АДМИНИСТРАТИВНОЕ И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
УДК 342.951:351.82
DOI https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2021.4/3720
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ» И «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ»
С. Н. Зайкова
Саратовская государственная юридическая академия Поступила в редакцию 1 октября 2021 г.
Аннотация: представлены результаты анализа научных подходов к определению, содержанию и структуре понятий «административно-правовой механизм» и «административно-правовое регулирование». Особое внимание уделено соотношению рассматриваемых правовых явлений с позиции их функционального, инструментального применения на примере обеспечения транспортной безопасности. Представлена авторская позиция о том, что административно-правовой механизм является более широким правовым явлением по назначению, количеству элементов и их содержанию, чем административно-правовое регулирование.
Ключевые слова: административно-правовой механизм, административно-правовое регулирование, административно-правовые средства, транспортная безопасность.
Abstract: the article presents the results of the analysis of scientific approaches to the definition, content and structure of the concepts of 'administrative legal mechanism' and 'administrative legal regulation.' Particular attention is paid to the correlation of the considered legal phenomena in the context of their functional, instrumental application, using ensuring transport security as an example. The article also presents the author's position that the administrative legal ^ mechanism is a broader legal phenomenon in terms of purpose, number of ele-
^ ments and their content than the administrative legal regulation.
Key words: administrative legal mechanism, administrative legal regulation, ^ administrative legal means, transport security.
О см
В общетеоретических и отраслевых научных исследованиях относи-тельно понятия «административно-правовой механизм» имеются различ-
310 ные подходы к определению, содержанию и его структуре.
Под механизмом с точки зрения толкования русского языка понимается внутреннее устройство, приводящее в действие и определяющее его порядок1. Основное предназначение любого механизма — приведение в действие, выстраивание системы последовательных процессов, поддержание порядка и бесперебойная работа, обеспечивающая достижение поставленных целей, получение полезных результатов.
1 См.: Толковый словарь С. И. Ожегова. URL: Ьйр8://§и:Го.те/Л1с1;/огНе§оу/меха-низм (дата обращения: 23.09.2021). © Зайкова С. Н., 2021
В правоведении механизм рассматривают как правовую категорию с учетом его функционального и инструментального применения.
С. С. Алексеев представлял правовой механизм как «взятую в единстве всю совокупность юридических средств, при помощи которых обеспе- О чивается правовое воздействие на общественные отношения»2. О С одной стороны, правовой механизм означает процесс воздействия, и ы здесь принципиально важно обеспечить его эффективность. По мнению §< ученого, следует подбирать средства и методы правового воздействия § таким образом, чтобы они были целесообразными и результативными, О обеспечивали соразмерные поставленной цели затраты ресурсов и сил, не выходили за объективные и необходимые рамки (пределы) правового о воздействия. § С другой стороны, правовой механизм представляет внутреннее Е строение, состоящее из отдельных средств воздействия, обоснованно по- 2 добранных в особом соотношении. Именно «глубокое, внутреннее един- ® ство»3 разнообразных и разрозненных средств воздействия обеспечивает о эффективность всего правового механизма. о
Другие ученые-теоретики, предлагая свои авторские определения понятия «правовой механизм»4, сравнивают его с технологической схемой § воплощения нормы права в жизнь, с выделением отдельных стадий та- 2 кого процесса воплощения (правотворчество, правовое применение, при- 2 нуждение) и особой цели — «преодоление препятствий, стоящих на пути о удовлетворения интересов субъектов права»5. о В общем виде правовой механизм — это систематизированные правовые § средства воздействия, применяемые в установленном порядке для регули- о рования и упорядочения общественных отношений и достижения целей.
Понятие «административно-правовой механизм», достаточно часто § используемое в научной, учебной литературе (например,
ниях «административно-правовой механизм управления...», «админи- х<
стративно-правовой механизм обеспечения.», «административно-пра- Е
вовой механизм организации.», «административно-правовой механизм §
ч X
защиты.»), не подвергалось отдельному комплексному исследованию. х
Изучение имеющихся представлений позволяет выделить два раз- »
личных научных подхода к определению его сущности. :
В первом случае рассматриваемое понятие отождествляется с поняти- 311 ем «механизм административно-правового регулирования». Во втором — такое отождествление отрицается.
