Научная статья на тему 'Участники правотворческого процесса субъектов РФ'

Участники правотворческого процесса субъектов РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1905
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / УЧАСТНИК ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ПРИНИМАТЬ ЗАКОН / ОПУБЛИКОВЫВАТЬ ЗАКОН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самсонов В. Н., Самсонова Е. В.

Авторы статьи значительно расширили и углубили теоретические знания о системе, понятии и признаках участников правотворческого процесса субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участники правотворческого процесса субъектов РФ»

УДК 342.552

УЧАСТНИКИ ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА СУБЪЕКТОВ РФ В.Н. Самсонов Е.В. Самсонова 2)

^ Белгородский государственный университет, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85;

2) Белгородский государственный университет, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85;

Авторы статьи значительно расширили и углубили теоретические знания о системе, понятии и признаках участников правотворческого процесса субъектов РФ.

Ключевые слова: правотворческий процесс, участник правотворческого процесса, принимать закон, опубликовывать закон.

Правотворческий процесс субъектов РФ, как и иные виды юридического процесса, характеризует свой круг участников, обладающих определенными правами, и несущих, установленные законом обязанности.

В связи с этим теория государства и права призвана раскрыть их систему, сформулировать и обосновать понятие и те признаки, которые присущи участникам правотворческого процесса субъектов РФ.

Определить систему участников правотворческого процесса субъектов РФ достаточно сложно. Дело в том, что эта система существенно и объективно отличается от системы участников других видов юридического процесса, причем это отличие имеет качественные и количественные характеристики.

Качественные характеристики связаны и вытекают из назначения правотворческой деятельности субъектов РФ, которая заключается в подготовке и принятии на основе Конституции РФ, учредительных актов субъектов РФ и законов соответствующей правовой нормы. К созданию этой нормы вольно или невольно стремятся все участники правотворческих отношений субъектов РФ. Интересы участников других видов юридического процесса находятся в другой плоскости. Так, в гражданском и арбитражном процессе интересы их участников связаны с удовлетворением их личных частных интересов. Отсюда закономерно деление названных участников на истцов и ответчиков. В правотворческом процессе субъектов РФ ситуация с определением его участников иная. Все они, как уже отмечалось, стремятся к одной цели - созданию правового закона. Для достижении этой цели в каждом субъекте РФ в порядке установленном Конституцией РФ и учредительными актами субъектов РФ созданы специальные правотворческие лица, которые наделены законом определенным объемом правотворческих полномочий. Это, например, народ (население) субъекта РФ, их законодательные (представительные) органы государственной власти, соответствующие звенья исполнительной государственной власти и органы местного самоуправления.

Каждый участник правотворческого процесса субъектов РФ имеет свое наименование и характеризуется внешней обособленностью, наделен правотворческими правами и обязанностями, благодаря чему способен реально участвовать в правотворческих отношениях. Он выступает во вне в виде единого лица, способен в соответствии со своими правотворческими правами и обязанностями вырабатывать, выражать и осуществлять определенную волю как участник конкретных правотворческих отношений.

Участник правотворческого процесса субъектов РФ отличается от участника правотворческого отношения. Если участник правотворческого процесса субъектов РФ - это лицо, организация, обладающая правосубъектностью, потенциальной способностью вступать в правотворческие отношения, то субъекты этих отношений реально в них участвуют.

ввн

Количественные отличия предопределяются качественными. Они как бы взаимопроникают и дополняют друг друга. Речь идет о том, что определить исчерпывающий перечень участников правотворческого процесса в действующем законодательстве практически невозможно. Это граждане, их объединения, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, лица, осуществляющие, контроль над качеством правотворческой деятельности субъектов РФ и т. д., т. е. можно говорить о некой множественности, неопределенности и неоднородности участников правотворческого процесса субъектов РФ.

Это обуславливает целесообразность рассмотрения круга этих участников с позиций системного подхода, позволяющего определить не только отдельные элементы той или иной системы, но и связи между ними, характеризующие организацию взаимодействия различных элементов в процессе их правотворческой деятельности. Данный подход помогает выявить закономерности развития и недостатки существующей системы участников правотворческого процесса субъектов РФ, найти оптимальные законодательные пути ее совершенствования.

