатский блокнот: сотворение идентичности

Армейский фольклор, преимущественно позднего советского времени (1970-х — начала 1990-х гг.), достаточно хорошо изучен и опубликован. Упомянем сборник «Поэзия в казармах: Русский солдатский фольклор», статьи В.В. Головина, М. Л. Лурье, Е.В. Кулешова, И. Н. Райковой, В. А. Липатова [Поэзия 2008; Головин 2003; Райкова 1995; Лурье 2008; Липатов 2009] и других ученых. Артефакты, в которых запечатлен солдатский фольклор, конечно, тоже всесторонне исследовались [Дембельский альбом 2001; Красиков 2017; и др.]. Однако есть еще аспекты, которые требуют дополнительного осмысления; кроме того, необходимо изучение армейского творчества в постсоветских странах 1990-х — 2000-х гг.: как изменился характер и стиль армейских альбомов и блокнотов, жива ли вообще эта традиция в эпоху гаджетов и ноутбуков?

В статье мы рассмотрим тексты армейских блокнотов под новым углом зрения: как процесс и результат создания их авторами новой идентичности. Материалом для статьи послужила коллекция, включающая более 50 солдатских и матросских блокнотов и альбомов 1970-х — начала 2000-х гг., созданных в СССР и независимой Украине (преимущественно в копиях, электронных и бумажных), собранных автором и хранящихся в АЭМСС. В статье мы будем опираться лишь на самые репрезентативные для нашей темы документы.

Андрей Бройдо в прекрасной статье «Поэзия в казармах: очерки фольклора российских солдат» говорит о двух прямо противоположных мотивах ведения солдатами блокнотов: 1) это «поддерживает человеческое достоинство и саморазличение во владельцах, помогая им сопротивляться уравнивающему воздействию однополой и единообразной среды» и 2) «в частях, где блокноты ведутся большинством солдат, обладание ими дает возможность быть «как все» и таким образом может быть уступкой давлению среды» — именно поэтому, по мнению автора, образованные маргиналы не вели блокноты, испытывая отвращение к настрою и стилю армейского творчества [Бройдо 2008, 28].

Не отрицая данной прагматики, на основе как наших интервью со служившими, так и самих текстов блокнотов, отметим, что даже в случае простого «обезьянничанья», «моды» ведение блокнота отнюдь не являлось механическим переписыванием или бездумным перерисовыванием из блокнота товарища. Двух одинаковых блокнотов вы не встретите. Всегда совершался сознательный отбор понравившегося, а значит, это уже был творческий процесс. Нередко в клишированные тексты вписывались актуальные топонимы и антропонимы, а вариации иногда весьма существенно различались.

На наш взгляд, ведение блокнота (а он, как правило, ведется на начальном этапе службы) отражает процесс построения новой идентичности.

Эта идентичность выстраивается путем: 1) противопоставления МЫ — ОНИ; 2) усвоения базовых понятий и принципов поведения, характерных для данной категории служащих. Такая идентичность имеет несколько уровней. Рассмотрим их на примере блокнота Виталия Геннадьевича Михайлова 1969 г. р., служившего на Балтийском флоте в 1987-1990 гг. Он начал заполнять блокнот в первые месяцы учебки, попав в госпиталь. Этот блокнот будет в нашем исследовании базовым, остальные привлекаются для сопоставлений.

Итак, первый уровень идентификации: противопоставление военные — штатские. Этот уровень во всех известных нам блокнотах выражен большим массивом текстов. В блокноте В.Г. Михайлова он представлен в первую очередь стихотворением «Письмо любимой»1:

Вот пишу я тебе, дорогая, Из кронштадского знойного края, Где за сорок секунд одевают, И на камбуз нас строем ведут.

Что касается жизни матросской, Я об этом не буду писать, Потому что тебе, дорогая, Все равно ничего не понять.

Ты сидишь, и о чем-то мечтаешь, Я сижу и Уставы зубрю, Вечером ты с друзьями гуляешь, Я хожу строевым по плацу.

Ты с подругами ходишь на танцы, Я с друзьями в наряды хожу, Ночью ты засыпаешь спокойно, Я дневальным по роте стою.

Ты под музыку в клубе танцуешь, Я бегу утомительный кросс, Свои волосы ты поправляешь, Я же вовсе хожу без волос.