2 Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. С. 30.
3 Там же. С. 35-36.
4 См.: Исаков В. Б. Механизм правового регулирования. Проблемы теории государства и права / под ред. С. С. Алексеева. М., 1987. С. 266 ; Хропанюк В. Н. Теория государства и права : учеб. для бакалавров / под ред. В. Г. Стрекозова. 9-е изд., стер. М., 2015.
5 Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права : учебник. М., 2019. С. 501.
Видится логичным рассмотреть суждения и аргументы относительно вышеуказанных противоположных научных взглядов.
Механизм административно-правового регулирования имеет присущие ему внутреннее строение и внешние связи.
В процессе исполнительно-распорядительной деятельности органы публичной власти, их должностные лица применяют административно-правовые средства для воздействия на объекты управления и регулирования административных правоотношений, «отношений, организованных в соответствии с задачами государства и общества»6. Совокупность указанных средств и является содержанием рассматриваемого понятия.
Однако следует обратить внимание на то, что совокупность — это лишь множество разнообразных элементов, правовых средств, а для эффективного управления требуется их система. Имеется справедливое мнение о том, что «неорганизованная совокупность лишена каких-либо существенных черт внутренней организации»7. Именно систематизация административно-правовых средств по определенным принципам позволяет эффективно воздействовать на общественные отношения, не нарушая пределов социального регулирования, основанного на нормах морали и правил общежития.
По этой причине под механизмом административно-правового регулирования предлагается понимать нормативно установленный, системный комплекс административно-правовых средств, применяемых в установленном порядке для регулирования и упорядочения общественных отношений и достижения целей государственного управления.
Порядок и последовательность расположения структурных элементов механизма административно-правового регулирования различны.
С. С. Алексеев определял элементы в зависимости от стадий правово-^ го регулирования8. Первой стадии, под которой он понимал регламенти-о1 рование общественных отношений, присущи юридические нормы. Они образуют нормативную основу механизма и выполняют функции глав-¡^ ного регулятора общественных процессов. Действие юридических норм сч при наличии определенных условий (юридических фактов) порождает возникновение, изменение, прекращение правовых отношений, поэтому вторым элементом механизма являются правоотношения. Реали-312 зация субъективных прав и обязанностей представляет третью стадию правового регулирования, которой соответствует третий элемент — акты реализации прав. Все стадии последовательно расположены и имеют закономерную связь, что обеспечивает планомерное правовое воздействие с применением перечисленных средств (элементов). Правовые нормы, правоотношения, акты реализации прав ученый называл главными эле-
6 Коренев А. П. Административное право России : учебник. М., 2001. С. 45.
7 Сенякин И. Н., Арзуманян А. Э. Конкуренция норм российского права. Саратов, 2011. С. 16.
8 См.: Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. С. 34—35.
В теоретических наработках в качестве отдельных элементов меха-
ментами, а к дополнительным элементам относил нормативные юридические акты, правосознание и правовую культуру.
С перечисленными главными элементами структуры правового регулирования согласно большинство ученых9. О Ю. Н. Старилов называет административно-правовые нормы исход- О ными элементами административно-регулирующего воздействия на ш общественные отношения. Нормам административного права, содержащимся в различных источниках, отводится центральное место, посколь- § ку «их отсутствие непременно приведет к безжизненности всей системы ^ функционирования административного права»10. °
о
низма правового регулирования учеными также назывались: °
юридические факты (фактический состав)11;
законность и правопорядок12; х
деятельность органов власти, общественных объединений13; и
правовая культура и правосознание14; °
правовые принципы и правовые гарантии применения норм15; ^
способы правового регулирования16; «
административно-правовые методы17; §
2
__х
9 См.: Дихтиевский П. В. Административно-правовое принуждение в ме- х ханизме обеспечения личной безопасности : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. = С. 132 ; Фатеев П. П. Понятие и структура механизма административно-правово- о го регулирования // Научный вестник УрАГС. 2010. № 3 (12). С. 9 ; Ковылин Д. П. § Понятие и структура государственно-правового механизма обеспечения прав ° человека в Российской Федерации // Правовая культура. 2011. № 1 (10). С. 143— =1 144 ; Петров Д. Е. К вопросу о соотношении понятий «дифференциация права» о и «специализация законодательства» // Право и политика. 2014. № 11. С. 1798— о
го
1803 ; Павлюк А. В. К вопросу о понятии механизма административно-правового О
регулирования // Право. Экономика. Безопасность. 2015. № 1. С. 54—57. ^
10 Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. М., 2002. С. 398. ®
11 Смм : ЪЛп^узов Н ИИ МЛалько А В Теорист государства и права : утчебник ^
СО
12 Г^и/г • ТТ ТТт"»пб ттои/гт^т ттт"»аипипт т^ову ттттт"»птэаттттсг /»ппот/ч^тту пбттто^т^тэохт- 2
См.: Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права : учебник. С. 503.
