Давлатова Шоира Сафаровна,
аспирант Института философии, политологии и права Академии наук Республики Таджикистан
СУБЪЕКТЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ (СРАВНИТЕЛЬНОПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)
Для осуществления всякой инициативы необходим субъект её действия. Так как правотворческая инициатива представляет собой сложное правоотношение, чтобы понять его сущность, актуальным является вопрос о составе его участников, в связи с чем считаем необходимым раскрыть понятие субъекта права. Субъектами права могут выступить как государственные органы, должностные лица, так и граждане. Для субъекта права, или правосубъектности, характерны следующие два основных признака (1, 138).
Во-первых - это лицо, участник общественных отношений (индивид, организация), который по своим особенностям фактически может быть носителем субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого он должен обладать определенными качествами, которые связаны со свободой воли человека, коллектива людей и к числу которых относятся: а) внешняя обособленность; б) персонификация (выступление вовне в виде единого лица - персоны); в) способность вырабатывать, выражать и осуществлять персонифицированную волю.
Во-вторых - это лицо, которое реально способно участвовать в правоотношениях, приобрело свойства субъекта права в силу юридических норм. Так, по мнению Н.В. Витрука, если социальной предпосылкой правосубъектности служит свобода воли человека, то ее содержание, т.е. содержание особого свойства, сообщаемого юридическими нормами участникам общественных отношений, состоит в том, что лица обладают способностью быть носителями юридических прав и обязанностей. Эта способность (свойство) и называется правосубъектностью (4, 81).
Также хотелось бы отметить, что некоторые авторы вместо субъекта права правотворческой инициативы используют смежные термины, такие как «субъект законотворчества», «субъект правотворческого процесса», «правотворческая правоспособность» и т.п.
По нашему мнению, все же нам стоит придерживаться понятия и формулировки, приведенной в статье 58 Конституции Республики Таджикистан, согласно которому субъектами правотворческой инициативы могут быть субъекты, наделенные данным правом. Стоит отметить, что в Конституции Республики Таджикистан о субъектах права правотворчества или правотворческого права не говорится. Более того, в статье 58 Конституции сказано о праве законодательной инициативы и приведён перечень должностных лиц органов государства и иных лиц, наделенных этим
правом. В связи с этим считаем, что есть полное основание четко дифференцировать и в научном обороте использовать самостоятельное понятие «субъект права правотворческой инициативы», которая исходит от законодательной инициативы. То есть, согласно Конституции Республики Таджикистан, субъектами правотворчества и правотворческой инициативы в Республике Таджикистан (ст.58) являются государство в лице членов Маджлиси милли (Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан), депутаты Маджлиси намояндагон (Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан), Президент Республики Таджикистан, Правительство Республики Таджикистан, Маджлис народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области.
На наш взгляд отдаленность гражданина как субъекта права правотворческой инициативы, не может соответствовать нормам демократического государства. Однако есть и другое мнение относительно этого. М. Амиллер отмечает, что предоставление права законодательной инициативы народу следует «... из строгого толкования принципа народного суверенитета и имеет своей целью воспрепятствовать возможной тенденции со стороны членов парламента пренебрегать своими обязанностями, призывая их к изданию законов по определенным вопросам» (2, 242-243).
Очень интересен в этой связи опыт Швейцарии, где воля народа является окончательной и последнее слово остается за народом при инициировании законодательства (9, 170). Таким образом, в Швейцарии вносить предложение может каждый гражданин, причем предложить новый закон или предложить внесение изменения в действующий закон может даже один человек. Только в Конституцию предложение о внесении изменения должно исходить от нескольких людей. Не допускаются какие-либо поправки к закону: он должен быть принят либо отвергнут. На этих собраниях народ непосредственно принимает или отвергает предложенные ему законы (9,171).
Так, по мнению С.В. Бошно, требования к численности группы депутатов различны. В Эфиопии для внесения законопроекта необходимо предоставить подписи 10 депутатов, в Национальном Совете Австрии для этой цели необходимо 8 подписей, в Иране 15, в Испании - 50, в Японии-20 (3, 105).