Говоришь ты с учителем вольно, Я же «смирно» стою перед ним, От него ты уходишь спокойно, Ну, а я ухожу строевым.

Ты живешь и считаешь недели, Я срок службы считаю по дням, Ты мечтаешь о будующей жизни, Я мечтаю увидеть тебя.

Тут собою мы все недовольны, О себе я подавно молчу, Ты кровать покидаешь спокойно, Ну а я с нее пулей лечу.

Тебя вежливо будит будильник, Мне дневальный на ухо орет, А когда утром спишь ты спокойно, С меня пот на зарядке течет.

Что писать? Ведь всего не опишешь, Чувство выразить словом нельзя, Жди меня, жди меня, дорогая, Будь верна мне — люблю я тебя! [МВГ].

Тут, как видим, выражено при помощи приема остранения (термин В. Шкловского) противопоставление военной службы и гражданской жизни. Усвоение принципов армейского существования отражено в том же блокноте в минима-листических формах изречений: «Философия: Не зовут — не высовывайся, вспотел — покажись начальнику, не ясна обстановка — ложись спать!», «Служба в армии есть постоянная борьба: до обеда с голодом, а после обеда со сном», «Не говори старшине, что земля круглая, заставит ровнять», «Лучшее средство от любви — бег в противогазе», «Подальше от начальства — поближе к камбузу! (Девиз)», «Мы все ждем, как сыр ворона, Приказ Министра Обороны!», «Кто прошел "шмо-

1 Здесь и далее тексты блокнотов приводятся с соблюдением орфографии и пунктуации оригиналов. Прим. ред.

ню", тому не страшен Бухенвальд», «Кросс. 3 км — разминка, 5 км — доползти бы до поворота, 15 км — их знали только в лицо» и т. д. [МВГ].

В блокноте Романа Александровича Середина 1985 г. р., служившего в 20032004 гг. в г. Мерефе Харьковской области, та же солдатская философия «золотой середины» хорошо выражена в стихах:

Простая истина солдата: Не рвись вперед, не отставай, Старайся избегать дизбата И про друзей не забывай [СРА].

Психологическое состояние человека, только что попавшего в армию, хорошо отражено в стихотворении «Кто виноват?» (блокнот В.Г. Михайлова):

Кто виноват, что ты устал, Что недоел, что недоспал, Что «гады»2 плохо завязал Пришел с зарядки и упал

И чья вина, что день за днем Нам старшина кричит «Подъем!» И снится наш родимый дом Приказ с которым мы уйдем.

Звучит отбой и молкнут звуки И мы поднять не в силах руки И если боль твоя стихает То завтра новая настанет

Кто виноват, скажи мне брат Что ты опять попал в наряд

Что командир на нас орет И с нас ручьем стекает пот.

Кто виноват, что там и тут Девчонки нас скучая ждут А ты все пишешь, не беда И дни летят как никогда

Кто виноват и в чем секрет Что служба есть, удачи нет Нет увольнений без побед И равен счет удач и бед

Но повезло, ты не один Ведь служба каждому дана И не беда что «дембель» ждешь Ты, как и все, домой придешь! [МВГ].

В блокноте В. Г. Михайлова тема «армия — гражданка» структурно не выражена, но в других блокнотах (в частности, в блокноте Р.А. Середина) она сконцентрирована на первых страницах и резко подчеркивает границу двух modus vivendi.

Обязательна эта тема и в дембельских альбомах. Например, в альбоме NN, служившего в армии в 1991-1993 гг., на одной из первых страниц читаем: «21 июня 1991 года трагически оборвалась моя гражданская жизнь». Далее — ряд дефиниций армии («Армия. Это страницы, вырванные из книги жизни на самом интересном месте», «Армия как и театр начинается с вешалки», «Армия. Это единственное место где ты узнаешь, любят тебя или нет» и др.), рисунки (бог Марс с автоматом, девица легкого поведения во фривольной позе на капоте машины с подписью «Гражданка девченка-хулиганка»), традиционные вычисления, что составляют 730 дней — вплоть до секунд, тексты о назначении альбома и апологетика службы: «За чистое небо, за радость друзей отдаю тебе Родина 730 дней».

Блокнот Сергея Васильевича Безрука 1985 г. р., служившего в армии в 20032004 гг., открывается лирическими размышлениями о сути солдатского блокно-

! Гады — ботинки моряков.