См.: Явич Л. С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М., 1961. С. 26. :
13 См.: Витченко А. М. Метод правового регулирования социалистических 313
общественных отношений / под ред. М. И. Байтина. Саратов, 1974. С. 82 ; Пруди--
ус Е. В. О понятии и системе экономической безопасности // Законодательство и экономика. 2008. № 1. С. 58-64.
14 См.: Курагин Г. Г. Механизм ведомственного правового регулирования деятельности органов внутренних дел. М., 1976. С. 18.
15 См.: Беляева Г. С., Бутова Е. В. К вопросу о понятии и сущности механизма административно-правового регулирования // Административное и муниципальное право. 2016. № 10. С. 820.
16 См.: Шергин А. П. Понятие и содержание механизма административно-правового регулирования // Научный портал МВД России. 2009. № 1 (5). С. 4.
17 См.: Федотова Ю. Г. Элементы механизма административно-правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Современное право. 2018. № 7/8. С. 15-22.
О!
акты толкования18 и применения19 права;
акты субъектов по реализации принадлежащих им прав и обязанно-стей20.
С такими подходами можно было бы согласиться, поскольку подробное описание внутреннего строения механизма правового регулирования в целом и его составляющих элементов способствует наиболее полному уяснению его содержания, имеющихся взаимосвязей и обусловленностей. Однако представляется не логичным в качестве самостоятельных элементов выделять такие, которые по своему содержанию являются отдельными составляющими главных структурных элементов рассматриваемого. Например, к правовым отношениям можно отнести деятельность органов власти и общественных объединений, правовую культуру и правосознание субъектов правоотношений; к актам реализации права — выбор способов правового регулирования, а также акты применения права, поскольку применение является одним из способов реализации правовых норм.
Законность и правопорядок можно рассматривать как основной целевой ориентир любого правового механизма, а принципы применения норм права — как отдельные юридические нормы, нормы-принципы.
Таким образом, выделение и дробление отдельных частей структуры правового регулирования видится излишним, поскольку усложняет юридические категории и не имеет теоретической, практической значимости при регулировании институциональных преобразований правовых отношений.
Иное отличительное внутреннее строение и, соответственно, предназначение имеет административно-правовой механизм.
Представляются спорными суждения некоторых ученых, отождествляющих понятия рассматриваемых механизмов21. Например, П. В. Дих-тиевский, рассматривая административно-правовой механизм обеспече-
314
18 См.: Коренев А. П. Административное право России : учебник : в 3 ч. М., ^ 1999. Ч. 1. С. 42.
19 См.: Мелехин А. В. Административно-правовой механизм обеспечения законности в сфере экологии // Ьех Киввгса. 2016. № 11. С. 33—45.
20 См.: Кулапов В. Л. Теория государства и права : учебник. Саратов, 2019. С. 367 ; Фатеев П. П. Понятие и структура механизма административно-правового регулирования // Научный вестник УрАГС. 2010. № 3 (12). С. 9 ; Лянной Г. Г. Механизм административно-правового регулирования обеспечения безопасности предпринимательской деятельности // Вестник ИрГТУ. 2014. № 6 (89). С. 218—221.
