Научная статья на тему 'Субъектность студентов как средство формирования антихрупкости высшего образования'

Субъектность студентов как средство формирования антихрупкости высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДЕКС ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / LEVEL OF EDUCATION / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / АНТИХРУПКОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / СУБЪЕКТНОСТЬ СТУДЕНТА / SUBJECTITY OF STUDENT / СТРУКТУРА СУБЪЕКТНОСТИ / STRUCTURE OF SUBJECTITY / СТАДИИ СУБЪЕКТНОСТИ / РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ / DEVELOPMENT OF SUBJECTITY / ANTIFRAGILITY OF EDUCATION / INDEX OF EDUCATION / STAGES OF SUBJECTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксенова Галина Ивановна, Купцов Михаил Иванович, Аксенова Полина Юрьевна

Отражен авторский подход к обоснованию критериев качества современного российского образования. Подчеркнуто, что при всем их многообразии в мировой науке и практике выделяются адаптивность дипломированных специалистов к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям и их востребованность на рынке труда. Вместе с тем важное место в перечне таких критериев должна занять оценка выпускниками вузов своей удовлетворенности в полученном образовании. Разработанная анкета по определению уровня удовлетворенности выпускников полученным образованием, отражающая самооценку образования в форматах «помощь в работе», «помощь в самообразовании», «помощь в достижении желаемого социального статуса», позволила составить индекс антихрупкости высшего образования. Под антихрупкостью высшего образования предлагается понимать востребованность, гибкость, адаптивность выпускников вузов, их способность использовать полученное образование в контексте многообразных изменений социальной среды. Показано, что в этом отношении высшее образование должно быть избыточным и высокотехнологичным. Перечисляются факторы, обеспечивающие антихрупкость высшего образования. Утверждается, что развитие субъектности студента в образовательном пространстве вуза, образовательные технологии, специально ориентированные на развитие субъектности учащихся и учащих, могут выступить реальным средством формирования антихрупкости высшего образования в России. При этом субъектность рассматривается как интегративное качество личности студента будущего профессионала, имеющее сложную компонентную структуру (мотивационно-ценностный, отношенческий и регулятивно-деятельностный компоненты). Делается акцент на том, что технология развития субъектности имеет два контура: внешняя оболочка субъектно-ориентированные практикумы, дидактические игры, тренинги и внутренняя, отражающая ее сущностное наполнение, развитие потребности студента в самопознании, планировании, оценке и коррекции собственного профессионального и личностного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors’ approach to verification of criteria of quality of modern Russian education is presented in the article. It is stressed that along with a great number of criteria of education quality adopted in the world’s science and practice, adaptivity of graduated specialists to constantly changing socio-psychological conditions and their employability are marked. The authors consider that the graduates’ assessment of satisfaction with education should be included in the list of these criteria. The authors questionnaire for assessment of graduates’ satisfaction with the level of their education in which the assessment of education via such items as “support in work”, “support in self education”, “support in achieving of desirable social status” make it possible to create the index of antifragility of higher education and its justification is presented in the article. The authors understand antifragility of education as employability, reflexivity, adaptability of graduates and their ability to use their education in the context of multiple changes in social environment. It is shown that in this context higher education should be excessive and high-tech. Factors that provide antifragility of higher education are presented. It is argued that the development of student’s subjectity in educational environment, educational technologies aimed at subjectity of students’ and teachers’ development can be a real instrument for formation of antifragility of higher education in Russia. Subjectity is considered by the authors as an integrative quality of student’s personality with a complex component structure (value-motivational, attitudinal and regulatory-active components). It is stressed that technologies of subjectity development have two counters: “external frame” subject-oriented workshops, didactic games, trainings and internal one reflecting its essential meaning development of students necessity in self knowledge, planning, assessment and correction of own professional and personal development.

