Научная статья на тему 'Классификация принципов государственного управления в области обеспечения транспортной безопасности'

Классификация принципов государственного управления в области обеспечения транспортной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
273
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортный комплекс / транспортная безопасность / государственное управление / принципы / система транспортной безопасности / классификация принципов управления / transport complex / transport security / state administration / principles / transport security system / classification of management principles

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайкова Светлана Николаевна

Введение: ресурсоемкий и высоко затратный механизм обеспечения транспортной безопасности требует оптимальной организации и структурирования процессов управления. В организации указанных процессов важную роль играют принципы, они определяют основу и характер административно-правового регулирования общественных отношений, задают вектор развития особому правовому режиму — режиму транспортной безопасности. Цель: исследование современного состояния и степени разработанности правового регулирования принципов обеспечения транспортной безопасности как системной деятельности государства. Методологическая основа: представлена совокупностью общенаучных и частнонаучных (логико-юридический, сравнительно-правовой) методов познания. Результаты: автором обосновано дополнение установленных принципов обеспечения транспортной безопасности принципами системности и комплексности применения мер, а также принципом правовой интеграции в международные системы безопасности. В зависимости от правового закрепления и содержания принципов предложена их классификация. Выводы: основными характерными свойствами рассмотренных принципов являются: нормативность, универсальность, применение при восполнении пробелов в правовом регулировании, детерминированность единой целью — защищенностью транспортного комплекса. Требуется уточнение отдельных формулировок законодательно установленных принципов, в связи с чем предложена новая редакция ст. 3 Федерального закона «О транспортной безопасности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of the Public Administration Principles in the Field of Transport Security

Background: resource-intensive and high-cost mechanism to ensure transport safety requires optimal organization and structuring of management processes. In the organization of these processes an important role is played by principles, they determine the basis and nature of administrative-legal regulation of public relations, set the vector of development of a special legal regime — the regime of transport safety. Objective: to study the current state and degree of development of the legal regulation of the principles ensuring transport security as a systemic activity of the state. Methodology: a set of general scientific and particular scientific (logical-legal, comparative-legal) methods of cognition. Results: the author justified the addition of the established principles of ensuring transport safety to the principles of consistency and comprehensiveness of application of measures, as well as the principle of legal integration into international security systems. Depending on the legal enshrinement and content of the principles their classification is proposed. Conclusions: the main characteristic features of the considered principles are: normativity, universality, application in filling gaps in legal regulation, determinacy of a single goal the protection of the transport complex. Clarification of individual formulations of legislatively established principles is required, in this connection a new version of article 3 of the Federal Law “On Transport Safety” is proposed.

Текст научной работы на тему «Классификация принципов государственного управления в области обеспечения транспортной безопасности»

DOI 10.24412/2227-7315-2022-2-111-121 УДК 342.951:351.82

С.Н. Зайкова

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Введение: ресурсоемкий и высоко затратный механизм обеспечения транспортной безопасности требует оптимальной организации и структурирования процессов управления. В организации указанных процессов важную роль играют принципы, они определяют основу и характер административно-правового регулирования общественных отношений, задают вектор развития особому правовому режиму — режиму транспортной безопасности. Цель: исследование современного состояния и степени разработанности правового регулирования принципов обеспечения транспортной безопасности как системной деятельности государства. Методологическая основа: представлена совокупностью общенаучных и частно-научных (логико-юридический, сравнительно-правовой) методов познания. Результаты: автором обосновано дополнение установленных принципов обеспечения транспортной безопасности принципами системности и комплексности применения мер, а также принципом правовой интеграции в международные системы безопасности. В зависимости от правового закрепления и содержания принципов предложена их классификация. Выводы: основными характерными свойствами рассмотренных принципов являются: нормативность, универсальность, применение при восполнении пробелов в правовом регулировании, детерминированность единой целью — защищенностью транспортного комплекса. Требуется уточнение отдельных формулировок законодательно установленных принципов, в связи с чем предложена новая редакция ст. 3 Федерального закона «О транспортной безопасности».

