Научная статья на тему 'Проблема оценки качества компетентности выпускников вузов'

Проблема оценки качества компетентности выпускников вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF HIGHER EDUCATION / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ / EXPERT ESTIMATION OF QUALITY OF KNOWLEDGE / ESTIMATION OF HIGH SCHOOL GRADUATES' COMPETENCY / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухочев В. И.

В статье обсуждаются методы оценки качества как высшего образования, так и подготовки выпускников вузов. Предлагаются методы оценки компетенций выпускников вузов с участием работодателей.The author researches one of the most important problems of the Russian system of the higher education, the problem of estimation of its quality. After analyzing estimations of quality of higher education, author comes to a conclusion that existing methods basically are expert methods of estimation of quality of students and graduates knowledge. In the same time, in authors opinion, society needs not only expert estimation of quality of high school graduates knowledge, but also method of estimation of quality of their competency with participation of the employees, which is presented in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема оценки качества компетентности выпускников вузов»

В статье обсуждаются методы оценки качества как высшего образования, так и подготовки выпускников вузов. Предлагаются методы оценки компетенций выпускников вузов с участием работодателей.

Ключевые слова: качество высшего образования, экспертная оценка качества знаний, оценка качества компетентности выпускников вузов

Проблема оценки качества компетентности выпускников вузов

В. И. СУХОЧЕВ, кандидат экономических наук, Кумертауский институт экономики и права E-mail: [email protected].

Главные задачи

В современных условиях одна из главных задач, стоящих перед российской экономикой, - это выход из глобального финансово-экономического кризиса. Анализ публикаций на эту тему показывает, что их авторы основные причины кризиса связывают с объективными факторами, оставляя в стороне субъективный, или так называемый человеческий фактор. А ведь именно недостаточная компетентность и дальновидность, в первую очередь, руководителей и менеджеров финансово-экономической системы США, а также западноевропейских и российских экономистов, не позволили им вовремя спрогнозировать приближение кризиса и предложить меры по его предотвращению.

Одной из задач, стоящих перед национальными системами высшего образования различных стран, является обеспечение качественного уровня подготовки экономистов и финансовых менеджеров, повышение уровня их компетентности и профессионализма.

В своем выступлении на заседании Государственного совета по вопросам развития образования в России еще в марте 2006 г. В. В. Путин назвал приоритетные задачи © ЭКО 2010 г.

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ 171

в этой сфере: «Во-первых, образование должно быть доступным для наших граждан, а его качество - соответствовать лучшим отечественным и международным образцам. Нужны и принципиально новые оценки качества образования, с опорой на критерии, предъявляемые обществом, экономикой, работодателями и рынком труда»1. В октябре 2008 г. Министерством образования и науки РФ был разработан проект государственной программы «Образование и инновационная экономика: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы». Для реализации основной цели определено шесть задач, среди которых особый интерес представляют следующие: внедрение в систему базового образования эффективных механизмов, обеспечивающих его соответствие требованиям экономики, основанной на знаниях; внедрение в систему образования эффективных механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг; обеспечение общих подходов к оценке качества всех уровней образования2.

Методы оценки

Существующая система оценки качества высшего образования определена в законодательных и нормативно-правовых актах. Так, например в законе РФ «Об образовании» записано, что образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников3.

По сложившейся практике, качество высшего образования, в частности, усвоения студентами знаний

1 Не ждать перемен, а подтолкнуть преобразование // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 4.

2 URL: http://www.urj.ru/index/php/pub/inside/623.

3 Закон Российской Федерации «Об образовании». 8-е изд. - М.: Изд. «Ось-89», 2008.

оценивается, главным образом, самими вузами, причем эта процедура подразумевает несколько этапов. Первый этап - проверка степени усвоения знаний путем ежедневных устных или письменных опросов студентов. Второй - проверка степени усвоения студентами знаний на семинарских, практических и лабораторных занятиях. Третий - проведение текущих (семестровых, годовых) аттестаций студентов. Четвертый - проведение государственной итоговой аттестации выпускников после освоения студентами всей программы обучения. Перечисленные методы по своей сути являются внутривузовскими экспертными (педагогическими) методами оценки качества усвоения студентами знаний.

