Научная статья на тему 'Правовая природа стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования в сфере строительства'

Правовая природа стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования в сфере строительства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
408
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Даутия Т. В.

Статья посвящена изучению правовой природы стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования, разработка которых предусмотрена ч. 2 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ. Данные нормативные акты, не будучи изданными законодательными органами власти, могут содержать обязательные для исполнения строительными организациями правила и нормы, что и определяет особенность правовой регламентации института саморегулирования в сфере строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая природа стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования в сфере строительства»

Даутия Т.В. ©

Аспирант кафедры гражданского права НАЧОУ ВПО Современная гуманитарная академия

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА СТАНДАРТОВ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРАВИЛ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

Аннотация

Статья посвящена изучению правовой природы стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования, разработка которых предусмотрена ч. 2 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ. Данные нормативные акты, не будучи изданными законодательными органами власти, могут содержать обязательные для исполнения строительными организациями правила и нормы, что и определяет особенность правовой регламентации института саморегулирования в сфере строительства.

Ключевые слова: саморегулируемые организации, строительство, минимально необходимые требования к выдаче свидетельства о допуске к работам по организации строительства, ответственность за качество выполненных работ

Keywords: self-regulating organizations, construction, minimally necessary requirements to granting access to construction works, responsibility for quality of conducted works

В целях реализации функций контроля за деятельностью членов саморегулируемой организации, действующим законодательством предусмотрено право саморегулируемой организации разработать и утвердить стандарты саморегулируемой организации и правила саморегулирования.

В соответствии с п.1 ч. 2 ст. 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, стандарты саморегулирования - это документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ. В стандарты саморегулируемой организации не могут включаться указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей, требования к товарам, их производителям, к информации, работам, услугам в отношении производимых, выполняемых, оказываемых членами саморегулируемой организации соответственно товаров, работ, услуг и (или) используемых членами саморегулируемой организации строительных материалов, если такие требования влекут за собой недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»[1], стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О техническом регулировании», целями стандартизации являются:

© Даутия Т.В., 2013 г.

- повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

- обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

- содействие соблюдению требований технических регламентов;

- создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом соблюдения следующих принципов стандартизации, закрепленных в ст. 12 Федерального закона «О техническом регулировании»:

- добровольного применения документов в области стандартизации;

- максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

- применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

- недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

- недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

- обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Несмотря на прямое указание закона на добровольность применения стандартов, стандарты саморегулируемых организаций являются обязательными для исполнения членами саморегулируемых организаций (далее членами СРО), так как п. 2 ч. 2 ст. 55.7 Градостроительного кодекса РФ предусматривает исключение из членов саморегулируемой организации за неоднократное в течение года или грубое нарушение членом СРО требований стандартов саморегулируемых организаций и (или) требований правил саморегулирования.

Также согласно п. 6 ст. 55.10 Градостроительного кодекса РФ, утверждение стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования относится к исключительной компетенции общего собрания членов СРО, при этом, указанные документы, изменения, внесенные в эти документы, решения о признании их утратившими силу считаются принятыми саморегулируемой организацией, если за принятие этих документов, изменений, решений проголосовали более чем 50 процентов общего числа членов такой организации.

В связи с тем, что стандарты саморегулируемых организаций и правила саморегулирования не являются обязательными документами для приобретения

некоммерческим партнерством статуса саморегулируемой организации и внесения о нем сведений в реестр саморегулируемых организаций в сфере строительства в порядке, предусмотренном ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ, разработка и утверждение стандартов и правил саморегулирования может быть на любой стадии существования саморегулируемой организации, не обязательно при ее создании.

Правилами саморегулирования является документ саморегулируемой организации, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. В соответствии с ч. 12 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ, правилами саморегулирования могут устанавливаться:

1) условия, подлежащие включению в договор подряда и обеспечивающие защиту интересов заказчиков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

2) требования к исполнителям работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, относительно предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций с заказчиками этих работ, пользователями результатами этих работ;

3) требования о страховании членами саморегулируемой организации гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, условия такого страхования;

4) требования о страховании иных связанных с выполнением строительно-монтажных работ рисков, о страховании работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица от несчастных случаев и болезней, условия такого страхования;

5) требование о наличии сертификатов соответствия работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, сертификатов системы управления качеством таких работ, выданных при осуществлении добровольного подтверждения соответствия в определенной системе добровольной сертификации;