Ключевые слова: транспортный комплекс, транспортная безопасность, государственное управление, принципы, система транспортной безопасности, классификация принципов управления.

S.N. Zaikova

CLASSIFICATION OF THE PUBLIC ADMINISTRATION PRINCIPLES IN THE FIELD OF TRANSPORT SECURITY

Background: resource-intensive and high-cost mechanism to ensure transport safety requires optimal organization and structuring of management processes. In the organization of these processes an important role is played by principles, they determine the basis and nature of administrative-legal regulation of public relations, set the vector of development of a special legal regime — the regime of transport safety. Objective: to study the current state and degree of development of the legal regulation of the principles

© Зайкова Светлана Николаевна, 2022

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: snzaikova@rambler.ru © Zaikova Svetlana Nikolaevna, 2022

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor, Department of Administrative and Municipal Law (Saratov State Law Academy) 111

ensuring transport security as a systemic activity of the state. Methodology: a set of general scientific and particular scientific (logical-legal, comparative-legal) methods of cognition. Results: the author justified the addition of the established principles of ensuring transport safety to the principles of consistency and comprehensiveness of application of measures, as well as the principle of legal integration into international security systems. Depending on the legal enshrinement and content of the principles their classification is proposed. Conclusions: the main characteristic features of the considered principles are: normativity, universality, application in filling gaps in legal regulation, determinacy of a single goal - the protection of the transport complex. Clarification of individual formulations of legislatively established principles is required, in this connection a new version of article 3 of the Federal Law "On Transport Safety" is proposed.

Key-words: transport complex, transport security, state administration, principles, transport security system, classification of management principles.

Принципы государственного управления в области обеспечения транспортной безопасности определяют основу и характер административно-правового регулирования общественных отношений; критерии и пределы взаимодействия управляющих и управляемых субъектов, служат ориентирами для их правомерного поведения; охраняют систему общечеловеческих ценностей, задают вектор развития особого правового режима — режима транспортной безопасности. Именно поэтому указанные принципы и их классификация остаются предметом научных исследований административистов.

Российские исследования в части анализа, систематизации и классификации принципов государственного управления в транспортной отрасли имеют узкую направленность и поводятся по видам транспорта [1; 2; 3; 4]. Целесообразность разработки темы вызвана тем, что до настоящего времени не проводилось комплексного исследования современного состояния и степени разработанности правового регулирования принципов обеспечения транспортной безопасности как системной деятельности государства. Особый интерес для научных исследований представляет классификация указанных принципов.

В зависимости от правового закрепления принципы государственного управления в области обеспечения транспортной безопасности можно разделить на три группы:

принципы, законодательно установленные в специализированном законе1 в виде норм-принципов. Принципами обеспечения транспортной безопасности являются: законность; соблюдение баланса интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности; непрерывность; интеграция в международные системы безопасности; взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления;

принципы, законодательно установленные в виде норм-принципов в других федеральных законах, регулирующих общественные отношения в области транспортной безопасности наряду со специализированным законом. Примером

1 См: Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (в ред. от 11 июня 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 7, ст. 837; 2021. № 24, ч. 1, ст. 4188.

могут служить нормы-принципы, содержащиеся в федеральных законах о безопасности1, о противодействии терроризму2, о ведомственной охране3 и другие нормы-принципы государственного управления в транспортном комплексе, например, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности, неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности, единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористической операции;

