Молдовы стремится к переменам, которые, как нам кажется, могут произойти только при смене формы правления и в целом государственного строя, четко регулируемые Конституцией страны. Парламент РМ, который не пользуется доверием общества, как можно дольше хочет оставаться во власти, постоянно изменяя дату проведения парламентских выборов, тем самым, не соблюдая положения Конституции.
Однако, граждане Республики Молдова сохраняют надежду на лучшие перемены, на нейтралитет и независимость страны, на соблюдение Конституции, прежде всего высшими органами власти.
Список литературы:
1. Конституция Республики Молдова - офиц. текст // Monitorul Oficial. - 1994. - № 324-XV.
2. Ассоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней / Ассоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. -Кишинёв: ElanPoligraf, 2002. - С. 341—342. -360 с.
3. Иванов В.М. Конституционное право Республики Молдова / В.М. Иванов. - Кишинев: Ziarul Moldovenesc, 2000. - C. 146-148.
4. Степанюк В.И. Государственность молдавского народа / В.И. Степанюк. - Кишинев: Monitorul oficial, 2006. - C. 24-25.
Решетова Е.С.
Институт права и национальной безопасности Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
г. Тамбов, Россия
СУБЪЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Аннотация. В статье формулируется определение субъектов правотворческого процесса, дается их классификация. Раскрывается каждый из субъектов через его место в региональном правотворческом процессе.
Ключевые слова: региональный правотворческий процесс, субъекты правотворчества, органы государственной власти.
Reshetova E.S.
Institute of Law and National Security Tambov State University named after G.R. Derzhavin
Tambov, Russia
THE REGIONAL LAW-MAKING PROCESS
Abstract. The article formulates the definition of the subjects of law-making process, gives their classification. Each of the subjects is revealed through its place in the regional law-making process.
Keywords: regional law-making process, subjects of lawmaking, public authorities.
Правотворческий процесс, осуществляемый на уровне субъектов Российской Федерации, как и иные виды юридического процесса, характеризуется своим кругом субъектов, наделенных определенными правами и имеющих установленные в официальном порядке обязанности.
Субъекты правотворческого процесса - это органы и лица, уполномоченные на изменение, создание, отмену, приостановление, лишение юридической силы правовых норм [2, с. 38].
Субъекты правотворческого процесса обладают определенными полномочиями, а именно: разработка проекта нормативного правового акта и вынесение его на рассмотрение компетентных лиц, рассмотрение представленного проекта, отклонение проекта или принятие на его основе нормативного правового акта, введение нормативного правового акта в действие. Субъектный состав правотворческого процесса в большей мере зависит от юридической силы разрабатываемого или принимаемого нормативного правового акта.
Профессор А.А. Гогин выделяет следующие субъекты регионального правотворческого процесса:
1) непосредственно народ;
2) органы государственной власти субъекта РФ;
3) отдельные должностные лица субъекта РФ;
4) органы местного самоуправления;
5) общественные организации;
6) предприятия, учреждения, организации;
7) судебные органы [1, с. 123].
Непосредственное правотворчество народа реализуется через участие в референдуме (всенародном голосовании граждан Российской Федерации по вопросам государственного значения, таким как проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которого предусмотрено международным договором Российской Федерации, вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации). Таким образом, через правотворческую деятельность реализуется право граждан на участие в управлении делами государства.
К органам государственной власти субъекта Российской Федерации, выступающим субъектами регионального правотворческого процесса, относятся: орган законодательной власти субъекта РФ (например, областная Дума), орган исполнительной власти субъекта РФ (например, администрация области, правительство края) и его структурные подразделения, территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта РФ, другие. Органы законодательной власти субъекта Российской Федерации принимают законы субъекта РФ, регулирующие отношения в наиболее важных сферах жизни региона. Остальные органы государственной власти субъекта РФ осуществляют деятельность, направленную на конкретизацию и реализацию принятых законов. Нормативные правовые акты, издаваемые данными органами, имеют подзаконный характер и представлены в виде указов, постановлений, распоряжений, приказов, инструкций и др. Полномочия на издание нормативных актов каждого органам государственной власти субъекта Российской Федерации определяются Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ и иными законами в зависимости от места, занимаемого каждым из них в системе органов России. Подзаконные нормативные акты, принимаемые, в том числе и на региональном уровне, составляют основную массу законодательства Российской Федерации.
На региональном уровне широкое применение находят указы, постановления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), издаваемые с целью конкретизации и исполнения задач, поставленных на федеральном уровне. Отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, такие как члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (представители от законодательного и исполнительного органов власти субъекта РФ), прокурор субъекта РФ, Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ, Уполномоченный по правам ребенка в субъекте РФ также наделены полномочиями на участие в региональном правотворческом процессе.
Правотворчество является одним из приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления, посредством которого реализуются его властные полномочия по управлению местным сообществом в рамках муниципального образования. В процессе правотворчества создаются общеобязательные в рамках муниципального образования нормы, воплощаемые в принимаемых органами местного самоуправления актах, которые в силу этого приобретают нормативно-правовой характер (уставы муниципальных образований, решения и постановления органов местного самоуправления и др.). Правотворческую деятельность органов местного самоуправления отличает, в первую очередь, близость к нуждам населения муниципальных образований, что обуславливает ее значимость в региональном правотворческом процессе. Органы местного самоуправления обеспечивают совершенствование одного из элементов правовой системы - системы муниципальных правовых актов [6, с. 15].
