Научная статья на тему 'Саморегулирование в строительной отрасли России и Англии: сравнительный опыт'

Саморегулирование в строительной отрасли России и Англии: сравнительный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ РОССИИ И АНГЛИИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SELF-REGULATION / THE STATE / PROFESSIONAL COMMUNITY / BUILDING BRANCH / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидоров С.

В статье рассматривается процесс становления и функционирования саморегулирования в строительной отраслях России и Англии. Особое внимание уделяется общим и различным чертам организационного и смыслового характера. Акцент сделан на российском опыте перехода строительной деятельности на саморегулирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSITION OF BUILDING BRANCH OF RUSSIA TO SELF-REGULATION

The article discusses the process of formation and self-regulation functioning in building branches of Russia and England. The special attention is given to similar and different lines of organizational and semantic character. The accent is made on the Russian experience of transition of building activity on self-regulation.

Текст научной работы на тему «Саморегулирование в строительной отрасли России и Англии: сравнительный опыт»

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ И АНГЛИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ

Сидоров С., аспирант социологического факультета МГУ им. Ломоносова, исполнительный директор саморегулируемой организации «Альянс строителей»

В статье рассматривается процесс становления и функционирования саморегулирования в строительной отраслях России и Англии. Особое внимание уделяется общим и различным чертам организационного и смыслового характера. Акцент сделан на российском опыте перехода строительной деятельности на саморегулирование.

Ключевые слова: саморегулирование; профессиональное сообщество; строительная отрасль России и Англии, ответственность.

TRANSITION OF BUILDING BRANCH OF RUSSIA TO SELF-REGULATION

Sidorov S., Sociology graduate student of Moscow State University. University, executive director of self organization «Alliance Builders

The article discusses the process of formation and self-regulation functioning in building branches of Russia and England. The special attention is given to similar and different lines of organizational and semantic character. The accent is made on the Russian experience of transition of building activity on self-regulation.

Keywords: Self-regulation; the state; professional community; building branch, responsibility.

1 января 2010 года строительная отрасль России перешла на новую систему регулирования - саморегулирование. Для внедрения этого механизма профессиональным сообществом была проделана колоссальная работа. Процесс реформирования отрасли начался еще в 2004 году. Тогда были приняты новые Жилищный кодекс и Градостроительный кодекс РФ. С тех пор был пройден путь от полного неприятия идеи саморегулирования до создания трех национальных объединений саморегулируемых организаций в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях.

Однако одна из главных отличительных особенностей перехода на саморегулирование и создания саморегулируемых организаций в России является обязательное членство для большинства строительных компаний отрасли. Этот фактор объясняет особую актуальность данной темы сегодня: даже те строители и проектировщики, которые никогда не слышали о саморегулировании, сегодня вынуждены задуматься о вступлении в СРО. Чем вызвана эта необходимость?

Саморегулирование успешно зарекомендовало себя во многих странах мира как оптимальный механизм контроля многих отраслей экономики. Россия уже имеет опыт по созданию системы саморегулирования и членства в саморегулируемых организациях (СРО) арбитражных управляющих, оценщиков и аудиторов, в транспортной и образовательной сфере.

Например, в Англии вопросами национальной политики в области регулирования строительной деятельности ведает Министерство по муниципальному управлению и местному населению (CLG). Приоритетным направлениями его деятельности являются защита здоровья и благосостояния граждан страны, обеспечение безопасности и удобства людей, находящихся в зданиях, сооружениях и за их пределами, а также эффективное использование водных и энергоресурсов в строительстве. К сфере ведения Министерства относятся все без исключения новые и реконструируемые объекты промышленного и гражданского строительства (жилые и коммерческие здания, сооружения).

Основными нормативными актами, регулирующими строительную сферу в Англии, являются The Building Act 1984 и The Building Regulations 2000, определяющие стандарты в области строительства и дизайна зданий, а также требования по использованию топливливных и иных энергетических ресурсов, используемых в процессах строительства, содействие в их сохранении.

Главная функция строительного контроля в Англии - установление соответствия нормативам регулирования в данной сфере. Она выполнятся как государственным органом строительного контроля в лице Строительной инспекции (The Building Control Body), так и в частном секторе в лице Уполномоченного инспектора (The authorised inspector). В тоже время проведение некоторых видов строительных работ может быть самосертифицируемым (или саморегулируемым), то есть не требующим разрешения Строительной инспекции.

Для реализации системы самосертификации (саморегулирования) Правительством Англии были образованы Схемы компетентных уполномоченных лиц (The Competent Person Schemes). Цель их создания в том, чтобы дать физическим и юридическим лицам возможность са-мосертифицировать проводимые ими работы в соответствии с нормами регулирования строительной деятельности. Схемы являются альтернативой подачи заявления на ведение строительных работ в мест-

ные органы власти и позволяют не привлекать уполномоченных инспекторов. Таким образом, вступление в самосертифицирующую (са-морегулируемую) организацию избавляет стройкомпанию от лишних расходов, связанных с согласованием документации в органах власти.

