Abstract
The authors describe the specific manifestations of the phenomenon of subjectivity in adolescence. The results of the factor analysis which allowed to identify the manifestation of subjectivity in adolescents with different content of emotional wellbeing: «emotionally dysfunctional», «emotionally ambivalent», «emotionally safe». Key words: subjectivity, adolescence, emotional wellbeing.
УДК 159.923
СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ - СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ
Токарева Ирина Николаевна (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, старший преподаватель, Российский государственный гуманитарный университет; Миусская площадь, Москва, Россия, 125993; [email protected].
Аннотация
Статья посвящена анализу проблемы субъектности в психологии и результатов эмпирического исследования субъектности студентов вузов. В данной работе проанализированы особенности проявления субъектности студентов из разных типов родительской семьи.
Ключевые слова: организация субъектности, направленность активности, субъективный контроль, стратегии поведения.
Интерес к проблеме субъектности личности в последние десятилетия существенно возрос, особенно в отечественной психологической науке. Актуальность исследований, посвященных феномену субъектности личности, имеет свои основания не только в логике развития самой науки, но и в тех макросоциальных изменениях, которые наука отражает. В быстро изменяющихся условиях социальной жизни современной России, предъявляющих высокие требования к личности, проблема субъектности людей приобретает особую актуальность.
Анализ современных исследований феномена субъект-ности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, В.А. Барабанщиков, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков и др.) [1, 2, 3, 6, 8, 9, 10, 11], позволяет сделать вывод о разнообразии подходов к трактовке понятия субъектности, что обусловлено многогранностью и многоуровневостью проявления субъектного начала человека.
Рассмотрение и детальное изучение основных подходов к изучению субъектности позволил определить психологическую сущность субъектности личности - способность организовывать свою активность в соответствии с определенной логикой ситуации (В.А. Барабанщиков, Е.А. Белан, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В.К. Шабельников,) [3, 4, 5, 7, 12].
Многочисленные исследования, посвященные анализу феномена субъектности личности и ее природы, не дают ответа на вопрос о факторах различий в проявлении субъектности людей в повседневной жизни. Социо-культурная сущность феномена субъектности предопределяет детерминирующее влияние семьи в формировании субъектных качеств личности. Нами предпринята попытка конкретизировать представление о психологической организации субъектности на примере проявления субъектной активности студентов вузов в зависимости от типов родительской семьи. Мы предполагаем, что тип организации родительской семьи является условием, существенно влияющим на особенности проявления субъект-ности студентов в жизненных ситуациях.
В нашем исследовании субъектность студентов раскрывается через параметры ее организации: - направленность активности на объекты внешнего мира или на свой внутренний мир; - субъективная интерпретация и осмысленность жизненных изменений, как личностный фактор контроля, регуляции и организации активности; - выбор способов реализации субъектности в поведении.
Изучение организации субъектности студентов осуществлялось с помощью нескольких методик: «Опросник субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях», «Уровень субъективного контроля», «Психологическая автобиография», «Опросник стратегий поведения в значимых ситуациях». Для определения типа семьи использовалась модифицированная методика «Тип семьи».
Эмпирическое исследование направленности активности показало («Опросник субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях»), что у студентов из расширенной семьи сильнее проявляется общая направленность на свой внутренний мир (,559**), сильнее выражено стремление к развитию и изменению при взаимодействии с жизненными ситуациями (,773**). У них выражено стремление уделять внимание своему внутреннему миру (579* ), сильнее выражена преобразовательная активность в жизненных ситуациях (,613* ). При этом, в нуклеарной семье, студенты проявляют большую активность в планировании своей жизни (,482**).
Рассмотрение проблемы взаимосвязи между типом семьи и типом субъект-объектных ориентаций с помощью критерия хи-квадрат показало, что в нуклеарной семье значимо чаще (р < 0,05) встречается тип «Пользователь жизненной ситуации». Представители данного типа это люди действия, ориентированные на достижение жизненного успеха. Стремление извлечь практическую пользу из тех или иных занятий отражает их трезвый взгляд на жизнь, определенную прагматичность.
В расширенной семье значимо чаще (р < 0,05) встречается тип «Гармонизатор жизненной ситуации», характеризующий людей, открытых жизненному опыту, стремящихся согласовывать свои поступки с тем, что предлагает жизнь.
Результаты исследования уровня субъективного контроля показали, что интернальность в разнообразных событиях своей жизни у студентов из нуклеарной семьи проявляется значительно слабее (-,194**). В интерпретации успехов (,112*) и неудач (,212**), а также значимых событий в семье (,276**) и на работе (,118*) представители расширенной семьи чаще, чем представители нуклеарной семьи ориентируются на результаты собственных действий.