принципы, не выделенные законодателем в виде отдельных норм-принципов и содержащиеся в статутных нормах или нормах-правилах поведения, но при этом развивающие, конкретизирующие конституционные положения и принципы. Обеспечение транспортной безопасности основано, в том числе на конституционном принципе федерализма [5, с. 143], предполагающем единство системы государственной власти, разграничение полномочий между органами публичной власти. Как следует из п. 2 ст. 4 специализированного закона, федеральные органы исполнительной власти обеспечивают транспортную безопасность в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами и нормативными правовыми актами. Региональные и муниципальные органы власти участвуют в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с компетенцией, установленной только федеральными законами и иными федеральными нормативно-правовыми актами. В законе о транспортной безопасности находит отражение единство системы органов, имеющих компетенцию в области обеспечения транспортной безопасности, наряду с четким разграничением содержания их деятельности: в первом случае — обеспечение, во втором — участие в обеспечении. Обеспечение транспортной безопасности основано также на конституционных принципах верховенства Конституции РФ; защиты прав и свобод личности; запрета деятельности, направленной на подрыв безопасности государства; гуманизма; законности; участия граждан в управлении.

Следует отметить наличие принципов не закрепленных в правовых нормах, но имеющих каузальное значение для формирования и развития механизма административно-правового обеспечения транспортной безопасности. Они основаны на нравственных категориях свободы, равенства, справедливости, добропорядочности. К таким принципам относится объективно существующий без правового закрепления принцип добросовестности администрации (органов власти) [6, с. 84], предполагающий высокий уровень образования и профессиональной ответственности государственных, муниципальных служащих, а также личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности. Не облечен в правовую норму, но является важным для государственного управления и правотворчества принцип справедливости, заключающийся в инверсии категории: справедливое — законно, а законное — справедливо. Право и управление должны основываться на справедливости. Если они расходятся с общепринятыми в данном

1 См: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (в ред. от 9 ноября 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 1, ст. 2; 2020. № 46, ст. 7209.

2 См: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. от 26 мая 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 11, ст. 1146; 2021. № 22, ст. 3690.

3 См: Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» (в ред. от 5 декабря 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 16, ст. 1935; 2017. № 50,

ч. III, ст. 7562. 113

обществе критериями и понятиями справедливости, то они не воспринимаются общественным мнением, а значит, не становятся фактором правового сознания и правовой культуры [7, с. 121].

Научный интерес вызывает изучение принципов государственного управления в области обеспечения транспортной безопасности. К ним относятся: законность; соблюдение баланса интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности; непрерывность; интеграция в международные системы безопасности; взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления по поводу обеспечения транспортной безопасности.

Принцип законности является фундаментальным общеправовым принципом. Применительно к рассматриваемой области указанный принцип означает точное и неукоснительное соблюдение закона, правовых предписаний (материального и процессуального характера) при осуществлении деятельности всеми участниками административно-правовых отношений: органами публичной власти, перевозчиками, субъектами транспортной инфраструктуры, пассажирами и иными лицами.

В законодательстве РФ о безопасности, в том числе в транспортной сфере, принцип законности нашел широкое применение не только как модель поведения всех участников, но и как основное положение организации деятельности по обеспечению и соблюдению обязательных требований, по единообразному применению принятых норм. Например, объекты транспортной инфраструктуры могут использоваться только на законных основаниях; в ходе досмотра к перевозке допускаются оружие и боеприпасы только при наличии законных оснований для их ношения; контрольная (надзорная) деятельность строго регламентирована и обеспечена мерами административного принуждения. Что касается последних, то принцип законности также необходим при установлении и применении значительного количества указанных мер, поскольку ограничение прав и интересов субъектов транспортного комплекса допустимо только по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Анализ всех имеющихся в открытых информационных базах судебных решений1 показал, что принцип законности рассматривается судами как главный принцип обеспечения транспортной безопасности, предусматривающий неукоснительное соблюдение обязательных требований.

Соблюдение баланса интересов личности, общества и государства как принцип государственного управления в области обеспечения транспортной безопасности определяет соотношение частного и публичного интересов, задает вектор регулирования правоотношений между государством и личностью на основе взаимного партнерства и взаимной ответственности. По существу права и свободы каждого из субъектов ограничиваются правом для достижения баланса.

