2. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
3. Платонов, В.Н. Теория периодизации спортивной тренировки в течении года: история вопроса, состояние, дискуссии, пути модернизации / В.Н. Платонов // Теория и практика физической культуры - 2009. - № 9. - С. 18-34.
4. Тер-Ованесян, И.А. Подготовка легкоатлета : современный взгляд / И.А. Тер-Ованесян. - М. : Терра - Спорт, 2000. - 128 с.
5. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под общ. ред. М.Я. Набатниковой . - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 316.62 КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Василий Георгиевич Белов, доктор медицинских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Аннотация
С системных позиций рассматриваются основные направления работы по психолого-акмеологическому сопровождению несовершеннолетних правонарушителей в процессе их учебно-трудовой деятельности. Описываются основные коррекционно-профилактические и реабилитационные мероприятия, реализуемые в рамках концепции психолого-акмеологического сопровождения «трудных» подростков.
Ключевые слова: девиантное и делинквентное поведение подростков, правонарушение, психолого-акмеологическое сопровождение.
CONCEPT OF THE PSYCHOLOGICAL - ACMEOLOGIC SUPPORT OF THE ADOLESCENTS WITH DELINQUENT BEHAVIOR
Vasiliy Georgiyevitch Belov, the doctor of medical science, professor, Saint-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work
Annotation
The main aspects of the work directed to psychological acmeologic support of the juvenile offenders during their learn-and-work activity are considered on the basis of systematic approach. The article describes the main corrective, preventive and rehabilitation activities undertaken within the concept of psycho-acmeologic support of the problem teenagers.
Keywords: deviant and delinquent behavior of adolescents, offense, psychological acmeologic
support.
ВВЕДЕНИЕ
Подростковая преступность связана как с социальными проблемами, так и с проблемами формирования личности, носящими глубоко индивидуальный характер. В связи с этим поиск новых субъект-субъектных ориентированных психолого-акмеологических технологий, нацеленных на развитие подростком привычки к систематической работе над собой, рефлексивного отношения к собственной личности, формирование предпосылок самоактуализации, является сегодня перспективным направлением системы психолого-акмеологического образования, которое должно выступать пространством развития подростка с делинквентным поведением.
В связи с этим деятельность психолога по психолого-акмеологическому сопровождению подростков с делинквентным поведением на базе специализированного предприятия позволяет более основательно вникнуть в жизнь подростка, уточнить глубину изменения у него психических свойств, состояний и процессов, максимально содействовать развитию компенсаторно-приспособительных механизмов психики личности подростков с различными отклонениями, обосновывать индивидуально-
ориентированные психокоррекционные и реабилитационные программы с целью быстрейшей социально-психологической адаптации данных контингентов.
Комплексно-целевая программа, представляющая собой взаимосвязь структурных и функциональных элементов, реализующих информационно-методическое, организационное и психологическое обеспечение процесса психолого-акмеологического сопровождения социализации подростков с делинквентным поведением, подчиненно целям формирования у них нормативного поведения и адекватных ценностных ориентаций и интересов.
В качестве структурных элементов комплексно-целевой программы могут быть выделены: цели, психолого-акмеологическая информация; организация процесса сопровождения; формы, методы, способы психокоррекции делинквентных подростков с учетом типов агрессивного поведения; деятельность психологов и руководителей специальных учреждений; контроль и самоконтроль в процессе исправления. Важным элементом комплексно-целевой программы является психолого-акмеологическая поддержка всех участников процесса социализации подростков с делинквентным поведе-
Технологии информационнометодического обеспечения Т ехнология организационного обеспечения реализации
Технология сопровождения: психологическое консультирование, психолого-акмеологические тренинги
Рис.1. Структурная схема технологий программы психолого-акмеологического сопровождения подростков с делинквентным поведением
Наряду с перечисленными, в качестве важных элементов нами дополнительно были определены:
- мероприятия, необходимые для работы с делинквентными подростками в ходе обучения и во внеучебное время;
- самообразование и самовоспитание подростков; анализ и оценка результатов их деятельности,
- применение средств психокоррекции в виде психологического консультирования и групповых психолого-акмеологических тренингов (рис. 2).
В ходе реализации комплексно-целевой программы (КЦП) психолого-акмеологического сопровождения подростков с делинквентным поведением предложены следующие четыре основных технологии ее обеспечения:
- технология информационного и методического обеспечения всех участников процесса социализации, включая информирование воспитателей и руководителей о ценностных ориентациях и интересах делинквентных подростков, условиях их воспитания, жизни, семьи, особенностях личности, совершенных противоправных действиях и поведении до прибытия в спецучреждение, а также информирование подростков об условиях содержания в спецучреждении, формах и методах взаимодействия подростков и воспитателей по исправлению и педагогической коррекции поведения воспитанников. Кроме того, эта технология включает методическое обеспечение элементов КЦП (методика психологического консультирования, методика проведения
психолого-акмеологических тренингов и др.), информирование воспитателей по особенностям и методике работы с делинквентными подростками при различном типе агрессивного поведения, а также информационное обеспечение всех участников психологического процесса на всех этапах реализации программы;
Рис. 2. Общая схема программы психолого-акмеологического сопровождения подростков с делинквентным поведением
- технология психологического обеспечения, включающая психологическую диагностику типа агрессивного поведения, психологическое консультирование, пси-холого-акмеологические тренинги; мероприятия по целенаправленному повышению уровня профессионального мастерства воспитателей спецучреждения; индивидуальную воспитательную работу с подростками в учебное и внеучебное время;
- технология организационного обеспечения комплексно-целевой программы, включающая разработку организационных решений (приказов, распоряжений, директив, инструкций) по реализации КЦП, социализации подростков и контролю ее эффективности;
- технология использования обратной связи, которая обеспечивала возможность оперативного получения необходимой информации о результатах психологического воздействия и эффективности социализации подростков и своевременно корректировать формы и способы этого воздействия.
Успешность процесса социально-психологической адаптации зависит во многом от самого индивида, от его стремления и желания быть принятым и понятым социумом, занять достойное положение в нем, проявить свою индивидуальность, достичь социальной зрелости.
Выделенные нами структурные компоненты, уровни и формы социализации личности подростков с делинквентным поведением взяты за основу построения модели психолого-акмеологической работы с ними.
Построение модели психолого-акмеологической работы по социализации делинквентных подростков предполагает выполнение определенной последовательности проектных действий:
- определение цели;
- выделение структурных компонентов, этапов и уровней социализации;
- выделение психолого-педагогических условий, при которых данный процесс будет протекать наиболее успешно;
- определение содержательной деятельности психологов и педагогов;
- разработка методов, форм и средств, при помощи которых может осуществляться процесс социально-психологической адаптации.
В настоящее время важно шире использовать психологические знания при организации профилактической работы по предотвращению правонарушений среди молодежи.
В рамках практической реализации концепции психолого-акмеологического сопровождения подростков с делинквентным поведением было выявлено, что деятельность психолога на производственных площадках «Нового поколения» позволяет более основательно вникнуть в жизнь подростков с противоправным поведением, уточнить глубину изменения у них психических свойств, состояний и процессов, максимально содействовать развитию компенсаторно-приспособительных механизмов психики подростка с различными отклонениями, обосновывать индивидуальноориентированные психокоррекционные и реабилитационные программы с целью быстрейшей социально-психологической адаптации данных контингентов.
Деятельность специалистов «Новое поколение» протекает во взаимодействии с «трудными» подростками. Это определяет необходимость постоянного совершенствования системы психолого-акмеологического сопровождения в данном подразделении в целях профилактики отклонений поведения, коррекции социально-нежелательных мотиваций у подростков, а также формирования навыков оптимального взаимодействия в группах подростков и предупреждения профессионального выгорания у мастеров и воспитателей, непосредственно работающих с данным контингентом.
Психолого-акмеологическое сопровождение несовершеннолетних правонарушителей - это система мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию девиантного и делинквентного поведения у данного контингента, а также оценку индивидуально-психологических особенностей и социально-психологических характеристик у них в целях предупреждения развития дезадаптивных расстройств.
Руководит и организовывает работу по психолого-акмеологическому сопровождению несовершеннолетних научно-исследовательская лаборатория психологического сопровождения подростков с делинквентным поведением.