6) требования к содержанию рекламы, распространяемой исполнителями работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Таким образом, целью стандартов саморегулируемых организаций является регламентация технических требований к качеству и порядку выполнения работ членами СРО, а правил саморегулирования - предъявление общих требований по ведению членами СРО предпринимательской деятельности, по условиям оказания услуг в строительной отрасли и регулированию отношений с контрагентами, что, в первую очередь, создает имидж контрагента как члена саморегулируемой организации, обязывает его соблюдать как бы «кодекс профессиональной этики», распространяющийся на определенное профессиональное сообщество - членов конкретной саморегулируемой организации. В том числе, предусмотрение правилами саморегулирования условий, подлежащих включению в договор подряда и обеспечивающих защиту интересов заказчиков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, может обеспечивать дополнительные гарантии и привилегии для заказчиков, не предусмотренные действующим законодательством, но положительно позиционирующие субъектов строительной отрасли как надежных и добросовестных контрагентов. Например, это могут быть увеличенные гарантийные сроки на качество выполненных работ.

Правила саморегулирования в том понятии, которое предусмотрено ч. 12 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ, большинством саморегулируемых организаций в сфере строительства не утверждались. Чаще всего такие правила саморегулирования предусматривают страхование членами саморегулируемой организации гражданской ответственности которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии со ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ. Однако, есть и

небольшое число саморегулируемых организаций, утвердивших свои правила саморегулирования предпринимательской деятельности, однако они содержат дублирующие принципы и положения действующего законодательства. Например, Правила саморегулирования ПС НП СРОСБР 2.0-2009 «Правила предпринимательской деятельности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, входящих в НП «СРО строителей Байкальского региона» и осуществляющих строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства»[2], утвержденные решением общего собрания членов НП СРО СБР от 09.12.2010 № ОС-10, Правила саморегулирования Партнерства «Межрегиональный строительный комплекс»[3], утвержденные общим собранием членов СРО НП «Межрегиональный строительный комплекс» от 14.03.2012 года, Правила саморегулирования некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Строительный комплекс Вологодчины»[4].

Требования к исполнителям работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, относительно предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций с заказчиками этих работ, пользователями результатами этих работ могут содержать требования к членам СРО добросовестно, своевременно и во внесудебном порядке рассматривать жалобы заказчиков на качество выполнения работ, требования об устранении выявленных в течение гарантийного срока недостатков в минимально короткий срок, однако бывают и случаи, когда ни одна из сторон не согласна с требованиями, выдвигаемыми контрагентом, в связи с чем разрешение спорной ситуации подлежит в судебном порядке и никакие требования саморегулиуремой организации не могут обязывать члена в безапелляционном внесудебном порядке удовлетворять все требования заказчиков и пользователей результатам работ, так как такие требования могут являться и беспочвенными.

В целях закрепления обязанности членов СРО соблюдать в обязательном порядке стандарты и правила саморегулируемой организации, такое указание должно быть прописано в требованиях саморегулиуремой организации к выдаче свидетельства о допуске к выполнению работ. В таком случае п. 3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ в действующей редакции будет содержать запрет индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, являющимся членами СРО, выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с отступлениями от стандартов саморегулируемой организации и правил саморегулирования.

Также в связи с установлением в ч. 2 ст. 55.7 Градостроительного кодекса РФ ответственности в виде исключения из членов СРО за неоднократное в течение одного года или грубого нарушения требований стандартов саморегулируемой организации и (или) требований правил саморегулирования, считаем целесообразным в п. 2 ч. 2 ст. 55.7 Градостроительного кодекса РФ внести дополнения и указать, что при разработке и утверждении саморегулируемой организацией стандартов саморегулируемых организаций и (или) правил саморегулирования саморегулируемая организация обязана определить, нарушение каких предусмотренных выше указанными документами условий и требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования являются грубым и однократное нарушение которых влечет последствия, предусмотренные п. 2 ч. 2 ст. 55.7 Градостроительного кодекса РФ. Отсутствие четкой регламентации понятия грубого нарушения членом СРО стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования в документах саморегулируемой организации или нормативно-правовых актах может повлечь злоупотребления со стороны саморегулируемых организаций, а также формирование нетождественной правоприменительной практики.

Предоставление саморегулируемой организации компетенции по разработке и утверждению внутренних стандартов саморегулируемых организаций, предусматривающих правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за

выполнением указанных работ, соответствует одной из основных задач введения института саморегулирования строительной отрасли.

