контингента и тщательным их отбором при приёме на работу;
- в нозологической структуре причин смертности нефтяников преобладают болезни системы кровообращения, нервной системы и органов пищеварения. По нозологической структуре причин смертности нефтяники отличаются относительно высоким риском болезней нервной системы и органов пищеварения и низким риском травм и отравлений, новообразований;
- уровень смертности в больнице нефтяников в целом не высок, болезни крови и кроветворных органов отличаются относительно высоким уровнем смертности. Ранги классов болезней по МКБ-10 в структуре причин смертности и уровня смертности отличаются друг от друга.
ВЫВОДЫ. 1) Характеристика причин смертности среди нефтяников имеет существенные отличительные особенности, обусловленные спецификой формирования и функционирования трудовых коллективов. 2) При использовании уровня и структуры причин смертности для обоснования приоритетов здравоохранения следует учитывать их ведомственные особенности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаев Ф.Б., Кулиев A.C., Акберов А.Г. и др. Некоторые методические аспекты использования показателей заболеваемости и смертности при создании экологического мониторинга. - Гигиена и санитария, 1992, т.11-12, с.70-72; 2. Агаев Ф.Б., Акберов А.Г., Гасанов М.Ш. Динамика смертности населения от болезней органов дыхания в городе - центре химической промышленности. -Экологические проблемы Азербайджана, Баку, 1992, с.145-147; 3.
Гланц С. Медико-биологическая статистика. - М., 1998, 459 е.; 4. Лисицын Ю.П., Акопян А.С. Панорама охраны здоровья. Реструктуризация медицинской помощи и нерешённые вопросы приватизации в здравоохранении. - М., 1998, 287 с.; 5. Отчёт о состоянии здравоохранения в мире, 1996 год: борьба с болезнями - содействие развитию. ВОЗ, 1996, 181 с.; 6. Тищук Е.А. Преждевременная смертность в трудоспособном возрасте населения России. -Здравоохранение Российской Федерации, 1994, N.10, с.20-23; 7. Azsrbaycan Respublikasinin ehalisi. Statistik тэстиэ. - Baki, 1993, 200 s.;
SUMMARY
Characteristics of reasons of mortality
of oil-workers
F.Javadov
Reasons and death levels of oil-workers under medical certificates of death for 2000-2004 and a history case of died oil workers in the Central hospital are analyzed. It is established, that the death rate among oil workers is lower, than among the population of able-bodied age. The structure of reasons of oil-workers mortality differs rather high risk of illnesses of a nervous system and organs of digestion and low risk of neoplasm, traumas and poisonings. The mortality in hospital of oil workers is low; its level varies accordingly to various diseases. Ranks of classes of diseases in structure of reasons of mortality and on levels of mortality differ from each other. It is considered, that using of characteristics of mortality for definition of priorities of public health services it is expedient to take into account their departmental singularities.
Поступила 19.10.2005
Субклинические гепатопатии у онкологических больных детского возраста: распространение, этиология и клиническое значение
Л. П. Мамедова
Азербайджанский медицинский университет, г. Баку
В клинических наблюдениях, проведенных за последние 15 лет азербайджанскими онкологами, установлено, что у значительной части больных солидными злокачественными опухолями (СЗР) и лимфомами (Лф) выявляются биохимические признаки субклинических нарушений функции печени (СНфП), которые имеют существенное клиническое значение, поскольку их наличие способно негативно влиять на переносимость больными противоопухолевой терапии и ее эффективность [1, 7].
Учитывая ограниченность в литературе сведений о функциональном состоянии печени у онкологических больных детского возраста и возможном клиническом значении субклинических дисфункций этого органа (11), мы поставили перед собой цель определить широту распространения СНфП у детей, больных СЗО и Лф, оценить роль гепатотропных вирусных инфекций в этиологии СНфП у детей с онкологическими заболеваниями и характер их влияния на состояние иммунологической реактивности
этих детей и на показатели эффективности их лечения.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Под нашим наблюдением находились 168 детей (115 мальчиков и 53 девочки), обследовавшихся и лечившихся в детском отделении Бакинской городской онкологической больницы им. А. Т.Аббасова на протяжение 2000-2004 гг. и у которых не было отмечено каких-либо клинических и не было выявлено ультрасонографических признаков поражения печени.
Среди них было 102 детей в возрасте от 2 до 10 лет и 66 детей старше 10 лет. Из них у 83 имелись СЗО, у 39 - ходжкинская ЛФ (ХЛ) и у 46 - неходж-кинские ЛФ (НХЛ). Диагноз во всех случаях был поставлен на основе объективных данных, полученных в ходе клинико-инструментального обследования.