Анализ результатов исследования особенностей восприятия значимых жизненных ситуаций (отношения и осмысленность событий своей жизни), полученных по методике «Психологическая автобиография», показал, что у студентов из расширенной семьи сильнее выражено стремление воспроизводить образы своей жизни (,123*), сильнее выражена глубина переживаний, связанных с образами значимых событий своей жизни (,187**). В оценке жизненных перемен для представителей нуклеарной семьи по сравнению с представителями расширенной семьи менее значим прошлый опыт (-,176**), (-,169**). При этом у них менее выражено чувство беспокойства за будущее (,158**). Что в целом отражает их ориентацию на текущие жизненные изменения.
Анализ результатов исследования организации поведенческой активности, полученных по методике «Опросник стратегий поведения в значимых ситуациях», показал, что активность в выборе способов реализации субъектности в поведении сильнее проявляется у студентов из расширенной семьи. В своей жизни они в большей степени, чем представители нуклеарной семьи ориентируются на организацию межличностных взаимодействий (,114*), (,110*) и внепрофес-сиональную деятельность (,150*). Что свидетельствует о более разносторонней и многогранной реализации субъектности в жизненных ситуациях у представителей расширенной семьи.
Результаты применения двухфакторного дисперсионного анализа показали, что различия в количестве воспроизведенных субъективных переживаний образов прошлого у мужчин из разного типа семей значимо более выражены, чем у женщин. Т. е. тип семьи в большей степени влияет на изменение организации субъектности у мужчин, чем у женщин.
Мужчины из расширенной семьи в организации активности чаще обращаются к истокам, традициям, опыту поколений. Мужчины же из нуклеарной семьи, будучи менее обремененными родовыми связями, свободнее включаются в освоение профессии, быстрее абстрагируются от прошлого опыта. Тип семьи меньше влияет на организацию активности женщин, т. к. в любых условиях женщины не могут изменить свое главное предназначение - быть центром семейного очага, воспитывать детей, что предполагает более сильную зависимость женщин от семейных проблем, что даже в нуклеарных семьях влечет за собой обращение к опыту прошлого.
В целом, полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что субъектность у представителей расширенной семьи связана с более выраженной обращенностью к своему внутреннему миру, а представителей нуклеарной семьи - к внешним условиям жизни. Это связано с тем, что
система межличностных отношений в расширенной семье находится в большем рассогласовании со студенческой деятельностью, чем в нуклеарной семье. Представители расширенной семьи более сложно включаются в деятельность за пределами семьи, что требует более активного включения ориентировки личности в организации собственной субъектности. Нукле-арные семьи, в большей степени вовлечены в современные общественные формы деятельности. Субъектность респондентов из нуклеарных семей более автоматизирована и не требует столь сложной ориентировки для своей организации, как у представителей расширенных семей.
Литература
[1] Абульханова, К.А. О субъекте психической деятельности / К.А. Абульханова. - М.: Наука, 1973. - 287 с.
[2] Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г. Асмолов. - М.: Воронеж, 1996. - 768 с.
[3] Барабанщиков, В.А. Восприятие и событие / В.А. Барабанщиков. -СПб.: Алетейя, 2002. - 512 с.
[4] Белан, Е.А. Акмеологический аспект совладающей активности личности (гомеостатическая парадигма) / Е.А. Белан // Акмеоло-гия. - Специальный выпуск - № 3, Т. 1,- 2007. - С. 53-56. ISBN5-93756-006 - X.
[5] Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука: избранные психологические труды / П.Я. Гальперин; под ред. А.И. Подольского. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2003. - 480 с. - (Серия «Психологи России»).
[6] Конопкин, О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъ-ектности / О.А. Конопкин // Вопросы психологии, 2008. - № 3. -С. 22-34.
[7] Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
[8] Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова. - М.: Наука, 2001. - 192 с.
[9] Осницкий // Субъектный подход в психологии: сб. научных трудов / Под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Серги-енко. - М: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - С. 314-324.
[10] Петровский, В.А. Феномен субъектности в психологии личности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.11 / Петровский Вадим Артурович. - М., 1993. - 76 с.
[11] Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
[12] Шабельников, В.К. Функциональная психология / В.К. Шабель-ников. - М.: Академический Проспект, 2004. - 592 с.
SUBJECTIVITY OF PERSONALITY - MODERN APPROACH TO RESEARCH
Tokarev Irina (Moscow, Russia) - Ph.D., Senior Lecturer, Russian State University for the Humanities; Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125993; [email protected].