1 См.: Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2014 г. по делу № А55-15889/2014. URL: https://11aas.arbitr.ru/ (дата обращения: 10.01.2022); Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2021 г. № 17АП-2931/2021-АКу по делу № А60-60286/2020. URL: https://17aas.arbitr.ru/ (дата обращения: 10.01.2022); Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2016 г. № 05АП-4245/2016 114 по делу № А51-960/2016. URL: https://5aas.arbitr.ru/ (дата обращения: 10.01.2022).

Сочетание интересов государства с интересами субъектов транспортной деятельности и их взаимная ответственность отражены и в транспортной стратегии России, и в модельном законодательстве1.

В научной литературе поднимался вопрос о необоснованных дополнительных обременениях хозяйствующих субъектов, установленных государством для защиты транспортного комплекса: «...в последнее время во все большей степени проявляется стремление государства легализовать и всемерно укрепить антитеррористический комплекс за счет юридических лиц — участников транспортного процесса даже там, где это совершенно не оправдано» [8, с. 4].

Принцип обоснованного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов транспортной отрасли при государственном управлении и регулировании в области безопасности не нашел отражение в специализированном законе.

Видится важным рациональное сочетание затрат и ограничения свободы с возможным ущербом от актов незаконного вмешательства, но при этом не допустимо исключение из системы обеспечения безопасности хозяйствующих субъектов и рассмотрение транспортной безопасности в качестве исключительной сферы деятельности органов публичной власти.

Защита прав личности и общества невозможна без достаточных правомочий государства, без системы органов власти в области безопасности, контрольных (надзорных) мероприятий, выстроенной системы правоотношений. «За государством всегда сохраняется определенный объем свободы, и чем больше ее у государства, тем меньше ее будет у личности. Следовательно, необходима такая мера свободы государственной власти, которая определит и задаст меру его ответственности» [9, с. 16-17]. Реализация государственных правомочий согласно рассматриваемому принципу не должна порождать противоречий, ставить в приоритет публичные интересы.

Обязательные требования и административные меры принуждения, устанавливаемые государственными органами в целях безопасного и устойчивого функционирования транспортного комплекса, должны отвечать степени соразмерности прав и обязанностей всех участников управленческого процесса, сопоставимости государственного и частного ресурсного обеспечения, а также обоснованности ограничения законных прав субъектов, их необходимости и достаточности.

Указанный принцип применяется судами при рассмотрении заявлений об обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ. Например, отсутствие финансирования не освобождает субъекта от обязанности исполнения требований по обеспечению транспортной безопасности2, при выполнении рейсов ответственность за обеспечение транспортной безопасности на транспортном средстве несет работник субъекта3.

1 См.: Модельный закон о транспортной деятельности от 31 октября 2007 г. // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 41. С. 173-199.

2 См.: Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2017 г. № 07АП-10785/2017 по делу № А45-25998/2017. URL: https://7aas.arbitr.ru (дата обращения: 10.01.2022).

3 См.: Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2021 г. № 07АП-257/2021 по делу № А45-27404/20 20. URL: https://7aas.arbitr.ru (дата обращения:

10.01.2022). 115

Принцип взаимной ответственности личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности по содержанию продолжает предыдущий принцип. Государство вправе требовать от личности соблюдения установленных обязательных требований, но и само несет ответственность перед обществом и личностью, в частности за нарушение установленных правовых предписаний.

Право государства вмешиваться в сферу общественных отношений уравновешивается правом общества осуществлять оценку такого воздействия, создавать механизмы, препятствующие неограниченной свободе, что, в свою очередь, выражается в обязанности власти нести ответственность перед обществом, перед гражданином [10, с. 68].

Ответственность является одним из принципов деятельности Правительства РФ1 и исполнительных органов публичной власти, их должностных лиц.

Досудебный порядок обжалования решений и действий органов исполнительной власти, предоставляющих государственные услуги в области обеспечения транспортной безопасности, содержится в административных регламентах, например, в административных регламентах предоставления государственной услуги по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры2, по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры3.

