Научная статья на тему 'Субъектный детерминант как распространитель структурной схемы, репрезентирующий синтаксический концепт «Психическая деятельность» в речи младшего школьника'

Субъектный детерминант как распространитель структурной схемы, репрезентирующий синтаксический концепт «Психическая деятельность» в речи младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
331
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / СИНТАКСИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ / СТРУКТУРНАЯ СХЕМА / ДЕТЕРМИНАНТ / JUNIOR STUDENT / SYNTACTIC CONCEPT / A STRUCTURAL DIAGRAM / DETERMINANT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тарасенко Е. В.

В статье рассматриваются особенности структурной схемы «кому делать кого/что», выступающей репрезентантом синтаксического концепта «психическая деятельность» и актуализирующей его когнитивный признак

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjective determinant as a distributor of a structural diagram representing the syntactic concept of "

The article deals with the features of the structural scheme "to make someone who / what" which serves as a representant of syntactic concept of "мental activity" and updates its cognitive trait

Текст научной работы на тему «Субъектный детерминант как распространитель структурной схемы, репрезентирующий синтаксический концепт «Психическая деятельность» в речи младшего школьника»

УДК 81’367

Субъектный детерминант как распространитель структурной схемы, репрезентирующий синтаксический концепт «психическая деятельность» в речи

младшего школьника

Е.В. Тарасенко

В статье рассматриваются особенности структурной схемы «кому делать кого/что», выступающей репрезентантом синтаксического концепта «психическая деятельность» и актуализирующей его когнитивный признак.

Ключевые слова: младший школьник, синтаксический концепт, структурная схема, детерминант.

Определившаяся в современной лингвистике тенденция (П. Адамец, В.А. Белошапкова, Т.А. Лекант, Т.П. Ломтев, В.П. Малащенко и др.) к расширению того, что называют структурной схемой, и выделению в качестве ядра предложения его структурно-семантической основы как модели предложения, основывается на взаимодействие позиционных валентностей субъекта и предиката, составляющих структурную схему, которая играет ведущую роль в предопределении количества и формы объектных и ситуативных компонентов.

Существуют определенные правила отграничения актантов как обязательных компонентов структурно-семантической базы, т.е. пропозиционального содержания высказывания, от сирконстантов, которые в отечественной лингвистике называются детерминантами или факультативными распространителями глагольного или факультативного предиката. Это, во-первых, при одном и том же предикате не может быть больше одного актанта или группы актантов (но не однородных членов) одного и того же типа. А, во-вторых, определенный тип актанта сочетается с определенным классом предикатов, а детерминант возможен при любом глаголе.

Под детерминантом понимают отдельную словоформу, входящую в предложение в качестве его распространителя, «формально не связанного ни с какой словоформой, распространяющей эту схему» [1, с.624]. Детерминант -

общее понятие, включающее в себя детерминирующие члены предложения и детерминантные придаточные предложения.

В соответствии с устоявшимися в синтаксисе членов предложения взглядами за пределами предикативного ядра выделяется два класса его распространителей: присловные и неприсловные. В первом случае, при распространении структурно-семантической модели факультативные синтаксемы могут выступать как присловный распространитель, если поясняют какое-либо слово модели на основе словосочетательных связей, обусловленных либо необходимостью раскрытия значения стержневого компонента, либо реализацией общих для обоих компонентов сочетания сем. Присловные распространители связаны с определяемым словом по типу подчинительной связи - согласования, управления и примыкания. А в другом случае, свободная синтаксема может распространять и модель как целое. Это неприсловные распространители, связанные с основой предложения подчинительной связью предложенческого уровня - свободного присоединения.

Нами в целом принимается предлагаемая в работах последних лет деление детерминирующих членов предложения на детерминирующие обстоятельства (обстоятельственные детерминанты), содержанием которых является ситуативная характеристика высказывания, и детерминирующие дополнения (субъектные детерминанты), которые указывают на субъект или объект, относимый к событию, названному в остальной части предложения [2, с.5-6].