Биохимическое исследование сыворотки крови включало определение активности аланин-аминотрансферазы(АлАТ), аспартат-аминотранс-феразы (АсАТ), гамма-глутамилтранспептидазы (ГП), постановку тимоловой пробы (ТП) и концентрации билирубина (БР). Биохимическими признаками СНФП считали: превышение активности АлА Т, ГГТ и уровня БР от их верхних границ нормального значения на 30% и выше, а результат постановки ТП более 5 ед SH. При оценке выраженности биохимических признаков СНФП, используя существующую классификацию, выделяли 3 степени СНФП.
Серологическое исследование включало поиск в сыворотках серологических маркеров инфицирования ВГВ (HBsAg) и ВГС (антитела к ВГС). Все серологические исследования были осуществлены твердофазным иммуноферментным методом на основе коммерческих наборов реагентов для выявления HBsAg и антител к ВГС (анти-ВГС).
Иммунологическое исследование включало: определение в крови Т-лимфоцитов и их субпопуляций, процента естественных киллерных клеток (ЕКК) в крови, цитотоксической активности ЕКК в отношении аллогенных клеток, фагоцитарно-метаболической активности нейтрофилов, а также уровня циркулирующих иммунных комплексов (ЦИК) и концентрации интерферонов в сыворотке крови.
Результаты исследований математически обрабатывали методом вариацаионной статистики с использованием критерия Стьюдента-Фи-шера.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ. Анализ результатов биохимических исследований показал, что повышение активности АлАТ было выявлено у 27,7% детей с СЗО, у 41,0% детей с ХЛ и у 43,5% детей с НХЛ. Несколько реже у этих детей выявлялось повышение активности ГГТ: 20,5%, 38,5% и 43,5%, соответственно. Существенно реже у них выявлялось повышение результата ТП: 10,8%, 17,9% и 19,6%, соответственно. И наиболее редко выявлялась гипербилирубинемия, обнаруженная только у 5,1% детей с ХЛ и у 6,5% детей с НХЛ.
В среднем, среди всех обследованных детей повышение активности АлАТ, ГГТ, результата ТП и уровня билирубина было выявлено в 35,1%, 31,0%, 14,9% и 3,0% случаях, соответственно.
При этом, биохимические признаки СНФП 1-й, 2-й и 3-й степеней были отмечены у 20%, у 12% и у 3% больных детей, соответственно. Отметим также, что частота выявления этих признаков у детей с ЛФ, в среднем составившая 42,4% оказалась выше, чем у детей с СЗО, равная 27,7% (р<0,05) (12).
И, наконец, мы обратили внимание на то, что у больных как СЗО, так и ЛФ частота выявления биохимических признаков СНФП и их выраженность заметно возрастали по мере увеличения клинической стадии заболеваний.
Допустив, что часть выявленных случаев СНФП могла быть результатом латентно текущих гепатотропных инфекций, вызванных вирусами гепатитов В (ВГВ) и/или С (ВГС), сыворотки всех детей были серологически обследованы на наличие маркеров этих инфекций.
HBsAg присутствовал в 13,7% сыворотках, анти-ВГС были обнаружены в 17,9% сыворотках, а оба этих маркера одновременно - 3,6% сывороток. При этом, HBsAg был выявлен у 8,4% детей с СЗО и у 18,8% детей с ЛФ, а анти-ВГС -у 9,6% детей с СЗО и у 25,9% детей с ЛФ. Одновременно HBsAg и анти-ВГС были обнаружены лишь в 1,2% детей с СЗО и у 5,9% детей с ЛФ.
У детей, имевших биохимические признаки СНФП, эти маркеры были выявлены в 69,5% случаях, в то время как, у детей, не имевших этих признаков, они выявились в 16,5% случаев (р<0,001). Этот факт указывал на существование прямой связи между этими вирусами и СНФП у больных детей.
В то же время, у части обследованных детей указанные маркеры инфицирования ВГВ и ВГС не выявились, что указывало на отсутствие у них этих инфекций. Среди возможных причин наличия у них СНФП наиболее вероятным нам представлялось системное действие опухолевого процесса на печень. А поскольку одним из типичных проявлений системного действия опухоли является развитие иммунологических нарушений, мы решили сравнить важнейшие показатели иммунологического статуса у больных детей, имевших и не имевших биохимические признаки СНФП (10).
