Научная статья на тему 'Проблемные вопросы, связанные с работой налоговых органов Российской Федерации'

Проблемные вопросы, связанные с работой налоговых органов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1373
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ / НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / СУБЪЕКТЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА / TAX AUTHORITIES / FINANCIAL AUTHORITIES / TAX LEGAL RELATIONS / SUBJECTS OF TAX LAW / TAX LEGISLATION / PROBLEMS / LEGAL STATUS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Селютина О. Г., Амелина А. Н.

Роблематика эффективной работы налоговых органов в Российской Федерации в настоящее время встает как никогда остро. Это обусловливается рядом факторов, влияющих на их нормальное функционирование. Налоговые органы Российской Федерации составляют целостную единую систему, состоящую из многочисленных финансовых органов, нижестоящие из которых подчиняются вышестоящим. Для нормальной работы всей этой системы необходимо добросовестное выполнение своих обязанностей всеми субъектами налоговых правоотношений: как самими органами, так и налогоплательщиками. В осуществлении ими своих обязанностей и возникают основные проблемы: так, например, налогоплательщики зачастую пытаются уклониться от уплаты налогов, налоговые органы же превышают вверенные им полномочия, превращаясь в фискальные. Эти и другие нарушения негативно влияют на работу налоговой системы, разрушая установленные отношения и порождая все новые и новые проблемы в регулировании уплаты налогов. В условиях современной экономической нестабильности на государство ложится обязанность как можно быстрее стабилизировать обстановку в отношениях между субъектами налоговых правоотношений с целью недопущения последующей деградации этих отношений. К счастью, со стороны государства уже ведется активная работа в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM CALVES, RELATED TO THE WORK OF TAX AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The problem of the effective work of the tax authorities in the Russian Federation is now more acute than ever. This is due to a number of factors affecting their normal functioning, both external and internal. The tax authorities of the Russian Federation constitute an integral unified system consisting of numerous financial bodies, the subordinate of which are subordinate to the superior. For the normal operation of this entire system, it is necessary to fulfill one’s duties in good faith by all subjects of tax legal relations: both by the authorities themselves and by taxpayers. In the exercise of their duties and the main problems arise: for example, taxpayers often try to evade paying taxes, while the tax authorities exceed the powers entrusted to them, turning into fiscal ones. These and other violations have a negative impact on the work of the tax system, destroying the established relations and causing more and more new problems in the regulation of tax payment. In the conditions of modern economic instability, the state is obliged to stabilize the situation in relations between the subjects of tax legal relations as quickly as possible in order to prevent the subsequent degradation of these relations. Fortunately, the state is already actively working in this direction.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы, связанные с работой налоговых органов Российской Федерации»

актуальные проблемы частного права. экологическое право

2019' 2

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАБОТОЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

PROBLEM CALVES, RELATED TO THE WORK OF TAX AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

УДК 347.73

О.Г. СЕЛЮТИНА,

кандидат экономических наук (Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Россия, Орёл) [email protected]

OLGA G. SELYUTINA,

Сandidate of Economic Sciences (Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Orel, Russia)

А.Н. АМЕЛИНА

(Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Россия, Орёл) [email protected]

ANASTASIA N. AMELINA

(Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Orel, Russia)

Аннотация: проблематика эффективной работы налоговых органов в Российской Федерации в настоящее время встает как никогда остро. Это обусловливается рядом факторов, влияющих на их нормальное функционирование.

Налоговые органы Российской Федерации составляют целостную единую систему, состоящую из многочисленных финансовых органов, нижестоящие из которых подчиняются вышестоящим. Для нормальной работы всей этой системы необходимо добросовестное выполнение своих обязанностей всеми субъектами налоговых правоотношений: как самими органами, так и налогоплательщиками.

В осуществлении ими своих обязанностей и возникают основные проблемы: так, например, налогоплательщики зачастую пытаются уклониться от уплаты налогов, налоговые органы же превышают вверенные им полномочия, превращаясь в фискальные. Эти и другие нарушения негативно влияют на работу налоговой системы, разрушая установленные отношения и порождая все новые и новые проблемы в регулировании уплаты налогов.

