Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
638
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайкова С.Н.

Рассмотрены административно-правовые нормы, оказывающие непосредственное воздействие на правовые отношения, возникающие между субъектами и органами публичной власти по вопросам защищенности транспортного комплекса. Особое внимание уделено видовым особенностям правовых норм в структуре механизма административно-правового регулирования в области обеспечения транспортной безопасности. Представлена их авторская классификация в зависимости от времени угрозы или совершения актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта; от характера воздействия и видов основных задач обеспечения транспортной безопасности; по функциям в механизме административно-правового регулирования; по субъектам правотворчества и субъектам-адресатам; по видам практической реализации системы установленных мер. Предложенная классификация позволит более эффективно и комплексно реализовывать административно-правовые нормы в практической деятельности, формировать единообразную практику их применения субъектами транспортной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF ADMINISTRATIVE LEGAL NORMS PROVIDING TRANSPORT SECURITY

The article considers the administrative legal norms influencing the legal relations between the subjects and public authorities in the context of the transport complex security. Particular attention is paid to the specific features of legal norms in the structure of the administrative legal regulation mechanism in the sphere of transport security. The author gives her own classification of them, depending on the time of the threat or the unlawful acts of interference into the transport activities; on the kind of impact and types of the main safety tasks on transport; on their functions in the mechanism of administrative legal regulation; on the subjects of lawmaking and subjects-addressees; on the types of practical implementation of the established measures system. The proposed classification will help to implement the administrative legal norms more effectively and comprehensively and to form a uniform practice of their application by subjects of transport security.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

66

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Л обачевского, 2022, № 1, с. 66-71

УДК 342.951:351.82

DOI 10.52452/19931778_2022_1_66

КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© 2022 г. С.Н. Зайкова

Саратовская государственная юридическая академия, Саратов

snzaikova@rambler.ru

Поступила в редакцию 07.10.2021

Рассмотрены административно-правовые нормы, оказывающие непосредственное воздействие на правовые отношения, возникающие между субъектами и органами публичной власти по вопросам защищенности транспортного комплекса. Особое внимание уделено видовым особенностям правовых норм в структуре механизма административно-правового регулирования в области обеспечения транспортной безопасности. Представлена их авторская классификация в зависимости от времени угрозы или совершения актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта; от характера воздействия и видов основных задач обеспечения транспортной безопасности; по функциям в механизме административно-правового регулирования; по субъектам правотворчества и субъектам-адресатам; по видам практической реализации системы установленных мер. Предложенная классификация позволит более эффективно и комплексно реализовывать административно-правовые нормы в практической деятельности, формировать единообразную практику их применения субъектами транспортной безопасности.

Ключевые слова: административно-правовые нормы, административно-правовое регулирование, административно-правовые средства, транспортная безопасность.

Отношения в области безопасности любого государства не могут протекать вне рамок правового поля, поскольку тогда государство не смогло бы выполнять конституционные обязанности, неразрывно связанные и обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан.

Механизм административно-правового регулирования обеспечения защищенности транспортного комплекса обладает рядом особенностей.

Если спроецировать в административно-правовую плоскость взгляды теоретиков [1—5], то в самом общем виде под административно-правовым регулированием понимается воздействие на общественные отношения, осуществляемое системой административно-правовых средств.

Административное правовое регулирование транспортной безопасности рассматривается учеными как комплекс административно-правовых средств противодействия основным угрозам безопасности населения на транспорте [6, с. 214], а также как совокупность мер административно-правового характера [7, с. 33].

Центральное место в механизме административно-правового регулирования обеспечения транспортной безопасности занимают административно-правовые нормы, которые оказывают непосредственное воздействие на правовые отношения, возникающие между субъектами и органами публичной власти по вопросам защищенности транспортного комплекса. Они

представляют собой установленные государственными органами правила, непосредственно управляющие деятельностью, заключающейся:

— в соблюдении транспортной безопасности, то есть в выполнении субъектами обязательных требований (например, физические лица представляют багаж для досмотра);

- в обеспечении транспортной безопасности. Уполномоченные органы, ответственные лица реализуют систему мер (организационных, правовых, экономических и иных) в сфере транспортного комплекса, направленных на недопущение угроз совершения актов незаконного вмешательства.

Первоначально может показаться, что государство, предусматривая административные процедуры по аккредитации, категорированию, сертификации, аттестации и другие обязательные требования в рассматриваемой области, вмешивается в свободную экономическую деятельность хозяйствующих субъектов - перевозчиков и владельцев транспортных инфраструктур, возлагает на них дополнительные финансовые расходы, связанные с защищенностью транспорта. После анализа степени угроз и масштабов последствий противоправных актов вмешательства в транспортную деятельность становится понятно, что организующее и регулирующее воздействие государства через императивные правовые нормы необходимо для защищенности неопределенного круга лиц, использующих транспорт в своей жизнедеятель-

ности. Именно поэтому обязанностью органов публичной власти в области транспортной безопасности стало определение и прогнозирование угроз, разработка и реализация обязательных требований и системы необходимых превентивных мер, осуществление федеральных государственных контрольных (надзорных) мероприятий, нормативное правовое регулирование.

Повышение результативности нормотворче-ской работы при разработке и принятии нормативных правовых актов является одной из задач модернизации современной правовой системы [8, с. 100].

Административно-правовые нормы в области транспортной безопасности достаточно разнообразны, их можно классифицировать в зависимости от различных оснований: по служебной роли нормы, по действию во времени и по действию в пространстве, по функциям в механизме административно-правового регулирования, по субъектам правотворчества, в зависимости от характера воздействия.

Классификация административно-правовых норм в области обеспечения транспортной безопасности по служебной роли нормы (материальные и процессуальные) и по действию в пространстве не отличается от принятой в теории административного права классификации норм.

Представляется значимым проанализировать административно-правовые нормы относительно предметной области исследования в целях установления их видовых особенностей.

По действию во времени помимо срочных, бессрочных и временных можно выделить административно-правовые нормы в зависимости от времени угрозы или фактического совершения незаконных актов вмешательства в деятельность транспорта:

- до совершения акта. Превентивные нормы направлены на недопущение совершения противоправных действий. К ним относятся нормы, регулирующие меры административно-правового принуждения в виде предупреждения (досмотр, повторный досмотр, категорирование, утверждение планов обеспечения безопасности

и др.);

- во время совершения акта. Нормы, регулирующие порядок информирования уполномоченных органов о совершении на транспортных объектах и транспортных средствах незаконных актов; порядок задержания лиц при совершении ими преступлений или иных правонарушений на объектах транспорта; порядок применения электрошоковых и иных устройств;

- после совершения акта. Факт совершения противоправных действий служит основанием для организации и проведения внеплановых

проверок, поэтому административно-правовые нормы закрепляют цель и основные положения указанных проверок, порядок оценки степени исполнения обязательных требований, установленных законодательством в области обеспечения безопасности, регламентируют отдельные направления для устранения недостатков в созданной системе защиты, в настройке необходимых взаимосвязей между субъектами.

По функциям в механизме административно-правового регулирования правовые нормы делятся на административно-декларативные нормы, административно-дефинитивные нормы и нормы - правила поведения.

Административно-декларативные нормы (нормы-принципы), определяющие исходные начала обеспечения транспортной безопасности, представлены не только в специализированном законе, регулирующем правоотношения в области защищенности транспортного комплекса, но и в различных нормативных правовых актах.

Статья 3 Федерального закона о транспортной безопасности [9] (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ) содержит нормы-принципы, отражающие основные подходы к регулированию рассматриваемых правоотношений.

Требует дополнительной аргументации выделение в отдельную группу норм-принципов, направленных на обеспечение защищенности транспортного комплекса, и их обособление от норм-принципов, связанных с обеспечением государственного регулирования транспортной деятельности, и норм-принципов, связанных с обеспечением перевозочного процесса [10].

Законность, непрерывность и соответствие нормам международного права, как нормы-принципы, находятся в основе каждого из вышеперечисленных видов деятельности публичных органов власти. При этом непрерывность рассматривается судами [11-13] как основополагающая норма-принцип, содержание которого заключается в постоянстве проведения мероприятий по обеспечению транспортной безопасности «независимо от социальных, экономических, временных, пространственных, климатических и иных факторов» [14]. Поэтому выделение в отдельную группу норм-принципов, определяющих правовые основы транспортной безопасности, видится спорным.

В других нормативных правовых актах также установлены административно-декларативные нормы, имеющие прямое отношение к предметной области исследования. Например, нормы-принципы: ответственности [15, ст. 116], равенства перед законом [16, ст. 1.4], взаимодействия с государственными органами обеспе-

чения безопасности [17], системности и комплексности [18, ст. 2]. Отсутствие систематизации норм-принципов затрудняет их правоприменение.

Основное предназначение имеют административно-дефинитивные нормы, они призваны определить понятие и содержание юридических терминов, что необходимо для единообразного толкования и применения правовых актов. Отклонение от дефинитивных норм отдельные ученые признают видом девиантного юридически значимого поведения [19].

Следует отметить дефективность дефинитивных норм в механизме административно-правового регулирования в области обеспечения защищенности транспортного комплекса, заключающуюся в несогласованности отдельных составляющих понятийно-терминологического аппарата.

Остаются неразграниченными понятия «транспортная безопасность» и «безопасность на транспорте», «транспортная безопасность» и «авиационная безопасность». Несмотря на наличие норм-дефиниций, до сих пор вызывает споры понятие «акт незаконного вмешательства» [20].

Нормы - правила поведения составляют основной массив правового регулирования защищенности транспортного комплекса.

По субъектам правотворчества можно выделить административно-правовые нормы в области обеспечения транспортной безопасности, которые установлены законами и подзаконными правовыми актами. К первым относятся административно-правовые нормы, установленные Конституцией РФ и рядом федеральных законов.

К подзаконным правовым нормам относятся нормы, принятые органами исполнительной власти в пределах допустимых рамок правотворчества. Имеется значительное количество органов исполнительной власти, наделенных правами принятия нормативных правовых актов, обязательных для исполнения участниками правоотношений в транспортном комплексе.

Все подзаконные нормативные правовые акты можно разделить на общие, не зависящие от видов транспорта или других условий, и специальные, регулирующие особенности транспортной безопасности в зависимости от видов транспорта, видов транспортных услуг и (или) видов перевозок.

Административно-правовые нормы в области транспортной безопасности можно классифицировать в зависимости от характера воздействия и выделить нормы, которые обязывают, запрещают, уполномочивают.

Обязывающие административно-правовые нормы устанавливают обязательное совершение действий, предусмотренных данной нормой.

Обязанность по обеспечению безопасности транспортных объектов и транспортных средств возложена соответственно на субъектов инфраструктуры и на перевозчиков (п. 1 ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ). Последние обязаны незамедлительно информировать уполномоченные органы власти об угрозах совершения незаконных актов вмешательства. Невыполнение указанной обязанности влечет административную ответственность.

Предусмотрены обязанности и для других участников рассматриваемых правоотношений, например работники подразделений транспортной безопасности обязаны систематически проходить профилактические медицинские осмотры, а руководители таких подразделений обязаны незамедлительно уведомлять органы внутренних дел и прокурора о каждом состоявшемся случае ранения или смерти в результате применения спецсредств (электрошоковых устройств, искровых разрядников и др.).

Запрещающие административно-правовые нормы направлены на недопущение совершения действий. В связи с приоритетностью целей государственного управления и масштабностью задач по обеспечению национальной безопасности указанные нормы составляют основу рассматриваемого механизма правового регулирования.

Действующим законодательством по транспортной безопасности установлены нормы-запреты для всех участников правоотношений:

- запрещен допуск в зону транспортной безопасности пассажиров, отказавшихся от досмотра;

- не допускаются к работам, напрямую связанным с обеспечением транспортной безопасности, лица, имеющие непогашенную (неснятую) судимость за совершение умышленного преступления;

- компетентным органам в области обеспечения транспортной безопасности при предоставлении государственной услуги по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств запрещается требовать от заявителя представления документов, которых не предусмотрены законодательством и др.

Уполномочивающие административно-правовые нормы предоставляют право субъекту действовать по своему усмотрению в пределах требований правовой нормы, например, как следует из п. 4 ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ, перевозчик вправе возлагать на экипаж транспортных средств обязанности по обеспечению

транспортной безопасности в объеме, не препятствующем исполнению их служебных обязанностей. Термин «вправе» предполагает возможность возложения, а не обязанность, сохраняя право выбора за перевозчиком.

К уполномочивающим административно-правовым нормам можно отнести нормы о возможности использования при проведении проверок тест-предметов и тест-объектов, о возможности задержания для передачи органам внутренних дел лиц - правонарушителей в области обеспечения транспортной безопасности.

Также выделяют поощрительные, уведомительные и рекомендательные административно-правовые нормы.

Поощрительные административно-правовые нормы обеспечивают должное поведение субъекта с помощью средств морального и материального воздействия. Работники организаций транспортного комплекса за весомый вклад в разработку, а также реализацию системных мер, направленных на обеспечение транспортной безопасности, награждаются медалью «За заслуги в обеспечении транспортной безопасности» [21].

Уведомительные нормы направлены на информирование уполномоченных органов о начале осуществления определенной деятельности. Так, субъекты транспортной инфраструктуры, осуществляющие проектирование аэропортов, в установленных случаях уведомляют о предстоящем проектировании территориальные органы МВД России и органы ФСБ России. Целью такого уведомления является обязательный учет при проектировании аэропортов необходимых служебных и подсобных помещений для обеспечения транспортной безопасности.

Рекомендательные нормы достаточно редко, но используются для регулирования административно-правовых отношений в области транспортной безопасности и имеют особенности. В отличие от рекомендательных норм, предлагающих участникам управленческих отношений тот или иной вариант поведения и имеющих необязательный характер, в рассматриваемой области рекомендательные нормы носят обязательный характер. Так, при проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры субъекту рекомендуются дополнительные меры, которые необходимо включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности объекта.

Административно-правовые нормы в области транспортной безопасности можно систематизировать по другим критериям, например, в зависимости:

- от субъектов, которым они адресованы;

- от видов практической реализации системы установленных мер;

- от основных задач транспортной безопасности.

Статутные нормы в зависимости от субъектов-адресатов можно разделить на нормы, регулирующие:

- правовое положение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, формы и методы их деятельности, организацию работы. Компетенционные нормы в отличие от иных правовых норм выполняют особые функции: учредительную, властеразграничительную и предметно-регламентационную. Они регулируют «общественные отношения, связанные с установлением, закреплением и реализацией властных полномочий субъектов компетенции в пределах предметов ведения и в соответствии с возложенными на них задачами и функциями» [22, с. 183];

- административно-правовой статус сил обеспечения транспортной безопасности (лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств);

- административно-правовое положение субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков;

- административную правосубъектность пассажиров и иных лиц - участников рассматриваемых правоотношений в области транспортной безопасности.

По кругу лиц, на которых распространяется действие административно-правовых норм, можно выделить:

- общие, имеющие отношение ко всем субъектам правоотношений,

- специальные, действующие лишь в отношении конкретных субъектов (например, спецорганизаций обеспечения транспортной безопасности; сотрудников сил транспортной безопасности; работников, включенных в состав группы быстрого реагирования, и др.).

В зависимости от видов практической реализации системы установленных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства, можно выделить административно-правовые нормы, направленные на регулирование правоотношений, связанных с соблюдением и обеспечением безопасности.

Административно-правовые нормы можно разделить по группам в зависимости от основных задач транспортной безопасности. Так, можно выделить нормы, регулирующие правоотношения при оценке уязвимости транспортных объектов; при их категорировании; при проведении обязательной сертификации технических средств, используемых в целях транспортной безопасности; при аттестации сил транспортной безопасности; при выполнении контрольных (надзорных) мероприятий.

Подводя итоги, следует отметить охранительный характер рассмотренных административно-правовых норм, их направленность на защищенность транспортного комплекса и обеспечение национальной безопасности. Соответственно, созданный механизм административно-правового регулирования в области транспортной безопасности можно рассматривать как охранительный, с большей степенью превентивности.

Предложенная в рамках настоящего исследования классификация административно-правовых норм направлена на повышение эффективности и комплексности их реализации в практической деятельности, на формирование единообразной практики применения субъектами транспортной безопасности правовых актов.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юридическая литература, 1966.

2. Исаков В.Б. Механизм правового регулирования. Проблемы теории государства и права / Под ред. С.С. Алексеева. М., 1987.

3. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для бакалавров / Под ред. В. Г. Стрекозова. 9-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2015. 323 с.

4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. 5-е изд. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019.

5. Душакова Л.А. Правовое обеспечение стратегического государственного управления (теоретико-методологические аспекты): Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2021.

6. Демченко Н.В., Дорофеева Ж.П. Административно-правовой механизм регулирования деятельности полиции по обеспечению транспортной безопасности // Ленинградский юридический журнал. 2018. № 4. С. 213-219.

7. Афанасьева О.Р. Административно-правовое регулирование транспортной безопасности // Транспортное право и безопасность. 2020. № 1. С. 31-38.

8. Соколов А.Ю., Лакаев О.А. Правоохранительная политика в сфере обеспечения информационной безопасности как часть современной правовой поли-

тики Российской Федерации: основные тенденции развития // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 2. С. 91-101.

9. О транспортной безопасности: федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ. URL: https://docs.cntd. ru/document/902027326 (дата обращения: 06.10.2021).

10. Корякин В.М. Принципы транспортного права // Транспортное право. 2016. № 1. С. 3-6.

11. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.06.2021 № Ф03-3133/2021 по делу № А73-18998/2020. URL: https://sudact.ru/arbi tral/doc/Rdsbx4MIBFJv/ (дата обращения: 06.10.2021).

12. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2020 № Ф05-14734/2020 по делу № А40-225908/2019. URL: https://kad.arbitr.ru/Card/ fb611086-a420-4726-88fd-23d4945a9207 (дата обращения: 06.10.2021).

13. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2021 № 07АП-257/2021 по делу № А45-27404/2020. URL: https://kad.arbitr.ru/ Card/71 dcd67a-5461 -4c3e-8820-66e2e06a9213 (дата обращения: 06.10.2021).

14. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.09.2015 № Ф06-24558/2015, Ф06-429/2015 по делу № А49-115/2015. URL: https:// kad.arbitr.ru/Card/8856ddb0-05a2-4fc9-9a89-90237cbf fb30 (дата обращения: 06.10.2021).

15. Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ. URL: https://docs.cntd.ru/document/9040995 (дата обращения: 06.10.2021).

16. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. URL: https://docs. cntd.ru/document/901807667 (дата обращения: 07.10.2021).

17. О ведомственной охране: федеральный закон от 14.04.1999 г. № 77-ФЗ. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_22716/ (дата обращения: 08.10.2021).

18. О противодействии терроризму: федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ. URL: https://docs. cntd.ru/document/901970787 (дата обращения: 06.10.2021).

19. Гурьянова В.В. Сущность понятия «девиантное юридически значимое поведение» и его соотношение с понятием «девиантное поведение» // Бизнес в законе. Экон.-юрид. журн. 2013. № 6. С. 41-44.

20. Зайкова С.Н. Транспортная безопасность в Российской Федерации: понятие и система // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021. № 3. С. 81-92.

21. О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации: приказ Минтранса России от 30.09.2016 № 285. URL: http://base. garant.ru/71558340/ (дата обращения: 06.10.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Белоусов С.А. Понятие и юридическая природа компетенционных норм российского права // Вопросы теории государства и права: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3 (12) / Под ред. И.Н. Сенякина. Саратов: СГАП, 2001. 283 с.

CLASSIFICATION OF ADMINISTRATIVE LEGAL NORMS PROVIDING TRANSPORT SECURITY

S.N. Zaikova

The article considers the administrative legal norms influencing the legal relations between the subjects and public authorities in the context of the transport complex security. Particular attention is paid to the specific features of legal norms in the structure of the administrative legal regulation mechanism in the sphere of transport security. The author gives her own classification of them, depending on the time of the threat or the unlawful acts of interference into the transport activities; on the kind of impact and types of the main safety tasks on transport; on their functions in the mechanism of administrative legal regulation; on the subjects of lawmaking and subjects-addressees; on the types of practical implementation of the established measures system. The proposed classification will help to implement the administrative legal norms more effectively and comprehensively and to form a uniform practice of their application by subjects of transport security.

Keywords: administrative legal norms, administrative legal regulation, administrative legal means, transport security.

References

1. Alekseev S.S. The mechanism of legal regulation in a socialist state. M.: Legal literature, 1966.

2. Isakov V.B. The mechanism of legal regulation. Problems of the theory of state and law / Edited by S.S. Alekseev. M., 1987.

3. Khropanyuk V.N. Theory of state and law: Textbook for bachelors / Edited by V.G. Strekozov. 9th ed., ster. M.: Omega-L, 2015. 323 p.

4. Matuzov N.I., Malko A.V. Theory of state and law: Textbook. 5th ed. Moscow: Publishing House «Delo» RANEPA, 2019.

5. Dushakova L.A. Legal support of strategic public administration (theoretical and methodological aspects): Dissertation of the Doctor of Law. M., 2021.

6. Demchenko N.V., Dorofeeva Zh.P. Administrative and legal mechanism of regulation of police activities to ensure transport security // Leningrad Law Journal. 2018. № 4. P. 213-219.

7. Afanasyeva O.R. Administrative and legal regulation of transport security // Transport law and security. 2020. № 1. P. 31-38.

8. Sokolov A.Yu., Lakaev O.A. Law enforcement policy in the field of information security as part of the modern legal policy of the Russian Federation: main development trends // Legal policy and legal life. 2021. № 2. P. 91-101.

9. On Transport Security: Federal Law № 16-FL of 09.02.2007. URL: https://docs.cntd.ru/document/9020 27326 (Date of access: 06.10.2021).

10. Koryakin V.M. Principles of transport law // Transport Law. 2016. № 1. P. 3-6.

11. The decision of the Arbitration court of Delnevo-the exact region from 30.06.2021 № F03-3133/2021 in case № A73-18998/2020. URL: https://sudact.ru/arbi tral/doc/Rdsbx4MIBFJv/ (Date of access: 06.10.2021).

12. The judgment of the Arbitration court of the Moscow district from 06.10.2020 № F05-14734/2020 the case number A40-225908/2019. URL: https://kad.arbitr.

ru/Card/fb611086-a420-4726-88fd-23d4945a9207 (Date of access: 06.10.2021).

13. The decree of the Seventh appellate court from 19.02.2021 № 07AP-257/2021 in case № A45-27404/ 2020. URL: https://kad.arbitr.ru/Card/71dcd67a-5461-4c3e-8820-66e2e06a9213 (Date of access: 06.10.2021).

14. The judgment of the Arbitration court of Volga district from 25.09.2015 № F06-24558/2015, F06-429/2015 in case № A49-115/2015. URL: https://kad. arbitr.ru/Card/8856ddb0-05a2-4fc9-9a89-90237cbffb30 (Date of access: 06.10.2021).

15. Air Code of the Russian Federation dated 19.03.1997 № 60-FL. URL: https://docs.cntd.ru/docu ment/9040995 (Date of access: 06.10.2021).

16. The Code of Administrative Offences from 30.12.2001 № 195-FL. URL: https://docs.cntd.ru/docu ment/901807667 (Date of access: 07.10.2021).

17. On Department security: Federal law of 14.04.1999, № 77-FL. URL: http://www.consultant.EN/document/cons _doc_LAW_22716/ (Date of access: 08.10.2021).

18. Against terrorism: the Federal law dated 06.03.2006 № 35-FL. URL: https://docs.cntd.ru/docu ment/901970787 (Date of access: 06.10.2021).

19. Guryanova V.V. The essence of the concept of «deviant legally significant behavior» and its relation to the concept of «deviant behavior» // Business in law. Econ.-jurid. journal. 2013. № 6. P. 41-44.

20. Zaikova S.N. Transport security in the Russian Federation: concept and system // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2021. № 3. P. 81-92.

21. On departmental awards of the Ministry of Transport of the Russian Federation: Order of the Ministry of Transport of Russia dated 30.09.2016 № 285. URL: http://base.garant.ru/71558340/ (Date of access: 06.10.2021).

22. Belousov S.A. The concept and legal nature of the competence norms of Russian law // Questions of the theory of state and law: Inter-university collection of scientific works. Issue 3 (12) / Edited by I.N. Senyakin. Saratov: SGAP, 2001. 283 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.