Текст научной работы на тему «Субъектность студентов как средство формирования антихрупкости высшего образования»

УДК 378.14

СУБЪЕКТНОСТЬ СТУДЕНТОВ

АНТИХРУПКОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г. И. Аксенова, М. И. Купцов, П. Ю. Аксенова

Реферат: отражен авторский подход к обоснованию критериев качества современного российского образования. Подчеркнуто, что при всем их многообразии в мировой науке и практике выделяются адаптивность дипломированных специалистов к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям и их востребованность на рынке труда. Вместе с тем важное место в перечне таких критериев должна занять оценка выпускниками вузов своей удовлетворенности в полученном образовании. Разработанная анкета по определению уровня удовлетворенности выпускников полученным образованием, отражающая самооценку образования в форматах «помощь в работе», «помощь в самообразовании», «помощь в достижении желаемого социального статуса», позволила составить индекс антихрупкости высшего образования. Под антихрупкостью высшего образования предлагается понимать востребованность, гибкость, адаптивность выпускников вузов, их способность использовать полученное образование в контексте многообразных изменений социальной среды. Показано, что в этом отношении высшее образование должно быть избыточным и высокотехнологичным.

© Аксенова Г И., Купцов М. И., Аксенова П. Ю., 2017

Перечисляются факторы, обеспечивающие антихрупкость высшего образования. Утверждается, что развитие субъектности студента в образовательном пространстве вуза, образовательные технологии, специально ориентированные на развитие субъектности учащихся и учащих, могут выступить реальным средством формирования антихрупкости высшего образования в России. При этом субъектность рассматривается как интегративное качество личности студента - будущего профессионала, имеющее сложную компонентную структуру (мотивацион-но-ценностный, отношенческий и регу-лятивно-деятельностный компоненты). Делается акцент на том, что технология развития субъектности имеет два контура: внешняя оболочка - субъектно-ориентированные практикумы, дидактические игры, тренинги и внутренняя, отражающая ее сущностное наполнение, - развитие потребности студента в самопознании, планировании, оценке и коррекции собственного профессионального и личностного роста.

Ключевые слова: образование, качество образования, уровень образования, высшее образование, антихрупкость образования, индекс образования, субъектность студента, структура субъектности, стадии субъектности, развитие субъектности.

03169370

Уровень образования является важным показателем социально-экономического развития любой страны. И хотя не существует однозначной взаимосвязи между благосостоянием и образованием, но вопрос «If you're so smart, why so poor?» вполне оправдан, поскольку в развитых странах более высокий уровень образования, как правило, обеспечивает и более высокий доход [22]. Подобная картина характерна далеко не для всех стран и профессий. Например, учителя получают меньшую зарплату по сравнению с другими специалистами, сравнимыми по уровню образования [22], а значит, качество образования не определяется одним лишь экономическим подходом.

В еще меньшей степени о качестве образования можно судить по «эффективному» подходу: соотношению полученных от образования и затраченных на него ресурсов, средств и сил, ведь подобные вложения долгосрочны и их результаты проявляются лишь через 10-20 лет.

Кроме рассмотренных, в мировой практике существует много критериев качества образования. В первую очередь к ним относятся всевозможные статистические показатели, индексы и измерения, используемые в рамках исследований Института статистики ЮНЕСКО [21], Организации экономического содружества и развития [22] и Всемирного банка [15]. Перечислим некоторые из них: уровень национальных расходов на образование, индекс уровня образования в странах мира (Education Index), индекс эффективности национальных систем образования (Global Index of Cognitive Skills and Educational Attainment), уровень трудоустройства и зарплат специалистов с соответствующим образованием, ко-

личество национальных университетов, имеющих высокий международный рейтинг, индекс грамотности, уровень когнитивных навыков, доля получающих или получивших то или иное образование, доля экспорта специалистов и импорта студентов, результаты различных национальных экзаменов, количество побед в международных и национальных студенческих и школьных предметных олимпиадах и т. п. [8, 9, 11, 13-16, 18, 21, 22].

Все эти критерии в той или иной мере отражают уровень образования, но в условиях постиндустриального общества, когда темпы совершенствования технологий превосходят даже самые смелые прогнозы, когда непрерывное создание новыхтехнологий задает вектор развития экономики [25, с. 3], особую роль приобретает адаптивность выпускников (graduate student) к меняющимся условиям. «Сегодня необходимо не только обучить студента обращению с технологиями, которые будут использоваться через 5 лет, но и дать ему возможность освоить те технологии, которые появятся в период его активной деятельности еще на протяжении 30-40 лет» [8, с. 85]. При этом только два из перечисленных критериев образования частично отражают востребованность современным обществом тех или иных специалистов: уровень дохода и процент безработных [10, с. 47].