Управление транспортным комплексом4 осуществляется на основе взаимодействия и разграничения сферы ответственности федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и саморегулируемых организаций.

Обеспечение транспортной безопасности является обязанностью не только исполнительных органов публичной власти, но и субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков и иных участников транспортных правоотношений, поэтому рассматриваемый принцип отражает также ответственность перечисленных субъектов. Она выражается в административной, уголовной, дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой ответственности и регламентируется рядом нормативных правовых актов, в том числе кодифицированных, и локальными правовыми актами.

В судебной практике5 рассматриваемый принцип применяется при рассмотрении дел, связанных с привлечением к административной ответственности.

8 1 См.: Федеральный Конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве

>g Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 45, ст. 7061. S 2 См.: Приказ Минтранса России от 6 мая 2013 г. № 171 «Об утверждении Административного

° регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной

§ услуги по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры ^ и транспортных средств воздушного транспорта» // Российская газета. 2013. № 177. i 3 См.: Приказ Росавтодора от 1 ноября 2021 г. № 206 «Об утверждении Административного

S регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по

утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в установленной сфере деятельности». URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 10.01.2022).

4 См.: Распоряжение Правительства РФ от 27 ноября 2021 г. № 3363-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 50, ч. IV, ст. 8613.

5 См.: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 октября 2020 г. № 13АП-20172/2020 по делу № А56-29952/2020. URL: https://13aas.arbitr.ru (дата обращения:

116 10.01.2022).

Тесно переплетается с рассмотренными выше основными началами принцип взаимодействия субъектов транспортной инфраструктуры и органов публичной власти. Содержание принципа заключается в необходимости совместной и скоординированной деятельности всех субъектов, участвующих в обеспечении транспортной безопасности.

Взаимодействие осуществляется в виде обмена информацией, объединения сил и средств, координации совместных действий. Особое значение для повышения эффективности информационного взаимодействия имеет внедрение Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ).

Принцип непрерывности обеспечения транспортной безопасности проявляется в постоянной (без перерывов) деятельности по поддержанию состояния защищенности транспортного комплекса.

Системность и постоянство выполнения планов обеспечения транспортной безопасности, контрольных (надзорных) мероприятий, профилактической и информационной работы позволяют до некоторой степени прогнозировать риски и угрозы безопасности, корректировать утвержденные планы мероприятий, и, как следствие, минимизировать риски совершения актов незаконного вмешательства, оперативно устранять их последствия.

Суды часто руководствуются принципом непрерывности при рассмотрении дел об обжаловании действий контролирующих органов1, постановлений о привлечении к административной ответственности2 и по экономическим спорам3. В решениях суды указывают, что поэтапное выполнение субъектом обязательных требований не является условием, освобождающим его от ответственности за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности; воспрепятствование проникновению нарушителя в зону транспортной безопасности должно быть непрерывным; исключение из реестра объектов транспортной инфраструктуры допускается только после определения категории всех объектов.

Можно отметить сформировавшуюся единообразную судебную практику, согласно которой мероприятия по обеспечению транспортной безопасности должны проводиться постоянно, независимо от временных, экономических, социальных, пространственных, климатических или иных факторов.

В перечне принципов, закрепленных в специализированном законе, отсутствуют законодательно установленные базовые принципы безопасности — системность и комплексность применения мер обеспечения безопасности, приоритет предупредительных мер. Такие разночтения не способствуют единообразной

1 См.: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 октября 2020 г. № Ф05- ) 14734/2020 по делу № А40-225908/2019. URL: https://fasmo.arbitr.ru/reviews (дата обращения: 2 10.01.2022); Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 сентября 2015 г. 8 № Ф06-24558/2015 по делу № А49-115/2015. URL: https://faspo.arbitr.ru (дата обращения: 10.01.2022).

