Научная статья на тему 'СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)'

СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайкова Светлана Николаевна

Правовые основы обеспечения безопасности, определяя круг участников административно-правовых отношений в области транспортной безопасности, не устанавливают исчерпывающий перечень органов исполнительной власти, наделенных соответствующей компетенцией, не выстраивают их в систему и не определяют координатора совместной деятельности. Именно поэтому вопрос формирования институциональной основы административно-правового обеспечения транспортной безопасности остается актуальным и представляет особый научный интерес. Множественность субъектов управления требует координации совместной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL SUPPORT TRANSPORT SECURITY (REGIONAL LEVEL)

The legal framework ensuring security defines the circle of participants in administrative and legal relations in transport security but does not establish an exhaustive list of competent federal executive bodies, does not line them up in a system and does not determine the coordinator of joint activities. That is why the issue of forming the institutional framework providing the administrative and legal support of transport security remains relevant and is of particular scientific interest. The plurality of subjects of management requires the coordination of joint activities.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_4_241 УДК 342.951

СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) SUBJECTS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL SUPPORT OF TRANSPORT SECURITY (REGIONAL LEVEL)

ЗАЙКОВА Светлана Николаевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии. 410028, Россия, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Чернышевского, 104. E-mail: snzaikova@rambler.ru;

ZAIKOVA Svetlana Nikolaevna,

PhD (Law), Associate Professor, Associate Professor

of the Department of Administrative and Municipal Law of the Saratov State Law Academy. 410028, Russia, Saratov region, Saratov, Chernyshevsky str., 104. E-mail: snzaikova@rambler.ru

Краткая аннотация: правовые основы обеспечения безопасности, определяя круг участников административно-правовых отношений в области транспортной безопасности, не устанавливают исчерпывающий перечень органов исполнительной власти, наделенных соответствующей компетенцией, не выстраивают их в систему и не определяют координатора совместной деятельности. Именно поэтому вопрос формирования институциональной основы административно-правового обеспечения транспортной безопасности остается актуальным и представляет особый научный интерес. Множественность субъектов управления требует координации совместной деятельности.

Abstract: the legal framework ensuring security defines the circle of participants in administrative and legal relations in transport security but does not establish an exhaustive list of competent federal executive bodies, does not line them up in a system and does not determine the coordinator of joint activities. That is why the issue of forming the institutional framework providing the administrative and legal support of transport security remains relevant and is of particular scientific interest. The plurality of subjects of management requires the coordination of joint activities.

Ключевые слова: транспортная безопасность, институциональная система, субъекты административно-правового обеспечения транспортной безопасности, органы управления.

Keywords: transport security, institutional system, subjects of administrative and legal support of transport security, governing bodies.

Дата направления статьи в редакцию: 11.02.2022

Административно-правовое обеспечение транспортной безопасности (далее - ТБ) отнесено федеральным законодательством к компетенции значительного количества органов исполнительной власти, которые составляют институциональную основу ТБ.

Основным субъектом обеспечения транспортной безопасности является государство, которое осуществляет указанную деятельность через органы публичной власти [1-4]. Действующее законодательство к субъектам обеспечения ТБ относит также других участников правоотношений: хозяйствующих субъектов и физических лиц. Если же рассматривать круг субъектов административно-правового обеспечения ТБ, то он сужается до уполномоченных органов исполнительной власти, наделенных компетенцией в сфере обеспечения национальной безопасности, использующих административно-правовые средства и методы в сфере транспортного комплекса.

Поскольку обеспечение ТБ основано на государственном управлении в нескольких отраслях и сферах (транспорт, безопасность, информационные технологии, образование), субъектов административно-правового обеспечения ТБ на федеральном уровне можно классифицировать на четыре группы: органы управления общей компетенции (Совет Безопасности России, Правительство России), органы управления в сфере безопасности (ФСБ России, МВД России, Минобороны России, Росгвардия), органы управления в транспортной отрасли (Минтранс России, подведомственные ему агентства и служба) и иные органы управления (МЧС России, Минцифра России, Минобрнауки России, Минпро-свещения России).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рассматриваемой области имеют особый правовой статус. С одной стороны, они представляют собственника объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, поэтому обязаны разрабатывать и реализовывать планы обеспечения ТБ. С другой стороны, они участвуют в обеспечении ТБ в соответствии с компетенцией, установленной специализированным законом [5] и иными федеральными нормативными правовыми актами. Так, в соответствии с порядком взаимодействия [6] проверку информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства осуществляют в том числе орган исполнительной власти региона и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территории которых находятся транспортные объекты (средства). Указанные органы также участвуют в совместной реализации утвержденных планов обеспечения ТБ объектов транспортной инфраструктуры в порядке, определенном ст. 9 специализированного закона.