21 См.: Бутова Е. В. Административно-правовой механизм : к вопросу о понятии // Эволюция государства и права : история и современность. 2017. С. 177—181 ; Мелехин А. В. Административно-правовой механизм обеспечения законности в сфере экологии // Ьех Кивв1са. 2016. № 11. С. 33—45 ; Овчинников Н. А. Правоотношения в административно-правовом механизме обеспечения законности в системе МВД России // Административное и муниципальное право. 2011. № 12. С. 49—53 ; Его же. Акты применения в административно-правовом механизме обеспечения законности в системе МВД России // Там же. 2012. № 1. С. 38—42.
ния личной безопасности, в качестве его основных элементов выделял составляющие механизма правового регулирования в рассматриваемой сфере22. Представляется, что указанный подход недостаточно аргументирован. О На основе толкования русского языка регулирование означает целе- О направленное регулирующее воздействие, а обеспечение — то, что служит ш гарантией исполнения чего-либо23. О
х<
О
ГО
О
П
о
о
Применительно к административно-правовой науке регулирование призвано упорядочить правоотношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов (должностных лиц). Административно-правовой механизм служит гарантией воплощения в жизнь административно-правового регулиро- °
вания.
Относительно понятия и внутреннего строения административно-правового механизма единого мнения нет.
Ю. Г. Федотова выделяет следующие элементы: субъекты, объекты, административно-правовые средства и методы. По мнению ученого, «административно-правовые нормы и содержащие их нормативные правовые акты являются одной из форм, в которую облекаются административно-правовые средства и методы»24. 1
X
Иная позиция у А. В. Ильиных, который отмечает тесную взаимосвязь понятий «административно-правовой механизм» и «механизм правового регулирования»25. Исследователь считает, что к элементам первого относятся: административно-правовые нормы, юридические факты, акты толкования права, акты применения права, административно-правовые
о
=1
отношения, органы государственной власти. Отдельные из перечислен- о
ных элементов включены в структуру административно-правового регу- °
лирования и имеют предназначение в виде упорядочения администра- °
тивных правоотношений. 2 Под
механизмом государственно-правового обеспечения Ю. В. Ано- ®
хин понимает комплексный процесс воплощения правовых предписа- х
ний в реальную действительность. Определяя конструкцию механизма, 2
он выделяет его отдельные части - механизмы: «механизм государства; ООО механизм действия права, включающий механизмы правового регулирования общественных отношений, реализации, охраны и защиты прав и
315
22 См.: Дихтиевский П. В. Административно-правовое принуждение в механизме обеспечения личной безопасности : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 127.
23 См.: Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. СПб., 1998. иВЬ: https://endic.ru/kuzhecov/Obespechenie-17825.html (дата обращения: 24.09.2021).
24 Федотова Ю. Г. Элементы механизма административно-правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Современное право. 2018. № 7/8. С. 15—22.
25 Ильиных А. В. Административно-правовой механизм информационного обеспечения деятельности политических партий : сущность, принципы // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». 2013. № 4, т. 4. С. 1197—1203.
свобод граждан; гарантии обеспечения действия исследуемого механизма (общие и специальные); механизм юридической ответственности»26.
По мнению других ученых, внутреннее строение административно-правового механизма включает правовые отношения, систему государственных органов, механизм административно-правового регулирования, гарантии и механизм юридической ответственности27.
Анализируя научные представления и обобщая выводы, видится возможным предложение следующего определения рассматриваемого понятия.
Административно-правовой механизм представляет собой правовое устройство, состоящее из субъектов административного права и их юридической деятельности с использованием законодательно установленных административно-правовых средств.
Элементами административно-правового механизма являются:
— субъекты и их юридически значимая деятельность. Управляемые субъекты осуществляют деятельность по реализации прав и обязанностей, по исполнению, соблюдению и использованию административно-правовых норм. Управляющие субъекты (специально созданная система органов публичной власти) осуществляют административно-управленческую деятельность, в том числе издают акты применения права;
— объекты — целевые ориентиры реализации административно-правового механизма, например, в административно-правовом механизме обеспечения транспортной безопасности основными объектами являются личность, общество и государство, а специальными — транспортные средства, объекты транспортной инфраструктуры и материальные вещи;
— систематизированные административно-правовые средства, обле-^ ченные в административно-правовые нормы.
