УДК 349
Моисеева А.А.
магистрант кафедры предпринимательского права Российский государственный гуманитарный университет
(г. Москва, Россия)
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ УЧАСТНИКОВ СИСТЕМЫ ЗАКУПОК И ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ
Аннотация: в статье рассматриваются общие вопросы участников системы закупок. Особое внимание уделяется субъектам малого и среднего предпринимательства, выступающих в закупках на стороне поставщиков. Проведенный анализ отдельных мер государственной поддержки и преференций, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства как участникам закупки, позволил выявить некоторые проблемы. Автором предложено легализовать принцип стимулирования субъектов малого и среднего предпринимательства и дополнить Закон № 44-ФЗ положением о том, что при определении объема закупок следует учитывать закупки, осуществленные у самозанятых. В целом сделан вывод о том, что государство должно осуществлять контроль за соблюдением предоставления установленных законом преимуществ для субъектов малого и среднего предпринимательства, создающих эффективные условия ведения предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: госзакупки, участник торгов, поставщик, заказчик, МСП.
Понятие участников закупки определено в пункте 4 части 1 ст. 3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) посредством перечисления лиц, которые таковыми могут и не могут являться. Так, участниками закупки могут быть юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели. Исключением являются лица,
местом регистрации которых является государство или территория, включенные в Перечень офшорных компаний или являющиеся иностранными агентами .
Исходя из определения закупки (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ), ее участниками являются как минимум две стороны - заказчик и поставщик. В этой же ст. 3 Закона № 44-ФЗ законодатель дал определение заказчика, который может быть государственным, муниципальным или просто заказчиком. Из легального определения заказчика можно сделать вывод о том, что таковым всегда является любое юридическое лицо, деятельность которого направлена на осуществление государственной или муниципальной закупки и правомочное заключать государственный или муниципальный контракт.
Другая сторона системы закупок - поставщик, которым может являться юридическое или физическое лицо и индивидуальные предприниматели [3, с. 23].
В целом, всех участников контрактной системы можно подразделить на несколько групп:
Участники контрактной системы со стороны заказчика.
Участники контрактной системы со стороны поставщика.
Органы, исполняющие контрольные функции.
Субъекты информационной системы (операторы электронных и специализированных электронных площадок).
Лица, осуществляющие экспертную деятельность. Таковыми могут быть физические лица или организации [3, с. 24].
Участниками контрактной системы являются также органы, осуществляющие координационные и контрольные полномочия за процессом закупки. В качестве таковых могут выступать федеральные и региональные органы исполнительной власти. Кроме того, общественный контроль полномочны осуществлять граждане, соответствующие общественные объединения и юридические лица.
В качестве субъектов информационной системы выступают операторы электронных и специализированных электронных площадок, которыми
являются непубличные хозяйственные общества, владеющие электронной площадкой и соответствующее требованиям, установленным Правительством РФ . Основной функцией данных операторов является обеспечение цифровизации электронных закупок.
Экспертом, экспертной организацией являются физические или юридические лица, обладающие специальными познания и осуществляющие экспертную деятельность, подготавливая экспертные заключения (п. 15 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).
В ст. 31 Закон № 44-ФЗ установил единые требования ко всем участникам контрактной системы.
Непосредственно субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) участвуют в контрактной системе на стороне поставщика. Особенность их участия заключается в наличие преференциальных условий, установленных Законом №2 44-ФЗ и Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) .
Следует обратить внимание на то, что названные законы не определяют цель предоставление преимуществ, рассматриваемым участникам системы закупок, что следует признать определенным пробелом.
В доктрине по данному вопросу существует несколько мнений. Например, В.Р. Байрашев полагает, что целью поддержки рассматриваемых участников системы закупок, является перераспределение доли различных уровней бюджетов в пользу малого и среднего предпринимательства [1, с. 22]. По мнению И.В. Бит-Шабо, предоставление преимуществ, СМСП направлено на стимулирование их участия в системе закупок [2, с. 5].
Действительно, соглашаясь с тем, что целью предоставляемых СМСП преимуществ является стимулирование их участия в закупках, необходимо было бы действующую систему принципов контрактной системы дополнить соответствующим принципом. В частности, ст. 6 Закона №2 44-ФЗ целесообразно дополнить принципом стимулирования субъектов малого предпринимательства, который подробнее раскрыть в отдельной статье, а ст. 3 Закона № 223-ФЗ -
принципом стимулирования субъектов малого и среднего предпринимательства. Легализация данного принципа в нормах названных Законов позволила бы сосредоточить внимание на гарантиях соблюдения законодательно установленных преференций и их расширении.