Инициатива субъекта по конструированию законов Республики Таджикистан -это выражение субъектом формы законодательного предложения, равне форме готового проекта, она обязательно должна исходить от субъекта права правотворческой инициативы, в нашем случае от должностного лица государства, наделенного правом правотворческой инициативы, то есть субъектом правотворческой инициативы. Но стоит отметить, что законодательное предложение субъектами правотворческой инициативы не является завершающим звеном права субъекта правотворческой инициативы в Республике Таджикистан. При реализации права правотворческого органа необходимо быть очень внимательным к таким малозначительным на первый взгляд, но очень важным тонкостям. На первый взгляд, в Конституции Республики Таджикистан, к лицам наделенным правом субъекта прав правотворческой инициативы, больше нечего добавить, однако вопрос
о гарантированной реализации права правотворческой инициативы субъектами этого права нуждается в полной и детальной регламентации.
Как отмечалось выше, правом правотворческой инициативы в Республике Таджикистан обладают государственные должностные лица. Хотелось бы детально на них остановиться. Правотворчество в целом является прерогативой парламента государства. В условиях двухпалатного парламента оно приобретает особую актуальность, так как Конституция Республики Таджикистан характеризует Маджлиси Оли Республики Таджикистан как законодательный орган, в соответствии с чем законотворчество является основной функцией парламента Республики Таджикистан. Законотворческая деятельность парламента осуществляется через его правотворческую инициативу.
Маджлиси Оли - парламент Республики Таджикистан как субъект правотворческой инициативы является высшим представительным и законодательным органом государственной власти Республики Таджикистан, который является единым законодательным органом, осуществляет свою деятельность от имени народа в формах и пределах, определенных Конституцией, конституционными законами и другими законами Республики Таджикистан (6) и является двухпалатным парламентом, который состоит из Маджлиси Милли (верхняя палата) и Маджлиси намояндагон (нижняя палата).
Маджлиси милли Республики Таджикистан. Функционирование Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан основывается на обеспечении взаимного сотрудничества между маджлисами парламента по принципу взаимного сдерживания и противовеса. Маджлиси милли, как составная часть Маджлиси Оли Республики Таджикистан, самостоятельно участвуя в законодательном процессе, ответственен за принятие совершенных законов и обеспечение верховенства закона (13).
Маджлиси намояндагон, реализуя законодательную власть, принимает следующие законодательные акты: конституционные законы РТ, законы РТ, постановления (14). Данные субъекты правотворческой инициативы при осуществлении своих полномочий в процессе осуществления правотворческой инициативы взаимодействуют между собой.
Взаимодействие органов государственной власти, в частности для реализации субъективного права правотворческой инициативы в процессе законотворческой деятельности, является главным условием её эффективного осуществления.
Маджлис народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области. Согласно статье 4 конституционного закона Республики Таджикистан (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан за 2007 год, №7, ст. 653) «О Горно -Бадахшанской автономной области» и Конституции Республики Таджикистан обладает правом правотворческой инициативы.
Участие Президента Республики Таджикистан в правотворческом процессе осуществляется в разнообразной форме. Исходя из его статуса главы государства как гаранта Конституции Республики Таджикистан, это дает ему возможность участия во всех стадиях законодательной деятельности. Помимо этого, Президент Республики Таджикистан, в рамках своих правомочий выступая субъектом
правотворческой инициативы, наравне с другими субъектами правотворческой деятельности активно осуществляет свое право инициирования. По нашему мнению, у главы государства особая роль в законотворческом процессе. Следует отметить, что цель данной статьи требует анализа не всех форм участия Президента в правотворческой деятельности, а только тех, которые играют важную роль в системе правотворческой инициативы. Так, имеется несколько моделей участия Президента в правотворческом процессе. Однако данное права дано не всем главам государств, наличие данного права у Президента связано с формой правления государства (11,109).
Но, например, в США Президент не обладает правом правотворческой инициативы, однако его роль в правотворческом процессе велика. Можно подытожить, что участие Президента как главы государства в первой стадии правотворческого процесса не сводится исключительно к праву правотворческой инициативы. Редко бывают случаи, когда в президентских республиках Президент не имеет права правотворческой инициативы. Так, в Польской Республике, Президент не вошел в перечень субъектов права правотворческой инициативы (10).
В Республике Таджикистан Президент наделен правом правотворческой инициативы и широко им пользуется. Особую роль в регулировании правотворческой инициативы ежегодно играет Послание Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан.
Так, Президент является необходимым участником законодательного процесса, он обладает правом правотворческой инициативы по всем вопросам, тогда как другие участники не могут внести изменения и дополнения в Конституцию (12). Например, законопроект об амнистии вносится в Маджлиси намояндагон только Президентом Республики Таджикистан, что является его специфическим правом.
