УДК 342.951
Евсикова Елена Витальевна
кандидат юридических наук.
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России [email protected]
Субъекты налоговых
ПРАВООТНОШЕНИЙ:
ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ
Elena V. Evsikova
candidate of Law,
Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Interior of Russia [email protected]
Subjects of tax legal
RELATIONS: CONCEPT AND CLASSIFICATION
Аннотация. В статье исследуются понятие и классификация субъектов налоговых правоотношений. На основе проведенного анализа действующего налогового законодательства Российской Федерации автором приводится собственная классификация субъектов налоговых правоотношений: 1) государство; 2) субъекты Федерации; 3) плательщики налогов и сборов физические лица (резиденты и нерезиденты); 4) плательщики налогов и сборов юридические лица (резиденты и нерезиденты) и их обособленные подразделения; 5) контролирующие органы; 6) иные государственные органы со специальными полномочиями в налоговой сфере; 7) органы местного самоуправления муниципальных образований; 8) субъекты, способствующие надлежащему исполнению налоговых обязанностей налогоплательщиков и реализации налоговых полномочий контролирующих органов в налоговых правоотношениях.
Ключевые слова: налоговые правоотношения, субъекты налоговых правоотношений, контролирующие органы, «иные органы государственной власти со специальными полномочиями в налоговой сфере», «субъекты, способствующие надлежащему исполнению налоговых обязанностей налогоплательщиков и реализации налоговых полномочий контролирующих органов в налоговых правоотношениях».
Annotation. The article describes the concept and classification of subjects of tax legal relations. On the basis of the analysis of the current tax legislation of the Russian Federation the author provides his own classification of subjects of tax legal relations: l)the state; 2) the subjects of the Russian Federation; 3) the payers of taxes and levies of physical persons (residents and non-residents); 4) the payers of taxes and fees of a legal entity (residents and non-residents) and their subdivisions; 5) regulatory bodies; 6) other public authorities with special powers in the tax area; 7) bodies of local self-government of municipalities; 8) subjects, contributing to the proper performance of tax obligations of taxpayers and the implementation of the tax powers of Supervisory authorities in the tax legal relations.
Keywords: tax legal relationship, subjects of tax legal relationship, supervisory authorities, «other public authorities with special powers in the tax sphere», «the subjects promoting appropriate execution of tax duties of taxpayers and realization of tax powers of supervisory authorities in tax legal relationship».
Налоговое право регулирует очень важные для государства отношения - отношения в сфере уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), которые возникают только у определенного круга субъектов.
Исходя из того, что налоговые правоотношения -это гарантированные силой государственного принуждения общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в соответствии с нормами налогового законодательства и юридическими фактами между плательщиками налогов и сборов, контролирующими органами и иными субъектами этих отношений по поводу установления, введения, изменения, приостановления, администрирования, отмены налогов и сборов, их уплаты плательщиками налогов и сборов в доходную часть федерального, региональных и
местных бюджетов, то есть исполнение налоговой обязанности плательщиков налогов и сборов по налоговой регистрации, ведению налогового учета, подаче налоговой отчетности, погашению налогового обязательства, и реализации полномочий контролирующих органов по исчислению, контролю и обеспечению внесения соответствующих сумм налогов и сборов, привлечению к ответственности за налоговые правонарушения, а также отношения по обжалованию уведомлений, требований, решений, действий или бездействия контролирующих органов и их должностных лиц [1, с. 152], можно утверждать, что в налоговые правоотношения вступает достаточно широкий спектр субъектов правоотношений.
Следует отметить, что ряд авторов относит вышеуказанных субъектов к субъектам налогового
178
права, а ряд - к субъектам налоговых правоотношений. В то же время, еще раз напомним существующее в науке административного и финансового права мнение о том, что субъект налогового права и субъект налоговых правоотношений - это не тождественные понятия, поскольку субъект налогового права - это носитель субъективных налоговых прав и обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, (потенциальный участник налоговых правоотношений), а субъект налоговых правоотношений - это реальный участник налоговых правоотношений, т.е. субъект налогового права, который реализует имеющиеся у него субъективные права и исполняет возложенные на него юридические обязанности в сфере налоговых правоотношений.
Как правило, большинство авторов осуществляет классификацию субъектов налоговых правоотношений исходя из положений ст. 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) [3], а именно: 1) организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы; 2) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами; 3) Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения (налоговые органы);
4) Федеральная таможенная служба и ее подразделения; 5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке, помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов); 6) Министерство Финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов, городов (финансовые органы), иные уполномоченные органы; 7) органы государственных внебюджетных фондов; 8) органы внутренних дел [2, с. 31-32].
В целом, разделяя указанный подход, и опираясь на мощный массив налогового законодательства Российской Федерации, можно предложить следующую классификацию субъектов налоговых правоотношений: 1) государство; 2) субъекты Федерации; 3) плательщики налогов и сборов физические лица (резиденты и нерезиденты); 4) плательщики налогов и сборов юридические лица (резиденты и нерезиденты) и их обособленные подразделения;
5) контролирующие органы; 6) иные государственные органы со специальными полномочиями в налоговой сфере; 7) органы местного самоуправления муниципальных образований; 8) субъекты, способствующие надлежащему исполнению налоговых обязанностей налогоплательщиков и реализации налоговых полномочий контролирующих органов в налоговых правоотношениях.