Abstract
This article analyzes the problem of subjectivity in psychology and empirical research results subjectivity university students. In this paper we analyzed the features of the manifestation of subjectivity of students from different types of parental family. Keywords: subjectivity organization, focus activity, subjective control, behavioral strategies.
УДК 159.9.07
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙНЫХ, КРЕАТИВНЫХ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И РЕАЛЬНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РЕСУРСА1
Трифонова Алина Владимировна - аспирант лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дру-
Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ (проект № 14—28— 00087), Институт Психологии РАН.
жинина Института Психологии РАН, г. Москва, Ярославская, 13, 129366; e-mail: [email protected]
Аннотация
в статье представлен ресурсный подход к проблеме интеллектуальных способностей. Индивидуальный интеллектуальный ресурс рассматривается как своеобразие ментального опыта личности, выраженного в терминах взаимосвязи понятийных, когнитивных, креативных способностей и их соотношения с реальными интеллектуальными достижениями. Показано, что академическая успешность респондентов связана с высоким уровнем развития вербальной креативности и психометрического интеллекта, в свою очередь, взаимосвязь невербальной креативности и понятийных способностей предполагает наличие способности порождать некоторое ментальное содержание, которое соотносится с понятийным опытом респондента.
Ключевые слова: понятийные способности, интеллект, креативность, индивидуальный интеллектуальный ресурс, реальные интеллектуальные достижения.
Введение
Особенности интеллектуального развития личности являются предметом разнообразных психологических и междисциплинарных исследований в течение уже многих десятилетий, однако в последнее время интерес к этой проблеме существенно возрос и приобрел характер устойчивой тенденции. Объяснить это можно изменениями в современном обществе, где именно интеллектуальные ресурсы человека приобретают главную ценность, способную качественным образом изменить и ускорить развитие всего социума в целом.
При исследовании общих интеллектуальных способностей личности авторами используется обширный спектр понятий: «когнитивный ресурс» (D. Kahneman [9], В.Н. Дружинин [7], Н.Б. Горюнова [6]), «интеллектуальный потенциал» (Д.В. Ушаков [16], А.А. Крылов, Л.А. Головей [8]), «интеллектуально-личностный потенциал» (Т.В. Корнилова [10]), «интеллектуальный ресурс» (М.А. Холодная [19], Е.А. Сергиенко [14], А.А. Алексапольский [3], С.А. Хазова [17]), «интеллектуальная компетентность» (Дж. Равен [12], R. Sternberg [22], М.А. Холодная [19], И.А. Зимняя, А.А. Деркач [1]), «интеллектуальная одаренность» (Ю.Д. Бабаева [4], Д.Б. Богоявленская [5], М.А. Холодная [18] и др.). Однако соотношение этих понятий и границы их использования в современной психологической науке не определены, что требует дополнительного анализа.
Кроме того, чрезвычайно важной и все более актуальной становится проблема динамики интеллектуального развития в различных возрастных периодах. Большинство авторов признает особую роль старшего подросткового и юношеского возраста, характеризующегося качественными изменениями в развитии интеллектуальных ресурсов личности, связанными со становлением «мышления в понятиях» (Л.С. Выготский), «формального мышления» (Ж. Пиаже), «понятийного мышления» (Л.М. Веккер, М.А. Холодная [20], Л.Я. Ясюкова [21]).
В настоящее время не выработан единый взгляд на природу и механизмы развития общих способностей, определяющих продуктивность интеллектуальной деятельности. В нашей работе мы попытались проанализировать данную проблему с позиций ресурсного подхода, считая, вслед за М.А. Холодной и С.А. Хазовой, что интеллектуальный ресурс определяется особенностями организации индивидуального ментального опыта: во-первых, сбалансированным сочетанием когнитивных способностей разного типа, ведущую роль среди которых играют понятийные способности, во-вторых, сформированностью компонентов метакогнитивного опыта, в том числе стратегий непроизвольного и произвольного контроля за состоянием индивидуальной системы интеллектуальных ресурсов, в-третьих, наличием индивидуальных познавательных предпочтений, интенций и т.д. [20, 17, с. 44].
Таким образом, соотношение понятийных, креативных, когнитивных способностей и реальных интеллектуальных достижений можно считать аспектами индивидуального интеллектуального ресурса, характеризующего актуальной состояние интеллектуальной сферы личности.
Особый интерес для исследования индивидуального интеллектуального ресурса представляет старший подростковый и юношеский возраст, так как именно этот возрастной период можно считать сензитивным для развития понятийных способностей.