УДК 332.133
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКУПОК КАК СТИМУЛИРУЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Коды JEL: D6, G38, H11.
Колесников В. В., кандидат экономических наук, помощник губернатора Воронежской области, г. Воронеж, Россия
E-mail:
SPIN-код: отсутствует
Сыроижко В. В., доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, финансов и менеджмента, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия
E-mail: val.siroizhko2012@yandex.ru
SPIN-код: 5622-8777
Водопьянов А. В., магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия
E-mail: che.zerno@yandex.ru
SPIN-код: отсутствует
Поступила в редакцию 16.06.2022. Принята к публикации 21.06.2022
Аннотация
Предмет. Социально-экономические отношения в процессе государственного регулирования закупок товаров, работ, услуг в контексте развития субъектов малого предпринимательства.
Цель. Рассмотреть субъекты малого предпринимательства как специальную категорию участников закупок, провести сравнительный анализ процедур, входящих в систему закупок, выявить специфические черты, характерные для закупок у малого бизнеса в Воронежской области.
Методология. Исследование основано на системном подходе с применением статистического, сравнительного, логического и ретроспективного анализа.
Результаты. Проанализированы особенности регулирования государственной системы закупок в Воронежской области, дана оценка механизмов проведения государственных закупок для определения особенностей регулирования закупок на территории области. Изучены полномочия органов, уполномоченных проводить закупки в рамках двух федеральных законов (Закона о контрактной системе и Закона о порядке осуществления закупок отдельными видами юридических лиц). Определены преимущества и недостатки избранного на территории области механизма регулирования закупок.
В статье рассмотрены основные направления деятельности в сфере закупок, которые определены Стратегией социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года, отмечены особенности закупок в других регионах РФ. Дана оценка спецпроектам области и обучающим семинарам для специалистов по закупкам, рассмотрены статистические данные и результаты мониторингов. Сделан вывод о том, что с каждым годом наличие административных барьеров уменьшается, однако проблемы у малого бизнеса в части закупок остаются актуальным вопросом, что должно стать объектом пристального внимания уполномоченных органов Воронежской области.
Область применения. Сфера государственного регулирования закупок товаров, работ и услуг.
Выводы. Авторами обозначены пути совершенствования государственного регулирования закупок в Воронежской области в отношении субъектов малого предпринимательства. Несмотря на положительную практику внедрения информационных технологий в деятельность участников закупок, проблемы использования таких ресурсов остаются актуальными. Сделан вывод о том, что на качество регулирования государственных закупок также влияет большой массив нормативных правовых актов, которые сложны для восприятия участниками закупок. Определены ключевые направления совершенствования государственного регулирования закупок в Воронежской обла-
сти в отношении субъектов малого предпринимательства, внесены предложения по изменению нормативных правовых актов Воронежской области, способствующие стимулированию участия субъектов малого предпринимательства в закупках, обеспечению равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции и, как следствие, повышению эффективности закупок в отношении субъектов малого предпринимательства.
Ключевые слова: государственное регулирование закупок, торги, участники закупок, субъекты малого предпринимательства, размещение заказа.
UDC 332.133
IMPROVEMENT OF THE STATE PROCUREMENT REGULATION AS A STIMULATING FACTOR OF SMALL BUSINESS DEVELOPMENT IN
THE VORONEZH REGION
JEL Codes: D6, G38, H11.
Kolesnikov V. V., candidate of economic sciences, assistant to the governor of the Voronezh Region, Voronezh, Russia
E-mail:
SPIN-code: none
Syroizhko V. V., doctor of economics, professor of the department of economics finance and management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (branch of RANEPA), Voronezh, Russia
E-mail: val.siroizhko2012@yandex.ru
SPIN-code: 5622-8777
Vodopianov A. V., graduate student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (branch of RANEPA), Voronezh, Russia
E-mail: che.zerno@yandex.ru
SPIN-code: none
Аnnotation
Subject. Socio-economic relations in the process of state regulation of the procurement of goods, works, services in the context of the development of small businesses.
Purpose. To consider small business entities as a special category of procurement participants, to conduct a comparative analysis of the procedures included in the procurement system, to identify specific features characteristic of procurement from small businesses in the Voronezh region.
Methodology. The study is based on a systematic approach using statistical, comparative, logical and retrospective analysis.
Results. The features of the regulation of the state procurement system in the Voronezh region are analyzed, the mechanisms of public procurement are evaluated to determine the features of procurement regulation in the region. The powers of the bodies authorized to carry out purchases within the framework of two federal laws (the Law on the Contract System and the Law on the Procedure for Procurement of Certain Types of Legal Entities) have been studied. The advantages and disadvantages of the procurement regulation mechanism chosen in the territory of the region are determined.
