Научная статья на тему 'СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА'

СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъектность / самореализация / активность личности / субъектное становление / педагогические стратегии становления субъектности обучающегося / subjectivity / self-realization / personality activity / subjective formation / pedagogical strategies for the formation of the student's subjectivity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдалина Лариса Васильевна, Кунаковская Людмила Александровна

Статья посвящена теоретическим аспектам исследования потенциала субъектности как личностного образования будущего специалиста, обладающего факторным влиянием на достижение им продуктивности (полезности), и удовлетворенности деятельностью по самореализации. Отмечен ряд факторов, способных повлиять на качество и продуктивность воспитания субъектности будущего специалиста на этапе обучения в вузе. Актуализирована проблема обеспечения самореализации обучающегося на этапе его профессиональной подготовки в вузе за счет целенаправленного продуктивного развития у него субъектности. Приведены авторские определения понятий субъектности и самореализации обучающегося как будущего специалиста. Панорама исследования и выявления возможностей субъектности обучающегося для оптимизации самореализации в вузе определялась на основе: понимания субъектности как интегральной способности индивида выступать «причиной самого себя»; представления об онтологических и функциональных аспектах проявлений активности как интегративного показателя субъектности; учета принципов продуктивной педагогической стратегии реализации процесса становления субъектности обучающегося в вузе; представления о содержании и границах стадий субъектного становления обучающегося в соотнесении с уровнями его самореализации. Обосновывается наличие у субъектности как личностного образования (в форме активности, инициативы, ответственности) будущего специалиста, «зоны и веса» факторного влияния на продуктивность его самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the theoretical aspects of the study of the potential of subjectivity as a personal education of a future specialist, which has a factorial influence on the achievement of productivity (utility) and satisfaction with self-realization activities. A number of factors are noted that can affect the quality and productivity of educating the subjectivity of a future specialist at the stage of studying at a university. The problem of ensuring the self-realization of the student at the stage of his professional training at the university due to the purposeful productive development of his subjectivity is actualized. The author's definitions of the concepts of subjectivity and self-realization of the student as a future specialist are given. The panorama of the study and identification of the possibilities of the student's subjectivity for optimizing self-realization at the university was determined on the basis of: understanding of subjectivity as an integral ability of an individual to act as a "cause of himself'; ideas about the ontological and functional aspects of manifestations of activity as an integrative indicator of subjectivity; taking into account the principles of a productive pedagogical strategy for implementing the process of becoming a subjectivity of a student at a university; ideas about the content and boundaries of the stages of the subjective formation of the student in relation to the levels of his self-realization. Substantiated is the presence of subjectivity as a personal education (in the form of activity, initiative, responsibility) of a future specialist, a “zone and weight” of factorial influence on the productivity of his self-realization.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА»

8. Кочетова, E.B. Диагностика коммуникативного взаимодействия педагогов с родителями как важный этап организации подготовки ребенка к школе в дошкольной организации / Е.В. Кочетова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2020. - № 7 (49). - С. 217-223

9. Кузьмина, Н.В. Особенности коммуникативной деятельности педагога / Н.В. Кузьмина // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. - 1993. - № 2. - С. 26-37

10. Леонтьев, A.A. Педагогическое общение: учеб. пособие / A.A. Леонтьев; под ред. М.К. Кабардова. - переиздание. -М.: Нальчик, 2009. - 367 с.

11. Самерханова, Э.К. Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов к проектной деятельности в условиях цифровизации образования / Э.К. Самерханова, З.У. Имжарова // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6, № 2. - С. 20-37

12. Тарасова, Е.П. Особенности коммуникативной компетентности педагогов в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования / Е.П. Тарасова, H.A. Степанова // Международный журнал экспериментального образования. - 2019. - № 7 (2). - С. 41-43

Педагогика

УДК 378.147

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии Абдалина Лариса Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный университет» (г. Воронеж); кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии Кунаковская Людмила Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный университет» (г. Воронеж)

СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация. Статья посвящена теоретическим аспектам исследования потенциала субъектности как личностного образования будущего специалиста, обладающего факторным влиянием на достижение им продуктивности (полезности), и удовлетворенности деятельностью по самореализации. Отмечен ряд факторов, способных повлиять на качество и продуктивность воспитания субъектности будущего специалиста на этапе обучения в вузе. Актуализирована проблема обеспечения самореализации обучающегося на этапе его профессиональной подготовки в вузе за счет целенаправленного продуктивного развития у него субъектности. Приведены авторские определения понятий субъектности и самореализации обучающегося как будущего специалиста. Панорама исследования и выявления возможностей субъектности обучающегося для оптимизации самореализации в вузе определялась на основе: понимания субъектности как интегральной способности индивида выступать «причиной самого себя»; представления об онтологических и функциональных аспектах проявлений активности как интегративного показателя субъектности; учета принципов продуктивной педагогической стратегии реализации процесса становления субъектности обучающегося в вузе; представления о содержании и границах стадий субъектного становления обучающегося в соотнесении с уровнями его самореализации. Обосновывается наличие у субъектности как личностного образования (в форме активности, инициативы, ответственности) будущего специалиста, «зоны и веса» факторного влияния на продуктивность его самореализации.