С этой целью иммунологическому обследованию были подвергнуты образцы крови 54 детей, из которых у 27 (11 детей с СЗО и 16 детей с ЛФ) были выявлены биохимические признаки СНФП, в у остальных 27 (12 детей с СЗО и 15 детей с ЛФ) эти признаки отсутствовали.
Судя по результатам этих исследований, между рядом иммунологических показателей у детей, имевших биохимические признаки СНФП, и детей, у которых эти признаки отсутствовали, было отмечено статистически устойчивое различие. В частности, такое различие было обнаружено в отношении процента в крови и цито-
токсической активности ЕКК и уровня в крови а-ИфН, т.е. факторов, определяющих состояние естественной противоопухолевой резистентности (ЕПР) (5).
Отметим, что факт депрессии ЕПР был отмечен и в специальном, выполненном с нашим участием, эксперименте на лабораторных животных с подострой токсической гепатопатией (6).
Учитывая, что у обследованных детей с признаками СНфП были выявлены отмеченные выше косвенные признаки угнетения ЕПР, можно было ожидать, что наличие у больных детей СНфП окажется способным выступать в роли одного из факторов, предопределяющих отягощение основного заболевания.
Приступая к оценке клинического значения СНфП у онкологических больных детского возраста, мы, в первую очередь, попытались определить характер влияния СНфП на частоту и выраженность токсических проявлений (ТП) побочного действия противоопухолевой химиотерапии (ХТ) у детей с СЗО и Лф. Наличие и выраженность токсических проявлений ХТ оценивали по 5-ти бальной системе в соответствии с рекомендациями ВОЗ.
Анализ зарегистрированных ТП показал, что абсолютное большинство признаков токсического действия ХТ у больных детей с признаками СНфП, независимо от программы ХТ, регистрировалось чаще и имело более выраженный характер, в то время, как у детей, не имевших таких признаков, эти проявления носили менее выраженный характер и не требовали проведения каких-либо мер по их коррекции. Это позволило заключить, что наличие, даже остающихся субклиническими, нарушений функции печени у детей с онкологическими заболеваниями сопровождалось заметным повышением частоты развития ТП ХТ (2, 9).
Эффективность ХТ у детей с СЗО и Лф оценивали, регистрируя частоту полных и частичных ремиссий (их сумму принимали за показатель объективного эффекта лечения), а также отмечая частоту стабилизации опухолевого процесса или его прогрессирование на фоне лечения. Кроме того, при Лф использовали и такой показатель эффективности лечения, как продолжительность безрецедивного периода после достигнутой ремиссии.
Наблюдение за этими детьми показало, что у детей с СЗО, имевших биохимические признаки СНфП, эффективность лечения составила 30,4%, в то время, как у детей, не имевших СНфП -63,3% (р<0,05).
Из этого следует, что наличие у больных детей с СЗО признаков СНфП ассоциировалось с меньшей эффективностью химиотерапии (4).
В группе детей с ХЛ, имевших биохимичес-
кие признаки СНФП, данный показатель составил 62,5%, тогда как у детей, не имевших признаков СНФП, он достиг 82,6%. Подсчет показал, что различие между этими показателями не являлся статистически устойчивым (р>0,05). В то же время, поскольку средняя продолжительность достигнутых в результате лечения ремиссий у детей ХЛ, имевших признаки СНФП была ощутимо короче, чем у больных, не имевших этих признаков, можно было придти к заключению о том, что наличие признаков СНФП все же оказывало негативное влияние на эффективность лечения (13).
В группе детей с НХЛ при наличии признаков СНФП показатель эффекта составил 30,0%, тогда как при отсутствии этих признаков - 73,1% (р<0,05). Кроме того, в этой группе больных детей средняя продолжительность безрецидивного периода при наличии признаков СНФП оказалась короче, чем при их отсутствии. Это позволило заключить, что наличие у детей с НХЛ признаков СНФП также ассоциировалось с меньшей эффективностью химиотерапии (8).
Таким образом, результаты проведенных нами клинико-лабораторных наблюдений продемонстрировали, что у значительной части детей, больных СЗО и ЛФ, как и у онкологических больных взрослого возраста, выявляются биохимические признаки СНФП, часть из которых этиологически связана с инфекциями, вызванными ВГВ и ВГС. При этом, наличие у детей с онкологическими заболеваниями этих признаков оказалось способным выступать в качестве одного из факторов, оказывающих неблагоприятное влияние не только на переносимость, но и на эффективность консервативного лечения у них как СЗО, так и ЛФ.