The article discusses the main areas of activity in the field of procurement, which are defined by the Strategy of socio-economic development of the Voronezh region for the period up to 2035, and highlights the features of procurement in other regions of the Russian Federation. The evaluation of special projects of the region and training seminars for procurement specialists is given, statistical data and monitoring results are considered. It is concluded that the presence of administrative barriers decreases every year, but the problems of small businesses in terms of procurement remain an urgent issue, which should become the object of close attention of the authorized bodies of the Voronezh region.
Application area. The sphere of state regulation of the procurement of goods, works and services.
Conclusions. The authors identify ways to improve the state regulation of procurement in the Voronezh region in relation to small businesses. Despite the positive practice of introducing information technologies into the activities of procurement participants, the problems of using such resources remain relevant. It is concluded that the quality of regulation of public procurement is also affected by a large array of regulatory
legal acts that are difficult for procurement participants to perceive. The key directions of improving the state regulation of procurement in the Voronezh Region in relation to small businesses have been identified, proposals have been made to amend the regulatory legal acts of the Voronezh Region that promote the participation of small businesses in procurement, ensure equality, fairness, non-discrimination and unreasonable restrictions on competition and, as a result, increase the efficiency of procurement in relation to small businesses.
Keywords: government procurement regulation, bidding, procurement participants, small businesses, place an order.
Введение
Система закупок для государственных и муниципальных нужд — это неотъемлемый механизм развития конкуренции на территории региона. В современных условиях заказчик имеет широкие возможности выбора контрагента, в связи с чем актуальным остается вопрос о грамотном законодательном регулировании закупок на территории конкретного субъекта Российской Федерации и о присущих ему особенностях в данной сфере.
Поскольку государственные закупки как один из инструментов рыночного регулирования являются важнейшей составляющей функционирования экономики страны в целом, то политика, проводимая на федеральном и региональном уровнях, определяет в дальнейшем показатели эффективности указанной деятельности. Особую актуальность это приобретает в период экономических кризисов, нестабильности ситуации на мировой арене, а также в современной перспективе в период пандемии новой коронавирусной инфекции.
В настоящее время, до сих пор ведутся дискуссии о механизмах организации процедур закупки, а особенностям закупочных процедур в отдельных регионах уделяется повышенное внимание. Существует в целом три варианта систем закупок: централизованная, децентрализованная и смешанная [1, С. 43].
В централизованной системе все стадии проведения закупочных процедур возложены на уполномоченный орган, имеющий большое количество функций и наделенный широким спектром прав. Такие органы создаются не только на федеральном, но и на местных уровнях. Обязательно наличие нормативного акта, который определяет субъектов, виды, льготы, порядок проведения закупочных процедур в стране, при этом положения закона могут быть в дальнейшем детально раскрыты в подзаконных актах.
Децентрализованный механизм проведения государственных закупок имеет как схожие черты, с централизованной системой, так и различия. Схожими чертами является наличие унифицированного законодательства и развитие электронных информационных систем для про-
DOI: 10.22394/1997-4469-2022-57-2-43-53
ведения закупок, однако заказчики вправе самостоятельно устанавливать стратегии и механизм ведения закупок. В таком случае создаются специальные подразделения, которые полномочны осуществлять закупки конкретно под свой орган. Такая система позволяет осуществлять весь цикл закупок самостоятельно от начала до конца, в том числе нормативно обеспечивать деятельность локальными актами. При децентрализованной системе роль федеральных органов сводится к надзору за исполнением законности в сфере государственных закупок.
В чистом виде практически отсутствуют полностью централизованные и децентрализованные системы. Законом о контактной системе определены общие подходы к реализации закупочной деятельности, а остальные особенности должны быть определены регионами РФ самостоятельно, с учетом специфики каждого из них.
Российские регионы используют три разных способа проведения централизованных закупок, Воронежская область, также не является исключением.
Особенности регулирования государственной системы закупок в Воронежской области
Преимуществами централизованной системы закупок в Воронежской области являются:
— для заказчика процесс закупок становит -ся более простым, поскольку многие процедурные аспекты разрешаются уполномоченным органом;
— при централизованных закупках вероятность экономии бюджетных средств повышается за счет того, что при поставке больших объемов товара поставщик может предлагать более выгодную цену;
— на практике специалисты уполномоченных органов обладают достаточной квалификацией, что позволяет провести тендер в соответствии с действующим законодательством и извлечь максимальную выгоду в процессе закупки.
Также в Воронежской области, закупки организованы по типу общей централизации (ч. 1 ст. 26 Закона № 44-ФЗ) (Рисунок 1).