Ключевые слова: субъектность, самореализация, активность личности, субъектное становление, педагогические стратегии становления субъектности обучающегося.

Annotation. The article is devoted to the theoretical aspects of the study of the potential of subjectivity as a personal education of a future specialist, which has a factorial influence on the achievement of productivity (utility) and satisfaction with self-realization activities. A number of factors are noted that can affect the quality and productivity ofeducating the subjectivity of a future specialist at the stage of studying at a university. The problem of ensuring the self-realization of the student at the stage of his professional training at the university due to the purposeful productive development of his subjectivity is actualized. The author's definitions of the concepts of subjectivity and self-realization of the student as a future specialist are given. The panorama of the study and identification of the possibilities of the student's subjectivity for optimizing self-realization at the university was determined on the basis of: understanding of subjectivity as an integral ability of an individual to act as a "cause of himself'; ideas about the ontological and functional aspects of manifestations of activity as an integrative indicator of subjectivity; taking into account the principles of a productive pedagogical strategy for implementing the process of becoming a subjectivity of a student at a university; ideas about the content and boundaries of the stages of the subjective formation of the student in relation to the levels of his self-realization. Substantiated is the presence of subjectivity as a personal education (in the form of activity, initiative, responsibility) of a future specialist, a "zone and weight" of factorial influence on the productivity of his self-realization.

Key words: subjectivity, self-realization, personality activity, subjective formation, pedagogical strategies for the formation of the student's subjectivity.

Введение. Активизация научных исследований в поиске и решении теоретико-прикладных проблем процесса воспитания субъектности современного молодого человека обусловлена наличием ряда факторов, способных, по мнению ученых, повлиять на его качество и продуктивность: цифровая трансформация образования, повлекшая позитивные и негативные изменения структурно-содержательных составляющих образовательного процесса; активизация процессов обновления самоидентификации национального самосознания (самооценка, самоценность) современного российского общества и его членов; возрастание меры ответственности каждого человека за судьбу страны, за свой индивидуальный жизненный путь, за самоосуществление в жизнедеятельности; естественный ход совершенствования теории и практики профессиональной подготовки современного специалиста, ориентированный на удовлетворение запросов работодателей и самих обучающихся, и востребующий условия усиления проявлений субъектных качеств личности. Природа современных культурных и социально-экономических трансформаций оказывает существенное влияние на образование и порождает необходимость (неизбежность) нового прочтения его составляющих (цели, содержание, средства, участники, условия, результат). Ориентация на подготовку специалиста завтрашнего дня, способного не только знать, но и понимать, принимать соответствующие решения, актуализирует вопросы повышения качества современного высшего образования: осмысления кризисных явлений образования; «увидеть» главные причины падения качества образования; находить (реализовывать) возможности обновления системы личностно-смысловых практик образования; дополнить электронные образовательные

технологии герменевтическими; обращаться к субъект-субъектному взаимодействию как фундаменту образовательной практики; и др.

Задача нашего исследования состояла в том, чтобы глубже раскрыть характеристики, выявить потенциал субъектности как личностного образования, обладающего позитивно-направленным факторным влиянием на продуктивное воплощение и развитие каждым обучающимся всех своих способностей, возможностей, на полноценную самореализацию в учебно-профессиональной деятельности, а также в предстоящей профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом. Решение поставленной задачи состояло в том, чтобы: сформировать представление о сущностных характеристиках субъектности, как образовании личности обучающегося, позволяющем осуществлять ей прогрессивное саморазвитие на основе построения и реализации собственной авторской модели самоосуществления в окружающем мире; раскрыть существенные характеристики самореализации, как деятельности, востребующей от обучающегося для ее полноценности, таких качеств как активность, инициатива, творчество, осознанно-деятельное, ответственное, преобразовательное отношение к себе и окружающему миру. Поэтому изучение феномена субъектности приобретает доминанту в контексте возможностей самореализации и самоосуществления человека в современном мире и становится наиболее существенной тенденцией развития различных теоретико-прикладных направлений отечественной психолого-педагогической науки и практики.

Изложение основного материала статьи. В условиях становления новой национальной системы образования в России необходимо находить ресурсы для повышения качества образования, для удовлетворения образовательных потребностей его участников (студентов и преподавателей). Признание каждого обучающегося наделенным уникальным потенциалом активности, инициативы, авторства (проектирование, построение, реализация) своей учебно-профессиональной деятельности и трансформация образовательного процесса в направлении его (потенциала) усиления, обогащения могли бы привести не только к повышению качества образования, но и впечатлительному росту примеров продуктивной положительной самореализации всех его участников.