та и о его рецепции автором и потенциальными читателями. А в качестве «заставки» идет текст: «Студия ВСУ (Вооруженных Сил Украины. — Авт.) представляет: "Ирония судьбы или 548 дней в сапогах". Цена билета 1,5 года. Билеты продаются во всех РВК (райвоенкоматах. — Авт.) Украины». И сразу же фиксируется грань двух миров — через призму смены лексикона: «Этот блокнот ведется с тех пор, когда хлеб стал называться пайкой, а свобода — самоволкой». Конечно же, как символ, воплощение и орудие этой несвободы, именно на первой странице логично вспоминается военкомат — и в приведенном выше тексте, и отдельно:

Военкомат — страна чудес, туда попал, а там исчез [БСВ].

Совершенно естественно именно здесь дается установка автора блокнота самому себе:

Забудь мой друг про адщас Тебе дадут противогаз Забудь подруг, забудь свой дом Ты призван в армию, в дурдом [БСВ].

Вычисления, фиксирующие всю тяжесть лишений, тоже присутствуют на первой странице:

1,5 года — без дома,

18 месяцев — без родных,

78 недель — без друзей,

548 дней — без любимой,

13128 часов — без любви,

787680 минут — без ласки,

4786080 секунд — без свободы [БСВ].

Второй уровень идентификации: оппозиция матросы — гражданские.

Он отражен и в небольших текстах, и в довольно пространных. В блокноте В. Г. Михайлова читаем:

Если роба из рогожи, А ремень из черной кожи, Если дерзок, сыт и пьян, Значит это — мореман [МВГ].

Как видим, это совсем не несчастный солдатик, хотя данные строки выводит человек, еще вовсю испытывающий все тяготы армейской жизни. Но это тот образ, с которым он имеет право, пусть в перспективе, себя идентифицировать. И конечно, вот она, флотская мудрость, ее азы: «Моряк должен уметь подходить к причалу, к столу и к девушке», «Кто не был в море, тот не знает, что такое берег», «Когда моряков ждут — они возвращаются», «Флот — это учебное заведение, где, как ни старайся, но на третий год обязательно оставят»3, «Все знают,

з Ср.: «В армии даже отличник остается на второй год» (блокнот Н. Щербины, служившего

в 1985-1987 гг.) [ЩН].

как красива морская форма, но не многие знают, как трудно ее носить», «Моряк без улыбки — как вино без градусов!», «Самая большая скорость у моряка, когда он держит курс в курилку или на ДМБ», «Служба в ВМФ научит улыбаться сквозь слезы»4 и т. д. [МВГ].

Усвоение новых реалий (в ироничном их осмыслении) отражено в довольно обширном «словотолкователе» под названием «Что есть что?». Приведем его почти полностью:

Повестка — выстрел в спину. Карантин — стадо бритоголовых. Матрос — человек без паспорта. Учебка — концлагерь умеренного режима. Режим дня — как закалялась сталь!

Подъем — приступ сумасшедшего или хроника пикирующего бомбардировщика.

Утренний осмотр — следствие ведут знатоки.

Камбуз — штурм Зимнего.

Хлеборезка — сто глаз в одном окне.

Обед — в бой идут одни старики.

Масло — кусочек счастья.

Вестовой — летучий голландец.

Строевые — хождение по мукам.

Шкентель5 — вторая гражданка.

Санчасть — убежище «шлангов»6.

Вечерняя приборка — ухожу в подполье!

Камбузный наряд — Али-баба и 40 разбойников.

Посудомойка — торпедный цех.

Подсобное хозяйство (ПХЗ) — секретный полигон «икс».

КПП — граница не знает покоя.

Самоволка — новые приключения неуловимых.

Письмо — нас еще помнят?!

Получка — плата за муки или смех сквозь слезы.

Арест — Москва слезам не верит!

Баталерка — остров сокровищ7.

Баталер — багдадский вор8.

Увольнение — звери в городе.

Часовой — человек с ружьем.

Баня — мир чудес.

Наряд по роте — три танкиста и собака.

4 Ср.: «Служба в учебке научит улыбаться сквозь слезы» [ЩН].

5 Шкентель — в переносном смысле на жаргоне моряков: конец, левый край строя.

