4. Зуй И.В. Ответственность за преднамеренное банкротство в российском законодательстве / И.В. Зуй // Евразийская адвокатура. - 2017. - № 4. - С.101-103.
5. Пронина М.П. Проблема бланкетности уголовно-правовых запретов / М.П. Пронина // Труды Академии управления МВД России. - 2017. - №2. - С. 31-35.
6. Состояние преступности за 2015-2017 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://мвд.рф/folder/101762. -(дата обращения: 08.10.2018).
7. Статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.cdep.ru. - (дата обращения: 08.10.2018).
Душков Е.
студент 2 курса, Институт права и национальной безопасности, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
г. Тамбов, Россия
КОНСТИТУЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ
МОЛДОВА
Аннотация. В статье анализируются положения Конституции Республики Молдова, в которых прописаны функции и полномочия высших органов власти страны, в частности Президента и Парламента Республики Молдова. Рассматривается административное устройство Республики Молдова, ее особенности. Внимание уделяется вопросу о суверенитете Молдовы, ее независимости, стремлении сохранить нейтралитет.
Ключевые слова: Конституция Молдовы, президент, парламент Республики Молдова, административное устройство.
Dushkov E.
2rd year student, Institute of law and national security, Tambov state University. G.R. Derzhavin
Tambov, Russia
CONSTITUTIONAL DEVICE OF THE REPUBLIC OF MOLDOVA
Abstract. The article analyzes the provisions of the Constitution of the Republic of Moldova, which spells out the functions and powers of the country's highest authorities, in particular the President and the Parliament of the Republic of Moldova. Considered the administrative structure of the Republic of Moldova, its features. Attention is paid to the issue of the sovereignty of Moldova, its independence, the desire to maintain neutrality.
Keywords: Constitution of Moldova, President, Parliament of the Republic of Moldova, administrative structure.
Актуальность анализа конституционного устройства Республики Молдова обусловлена особым развитием правовой системы данного государства. При создании своей правовой системы Республика Молдова как бы «смешивает» две точки зрения, распространенные во всем мире. Страна, ранее входившая в состав СССР, при построении современной системы государственного управления опирается на законодательство Советского Союза и некоторых стран-представителей романо-германской правовой семьи, в частности, Франции. Учитывая нестабильное положение в правительстве страны, где Президент пропагандирует близкую, братскую дружбу с Российской Федерацией, а Парламент, во главе с премьер-министром, пропагандируют европейские ценности, призывая к возвращению к своим корням, происходит раскол страны, разногласия между двумя этими лагерями, что приводит к поднятию вопроса в молдавском обществе о пересмотре и изменении Конституции страны, смене Конституционного устройства Молдовы, можно сказать, что данная тема весьма актуальна в настоящее время.
«В соответствии с нормами Конституции, Республика Молдова - суверенное и независимое, единое и неделимое государство. Форма государственного правления - республика.
Республика Молдова - демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются.
Национальный суверенитет принадлежит народу Республики Молдова, осуществляющему его непосредственно и через свои представительные органы в формах, определенных Конституцией» [4, с. 24].
Как отмечают молдавские ученые «правовая система современной Молдовы входит в романо-германскую правовую семью, сохраняя элементы прежнего социалистического права.
Особенностью правового развития Молдовы по сравнению с другими государствами СНГ является стремление законодателей привить в Республике романскую правовую культуру, что объясняется лингвистическим родством молдаван с романскими народами. С этой целью при написании новых законов старательно копируется романская (прежде всего, французская) юридическая техника и стилистика, последовательно заимствуются присущие романским странам государственные и правовые институты. Так, прообразом для Конституции Молдовы 1994 г. в значительной мере послужила Конституция Французской Республики 1958 г.» [2, с. 341].
В.М. Иванов, рассматривая Конституционное устройство Республики Молдова, пишет: «Конституция РМ принята Парламентом РМ 29 июля 1994 года, вступила в силу 27 августа 1994 г., включает в себя 151 статью и состоит из Преамбулы и VII Основных Законов Конституции.
Ст. 6 Конституции прямо указывает «в Республике Молдова законодательная, исполнительная и судебная власти разделены и взаимодействуют при осуществлении своих прерогатив в соответствии с положениями Конституции. Глава V Конституции регламентирует полномочия президента. Как глава государства он обладает традиционными (при парламентской форме правления) полномочиями представительства Молдавии в международных отношениях, в области обороны. Президент избирается парламентом
тайным голосованием (ст. 78), результаты его выборов признаются действительными Конституционным судом. Вместе с этим полномочия Президента весьма ограничены в части формирования правительства. Он может лишь выдвинуть кандидатуру на должность премьер-министра.
Правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики государства и осуществляет общее руководство публичным управлением. Парламент является высшим представительным органом народа Республики Молдова и единой законодательной властью государства. Парламент состоит из 101 депутата. Правосудие осуществляется именем закона только судебными инстанциями. Правосудие осуществляется Высшей судебной палатой, апелляционными палатами и судами» [3, а 147].
Территориальное устройство Республики Молдова включает деление на села, города, районы и автономно-территориальное образование Гагаузия. В соответствии с законом некоторые города могут быть признаны муниципиями.
При создании своей Конституции Республика Молдова опиралась на многие положения Конституции РФ. Многие положения Конституций этих стран схожи, но кроме положений о государственном устройстве и административном делении.
Говоря о территориальном устройстве, следует сказать, что Российская Федерация состоит шести видов равноправных субъектов. В административном отношении территория Республики Молдова, которая является унитарным государством, подразделяется на районы, города и села.
Отметим, что в Конституцию Республики Молдова вносились многочисленные изменения, в основном заимствованные из положений Конституции РФ с целью улучшения жизни населения.
Конституционное устройство Республики Молдова с каждым годом претерпевает значительные изменения, ставя под сомнение компетентность и профессионализм высших лиц государства, которые не могут выбрать путь дальнейшего развития страны и порождают все новые и новые конфликты между собой.
В заключении отметим имеющиеся проблемы в конституционном устройстве современной Молдовы, которое не находит достаточной и необходимой поддержки молдавского общества. Народ
Молдовы стремится к переменам, которые, как нам кажется, могут произойти только при смене формы правления и в целом государственного строя, четко регулируемые Конституцией страны. Парламент РМ, который не пользуется доверием общества, как можно дольше хочет оставаться во власти, постоянно изменяя дату проведения парламентских выборов, тем самым, не соблюдая положения Конституции.
Однако, граждане Республики Молдова сохраняют надежду на лучшие перемены, на нейтралитет и независимость страны, на соблюдение Конституции, прежде всего высшими органами власти.
Список литературы:
1. Конституция Республики Молдова - офиц. текст // Monitorul Oficial. - 1994. - № 324-XV.
2. Ассоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней / Ассоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. -Кишинёв: ElanPoligraf, 2002. - С. 341—342. -360 с.
3. Иванов В.М. Конституционное право Республики Молдова / В.М. Иванов. - Кишинев: Ziarul Moldovenesc, 2000. - C. 146-148.
4. Степанюк В.И. Государственность молдавского народа / В.И. Степанюк. - Кишинев: Monitorul oficial, 2006. - C. 24-25.
Решетова Е.С.
Институт права и национальной безопасности Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
г. Тамбов, Россия
СУБЪЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Аннотация. В статье формулируется определение субъектов правотворческого процесса, дается их классификация. Раскрывается каждый из субъектов через его место в региональном правотворческом процессе.