Помимо внутривузовских методов наука и практика наработали и внешние, объективные, или независимые методы соответствующих оценок.

Во-первых, оценить усвоение студентами знаний можно по результатам Всероссийского интернет-экзамена (проводится вузом добровольно в режимах о!Шпе или опПпе). Концептуальной основой модели оценки уровня подготовки студентов посредством интернет-экзамена является оценка степени усвоения дидактических единиц (ДЕ) дисциплин учебного плана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Подготовка оценивается по каждой дидактической единице каждой дисциплины учебного плана путем сравнения количества правильно выполненных заданий с критериями освоения. Подготовка студента считается соответствующей требованиям стандарта, если он освоил все контролируемые ДЕ ФГОС. Для каждой основной образовательной программы (ООП) показатель освоения дисциплины учебного плана - это доля студентов, освоивших все дидактические единицы данной дисциплины. Структура формирования критерия освоения ФГОС по отдельной дисциплине учебного плана представлена в таблице4.

4 Кружалин В. И., Артюшина И. А. Рейтинги и качество образования // Аккредитация в образовании. - 2008. - №24. - С. 84.

Объект оценки Показатель освоения дисциплины на соответствие требованиям ГОС Критерии освоения дисциплины на соответствие требованиям ГОС

Студент Доля освоенных дидактических единиц дисциплины Освоение всех дидактических единиц дисциплины

ООП Доля студентов, освоивших все дидактические единицы дисциплины 50% студентов, освоивших все дидактические единицы дисциплины

Во всех используемых для оценки освоения ФГОС педагогических измерительных материалах выполнение заданий требует использования знаний и умений в знакомой ситуации, то есть задания интернет-экзамена рассчитаны на типовые действия. В то же время деятельность выпускников вузов в условиях реальной экономики часто связана с непредсказуемой ситуацией. Следовательно, важно знать, не только как выпускник вуза усвоил знания, но и сможет ли он компетентно осуществлять профессиональную деятельность в непредсказуемых условиях и ситуациях, например в условиях кризисов.

Во-вторых, оценка качества усвоения студентами знаний производится выборочным тестированием студентов при проведении процедуры государственной аккредитации вуза в режиме online (которую проводит независимая комиссия, созданная приказом по Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки). Оценка качества усвоения студентами знаний производится по той же методике, которая используется и для проведения Всероссийского интернет-экзамена.

Юридические основания

Помимо закона РФ «Об образовании» процедура оценки качества подготовки выпускников вузами России определена и нормативно-правовыми актами. Так, в сентябре 2005 г. Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки был издан приказ «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной

аккредитации высших учебных заведений». Этот приказ имеет два приложения - «Показатели деятельности высших учебных заведений» и «Критерии государственной аккредитации, используемые при экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений различных видов».

Приложение 1 содержит комплексный показатель «Качество подготовки выпускников», который включает в себя пять компонентов: уровень требований, предъявляемых к абитуриентам; соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов; эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования; уровень организации научно-исследовательской работы студентов; востребованность выпускников. Но документ не определяет количественных значений показателей качества подготовки выпускников.

О чем это говорит? По-видимому, о том, что методов оценки качества подготовки выпускников с использованием количественных (экономических) показателей наука пока еще предложить не может. Кроме того, большинство показателей, по которым Федеральная служба по надзору в сфере образования рекомендует оценивать качество подготовки выпускников (в частности, уровень требований, предъявляемых к абитуриентам; эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования; уровень организации научно-исследовательской работы студентов), на самом деле характеризуют факторы, влияющие на качество подготовки специалистов, но не на качество подготовки выпускников. И лишь два показателя - соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов и востребованность выпускников - можно отнести к показателям качества подготовки специалистов.

Возьмем, например, такой показатель, как уровень требований, предъявляемых вузами к абитуриентам. Мы не спорим, что чем выше уровень таких требований, тем выше качество подготовки выпускников, и наоборот, но

этот показатель все же не является показателем качества их подготовки.