6 Происхождение этого известного далеко за пределами армейской субкультуры сленгового понятия хорошо осмыслено В.Ю. Белько в книге «Записки старого филина или мерфи-низмы по-флотски»: «Шланг — известный корабельный лентяй и бездельник, всё пропускающий через себя, ничего в себе не задерживающий, обладающий к тому же гибкостью и упругостью назло начальникам, которые не могут его ни согнуть, ни «построить»! После любых воздействий он всё равно вернется в исходное состояние» [Шхера 2016].

7 Баталерка (баталёрка) — кладовка для хранения имущества (обмундирования) на флоте.

8 Баталер (баталёр) — в ВМФ СССР должность военнослужащего сержантского и старшинского состава, который ведает вещевым, денежным и пищевым довольствием личного состава корабля или береговой части флота.

Дежурный по роте — спящий лев. Свободный дневальный — Мухтар ко мне! Дневальный по баночке9 — деревья умирают стоя. Вахта по кораблю — четыре мушкетера.

Отпуск — 10 дней, которые потрясли мир или очевидное — невероятное. ДМБ — сладкое слово [МВГ].

В этом мини-словаре сконцентрированы почти все самые важные термины и понятия, актуальные для матроса, и дано их остроумное толкование, преимущественно с помощью использования идиом, названий известных кинофильмов и книг. Понятно, что на начальном этапе службы, когда переписывался этот толковый словарик, такое юмористическое и ироническое осмысление армейских реалий как нельзя лучше способствовало вхождению новичка в данную субкультуру.

Следующие четверостишия прямо адресованы друзьям на «гражданке»:

Если ты не был матросом Если шинель не носил Если ремень автомата Плечи тебе не давил Если в жару и морозы Ты на посту не стоял Значит про флотскую службу Ты лишь понаслышке слыхал.

Привет из мест, где нет невест, Где море трогаем руками, Где женщин в выходные дни Мы видим только на экране!10 [МВГ].

Очень хорошо выражена пропасть между моряками и гражданскими в стихотворении «Отпуск», где речь идет о моряке, попадающем в родной дом, но совершенно забывшем названия домашних реалий и оперирующем исключительно морской терминологией:

Саня отпуск получил, Тут же брюки намочил, Натянул на клин фанерный До размеров непомерных,

До семи потов возился И на старшину грозился.

9 Дневальный по баночке — дежурный, стоящий возле тумбочки. Банка, баночка — скамейка,

табурет.

10 Ср.:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Привет с тех мест, где нет невест, Где ветер веет на просторе, Среди полей, лисов, и рек Мерефа-3 в сосновом боре [СРА].

СОВРЕМЕННЫЙ фольклор

Гордой флотскою натурой Обходил комендатуры.

Вот явился Саня в дом, И пошло все кверху дном. Ни отец, ни брат, ни мать Не могли его понять.

Руку «крабом» называет, Сел поесть — сказал: «рубает», Стала мать с ним говорить — Он встаёт: «Кончай травить!»

Лестницы все «трапом» стали, Кухню «камбузом» назвал, Величает сенцы «баком» Клотиком зовет чердак.

На дворе уже стемнело, Он кивает на окно: «Мать, закрой иллюминатор, Что-то мне холодновато».

Говорит на стулья: «Банки», «Трюмом» сделался подвал, Деда старого Никиту «Карасем» он обозвал.

По-матросски всех зовет,

Сразу видно — это флот! [МВГ, см. ил. 3].

Вряд ли можно утверждать, что герой этого стихотворения находится в состоянии когнитивного диссонанса. Наоборот, он мысленно уподобляет домашнее пространство кораблю и «навязывает» домочадцам свое видение. Он ведет себя дома, «как дома», но парадокс в том, что это «как дома» для него — «как на корабле».

В ряде четверостиший также развивается эта тема, например:

Мы три года не видали ваших губ и ваших глаз, мы три года целовали вместо губ противогаз [МВГ].

Специфические тосты — важные субкультурные маркеры — усваиваются уже в первые месяцы службы на флоте, и В.Г. Михайлов записывает:

Уж так на флоте повелось В любую радость или горе

Мы поднимем первый тост",

Хороший тост — «За тех, кто в море!» [МВГ].