Для того, чтобы осветить систему участников правотворческого процесса, необходимо определить тот фактор, который объединяет эту систему и рассмотреть вопрос о классификации этих участников.

Целостность рассматриваемой системы обеспечивается общими задачами, к достижению которых стремятся все участники правотворческого процесса (создание правового закона, издание юридической нормы в соответствии с Конституцией РФ и т. д.). Эти задачи являются главным фактором, подчеркивающим их единство и взаимосвязь. Несмотря на многогранность и различия в правовом статусе, все участники правотворческого процесса субъектов РФ вносят определенный вклад в определение и уяснение ценностей естественного права и формулировании этих ценностей в юридических нормах. Такой главный юридический фактор, который придает целостность участникам правотворческого процесса субъектов РФ и свидетельствует об их единстве и взаимосвязи друг с другом.

В юридической литературе субъекты правотворчества разделены на две группы: участвующие в нем в силу нормативно закрепленных полномочий и участвующие в процессе в силу законодательного наделения их только правотворческой инициативой [1, с.12]. Предложенное деление участников правотворческого процесса субъектов РФ весьма условно, так как правотворческая инициатива есть не что иное, как одна из разновидностей правотворческих полномочий. Кроме того, предложенная классификация не раскрывает все виды участников правотворческого процесса субъектов РФ и не вносит ясность в их наименование. На наш взгляд, участников правотворческого процесса субъектов РФ целесообразно подразделить исходя из той роли, которую они играют в этом процессе.

Данный классификационный критерий успешно применяется в гражданском, уголовном и других видах юридического процесса. Однако в характеристике участников правотворческого процесса он отражает особенности их правового статуса.

Исходя из названного критерия все участники правотворческого процесса делятся на четыре большие группы:

- правотворческие лица субъектов РФ (народ (население) субъектов РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ и. т. д.);

- участники, оказывающие содействие правотворческим лицам субъектов РФ (избирательные комиссии, разработчики проектов законов, эксперты и т. д.);

- лица, осуществляющие нормоконтроль и привлекающие к правотворческой ответственности (Президент РФ, Министерство юстиции РФ, конституционные (уставные суды) субъектов РФ и т. д.);

- лица, отстаивающие свои или чужие правотворческие интересы (групп граждан, инициирующих принятие проекта закона, общественные объединения, депутаты, лоббирующие принятие нужного им или третьим лицам закона и т. д.).

Каждая группа участников правотворческого процесса субъектов РФ состоит из различных их видов. Например, правотворческие лица субъектов РФ исходя из своего наименования делятся на народ (население) субъекта РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, органы (должностные лица) исполнительной государственной власти субъектов РФ, органы (должностные лица) муниципальной власти, администрации организаций. Участники, оказывающие содействие правотворческим лицам субъектов РФ, классифицируются исходя из организационной связи, которая существует между ними и правотворческими лицами субъектов РФ, на две группы - организационно зависимые от них (например, комитеты и комиссии законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ) и осуществляющие свои правотворческие полномочия в силу юридической обязанности, сформулированной в законе или договоре (избирательные комиссии, эксперты, переводчики и т. д.)

Таким образом, участники правотворческого процесса субъектов РФ - это совокупность правотворческих лиц, лиц, оказывающих содействие в издании закона, лиц, осуществляющих нормоконроль и привлекающих к правотворческой ответственности, лиц, отстаивающих свои или чужие правотворческие интересы. Единство названных видов участников обусловлено, как уже отмечалось, наличием той общей цели, к достижении которой они стремятся, а деление на рассмотренные виды той непосредственной ролью, которую они играют в этом процессе.

Формулирование понятия участника правотворческого процесса субъектов РФ -сложная и многоуровневая проблема. Ее решение связно, во-первых, с обоснованием общего понятия участника правотворческого процесса субъекта РФ, во-вторых, понятия их отдельных видов, например, «правотворческое лицо», в-третьих, понятия конкретного участника правотворческого отношения.