Административно-правовой механизм призван претворить в жизнь, запустить в действие административно-правовое регулирование в кон-¡^ кретной отрасли или сфере управления. Включает в себя фактическую сч деятельность всех участников административно-правовых отношений по всем формам реализации административно-правовых норм, а не только применения (в отличие от структуры административно-правового регу-316 лирования, одним из элементов которого являются только акты приме -нения).
26 Анохин Ю. В. О теоретических основах структуры механизма государственно-правового обеспечения прав и свобод личности // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2012. № 2. С. 42—47.
27 См.: Пролетенкова С. Е., Быков Б. А. Административно-правовое обеспечение экономической безопасности : проблемы и перспективы // Административное право и процесс. 2017. № 2. С. 23—26 ; Теория государства и права в вопросах и ответах : учеб. пособие / А. Ф. Колотов [и др.]. Оренбург, 2013. С. 149 ; Галиц-кая Н. В. Понятие и сущность административно-правового обеспечения безопасности в Российской Федерации // Вестник Саратовской гос. юрид. академии. 2014. № 2. С. 108.
Таким образом, административно-правовой механизм является более широким правовым явлением по содержанию элементов и их назначению относительно административно-правового регулирования.
По качеству и полноте административно-правового регулирования О можно судить о достаточной (недостаточной) развитости административ- О ного законодательства, а организация и взаимодействие элементов ад- ы
министративно-правового механизма показывают, насколько качественно и эффективно внедряется в жизнь указанное законодательство.
О
Библиографический список ^
о
Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом о государстве. М. : Юрид. литература, 1966. 0
Анохин Ю. В. О теоретических основах структуры механизма государ- Е ственно-правового обеспечения прав и свобод личности // Юрид. наука и пра- 2 воохранительная практика. 2012. № 2. С. 42—47. ®
Беляева Г. С., Бутова Е. В. К вопросу о понятии и сущности механизма о
о
административно-правового регулирования // Административное и муниципальное право. 2016. № 10. С. 820. х< БутоваЕ. В. Административно-правовой механизм : к вопросу о понятии // § Эволюция государства и права : история и современность. 2017. С. 177—181. § Витченко А. М. Метод правового регулирования социалистических об-
щественных отношений / под ред. М. И. Байтина. Саратов : Изд-во Саратов- п
"О
ского ун-та, 1974.
Галицкая Н. В. Понятие и сущность административно-правового обеспечения безопасности в Российской Федерации // Вестник Саратовской гос. о юрид. академии. 2014. № 2. С. 108. ^
Дихтиевский П. В. Административно-правовое принуждение в механиз- § ме обеспечения личной безопасности : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. 0
Ильиных А. В. Административно-правовой механизм информационно- о го обеспечения деятельности политических партий : сущность, принципы // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». 2013. № 4, т. 4. С.1197—1203.
х<
Исаков В. Б. Механизм правового регулирования. Проблемы теории го- ш сударства и права / под ред. С. С. Алексеева. М., 1987. .
Ковылин Д. П. Понятие и структура государственно-правового механиз- —:-
ма обеспечения прав человека в Российской Федерации // Правовая культу- 317 ра. 2011. № 1 (10). С. 143-144.
Коренев А. П. Административное право России : учебник. М. : Щит, 2001.
Коренев А. П. Административное право России : учебник : в 3 ч. M. : МЮИ МВД России : Щит-М, 1999. Ч. 1.
Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. СПб. : Норинт, 1998. URL: https://endic.ru/kuzhecov/Obespechenie-17825.html
Курагин Г. Г. Механизм ведомственного правового регулирования деятельности органов внутренних дел. М., 1976.
Кулапов В. Л. Теория государства и права : учебник. Саратов : Изд-во Саратовской гос. юрид. академии, 2019.