Но прежде всего членство в Схемах избавляет строительную сферу Англии от недобросовестных игроков, которые не могут качественно выполнять свою работу. С этой общей цели начинается пересечение английской и российской систем саморегулирования в строительстве. - Когда стало очевидным, что лицензирование строительной деятельности в России не справляется с поставленными перед ним задачами, было принято решение о переходе на саморегулирование. Оно, в свою очередь, призвано повысить качество строительных работ и очистить рынок от недобросовестных компаний, не обладающих соответствующей материально-технической базой и квалифицированными штатными специалистами. Принцип саморегулирования позволяет профессиональному сообществу самосертифицировать свою работу как проведенную в соответствии с требованиями норм строительного контроля.

Членство в английских Схемах выгодно как для самих строителей, так и для потребителей их услуг. Сокращается время согласования документации на строительство, соответственно, снижается себестоимость возведения 1 кв.м. жилья или офисного здания, и по^па-тель может приобрести его по более выгодной цене. В то же время местные органы власти могут сосредоточить своё внимание на работах, проводимых на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах. Отметим, что предложение по уменьшению административных полномочий Строительной инспекции с помощью саморегулирования было предложено Министерством по проблемам Окружающей среды Англии еще в 1997 году. С тех пор система самосерти-фикации была не только воплощена в жизнь, но и продолжает своё развитие уже за пределами Англии, в Уэльсе.

Одно из основных отличий английской системы саморегулирования - добровольный характер присоединения к ней. Параллельно Схемам продолжает функционировать система госконтроля строительной деятельности. Компания сама вправе выбрать, кто будет её контролировать - власть или профессиональное сообщество - и принять решение о членстве в Схемах либо отказаться от него. Если решение будет положительным, она должна пройти проверку на соответствие условиям членства в Схемах.

Аналогичные проверки проходят кандидаты на вступление в российские саморегулируемые организации. Срок их проведения - 30 дней с момента подачи полного комплекта документов в саморегулируе-мую организацию. За это время проверяется соответствие компании всем требованиям российского законодательства, соблюдение ряда достаточно жестких финансовых и организационных условий. Проверяется количественный состав штатного персонала определенной квалификации, а также наличие необходимой для ведения строительных работ материально-технической базы.

Приказ Министерства регионального развития России № 274 от 09.12.2008 г. содержит 38 видов работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, 14 видов по подготовке проектной документации и 6 видов работ по инженерным изысканиям1. Для осуществления любого из них строительной компании необходимо «разре-

шение», выданное саморегулируемой организации в виде свидетельства о допуске к работам. Чтобы получить такое свидетельство, по каждому виду работ в штате организации должно быть не менее 3 человек с высшим профессиональным образованием и стажем работы по специальности не менее 3 лет, либо не менее 5 специалистов со средним специальным образованием и стажем не менее 5 лет2. Выполнить это требование вступающим сложнее всего, так как не хватает, прежде всего, квалифицированного персонала. Это основная причина возможного отказа или сокращения списка перечня видов работ, на получение свидетельства о допуске к которым претендует компания, вступая в СРО. Без соблюдения этих требований присоединиться к системе саморегулирования не получится. Если решение СРО о членстве будет положительным, организация становится членом саморе-гулируемой организации и продолжает свою работу на законных основаниях. Этим основанием в России является свидетельство о допуске к работам, выданное члену СРО, а в Англии - сертификат, который компания, отныне называющаяся «соответствующей», может предъявить потребителю её услуг.

Как и в Англии, работа членов саморегулируемых организаций России неподконтрольна государству. Оно оставило за собой контроль и проверки самих СРО (соответственно, Схем в Англии) в целях соблюдения ими норм законодательства о саморегулировании.

Несмотря на то, что в Англии становление системы саморегулирования началось довольно-таки давно, а в России чуть более года назад, вместе с принятием в июле прошлого года Федерального закона № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»3, темпы создания СРО в двух странах сильно отличаются. В Англии функционирует две основные организации по само-сертификации. Одна из них - некоммерческая организация ТішіМагк, объединяющая компании, занимающиеся различными работами в области строительства, разработкой проектной документации, другая -Сошігисіюпііпе, крупнейшая организация, включающая в себя специалистов и консультантов в области строительства, объединяющая в своих рядах не только частные, но и общественные компании. В России по состоянию на 22 марта 2010 года в государственный реестр Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)4 внесены сведения о 376 саморегулиру-емых организациях, из которых 205 объединяют в своих рядах строителей, 144 СРО созданы в области архитектурного проектирования и 27 - в области инженерных изыскателей. Такая разница обусловлена не только разницей в площади территории двух стран (общий земельный фонд России составляет почти 1710 млн га, площадь Англии -129 634 кв.км.), но и количеством строительных компаний, работающих на этой территории. В России на 31 декабря 2008 года, когда выдача лицензий в области строительства была прекращена окончательно, было выдано порядка 260 тыс. лицензий строительным компаниям. Сегодня саморегулирование уже частично выполнило свою функцию и очистило отрасль от недобросовестных игроков отрасли, которые только назывались строителями, однако имели лицензию. На сегодняшний день в саморегулируемые организации вступило порядка 60 тысяч реально работающих компаний. Конечно, это отнюдь не все достойные представители стройотрасли России, однако наиболее дальновидные из них. Очевидно, что английская строительная сфера насчитывает гораздо меньше игроков. Но отличие саморегулирования от государственного регулирования, необходимость его внедрения в обеих странах очевидны.