Третий уровень идентификации: определение статуса согласно сроку службы внутри своей субкультурной группы. В блокноте В.Г. Михайлова, в отличие от других армейских блокнотов, этому аспекту уделено не так много места. Это текст «Разделение по службе». Процитируем:

I-й год службы — без вины виноватые.

II-й год службы — веселые ребята.

III-й год службы — старички-разбойнички [МВГ].

В «определителе» «Что есть что?», конечно, тоже встречаются соответствующие дефиниции: «Призывники — великие голодранцы», «Годки12 — деловые люди» [МВГ].

Тут, как часто в подобных «толкователях», используются подходящие названия популярных кинофильмов, в частности: «Без вины виноватые» — по одноименной пьесе А.Н. Островского, режиссер В. Петров, 1945 г.; «Веселые ребята», режиссер Г. Александров, 1934 г.; «Старики-разбойники», режиссер Э. Рязанов, 1972 г.; «Великие голодранцы», режиссер Л. Мирский, 1973 г.; «Деловые люди» — по произведениям О'Генри, режиссер Л. Гайдай, 1963 г.

Внутриармейская неформальная дифференциация отражена и в следующих текстах, которые объединяет тема вожделенного дембеля:

Скоро и у меня ДМБ, сказал «карась»" и вытер лицо половой тряпкой.

День прошел, и масло съели, На прогулке песню спели, Спи «карась», спокойной ночи ДМБ на день короче [МВГ].

Любопытно, что записываемый В. Г. Михайловым «Указ № 119 По войску ратному Всея Руси о дне Дембовском» сопровождается восторженной ремаркой (подчеркнутой дважды) в правом углу: «Мы стали карасями!». Это можно назвать проективной идентификацией — виртуальным «вживанием в образ» гражданского. Так дети (особенно девочки) примеряют на себя одежду взрослых. На первый взгляд данный указ никакого отношения к «карасям» не имеет (им еще служить и служить!), но он, как путеводная звезда, освещает им путь, первый этап которого они уже прошли. Оттого и радость: раз стали «карасями», значит, непременно станут и «годками», и будет точно такой же указ, толь-

11 В некоторых мемуарах моряков этот тост традиционно называется третьим: «А флотские тосты? Это уже не просто песня, это натуральная поэзия. Понятно, третий тост — за тех, кто в море. Но сколько вариантов! У нас на славном малом разведывательном корабле „Линза" предпочитали такой: „За тех, кто в море, на вахте, гауптвахте, за границей и в трипперной больнице!"» [Рискин 2015].

12 Годок — служащий последние полгода, обладающий высоким статусом в коллективе по сроку службы и правом ничего не делать собственными руками, когда этого не видит начальство» [Шхера 2016].

13 «Карась — до 1 года службы. Ничего не имеет права. <...> Делает всю грязную и тяжелую работу за всех» [Почему 2012].

ко с другим номером, который они любовно перепишут уже в «дембовской (как говорят на флоте. — Авт.) альбом».

Приведем текст этого указа, стилизованного под старину:

Распустить из дружины войска ратного на жизнь мирную вольную, запасную всех годков, яко отслуживших срок службы указом установленный. Всем воеводам подать челобитную о создании сундуков дембовских для перехода в общину гражданскую. В случае обнаружения недостатков оных бить немедля тревогу, а виновных в сия деянии карать по закону дембовскому, дабы другим неповадно было. Всем годкам прибыть по месту своего жительства. Указ оный отпускать дружинам Всея Руси, доблестным сухопутным, по небу летающим, по морю ходящим, а также войску русскому состоящему на землях заморских. Главный Воевода Всея Руси Язов, сын Тимофея [МВГ].

В блокноте Р.А. Середина тема солдатской иерархии занимает значительно большее место, чем в блокноте В.Г. Михайлова, находя выражение и в рисунках, и в текстах. Звучит она порой весьма жестко:

Лежит дух на земле Весь от крови розовый. Это дембель с ним играл в Павлика Морозова " [СРА].

Или:

Мы приехали под вечер Опоздали на обед. А при первой нашей встрече Вешайтесь — сказал нам дед [СРА].

А полтора года службы здесь расписаны так:

Пол года — летаем Пол года — живем Пол года — бухаем И Дембеля ждем [СРА].