Исходными в понимании участника правотворческого процесса субъектов РФ являются положения теории государства и права, раскрывающие понятие субъекта права. С точки зрения ученых-теоретиков субъект права - лицо или организация, за которой признано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями [2, с.373]. Исходя из сказанного, мы полагаем, что «участник правотворческого процесса субъектов РФ» - это то лицо и организация, которое наделено законом правотворческой правосубъектностью, дающей им юридическую возможность участвовать в правотворческих отношениях. В данном понятии сформулированы основные качества участника правотворческого процесса, выраженные категорией «правотворческая првосубъектность».

Понятие отдельных видов участников правотворческого процесса субъектов РФ, а также конкретных его лиц формулируется с одной стороны, на основе и в соответствии с общим, сформулированным нами понятием «участник правотворческого процесса субъектов РФ», с другой оно призвано подчеркнуть их юридические особенности (наименование, ту роль, которую они играют в издании правового закона и т. д.).

Отдельные понятия участников правотворческого процесса субъектов РФ сформулированы и закреплены в законе, а некоторые существуют в форме научных конструкций. Однако значительное число участников правотворческого процесса еще не имеет ни законодательного, ни научного определения. Речь идет, например, о правотворческих лицах субъектов РФ, лицах которые содействуют изданию закона, лицах осуществляющих нормоконтроль, лицах, привлекающих к ответственности, лицах, отстаивающих свои или чужие правотворческие интересы. Формулирование понятия этих и других участников правотворческого процесса субъектов РФ исключительно важная задача юридической науки. Мы не ставим цель сформулировать все эти понятия в данной работе, наша цель скромнее. Она состоит в постановке самой проблемы, привлечению к ней внимания ученых-юристов и практиков. В тоже время, проделанная нами работа позволяет предложить определение правотворческого лица субъекта РФ.

Правотворческое лицо субъекта РФ - это народ (население) субъекта РФ, а также те органы и должностные лица, которым предоставлено законом право издавать на основе Конституции РФ, учредительных актов субъектов РФ и законов юридические нормы. Под участниками, осуществляющими содействие в издании закона, целесообразно понимать всех тех, кто на основании закона, правового акта или договора обязан выполнить ту или иную обеспечительную правотворческую работу.

Таким образом, участники правотворческого процесса субъектов РФ характеризуются множеством своих понятий. Ведущее место среди них принадлежит понятию «участник правотворческого процесса субъектов РФ». Все иные понятия формулируются с учетом названного определения и раскрывает специфику правотворческого статуса отдельных видов этих участников.

Основной признак участника правотворческого процесса субъектов РФ выражается в его правотворческой правосубъектности. Эта правотворческая категория также как и правосубъектность вообще состоит из правоспособности, дееспособности и правового статуса (2, 373). Однако названные свойства наполняются особым правотворческим содержанием и потому целесообразно именовать их правотворческая правоспособность, правотворческая дееспособность и правотворческий статус.

Правотворческая правоспособность участника правотворческого процесса субъектов РФ - вид общей правоспособности. Последняя представляет собой, урегулированную законодательством и гарантированную государством возможность конкретного субъекта права вступать в правоотношения. Исходя из этого под правотворческой правоспособностью участников правотворческого процесса субъектов РФ будем понимать их возможность приобретать соответствующие правотворческие права и обязанности, а также совершать предусмотренные законом правотворческие действия и принимать правотворческие решения. Иными словами, правотворческая правоспособность служит условием возникновения реальных правотворческих отношений, предпосылкой приобретения участниками этих отношений конкретных правотворческих прав и обязанностей.

Реализация прав и обязанностей субъекта правотворческого отношения обеспечивается наступлением правотворческих юридических фактов, образующих сами правотворческие отношения. Кроме того, правотворческая правоспособность создает возможность применения к правотворческим лицам субъектов РФ, предусмотренных законом правотворческих санкций.

Правотворческие отношения возникают тогда, когда их участники имеют правотворческую правоспособность, т. е. обладают необходимым объемом прав и обязанностей, создающих основу для их вступления в эти отношения. Каждый участник правотворческих отношений, наделенный законом конкретными правотворческими правами и обязанностями, может рассматриваться в качестве субъекта права.

