Научная статья на тему 'Субъектно-ориентированный подход к коррекционной деятельности воспитательных колоний'

Субъектно-ориентированный подход к коррекционной деятельности воспитательных колоний Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
63
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / SUBJECT-ORIENTED APPROACH / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / МЕТОД / METHOD / ЭКСПЕРИМЕНТ / EXPERIMENT / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK / SUBJECTITY / MINOR LAWBREAKERS / EDUCATIONAL COLONIES FOR MINORS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мухаметзянова Флера Габдульбаровна, Панченко Ольга Львовна

Рассматривается феномен субъектности несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих наказание в воспитательных колониях. Обозначаются критерии субъектности; конкретизируется понятие уровней субъектности данной группы общества. На материалах экспериментального исследования, проведенного методами анкетного и экспертного опроса, фиксируются признаки развития уровней субъектности у несовершеннолетних правонарушителей, отмечается противоречивость их личностного развития. Понятие «субъектность» дифференцируется на два типа: «истинная субъектность» и «недостаточно развитая субъектность», которая затрудняет процесс социальной адаптации и ресоциализации подростков в социуме после их освобождения. Отмечается необходимость и целесообразность применения субъектно-ориентированного подхода к коррекционной деятельности воспитательных колоний как психолого-педагогического механизма развития истинной субъектности изучаемой группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мухаметзянова Флера Габдульбаровна, Панченко Ольга Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of subjectity of minor lawbreakers serving their sentences in educational colonies is considered in the article. Criteria of subjectity are defined; conception level of subjectity of the given group of society is specified. Based on the materials of empirical research conducted by means of survey and experts’ questioning signs of development of level of subjectity in minor lawbreakers have been fixed, contradiction character of their personal development has been stressed. The conception of subjectity is differentiated by the authors in two types: real subjectity and undeveloped subjectity that hampered the process of social adaptation and re-socialization of adolescents after the release. The necessity and suitability of application of subject-oriented approach to correctional activity in educational colonies as psychological and pedagogical mechanism of development of true subjectity of the group inder study is marked by the authors.

Текст научной работы на тему «Субъектно-ориентированный подход к коррекционной деятельности воспитательных колоний»

УДК 159.9:343.8

СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ

Реферат: рассматривается феномен субъектности несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих наказание в воспитательных колониях. Обозначаются критерии субъектности; конкретизируется понятие уровней субъектности данной группы общества. На материалах экспериментального исследования, проведенного методами анкетного и экспертного опроса, фиксируются признаки развития уровней субъектности у несовершеннолетних правонарушителей, отмечается противоречивость их личностного развития. Понятие «субъектность» дифференцируется на два типа: «истинная субъект-ность» и «недостаточно развитая субъ-ектность», которая затрудняет процесс социальной адаптации и ресоциали-зации подростков в социуме после их освобождения. Отмечается необходимость и целесообразность применения субъектно-ориентированного подхода к коррекционной деятельности воспитательных колоний как психолого-педагогического механизма развития истинной субъектности изучаемой группы.

Ключевые слова: субъектность, субъектно-ориентированный подход, несовершеннолетний правонарушитель, воспитательные колонии для несовершеннолетних, метод, эксперимент, воспитательная работа.

© Мухаметзянова Ф. Г, Панченко О. Л., 2017

Ф. Г. Мухаметзянова, О. Л. Панченко

Социально-экономические перемены, происходящие в современном российском обществе, порождают ряд негативных социальных явлений и процессов, к которым относится молодежная преступность. Актуальность проблемы подростковой преступности обусловлена тем, что после отбывания наказания в воспитательной колонии социальная адаптация подростков затруднена. «Наклеивание ярлыка» или стигматизация поведения подростка социальным окружением приводит к тому, что он оказывается неспособным преодолеть барьер, отделяющий его от нормальной социальной жизни, замыкается в себе. Неудавшаяся социальная адаптация, в свою очередь, способствует совершению подростком повторного правонарушения (преступления). В связи с этим главной целью исследований в данной области является изучение социально-психологических механизмов социальной адаптации и вторичной социализации подростков, что должно осуществляться в стенах воспитательных колоний.