Вестник ВГУ. Серия: Право
Лянной Г. Г. Механизм административно-правового регулирования обеспечения безопасности предпринимательской деятельности // Вестник ИрГТУ. 2014. № 6 (89). С. 218-221.
Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права : учебник. 5-е изд. М. : Изд дом «Дело» РАНХиГС, 2019.
Мелехин А. В. Административно-правовой механизм обеспечения законности в сфере экологии // Lex Russica. 2016. № 11. C. 33-45.
Овчинников Н. А. Акты применения в административно-правовом механизме обеспечения законности в системе МВД России // Административное и муниципальное право. 2012. № 1. С. 38-42.
Овчинников Н. А. Правоотношения в административно-правовом механизме обеспечения законности в системе МВД России // Административное и муниципальное право. 2011. № 12. С. 49-53.
Павлюк А. В. К вопросу о понятии механизма административно-правового регулирования // Право. Экономика. Безопасность. 2015. № 1. С. 54-57.
Петров Д. Е. К вопросу о соотношении понятий «дифференциация права» и «специализация законодательства» // Право и политика. 2014. № 11. C. 1798-1803.
Пролетенкова С. Е., Быков Б. А. Административно-правовое обеспечение экономической безопасности : проблемы и перспективы // Административное право и процесс. 2017. № 2. С. 23-26.
Прудиус Е. В. О понятии и системе экономической безопасности // Законодательство и экономика. 2008. № 1. С. 58-64.
Сенякин И. Н., Арзуманян А. Э. Конкуренция норм российского права. Саратов : Изд-во Саратовской гос. академии права, 2011.
Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. М., 2002. Теория государства и права в вопросах и ответах : учеб. пособие/ А. Ф. Ко-лотов [и др.]. Оренбург : Университет, 2013. С. 149.
Толковый словарь С. И. Ожегова. URL: https://gufo.me/dict/ozhegov/меха-низм
Фатеев П. П. Понятие и структура механизма административно-правового регулирования // Научный вестник УрАГС. 2010. № 3 (12). С. 9.
Федотова Ю. Г. Элементы механизма административно-правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Современное _право. 2018. № 7/8. С. 15-22.
318 Хропанюк В. Н. Теория государства и права : учебник / под ред. В. Г. Стре-
-козова. 9-е изд., стер. М. : Омега-Л, 2015. 323 с.
Шергин А. П. Понятие и содержание механизма административно-правового регулирования // Научный портал МВД России. 2009. № 1 (5). С. 4.
Явич Л. С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М. : Госюриздат, 1961.
References
Alekseev S. S. The mechanism of legal regulation in a socialist state. M. : Legal literature, 1966.
Anokhin Yu. V. On the theoretical foundations of the structure of the mechanism of state and legal provision of the rights and freedoms of the individual // Legal Science and Law Enforcement Practice. 2012. № 2. P. 42-47.
CM
о
CM
Belyaeva G. S., Butova E. V. To the question of the concept and essence of the mechanism of administrative and legal regulation // Administrative and municipal law. 2016. № 10. P. 820.
Butova E. V. Administrative and legal mechanism: to the question of the p concept // Evolution of state and law: history and modernity. 2017. P. 177—181. x
Vitchenko A. M. Method of legal regulation of socialist social relations / edit- ç ed by Sc. D (Law) M.I. Baytin. Saratov : Saratov University Press, 1974. §<
Galitskaya N. V. The concept and essence of administrative and legal securi- o ty in the Russian Federation // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2014. P № 2. P. 108. n
Dikhtievsky P. V. Administrative and legal coercion in the mechanism of en- § suring personal security: thesis by Sc. D (Law). M., 2004. §
Ilinykh A. V. Administrative and legal mechanism of information support for e the activities of political parties: essence, principles // Electronic scientific pub- è lication "Scientific Notes of the Pacific National University". 2013. № 4, Vol. 4. cd P.1197-1203.
Isakov V. B. Legal regulation mechanism. Problems of the theory of state and law / edited by S. S. Alekseev. M., 1987.
Kovylin D. P. The concept and structure of the state-legal mechanism for ensuring human death in the Russian Federation // Legal culture. 2011. № 1 (10). P. 143-144.