Востребованность специалистов и их адаптивность к изменениям условий рынка труда, безусловно, связанные понятия, но востребованность характеризует, скорее, подход работодателя к отбору кандидатов, а адаптивность должна включать в себя еще самооценку своих достижений. Таким образом, по нашему мнению, важным показателем адаптивности образования

являются субъективные оценки дипломированных специалистов своей удовлетворенности в полученном образовании [20, 24].

Для определенияуровняудовлетво-ренности образованием мы разработали анкету, в которой каждый респондент должен оценить полученное им образование с трех позиций: насколько образование помогает в работе, в самообразовании и в достижении желаемого социального статуса. Ответы давались в шкале из пяти градаций (от 0 до 5), а показателем удовлетворенности U образованием являлось среднее арифметическое.

На основании проведенного анкетирования и статистических данных [12] нами был составлен индекс антихрупкости высшего образования: IAO = a1xda/d1+aaxn1/na+a3xU1/Ua,

где a1 - весовые коэффициенты, d1 - доля безработных с высшим образованием (%), d2 - общая доля безработных (%), г1 - средний доход людей с высшим образованием (тыс. р.), г2 - общий среднедушевой доход (тыс. р.), U1- средний показатель удовлетворенности высшим образованием, U2 - средний показатель удовлетворенности своим образованием (вычисляются по результатам анкетирования).

По статистическим данным за 2015 г., значение индекса для российского высшего образования оказалось равно: IAO = 1/3х5,8/2,14+1/3х 43362/34030+1/3х1,05 = 1,68.

Для сравнения: индекс 2014 высшего образования: IAO = 1,38, а индекс 2015 среднего профессионального образования: IAO = 1/3х5,8/22+1/3х 26929/34030+1/3х0,95 = 0,67.

Таким образом, высшее образование в России не только значительно

более приспособлено к сложившимся экономическим отношениям, чем среднее профессиональное, но и в краткосрочном периоде продолжает к ним адаптироваться. Конечно, если в качестве г1 мы выберем среднеевропейский или среднеамериканский доход, то индекс высшего российского образования будет значительно меньше, чем в развитых странах, поэтому предметом дальнейших исследований данного вопроса должна служить методика сравнения образований разных стран мира с помощью индекса IAO.

Название «индекс антихрупкости образования» связано с понятием антихрупкости экономических систем, введенным Н. Н. Талебом [23]. Под антихрупкостью Н. Н. Талеб понимает определенную избыточность экономической системы (и в этом смысле даже ее неэффективность), способность за счет этой избыточности выживать и развиваться в кризисы, при неожиданных и достаточно глубоких изменениях в экономике. Применительно к высшему образованию под антихрупкостью мы понимаем востребованность, гибкость, адаптивность дипломированных специалистов, их способность приспособиться к любому (даже взрывному) технологическому прогрессу, к изменениям политической, экономической ситуации, в том числе к кризисным явлениям, способность, если необходимо, полностью изменить свою сферу деятельности, применив полученное образование к новым условиям. В этом смысле высшее образование должно быть избыточным, позволяющим «самостоятельно осваивать новые технологии» [8, с. 85].

Какие же факторы обеспечивают антихрупкость образования? Во-первых, это направленность на фунда-

ментальное образование [8], которое должно не противопоставляться профессиональной ориентации,а за счет введения специализации получать новый импульс развития (соединение теоретического подхода к обучению с практическим). Во-вторых, формирование склада ума, формы универсального мышления, применимого к любым (не только к узкопрофессиональным) задачам [5, с. 30]. В-третьих, обеспечение доступности «новых» знаний за счет создания соответствующей системы переподготовки, развития дистанционных образовательных ресурсов. Эти масштабные задачи возможно решить с опорой на образовательные технологии, специально актуализирующие развитие субъектности студента.