Мы полагаем, что одним из критериев успешности социализации несовершеннолетнего и социальной адаптации после выхода из воспитательных колоний является степень выраженности истинной субъектности, то есть положительной субъектности подростка

как качества, отражающего уровень его социальной активности и позволяющего в той или иной мере успешно позиционировать себя в социуме. В связи с этим развитие субъектности подростка обусловлено формами и методами психологической работы, проводимой с ним в стенах воспитательных колоний. От эффективности используемых средств напрямую зависит, будет ли дальнейшая жизненная траектория подростков вполне успешной. Субъек-тно-ориентированный подход восходит к понятию «субъектность», теоретические основы которого заложены отечественными учеными Б. Г Ананьевым, С. Л. Рубинштейном, К. А. Абульхановой [1; 4] и др. Под субъектом понимается индивид или группа в качестве носителя осознанной активности в познании и преобразовании действительности; субъектность индивида проявляется во множестве параметров и реализуется через разнообразные формы активности [2; 5]. Среди множества свойств личности как субъекта деятельности и общения выделяют такие, как автономность, деятельность, свобода выбора, системность, целостность, спонтанность, самодеятельность, гармоничность, духовность, осознанность, креативность, гибкость. Субъектность, по мнению ученых, выступает интегратором всех этих качеств личности.

Субъектно-ориентированный подход к коррекционной деятельности исправительных учреждений и уголовно-исполнительных инспекций предполагает ориентацию на несовершеннолетнего правонарушителя как субъекта деятельности [3]. Субъект-ность в подлинном ее значении предполагает наличие субъектных установок и реализацию их в поведении -субъектных практик. Субъектность

подростка, совершившего правонарушение, выражается через различные индикаторы. Контекстуально в качестве таких индикаторов выступают, во-первых, выбор подростком активных либо пассивных стратегий поведения (субъектные установки), предпочтение определенного вида работы -связанной с риском или стабильной (субъектные установки), наличие и самооценка личных достижений подростков (субъектные практики), стратегия поведения подростка при решении конкретных проблем (субъектные практики), стратегия поведения подростка в ситуации решения групповых проблем (субъектные практики).

Эмпирической (экспериментальной) базой выступили несовершеннолетние правонарушители, отбывающие наказание в воспитательных колониях закрытого типа (234 чел.), а также эксперты в области воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями (всего проведено 5 интервью, из них групповых - 1; опрошено 8 специалистов, в том числе воспитателей - 2, социальных педагогов - 1, психологов - 5). Исследование проведено в Республике Татарстан[6].

Результаты эксперимента позволили заключить следующее. Самооценки подростков в аспекте развития собственной субъектности достаточно высоки: почти половина опрошенных отметила наличие у себя субъектных установок, предпочитая инициативу и поиск нового в противоположность спокойствию и отсутствию риска. Примечательно, что стремление рисковать и умение нести ответственность за свои поступки в сознании подростков практически не взаимосвязаны; установка и желание рисковать также далеко не всегда сопровождаются готовностью

Таблица 1

Какое из приведенных ниже суждений Вам ближе? (ответили 209 чел., в % к общему числу ответивших)

Варианты ответов Доля ответивших, %

Главное - инициатива, предприимчивость и поиск нового 52,2

Главное - спокойствие, размеренность, отсутствие риска 47,8

Все опрошенные 100,0

Таблица 2 Какие из суждений Вам ближе? (ответили 212 чел., в % к общему числу ответивших)

Варианты ответов Доля ответивших, %

Не боюсь брать на себя ответственность 62,2

Не люблю брать на себя ответственность 37,8

Все опрошенные 100,0

рисковать в конкретных жизненных ситуациях, например, при выборе работы, связанной с риском. Значительная часть подростков при этом выражают готовность брать на себя ответственность за свои поступки.