Специфика юридических норм, регулирующих правотворческие отношения участников правотворческого процесса субъектов РФ, накладывает свой отпечаток на содержание правотворческой правоспособности. Изменения законодательства о правотворческом процессе субъектов РФ также вносят коррективы в сущность этой правоспособности. Например, правотворческая правоспособность гражданина значительно отличается от правотворческой правоспособности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Вместе с тем, реализацию правотворческой правоспособности участников правотворческого процесса субъектов РФ невозможно представить без их волеизъявления. Проявленная воля того или иного участника по исполнению принадлежащих ему правотворческих прав и обязанностей способствует наполнению их правотворческой правосубъектности юридическим содержанием. Таким образом, правотворческая правоспособность - это потенциальная возможность участника правотворческого процесса субъектов РФ воспользоваться установленными для него правотворческими правами, а также исполнить обязанности, осуществить свою правотворческую компетенцию.

С практической точки зрения правоспособность субъекта правотворческого отношения создает лишь предпосылки для реализации его правотворческого статуса. Иначе говоря, правоспособность характеризует участника правотворческого процесса субъектов РФ как лицо, которое может воспользоваться при наличии соответствующих условий конкретными правотворческими правами, и на которое можно в действительности наложить обязанности (запреты, ограничения), а также привлечь к юридической ответственности.

Правотворческая дееспособность имеет «активное творческое» начало, позволяющее осуществлять нормативно-установленную правотворческую правоспособность участника правотворческого процесса субъектов РФ, т. е. использовать принадлежащие ему правотворческие права и выполнить его правотворческие обязанности, правотворческие полномочия подготавливать и принимать соответствующий закон.

Правотворческая дееспособность предполагает способность участника правотворческого процесса субъектов РФ осуществлять свои правотворческие действия на основе и в соответствии законом, совершать их своевременно и эффективно. Она состоит из таких элементов как способность участника правотворческого процесса субъекта РФ самостоятельно реализовывать принадлежащие ему правотворческие полномочия, осуществлять установленную законом правотворческую компетенцию, регулировать различные виды общественных отношений, облекать юридические нормы в соответствующие формы, определять круг лиц, на которые они распространяются и т. д.

У разных участников правотворческого процесса субъектов РФ правотворческая дееспособность возникает по-разному. Главным условием ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий участника. Законодательство закрепляет сам факт наличия и объем правотворческой дееспособности участников правотворческого процесса в зависимости от различных критериев. К ним относятся, например, сроки подготовки и издания нормативного правового акта, правовые акты и договоры, которые требуют от участника правотворческого процесса субъектов РФ совершить те или иные правотворческие действия, должностное полномочие (издать юридическую норму могут только уполномоченные законом участники - правотворческие лица субъектов РФ).

Правовой статус участников правотворческого процесса субъектов РФ. Для того чтобы дать научно-обоснованное понятие статуса участника правотворческого процесса субъектов РФ следует обратиться к исследованиям теории государства и права, раскрывающим понятие «правовой статус субъекта права». Среди множества его определений наиболее предпочтительным и научно обоснованным является, на наш взгляд, мнение тех ученых, которое понимают под этим статусом признанную Конституцией и законом совокупность неотчуждаемых прав и обязанностей человека, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, непосредственно закрепленных за тем или иным субъектом права (2, 374). Данное понятие является исходным для формулирования понятия правотворческого статуса участников правотворческого процесса субъектов РФ. Однако в этом понятии должна быть отражена и специфика этих участников, наличие у них особых правотворческих целей и задач, их множественность, разнообразие ролей и т. д.

Исходя из сказанного, под правовым статусом участника правотворческого процесса будем понимать установленную законом совокупность их правотворческих прав, правотворческих обязанностей, правотворческих полномочий и предметов ведения, реализация которых направлена на издание правового закона, а также полномочий, связанных с осуществлением нормоконтроля и привлечением правотворческих органов и должностных лиц к юридической ответственности.

Правовой статус участников правотворческого процесса субъектов РФ разнообразен и подразделяется также как и правовой статус вообще на различные виды. Исходя из того, кому он адресован, этот статус делится на общий статус и специальный статус.

Общий статус - это совокупность тех правотворческих полномочий, которые предоставлены законом каждому участнику правотворческого процесса субъектов РФ. Они содержатся в Конституции РФ, учредительных актах субъектов РФ, законах субъектов РФ о правотворчестве. Однако их количество невелико. К общим правам участников правотворческого процесса следует отнести их право на получение в установленном законом порядке информации и документов, необходимых им для выполнения стоящих перед ними задач.