В условиях современной экономической нестабильности на государство ложится обязанность как можно быстрее стабилизировать обстановку в отношениях между субъектами налоговых правоотношений с целью недопущения последующей деградации этих отношений. К счастью, со стороны государства уже ведется активная работа в данном направлении.

Ключевые слова: налоговые органы, финансовые органы, налоговые правоотношения, субъекты налогового права.

Для цитирования: Селютина О.Г., Амелина А.Н. Проблемные вопросы, связанные с работой налоговых органов Российской Федерации // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2019. № 2. С. 15-18.

Abstract: the problem of the effective work of the tax authorities in the Russian Federation is now more acute than ever. This is due to a number of factors affecting their normal functioning, both external and internal.

The tax authorities of the Russian Federation constitute an integral unified system consisting of numerous financial bodies, the subordinate of which are subordinate to the superior. For the normal operation of this entire system, it is necessary to fulfill one's duties in good faith by all subjects of tax legal relations: both by the authorities themselves and by taxpayers.

In the exercise of their duties and the main problems arise: for example, taxpayers often try to evade paying taxes, while the tax authorities exceed the powers entrusted to them, turning into fiscal ones. These and other violations have a negative impact on the work of the tax system, destroying the established relations and causing more and more new problems in the regulation of tax payment.

In the conditions of modern economic instability, the state is obliged to stabilize the situation in relations

частного права. экологическое право

between the subjects of tax legal relations as quickly as possible in order to prevent the subsequent degradation of these relations. Fortunately, the state is already actively working in this direction.

Keywords: tax authorities, financial authorities, tax legal relations, subjects of tax law, tax legislation, problems, legal status.

For citation: Selyutina O.G., Amelina A.N. Problem calves, related to the work of tax authorities of the Russian Federation // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2019. № 2. P. 15-18.

Обеспечение правопорядка в сфере налоговых правоотношений является одной из первостепенных задач исполнительной власти и Российской Федерации в целом. Данные правоотношения формируются на основании норм Налогового кодекса Российской Федерации и возникают непосредственно между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Налоговые органы Российской Федерации, как утверждает Ю.А. Крохина, представляют собой органы, контролирующие выполнение законодательства о налогах и сборах, валютного законодательства, осуществляемого в пределах компетенции соответствующих органов, и недопущение нарушения всех законов из данной правовой сферы. Так, они следят за своевременностью внесения в бюджет суммы, соответствующей установленной норме, не упуская из внимания правильность исчисления этих самых налогов1.

В Российской Федерации существует постоянно развивающаяся система налоговых органов, которая является единой для всего государства. В ее состав входят исполнительный орган Российской Федерации, а именно Федеральная налоговая служба Российской Федерации, а также его многочисленные территориальные органы, эффективное функционирование которых положительно сказывается на работе всей финансовой системы.

В налоговых правоотношениях так же, как и во всех правовых отношениях, присутствуют свои конкретные участники. Они выполняют различные функции, отвечая в том числе и за предоставление рассрочки и отсрочки налоговых платежей. Приведем развернутый перечень финансовых органов, входящих в одноименную систему, а именно: Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы [1, с. 80].

Финансовая система Российской Федерации устанавливает определенные задачи и функции для всех составляющих ее органов, которые выполняются в соответствии с нормами права. На-

1 Крохина Ю.А. Налоговое право России: учебник / отв. ред. Ю.А. Крохина. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Норма, 2008. С. 255.

пример, Министерство финансов как главенствующий орган в данной системе толкует вопросы о применении законодательства в сфере налогов и сборов и следит за исполнением обязанностей нижестоящими органами и за порядком выполнения установленных правовых норм.

Из данных норм вытекают закрепленные в законодательстве права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, а таковыми являются налогоплательщики и финансовые органы. Субъектами налогового права Российской Федерации именуются индивидуумы и коллективные образования, способные участвовать в налоговых отношениях и выступающие как носители налоговых прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления, международными правовыми актами [2, с. 57]. Так как понятие субъектов налоговых правоотношений не закреплено законодательно, трактовать его можно различными способами.