Среди тех, кто полагает важным наличие инициативы и поиска нового, только половина считает себя лидерами в той или иной степени. Наоборот, 40 % среди тех, кто предпочитает спокойствие и уверенность в противоположность риску, также дают себе самооценку лидеров (табл. 1).

Интересно, что стремление рисковать и умение нести ответственность за свои поступки также недостаточно сильно коррелируют между собой: среди тех, кто полагает важным умение рисковать, только две трети не боятся брать на себя ответственность, остальная треть ответивших указала, что не любит брать ответственность на себя. Судя по самооценкам опрошенных подростков-правонарушителей, лишь треть из них старается избежать ответ-

ственности за свои поступки; остальные две трети опрошенных склонны утверждать, что не боятся брать ответственность на себя (табл. 2).

Таким образом, можно зафиксировать недостаточно сформированную субъектность у несовершеннолетних правонарушителей. Вместе с тем именно субъектные установки в совокупности с субъектными практиками позволяют им преодолеть возможное сопротивление общества и успешно пройти ресоциализацию. На наш взгляд, именно эту цель и должна преследовать коррекционная психологическая работа, проводимая в воспитательных колониях с несовершеннолетними правонарушителями. Эффективность проводимых воспитательных мер проявляется через ряд показателей, среди которых в первую очередь можно выделить наличие / отсутствие установки подростков на совершение повторных правонарушений.

Как показали наши исследования, в колониях, где подростки отбывают на-

казание за совершение правонарушения (преступления), как правило, сложилась достаточно устойчивая система воспитательных занятий. В данную систему входят трудовое воспитание, профориентационная работа, воспитание и развитие нравственных качеств, психологическая работа с подростками, патриотическое воспитание. Исследования показывают, что система воспитательной работы, в том числе трудового воспитания, в обследованных учреждениях налажена достаточно хорошо. Тем не менее существуют и резервы в организации данной работы, к которым стоит отнести прежде всего достаточно слабый уровень развития системы подготовительных мероприятий к выходу подростка из стен исправительных учреждений, дальнейшее постреабилитационное сопровождение подростков. Недостаточно удовлетворительно налажена профориен-тационная работа с подростками, их профессиональное информирование: исследование показало, что значительная часть из них не имеет четких профессиональных ориентиров.

Специалисты воспитательных колоний стремятся участвовать в решении проблем сопровождения подростков после выхода их из спецучреждений, содействовать построению системы межведомственного взаимодействия по сопровождению выпускников:1 «М: Как Вы видите себе модель межведомственного взаимодействия для улучшения процесса адаптации подростков? С: Мы уже этим занимались. Во-первых, нужно подвести под это четкую нормативно-правовую базу. На одних договоренностях, Вы понимаете... Нужны четкие правовые

* Оригинальные высказывания экспертов. Условные обозначения: М - модератор, С - специ-а лис т.

регламентирующие документы... Очень важна роль передачи информации о человеке, освобождающемся из мест лишения свободы. Должна быть единая база с четкой быстрой передачей информации. И хороший алгоритм реабилитационных мероприятий».

Процесс реабилитации подростка предполагает несколько этапов. Первый - поступление подростка в учреждение, его адаптация к условиям учреждения и коллективу. Второй -проведение с подростком различного вида и тематики занятий - групповых, индивидуальных. Третий - подготовка подростка к выходу из спецучреждения, проведение с ним комплекса занятий по подготовке к жизни в нормальных гражданских условиях. Четвертый - выход подростка из воспитательной колонии, организация его дальнейшего сопровождения с целью адаптировать его к гражданской жизни. Данные мероприятия представляют собой единую систему. Эффективность реабилитационного процесса и успешность социальной адаптации подростка обусловливаются проведенными мероприятиями; конечным показателем успешности их проведения выступает готовность подростка к ведению социально-позитивного образа жизни, отсутствие готовности к совершению повторных девиаций.

