Научная статья на тему 'СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ УЧАСТНИКОВ СИСТЕМЫ ЗАКУПОК И ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ'

СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ УЧАСТНИКОВ СИСТЕМЫ ЗАКУПОК И ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
госзакупки / участник торгов / поставщик / заказчик / МСП / public procurement / bidder / supplier / customer / SME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Моисеева А. А.

В статье рассматриваются общие вопросы участников системы закупок. Особое внимание уделяется субъектам малого и среднего предпринимательства, выступающих в закупках на стороне поставщиков. Проведенный анализ отдельных мер государственной поддержки и преференций, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства как участникам закупки, позволил выявить некоторые проблемы. Автором предложено легализовать принцип стимулирования субъектов малого и среднего предпринимательства и дополнить Закон № 44-ФЗ положением о том, что при определении объема закупок следует учитывать закупки, осуществленные у самозанятых. В целом сделан вывод о том, что государство должно осуществлять контроль за соблюдением предоставления установленных законом преимуществ для субъектов малого и среднего предпринимательства, создающих эффективные условия ведения предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Моисеева А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN SYSTEM OF PARTICIPANTS IN PROCUREMENT SYSTEMAND CERTAIN ISSUES OF THEIR STATE SUPPORT AND PREFERENCES

The article discusses the general issues of participants in the procurement system. Special attention is paid to small and medium-sized businesses involved in procurement on the supplier side. The analysis of individual measures of state support and preferences provided to small and medium-sized businesses as participants in the procurement revealed some problems. The author proposes to legalize the principle of stimulating small and medium-sized businesses and supplement Law No. 44-FZ with a provision that when determining the volume of purchases, purchases made from the self-employed should be taken into account. In general, it is concluded that the state should monitor compliance with the provision of benefits established by law for small and medium-sized businesses that create effective business conditions.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ УЧАСТНИКОВ СИСТЕМЫ ЗАКУПОК И ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ»

УДК 349

Моисеева А.А.

магистрант кафедры предпринимательского права Российский государственный гуманитарный университет

(г. Москва, Россия)

СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ УЧАСТНИКОВ СИСТЕМЫ ЗАКУПОК И ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ

Аннотация: в статье рассматриваются общие вопросы участников системы закупок. Особое внимание уделяется субъектам малого и среднего предпринимательства, выступающих в закупках на стороне поставщиков. Проведенный анализ отдельных мер государственной поддержки и преференций, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства как участникам закупки, позволил выявить некоторые проблемы. Автором предложено легализовать принцип стимулирования субъектов малого и среднего предпринимательства и дополнить Закон № 44-ФЗ положением о том, что при определении объема закупок следует учитывать закупки, осуществленные у самозанятых. В целом сделан вывод о том, что государство должно осуществлять контроль за соблюдением предоставления установленных законом преимуществ для субъектов малого и среднего предпринимательства, создающих эффективные условия ведения предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: госзакупки, участник торгов, поставщик, заказчик, МСП.

Понятие участников закупки определено в пункте 4 части 1 ст. 3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) посредством перечисления лиц, которые таковыми могут и не могут являться. Так, участниками закупки могут быть юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели. Исключением являются лица,

местом регистрации которых является государство или территория, включенные в Перечень офшорных компаний или являющиеся иностранными агентами .

Исходя из определения закупки (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ), ее участниками являются как минимум две стороны - заказчик и поставщик. В этой же ст. 3 Закона № 44-ФЗ законодатель дал определение заказчика, который может быть государственным, муниципальным или просто заказчиком. Из легального определения заказчика можно сделать вывод о том, что таковым всегда является любое юридическое лицо, деятельность которого направлена на осуществление государственной или муниципальной закупки и правомочное заключать государственный или муниципальный контракт.

Другая сторона системы закупок - поставщик, которым может являться юридическое или физическое лицо и индивидуальные предприниматели [3, с. 23].

В целом, всех участников контрактной системы можно подразделить на несколько групп:

Участники контрактной системы со стороны заказчика.

Участники контрактной системы со стороны поставщика.

Органы, исполняющие контрольные функции.

Субъекты информационной системы (операторы электронных и специализированных электронных площадок).

Лица, осуществляющие экспертную деятельность. Таковыми могут быть физические лица или организации [3, с. 24].

Участниками контрактной системы являются также органы, осуществляющие координационные и контрольные полномочия за процессом закупки. В качестве таковых могут выступать федеральные и региональные органы исполнительной власти. Кроме того, общественный контроль полномочны осуществлять граждане, соответствующие общественные объединения и юридические лица.

В качестве субъектов информационной системы выступают операторы электронных и специализированных электронных площадок, которыми

являются непубличные хозяйственные общества, владеющие электронной площадкой и соответствующее требованиям, установленным Правительством РФ . Основной функцией данных операторов является обеспечение цифровизации электронных закупок.

Экспертом, экспертной организацией являются физические или юридические лица, обладающие специальными познания и осуществляющие экспертную деятельность, подготавливая экспертные заключения (п. 15 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

В ст. 31 Закон № 44-ФЗ установил единые требования ко всем участникам контрактной системы.

Непосредственно субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) участвуют в контрактной системе на стороне поставщика. Особенность их участия заключается в наличие преференциальных условий, установленных Законом №2 44-ФЗ и Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) .

Следует обратить внимание на то, что названные законы не определяют цель предоставление преимуществ, рассматриваемым участникам системы закупок, что следует признать определенным пробелом.