2 См.: Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 июня 2021 г. № Ф03-3135/2021 по делу № А73-20059/2020. URL: https://fasdvo.arbitr.ru (дата обращения: 10.01.2022); Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 июня 2021 г. № Ф03-3133/2021 по делу № А73-18998/2020. URL: https://fasdvo.arbitr.ru/ (дата обращения: 10.01.2022).

3 См.: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 марта 2016 г. № Ф05-2352/2016 по делу № А40-13142/2015. URL: https://fasmo.arbitr.ru/ (дата обращения: 10.01.2022). 117

практике применения административно-правовых средств, комплексному обеспечению транспортной безопасности [11, с. 91].

Принцип интеграции в международные системы безопасности основан на конституционном положении, согласно которому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Поскольку транспортная деятельность нередко затрагивает трансграничные перемещения, имеется потребность в интеграции российского, международного законодательства о транспортной безопасности, а также законодательства других государств.

Сравнительный анализ принципов государственного управления в области транспортной безопасности с принципами государственного управления в области национальной безопасности и исследование международно-правовых оснований и условий формирования системы административно-правового обеспечения транспортной безопасности [12] показал недостаточную степень интеграции международного, модельного и российского законодательства, наличие различных подходов в понимании основных понятий (терминов) и принципов, установление государствами разнообразных административно-правовых средств обеспечения транспортной безопасности и обязательных требований.

Процесс исследования принципов государственного управления в области обеспечения транспортной безопасности предполагает их классификацию по различным критериям.

В административном праве выделяют общие, институциональные, конституционные (политико-юридические) и организационные принципы [13; 14; 15; g 16; 17].

? К общим и конституционным принципам административного права в области

а обеспечения транспортной безопасности можно отнести принципы: законности; g федерализма; приоритета прав и свобод человека и гражданина; обеспечения i права граждан на участие в государственном управлении; равенства граждан i| перед законом.

i Применимы в рассматриваемой области и институциональные принципы

§ административного права. Они индивидуализированы «спецификой управлен-| ческой среды, в которой реализуется тот или иной комплекс правовых норм и § правоприменительных актов» [18, с. 45]: принципы государственной службы, принципы производства по делам об административных правонарушениях, принЦ ципы института аттестации сил обеспечения транспортной безопасности и др. | Организационные принципы отражают механизмы построения и функциони-

g рования государственного управления, государственного аппарата и его звеньев, | функционирования административно-юрисдикционных процессов [19, с. 199]. g К числу организационных относятся следующие принципы: централизации и § децентрализации; единоначалия и коллегиальности; единства основных требо-| ваний, предъявляемых к государственному управлению; профессионализма и J компетентности государственных служащих; ответственности государственных органов за принятые административные акты (решения); территориальный, при котором организация управления ориентирована по территории. Территориальные структуры практически обеспечивают исполнение отраслевых задач и полномочий федеральных органов исполнительной власти [20, с. 93]. Их наличие позволяет выстроить управление и в транспортной отрасли, и в области 118 безопасности.

Следует отметить, что в настоящее время в нормативных правовых и концептуальных актах, регулирующих деятельность отдельных видов транспорта, содержатся собственные принципы и специальные правила, направленные на обеспечение транспортной безопасности. Например, на железнодорожном транспорте правовое закрепление получили только принципы устойчивости работы, доступности, безопасности и качества оказываемых услуг1.

Представляется, что основные положения по безопасности должны носить универсальный характер и не зависеть от видов транспорта, что позволит обеспечить единообразное и последовательное соблюдение субъектами (перевозчиками, пассажирами) требований при смешанных перевозках.

Принципам государственного управления в области обеспечения транспортной безопасности присущи следующие характерные свойства:

нормативность, непосредственное закрепление в федеральных нормативных правовых актах,

универсальность, выражающаяся в их единстве и всеобщности применения, системность, разделение на виды и подвиды,

применение при восполнении пробелов в правовом регулировании, детерминированность единой целью — обеспечением безопасности транспортного комплекса.

С учетом изложенного предлагается систематизировать и конкретизировать принципы государственного управления в области обеспечения транспортной безопасности и изложить ст. 3 Федерального закона «О транспортной безопасности» в следующей редакции:

«Статья 3. Принципы обеспечения транспортной безопасности Принципами обеспечения транспортной безопасности являются:

1) законность;

2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;

3) взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности;

4) системность, комплексность и непрерывность применения мер обеспечения транспортной безопасности;

5) правовая интеграция в международные системы безопасности;

6) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, органов местного самоуправления с международными организациями, общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами в целях обеспечения транспортной безопасности».

Предложенная редакция правовой нормы позволит организовать деятельность множества субъектов обеспечения транспортной безопасности системно и комплексно.

Библиографический список

1. Огнетов В.В. Сущность и принципы государственной политики в области управления автомобильным транспортом // Аграрное и земельное право. 2019. № 3. С. 32-41.

1 См.: Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в ред. от 11 июня 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 2, ст. 169; 2021. № 24, ч. I, ст. 4188. 119

2. Лизогуб Р.П. Принципы формирования и функционирования механизма государственного управления городским пассажирским транспортом: сборник научных работ серии «Экономика». 2020. № 17. С. 76-84.

3. Жеребцов А.Н. Вопросы содержания государственного управления обеспечением безопасности функционирования объектов транспорта и транспортной инфраструктуры в Российской Федерации // Очерки новейшей камералистики. 2021. № 4. С. 6-17.

4. Козлов Ю.П. Принципы и методология реализации основных положений Закона о транспортной безопасности (окончание) // Транспорт Российской Федерации. 2007. № 9(9). С. 50-55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Сенякин И.Н. Федерализм как принцип российского законодательства. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовской государственной академии права», 2007. 504 с.

6. Кононов А.Л. Об общих принципах права во французской и бельгийской судебной практике по административным делам // Государство и право. 2001. № 3. С. 82-86.

7. Корнев А.В., Борисов А.В. Правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России: учебное пособие. М.: Эксмо, 2005. 288 с.

8. Дмитриев С.Н. Новации в законодательстве о транспортной безопасности // Транспортное право. 2014. № 4. С. 3-7.

9. Музыканкина Ю.А. Проблема юридической ответственности государства перед личностью в истории правовых учений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. 30 с.

10. Матузов И.Н., Петров М.П. Правовой принцип ответственности публичной власти. Публичная власть: проблемы реализации и ответственности / под ред. Н.И. Ма-тузова, О.И. Цыбулевской. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», 2011. 526 с.

11. Рязанов Н.С. К вопросу о соотношении понятий «безопасность» и «транспортная Я безопасность» // Вестник Омской юридической академии. 2017. № 3. С. 89-94.

? 12. Зайкова С.Н. Административно-правовое обеспечение транспортной безопасно-

3 сти в странах-участниках СНГ // Вестник Саратовской государственной юридической 2 академии. 2021. № 5. С. 114-122.

13. Теория административного права М.: Юридическая литература, 1985. 160 с. ¡ 14. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: в 3 т. М.: НОРМА, 2002.

í Т. I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. С. 368.

'g 15. Калюжный Ю.Н. Теоретико-правовые подходы к определению принципов обе-

ü спечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации // Администра-| тивное и муниципальное право. 2016. № 11. С. 902-909.

Cl

2 16. Корякин В.М. Принципы транспортного права // Транспортное право. 2016.

! № 1. С. 3-6.

I

» 17. Соболева Ю.В. Принципы административно-правового регулирования статуса

S- негосударственных организаций // Вестник Саратовской государственной юридической

f академии. 2018. № 4. С. 64-69.

'§ 18. Юсупов В.А. Теория административного права. М.: Юридическая литература,

¡ 1985. 160 с.

! 19. Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: исто-

I рия развития и основные современные концепции. М.: Юрист, 2002. 410 с.