Управление по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области
БУ ВО «Агентство государственных закупок Воронежской области»
Ч_
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ЗАКУПОК ПО 223-Ф3 В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ "Т
г
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАКУПКАХ
ё
а
т
О
Соглашения о передаче отдельных функций по проведению конкурентных процедур
Государственные унитарные (казенные) предприятия
Автономные учреждения
-'
г-
Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия области превышает 50%
Бюджетные учреждения
Рис. 1. Централизация закупок в Воронежской области по Федеральному закону № 223-Ф3
Частичная централизация закупок (ч. 3 ст. 26 Закона № 44-ФЗ — централизации подлежат закупки не всех, а только определенной части заказчиков — органов исполнительной власти, казенных и бюджетных учреждений), практически не встречается в субъектах РФ, но все же примеры имеются (например, Республика Адыгея).
Однако, в процессе централизованного механизма возникают и отрицательные стороны, поскольку увеличивается срок исполнения контракта и далеко не каждый субъект малого предпринимательства способен реализовать большие объемы заказа, что неизбежно влечет за собой нарушение конкуренции.
Воронежская область является одним из наиболее развитых регионов в России. Как отмечают специалисты, региональное развитие Воронежской области достаточно длительное время весьма благоприятно, что позволяет говорить о положительной динамике валового регионального продукта. По многим показателям Воронежская область находится в тройке лидеров среди регионов Центрального федерального округа, уступая лишь Москве и Московской области, а также приблизилась к двадцати наиболее экономически развитым субъектам России. Ведущими видами экономической деятельности на территории области являются промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и торговля.
В 2017 году прошла конференция, посвященная лучшим региональным практикам систем закупок, организованная правительством Москвы и ЦСР. Кейсы Воронежской области стали примером, рассматриваем на конференции. Дефицит регионального бюджета подтолкнул
региональные власти к экономии средств, ввиду чего Управлением по регулированию контрактной системы в Воронежской области разработаны меры, признанные лучшими практиками [2].
Кроме того, проблемами, с которыми столкнулась Воронежская область стали: несвоевременное обеспечение государственных нужд поставщиками; неравномерность распределения нагрузки на систему закупок в отчетных периодах.
С помощью план-графика региону удалось сэкономить более 2,2 млн рублей (более 15 %) на государственных закупках по обеспечению государственных нужд области. Результатом стало распространение план-графиков на иные статьи расходов, в связи с чем ожидается рост эффективного использования бюджетных средств.
Также в рамках оптимизации процесса закупок был составлен рейтинг государственных предприятий, которые наиболее эффективно справляются с закупками. Рейтинг позволил установить, что только 180 бюджетных учреждений в области подпадают под указанный критерий.
Для достижения необходимых экономических показателей и решения задач государственной социально-экономической политики на территории области действует стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года (далее -Стратегия до 2035 года) [3]. Один из разделов стратегии посвящен развитию малого и среднего предпринимательства в Воронежской области, в том числе в сфере закупок. Основным из способов и направлений деятельности орга-
нов государственной власти Воронежской области избрана реализация программ по поддержке местных инициатив, например, предоставление субсидий из областного бюджета на реализацию проектов поддержки местных инициатив.
Правительством Воронежской области поставлена цель по снятию регуляторных ограничений на распространение инноваций в общественном секторе, инфраструктурных отраслях и социальной сфере. Это поспособствует принятию или пересмотру стандартов, требований к качественным характеристикам закупаемой продукции и услугам в рамках закупок для государственных и муниципальных нужд, и государственных заданий. Согласно положениям Стратегии, до 2035 года формирование систем управления и распоряжения правами на объекты интеллектуальной собственности должно осуществляться с помощью установления особенностей закупок для нужд области, при которых могут возникнуть права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, с распределением и закреплением прав на такие результаты.
В Воронежской области создано и функционирует Управление по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - Управление по закупкам) [4].
Управление по закупкам, являясь исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляет функции по обеспечению реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Воронежской области. Данный орган действует во взаимодействии с Министерством финансов Российской Федерации, как с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Управление по закупкам является органом, уполномоченным определять поставщиков для заказчиков Воронежской области. В состав полномочий Управления по закупкам входит:
— осуществление методологического сопровождения и информационного обеспечения для поддержания деятельности заказчиков Воронежской области;
— ведение региональной информационной системы закупок Воронежской области;
— организация и проведение конференций, семинаров, встреч, выставок, смотров и других мероприятий, для достижения целей и реализации возложенных функций.
Управление по закупкам области наделено широким спектром прав и обязанностей, позволяющих создавать условия не только для реализации возложенных функции, но и обеспечивать сохранность информации, составляющей
государственную тайну, способствовать прогрессивному развитию не только Управления области в непосредственной деятельности, но и органов власти региона.
Управление по закупкам взаимодействует с местными заказчиками, например, с помощью региональных соглашений. Однако, органы муниципальных образований вправе самостоятельно вести закупочные процедуры с помощью своих контрактных служб и подразделений [5].
Законодательством Воронежской области определен порядок взаимодействия Управления по закупкам и заказчиков при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами, а также особенности проведения совместных конкурсов и аукционов для нужд региона в социальной сфере.