Наряду с государственными органами, субъектами регионального правотворческого процесса могут выступать общественные организации, например областное объединение организаций профсоюзов. Правотворческая деятельность данных организаций направлена на защиту интересов, на улучшение условий жизни отдельно взятой группы лиц.
Предприятия, учреждения или организации выступают субъектами регионального правотворческого процесса посредством принятия (изменения, создания, отмены) локальных нормативных
актов, регулирующих отношения внутри соответствующих подразделений.
К судебным органам, выступающим субъектами регионального правотворческого процесса, относят верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, арбитражные суды субъектов РФ. У многих отечественных и ряда зарубежных авторов сложилось представление о судах как о государственных органах, занимающихся исключительно или в основном правоприменительной деятельностью. Однако, по словам М.Н. Марченко, это не так. Ученый-правовед поясняет: «По мере развития общества и государства суды, не подменяя и не дублируя парламент и другие государственные органы, обладающие полномочиями на принятие общеобязательные правовые актов, наряду с правоприменительной деятельностью все в большей мере занимаются также правотворческой деятельностью» [3, с. 365]. Вопрос отнесения судебных органов к субъектам правотворческого процесса является дискуссионным. По мнению B.C. Нерсесянца, судебная практика во всех ее проявлениях «представляет собой, согласно действующей Конституции Российской Федерации 1993 г., не правотворческую, а лишь правоприменительную (и соответствующую правотолковательную) деятельность. Это однозначно следует из конституционной концепции российской правовой государственности и конституционной регламентации принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную» [4, с. 34].
Существует мнение, что субъекты регионального правотворческого процесса можно сгруппировать исходя из той роли, которую они в нем играют, на четыре видовые категории:
- правотворческие лица - группа граждан, жителей субъекта РФ, законодательные органы региональной государственной власти и др.;
- участники, оказывающие содействие правотворческим лицам - группа, объединяющая избирательные комиссии, разработчиков проектов законов, экспертов и других, подобных им;
- лица, осуществляющие нормоконтроль и привлекающие к правотворческой ответственности - эта группа включает терри-
ториальные органы Министерства юстиции РФ, органы конституционного контроля субъектов РФ и др.;
- лица, отстаивающие свои или чужие правотворческие интересы - к данной категории относятся группы граждан, инициирующих принятие проекта закона, общественные объединения, депутаты и др. [5, с. 142].
Однако, подобная классификация является спорной и не находит поддержки широкого круга ученых-правоведов.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что деятельность каждого субъекта регионального правотворческого процесса направлена на решение конкретных, поставленных перед ним задач. Однако, субъекты, взаимодействуя, активно сотрудничают, контролируя и дополняя друг друга. Таким образом, деятельность всех субъектов регионального правотворчества направлена на совместное решение общегосударственных задач.
Список литературы:
1. Гогин А.А. Теория государства и права: учебник / А.А. Го-гин; под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского. - М.: Проспект, 2016.
- 214 с.
2. Головня А. И. Теория государства и права: краткий курс лекций / А. И. Головня, Н. М. Чистяков. - М.: Эксмо, 2015. - 77 с.
3. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учебник / М.Н. Марченко. - В 2 Т. - М.: Проспект, 2016.
- 610 с.
4. Нерсесянц B.C. Суд не законодательствует и не управляет, а применяет право (о правоприменительной природе судебных актов) / В.С. Нерсесянц // Судебная практика как источник права. - 1997. - С. 21-38.
5. Самсонов В.Н. Участники правотворческого процесса субъектов РФ / В.Н. Самсонов, Е.В. Самсонова // Научные ведомости Белгородского гос. университета. - 2007. - № 9. - С. 140-147.
6. Шкуратова Т.П. Правотворчество органов местного самоуправления / Т.П. Шкуратова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 4 (219). - С. 14-17.
Тетушкина М.Е.
Студентка 4 курса Институт права и национальной безопасности, Тамбовский государственный университет им Г.Р. Державина Институт права и национальной безопасности,
г. Тамбов, Россия
ПРОБЛЕМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В НАРКОТИЧЕСКУЮ
СРЕДУ И ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ Аннотация. В статье анализируются проблемы наркотизации несовершеннолетних, а также их вовлечение в преступную деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотических средств. А также анализируются меры, принимаемые государством в целях проведения антинаркотической политики.
Ключевые слова: наркотизация, несовершеннолетние, незаконный оборот наркотиков.
Tetushkina M.E.
4rd year student Institute of law and national securities, Tambov state University named after G.R. Derzhavin,
Tambov, Russia
PROBLEMS OF INVOLVEMENT OF MINORS IN DRUG ENVIRONMENT AND WAYS OF COUNTERACTION Abstract. The article analyzes the problems of drug abuse of minors, as well as their involvement in criminal activities related to drug trafficking. It also analyzes the measures taken by the state to implement anti-drug policy.
Keywords: drug addiction, minors, drug trafficking
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 08.01.1998 года № 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» наркомания - это заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества.