Научная статья на тему 'Cубъектно-ориентированный подход в коррекционной деятельности с несовершеннолетними'

Cубъектно-ориентированный подход в коррекционной деятельности с несовершеннолетними Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
72
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / ПОДХОД / СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КОРРЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Оразов Д. М., Панченко О. Л., Мухаметзянова Ф. Г.

В статье рассмотрен вопрос о применении субъектно-ориентированного подхода в коррекционной деятельности с несовершеннолетними в условиях воспитательных колоний. Анализируются имеющиеся подходы к понятию «субъектность», выделяются ключевые признаки положительной субъектности несовершеннолетних. Рассмотрен механизм формирования субъектности несовершеннолетних через воздействие на социализацию с помощью коррекционных методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Оразов Д. М., Панченко О. Л., Мухаметзянова Ф. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Cубъектно-ориентированный подход в коррекционной деятельности с несовершеннолетними»

УДК 376.58

СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Оразов Д. М., аспирант Панченко О. Л., канд. социол. наук, доцент, [email protected] Мухаметзянова Ф.Г., д-р пед. наук, профессор

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

В статье рассмотрен вопрос о применении субъектно-ориентированного подхода в коррекционной деятельности с несовершеннолетними в условиях воспитательных колоний. Анализируются имеющиеся подходы к понятию «субъектность», выделяются ключевые признаки положительной субъектности несовершеннолетних. Рассмотрен механизм формирования субъектности несовершеннолетних через воздействие на социализацию с помощью коррекционных методов.

Ключевые слова: субъектность, подход, субъектно-ориентированный подход, коррекционная деятельность, несовершеннолетние правонарушители, социализация, методология.

Происходящие в современном российском обществе социально -экономические перемены порождают, в том числе, и ряд негативных социальных явлений и процессов. Среди таких проблем относится молодежная преступность. Актуальность проблемы подростковой преступности обусловлена тем, что после отбывания наказания в исправительном учреждении социальная адаптация подростков затруднена. «Наклеивание ярлыка» или стигматизация поведения подростка социальным окружением приводит к тому, что он оказывается не способным преодолеть барьер, отделяющий его от нормальной социальной жизни, замыкается в себе, ресоциализация подростка не проходит успешно. Неудавшаяся социальная адаптация, в свою очередь, способствует совершению подростком повторного правонарушения (преступления). В этой связи, главной целью исследований в данной области, считаем, является изучение социально-психологических механизмов социальной адаптации и вторичной социализации подростков, что должно осуществляться еще в стенах исправительных учреждений.

Мы полагаем, что одним из критериев успешности социализации несовершеннолетнего и социальной адаптации после выхода из исправительно-воспитательного учреждения является степень выраженности истинной субъектности, т.е. положительной субъектности подростка как качества, отражающего уровень его социальной активности и позволяющей в той или иной мере успешно позиционировать себя в социуме. В этой связи, развитие субъектности подростка обусловлено формами и методами психологической работы, проводимой с ними в стенах исправительных учреждений. От эффективности используемых средств напрямую зависит, будет ли дальнейшая жизненная траектория подростков вполне успешной.

Субъектно-ориентированный подход восходит к понятию «субъектность», теоретические основы которой заложены в социальные науки отечественными учеными Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, К.А. Абульхановой [1, 2]. Под «субъектом» понимается индивид или группа в качестве носителя осознанной активности в познании и преобразовании

действительности. «Субъектность индивида проявляется во множестве параметров и реализуется через разнообразные формы активности» [3]. Среди множества свойств личности как субъекта деятельности и общения выделяют такие, как автономность, деятельность, свобода выбора, системность, целостность, спонтанность, самодеятельность, гармоничность, духовность, осознанность, креативность, гибкость. Субъектность, по мнению ученых, выступает интегратором всех этих качеств личности.

Субъектно-ориентированный подход в коррекционной деятельности исправительных учреждений для несовершеннолетних предполагает ориентацию на несовершеннолетнего правонарушителя как субъекта деятельности. Субъектность в подлинном её значении предполагает наличие субъектных установок и реализацию их в поведении - субъектных практик. Субъектность подростка, совершившего правонарушение, выражается через различные индикаторы. Контекстуально в качестве таких индикаторов выступают, во-первых, выбор подростком активных либо пассивных стратегий поведения (субъектные установки), предпочтение определенного вида работы - связанную с риском или стабильную (субъектные установки), наличие и самооценка личных достижений подростков (субъектные практики), стратегия поведения подростка при решении конкретных проблем (субъектные практики), стратегия поведения подростка в ситуации решения групповых проблем (субъектные практики).

Эмпирической (экспериментальной) базой выступили, во-первых, несовершеннолетние правонарушители, отбывающие наказание в исправительно-воспитательных учреждениях закрытого типа (протестировано 234 чел.), а также эксперты в области воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями (всего проведено 5 интервью, из них групповых - 1; опрошено 8 специалистов, в том числе воспитателей - 2, социальных педагогов - 1, психологов - 5). Исследование проведено в 2011 году в Республике Татарстан [4]. Результаты эксперимента позволили заключить следующее. Самооценки подростков в аспекте развития собственной субъектности достаточно высоки: почти половина опрошенных отметила наличие у себя субъектных установок, предпочитая инициативу и поиск нового в противоположность спокойствию и отсутствию риска. Примечательно, что стремление рисковать и умение нести ответственность за свои поступки в сознании подростков практически не взаимосвязаны; установка и желание рисковать также далеко не всегда сопровождаются готовностью рисковать в конкретных жизненных ситуациях, например, при выборе рисковой работы. Значительная часть подростков при этом выражают готовность брать на себя ответственность за свои поступки.

Среди тех, кто полагает важным наличие инициативы и поиска нового, только половина считает себя лидерами в той или иной степени. Наоборот, 40% среди тех, кто предпочитает спокойствие и уверенность в противоположность риску, также дают себе самооценку лидеров. Интересно, что стремление рисковать и умение нести ответственность за свои поступки также недостаточно сильно коррелируют между собой: среди тех, кто полагает важным умение рисковать, только две трети не боятся брать на себя ответственность, остальная треть ответивших указала, что не любит брать ответственность на себя.

Судя по самооценкам опрошенных подростков-правонарушителей, лишь треть из них старается избежать ответственности за свои поступки; остальные

две трети опрошенных склонны утверждать, что не боятся брать ответственность на себя.

Таким образом, подытоживая результаты, можно зафиксировать недостаточно сформированную субъектность у несовершеннолетних правонарушителей. Вместе с тем, именно субъектные установки в совокупности с субъектными практиками позволяют им преодолеть возможное сопротивление общества их принятию и успешно пройти ре -социализацию. На наш взгляд, именно эту цель и должна преследовать коррекционная психологическая работа, проводимая в исправительно -воспитательных учреждениях с несовершеннолетними правонарушителями. Эффективность проводимых воспитательных мер проявляется через ряд показателей, среди которых, в первую очередь, можно выделить наличие/ отсутствие установки подростков на совершение повторных правонарушений.

Как показали наши исследования, в учреждениях, где подростки отбывают наказание за совершение правонарушения (преступления), как правило, сложилась достаточно устойчивая система воспитательных занятий. В данную систему входят трудовое воспитание, профориентационная работа, воспитание и развитие нравственных качеств, психологическая работа с подростками, патриотическое воспитание. Исследования показывают, что система воспитательной работы, в том числе - трудового воспитания, - в обследованных учреждениях налажена достаточно хорошо. Тем не менее, существуют и резервы в организации данной работы, к которым стоит отнести, прежде всего, достаточно слабый уровень развития системы подготовительных мероприятий к выходу подростка из стен исправительных учреждений, дальнейшее постреабилитационное сопровождение подростков. Недостаточно удовлетворительно налажена профориентационная и работа с подростками, их профессиональное информирование: исследование показало, что значительная часть из них не имеет четких профессиональных ориентиров.

Специалисты исправительных учреждений стремятся участвовать в решении проблем дальнейшего сопровождения подростков после выхода их из спецучреждений, содействовать построению системы межведомственного взаимодействия по сопровождению выпускников: «М: Как Вы видите себе модель межведомственного взаимодействия для улучшения процесса адаптации подростков? С: Мы уже этим занимались. Во -первых, нужно подвести под это четкую нормативно-правовую базу. На одних договоренностях, вы понимаете... Нужны четкие правовые регламентирующие документы... Очень важна роль передачи информации о человеке, освобождающемся из мест лишения свободы. Должна быть единая база с четкой быстрой передачей информации. И хороший алгоритм реабилитационных мероприятий» (Интервью 3).

Реабилитационный процесс подростка предполагает несколько этапов. Первый - поступление подростка в учреждение, его адаптация к условиям учреждения и к коллективу. Второй - проведение с подростком различного вида и тематики занятий - групповых, индивидуальных. Третий - подготовка подростка к выходу из спецучреждения, проведение с ним комплекса занятий по подготовке к жизни в нормальных гражданских условиях. Четвертый -выход подростка из исправительного учреждения, организация его дальнейшего сопровождения с целью адаптировать его к гражданской жизни. Все данные мероприятия представляют собой единую систему.