Это позволяет заключить, что выявление у детей с ЛФ даже незначительного повышения активности печеночных ферментов должно побуждать врача к более детальному биохимическому обследованию таких детей. Установив же наличие у них СНФП, можно приступать к решению задачи по оптимизации выбора средств и выработки тактики проведения ХТ (3) и, тем самым, избежать развития, по меньшей мере, некоторых из токсических проявлений лекарственного лечения больных и способствовать повышению эффективности их лечения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиев Д.А., Мамедов М.К. Субклинические дисфункции печени у онкологических больных: распространение, этиопатогенез и клиническое значение. - Хирургия (Баку). 2005, N.1, c.24-28; 2. Амирасланов А.Т., Мамедова Л.П. Побочные токсические проявления химиотерапии детей с солидными злокачественными опухолями, имевшими субклиническую гепатопатию - Азерб. Ж. онкологии, 2005, N.1, c.96-98; 3. Амирасланов А.Т., Мамедова Л.П., Кадырова А.А. О возможности лекарственной стимуляции иммунологической реактивности у онкологических больных детского возраста. - Азерб. Ж. онкологии, 2004, N.2, c.169-171; 4. Амирас-ланов А.Т., Мамедова Л.П., Мамедов М.К. Эффективность консервативного лечения детей с солидными опухолями и лимфома-
ми, имевших субклиническую гепатопатию. - Азерб. Ж. онкологии, 2005, N.2, c.54-56; 5. Амирасланов А.Т., Мамедова Л.П., Кадырова А.А., Мамедов М.К. Результаты биохимического, серологического и иммунологического обследования крови онкологических больных детского возраста. - Азерб. мед. Ж., 2004, N.3, с.26-29; 6. Гамидова Н.А., Мамедова Л.П., Мамедов М.К., Гудратов Н.О. Депрессия естественной противоопухолевой резистентности и ее медикаментозная коррекция у мышей с токсической гепато-патией. - Азерб. Ж. онкологии, 2005, N.2, c.90-93; 7. Гиясбейли С.Р. Функциональное состояние печени у больных распространенными формами злокачественных опухолей. Автореф. дисс.....докт.
мед. наук. Баку, 2004; 8. Мамедова Л.П., Амирасланов А.Т. Субклинические гепатопатии у детей с солидными злокачественными опухолями и лимфомами. - Азерб. Ж. онкологии, 2004, N.1, c.139-141; 9. Мамедова Л.П., Мамедов М.К.Побочные токсические проявления химиотерапии детей с лимфомами, имеющими субклиническую гепатопатию.- Здоровье (Баку), 2005, N.8, c.98-99; 10. Мамедова Л.П., Амирасланов А.Т., Мамедов М.К., Мамедова С.М. Серологические маркеры инфицирования вирусами гепатита В и С у детей с солидными злокачественными опухолями и лимфомами. - В кн.: Мат-лы 3-го съезда онкологов и радиологов СНГ, Минск, 2004, ч.2, с.398; 11. Mamedova L. Significance of the liver dysfunction and immunity study at children with lymphomas and solid tumour. - Azerb. J. oncol., 2001, N.2, р.89; 12. Mamedova L., Amiraslanov A., Mamedov M. Subclinic liver dysfunction among children with malignant tumors: рю!™^^ data. - In: Abstr. VI Int. Euroasian and Azerbaijanian Congress gastroenterologist and surgeon, Baku, 2003, р. 164; 13. Mamedova L. Side-effects during and after ^гару with a^ha-interferon registered at children with lymphomas ans subclinic hepatopathies. Azerb. J. oncology, 2005, N.1, р.108-109.
SUMMARY
Subclinic hepatopathies among children with oncologic diseases: spreading, etiology and clinical significance L.Mamedova
Authors carried out laboratory examinations of the blood of 168 children with solid malignant tumors and lymphomas. They demonstrated that 35,1 % children had biochemical signs of subclinic liver dysfunction (SLD).
It made clear that children with SLD were infected with hepatitis B and C viruses more frequently in comparing children with normal liver function. Besides signs of immunodepression were registrated more frequently at children with SLD than at children without SLD. Besides it was demonstrated the presence of SLD was accompanied with substantivial increasing the frequency of not only hepatic and also some other of chemotherapy side effects and SLD was able negatively influence to effectivity of treatment of those patients.
nocTynHJia 26.10.2005