Четвертый уровень идентификации: оппозиция матросы — солдаты (все остальные военнослужащие). Приведем соответствующие афоризмы из блокнота В. Г. Михайлова: «Матросские ленточки длиннее солдатских портянок на один год», «Попал в морфлот гордись, а не попал радуйся!», «ВМФ — это щит нашей Родины, другие войска только шурупы в этом щите», «Солдат! Если хочешь сохранить свою красоту — не переходи дорогу пьяному матросу», «Если армия это

14 Переделка (армейская версия) популярного стишка в духе черного юмора:

Мальчик на полу лежит от крови весь розовый это папа с ним играл в Павлика Морозова.

Вариант первых двух строк: Мальчик в комнате лежит Весь от крови розовый [Анекдотов].

IV ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС Фольклористов. том ТРЕТИЙ

школа мужества, то флот можно назвать институтом», «Лучше кричать 2 года: „Ура!" Чем три года: „Полундра!"».

В этих изречениях — и констатация того, что матросская служба самая продолжительная, а значит, и самая тяжелая, и гордость, граничащая со спесью. В стихах — то же самовозвеличивание и то же легкое презрение к солдатам, которых (и вообще всех, кто носит зеленую форму) на матросском сленге называют «сапогами»:

Давно забыты дни гражданки Старшины делают из нас людей Мы не мотаем, как сапоги портянки Мы рождены для покорения морей! [МВГ].

Или:

Один моряк, как всем известно Десятка стоит сапогов И потому всегда девченки Предпочитают моряков! [МВГ].

В.Г. Михайлов не раз подчеркивал в беседах с нами, что у них никогда не говорили «дембель», а только «ДМБ», равно как старослужащих никогда не называли «дедушками», а только «годками». Об этом же говорят в интернет-дискуссиях бывшие моряки, называя слова «дембель» и «дедушка» «сапогов-скими»:

«Сапоговское», оно же «серость морская», объединяет всё то, что идет вразрез с традициями ВМФ. Понятно, что традиции эти меняются со временем, но ядро сохраняется. В годы моей службы «деды» и прочие «дедушки» были в армии, а на флоте были «годки». Слово «дембель» было окрашено в зеленый цвет, а у нас говорили «ДМБ». Что еще «сапоговское»? Навскидку: сидеть на кнехте или на пале, облокачиваться на леера, нести швабру-мамочку на плече, плевать за борт, заставлять молодых стирать робу годкам, стоять на трапах или в дверных проемах, спускаться по трапу лицом к трапу и даже. ходить строевым шагом [Почему 2012].

Рассказы нашего информанта о матросском чувстве превосходства над остальными военнослужащими (в том числе над морскими авиаторами) [Красиков 2017, 251] также подтверждаются воспоминаниями его коллег:

Да Армия и Флот отличались многим! Мы называли солдат «сапогами», они нас «шнурками»! Под категорию «сапоги» попадали также сухопутные моряки! (крас-нопогонники, кроме корабельных медиков). А БЧ-6 и береговое обслуживание морской авиации (голубопогонники) назывались бакланами! В увольнении порой происходили стычки между моряками и солдатами! Сейчас с улыбкой вспоминается всё это, но тогда всё было серьезно! Я тоже служил в пору, когда на флоте не было дембелей, очередность была такая: карась — борзый карась — полторашник — под-годок — годок — гражданский! <...> Швабру-мамочку мы называли Машкой, всё делалось через добро («добро» — слово, заменяющее на флоте понятия — можно, раз-

решите, разрешаю, валяй, есть, так точно), желали 7 футов под килем и жали друг другу краба (пожимали руки)! [Почему 2012].

Записанная В.Г. Михайловым переделка песни Б. Окуджавы «Ваше благородие...» из кинофильма «Белое солнце пустыни» также содержит антитезу «моряки — „сапоги"»:

Ваше благородие, госпожа повестка Для кого ты сапоги, для меня ты беска" Друг по блату на два, ну а я на три, Не везет мне в службе, повезет в любви

Ваше благородие, господин эсминец, Для кого ты дом родной, для кого кормилец Девять баллов за кормой, не видать земли Не везет мне в службе, повезет в любви

Ваше благородие, господин годок Ты меня изъездил вдоль и поперек Драял трапы, палубы с ночи до зари, Не везет мне в службе, повезет в любви

Ваша светлость ДМБ, их превосходительство Издан вот уже приказ партии, правительства Навернулись слезы на мои глаза Повезло мне в службе, раз и навсегда [МВГ].