Отметим, что, анализируя налоговое законодательство Российской Федерации, к «контроли-
рующим органам» в сфере уплаты налогов и сборов можно отнести: налоговые органы и таможенные органы, поскольку иные государственные органы не имеют права осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возлагается на контролирующие органы (например, валютного), и проводить проверки на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
Налоговые органы являются контролирующими органами относительно всех видов налогов и сборов, установленных законодательством (федеральных, региональных, местных), за исключением тех, контроль за соблюдением и уплатой которых возложен на таможенные органы, а также налоговые органы являются контролирующими органами в сфере соблюдения законодательства, контроль за соблюдением которого возлагается на налоговые органы.
В соответствии со ст. 34 НК РФ, таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами. Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные для должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле [3, п. 1 ст. 34].
Именно поэтому для обозначения указанных выше органов мы предлагаем использовать и закрепить законодательно термин «контролирующие органы». Таким образом, предлагаем внести соответствующие изменения в главу 5 НК РФ, закрепив понятие «контролирующие органы».
Кроме того, субъектами налоговых правоотношений являются «иные органы государственной власти со специальными полномочиями в налоговой сфере», к которым относятся: Федеральное Собрание Российской Федерации; Президент Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти (Федеральное казначейство и т.д.); иные государственные органы и их территориальные подразделения; законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые имеют определенные полномочия в налоговой сфере.
179
Так, в соответствии со ст. 34.2 НК РФ, Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах [3, ст. 34.2].
Особенностью указанных органов является то, что они выполняют определенные законодательством функции в налоговой сфере наряду со своей основной деятельностью. Функции указанных органов не являются функциями по контролю за своевременностью, достоверностью, полнотой начисления и уплаты налогов и сборов, но они также принимают важное участие в налоговых правоотношениях. Таким образом, предлагаем законодательно закрепить понятие «иные органы государственной власти со специальными полномочиями в налоговой сфере».
Следует отметить, что анализ действующего законодательства показал, что необходимо выделить в отдельную, но не менее значительную, категорию субъектов налоговых правоотношений «субъектов, способствующих надлежащему исполнению налоговых обязанностей налогопла-
Литература:
1. Евсикова Е.В. Систематизация основных подходов к определению понятия «налоговые правоотношения». // Евразийский юридический журнал. № 4 (83) 2015. С. 149-152.
2. Эриашвили HJJ. Налоговое право : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н.Д. Эриашвили и др.; под ред. И.Ш. Килясханова, А.Д.Селюкова, Т.Н. Окановой. 4-е изд., перераб. И доп. М. : ЮНИТИ-ДОНА: Закон и право, 2014. 279 с. (Серия «Dura lex, sed lex»).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117^3 (с изменениями и дополнениями от 8 июня 2015 г.). URL: http://base.garant. ru/10900200/1/#block_11111.
тельщиков и реализации налоговых полномочий контролирующих органов в налоговых правоотношениях».
По нашему мнению, к «субъектам, способствующим надлежащему исполнению налоговых обязанностей налогоплательщиков и реализации налоговых полномочий контролирующих органов в налоговых правоотношениях» относятся государственные органы и лица, которые могут владеть необходимой для налогового органа информацией о плательщиках налогов и сборов, а также от действий которых зависит надлежащее исполнение обязанностей плательщиков налогов и сборов по ведению налогового учета, подаче налоговой отчетности, уплате налогов и сборов.
К этой категории субъектов налоговых правоотношений относятся: 1) банки и иные финансовокредитные учреждения; 2) налоговые агенты; 3) представители плательщика налогов и сборов; 4) ученые, специалисты, эксперты, которые привлекаются контролирующими органами для выполнения отдельных работ и участия в изучении отдельных вопросов, в том числе, на договорной основе; 5) органы принудительного исполнения и судебные приставы-исполнители;
6) Федеральная служба безопасности Российской Федерации; 7) органы внутренних дел, следственные органы и др.
Таким образом, необходимо закрепить в НК РФ предложенную классификацию субъектов налоговых правоотношений, исходя из которой можно определить их правовой статус в данных правоотношениях и, прежде всего, их права и обязанности.
Literature:
1. Evsikova E. V. Systematization of the basic approaches to the definition of the concept «Tax legal relations» // Eurasian legal journal. № 4 (83) 2015. P. 149-152.
2. Eriashvili N.D. Tax law: textbook for students of institutions of higher institutions, specialty «Jurisprudence» / N.D. Eriashvili of and other; ed. by I.Sh. Kilyaskhanov, A.D. Seliukov, T.N. Okanova. 4th ed., rev. and add. M. : UNITI-DANA: Zakon I pravo, 2014. 279 p. (Series: «Dura lex, sed lex»).
3. Tax Code of the Russian Federation, part 1 from July, 31 1998 № 146-FZ and part 2 from August, 5 2000 № 117-ФЗ (with changes and additions from June, 8 2015). uRl: http:// base. garant.ru/ 1090 0200/1/#block 11111.
180