Субъектные детерминанты - один из основных видов распространителей предложения. Они выражаются рядом падежных форм без предлогов и с предлогами. Употребление субъектных синтаксем предопределено левыми семантически валентностями глаголов, а объектных - правыми. Вместе с глаголами они представляют предикатно-актантные модели предложений, в которых актанты могут быть выражены эксплицитно и имплицитно. Активными смыслообразующими компонентами семантической структуры предложения являются субъектные детерминанты, но их употребление не

задано валентностями глаголов. Они ни синтаксически, ни семантически не зависят от глагольной лексемы, поскольку находятся на семантической периферии по отношению к структурно-семантической основе предложения.

Однако проблема возможности сочетаемости субъектных детерминантов с основами предложений, предикатами которых являются глаголы психической деятельности, остаются малоизученными, тем более в речи младшего школьника.

Вслед за многими известными учеными мы признаем различие структурных схем простого предложения как типовых последовательностей словоформ, используемых для обозначения субъекта и предиката мысли, и высказываний как конкретных лексически определенных предложений, обладающих позиционной схемой, образованной последовательностью словоформ данного конкретного высказывания, позиции в которой типизированы. (Н.Д Арутюнова, В.В. Богданов, Ю.А. Левицкий, Е.В. Падучева,

З.Д. Попова и др.).

Из сказанного следует, что структурная схема простого предложения, являясь знаком предицирования, знаком предикативного отношения, устанавливаемого между субъектом и предикатом, тем самым служит знаком разных видов обобщенных и систематизированных отношений между внеязыковыми сущностями, знаком «типовой пропозиции» или синтаксического концепта.

При таком подходе субъектно-предикатный достаточный минимум [3] или синтаксическая схема простого предложения, квалифицируется Г.А. Волохиной, З.Д. Поповой [4] как синтаксический концепт пропозиции, а расширенный за счет объектных и других актантов минимум - как позиционный вариант, или структурная схема простого предложения (ССПП). Следовательно, авторы опираются на тождество структурных схем в высказываниях, несущие типовые пропозиции.

Структурные схемы предложений не существуют в застывшем виде. Лингвисты отмечают: «Для того чтобы предложения в меняющихся условиях

общения постоянно сохраняли живой контакт с действительностью... они должны быть предельно гибкими и обладать способностью варьироваться по целому ряду параметров [5, с.51]». Эта гибкость проявляется в том, что в процессе речевой реализации структурная схема претерпевает различные видоизменения, обусловленные интенцией говорящего относительно конкретной ситуации, представленной в высказывании, а также отношением говорящего к высказываемому. Так, структурно-семантические модификации не влекут изменений типового значения структурной схемы и ее компонентного состава [6, с.51], они «как бы накладываются на

грамматические, совмещаются с ними» [7, с.169].

Материалом для исследования явились магнитофонные записи спонтанной разговорной речи, а также изложения и сочинения ученика средней школы №22

г. Таганрога Олейникова Андрея.

Как показывают наблюдения, позиционные схемы высказываний, в основе построения которых структурная схема «кому делать кого/что», обслуживающие синтаксический концепт «психическая деятельность» (Мне нравится волшебник Гендальф), осложнены субъектными детерминантами в речи младшего школьника.

Структура пропозиции в них определяется присутствием группы глаголов психической деятельности, валентности которых «задают» набор только правых присловных актантов: объектов психической деятельности (кому/ кого/ что). Указанные присловные распространители обозначают первичные, основные компоненты семантической структуры предложений с предикатами психической деятельности. Таким образом, доминирующим оказывается значение объекта, и лишь вхождение в трехчленный ряд позволяет установить здесь в форме дательного падежа элемент субъектного значения. Семантика лица в форме дательного падежа (мне) настолько сильна, что эта форма передвигается в позицию субъекта. Третий компонент «вводится» в структурную схему по «требованию» пропозиции, например, «эмоциональнооценочное отношение одного предмета к другому» «кому делать кого/что»:

Мне нравиться Мария Валерьена/ учитель математики//, представленной сочетание смыслов: субъект-протагонист + действие-отношение + объект отношения.