В современном человекознании субъектность студента трактуется в двух проекциях: в проекции его личностного и учебно-профессионального развития [19]. Парадокс субъектности студента состоит в том, что именно в этом возрастном периоде две траектории развития совпадают, что позволяет считать субъектность психологическим новообразованием студенческого возраста [3, 4]. Следовательно, логика построения образовательного процесса в вузе должна учитывать не только этот факт, но и то, что развитие субъектности студента в учебно-профессиональной среде детерминирует его развитие как субъекта жизнедеятельности в целом [1, 6, 7, 17].

Мы рассматриваем субъектность как качество личности студента, интегрирующее в своей структуре мо-тивационно-ценностный, отношенче-ский и регулятивно-деятельностный компоненты. При этом системообразующую функцию в трехкомпонентной

структуре выполняет отношенческий компонент, транслирующий активное, инициативное, ответственное, избирательное отношение студента к самому себе, к людям, к миру.

Как показали наши исследования [4], субъектность студента имеет стадиальную природу, то есть она способна развиваться в образовательной среде сообразно определенным стадиям: от объектной (нулевой) через объект-субъектную и субъект-объектную к собственно субъектной. Например, по параметру развития системообразующего, мотивационно-ценностного компонента схематично это выглядит как динамика от слабой осознанности выбора профессии и несформирован-ности ценностных ориентаций на образовательную и профессиональную деятельность через частичную взаимосвязь мотивов выбора профессии с профессиональной направленностью, неопределенность профессиональной мотивации и слабую иерархичность учебно-познавательных интересов до осознанного выбора профессионального пути, реализации профессиональных ценностей, приобретающих личностный смысл, направленности на объективацию субъективных целей и на самореализацию в различных сферах жизнедеятельности.

Стратегия и тактика развития субъ-ектности студента в образовательном пространстве вуза, на наш взгляд, должна быть ориентирована на полисубъектную парадигму организации обучения, на изучение и оценку уровней субъектности учащегося и учащего [2], на целостное развитие субъ-ектности профессионала в единстве всех ее компонентов (мотивационно-ценностного, отношенческого и регу-лятивно-деятельностного).

В самом общем виде субъектно-ориентированное обучение в вузе включает в себя разработку и реализацию учебных программ (цель которых - развитие личности студента как будущего профессионала), актуализирующих его потребность в личностном и профессиональном самосовершенствовании. Основными средствами такого обучения могут стать практикумы, разнообразные дидактические игры и тренинги. Однако эти средства могут быть лишь «внешней стороной» такого обучения, внутренней сутью которого является развитие у студентов навыков самопознания, проектирование профессиональных и жизненных стратегий, их реализация и коррекция, поиск новых возможностей профессионального и личностного развития. При этом критериями сформированно-сти субъектности студента в образовательной среде вуза можно считать потребность в профессиональном и личностном развитии, осознанность и самостоятельность профессионального выбора, развитый интерес к профессионально значимым учебным дисциплинам, восприятие себя и других людей как субъектов собственной жизнедеятельности, умение управлять собой, планировать, оценивать и корректировать траектории своего профессионального и личностного развития.

Учитывая изложенное, важно подчеркнуть, что при таком подходе субъ-ектность студентов можно справедливо считать «подушкой безопасности» современного высшего образования в России в части адаптивности дипломированных специалистов, их способности противостоять кризисным явлениям, использовать полученное образование гибко, сообразно с быстро меняющимися социально-экономическими

условиями, быть востребованными на рынке труда, не потеряв базисных оснований собственной личности.

Список литературы

1. Абульханова К. А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода // Мир психологии. 2011. № 1. С. 22-32.

2. Аксенова Г. И., Аксенова П. Ю. Субъектная позиция курсанта: условия ее развития и формирования // Международный пенитенциарный журнал. 2016. № 2 (6). С. 6-11.

3. Аксенова Г. И., Аксенова П. Ю. Психолого-педагогические условия адаптации студентов к образовательному процессу вуза // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Развитие личности как стратегия современной системы образования» (г. Воронеж, 22-23 марта 2016 г.). Воронеж, С. 35-39.