Как установлено в ст. 9 Налогового кодекса Российской Федерации2, участниками данных отношений являются физические лица, различные организации, таможенные органы и непосредственно налоговые органы, которые всегда обладают определенными правами и обязанностями независимо от того, в каких налоговых правоотношениях они участвуют. Признание субъектом данных отношений происходит посредством принятия соответствующего нормативного акта.

Налоговая правосубъектность, как и правосубъектность любой другой отрасли права, не является бессодержательной. Нетрудно понять, что содержанием данной сферы отношений также будут являться права и обязанности их участников. Можно приводить много примеров формулировок термина налоговой правосубъектности, но мы остановимся на определении, данном Е.Ю. Грачевой. Так, она считает, что данный термин можно трактовать как установленную нормами налогового права способность субъекта иметь и активно пользоваться предоставленными ему имущественными и организационными правами (установление, введение налогов) и вы-

2 Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

актуальные проблемы

2019' 2

частного права. экологическое право

полнять тождественные юридические обязанности (уплата налогов и сборов)3. По мнению авторов, данный правовой статус распространяется не только на налоговые правоотношения, но и на те, что неразрывно сопутствуют им.

Будет целесообразно отметить существенные признаки и особенности именно вышеназванной правоспособности, так как налоговые отношения сами по себе являются достаточно своеобразными.

Такое довольно часто встречающееся понятие в научной литературе, как специальная правоспособность, подразумевает под собой узкую, неполную возможность субъекта осуществлять свои права и выполнять обязанности, что объясняется конкретным перечнем разрешенной деятельности в конкретно очерченной правовой отрасли.

Еще одно понятие, которое можно встретить в научной литературе по данной проблематике так же часто, можно определить как специальная правосубъектность. Чтобы понять, что оно означает, необходимо проанализировать мнения различных авторов-правоведов по поводу того, кто ею может обладать. Так, С.С. Алексеев утверждает, что такой правосубъектностью могут обладать два абсолютно различных по своей правовой природе образования: органы государственного управления и различные организации, а иными словами, все юридические лица4. А.И. Денисов частично поддерживает вышеобозначенную точку зрения, утверждая, что данным видом правосубъектности могут обладать все государственные субъекты, закрепленные в Конституции [3, с. 8]. На основе синтеза общих признаков представленных утверждений можно вывести такое определение специальной правосубъектности - способность субъекта в какой-либо конкретной отрасли права быть участником только одних строго определенных и установленных нормативными актами правоотношений.

Интересным фактом становится то, что такую правосубъектность авторы правовой литерату-

3 Грачева Е.Ю., Болтинова О.В. Налоговое право: учебник. - Москва: Проспект, 2012. С. 245.

4 Алексеев С.С. Общая теория государства и права: учебник. - Москва, 2002. С. 144.

ры часто делят на частную и публичную. Необходимо рассмотреть их более подробно.

Из определения Ю.А. Тихомирова можно понять, что частной правосубъектностью обладают все «подчиненные» участники, не обладающие властными полномочиями по отношению друг к другу, то есть те, которые выполняют обязанность по уплате налогов. К ним относятся как физические, так и юридические лица (налогоплательщики)5.

Со стороны участников, обладающих публичной правосубъектностью, напротив, выступают те субъекты, которые уполномочены в сборе налогов соответствующими законами.

Несмотря на разветвленную систему налоговых органов, в данной сфере правоотношений существуют некоторые проблемы, которые в первую очередь вызваны нечеткой регламентацией налоговых процедур.

Государству необходимо принять неотложные меры для предотвращения деградации налоговой системы, на которую оказывает пагубное влияние ряд факторов. Одним из них является перевоплощение контрольных функций в фискальные, которыми обладают налоговые органы. Существует еще ряд проблем, связанных с действием налоговых органов, и только вмешательство государства в данную сферу поможет стабилизировать ее и повысить рост ее эффективной деятельности.

На наш взгляд, в первую очередь необходимо упростить систему уплаты налогов с целью уменьшения случаев уклонения от данной обязанности. Еще одной неотложной мерой является необходимость пресечения расширения контролирующими органами своих полномочий в рамках проводимых ими проверок, так как зачастую такое расширение является необоснованным и ничем официально не подкрепленным. Напротив, повысить эффективность данных органов, не прибегая к необоснованному расширению их полномочий, можно за счет установления ответственности нижестоящих органов, которая будет выражаться в возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями контролирующих органов, этими самыми органами.