На региональном уровне в систему субъектов включены исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые участвуют в обеспечении ТБ в соответствии с установленной компетенцией.

Анализ региональной практики реализации полномочий в области обеспечения ТБ показал отсутствие единообразия как в части определения уполномоченных субъектов, так и в части объема их компетенции. Так, полномочиями по участию в обеспечении ТБ наделены органы исполнительной власти:

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 4(208)

по дорожному хозяйству (Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области, Министерство автомобильных дорог Чеченской Республики, департамент дорожной деятельности Воронежской области);

по управлению в транспортной отрасли (министерства транспорта Республики Крым, Архангельской области, Ростовской области); по экономическому развитию и промышленности (Республика Коми, Хабаровский край); по управлению в строительной отрасли (Омская область): по общественной безопасности (Свердловская область, Республика Тыва);

по управлению в транспортной отрасли и дорожному хозяйству (Республика Татарстан, Республика Дагестан, Краснодарский край, Астраханская область, Владимирская область, Иркутская область, Липецкая область, Магаданская область, Самарская область, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкого автономного округа).

В других субъектах Российской Федерации полномочия в рассматриваемой сфере не имеют четкой регламентации. Следует также обратить внимание на то, что в региональных правовых актах об утверждении положения об уполномоченном органе исполнительной власти в основном указывается лишь одно полномочие - участие в обеспечении ТБ. Его содержание не раскрывается.

Кроме того, проведенный анализ показал, что в регионах не созданы комиссии по обеспечению ТБ, а вопросы защищенности транспортного комплекса рассматриваются на заседаниях областных (краевых, республиканских) комиссий по безопасности дорожного движения, имеющих другие цели и задачи деятельности.

Создание региональных комиссий по обеспечению ТБ и разработка типового положения о них позволили бы объединить усилия федеральных, региональных и муниципальных уполномоченных органов, выработать согласованные решения по совместной деятельности и единообразному пониманию федерального законодательства в области обеспечения ТБ.

Для транспортного комплекса необходима комплексная защита, что требует множественности субъектов административно-правового обеспечения ТБ. Необходима координация деятельности многочисленных органов управления, выстраивание их в институциональную подсистему комплексной системы транспортной безопасности.

Обоснованно отмечено, что эффективность государственного управления и обеспечения национальной безопасности, в том числе транспортной, зависит от того, насколько четко будет налажено взаимодействие соответствующих органов [7, 8], насколько указанная деятельность будет системной [9] и насколько будет сбалансирован механизм управления [10].

Координацию и оценку эффективности деятельности вышеуказанных субъектов осуществляет Совет Безопасности РФ (далее - Сов-без России).

Совбез России формирует государственную политику безопасности и контролирует ее реализацию, координируя и направляя деятельность органов власти по реализации решений Президента России в области обеспечения безопасности.

При Совбезе России образованы межведомственные комиссии по отдельным видам безопасности (по военной, общественной, информационной, по безопасности в экономической и социальной сфере).

Специальной межведомственной комиссии по ТБ при Совбезе России не создано, а отдельные вопросы, связанные с защищенностью транспортного комплекса, рассматриваются на заседаниях межведомственных комиссии по экономической или экологической безопасности. При этом представители Минтранса России вошли в составы двух межведомственных комиссий (экономической и военной безопасности). Представители Ространснадзора не имеют членства ни в одной из созданных межведомственных комиссий. Такое положение затрудняет координацию Совбезом России деятельности множества субъектов обеспечения ТБ, препятствует комплексному формированию государственной политики в области обеспечения ТБ и осуществлению контроля за ее реализацией.

Именно поэтому важно создание специализированной межведомственной комиссии по транспортной безопасности при Совбезе России, что позволит выстроить системную работу в указанном направлении.

Во-первых, обеспечить подготовку предложений и рекомендаций: по формированию государственной политики в области обеспечения ТБ;

по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ при решении задач обеспечения ТБ;

по разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на обеспечение ТБ. Во-вторых, обеспечить проведение анализа:

состояния и перспектив развития транспортного комплекса, в том числе транспортной инфраструктуры, в целях обеспечения наци о-нальной безопасности;

хода реализации Транспортной стратегии России;

эффективности работы федеральных и региональных органов исполнительной власти по выполнению решений Совбеза России, направленных на обеспечение ТБ.

В-третьих, осуществлять рассмотрение проектов федеральных (государственных) целевых программ в области обеспечения ТБ и оценку эффективности их реализации; проводить экспертизы проектов решений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения ТБ; обеспечить разработку критериев эффективности деятельности всех субъектов обеспечения ТБ.

Таким образом, в настоящее время на региональном уровне деятельность административно-правового обеспечения ТБ осуществляют различные органы исполнительной власти, наделенные единственным полномочием, имеющим обобщенную формулировку - участие в обеспечении ТБ.

Исходя из изложенного, действующая институциональная основа транспортной безопасности регионального уровня требует совершенствования в части закрепления точных полномочий органов исполнительной власти, а также координации их совместной деятельности, например, путем создания специальных региональных комиссий по обеспечению ТБ.

Библиогра фия:

1. Зокоев В.А., Ермилов П.А. Правоотношения в области обеспечения транспортной безопасности // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2011. № 2. С. 53-56.

2. Юрьев С.С. Некоторые институциональные проблемы обеспечения транспортной безопасности // Транспортная безопасность и технологии. Национальный журнал-каталог. 2011. № 2. С. 25-27.

3. Зайкова С.Н. Функции государственной системы обеспечения транспортной безопасности // Правовая парадигма. 2021. Т. 20. № 2. С. 128-133.

4. Соколов А.Ю., Лакаев О.А. Региональный государственный контроль (надзор) в контексте правовой политики Российской Федерации // Правовая политика. 2020. № 4. С. 9-19.

5. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 7, ст. 837.

6. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2018 г. № 943 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 34, ст. 5488.

7. Челпаченко О.А. Взаимодействие и координация органов исполнительной власти в сфере обеспечения национальной безопасности // Административное и муниципальное право. 2012. № 2. С. 53 - 58.

8. Беляев В.П., Чапчиков С.Ю. Оптимизация механизма обеспечения национальной безопасности России: некоторые направления // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 9. С. 31 - 41.

9. Занина Т.М., Агаркова Н.А. Взаимодействие правоохранительных органов по обеспечению общественного порядка и безопасности на объектах транспортной инфрастуктуры // Административное право и процесс. 2020. № 12. С. 49 - 51.

10. Зырянов С.М., Кузнецов В.И. Транспортная безопасность и система субъектов ее обеспечения // Журнал российского права. 2012. № 12. С. 5-12.

References:

1. Zooev V.A., Ermilov P.A. Legal relations in the field of ensuring transport security // Scientific and analytical journal "Bulletin of the St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia". 2011. No. 2. pp. 53-56.

2. Yuryev S.S. Some institutional problems of ensuring transport security // Transport security and technologies. National Journal-catalog. 2011. No. 2. pp. 25-27.

3. Zaikova S.N. Functions of the state system of transport security // The legal paradigm. 2021. Vol. 20. No. 2. pp. 128-133.

4. Sokolov A.Yu., Lakaev O.A. Regional state control (supervision) in the context of the legal policy of the Russian Federation // Legal policy. 2020. No. 4. pp. 9-19.

5. Federal Law No. 16-FZ of February 9, 2007 "On Transport Security" // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federation. 2007. No. 7, article 837.

6. Decree of the Government of the Russian Federation No. 943 dated August 15, 2018 "On Approval of the Rules of Interaction of Federal Executive Authorities, State Authorities of the Subjects of the Russian Federation, Local Self-Government Bodies, Subjects of Transport Infrastructure and Carriers when Verifying information about the Threat of an Act of Unlawful Interference at a Transport Infrastructure Facility and (or) a vehicle" // Collection of legislation of the Russian Federation. 2018. No. 34, article 5488.

7. Chelpachenko O.A. Interaction and coordination of executive authorities in the field of national security // Administrative and municipal law. 2012. No. 2. pp.

53-58.

8. Belyaev V.P., Chapchikov S.Yu. Optimization of the mechanism of ensuring national security of Russia: some directions // Actual problems of Russian law. 2018. No. 9. pp. 31 - 41.

9. Zanina T.M., Agarkova N.A. Interaction of law enforcement agencies to ensure public order and security at transport infrastructure facilities // Administrative law and process. 2020. No. 12. pp. 49 - 51.

10. Zyryanov S.M., Kuznetsov V.I. Transport security and the system of subjects of its provision // Journal Russian law. 2012. No. 12. pp. 5-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.