Кроме того, приложением к Порядку взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкретными способами, определен перечень товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Воронежской области в социальной сфере, закупка которых осуществляется путем проведения совместных конкурсов и аукционов. В упомянутый перечень включены: пищевые продукты (за исключением детского питания), напитки, лекарственные средства, медицинские изделия, в том числе оборудование, дезинфицирующие средства, горюче-смазочные материалы, бумага, мягкий инвентарь, хозяйственные товары, уголь, услуги по стирке белья.
Необходимо отметить, что механизм закупочной деятельности, сформированный в Воронежской области, обладает чертами как централизации, так и децентрализации.
Поскольку Управление по регулированию контрактной системы в сфере закупок области осуществляет мониторинг закупок товаров, работ и услуг, то необходимо отметить, что оценка текущей ситуации деятельности заказчиков по закупкам представляется оправданной. Ранее из-за отсутствия механизма стимулирования заказчиков области отсутствовала система рей-тингования и оценки закупочной деятельности государственных заказчиков Воронежской области. В 2017 году подобная система была создана и внедрена в закупочный процесс [6]. На наш взгляд, это нововведение способствовало получению цифровой оценки преимуществ и отрицательных аспектов системы управления закупками, сложившимися у отдельного заказчика в регионе. Оценка закупок основывается на данных, которые получены в процессе мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Воронежской области. Анализ проводится по критериям эффективности планирования закупоч-
ной деятельности, эффективности процедур определения поставщиков, эффективности исполнения контрактов, исполнения требований законодательства. Система оценки деятельности заказчиков региона определена 21 индикатором, при этом существует деление заказчиков, поставленное в зависимость от объема конкурентных закупок и юридического статуса учреждения. В целом это позволяет обеспечить качество и объективность оценки закупочного процесса в разрезе отдельных организаций области.
Отметим, что субъекты Российской Федерации имеют свои особенности регулирования закупок. Например, субъекты по-разному трактуют понятие заказчиков. Воронежская области не включает в это понятие муниципальных заказчиков, как и Тюменская и Челябинская области.
Таким образом, констатируем, что регионы Российской Федерации, в том числе, Воронежская область самостоятельно определяют особенности регулирования закупочной деятельности, с учетом сложившейся практики.
В 2021 году опубликованы показатели эффективности и результативности деятельности руководителей исполнительных органов государственной власти Воронежской области [7]. Так, доля закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем совокупном годовом объеме закупок для государственных и муниципальных нужд области должна составить 40,5 %.
Согласно данным о достигнутых значениях показателей эффективности и результативности деятельности руководителя управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области за 2020 год отмечаем, что доля государственных закупок (годовое значение) у СМП и СОНКО составила 32,60 % с плановым показателем 32,00 %.
Необходимо отметить, что по итогам рейтинговой оценки эффективности закупочной деятельности Воронежская область была признана лидеров в двух номинациях. Мероприятие прошло 10 июля 2020 года в формате видеоконференции, проводимой Экспертным советом регионов по развитию контрактной системы Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам». В данном мероприятии принимали участие 49 субъектов Российской Федерации. Воронежская область завоевала такие номинации как «Нормативная база региона» и «Снятие административных барьеров и обеспечение доступности информации о региональной системе государственных закупок». Отдельно были отмечены высокие показатели региона после-
дующим направлениям: оценка организационной структуры закупок, оценка информационной инфраструктуры, оценка осуществления закупочных процедур, исполнение требований законодательства о закупках и исполнение контрактов.
Деятельность Управления по закупкам области за 2019—2020 гг. в рамках Закона о контрактной системе оценивалась 11 показателями. Констатируем, что отклонение по количеству поступивших заявок в процентном соотношении рассматриваемого периода составило более 50 процентов, что показывает существенное увеличение данного критерия. Также возросло количество объявленных закупок с 8014 до 13 704 ед. По оценкам экспертов такие цифры обусловлены тем, что рынок закупок постепенно восстановился и даже набрал темп [8]. Вслед за рассматриваемым показателем вверх устремились значения, характеризующие общую сумму начальных (максимальных) цен по объявленным закупкам, поскольку данные показатели находятся в прямой взаимосвязи друг с другом.
Почти на 60 % увеличилось количество жалоб, поступивших в УФАС и контрольные органы от участников закупочной деятельности. В основном характер жалоб зачастую представляется исчерпывающим перечнем, в который, например, включаются жалобы по факту неправомерных требований, которые устанавливает заказчик в документации, неправомерных отклонений участников закупки, положений документации, которые не соответствует требованиям закона.
Экономия по результатам проведения закупок составила в 2020 году 2566,85 млн рублей, что в отклонении к анализируемым периодам представлено 77,84 %.