5 Тихомиров Ю.А. Публичное право: учебник. - Москва: БЕК, 1995. С. 55.

литература

1. Селютина О.Г. Проблемные аспекты деятельности государственных органов в сфере налоговых правоотношений // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2016. №. 4. С. 79-82.

2. Селютина О.Г. Элементы и содержание налоговой правосубъектности физического лица / Информационные технологии в деятельности правоохранительных органов: проблемы использования и пути повышения эффективности: сборник научных статей. - Орёл, 2017. С. 57-61.

3. Денисов А.И., Кириченко М.Г. Советское государственное право. - Москва: Госюриздат, 1957. 335 с.

частного права. экологическое право

4. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. - Москва, 1997. 159 с.

5. ЛевченкоЕ.И. К вопросу о понятии «субъект института финансового мониторинга» // Финансовое право. 2015. № 6. С. 44-48.

6. Пансков В.Г. Настройка российской налоговой системы: необходимость, проблемы, пути решения // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2017. № 1. С. 57-67.

7. ДовбушН.И. Содержание налоговой правосубъектности (компетенции) Министерства финансов Российской Федерации // Очерки новейшей камералистики. 2014. № 2. С. 26-30.

8. КрасницкийВ.А. Налоговый контроль в системе налогового администрирования. - Москва: Финансы и статистика, 2008. 168 с.

9. Алибекова А.С. Проблемы применения налогово-правовых норм в условиях экономической рецессии / Финансово-правовые и экономические проблемы в условиях мирового кризиса: сборник статей. - Саратов, 2009. С. 216-220.

10. Артемьева Ю.А. Правосубъектность участников налоговых правоотношений // Экономика. Налоги. Право. 2012. № 4. С. 128-133.

References

1. Selyutina O.G. Problemnye aspekty deyatel'nosti gosudarstvennykh organov v sfere nalogovykh pravootnoshenii // Nauchnyi vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2016. №. 4. S. 79-82.

2. Selyutina O.G. Elementy i soderzhanie nalogovoi pravosub»ektnosti fizicheskogo litsa / Informatsionnye tekhnologii v deyatel'nosti pravookhranitel'nykh organov: problemy ispol'zovaniya i puti povysheniya effektivnosti: sbornik nauchnykh statei. - Orel, 2017. S. 57-61.

3. Denisov A.I., Kirichenko M.G. Sovetskoe gosudarstvennoe pravo. - Moskva: Gosyurizdat, 1957. 335 s.

4. Luchin V.O. Konstitutsionnye normy i pravootnosheniya. - Moskva, 1997. 159 s.

5. Levchenko E.I. K voprosu o ponyatii «sub"ekt instituta finansovogo monitoringa» // Finansovoe pravo. 2015. № 6. S. 44-48.

6. Panskov V.G. Nastroika rossiiskoi nalogovoi sistemy: neobkhodimost', problemy, puti resheniya // ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika. 2017. № 1. S. 57-67.

7. Dovbush N.I. Soderzhanie nalogovoi pravosub"ektnosti (kompetentsii) Ministerstva finansov Rossiiskoi Federatsii // Ocherki noveishei kameralistiki. 2014. № 2. S. 26-30.

8. Krasnitskii V.A. Nalogovyi kontrol' v sisteme nalogovogo administrirovaniya. - Moskva: Finansy i statistika, 2008. 168 s.

9. Alibekova A.S. Problemy primeneniya nalogovo-pravovykh norm v usloviyakh ekonomicheskoi retsessii / Finansovo-pravovye i ekonomicheskie problemy v usloviyakh mirovogo krizisa: sbornik statei. - Saratov, 2009. S. 216-220.

10. Artem'eva Yu.A. Pravosub"ektnost' uchastnikov nalogovykh pravootnoshenii // Ekonomika. Nalogi. Pravo. 2012. № 4. S. 128-133.

(статья сдана в редакцию 10.01.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.