Процедура психолого-акмеологического сопровождения состоит из социальнопсихологического изучения и психологического обследования контингентов несовершеннолетних подростков и включает:
1) оценку уровня развития познавательных психических процессов, адаптационных способностей личности (уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, коммуникативные способности, ориентация на существующие нормы поведения и требования коллектива);
2) оценку социально-психологических характеристик, в том числе профессиональной направленности и мотивационных установок;
3) изучение некоторых дополнительных характеристик, определяемых специфическими особенностями учебно-воспитательной и трудовой деятельности.
Задачами психолого-акмеологического сопровождения являются:
1) установление индивидуально-психологических особенностей личности подростков, уровня их психического, интеллектуального развития, наличия у них определенных психофизиологических качеств (повышенная тревожность, внушаемость, импульсивность и т.д.), существенно повлиявших на их поведение (в том числе при выполнении каких-либо профессиональных обязанностей), в психотравмирующих (криминальных) ситуациях повышенной сложности;
2) диагностику состояний психической напряженности непатологического характера (тревожности, страха, стресса, аффекта и т.п.), послуживших причиной со-
вершения противоправных действий, неадекватного поведения;
3) исследование мотивационной сферы личности;
4) выявление у несовершеннолетних правонарушителей с признаками отставания в психическом развитии непатологического характера способности осознавать значение своих действий и руководить ими;
5) профессиональная ориентация несовершеннолетних и помощь им в профессиональном самоопределении;
6) определение оптимальных алгоритмов занятий на основании индивидуально -психологических особенностей в целях быстрейшего формирования трудовых навыков за счет формирования индивидуального стиля обучения и деятельности для оптимизации функционального состояния несовершеннолетних;
7) рациональное распределение несовершеннолетних по профилям подготовки и специализациям;
8) углубленное психологическое изучение несовершеннолетних с признаками затрудненной адаптации к учебно-воспитательному процессу и трудовой деятельности в целях разработки предложений руководству и мастерам по проведению индивидуальной работы;
9) участие в комплектовании производственных групп с учетом психологической совместимости;
10) выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью.
Психолого-акмеологическое сопровождение несовершеннолетних правонарушителей проводится в период поступления их в «Новое поколение», а также в процессе обучения и воспитания на протяжении всего периода их нахождения на производственных площадках.
В рамках психолого-акмеологического сопровождения отдельно реализуются мероприятия социально-психологического характера, такие как:
1) социально-психологическое изучение личности и коллектива;
2) выявление несовершеннолетних, склонных из-за особенностей индивидуального психического развития к нарушению дисциплины и аморальным поступкам;
3) исследование внутригрупповых процессов и разработка мероприятий по их социально-психологической коррекции;
4) разработка рекомендаций руководству по совершенствованию учебновоспитательного процесса и трудового обучения несовершеннолетних.
После проведения мероприятий первичной психологической оценки несовершеннолетних правонарушителей, поступающих в «Новое поколение», и их рационального распределения по специальностям начинается процесс адаптации подростков к учебно-трудовой деятельности.
Психолого-акмеологическое сопровождение учебно-трудовой деятельности несовершеннолетних правонарушителей - это система организационных и психологических мероприятий, направленных на оценку, прогнозирование, коррекцию и реабилитацию функционального состояния организма и работоспособности данного контингента.
Задачами психолого-акмеологического сопровождения на этапе учебнотрудовой деятельности являются:
1) углубленное психологическое обследование в процессе динамического наблюдения в целях раннего выявления лиц с дезадаптационными расстройствами;
2) оценка работоспособности несовершеннолетних по показателям функционального состояния организма;
3) разработка рекомендаций руководству производственных площадок и мастерам по комплектованию подразделений и рациональному распределению физической и психической нагрузок на несовершеннолетних с учетом их психологических особенностей;
4) проведение мероприятий психологической коррекции с несовершеннолетни-
ми, испытывающими затруднения в адаптации к учебно-трудовому процессу;
5) проведение мероприятий психологической реабилитации;
6) прогнозирование успешности деятельности и адаптации несовершеннолетних.
Психологическое сопровождение несовершеннолетних правонарушителей осуществляется на всех этапах учебно-производственного процесса.
Цель психолого-акмеологического сопровождения повседневной учебнопроизводственной деятельности - сохранение здоровья, повышение работоспособности несовершеннолетних правонарушителей, профилактика возникновения у них деза-даптационных расстройств, а также оптимизация поведения, учитывая данный контингент.