Однако, несмотря на положительные тенденции, отмечено снижение доли закупок у СМП по государственному и муниципальному контракту на 13,82 п. п. (методика АСИ, %). На наш взгляд, это вызвано началом распространения новой коронавирусной инфекции. При этом отметим, что снижение доли на рассматриваемое количество единиц является незначительным, во многом этого удалось добиться с помощью активных действий, предпринятых на региональном уровне в части поддержки малых и средних предприятий — участников закупочной деятельности.
Также Управление по закупкам активно ведет страницу в социальной сети Вконтакте, где размещает свежие актуальные новости, последние изменения в законодательстве и обучающие видеоролики, что положительно сказывается на эффективности закупочной деятельности в регионе.
Малый бизнес Воронежской области как участник региональной системы закупок товаров, работ, услуг
Малое предпринимательство один из важнейших инструментов экономического развития Воронежской области, ввиду чего органы власти региона стараются обеспечивать благоприятный климат для дальнейшего развития сектора СМП в области. Согласно результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, в субъектах Российской Федерации по итогам 2020 года Воронежская область заняла 15 место [9].
По состоянию на 2020 год в регионе действовало 82 863 субъектов МСП [10]. В подавляющем большинстве представлены отрасли оптовой и розничная торговли, сельского хозяйства, предоставления услуг в сфере транспорта, связи и недвижимости. Показательным является тот факт, что ученые, исследовавшие экономику и малое предпринимательство Воронежской области более 10 лет назад, также отмечали высокий уровень развития малого бизнеса и его прочное положение в регионе [11, С. 45].
Исследования бизнес - климата в Воронежской области в 2018 году в целом показали положительные результаты. Индекс бизнес-климата в регионе колеблется в пределах 4,38 (по 5-бальной шкале), с учетом положительной динамики в сравнении с 2017 годом (4,29) и 2016 годом (4,07) соответственно [12].
Систему организаций, поддерживающих малый бизнес Воронежской области, составляют следующие объединения:
— Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Воронежской области,
— Микро финансовая организация Фонд развития предпринимательства Воронежской области,
— Центр поддержки предпринимательства Воронежской области,
— Союз «Торгово-промышленная палата Воронежской области»,
— Воронежское областное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».
Немаловажную роль в деятельности малого бизнеса осуществляет Уполномоченный по защите прав предпринимателей Воронежской области. Его деятельность сосредоточена на создании благоприятных условий для развития предпринимательства области, восстановлении нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательства и снижении административных барьеров.
Согласно Стратегии, до 2035 года в Воронежской области запланировано развитие малого
и среднего предпринимательства, повышение его вклада в валовой региональный продукт, а также доли в высокотехнологичных отраслях экономики. Одной из ключевых задач определено создание благоприятных условий для участия субъектов МСП в закупках для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и потребностей отдельных видов юридических лиц региона. Ожидаемым результатом станет увеличение к 2035 году доли закупок у субъектов МСП до 40 % в общем объеме.
Органы власти Воронежской области, организационно обеспечивающие реализацию поставленных задач, оказывают информационно-консультационную поддержку участникам закупочного процесса по следующим категориям вопросов:
— законодательство в сфере закупок;
— получение электронной подписи и участие в электронных процедурах;
— формирование заявок, с учетом требований действующего законодательства в сфере закупок;
— проведение мониторинга и анализа исполнения заказчиками требований законодательства в части проведения закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.
С помощью Спецпроекта АИФ-Воронеж Драйвер экономики представители малого и среднего предпринимательства Воронежской области могут получить финансовую, имущественную, информационную и образовательную поддержку [13]. В мае 2021 год на базе Центра «Мой бизнес» состоялся круглый стол по теме: «Участие в государственных закупках субъектов малого и среднего предпринимательства». В рамках мероприятия участники обсудили ключевые изменения в Федеральных законах № 44-ФЗ и № 223-ФЗ и обменялись опытом. Проведение такого рода мероприятий на территории Воронежской области доказывает важность малого предпринимательства для развития экономики региона [14].
Рассмотрим статистические данные, касающиеся распределения поставщиков по признаку среднего и малого предпринимательства (по данным на 21 августа 2021 года). Согласно диаграмме поставщики, являющиеся СМП, составляют 75 %, не являющиеся 25 % (Рисунок 2).
Обратимся к данным ежегодного мониторинга наличия либо отсутствия административных барьеров [15]. Предпринимателям региона необходимо выбрать не более трех вариантов ответа из двенадцати. По результатам мониторинга удалось установить, что одним из административных барьеров до сих пор остается ограничение и (или) сложность доступа к поставкам товаров, выполнению работ в рамках государственных закупок.
Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной
□ Поставщики являющиеся МСП
□ Не являющиеся МСП
□ ИТОГО
Распределение поставщиков
Рис. 2. Распределение поставщиков по признаку среднего и малого предпринимательства
в Воронежской области [16]
По сравнению с 2017 годом доля респондентов, указавших на сложности при выполнении работ в рамках государственных закупок, в 2018 году немного возросла. Необходимо отметить, что наличие административных барьеров проблема не только Воронежской области, но и в целом в других субъектах России. Как нами уже было отмечено, в контрактной системе увеличился объем закупок у СМП
и СОНКО, однако на основании опроса можно сделать следующие выводы: более половины по численности опрошенных считают, что доступ для субъектов малого предпринимательства существенно затруднен, 7 % указали на то, что на данный момент ограничение доступа к закупкам отсутствует, а 3 % высказали мнение о том, что доступ вовсе отсутствует [17, С. 79].
Таблица
Административные барьеры, влияющие на ведение предпринимательской деятельности
Вид барьера Количество респондентов
Годы 2018 2017 2016 2015
Высокие налоги 42,3 % 44,1 % 44,2 % 46,6 %
Нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность 21,1 % 18,3 % 18.4 % 28,8 %
Сложность получения доступа к земельным участкам 2,2 % 4,9 % 4,9 % 9 %
Сложность/затянутость процедуры получения лицензий 2,9 % 3,8 % 3,9 % 7,6 %
Коррупция 0,6 % 0,8 % 3,3 % 6,5 %
Необходимость установления партнерских отношений с органами власти 0,4 % 0,5 % 2,1 % 4,6 %
Ограничение/сложность доступа к поставкам товаров, выполнению работ в рамках госзакупок 1 % 0,5 % 1,8 % 4 %
Нет ограничений 67 % 44,2 % 43,6 % 31,4 %
В Воронежской области действует информационный ресурс портал малых закупок Воронежской области. Также в свободном доступе размещено руководство пользователя по программному комплексу «Малые закупки Воронежской области», где содержится пошаговое описание порядка работы в системе, что значительно облегчает работу субъектов малого предпринимательства [18, С. 109].
Действуя в рамках законодательства, субъекты малого предпринимательства вовлечены в государственную и региональную политику, которая сказывается на развитии бизнеса. Так, в области создана база поставщиков, реализующих деятельности на территории региона [19, С. 76].
База данных насчитывает свыше 670 мест -ных производителей и размещена на сайте
Управления по закупкам. Такие меры позволяют обеспечить участие малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках области. Часть малых предприятий находится в г. Воронеж, а остальные в муниципалитетах области. При этом на сайте содержится подробная информация и о контрагентах с указанием адресов, телефонов, представляемых услуг, а также данные об участии в торгах и прямых закупках у единственного поставщика. На наш взгляд, такая политика способствует разделению поставщиков по территориальному признаку для решения задач конкретного муниципального района области.
Заключение
Контрактная система государственных закупок, как и многие другие, столкнулась с вызовами из-за распространения новой корона-вирусной инфекции (далее — COVID-19), но предупредительные меры, принятые на федеральном и региональных уровнях, позволили поддержать всех участников закупок. Для недопущения развития неблагоприятных последствий в связи с COVID-19 в законодательство о контрактной системе внесены некоторые корректировки:
— осуществление оперативной закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) любых товаров, работ, услуг в целях оказания медицинской помощи, предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— увеличен максимальный порог одной сделки в малых закупках;
— снижение финансовой нагрузки для субъектов МСП (субъекты малого предпринимательства) и СОНКО (социально ориентированные некоммерческие организации), в части обеспечения исполнения контракта, изменения существенных условий контракта, также списания начисленных поставщикам неустоек и др.
На территории Воронежской области были поддержаны все субъекты малого и среднего бизнеса, при этом особое внимание было уделено мерам поддержки в сфере закупок. Органы государственной власти Воронежской области снизили требования к государственным контрактам для малого и среднего предпринимательства, участвующего в закупках. Поправки были внесены в региональное законодательство о контрактной системе. В настоящее время заказчик вправе менять цену и сроки исполнения государственных контрактов, если обязательства невозможно исполнить из-за введенных ограничений.
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мокренко А. В. Система управления государственными закупками на современном этапе: механизмы и инструменты / А. В. Мокренко, Н. М. Ованесян // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2017. — № 2. — С. 43—49.
2. Реестр передовых практик реализации норм законодательства в сфере осуществления закупок [Электронный ресурс] // Официальный сайт Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам». — URL: http://www.ooogos.ru/regions/rating/ reestr-lpr/luchshie-praktiki.phр (дата обращения 09.04.2022).
3. Российская Федерация. Воронежская областная Дума. О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года : закон Воронежской области от 20 декабря 2018 № 168-ОЗ [Электронный ресурс] // Информационная система «Портал Воронежской области в сети Интернет». — URL: https://www.govvrn.ru (дата обращения 12.04.2022).