К позитивным аспектам организации реабилитационно-воспитатель-ной работы в воспитательных колониях можно отнести наличие системы воспитательной и психолого-сопроводительной работы внутри учреждений. Достаточно системно налажена работа по привитию подросткам трудовых навыков.

Тем не менее существуют и резервы в организации данной работы. Прежде всего это недостаточно чет-

ко организованное взаимодействие с учреждениями и организациями, в том числе общественными, оказывающими социально-психологическую, социально-педагогическую, психологическую помощь подросткам. Как правило, воспитательные колонии стараются обходиться своими силами, имеющимися кадрами.Привлечение специалистов со стороны практикуется слабо. Кроме того, имеет место недостаточная скоординированность деятельности внутри самих учреждений, когда специалисты различных направлений - социальные педагоги, психологи, воспитатели работают в недостаточной связи друг с другом, что оказывает негативное влияние на выработку единых согласованных подходов к организации реабилитационно-воспитатель-ного процесса в учреждении.

Заключительным этапом в процессе реабилитационно-воспитательной работы с подростками выступает организация их постреабилитационного сопровождения. В связи с этим необходимо отметить факт слабой организации данной работы, часто сводимой воспитательными колониями к простому информированию социальных служб о выпускаемых подростках. Межведомственное взаимодействие по дальнейшему сопровождению подростков выстраивается без определенной системы. Часто реализуется формальный подход. Школа подготовки к гражданской жизни подростков функционирует недостаточно эффективно. По утверждению экспертов, не все подростки, подлежащие выпуску из учреждений, соглашаются проходить данный курс подготовки. Это ставит вопрос об эффективности предварительно проводимой информационно-разъяснительной работы с подростками.

Исследование показало, что основной проблемой в процессе реабилитации является отсутствие четкой системы постреабилитационного сопровождения подростков, выпущенных из стен воспитательных колоний. Результатом, как правило, выступает социальная дезадаптированность подростков, высокая степень риска к совершению ими повторных девиаций: «На Западе существуют службы про-бации. У нас их нет, по сути. Система-то создана, учреждения есть юридически: собес, полисы, льготное лечение. Биржи труда есть, центры бесплатной помощи для них. Но нужно же идти, всего добиваться, а они же мальчишки еще, у них нет еще сознания всего этого. Еще не каждый взрослый пойдет. Их же нужно за руку, нужно четкое именно со-про-во-ждение».

Таким образом, субъектно-ориен-тированный подход к ведению коррек-ционной деятельности воспитательных колоний является ведущим подходом. В связи с этим наиболее желаемыми формами коррекционной психологической работы с несовершеннолетними правонарушителями выступают групповые тренинги, деловые и ролевые игры, квесты с элементами профори-ентационной работы, что позволит ориентировать подростков на активный поиск новой стези, новой профессии. Формирование «новой» субъектности несовершеннолетних правонарушителей должно стать основой их воспитания и последующей ресоциализации.

Список литературы

1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) : избранные психологические труды. М. ; Воронеж : Москов-

ский психолого-социальный институ-тизд-во ; МОДЭК, 1999. 224 с.

2. Аксенова Г. И. Субъектно-деятельностный подход к профессиональному образованию курсантов // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 26-33.

3. Аксенова Г. И., Кожевникова Е. Н. Теоретические подходы к проблеме жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 39-47.

4. Ананьев Б. Г Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2001. 282 с.

5. Мухаметзянова Ф. Г., Аксенова Г. И. Феномен субъектности студента и курсанта вуза: современный взгляд на проблему // Прикладная юридическая психология. 2015. № 1. С. 20-30.

6. Панченко О. Л. Социально-психологические особенности личности несовершеннолетнего правонарушителя // Материалы по итогам исследований в рамках Республиканской программы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних «Поверь в себя!». Анализ. Выводы. Рекомендации : в 2 ч. Казань : Гарт, 2012. 154 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.