Задачами психолого-акмеологического сопровождения повседневного учебнопроизводственного процесса являются:
1) выявление конкретных этапов и элементов подготовки, предъявляющих повышенные требования к физической подготовленности, здоровью и нервнопсихической устойчивости несовершеннолетних;
2) оценка функционального состояния организма, выявление лиц группы риска;
3) рациональное перераспределение несовершеннолетних по специализациям и подразделениям;
4) прогнозирование эффективности учебно-производственного процесса;
5) проведение мероприятий психологической коррекции с несовершеннолетними группы риска;
6) проведение мероприятий по оптимизации функционального состояния несовершеннолетних с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей.
Под психолого-акмеологической коррекцией функционального состояния несовершеннолетних правонарушителей понимается комплекс воздействий на подростков, направленный на нормализацию или стимуляцию функциональных реакций организма в целях восстановления функций.
Психолого-акмеологическая реабилитация несовершеннолетних правонарушителей - комплекс мероприятий, направленный на восстановление функционального состояния организма (на психологическом и социально-психологическом уровнях) подростков после травм, болезней, возвращения их из мест лишения свободы. Реабилитационные мероприятия проводятся специалистами психологической службы на производственных площадках.
Психолого-акмеологическая экспертиза - обследование несовершеннолетних правонарушителей с использованием комплекса психологических методик с целью определения соответствия психологических качеств несовершеннолетних требованиям трудовой деятельности по конкретной специализации. В ходе психолого-акмеологической экспертизы выявляются также лица с признаками осложнения учебно-производственной адаптации, склонные к девиантному поведению, алкоголизму и наркомании (группа риска).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках разработанной концепции психолого-акмеологического сопровождения подростков с делинквентным поведением показано, что в самом общем виде диагностическую, консультативную и коррекционную работу с несовершеннолетними правонарушителями с целью первичной, вторичной и третичной профилактики правонарушений необходимо вести на пяти важнейших уровнях.
1. Психофизиологический уровень показывает сформированность компонентов, составляющих внутреннюю физиологическую и психофизиологическую основу всех систем развивающегося субъекта.
2. Индивидуально-психологический уровень определяет развитие основных
психологических систем (познавательной, эмоциональной и т.д.) субъекта.
3. Личностный уровень выражает специфические особенности самого субъекта как целостной системы, его отличие от аналогичных субъектов, находящихся на данном этапе развития.
4. Микрогрупповой уровень показывает особенности взаимодействия развивающегося субъекта как целостной системы с другими субъектами и их объединениями.
5. Социальный уровень определяет формы взаимодействия субъекта с более широкими социальными объединениями и обществом в целом.
Исходя из этого, и должна строиться система работы психологов, социальных работников и педагогов в подростковых центрах и клубах при организации и проведении работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних правонарушителей в рамках их психолого-акмеологического сопровождения.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.323
МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БАСКЕТБОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Алексей Александрович Бондарь, соискатель,
Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы организации и построения тренировочного процесса на основе моделирования условий соревновательной деятельности баскетболистов.
Ключевые слова: спортивная тренировка, специальная физическая подготовка, соревновательная деятельность.
METHODOLOGY OF PERFECTION OF THE COORDINATION ABILITIES OF BASKETBALL PLAYERS ON THE BASIS OF MODELLING OF COMPETITIVE
ACTIVITY CONDITIONS
Alexey Aleksandrovich Bondar, the competitor,
The Volgograd State Agricultural Academy
Annotation
The article considers the questions of organization and development of the training process on the basis of modeling of basketball players competitive activity conditions.
Keywords: sports training, specialized physical training, competitive activity.
ВВЕДЕНИЕ
Методика тренировки в баскетболе, преследуя, прежде всего, цель тщательной отработки определенных технических приемов и тактических действий, концентрированного развития специальных физических качеств, не создает нужных условий для совершенствования психофизиологических характеристик, лежащих в основе формирования координационных способностей.
Общепринятые формы организации занятий, безусловно, включают и деятельность в условиях пространственно-временной и альтернативной неопределенности, однако эти условия, как правило, бывают однотипными и в скором времени становятся привычными для занимающихся. В вероятностных ситуациях адаптация к условиям деятельности наступает довольно быстро, поэтому эффект спортивной тренировки определяется не только сложностью решаемых психомоторных задач, но и их новизной [1,2,3].
В современной теории спортивной тренировки методика совершенствования