Введение института саморегулирования позволяет строителям самим устанавливать правила и стандарты профессиональной деятельности в рамках действующего законодательства. Система очень эффективна с точки зрения ответственности субъектов рынка. Она позволяет решить одну из главных проблем в сфере строительства - повышение качества и безопасность строительных работ. Саморегулирование очищает рынок от компаний, созданных для единоразовых целей, поскольку жесткие входные требования, установленные законодательством Англии и России для членов саморегулируемых орга-

низаций, являются неким фильтром для фиктивных фирм5. Их существование негативно сказывалось на имидже строительной отрасли двух стран, подрывало уровень доверия потребителей услуг строителей и проектировщиков. В условиях самосертификации (или саморегулирования) они вынуждены покинуть рынок. Членами СРО становятся действительно достойные представители бизнеса, в которых партнеры могут быть уверены на все 100 процентов. При заключении договора они знают, что обе стороны прошли все проверки и соответствуют требованиям саморегулируемой организации.

Что дает статус «соответствия» (членства в СРО)? Как и в России, в Англии компания, нацеленная на долгосрочную работу, лишний раз подтверждает серьезность своих намерений, своё соответствие высоким требованиям и стандартам выбранной Схемы. Стать членом - это не самое трудное. В дальнейшем члены Схемы/члены СРО (в Англии и России соответственно) подвергаются плановым и внеплановым проверкам, ежегодно подтверждая своё соответствие строительным нормам страны. Если они подтверждают свой статус «соответствующего», это имеет положительный эффект для них самих - повышается статус организаций-членов в глазах общественности. Кроме того, уровень прозрачности деятельности членов Схем/СРО резко возрастает, так как информация о самих Схемах и СРО, их членах всегда носит открытый характер.

Одно из существенных преимуществ российской системы саморегулирования перед английской - сроки вступления в СРО. Для России этот аспект особенно актуален по причине высоких административных барьеров, которые растягивают процесс согласования строительной документации на срок от 6 месяцев до 2 лет, в то время как в большинстве развитых стран он составляет максимум полгода. Как уже было отмечено выше, срок вступления в российские СРО составляет 30 дней плюс 3 дня, которые уходят на выдачу свидетельства о допуске к работам. В Англии процесс рассмотрения документов с момента подачи заявления составляет 6 месяцев. Например, только на поверхностную экспертизу секретариатом Тг^Магк документов о соответствии данной организации требованиям Схемы уходит обычно 4-6 недель. Перед этим кандидату необходимо уплатить взнос в размере ? 2000 (около 90 000 руб). Кроме того, официальная авторизация строительной компании Англии, равнозначная получению допуска в России, привязывается, как правило, к определенной дате - 6 апреля или 1 октября.

Возвращаясь к смыслу системы саморегулирования, отметим, что переход к новой системе - это фактически один из элементов укрепления институтов гражданского общества в России, о становлении которого говорит президент страны Д. Медведев. Профессиональное сообщество не просто самостоятельно допускает строительные организации на рынок, оно создает объединение ответственных участников строительного процесса, Ответственных за всё, что происходит в строительном комплексе страны.

Литература:

1. Федеральный Закон РФ от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

2. Приказ Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2008 г. N 274 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»

3. Официальный сайт Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору http://www.gosnadzor.ru/ osnovnaya_deyatelnost_gosudarstvennyi_stroitelnyi_nadzor_sro_reestr/

4. Сидоров С.Н. Однодневки в СРО: путь заказан? // Квартира. Дача. Офис. - 17.12.2009.

5. Сидоров С.Н. Торговать допусками не получится // www.Slon.ruhttp://slon.ru/articles/237338/

1 Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, указан в Приказе Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2008 г. N 274 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»

2 Сидоров С.Н. Торговать допусками не получится // www.Slon.ruhttp://slon.ru/articles/237338/

3 Федеральный Закон РФ от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

4 Официальный сайт Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору http://www.gosnadzor.ru/ osnovnaya_deyatelnost_gosudarstvennyi_stroitelnyi_nadzor_sro_reestr/

5 Сидоров С.Н. Однодневки в СРО: путь заказан? // Квартира. Дача. Офис. - 17.12.2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.