Следует отметить, что Президент обладает правом правотворческой инициативы преимущественно перед другими субъектами правотворческой инициативы исходя из того, что его законодательные предложения могут рассматриваться вне очереди, хотя об этом в законодательстве не содержится какая-либо норма. В отличие от других субъектов права правотворческой инициативы, Президент Республики Таджикистан лично принимает решение о реализации права правотворческой инициативы. Остальные же субъекты правотворческой инициативы такое решение принимают коллегиально.
В сфере взаимодействий с парламентом Президенту Республики Таджикистан принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в Маджлиси намояндагон и назначает одну четвертую часть Маджлиси Милли, пользуется правом правотворческой инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения, подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не вправе подменять собой парламент. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и законам (5).
При непосредственной правотворческой инициативе Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона было принято очень много законов. Так, по
правотворческой инициативе Президента Республики Таджикистан был принят ряд кодексов: Уголовный кодекс Республики Таджикистан, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Таджикистан, Гражданско-процессуальные кодекс Республики Таджикистан, Экономический процессуальный кодекс Республики Таджикистан, Кодекс Республики Таджикистан об административных правонарушениях, закон Республики Таджикистан «Об упорядочении традиции, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан», закон Республики Таджикистан «О государственном языке Республики Таджикистан», закон Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей», закон Республики Таджикистан «О приостановлении применения смертной казни», закон Республики Таджикистан «Об амнистии граждан и юридических лиц Республики Таджикистан в связи с легализацией имущества», закон Республики Таджикистан «О борьбе с терроризмом», закон РТ «Об оперативно-розыскных мероприятиях», закон Республики Таджикистан «О государственной службе», закон Республики
Таджикистан «О защите прав потребителей» и ряд других законов (8, 20).
Содержание института правотворческой инициативы принцип разделение властей определило и роль Правительства. Право правотворческой инициативы Правительство Республики Таджикистан осуществляет в форме внесения проектов новых законов Республики Таджикистан, проектов законов об изменениях или отмене действующих законов Республики Таджикистан, а также в форме письменных предложений о принятии новых законов Республики Таджикистан или внесении изменений в действующие законы Республики Таджикистан
(законодательные предложения). Согласно Конституции Республики Таджикистан (73 статья), Правительство обеспечивает исполнение законов, совместных постановлений Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон, постановлений
Маджлиси милли, постановлений Маджлиси намояндагон, указов и распоряжений Президента Таджикистана. Также Правительство в соответствии со статьей 74 Конституции и законами республики издает постановления и распоряжения, исполнение которых на территории Таджикистана обязательно. Предоставление права правотворческой инициативы является традиционным для большинства зарубежных стран. Так, например, в Италии, согласно статье 71 Конституции Итальянской Республики, Правительство наделено правом правотворческой
инициативы (7, 257).
Только путем общения можно выделить практику внесения законопроектов и определить, по каким конкретным вопросам осуществляется правотворческая инициатива субъектами правотворческой инициативы. По нашему мнению, эффективно было бы разработку и внесение законопроекта осуществлять по очереди и по определенным вопросам каждой из сторон субъекта права правотворческой инициативы. Не стоит забывать, что всё-таки есть исключение в том, что, согласно статье 59 Конституции Республики Таджикистан, проекты законов о бюджете, об установлении и отмене налогов вносятся в Маджлиси намояндагон Правительством Республики Таджикистан. Несмотря на это, необходимо подчеркнуть, что субъектам права правотворческой инициативы дано право совместной правотворческой инициативы. К сожалению, несмотря на это, субъекты правотворческой инициативы
не всегда пользуются этим правом, в результате чего возникает альтернативный проект закона об одном и том же предмете, но с разным содержанием.
Данный метод исследования права правотворческой инициативы не исчерпывает всех особенностей реализации права правотворческой инициативы различными его субъектами. Подытоживая, следует отметить, что круг субъектов права правотворческой инициативы в Республике Таджикистан содействует демократизации правотворческого процесса.
Исследование состава субъекта права правотворческой инициативы в Республике Таджикистан позволяет нам, обобщая, сделать следующие выводы:
Нет единого подхода к определению понятия «субъект правотворческой инициативы» и в юридической литературе, ни в научных работах ученых, исследовавших данный вопрос. В целях устранения имеющегося многообразия и унификации понятия «субъект права правотворческой инициативы» следует придерживаться правили формулировки, закрепленных в Конституции Республики Таджикистан (статья 58), о лицах которым принадлежит право правотворческой инициативы. Право правотворческой инициативы следует различать по существу принимаемых ими во внимание вопросов и разделить по тематике и отраслям. Для этого, например, субъекту права правотворческой инициативы необходимо дать права и полномочия внесения законопроектов по определенному кругу вопросов.