й 20. Манохин В.М., Аникин С.Б., Волкова Л.П. Совместное ведение Российской

ш

m Федерации и субъектов Российской Федерации в условиях изменяющейся России: административно-правовой аспект. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. 184 с.

References

1. Ognetov V.V. Essence and Principies of State Policy in the Field of Motor Transport 120 Management // Agrarian and land law. 2019. No. 3. P. 32-41.

2. Lizogub R.P. Principles of Formation and Functioning of the Mechanism of Public Administration of Urban Passenger Transport // Collection of scientific works of the "Economics" series. 2020. No. 17. P. 76-84.

3. Zherebtsov A.N. Public Administration Issues in the Sphere of Transport Facilities and Transport Infrastructure in the Russian Federation // Essays on the latest cameralistics. 2021. No. 4. P. 6-17.

4. Kozlov Yu.P. Principles and Methodology for Implementing the Main Provisions of the Law on Transport Security (ending) // Transport of the Russian Federation. 2007. No. 9(9). P. 50-55.

5. Senyakin I.N. Federalism as a Principle of Russian Legislation. Saratov: Publishing House of the State Educational Institution of Higher Professional Education "Saratov State Academy of Law," 2007. 504 p.

6. Kononov A.L. On the General Principles of Law in French and Belgian Judicial Practice in Administrative Cases // State and Law. 2001. No. 3. P. 82-86.

7. Kornev A.V., Borisov A.V. Legal Thought and Legal Education in Pre-revolutionary Russia: textbook. Moscow: Eksmo, 2005. 288 p.

8. Dmitriev S.N. Innovations in the Legislation on Transport Security // Transport Law. 2014. No. 4. P. 3-7.

9. Muzykankina Yu.A. The Problem of the Legal Responsibility of the State to the Individual in the History of Legal Doctrines: extended abstract diss. ... Cand. of Law. Saratov, 2007. 30 p.

10. Matuzov I.N., Petrov M.P. Legal Principle of Responsibility of Public Authority. Public Power: Problems of Implementation and Responsibility / ed. N.I. Matuzova, O.I. Tsybulevskaya. Saratov: Publishing House of the State Educational Institution of Higher Vocational Education "Saratov State Law Academy," 2011. 526 p.

11. Ryazanov N.S. To the Question of the Relationship Between the Concepts of "Security" and "Transport Security" // Bulletin of the Omsk Law Academy. 2017. No. 3. P. 89-94.

12. Zaikova S.N. Administrative and Legal Support of Transport Security in the CIS Countries // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2021. No. 5. P. 114-122.

13. Theory of Administrative Law / V.A. Yusupov. Moscow: Legal literature, 1985. 160 p.

14. Starilov Yu.N. General Administrative Law Course. In 3 vols. T. I: History. The science. Subject. Norms. Legal subjects. Moscow: Publishing house "NORMA," 2002. P. 368.

15. Kalyuzhny Yu.N. Theoretical and Legal Approaches to Determining the principles of Ensuring Road Safety in the Russian Federation // Administrative and municipal law. 2016. No. 11. P. 902-909.

16. Koryakin V.M. Principles of Transport Law // Transport law. 2016. No. 1. P. 3-6.

17. Soboleva Yu.V. Principles of Administrative and Legal Regulation of the Status of Non-Governmental organizations // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2018. No. 4. P. 64-69.

18. Yusupov V.A. Theory of Administrative Law. Moscow: Legal literature, 1985. 160 p.

19. Galligan D., Polyansky V.V., Starilov Yu.N. Administrative Law: the History of Development and Basic Modern Concepts. Moscow: Lawyer, 2002. 410 p.

20. Manokhin V.M., Anikin S.B., Volkova L.P. Joint Management of the Russian Federation and the Sub-Federal Entities of the Russian Federation in the Context of a Changing Russia: Administrative and Legal Aspect. Saratov: Publishing House of the State Educational Institution of Higher Professional Education "Saratov State Law Academy." 2009. 184 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.