Научная статья на тему 'СУБЪЕКТЫ ДОГОВОРА СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА'

СУБЪЕКТЫ ДОГОВОРА СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
799
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОГОВОР СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА / ДОГОВОРНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Предеин В.В.

В статье рассматриваются стороны Договора строительного подряда, а также существующая схема допуска на строительный рынок РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТЫ ДОГОВОРА СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА»

УДК 347.44

В.В. Предеин

СУБЪЕКТЫ ДОГОВОРА СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА

В статье рассматриваются стороны Договора строительного подряда, а также существующая схема допуска на строительный рынок РФ.

Ключевые слова: договор строительного подряда, договорное право.

В широком смысле субъектами договора строительного подряда являются заказчик и подрядчик, инвестор и СРО строителей.

Так, в роли заказчика могут выступать любые физические и юридические лица. Однако в рассматриваемой области выполнение функций заказчика, в частности осуществление эффективного контроля деятельности подрядчика, требует специальных знаний и навыков, а иногда - наличия особого разрешения на данный вид деятельности. Поэтому на практике функции заказчика нередко передаются специализированным организациям, которые действуют в качестве представителей тех лиц, для которых предназначен строящийся объект.

Инвесторами являются лица, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В соответствии с законодательством РФ инвестиционную деятельность в рамках договора строительного подряда могут осуществлять как физические лица, так и хозяйствующие субъекты. Это позволяет развивать экономику строительной отрасли на основе негосударственных инвестиций, а также предоставляет заказчику выбор в подборе инвесторов в вопросах, связанных с реализацией строительных программ.

Инвесторами могут быть органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, в том числе иностранные и международные организации. Инвесторы могут сами выступать в роли заказчиков, если они располагают необходимыми для этого возможностями, или могут возложить эти функции на других лиц. В этом случае между инвестором и заказчиком заключается особый инвестиционный договор, который по своей юридической природе чаще всего является либо договором поручения, либо договором комиссии.

При любом сочетании субъектов процесса инвестиционной деятельности, связанной со строительством, заказчик является основным субъектом. Данное утверждение основано на том, что именно он: определяет условия работы подрядных организаций; отвечает за разработку проектно-сметной документации; предоставляет для строительства земельный участок (или застройщик); в некоторых случаях может являться потребителем законченного объекта строительства.

В 2010 году выдача лицензий на строительство полностью прекращена. На смену лицензированию пришла система саморегулируемых организаций (СРО), которые выдают свидетельства о допуске к строительным работам. Ключевыми задачами СРО в строительстве являются повышение качества выполняемых работ и предупреждение возникновения аварийных ситуаций на объектах капитального строительства. Эти задачи реализуются путем выдачи свидетельств о допуске к работам тем компаниям, которые успешно прошли проверку на соответствие всем необходимым требованиям.

Саморегулируемая организация строителей (СРО) - вид некоммерческой организации, основанной на членстве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, выполняющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Статус СРО может приобрести некоммерческая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство, созданная в форме некоммерческого партнёрства, при условии её соответствия требованиям, установленным ч.ч. 1 и 2 ст. 55.4 ГрК РФ: объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем сто индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц; наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем один миллион рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причи-

© Предеин В.В., 2016.

Научный руководитель: Тихомирова Анжелика Витальевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Предпринимательское и коммерческое право», Южно-Уральский государственный университет, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 1(52). Т.4.

нения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем триста тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации; наличие документов, предусмотренных частью 1 статьи 55.5 ГрК РФ.

Основными целями СРО являются:

-предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами СРО;

-повышение качества выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Отменяя систему государственного лицензирования, предусматривается передача СРО функции по выдаче разрешений на осуществление строительной деятельности.

Схема допуска на рынок участников строительной деятельности, установленная ст. 55.8 ГрК РФ выглядит следующим образом:

1) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Минрегион России) утверждает перечень работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

2) общее собрание членов СРО определяет виды работ, входящих в данный перечень, которые относятся к сфере ее деятельности;

3) при вступлении лица в СРО последняя выдает ему свидетельство о допуске к тем или иным видам работ, влияющим на безопасность объектов капитального строительства, решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов СРО к сфере деятельности СРО;

4) о выдаче указанного свидетельства СРО уведомляет орган по надзору за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзор), который отражает эти сведения в государственном реестре.

Описанная схема допуска на строительный рынок не вполне соответствует общепринятым как в мировой, так и российской практике механизмам саморегулирования, когда членство в СРО дает право на занятие определенным видом деятельности, в данном случае строительной, содержание которой, хотя и в самом общем виде, но описано в Градостроительном кодексе РФ, а не выполнение каких-либо видов конкретных строительных работ. При этом сама СРО определяет условия и показатели такого соответствия.

СРО определяя сферу деятельности через определенный набор работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, законодатель игнорирует общепризнанный в теории и практике саморегулирования принцип, согласно которому СРО отвечают, главным образом, за качество работ, выполняемых их членами, тогда как вопросы, связанные с безопасностью этих работ, относятся к сфере ответственности государства.

В связи с этим, весьма сомнительной представляется и возможность достижения СРО, отвечающей лишь за работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, одной из основных целей, стоящих перед СРО строительного комплекса в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 55.1 ГрК РФ - повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Совершенно не ясны критерии, по которым выделяются виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства. Даже если не обращать внимания на крайне неудачную и странную, по мнению многих экспертов, терминологию, все равно трудно однозначно определить, каков механизм влияния конкретного вида работ на безопасность здания или сооружения. Сами по себе работы влияют на безопасность, а нарушение их производства может повлиять на указанные отношения.

При этом основной функцией СРО все-таки остается именно регулирование технических норм строительства и повышение репутации своих членов, защита интересов участников СРО перед государством и третьими лицами. По факту деятельность СРО скорее сводится к ограничению деятельности тех участников рынка, которые не вступили в СРО. Роль СРО в этой связи сводится к созданию рынка профессионалов, которые строят быстрее, экологичнее, применяют самые передовые и самые современные инновационные технологии и решения. По сути, СРО силами своих членов должны обеспечивать технический контроль объектов, технологий, материалов, над которыми они работают.

Библиографический список

1.Юшкевич СП. Договор строительного подряда. - М.: Норма, 2009. - С. 205.

2.Цветков И.В. Договорная работа. - М: Бек, 2010. - С. 59.

3.Фурсов А. Комментарий к Федеральному закону «О саморегулируемых организациях». - М.: Альфа, 2011. - С. 27.

4.Трефилова Т.Н. От лицензирования к саморегулированию: Комментарий к Федеральному закону «О саморегулируемых организациях». - М.: Бек, 2010. - С. 35.

ПРЕДЕИН ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ - магистрант кафедры «Предпринимательское и коммерческое право», Южно-Уральский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.