Референтная ситуация, формирующая типовую пропозицию «претепевание пациенсом эмоционального, интеллектуального состояния», характеризуется пассивностью адресата, что и определяет способность позиционной схемы усложняться субъектными детерминантами. Субъектный детерминант в этой пропозиции служит показателем состояния, которое адресуется лицу и которое пассивно воспринимает состояние, будучи как бы пунктом его назначения. Такие состояния могут быть: деонтические (по обязанности) (Соседи наши тоже очень любят цветы/ но любоваться приходится нашими//), алетические (по физиологическим, природным программам) (В плохую погоду можно послушать шум дождя и крик чаек; Также можно увидеть окончания), субъективные (по собственной воле) (Чтобы не обидеть родителей/я начал читать/ а потом втянулся//).

По данным нашей картотеки в речи младшего школьника, характерными для предложений с предикатами психической деятельности являются субъектные детерминанты в форме дательного падежа без предлога, обозначающие элементарный компонент семантической структуры: субъект долженствования («(кому) приходиться что делать»); субъект эмоционального отношения («кому нравиться что/кто», «(кому) не обидеть кого»); субъект восприятия («(кому) увидеть что», «(кому) послушать что»).

Как известно, субъектные детерминанты могут сочетаться с предикативными основами разных структурных схем. В нашем случае, употребление субъектных детерминантов в односоставных предложениях -инфинитивных, служит средством устранения синтаксической ущербности структурно-семантической основы односоставных глагольных предложений, средством снятия их структурной напряженности. Пациенсу предписывается некоторое действие, обычно обозначенное инфинитивом в речи младшего школьника. Поскольку рассмотренная субъектная словоформа (мне/им)

выражает элементарный компонент семантической структуры предложения, не входящий в предикатно-актантную (валентностную) пропозицию, они могут быть квалифицированы, как осложняющие синтаксическую структуру предложений с предикатами психической деятельности как целое.

Так, в результате проведенного анализа структурной схемы «кому делать кого/что» можно говорить о таком признаке синтаксического концепта «психическая деятельность» в речи младшего школьника, как

детерминированность, о котором свидетельствует возможность грамматических модификаций структурной схемы («(кому) приходиться что делать», «(кому) нравиться что/кто», «(кому) не обидеть кого», «(кому) увидеть что», «(кому) послушать что») и введение в позиционную схему высказываний субъектного детерминанта.

The article deals with the features of the structural scheme "to make someone who / what" which serves as a representant of syntactic concept of Venta! activity" and updates its cognitive trait. Keywords: junior student, syntactic concept, a structural diagram, determinant.

Список литературы

1. Грамматика современного русского литературного языка / под. Ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1970. 756с.

2. Малащенко В.П. Сочетаемость детерминирующих членов предложения в современном русском языке: учеб. пособие к спецкурсу. Ростов н/Д: Изд-во РГПИ, 1988. 84с.

3. Малащенко В.П. Лексико-семантическая база модели (структурносемантической основы) предложения // Лексико-грамматические взаимодействия в системе синтаксических единиц. Ростов н/Д, 1991. С.17-24.

4. Волохина Г.А., Попова З.Д. Синтаксические концепты русского простого предложения. Воронеж, 2003. 196с.

5. Ломов А.М. Типология русского предложения. Воронеж: ВГУ, 1994. 278с.

6. Казарина В.И. Синтаксический концепт «состояние» в современном русском языке (к вопросу о его формировании): монография. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2002. 225с.

7. Цейтлин С.Н. Синтаксические модели со значением психического состояния и их синонимы // Синтаксис и стилистика. М.: Наук, 1976.

Об авторе

Тарасенко Елена Валентиновна Старший преподаватель Кандидат филологических наук

ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П. Чехова», факультет педагогики и методики начального образования, кафедра русского языка, культуры и коррекции речи

347922, Ростовская область, г. Таганрог, 1-ый Крепостной пер./Греческая ул.,

д. №24/17, кв. 16

E-mail: [email protected]

с.т. 89185562055

Subjective determinant as a distributor of a structural diagram representing the syntactic concept of Venta! activity" in a speech of younger pupils. E.V. Tarasenko

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.