Исходя из этого, право правотворческой инициативы должно постоянно совершенствоваться не только на основании собственного опыта, но и должно развиваться на основании опыта других стран, где широкое распространение получили такие явления, как правотворческая инициатива общественных организаций и судов. Так, представляется целесообразным в недалеком будущем наделение правом правотворческой инициативы общественных объединений, в том числе общественных организаций. К примеру, на территории Республики Таджикистан действуют общественные организации, число членов которых превышает 3-5 человек. Реализации ими права правотворческой инициативы может положительно повлиять на качество принимаемых законов. Так, они бы могли вполне успешно разрабатывать и вносить свои предложения в законодательный орган.
Список использованной литературы:
1. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. 2. — М.: Юридическая литература, 1981. -С.138
2. Амиллер М. Парламенты. Сравнительное исследование структуры и деятельности представительных учреждений 55 стран мира.-М., 1967.-С.242-243.
3. Бошно С.В. Законодательная инициатива в Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации: Дис...канд.юр.наук. -М.,1997. -С.105
4. Витрук Н.В. отмечает, что относительно свободная воля в области права "выступает не сама по себе, так сказать, в "чистом виде ", а через соответствующий эквивалент в праве, как необходимое правовое свойство (качество) личности" (Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе, С. 81).
5. Диноршоев А. Конституция и права человека /Сборник материалов Курсов по правам человека)//Бюро по правам человека и соблюдению законности. Взаимосвязь разделения властей и прав человека. Второе издание. -Душанбе, 2010.
6. Конституционный закон Республики Таджикистан «О Маджлиси Оли Республики Таджикистан» (В редакции закона РТ от 17.05.2004, N40)
7. Конституция Итальянской Республики,ст. 71. В кн. «Конституции зарубежных стран»: Учебное пособие . -М.: Из-во БЕК.
8. Махмудов М., Сотиволдиев Р. /Ташаббуси конунгузории Президенти Чумхурии Точикистон ва ахмияти он дар рушди давлати сохибистиклол. /Законодательная инициатива Президента Республики Таджикистан и ее значение в развивающемся независимом государстве. -Душанбе, Эр-граф, 2011
9. Магазинер Я.М. Лекции по государственному праву (Общее государственное право)-Петроград, 18 государств, Типография, 1919.
10. Малая Конституция Польской Республики, 1992.
11. Сахаров Н.А. Институт Президента в современном мире. - М., 1994
12. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. Учебник. 4-е издание. -М.: Норма, 2009.
13. URL:http://www.majlisimilli.tj/ru/index/index/pageId/191/ (23.03.2013.)
14. URL: http://parlament.tj/ru/(23.04.2013.)
Ш.С. Давлатова
Субъекты правотворческой инициативы в Республике Таджикистан и в зарубежных странах (сравнительно-правовой анализ)
Ключевые слова: субъект, закон, инициатива, правотворчество, законотворчество, правотворческая инициатива
В работе рассматриваются вопрос о субъектах правотворческой инициативы в Республике Таджикистан, их роль и место в правотворческом процессе, а также опыт субъектов правотворческой инициативы зарубежных стран. Исследуется проблема инициативы законодателя как волевого поступка субъекта правотворчества. Также рассматривается вопрос о взаимосвязи субъектов путем регулирования отношений, возникающих между ними при осуществлении правотворческой инициативы и высшим представительным органом государственной власти по принятию к рассмотрению законодательного предложения вместе с механизмом его осуществления.
Sh. S. Davlatova
Subjects of Law Creativity Initiative in Tajikistan Republic and Foreign Countries
(comparative-legal analysis)
Key words: subject, law, initiative, law creativity, creativity aimed at legal provisions, law creativity initiative
The article dwells on the issues related to the creativity aimed at legal provisions in Tajikistan, their role and place in law creation process in comparison with the experience of foreign countries. The author explores the problem of legislator's initiative as an action of voluntary will on the part of a subject. She also deals with the question of mutual connection of subjects by a regulation of relations arising under effectuation of law creativity initiative between them and the supreme body of state power when the former canvasses and adopts a legislative suggestion with a subsequent elaboration of a mechanism of its implementation.