Через несколько страниц встречается еще один куплет (очевидно, предпоследний и услышанный позднее) из этой песни:

Ваше благородие, господин патруль

Вновь меня поймали в 23 00

Бросили в машину, на «губу» свезли

Не везет мне в службе, повезет в любви! [МВГ].

Матросскую субкультурную гордость подпитывает «Императорский указ» Петра I, цитируемый во многих блокнотах моряков, в том числе и В. Г. Михайлова:

Моряки хоть и есть отродье хамское, но службу свою несут исправно, и по сему повелеваю: и в кабаки их пускать надобно, и чарку подносить полную по потребности, и оказывать им всеобщий почет и уважение [МВГ].

Пятый уровень идентификации: противопоставление подводники — остальные моряки.

В. Г. Михайлов служил на подводной лодке, и поэтому для него такое самоосознание было актуально. Два следующих прямо противоположных по тональности четверостишия (первое — философско-лирическое, второе — брутальное) утверждают одну и ту же мысль об исключительности подводников:

15 Беска — бескозырка.

Кто не бывал в глубинах вод И кто в отсеках тесных не был Тот яркость солнца не поймет И нежность голубого неба! [МВГ].

Если где-то шум и драка, Кто-то воет как собака, Бьют бутылки из-под водки Это парни из подлодки! [МВГ].

На предпоследней странице блокнота помещен стих «Подлодка», а несколькими страницами ранее — стихотворение «Атомоход». Оба довольно пафосные, о «космонавтах глубин». Для наглядности приведем стихотворение «Подлодка»:

Есть слова, как находки Им особенный счет «Прочный корпус подлодки» — Что звучнее еще? Прочен он это точно Испытал я не раз Как надежно и прочно Прикрывает он нас Погружаемся срочно И не жалобы с губ Все стремительно, точно Счет мгновениям скуп Возвратятся не скоро Космонавты глубин Что стоят у приборов У ракет субмарин Пусть длиннейшим из длинных Будет этот транзит Легкой тенью в глубинах Наша лодка скользит Наши действия четки И точны как компас Прочен корпус подлодки Прочен дружбы запас [МВГ].

Стихотворение «Атомоход» заканчивается так:

Задраен сверхнадежно верхний люк Невидимо сжимаются отсеки Сердец матросских ясно слышен стук И не могу забыть его вовеки [МВГ].

Тут гордость за принадлежность именно к этим героическим людям почти вытесняет все другие чувства. Вот в этом, собственно, и заключается динамика идентификации личности в армейской субкультуре, по крайней мере в случае с В. Г. Михайловым и авторами других блокнотов. Человек не сразу отождествляет себя с тем или иным социальным образом или типом людей, а проходит определенные стадии отождествления, причем названные выше противопоставления остаются актуальными в течение всего срока службы, хотя осмысляются постепенно и в разные периоды по-разному. Боль, скепсис, ирония, сарказм по отношению к армии, жалость к самому себе и другие негативистские эмоции и чувства вовсе не обязательно уступают позитивным чувствам ближе к концу службы: тексты с прямо противоположными интенциями встречаются в солдатских блокнотах (в том числе в блокноте В. Г. Михайлова) буквально рядом, хотя понятно, что, по крайней мере, к середине службы человек уже адаптировался к психологически травматогенной ситуации.

Человек всегда существует не в одном измерении и является носителем не одной идентичности, а целого их «букета». Анализ приведенных выше текстов показывает, что все эти идентичности (военный, моряк, подводник, дух, карась, годок, гражданский) формировались параллельно уже в первый год службы (хотя каждая — в разной степени, некоторые — латентно, особенно статусные идентичности), и блокнот, закрепляя на письме базовые понятия и ценности, стереотипные представления определенной субкультурной группы, в которой оказался составитель данного документа, стал «материализованной памятью» о сложном мире сознания солдат-срочников, с его «притяжениями» и «отталкиваниями», контрастами и поиском гармонии в дисгармоничном мире армейской службы.

АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

АЭМСС - Архив Этнографического музея «Слобожансью скарби» имени Г. Хоткевича Национального технического университета «Харьковский политехнический институт». БСВ - Армейский блокнот Безрука Сергея Васильевича 1985 г. р., служил в армии в 2003-2004 гг.