4. Российская Федерация. Правительство Воронежской области. Об Управлении по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области : постановление Правительства Воронежской области от 27 января 2014 № 42 [Электронный ресурс] // Информационная система «Портал Воронежской области в сети Интернет». — URL: https://www.govvrn.ru (дата обращения 12.04.2022).
5. Российская Федерация. Администрация городского округа город Воронеж. Об утверждении положения об управлении муниципальных закупок Администрации городского округа город Воронеж : постановление от 26 декабря 2013 № 1291 // Берег. — 2014. — № 4.
6. Российская Федерация. Правительство Воронежской области. О проведении мониторинга закупок для обеспечения нужд Воронежской области : постановление Правительства Воронежской области от 28 июня 2018 г. № 574 [Электронный ресурс] // Информационная система «Портал Воронежской области в сети Интернет». — URL: https://www.govvrn.ru (дата обращения 20.04.2022).
7. Российская Федерация. Правительство Воронежской области. О показателях эффективности и результативности деятельности руководителей исполнительных органов государственной власти Воронежской области и плановых значениях показателей эффективности и результативности деятельности руководителей исполнительных органов государственной власти Воронежской области на 2021 год: постановление Правительства Воронежской области от 27 апреля 2021 № 233 [Электронный ресурс] // Информационная система «Портал Воронежской области в сети Интернет». — URL: https://www.govvrn.ru (дата обращения 20.04.2022).
8. Как изменился рынок закупок в 2020 году [Электронный ресурс] // Российская газета : официальный сайт. — URL: https://rg.ru/2021/02/01/ kak-izmenilsia-rynok-zakupok-v-2020-godu.htm (дата обращения 30.04.2022).
9. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах [Электронный ресурс] // Официальный сайт Агентства стратегических инициатив. — URL: https://asi. ru/government_officials/rating (дата обращения 10.05.2022).
10. Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (по состоянию на 10 августа 2021 года) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной налоговой службы. — URL: https://ofd.nalog.ru (дата обращения 15.05.2022).
11. Трещевский Ю. И. Тенденции и перспективы развития малого бизнеса в Воронеже и области / Ю. И. Трещевский, Н. Ю. Трещевская // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. — 2007. — № 2. — С. 45—49.
12. Результаты мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Воронежской области по итогам 2018 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Департамента экономического развития Воронежской области. — URL: https://econom.govvrn.ru/content/imagedoc/files/ doc2802191700.pdf (дата обращения 10.01.2022).
13. Спецпроект АИФ-Воронеж Драйвер экономики [Электронный ресурс] // Официальный сайт проекта. — URL: https://business-vrn.aif.ru (дата обращения 15.01.2022).
14. Круглый стол по теме: «Участие в государственных закупках субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс] // Официальный сайт МойБизнес Воронеж. — URL: https://moibiz36.ru/events/rubrika/ obuchenie (дата обращения 15.01.2022).
15. Результаты мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках то-
варов и услуг Воронежской области по итогам 2018 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Департамента экономического развития Воронежской области. — URL: https://econom. govvrn.ru/content/imagedoc/files/doc2802191700.pdf (дата обращения 15.01.2022).
16. Статистические данные в разрезе субъектов, являющихся малым бизнесом [Электронный ресурс] // Официальный портал малых закупок Воронежской области. — URL: https://goszakupki.govvrn.ru/ (дата обращения 21.01.2022).
17. Водопьянов А. В. Проблемы в сфере государственного регулирования закупок товаров, работ, услуг в отношении субъектов малого предпринимательства / А. В. Водопьянов, Т. В. Юсупова, В. В. Сыроижко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2021. — № 1-1 (52). — С. 79—83.
18. Водопьянов А. В. Модернизация системы государственного регулирования закупок на современном этапе / А. В. Водопьянов, В. В. Сыро-ижко // Актуальные проблемы профессионального образования: цели, задачи и перспективы развития: сборник материалов 19-й всероссийской научно-практической конференции. — Воронеж, 2021. — С. 109—114.
19. Водопьянов А. В. Совершенствование государственного регулирования закупок в Воронежской области в отношении субъектов малого предпринимательства / А. В. Водопьянов, В. В. Сыроижко // Аспирантские тетради : сборник научных статей научно-практической конференции. — Воронеж, 2022. — С. 76—81.
LIST OF LITERATURE
1. Mokrenko A. V. Public procurement management system at the present stage: mechanisms and tools / A. V. Mokrenko, N. M. Hovhannisyan // State and municipal management. Scientific notes. — 2017. — № 2. — P. 43—49.
2. Register of best practices in implementing legislation in the field of procurement [Electronic resource] // Official website of the All-Russian Public Organization «Guild of Domestic buyers and specialists in procurement and sales». — URL: http://www.ooogos.ru/regions/rating/reestr-lpr/ luchshie-praktiki.phр (accessed 09.04.2022).