Эффективность реабилитационного процесса и успешность социальной адаптации подростка обуславливается проведенными мероприятиями; конечным показателем успешности их проведения выступает готовность подростка к ведению социально позитивного образа жизни, отсутствие его потенциальной готовности к совершению повторных девиаций.

К позитивным аспектам организации реабилитационно-воспитательной работы в исправительных учреждениях можно отнести наличие четкой сложившейся системы воспитательной и психолого-сопроводительной работы внутри учреждений. Достаточно системно налажена работа по привитию подросткам трудовых навыков. Тем не менее, существуют и резервы в организации данной работы. Прежде всего, это - недостаточно четко организованное взаимодействие с учреждениями и организациями, в том числе - общественными, оказывающими социально-психологическую, социально-педагогическую, психологическую помощь подросткам. Как правило, исправительные учреждения стараются обходиться своими силами, имеющимися кадрами. Привлечение специалистов со стороны практикуется слабо. Кроме того, имеет место также и недостаточная скоординированность деятельности внутри самих учреждений, когда специалисты различных направлений - социальные педагоги, психологи, воспитатели работают в недостаточной связи друг с другом, что оказывает негативное влияние на выработку единых согласованных подходов к организации реабилитационно -воспитательного процесса в учреждении.

Заключительным этапом в процессе реабилитационно-воспитательной работы с подростками выступает организация их постреабилитационного сопровождения. В этой связи необходимо отметить факт слабой организации данной работы, часто сводимой исправительными учреждениями к простому информированию социальных служб о выпускаемых подростках. Межведомственное взаимодействие по дальнейшему сопровождению подростков выстраивается без определенной системы. Зачастую реализуется формальный подход. Школа подготовки к гражданской жизни подростков функционирует недостаточно эффективно. По утверждению экспертов не все подростки, подлежащие выпуску из учреждений, соглашаются проходить данный курс подготовки. Это ставит вопрос об эффективности предварительно проводимой информационно-разъяснительной работы с подростками.

Исследование показало, что основной проблемой в процессе реабилитации выступает отсутствие четкой системы постреабилитационного сопровождения подростков, выпущенных из стен исправительных учреждений. Результатом, как правило, выступает социальная дезадаптированность подростков, высокая степень риска к совершению ими повторных девиаций: «На Западе существуют службы апробации. У нас их нет, по сути. Система-то создана, учреждения есть юридически: собес, полисы, льготное лечение. Биржи труда есть, центры бесплатной помощи для них. Но нужно же идти, всего добиваться, а они же мальчишки еще, у них нет еще сознания всего этого. Еще не каждый взрослый пойдет. Их же нужно за руку, нужно четкое именно со -про-во-ждение» (Интервью 3).

Таким образом, можно констатировать, что субъектно-ориентированный подход в коррекционной деятельности исправительных учреждений для несовершеннолетних является ведущим подходом, позволяющим раскрывать потенциал субъекта. В этой связи, наиболее желаемыми формами

коррекционной психологической работы с несовершеннолетними правонарушителями выступают групповые тренинги, деловые и ролевые игры, квесты, с элементами профориентационной работы, что позволит ориентировать подростков на активный поиск новой стези, новой профессии. Формирование «новой» субъектности несовершеннолетних правонарушителей должно стать основой их воспитания и последующей ресоциализации.

Литература

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 1999. 224 с.;

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб: Питер, 2001. 282 с.

3. Мухаметзянова Ф.Г. Субъектность студента и преподавателя вуза: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием, г.Казань, 24 июня 2016 г.) / Под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой. Казань: УВО «Университет управления «ТИСБИ», 2016. 216 с.

4. Панченко О.Л. Социально-психологические особенности личности несовершеннолетнего правонарушителя: Материалы по итогам исследований по программе «Социально -психологический портрет несовершеннолетнего, совершившего правонарушение»: Анализ. Выводы. Рекомендации.В 2-хч-х. Казань, 2011.

THE SUBJECTIVE ORIENTATIONAL APPROACH OF CORRECTIVE ACTIONS WITH

YOUNG PEOPLE D.M. Orazov, student O.L. Panchenko, Cand. Sci. (Social), associate professor, [email protected] F.G. Mukhametzyanova, Dr. Sci. (Pedagogy), prof. Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia The article reveals the issue of using the subjective orientation approach in the corrective activity with young people in the conditions of juvenile correctional faculties. We analyzed the approaches to the definition of 'subjectivity', highlighted the key features of the positive subjectivity of young people. In addition, the article shows the mechanism of the young people subjectivity formation through the influence on the socialization with the correction methods.

Keywords: subjectivity, approach, subjective orientation approach, correctional activity, juvenile correctional faculty, socialization, methods.

Дата поступления 02.08.2107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.