Анализ ст. 30 Закона № 44-ФЗ и Федерального закона № 223-ФЗ, позволяет выделить ряд мер, направленных на поддержку исследуемых участников системы закупок. Рассмотрим некоторые из них.
Во-первых, часть 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ обязывает заказчика осуществлять закупку у поставщика-субъекта малого предпринимательства в размере 25 % от совокупного годового объема закупок. Также размер совокупного годового дохода установлен Федеральным законом № 223-ФЗ, но включающий 20 % только в рамках закупок у СМСП. Более того, при определении объема закупок по Закону № 223-ФЗ учитываются закупки, осуществленные у самозанятых. Закон № 44-ФЗ не предоставляет возможность учитывать контракты, заключенные с самозанятыми. Объясняется это тем, что ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» СМСП признает только зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При этом Минфин России в ряде своих писем разъяснил, что самозанятые в Законе № 223-ФЗ получили тот же статус, что и СМСП на период действия эксперимента . Кроме того, исходя из положений действующего гражданского законодательства, допускающего возможность осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации (абз. 2 п. 1 ст. 23 ГК РФ), самозанятых правильно относить к субъектам малого и среднего предпринимательства. Положения же Закона № 44-ФЗ, не предоставляющие возможность учитывать контракты, заключенные с самозанятыми, негативно отражаются на росте объемов их предпринимательской деятельности. Поэтому, на основании приведенных норм, целесообразно Закон № 44-ФЗ дополнить положением о том, что при определении объема закупок следует учитывать закупки, осуществленные у самозанятых.
Во-вторых, часть 5 ст. 30 Закона №2 44-ФЗ предоставляет заказчику право требовать привлечения субподрядчиков из числа СМСП. Если такое требование установлено, то оно становится обязанностью исполнителя, неисполнение которой влечет наступление мер гражданско-правовой ответственности. При этом, данная обязанность исполнителя, а также меры гражданско-правовой ответственности в случае ее неисполнения должны быть отражены в проекте контракта, который составляется в соответствии с типовыми условиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. № 1466 . Однако следует заметить, что названные типовые условия не будут применяться, если в закупке победил СМСП. Поэтому, в этом случае привлечение субподрядчиков из их числа не является уже обязанностью .
В-третьих, в части 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ заказчику вменена обязанность составлять и размещать отчет о закупках, совершенных у СМСП даже в случае, если в отчетный период такие закупки совершены не были. За неисполнение данной обязанности, а также за размещение отчета с нарушением законодательства или его несвоевременное размещение могут быть применены меры ответственности.
Таким образом, несмотря на то, что установленный в федеральных законах №2 44-ФЗ и №2 223-ФЗ механизм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства нуждается в совершенствовании, в целом он является действенным в сравнении с оказанием им прямой финансовой помощи, не позволяющей увеличить объемы производства. Поэтому, задачей государства является осуществление контроля за соблюдением предоставления установленных законом преимуществ для субъектов малого и среднего предпринимательства, создающих эффективные условия ведения предпринимательской деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Байрашев В.Р. Правовые и экономические барьеры участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках по 44-ФЗ и 22Э-ФЗ // Прогосзаказ.рф. 2018. № 6. С. 22 - 28;
2. Бит-Шабо И.В. Особенности реализации государственной политики по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках системы закупок: вопросы теории и практики // Безопасность бизнеса. 2022. № 5. С. 3 - 8;
3. Локота О.В., Попова Е.А., Золочевская Е.Ю., Медякова Е. М., Морозова, А.И. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг: инструменты и технологии: Учебное пособие. Ростов-на Дону, 2018.
Moiseeva A.A.
Russian State University for Humanities (Moscow, Russia)
SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN SYSTEM OF PARTICIPANTS IN PROCUREMENT SYSTEM AND CERTAIN ISSUES OF THEIR STATE SUPPORT AND PREFERENCES
Abstract: the article discusses the general issues of participants in the procurement system. Special attention is paid to small and medium-sized businesses involved in procurement on the supplier side. The analysis of individual measures of state support and preferences provided to small and medium-sized businesses as participants in the procurement revealed some problems. The author proposes to legalize the principle of stimulating small and medium-sized businesses and supplement Law No. 44-FZ with a provision that when determining the volume of purchases, purchases made from the self-employed should be taken into account. In general, it is concluded that the state should monitor compliance with the provision of benefits established by law for small and medium-sized businesses that create effective business conditions.
Keywords: public procurement, bidder, supplier, customer, SME.