Чтобы убедиться, что современная наука оценивает только факторы, влияющие на качество подготовки выпускников, проанализируем перечень показателей качества образования, предложенных для составления российского рейтинга ведущих университетов мира в 2008 г. В. И. Кружалиным и И. А. Артюшиным5. Так, к критериям и показателям качества подготовки выпускников университетами мира предлагается относить: количество образовательных программ (бакалавров, магистров, специалистов, аспирантов); соотношение преподавателей и студентов; победы на международных олимпиадах студентов; количество научных открытий и изобретений (за последние три года); количество нобелевских лауреатов; почетных профессоров (докторов) университета; количество международных научных наград (включая Нобелевскую премию и медаль Филдса) за последние пять лет; общее число публикаций за год (статьи, учебники, монографии и т. п.), число преподавателей-членов национальных академий или научных сообществ; число преподавателей, имеющих ученую степень, и так далее.

Но являются ли они таковыми? Например, показатель - «общее количество публикаций за год», безусловно, нельзя отнести к показателям качества подготовки выпускников. И этот пример не единичен.

Существующие методологии оценки качества подготовки выпускников высшими учебными заведениями основаны на принципе установления соответствия качества подготовки выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, то есть на «принципе соответствия требованиям». Однако существующие потребности и запросы работодателей требуют совершенно иного подхода к оценке качества подготовки, и, как представляется, должны быть основаны на «принципе удовлетворения потребностей».

5 Кружалин В. И., Артюшина И. А. Рейтинги и качество образования // Аккредитация в образовании. - 2008. - №24.

К компетенциям выпускников

Общеизвестно, что качество подготовки выпускников зависит не только от качества трансляции вузом и усвоения студентами знаний, но и от индивидуальных, личностных способностей студентов, от их умений применять полученные знания на практике, от так называемых компетенций выпускников. Попытка учитывать это просматривается в проектах федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, построенных на принципиально иной основе - на компетен-тностной модели выпускника. Эти госстандарты предусматривают совершенно новые показатели результатов подготовки выпускников: усвоенные знания, умения и освоенные компетенции, которые понимаются как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области»6. Трудно не согласиться с тем, что качество подготовки выпускника следует рассматривать только в совокупности с его личностными, индивидуальными способностями, позволяющими ему успешно применять полученные знания на практике и компетентно осуществлять профессиональную деятельность.

И снова возникает вопрос о методах оценки. К сожалению, для оценки качества компетентности выпускников наука пока еще предложить ничего не может. Это не только частное мнение. Известный специалист из Национального аккредитационного агентства В. П. Киселева считает: «Методика оценки сформированности компетенций является нетривиальной задачей, требующей решения. Только полное осознание того, что выпускник должен знать, уметь, чем владеть по результатам изучения дисциплины, установление внутренней и внешней их взаимосвязи позволит выйти на решение вопросов оценки сформированности компетенций. Это должно быть

6 Савельев Б. А., Масленников А. С. Оценка уровня обучения студентов в целях аттестации образовательного учреждения профессионального образования: учеб. пособие. - Йошкар-Ола: Центр государственной аккре дитации, 2007.

не механическое сложение знаний, умений, навыков, а развитие таких свойств и характеристик выпускника, которые сформируют его как личность и профессионала. Потому важно сейчас согласовать перечень диагностируемых компетенций ФГОС и подходы к разработке соответствующего инструментария для оценки их сформи-рованности»7.

Н. М. Розина, специалист Федерального агентства образования, в марте 2008 г. отмечала: «...Коллеги находятся в постоянном творческом поиске, анализируют зарубежный и отечественный опыт, ищут научные подходы к решению вопросов оценки качества подготовки специалистов. В то же время мое твердое мнение: мы пока не научились оценивать качество реализуемых образовательных программ в целом»8.