Сегодня мы стоим на пороге нового общества - информационного [3, с.24]. В таком обществе одним из его направлений становится качественное и всестороннее обеспечение информацией всех тех, кто участвует в подготовке и издании закона. Однако получить на практике информацию необходимую для решения задач, стоящих перед участниками правотворческого процесса субъектов РФ непросто. Дело в том, что в нынешнем законодательстве крайне мало юридических норм, регулирующих те отношения, которые складываются между этими участниками и теми лицами, которые являются собственниками или владельцами информации. В целях преодоления этого законодательного пробела, на наш взгляд, необходимо выделить в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» [4] самостоятельный раздел «Информационное обеспечение субъектов правотворческого процесса» и решить в нем ключевые информационные вопросы, связанные с правовым регулированием.

К общим обязанностям участников правотворческого процесса субъектов РФ можно отнести:

- соблюдение Конституции РФ и законов;

- исполнение правовых актов, принятых правотворческими органами (должностными лицами), а также иными участниками, наделенными законом властными полномочиями в правотворческой сфере субъектов РФ (избирательные комиссии, органы, осуществляющие нормоконтроль, правотворческие органы (должностные лица), применяющие правотворческие санкции и т. д.);

- добросовестное исполнение правотворческих обязанностей.

Специальный статус - этот тот статус, который предоставлен законом отдельным видам, а также конкретным участникам правотворческого процесса субъектов РФ.

Правовой статус отдельных видов участников правотворческого процесса включает в себя те правотворческие полномочия, которые адресованы их определенной совокупности. Так, все правотворческие лица субъектов РФ наделены законом правом издавать юридические нормы. Лица, оказывающие воздействие в издании этих норм, обязаны оказывать это содействие (разрабатывать проекты законов, давать экспертные заключения и т.д.).

Наиболее проблемным статусом является статус правотворческих лиц субъектов РФ. Эти лица (народ субъекта РФ, его законодательные (представительные) органы и органы исполнительной государственной власти, органы местного самоуправления, администрации учреждений, организаций), как уже отмечалось, наделены законом правом издавать юридические нормы. В связи с этим возникает вопрос об объеме и содержании их правотворческого статуса. Освещение этого вопроса - одна из центральных задач теории государства и права, которая нуждается в самостоятельном научном исследовании. В этой связи затронем лишь некоторые проблемные аспекты правотворческого статуса правотворческих лиц субъектов РФ, непосредственно связанные с характеристикой их правотворческой подведомственности и их правотворческих полномочий.

Правотворческая подведомственность правотворческих лиц субъектов РФ - это исходный элемент их правового статуса, тот круг общественных отношений, которые в соответствии с Конституцией РФ и законом, регулируются субъектами РФ. Анализ законодательства о правотворческой подведомственности субъектов РФ позволил сделать следующие выводы:

- в действующем законодательстве она, как правило, обозначается двумя терминами: «предметы ведения» (этот термин используется, например, в ст. 72 Конституции РФ) и предмет правового регулирования (данное наименование применяется в законах субъектов РФ о правотворчестве);

- Конституция РФ подразделила эту подведомственность на находящуюся в совместном ведении РФ и ее субъектов РФ и правотворческую подведомственность субъектов РФ.

