Научная статья на тему 'Особенности организации субъектности студентов из разных типов родительской семьи'

Особенности организации субъектности студентов из разных типов родительской семьи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
93
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ СУБЪЕКТНОСТИ / SUBJECTIVITY ORGANIZATION / НАПРАВЛЕННОСТЬ АКТИВНОСТИ / FOCUS OF ACTIVITY / СУБЪЕКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / SUBJECTIVE CONTROL / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / BEHAVIOURAL STRATEGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Токарева Ирина Николаевна

Рассматривается проблема включения в учебно-профессиональную деятельность студентов из разных типов родительской семьи. В статье показано, что на форму проявления субъектности личности специфическим образом влияет тип родительской семьи: при увеличении показателей признаков нуклеарной семьи снижается направленность активности на свой субъективный мир, а также активность в выборе способов реализации субъектности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the subjectivity organization among students from different parental family types

The article considers the problem of inclusion in educational and professional activities students from different types of parental family. It shows that the form of manifestation of the subjectivity in a personality is specifically affected by the parental family type: increasing performance features of the nuclear family reduces an activity in the direction of the subjective world, as well as an activity in a choice of ways to implement the subjectivity.

Текст научной работы на тему «Особенности организации субъектности студентов из разных типов родительской семьи»

И.Н. Токарева

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ ИЗ РАЗНЫХ ТИПОВ РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ

Рассматривается проблема включения в учебно-профессиональную деятельность студентов из разных типов родительской семьи. В статье показано, что на форму проявления субъектности личности специфическим образом влияет тип родительской семьи: при увеличении показателей признаков нуклеарной семьи снижается направленность активности на свой субъективный мир, а также активность в выборе способов реализации субъектности.

Ключевые слова: организация субъектности, направленность активности, субъективный контроль, стратегии поведения.

В последние десятилетия в отечественной психологии существенно возрос интерес исследователей к проблеме субъектности личности. Актуальность исследований феномена субъектности обусловлена не только логикой развития самой науки, но и значимостью, которую организация субъектности личности играет в решении жизненных задач в условиях макросоциальных изменений, которые наука отражает.

Разнообразие подходов к трактовке понятия субъектности (К.А. Абульханова-Славская1, А.Г. Асмолов2, В.А. Барабанщиков3, О.А. Конопкин4, В.И. Моросанова5, А.К. Осницкий6, В.А. Петровский7, В.И. Слободчиков8 и др.) обусловлено многогранностью и многоуровневостью проявления субъектного начала человека.

Анализ специфики проявления субъектности личности и детальное рассмотрение основных подходов к изучению субъ-ектности позволили нам определить психологическую сущность данного феномена - способность личности организовывать свою

© Токарева И.Н., 2015

активность в соответствии с определенной логикой ситуации (В.А. Барабанщиков9, Е.А. Белан10, П.Я. Гальперин11, А.Н. Леонтьев12, В.К. Шабельников13).

В многочисленных исследованиях, посвященных анализу феномена субъектности, подчеркивается его социокультурная природа. Нами предпринята попытка конкретизировать представление о психологической организации субъектности на примере проявления субъектной активности студентов вузов в зависимости от типов родительской семьи (нуклеарной и расширенной) как первой социальной системы взаимоотношений, в которую ребенок включен с первых дней жизни.

В нашем исследовании в качестве параметров организации субъектности выступали: направленность активности на объекты внешнего мира или на свой внутренний мир; субъективная интерпретация и осмысленность жизненных изменений как личностный фактор контроля, регуляции и организации активности; выбор способов реализации субъектности в поведении.

Эмпирическое исследование особенностей организации субъектной активности студентов осуществлялось с помощью нескольких методик: «Опросник субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях», «Уровень субъективного контроля», «Психологическая автобиография», «Опросник стратегий поведения в значимых ситуациях». Для определения типа семьи использовалась модифицированная методика «Тип семьи».