Солидарны с В. П. Киселевой и Н. М. Розиной и специалисты Национального аккредитационного агентства (апрель 2008 г.): «.Причин, по которым до сих пор не разработана экспертная технология оценки качества образования его потребителями, довольно много. Во-первых, с исчезновением системы распределения выпускников очень непросто проследить их трудоустройство и поддерживать контакты. Во-вторых, чтобы дать обоснованную и объективную оценку профессионального образования, недостаточно суждения «нравится - не нравится», необходимы четкие критерии и требования к уровню подготовки, но работодатель и сам не готов сказать, какими компетенциями должен обладать молодой специалист, пришедший сегодня к нему на работу, а тем более, что от него потребуется завтра. Наконец, ожидания работодателей далеко не всегда совпадают с мнением вуза: как и к чему нужно готовить специалистов»9.

7 Савельев Б. А., Масленников А. С. Оценка уровня обучения студентов в целях аттестации образовательного учреждения профессионального образования: учеб. пособие. - Йошкар-Ола: Центр государственной аккре дитации, 2007.

8 Розина Н. М. Быть честной и работать с полной отдачей // Аккредитация в образовании. - 2008. - № 21.

9 Мотова Г. Н, Лех С. П., Сорокин С. О. Интернет-анкетирование работодателей и выпускников // Аккредитация в образовании. -2008. - № 22.

Приведенные высказывания ведущих экспертов в области оценки качества образования еще раз подтверждают вывод, что проблема поиска наиболее эффективных методов оценки качества подготовки выпускников вузами России с опорой на критерии, предъявляемые работодателями, до сих пор остра.

Специалисты Национального аккредитационного агентства предлагают оценивать качество подготовки выпускников социологическими методами, с использованием интернет-анкетирования как работодателей, так и самих выпускников10. Есть предложение создать Общероссийскую систему оценки качества образования (ОСОКО) и разработать для этого перечень требований к выпускникам и к уровню организации их подготовки11.

Оба предложения заслуживают внимания и требуют дальнейшей научной проработки и апробации на практике. Но уже сейчас в отношении социологического метода (хотя и основанного на принципе проверки соответствия качества подготовки выпускников требованиям и потребностям работодателей) можно высказать ряд замечаний, в частности: отсутствует оперативность в проведении оценки; социологический метод менее точен, чем экономический; метод достаточно сложен в его организации, проведении и обработке результатов; он не содержит методик расчета качества подготовки выпускников.

Другими словами, предложенная система оценки качества образования не содержит конкретных методик расчета качества подготовки выпускников. В науке до сих пор отсутствует методика, ориентированная на оценку степени удовлетворенности потребностей конкретных работодателей. С целью разрешения проблемы оценки качества компетентности выпускников вузов России предлагаю для обсуждения авторскую методику компетентности выпускников вузов.

10 Мотова Г. Н, Лех С. П., Сорокин С. О. Интернет-анкетирование работодателей и выпускников // Аккредитация в образовании. -2008. - № 22.

11 ОСОКО: основные принципы формирования общероссийской системы качества образования // Аккредитация в образовании. -2008. - № 12.

Методика оценки качества компетентности выпускников вузов

В качестве критерия качества компетентности выпускников вузов предлагаю определить следующий критерий - удовлетворение потребностей работодателя в высококомпетентных специалистах. А как показатель качества компетентности - уровень удовлетворенности работодателя компетентностью того или иного выпускника. (Как представляется, высокое качество компетентности выпускника есть его способность максимально удовлетворить потребности работодателя.) Качество компетентности выпускника вуза (К) предлагается рассчитывать не в абсолютных, а в относительных единицах (процентах) по следующей формуле:

К = (Ц / к2) *100%, (1)

где к1 - количество качественно сформированных у выпускника вуза компетенций;

к2 - общее количество востребованных работодателями компетенций выпускника вуза.

В первую очередь, необходимо знать перечень и количество компетенций выпускника вуза, востребованных тем или иным работодателем из различных отраслей экономики или социальной сферы. Проект федерального государственного образовательного стандарта нового поколения для подготовки экономистов уже разработан. В этом стандарте приведен согласованный с работодателями перечень компетенций, которыми должен обладать экономист. Он условно разделен на 2 группы: общекультурные и профессиональные компетенции. Причем, профессиональные компетенции определены отдельно для расчетно-экономической, аналитической, научно-исследовательской, организационно-управленческой и педагогической деятельности выпускников экономических вузов. Следовательно, для расчета качества компетентности выпускников вузов перечень и количество востребованных работодателем компетенций выпускников можно брать из госстандартов.