В соответствии с изложенным, статьей 17 Федерального закона «О техническом регулировании» предусмотрено, что проект стандарта саморегулируемой организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта. Стандарт организации может быть использован в качестве основы для разработки проекта предварительного национального стандарта в соответствии с положениями статьи 16.2 настоящего Федерального закона. Таким образом, законодатель предусмотрел возможность использования потенциала субъектов строительной отрасли и профессионального сообщества для усовершенствования нормативно-правовой базы, предусматривающей обязательные требования к выполнению работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, взамен устаревшей нормативно-технической базы. С принятием Федерального закона «О техническом регулировании», действие законов «О стандартизации»[5], «О сертификации продукции и услуг»[6], а также ранее разработанных и обязательных к применению СНиПов и ГОСТов, было прекращено. Для объектов и предметов контроля и надзора, подпадающих под действие Федерального закона «О техническом регулировании», необходимость, периодичность, виды и формы проведения контроля должны определяться соответствующими техническими регламентами. До их принятия надзорные органы вправе проводить проверки действующих обязательных требований только в части безопасности. До настоящего времени федеральный закон «О техническом регулировании» нельзя назвать действующим в полной мере, поскольку во исполнение него технические регламенты по всем отраслям деятельности еще не приняты. Разработка технического регламента требует больших временных, финансовых затрат и привлечение огромного числа специалистов соответствующей сферы. Необходимость принятия технических регламентов взамен ранее действовавших государственных стандартов, норм и правил вызвана следующим. Технические нормы не являются социальными и не имеют юридического значения, так как определяют порядок обращения людей с орудиями и предметами труда, иными объектами материального мира и силами природы. Нарушение технических норм само по себе не приводит к наступлению юридической ответственности. Основной формой изложения таких норм являются государственные стандарты, устанавливающие обязательные требования к продукции, процессам производства и т.д.

Пункт 3.4. письма Министерства юстиции России от 03.06.1993 № 08-09/307[7], п. 15 разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Министерства юстиции от 04.05.2007 г. № 88[8], указывают, что ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и др. - акты нормативно-технического характера, не содержащие правовых норм, и не подлежащие представлению на государственную регистрацию. Как технические нормы ГОСты, СНиПы, СанПиНы и др. (общее число подобных нормативно-технических документов строительстве превышает 10 000 наименований, в основном утвержденных в 1970-х г.г.) по большей части много лет не обновлялись и сильно устарели[9]. Так, например, устарели СНиПы 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», 3.09.01-85 «Производство сборных железобетонных конструкций и изделий», 25118-99 «Конструкции стальные строительные» и другие.

Вступивший с 01 июля 2003 года в силу Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании» предусматривает замену системы СНиПов, ГОСТов и других нормативных документов принимаемыми в форме федерального закона техническими регламентами, поскольку придание техническим нормам юридической силы возможно, когда техническая норма либо закрепляется в диспозиции нормы права, либо норма права отсылает к технической норме. На сегодняшний день длительное время идет разработка и обсуждение

таких технических регламентов. Подобные нормы должны будут обладать качественными признаками правовой нормы: содержать общеобязательные предписания, исходить от законодателя и выражать его волю, быть рассчитаны на многократное применение неограниченным кругом лиц, закрепляться в специальных нормативных правовых актах и обеспечиваться возможностью государственного принуждения. Согласно ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании», технический регламент может быть принят в форме международного договора Российской Федерации, подлежащего ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (или в соответствии с таким договором), может быть принят федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, то есть, исходя от субъекта законотворческой и правотворческой деятельности, технический регламент должен иметь силу нормативно-правового акта.

Таким образом, нормы саморегулирования должны развивать и дополнять нормы государственного регулирования, не успевающего своевременно реагировать на новые формы реализации правоотношений в быстро развивающихся отраслях, в которых нормативные акты, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, либо принимаются с большим опозданием (после тщательного обобщения практического опыта), либо не принимаются вовсе, если законодатель уверен, что сложившаяся в стране система саморегулирования в достаточной степени справляется с задачами обеспечения добросовестности конкуренции и защиты прав потребителей и контрагентов на рынке.

Практически же, для возможности разработки проекта стандарта, который мог бы после проведения экспертизы техническим комитетом лечь в основу будущего национального стандарта, саморегулируемой организацией должна быть проведена колоссальная работа по обобщению имеющейся нормативной базы, выявлению устаревших норм и правил, разработке нового проекта стандарта, что невозможно без привлечения специалистов строительной сферы. Кроме того, данная работа должна будет финансироваться за счет членов соответствующей саморегулируемой организации, что вряд ли сможет вызвать одобрение членов.