Korenev A. P. Administrative law of Russia : textbook. M. : Shield, 2001.
Korenev A. P. Administrative law of Russia : textbook. In 3 parts. Part I. M. : à MUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Publishing house "Shield-M", 1999.
Kuznetsov S. A. Great Dictionary of Russian language. SPb. : Norint, 1998. URL: https://endic.ru/kuzhecov/Obespechenie-17825.html
Kuragin G. G. The mechanism of departmental legal regulation of the activities of the internal affairs bodies. M., 1976. §
Kulapov V. L. Theory of Government and Rights : textbook. Saratov: Publishing house of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Saratov State Law Academy", 2019.
Lyannoi G. G. The mechanism of administrative and legal regulation of ensuring the safety of entrepreneurial activity // ISTU Bulletin. 2014. № 6 (89). P. 218-221.
Matuzov N. I, Malko A. V. Theory of Government and Rights: textbook. 5th ed. M. : Publishing house "Delo" RANEPA, 2019.
Melekhin A. V. Administrative and legal mechanism for ensuring the rule of law in the field of ecology // LexRussica. 2016. № 11. P. 33-45.
Ovchinnikov N. A. Acts of application in the administrative-legal mechanism of ensuring the rule of law in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Administrative and municipal law. 2012. № 1. P. 38-42.
Ovchinnikov N. A. Legal relations in the administrative and legal mechanism of ensuring the rule of law in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Administrative and municipal law. 2011. № 12. P. 49-53.
Pavlyuk A. V. To the question of the concept of the mechanism of administrative and legal regulation // Right. Economy. Security. 2015. № 1. P. 54-57.
Q
319
Petrov D. E. On the question of the relationship between the concepts of "differentiation of law" and "specialization of legislation" // Law and politics. 2014. № 11. P. 1798-1803.
Proletenkova S. E., Bykov B. A. Administrative and legal support of economic security: problems and prospects // Administrative law and process. 2017. № 2. P. 23-26.
Prudius E. V. On the concept and system of economic security // Legislation and economics. 2008. № 1. P. 58-64.
Senyakin I. N, Arzumanyan A. E. Competition of the norms of Russian law. Saratov : Publishing house of GOU VPO "Saratov State Academy of Law", 2011.
Starilov Yu. N. General Administrative Law Course. M., 2002.
Theory of state and law in questions and answers: textbook / A. F. Kolotov [et al.]. Orenburg : LLC IPK "University", 2013.
Explanatory dictionary S. I. Ozhegov. URL: https://gufo.me/dict/ozhegov/ механизм
Fateev P. P. The concept and structure of the mechanism of administrative and legal regulation // Scientific Bulletin UrAGS. 2010. № 3 (12). P. 9.
Fedotova Yu. G. Elements of the mechanism of administrative and legal support of the national security of the Russian Federation // Modern law. 2018. № 7/8. P. 15-22.
Khropanyuk V. N. Theory of Government and Rights: textbook / ed. V. G. Stre-kozova. 9th ed., RP. M. : Omega-L, 2015. 323 p.
Shergin A. P. The concept and content of the mechanism of administrative and legal regulation // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2009. № 1 (5). P. 4.
Yavich L. S. Problems of legal regulation of Soviet social relations. M. : Go-syurizdat, 1961.
Для цитирования:
Зайкова С. Н. Соотношение понятий «административно-правовой механизм» и «административно-правовое регулирование» // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2021. № 4 (47). С. 310-320. DOI: https://doi. org/10.17308/vsu.proc.law.2021.4/3720
Recommended citation:
_ Zajkova S. N. Relationship of the concepts «administrative legal mechanism» and
320 «administrative legal regulation» // Proceedings of Voronezh State University. Series: -Law. 2021. № 4 (47). Р. 310-320. DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.202L4/3720
Саратовская государственная юридическая академия
Зайкова С. Н., кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и муниципального права E-mail: snzaikova@rambler.ru
Saratov State Law Academy Zajkova S. N., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Administrative and Municipal Law Department E-mail: snzaikova@rambler.ru