Предметы совместного ведения РФ и ее субъектов - это те общественные отношения, регулирование которых отнесено Конституцией РФ и законами к компетенции, как Федерации, так и ее субъектов. Круг этик общественных отношений в самом общем виде сформулирован и закреплен в ст. 72 Конституции РФ. Руководствуясь положениями этой статьи каждый субъект РФ вправе совместно с Федерацией регулировать весь спектр отношений, установленных в названной статьей Конституции РФ. К этим отношениям она относит, например, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также защиту прав национальных меньшинств. Эти отношения урегулированы законами субъектов РФ об их референдумах, избирательными кодексами и т. д. Вместе с тем, защита прав и свобод человека и гражданина, а также защита прав национальных меньшинств - это единственный вид отношений, который относится Конституцией РФ и законами к исключительным предметам ведения Федерации (ст. 2 и 69 Конституции РФ) и одновременно к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Здесь требуется вдумчивая и кропотливая работа, связанная с разграничением исключительных полномочий РФ и совместных полномочий Федерации и ее субъектов. Касаясь этого непростого вопроса, отметим, что при его решении не следует отождествлять регулирование прав и свобод человека и гражданина с их защитой. Регулирование прав и свобод человека и гражданина - это предмет исключительного ведения Федерации, а их защита обеспечивается и Федерацией и субъектами Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов последние издают не только законы, но и иные нормативные правовые акты. Все они издаются в соответствии с федеральным законодательством. Когда субъект РФ опережает федерального законодателя, издавая нормативный правовой акт первым, вопрос о соответствии его федеральному закону может встать после издания соответствующего федерального закона. Например, в субъектах РФ действуют свои законы о системе органов государственной власти. Вопросы ее построения регулируются субъектами РФ разнопланово и потому внесение изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [5] каждый раз порождает отдельные противоречия между ним и законами субъектов РФ, регулирующими организацию их власти. Однако их устранение не может осуществляться механически. Если правовое регулирование властеотношений осуществлено субъектом Федерации в соответствии с основами конституционного строя, возможно признание правоты этого, а не федерального правового регулирования.

Предметы ведения субъектов РФ. Это те отношения, круг которых определен статьей 73 Конституции РФ. Эта норма установила остаточный принцип определения предметов ведения субъектов РФ. В ней сказано: «Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой власти» [6]. Обладание субъектом Федерации такой властью означает его самостоятельность в правовом регулировании своих предметов ведения и правотворческих полномочий.

Правотворческая подведомственность субъектов РФ делится на общую (совместную) и индивидуальную (исключительную). Общая (совместная) правотворческая подведомственность - это те общественные отношения, которые регулируются различ-

ви

ными правотворческими лицами субъектов РФ. Подавляющее число отношений могут одновременно регулироваться законодательными (представительными) органами и органами исполнительной государственной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

На практике немало случаев, когда подзаконное регулирование опережает законодательное. В принципе такая ситуация не является противоправной. Вместе с тем при определении круга вопросов, по которым издаются и законы, и подзаконные акты, следует руководствоваться целым рядом требований, сформулированных и закрепленных в Конституции РФ и законах о правотворчестве субъектов РФ о приоритете закона. На практике это положение означает следующее - законом должны быть урегулированы основные вопросы. Если такой вопрос ранее был урегулирован подзаконным нормативам правовым актом государственного правления, то последний должен быть отменен либо приведен в соответствие с изданным законом.

Индивидуальная (исключительная) правотворческая подведомственность - это те общественные отношения, регулирование которых закон отнес к ведению определенного (конкретного) правотворческого лица. Так, Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнес к исключительному ведению законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, например, право принимать устав субъекта РФ и поправки к нему, утверждать бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении.

В заключение отметим, что необходимо продолжить работу по освещению правового статуса участников правотворческого процесса субъектов РФ, создать, в конечном счете, целостную научно-обоснованную концепцию этого статуса.

Список литературы

1. Каменская Е. В. Региональное правотворчество в Российской Федерации (вопросы теории): автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Е. В. Каменская. - Саратов, 2005. -21 с.

2. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2004. - С. 373.

3. Чубукова С. Г., Элькин В. Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): Учебное пособие / Под ред. М. М. Рассолова. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2004. - 252 с.

4. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 10 января 2003 г. №15-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 8. - Ст. 609; (2003. - № 2. - Ст. 167).

5. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 23. 12. 2004 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» : // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 42. -Ст. 5005.

6. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М.: ЦИК РФ, 2003. - С.1.

PARTICIPANTS OF REGIONAL LEGISLATIVE PROCEDURE V.N. Samsonov 1), E.V. Samsonova 2)

1} Belgorod State University, Pobedy st., 85, Belgorod, 308015, Russia;

2) Belgorod State University, Pobedy st., 85, Belgorod, 308015, Russia

Authors of the paper considerably enlarged theoretical knowledge in such fields of regional legislative procedure as its system, the concept and signs of its participants.

Key words: legislative procedure, participant of the legislative procedure, pass the law, promulgate the law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.