Кроме делегирования государством саморегулируемым организациям в сфере строительства функций контроля за деятельностью членов саморегулируемых организаций при выполнении работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, саморегулируемая организация выступает также в роли подконтрольного субъекта при осуществлении государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций. Осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций предусмотрено ст. 55.19 Градостроительного кодекса РФ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 года № 864 [10] установлено, что государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведение реестра указанных организаций осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Предметом проверки со стороны надзорного органа является соблюдение саморегулиуремой организацией требований к саморегулируемым организациям и их деятельности, установленных Градостроительным кодексом РФ, другими федеральными законами. Проверка может проводить в форме плановой проверки или в форме внеплановой проверки.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является:

- истечение 1 года со дня внесения сведений о саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций;

- истечение 2 лет со дня окончания проведения последней плановой проверки. Таким образом, плановая проверка деятельности саморегулируемой организации в сфере строительства может проводиться 1 раз 2 года.

Основанием для проведения уполномоченным органом внеплановой проверки является:

- истечение срока исполнения саморегулируемой организацией выданного органом надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации;

- поступление в орган надзора обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах совершения саморегулиуремой организацией и ее должностными лицами действий (бездействия), нарушающих требования Градостроительного кодекса РФ, других федеральных законов и права членов саморегулируемой организации, о фактах неисполнения саморегулируемой организацией обязательств о возмещении вреда, причиненного третьим лицам в результате действий (бездействия) членов саморегулируемой организации, о фактах неисполнения или ненадлежащего исполнения саморегулируемой организацией полномочий по контролю за деятельностью своих членов, выявленных органом надзора за саморегулируемыми организациями при рассмотрении документов, представленных саморегулируемыми организациями в установленном законодательством порядке;

- наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа надзора за саморегулируемыми организациями о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим органы прокуратуры материалам и обращениям.

В соответствии с ч. 5 ст. 55.19 Градостроительного кодекса РФ, в случае поступления в орган надзора за саморегулируемыми организациями уведомления, обращения о допущенных саморегулируемой организациях нарушениях, орган надзора в срок не позднее чем в течение 20 дней со дня поступления указанных уведомления, обращений и заявлений обязан принять решение о проведении внеплановой проверки деятельности такой саморегулируемой организации или об отказе в проведении внеплановой проверки такой саморегулируемой организации с обоснованием причин принятого решения и направить заявителю уведомление о принятом решении.

Срок проведения проверки составляет не более, чем 10 рабочих дней со дня начала ее проведения. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа надзора за саморегулируемыми организациями, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более, чем на 10 рабочих дней. В случае несоответствия саморегулируемой организации требованиям, необходимым для приобретения статуса саморегулируемой организации, определенным в ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ, а также в случае отсутствия у саморегулируемой организации компенсационного фонда, соответствующего требованиям ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ, орган надзора за саморегулируемой организацией вправе обратиться в суд с требованием об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.

Анализируя выше перечисленное можно сделать вывод, что вводя институт саморегулирования в сфере строительства, государство делегировало саморегулируемым организациям функции по допуску строительных организаций к выполнению работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, однако за собой оставило функции государственного строительного надзора за деятельностью

строительных организаций при выполнении ими работ на отдельных видах объектов, указанных в ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, возложив функции по контролю за соответствие всех выполняемых работ требованиям технических регламентов, проектной документации, техники безопасности на лицо, осуществляющее строительство (ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ), а также оставило за собой функции по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций. Кроме передачи части контрольных функций саморегулируемым организациям, государство стимулировало саморегулируемые организации к добросовестному исполнению своих контрольных полномочий посредством установления солидарной имущественной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда при выполнении работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Интересным представляется вопрос возможности осуществления саморегулируемой организацией контрольных функций за деятельностью своих членов при выполнении ими работ, на выполнение которых свидетельство о допуске не требуется.

Согласно ст. 55.13 Градостроительного кодекса РФ, саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования в порядке, установленном правилами контроля в области саморегулирования. Саморегулируемая организация также вправе осуществлять контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований технических регламентов при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, в процессе осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Из изложенного можно сделать вывод, что контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих членов может осуществляться не только в отношении работ, оказывающих влияние на безопасность объекта капитального строительства, но и в отношении любых работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по осуществлению строительства, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства на предмет их соответствия требованиям технических регламентов. Однако, указание на возможность осуществления контроля саморегулируемой организацией при проведении ее членом работ по текущему ремонту ст. 55.13 Градостроительного кодекса РФ не содержит. С учетом изложенного можно сделать вывод, что в случае поступления в саморегулируемую организацию жалобы на действие ее члена при выполнении работ по текущему ремонту, не включенных в перечень работ, отказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии со ст. 5.14 Градостроительного кодекса РФ, саморегулируемая организация не вправе по результатам проверки такого обращения в случае подтверждения наличия нарушений применить к члену саморегулируемой организации меры дисциплинарного воздействия в соответствии со ст. 55.15 Градостроительного кодекса РФ, а в случае, если такие меры были применены саморегулируемой организацией - член саморегулируемой организации может обжаловать такое решение как вынесенное саморегулируемой организацией с превышением своей компетенции.

Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.07.2011 года № 20456-ИП/08 [11], действие приказа Минрегиона России от 30.12.2009 года № 624 (а ранее приказа от 09.12.2008 года № 274 (не действующий)) распространяется на виды работ, которые выполняются исключительно при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов капитального строительства, и не касается деятельности по эксплуатации и осуществлении текущего ремонта зданий и сооружений. Следовательно, строительные организации вправе выполнять работы, включенные в перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, при выполнении таких работ в рамках мероприятий по текущему ремонту, без соответствующего допуска саморегулируемой организации к выполнению работ. Однако полагаем, что это

создает пробел законодательства при отсутствии правовой регламентации понятия текущего ремонта, несмотря на то, что Градостроительный кодекс РФ содержит определение капитального ремонта объектов капитального строительства (п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ), и определение содержания понятия «текущий ремонт» возможно посредством отнесения к текущему ремонту всех работ, не подпадающих по определение капитального ремонта и реконструкции (методом исключения), однако институт саморегулирования в сфере строительства, по мнению авторов, должен действовать в отношении всех видов работ, включенных в Перечень, утвержденный приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 года № 624, вне зависимости от того, выполняются такие работы в рамках мероприятий по текущему ремонту или при капитальном ремонте объектов капитального строительства, так как причинение имущественного вреда жизни, здоровью, имуществу граждан и юридических лиц может произойти не только при непосредственном выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, но и при ненадлежащем неграмотном техническом обслуживании или текущем ремонте объектов капитального строительства, при котором в настоящее время институт саморегулирования, в том числе положения по имущественной солидарной ответственности саморегулируемой организации при причинении вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения, не действуют.

Литература

1. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 23.07.2013) // «Собрание законодательства РФ», 30.12.2002, № 52 (ч. 1), ст. 5140

2. Правила саморегулирования ПС НП СРОСБР 2.0-2009 «Правила предпринимательской деятельности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, входящих в НП «СРО строителей Байкальского региона» и осуществляющих строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства» от 09.12.2010 года [электронный ресурс] // режим доступа: http://baikalsro.ru/content/view/265/74 - официальный сайт НП СРО «Строителей Байкальского региона» (дата обращения: 02.09.2013)

3. Правила саморегулирования Партнерства «Межрегиональный строительный комплекс» , утвержденные общим собранием членов СРО НП «Межрегиональный строительный комплекс» от 14.03.2012 года [электронный ресурс] // режим доступа: http://portal-sro.ru/msk/documents_sro -опубликованы на официальном сайте СРО НП «Межрегиональный строительный комплекс» (дата обращения: 02.09.2013)

4. Правила саморегулирования некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Строительный комплекс Вологодчины» [электронный ресурс] // режим доступа: http://skv.cherinfo.ru/docs/files/docs/pravila/pravila_samoregulirovaniya.doc - официальный сайт НП «СРО «СКВ» (дата обращения: 02.09.2013)

5. Закон РФ от 10.06.1993 N 5154-1 «О стандартизации» (утратил силу)// «Российская газета», 1993, № 120

6. Закон РФ от 10.06.1993 N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (утратил силу)// «Российская газета», 1993, № 120

7. Письмо Минюста РФ от 03.06.1993 N 08-09/307 «О применении Положения о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов» с Разъяснениями (утратило силу в связи с признанием утратившим силу Постановления Правительства РФ от 08.05.1992 № 305)

8. Приказ Минюста РФ от 04.05.2007 № 88 (ред. от 26.05.2009) «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»// «Российская газета», № 108, 24.05.2007

9. Трунов И.Л. «Правовое регулирование безопасности строительства в Российской Федерации»//Строительство и право, 2009 год, № 6. С. 66

10. Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 № 864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 01.12.2008, № 48, ст. 5612

11. Письмо Минрегиона России от 29.07.2011 N 20456-ИП/08Ю применении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» // «Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве», N 2, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.