3. The Russian Federation. Voronezh Regional Duma. On the strategy of socio-economic development of the Voronezh Region for the period up to 2035 : the Law of the Voronezh Region dated December 20, 2018 No. 168-OZ [Electronic resource] // Information System «Portal of the Voronezh Region on the Internet». — URL: https:// www.govvrn.ru (accessed 12.04.2022).
4. The Russian Federation. The Government of the Voronezh Region. About the Department for
Regulation of the contract system in the field of procurement of the Voronezh Region : Decree of the Government of the Voronezh Region dated January
27, 2014 №. 42 [Electronic resource] // Information System «Portal of the Voronezh Region on the Internet». — URL: https://www.govvrn.ru (accessed 12.04.2022).
5. The Russian Federation. Administration of the Voronezh City district. On approval of the Regulations on the Municipal Procurement Department of the Voronezh City District Administration : Resolution No. 1291 of December
26, 2013 // Bereg. — 2014. — № 4.
6. The Russian Federation. The Government of the Voronezh Region. On monitoring purchases to meet the needs of the Voronezh Region: Decree of the Government of the Voronezh Region dated June
28, 2018 No. 574 [Electronic resource] // Information System «Portal of the Voronezh Region on the Internet». — URL: https://www.govvrn.ru (accessed 20.04.2022).
7. The Russian Federation. The Government of the Voronezh Region. On the indicators of efficiency and effectiveness of the heads of executive bodies of state power of the Voronezh region and the planned values of indicators of efficiency and effectiveness of the heads of executive bodies of state power of the Voronezh Region for 2021 : Decree of the Government of the Voronezh Region dated April
27, 2021 №. 233 [Electronic resource] // Information system «Portal of the Voronezh region on the Internet». — URL: https://www.govvrn.ru (accessed 20.04.2022).
8. How the procurement market has changed in 2020 [Electronic resource] // Official website of Rossiyskaya Gazeta. — URL: https:// rg.ru/2021/02/01/kak-izmenilsia-rynok-zakupok-v-2020-godu.htm (accessed 30.04.2022).
9. National rating of the investment climate in the regions [Electronic resource] // Official website of the Agency for Strategic Initiatives. — URL: https://asi.ru/government_officials/rating (accessed 10.05.2022).
10. The number of legal entities and individual entrepreneurs, information about which is contained in the Unified Register of Small and Medium-sized businesses (as of August 10, 2021) [Electronic resource] // Official website of the Federal Tax Service. — URL: https://ofd.nalog.ru (accessed 15.05.2022).
11. Treshchevsky Y. I. Trends and prospects of small business development in Voronezh and the region / Y. I. Treshchevsky, N. Y. Treshchevskaya //
Bulletin of the VSU. Series: Economics and Management. — 2007. — No. 2. — P. 45—49.
12. Results of monitoring the state and development of the competitive environment in the markets of goods and services of the Voronezh region by the end of 2018 [Electronic resource] // Official website of the Department of Economic Development of the Voronezh Region. — URL: https://econom. govvrn.ru/content/imagedoc/files/doc2802191700. pdf (accessed 10.01.2022).
13. AIF Special Project-Voronezh Driver of Economy [Electronic resource] // Official website of the project. — URL: https://business-vrn.aif.ru (accessed 15.01.2022).
14. Round table on the topic: «Participation in public procurement of small and medium-sized businesses» [Electronic resource] // Official website of Moybusiness Voronezh. — URL: https://moibiz36. ru/events/rubrika/obuchenie (accessed 15.01.2022).
15. Results of monitoring the state and development of the competitive environment in the markets of goods and services of the Voronezh region by the end of 2018 [Electronic resource] // Official website of the Department of Economic Development of the Voronezh Region. — URL: https://econom. govvrn.ru/content/imagedoc/files/doc2802191700. pdf (accessed 15.01.2022).
16. Statistical data in the context of subjects that are small businesses [Electronic resource] // Official portal of small purchases of the Voronezh region. — URL: https://goszakupki.govvrn.ru / (accessed 21.01.2022).
17. Vodopyanov A. V. Problems in the field of state regulation of procurement of goods, works, services in relation to small businesses / A. V. Vodopyanov, T. V. Yusupova, V. V. Syroizhko // International Journal of Humanities and Natural Sciences. — 2021. — No. 1-1 (52). — P. 79—83.
18. Vodopyanov A. V. Modernization of the system of state regulation of procurement at the present stage / A. V. Vodopyanov, V. V. Syroizhko // Actual problems of vocational education: goals, objectives and prospects of development : collection of materials of the 19th All-Russian scientific and practical conference. — Voronezh, 2021. — P. 109—114.
19. Vodopyanov A. V. Improvement of state regulation of procurement in the Voronezh region in relation to small business entities / A. V. Vodopyanov, V. V. Syroizhko // Postgraduate notebooks : Collection of scientific articles of the scientific and practical conference. — Voronezh, 2022. — P. 76—81.