В соответствии с перечнем компетенций, утвержденным федеральными государственными образовательными стандартами, необходимо определить, каковы эти общекультурные и профессиональные компетенции с учетом образовательной программы вуза, и насколько они сформированы в конкретном выпускнике. Здесь-то и требуется обозначить, кто это должен делать: сам вуз, орган надзора в сфере образования или работодатель? Скорее всего, расчет качества компетентности выпускника должен производить вуз или орган надзора в сфере образования, а уровень сформированности тех или иных компетенций - работодатель, поскольку наиболее объективную (независимую) оценку уровню сформиро-ванности тех или иных компетенций выпускника сможет дать только он.

Понятно, что запросить у работодателей письменные отзывы об уровне сформированности у тех или иных выпускников общекультурных и профессиональных компетенций по истечении нескольких лет после окончания вуза довольно сложно. Кроме того, отсутствие оперативности в оценке количества и уровня сформированности у выпускников вуза общекультурных и профессиональных компетенций с использованием метода запроса письменных отзывов от работодателей не позволяет ни органам управления образованием, ни самому вузу своевременно скорректировать качество процесса подготовки выпускников.

С целью повышения оперативности запроса и своевременности получения отзыва от работодателя об уровне сформированности тех или иных компетенций у студента-выпускника вуза предлагается способ, суть которого состоит в следующем. Для организации работы по оценке количества и уровня сформированности у выпускника вуза необходимых компетенций вуз при направлении студентов-выпускников на преддипломную (квалификационную) практику выдает им одновременно с направлением на практику и программой прохождения практики бланк анкеты-характеристики оценки

работодателем сформированности тех или иных компетенций у практиканта (студента, выпускника).

Такая анкета-характеристика разработана автором на основе требований Госстандарта к компетенциям выпускников экономических вузов12 (см.: на сайте журнала: '''/есопот.шс.ги/есо). Аналогичные бланки анкет-характеристик (с другими перечнями компетенций на основе госстандартов) можно будет разработать и для других специальностей и направлений подготовки выпускников. Для вузов это не представит особой сложности.

При длительности преддипломной (квалификационной) практики (2-4 месяца) работодатель (или специалист), у которого выпускник проходит практику, получит возможность составить определенное мнение о количестве и уровне сформированности общекультурных и профессиональных компетенций. К концу прохождения практики заполнить бланк анкеты-характеристики на своего практиканта для руководителя практики не составит труда.

Оценку сформированности тех или иных компетенций руководителем практики (работодателем) рекомендуется производить по традиционной пятибалльной шкале. Качественно сформированными у студента-практиканта следует считать те компетенции, уровень сформирован-ности которых оценен руководителем практики на «4» и «5». Заполненная, подписанная руководителем практики и заверенная печатью работодателя, подобная анкета должна стать неотъемлемым приложением к материалам отчета студента о прохождении практики, а также своего рода отзывом руководителя практики на данного практиканта. Анкета-характеристика оценки сформированности у практиканта компетенций после окончания практики вместе с отчетом о практике подлежит сдаче студентом в вуз. Высшее учебное

12 иКЬ: М1р://'''.уо15и.ги/ги5/51гисШгеДаси11/есопДс/080100Лос

заведение на основе данных анкеты-характеристики производит расчет (по предложенной формуле) качества компетентности выпускника в относительных единицах (процентах), по которым можно будет судить о степени удовлетворенности работодателя.

Безусловно, предлагаемая автором методика оценки качества компетентности выпускника вуза не идеальна, но позволяет уже в ближайшее время использовать ее как вузами, так и органами управления и контроля в сфере образования при оценке качества компетентности выпускников вузов с участием конкретных работодателей. Кроме того, данной методикой могут воспользоваться не только вузы, но и учебные заведения среднего и начального профессионального образования. Расчет качества компетентности выпускников вузов в конце каждого выпуска студентов позволяет руководителям вузов проанализировать динамику этого показателя и принять необходимые меры по корректировке процесса подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.