АЭМСС. Ф. 5. Оп. 1. Ед. хр. 9. Формат 14x10 см. МВГ - Матросский блокнот Михайлова Виталия Геннадьевича 1969 г. р., служил на Балтийском

флоте в 1987-1990 гг. АЭМСС. Ф. 5. Оп. 1. Ед. хр. 5. Формат 25x15 см. (См. ил. на цв. вкл.) СРА - Армейский блокнот Середина Романа Александровича 1985 г. р., служил в армии в 20032004 гг. в г. Мерефе Харьковской области. АЭМСС. Ф. 5. Оп. 1. Ед. хр. 7. Формат 14x10 см. ЩН - Армейский блокнот Н. Щербины, служил в армии в 1985-1987 гг. АЭМСС. Ф. 5. Оп. 1. Ед. хр. 4. Формат 14x10 см.

NN - Армейский альбом NN, служил в армии в 1991-1993 гг. АЭМСС. Ф. 5. Оп. 1. Ед. хр. 8. Формат А4. ЛИТЕРАТУРА

Анекдотов - Анекдотов. URL: http://anekdotov.me/deti/118262-malchik-na-polu-lezhit-ot-krovi-

ves-rozovyj-eto.html (дата обращения: 25.05.2018). Бройдо 2008 - Бройдо А. Поэзия в казармах: очерки фольклора российских солдат // Поэзия в казармах: Русский солдатский фольклор (из собрания «Боян» А. Бройдо, Д. Кутьиной и Я. Бройдо) / сост. и ред. М.Л. Лурье. М., 2008. С. 17-62. Головин 2003 - Головин В. В., Лурье М. Л., Кулешов Е. В. Субкультура солдат срочной службы // Современный городской фольклор. М., 2003. С. 186-231.

Дембельский альбом 2001 - Дембельский альбом — русский Art Brut: между субкультурой и книгой художника / сост.: М. Карасик, С. Александрова. СПб., 2001.

Красиков 2017 - Красиков М. М. Армшський скрапбуюнг у контексп дембельсько! ритуалктики // Поле: зб. наук. праць з ктори, теорн та методологи польових дослщжень: у 5 т. / за наук. ред. М. Гримич. Т. 2: Субкультури, повсякдення, етнограф1я науки. Ки!в, 2017. С. 229-264.

Лурье 2008 - Лурье М.Л. Обряды и обрядовый фольклор солдат срочной службы: подход к систематизации // Фольклор малых социальных групп: традиции и современность. М., 2008. С. 75-84.

Липатов 2009 - Липатов В.А. Вначале было... фото [Рец. на кн.: Поэзия в казармах: Русский солдатский фольклор (из собрания «Боян» А. Бройдо, Д. Кутьиной и Я. Бройдо) / сост. и ред. М.Л. Лурье. М.: ОГИ, 2008. — 562 с. — (Нация и культура / Фольклор: Новые материалы)] // Традиционная культура. 2009. №4. С. 134-138.

Почему 2012 - Почему моряки так странно говорят? 16.02.2012. URL: https://flot.com/forum/? PAGE_NAME=read&FID=66&TID=5453&print=Y (дата обращения: 25.05.2018).

Поэзия в казармах 2008 - Поэзия в казармах: Русский солдатский фольклор (из собрания «Боян» А. Бройдо, Д. Кутьиной и Я. Бройдо) / сост. и ред. М.Л. Лурье. М., 2008.

Райкова 1995 - Райкова И. Н. Фольклор современных солдат: идейно-художественное своеобразие и отношение к детскому фольклору // Мир детства и традиционная культура / сост. С.Г. Айвазян. М., 1995. С. 73-101.

Рискин 2015 - Рискин А. Поцелуй на баночке. 30.10.2015. URL: http://nv0.ng.ru/n0tes/2015-10-30/16_ kiss.html (дата обращения: 25.05.2018).

Шхера 2016 - Шхера Нерпа. Очередной Морской словарик (часть первая). 04.04.2016. URL: https:// ivvvv.livej0urnal.c0m/170441.html. Часть вторая: http://ivvvv.livej0urnal.c0m/17066s.html (дата обращения: 25.05.2018).

СОВРЕМЕННЫЙ фольклор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.