Эмпирическое исследование направленности активности показало («Опросник субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях»), что у студентов из расширенной семьи сильнее проявляется общая направленность на свой внутренний мир (,559**), сильнее выражено стремление к развитию и изменению при взаимодействии с жизненными ситуациями (,773**). У них выражено стремление уделять внимание своему внутреннему миру (,579**), сильнее выражена преобразовательная активность в жизненных ситуациях (,613**). При этом в нуклеарной семье студенты проявляют большую активность в планировании своей жизни (,482**).

Рассмотрение проблемы взаимосвязи между типом семьи и типом субъект-объектных ориентаций с помощью критерия хи-квадрат показало, что в нуклеарной семье значимо чаще ^ < 0,05) встречается тип «Пользователь жизненной ситуации». Представители данного типа это люди действия, ориентированные на достижение жизненного успеха. Стремление извлечь практическую пользу из тех или иных занятий отражает их трезвый взгляд на жизнь, определенную прагматичность.

Особенности организации субъектности студентов..

111

В расширенной семье значимо чаще (p < 0,05) встречается тип «Гармонизатор жизненной ситуации», характеризующий людей, открытых жизненному опыту, стремящихся согласовывать свои поступки с тем, что предлагает жизнь.

Результаты исследования уровня субъективного контроля показали, что интернальность в разнообразных событиях своей жизни у студентов из нуклеарной семьи проявляется значительно слабее (-,194**). В интерпретации успехов (,112*) и неудач (,212**), а также значимых событий в семье (,276**) и на работе (,118*) представители расширенной семьи чаще, чем представители нуклеарной семьи, ориентируются на результаты собственных действий.

Анализ результатов исследования особенностей восприятия значимых жизненных ситуаций (отношения и осмысленность событий своей жизни), полученных по методике «Психологическая автобиография», показал, что у студентов из расширенной семьи сильнее выражено стремление воспроизводить образы своей жизни (,123*), сильнее выражена глубина переживаний, связанных с образами значимых событий своей жизни (,187**). В оценке жизненных перемен для представителей нуклеарной семьи по сравнению с представителями расширенной семьи менее значим прошлый опыт (-,176**), (-,169**). При этом у них менее выражено чувство беспокойства за будущее (,158**), что в целом отражает их ориентацию на текущие жизненные изменения.

Анализ результатов исследования организации поведенческой активности, полученных по методике «Опросник стратегий поведения в значимых ситуациях», показал, что активность в выборе способов реализации субъектности в поведении сильнее проявляется у студентов из расширенной семьи. В своей жизни они в большей степени, чем представители нуклеарной семьи, ориентируются на организацию межличностных взаимодействий (,114*), (,110*) и внепрофессиональную деятельность (,150*), что свидетельствует о более разносторонней и многогранной реализации субъектности в жизненных ситуациях у представителей расширенной семьи.

В целом полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что субъектность у представителей расширенной семьи связана с более выраженной обращенностью к своему внутреннему миру, а у представителей нуклеарной семьи - к внешним условиям жизни. Это связано с тем, что система межличностных отношений в расширенной семье находится в большем рассогласовании со студенческой деятельностью, чем в нуклеарной семье. Представители расширенной семьи с большим трудом включаются в деятельность за пределами семьи, что требует более активного включения ори-

ентировки личности в организации собственной субъектности. Нуклеарные семьи в большей степени вовлечены в современные общественные формы деятельности. Субъектность респондентов из нуклеарных семей более автоматизирована и не требует столь сложной ориентировки для своей организации, как у представителей расширенных семей.

Примечания

9 10

АбульхановаК.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. 287 с. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Воронеж, 1996. 768 с.

Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2002. 512 с. Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 22-34.

Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 2001. 192 с. Осницкий А.К. Деятельностное и личностное в проявлениях субъекта // Субъектный подход в психологии: Сб. научных трудов / Под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 314-324.

Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1993. 76 с.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с. Барабанщиков В.А. Указ. соч.

Белан Е.А. Акмеологический аспект совладающей активности личности (го-меостатическая парадигма) // Акмеология. Специальный выпуск. 2007. № 3. Т. 1. С. 53-56.

Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: избранные психологические труды / Под ред. А.И. Подольского. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003. 480 с. (Серия «Психологи России»).

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с. Шабельников В.К. Функциональная психология. М.: Академический Проспект, 2004. 592 с.

3

4

5

6

7

8

11

12

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.