В доктрине по данному вопросу существует несколько мнений. Например, В.Р. Байрашев полагает, что целью поддержки рассматриваемых участников системы закупок, является перераспределение доли различных уровней бюджетов в пользу малого и среднего предпринимательства [1, с. 22]. По мнению И.В. Бит-Шабо, предоставление преимуществ, СМСП направлено на стимулирование их участия в системе закупок [2, с. 5].

Действительно, соглашаясь с тем, что целью предоставляемых СМСП преимуществ является стимулирование их участия в закупках, необходимо было бы действующую систему принципов контрактной системы дополнить соответствующим принципом. В частности, ст. 6 Закона №2 44-ФЗ целесообразно дополнить принципом стимулирования субъектов малого предпринимательства, который подробнее раскрыть в отдельной статье, а ст. 3 Закона № 223-ФЗ -

принципом стимулирования субъектов малого и среднего предпринимательства. Легализация данного принципа в нормах названных Законов позволила бы сосредоточить внимание на гарантиях соблюдения законодательно установленных преференций и их расширении.

Анализ ст. 30 Закона № 44-ФЗ и Федерального закона № 223-ФЗ, позволяет выделить ряд мер, направленных на поддержку исследуемых участников системы закупок. Рассмотрим некоторые из них.

Во-первых, часть 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ обязывает заказчика осуществлять закупку у поставщика-субъекта малого предпринимательства в размере 25 % от совокупного годового объема закупок. Также размер совокупного годового дохода установлен Федеральным законом № 223-ФЗ, но включающий 20 % только в рамках закупок у СМСП. Более того, при определении объема закупок по Закону № 223-ФЗ учитываются закупки, осуществленные у самозанятых. Закон № 44-ФЗ не предоставляет возможность учитывать контракты, заключенные с самозанятыми. Объясняется это тем, что ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» СМСП признает только зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При этом Минфин России в ряде своих писем разъяснил, что самозанятые в Законе № 223-ФЗ получили тот же статус, что и СМСП на период действия эксперимента . Кроме того, исходя из положений действующего гражданского законодательства, допускающего возможность осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации (абз. 2 п. 1 ст. 23 ГК РФ), самозанятых правильно относить к субъектам малого и среднего предпринимательства. Положения же Закона № 44-ФЗ, не предоставляющие возможность учитывать контракты, заключенные с самозанятыми, негативно отражаются на росте объемов их предпринимательской деятельности. Поэтому, на основании приведенных норм, целесообразно Закон № 44-ФЗ дополнить положением о том, что при определении объема закупок следует учитывать закупки, осуществленные у самозанятых.

Во-вторых, часть 5 ст. 30 Закона №2 44-ФЗ предоставляет заказчику право требовать привлечения субподрядчиков из числа СМСП. Если такое требование установлено, то оно становится обязанностью исполнителя, неисполнение которой влечет наступление мер гражданско-правовой ответственности. При этом, данная обязанность исполнителя, а также меры гражданско-правовой ответственности в случае ее неисполнения должны быть отражены в проекте контракта, который составляется в соответствии с типовыми условиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. № 1466 . Однако следует заметить, что названные типовые условия не будут применяться, если в закупке победил СМСП. Поэтому, в этом случае привлечение субподрядчиков из их числа не является уже обязанностью .

В-третьих, в части 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ заказчику вменена обязанность составлять и размещать отчет о закупках, совершенных у СМСП даже в случае, если в отчетный период такие закупки совершены не были. За неисполнение данной обязанности, а также за размещение отчета с нарушением законодательства или его несвоевременное размещение могут быть применены меры ответственности.

Таким образом, несмотря на то, что установленный в федеральных законах №2 44-ФЗ и №2 223-ФЗ механизм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства нуждается в совершенствовании, в целом он является действенным в сравнении с оказанием им прямой финансовой помощи, не позволяющей увеличить объемы производства. Поэтому, задачей государства является осуществление контроля за соблюдением предоставления установленных законом преимуществ для субъектов малого и среднего предпринимательства, создающих эффективные условия ведения предпринимательской деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Байрашев В.Р. Правовые и экономические барьеры участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках по 44-ФЗ и 22Э-ФЗ // Прогосзаказ.рф. 2018. № 6. С. 22 - 28;

2. Бит-Шабо И.В. Особенности реализации государственной политики по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках системы закупок: вопросы теории и практики // Безопасность бизнеса. 2022. № 5. С. 3 - 8;

3. Локота О.В., Попова Е.А., Золочевская Е.Ю., Медякова Е. М., Морозова, А.И. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг: инструменты и технологии: Учебное пособие. Ростов-на Дону, 2018.

Moiseeva A.A.

Russian State University for Humanities (Moscow, Russia)

SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN SYSTEM OF PARTICIPANTS IN PROCUREMENT SYSTEM AND CERTAIN ISSUES OF THEIR STATE SUPPORT AND PREFERENCES

Abstract: the article discusses the general issues of participants in the procurement system. Special attention is paid to small and medium-sized businesses involved in procurement on the supplier side. The analysis of individual measures of state support and preferences provided to small and medium-sized businesses as participants in the procurement revealed some problems. The author proposes to legalize the principle of stimulating small and medium-sized businesses and supplement Law No. 44-FZ with a provision that when determining the volume of purchases, purchases made from the self-employed should be taken into account. In general, it is concluded that the state should monitor compliance with the provision of benefits established by law for small and medium-sized businesses that create effective business conditions.

Keywords: public procurement, bidder, supplier, customer, SME.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.