4. Аксенова Г. И., Мухаметзяно-ва Ф. Г. Субъектность студента и курсанта вуза: перспективы изучения и развития // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2016. Т. 32. № 28 (240). С. 164-170.

5. Арнольд В. И. «Жесткие» и «мягкие» математические модели. М., 2008. 32 с.

6. Брушлинский А. В. Психология субъекта. СПб., 2003. 272 с.

7. Деркач А. А. Субъектные феномены: акмеологический подход. М., 2010. 240 с.

8. Иванов В. В., Малинецкий Г Г Реформа российского образования - поиски решений // Образование в России : федеральный справочник. Т. 10 : Интеграция науки и образования как фактор научно-технического прогресса. 2014. C. 83-95. URL : http://

federalbook.ru/files/FSO/soderganie/ Tom%2010/III/Ivanov.pdf (дата обращения : 12.02.2017)

9. Карпенко О. М., Бершадская М. Д., Вознесенская Ю. А. Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики // Социология образования. 2008. № 6. С. 4-20. URL : http://www.demoscope.ru/ weekly/2009/0375/analit02.php (дата обращения : 15.02.2017).

10. Купцов М. И., Маскина М. С., Теняев В. В. Интегральный критерий оценки качества математического образования выпускника школы // Профильная школа. 2016. Т. 4. № 3. С. 46-52.

11. Мировой рейтинг школ: Азия впереди. URL : http://www. bbc.com/russian/internation-al/2015/05/150513_oecd_educa-tion_survey_asia (дата обращения : 11.02.2017)

12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL : http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ ru/statistics/population/ (дата обращения : 14.02.2017).

13. Рейтинг лучших университетов мира на 2016 год по версии QS World University Rankings. URL : http://www.topuniversities.com/ university-rankings/world-universi-ty-rankings/2016?utm_source=tu_ house_banners &utm_medium=web_ banner#sorting=rank+region=+coun-try=+faculty=+stars=false+search= (дата обращения : 17.02.2017).

14. Рейтинг стран мира по уровню образования. URL : http://gtmar-ket.ru/ratings/education-index/ed-ucation-index-info (дата обращения : 15.07.2017).

15. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование. URL : http:// gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info (дата обращения : 16.02.2017).

16. Рейтинг эффективности национальных систем образования по версии Pearson. URL : http://gtmarket.ru/ ratings/global-index-of-cognitive-skills-and-educational-attainment/info (дата обращения: 13.02.2017).

17. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003. 512 с.

18. Сколько людей с высшим образованием в мире? URL : https://interstate-education.com/ 2016/10/30/skolko-lyudej-s-vysshim-obrazovaniem-v-mire/ (дата обращения : 18.02.2017).

19. Сластенин В. А., Аксенова Г. И. Субъектно-деятельностный подход в образовании // Научные труды МПГУ. Сер. : Психолого-педагогические науки. М., 2000. С. 3-22.

20. Ягудина Л. Р. Удовлетворенность потребителей как показатель качества образования // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 8. С. 205-213. URL : http://cyberleninka.ru/article/nZ udovletvorennost-potrebiteley-kak-pokazatel-kachestva-obrazovaniya (дата обращения : 13.02.2017).

21. Education for people and planet: creating sustainable futures for all. Global education monitoring report 2016, UNESCO Publishing, Paris. URL : http://russianunesco.ru/uploads/ 2016/09/07/245752e.pdf (accessed date : 15.02.2017)

22. OECD (2016), Education at a Glance 2016: OECD Indicators, OECD Publishing, Paris. URL : http://www. oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2016_eag-2 016-en (accessed date : 12.02.2017).

23. Taleb N. N. (2012). Antifragile: Things That Gain from Disorder. N.Y.

24. Полутин С. В., Маколов В. И. Мониторинг удовлетворенности студентов обучением в вузе в системе менеджмента качества университета // Интеграция образования. 2007. № 1. С. 29-35.

25. Вдовин С. М., Окунев Д. В., Го-ловушкин И. А. Интеграция процесса генерации новых знаний и коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности в национальном исследовательском университете // Интеграция образования. 2011. № 3. С. 3-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.