Обретение собственной идентичности (личностная, профессиональная, социальная) как итог разрешения молодым человеком ведущего противоречия старшего подросткового и раннего юношеского возраста, сохранение им метафизической уникальности и их продуктивная объективация обеспечиваются воспитанием не растворимой в природе/техносфере субъектности человека. Субъектность, пронизывая все сферы (ипостаси) существования человека (индивидная, личностная, индивидуальная, универсная), связывает, обогащает их, приводя человека за счет наращивания субъектности к уникальному позитивному развитию его сущности «по восходящей» и к построению, реализации им авторской модели существования в мире, к самореализации [9, С. 12]. Теоретико-прикладные исследования, касающиеся феномена «самореализация», отражают самый широкий категориальный диапазон ее изучения, как: цели, ценности, потребности, деятельности, средства, явления, процесса, состояния, свойства, результата, итога [2, 6].

Представляя самореализацию личности в актах «опредмечивания-распредмечивания» ею культуры, социального опыта, своей человеческой сущности, можно видеть ее движение к деятельной реализации в наблюдаемых действиях, поступках все новых возможностей своего личностного потенциала, стимулируемых и поддерживаемых новой ведущей деятельностью студента - будущего специалиста и новой социальной ситуацией его развития. Это дает основание рассматривать самореализацию обучающегося как личностно-заданную деятельность, направленную на актуализацию и развитие им личностного потенциала в учебно-профессиональной деятельности и взаимодействии с участниками образовательного процесса, способствующую удовлетворенности саморазвитием и продуктивности становления субъектом жизненного пути.

Возможность самореализации личности, осуществляемой как деятельность в окружающей ее среде, определяется различного рода обстоятельствами - детерминантами, обладающими собственной «зоной» влияния и собственным весом» и необходимыми для развития субъекта, его психики и поведения. Продуктивность самореализации обучающегося не может достигаться стихийно, не организованно, спонтанно и обусловливается влиянием различного рода психолого-педагогических детерминант - условий, факторов, способствующих/препятствующих этому. Факторы, обладая преимущественно субъективным характером, в отличие от условий, характеризуют наличный потенциал будущего специалиста, способны выступить в качестве основных причин, движущих сил его личностно-профессионального развития, соответствующих ему достижений. Значение факторов в развитии и проявлении психического фактически признано многими подходами к объяснению поведения личности на разных этапах ее онтогенеза и с учетом представлений о доминанте внутренних (эндогенных), либо внешних (экзогенных) причин (само)движения психического -биогенетического, социогенетического, персонологического подходов. Очевидно, что многоплановость развития личности, ее субъектного становления обусловливают одновременное воздействие/влияние как внешние, так и внутренние факторы [3, 7, 8].

Допуская наличие многообразия движущих сил, источников самореализации личности; не отстаивая воздействие одной единственной детерминанты; принимая во внимание действие фактора «случайности и необходимости», в конечном счете возможно их все замкнуть на таком образовании личности как субъектность, задающим «лицо» исследований самореализации личности будущего специалиста на этапе его профессионального становления в вузе. Самореализация как врожденная интенция человека, требует от него определенных характеристик, которые дадут ей искомую меру свободы, личностной автономии, гуманности, творческого самовыражения, удовлетворенности. Как видно, речь идет, в первую очередь, о таком свойстве индивида, как субъектность - возможность индивида утверждать себя в окружающем мире за счет авторства собственной активности (в том числе надситуативной), автономности личности, способности к саморазвитию и проявлений актов самотрансцендентности (В.А. Петровский) [7]. Подтверждение влияния субъектности на самореализацию личности обучающегося мы обнаруживаем в онтологических и функциональных аспектах проявлений ее интегративного показателя - активности. Активность как высшая жизненная способность субъекта (К.А. Абульханова) [1] к деятельному поведению, проявляющаяся в форме личностной инициативы, социально-профессиональной ответственности, способствует поддержанию субъектом жизненно-значимых связей с окружающей средой на уровне саморегуляции процессов реализации своих притязаний в соотнесении с их удовлетворенностью. В этом раскрывается суть самореализации личности как субъекта жизнедеятельности (жизненного пути) и ее определенная детерминированность активностью личностью, как одним из «движителей» осуществления деятельности по воплощению своего потенциала (A.B. Петровский) [7].

Объективация активности, фиксируемая в особенностях саморегуляции будущим специалистом/обучающимся процессов познания, общения, взаимодействия и т.п., воплощает в себе реальные акты проявлений самореализации личности обучающегося. Поскольку субъектность в философском плане наделяет ее обладателя внутренней необходимостью своего существования и развития, то в ее понимание учеными включается рассмотрение всей совокупности психологических свойств, качеств, состояний, образований личности: интегратор способностей человека к эффективной деятельности и личностно-профессиональному саморазвитию (A.A. Деркач) [5, С. 35]; неадаптивность, надситуативность, самотрансцендентность (В.А. Петровский) [7]; сознательно действующее лицо (С.Л. Рубинштейн) [8];

внутриличностное качество будущего специалиста, раскрывающее его субъектную позицию, способность конструктивно взаимодействовать с внешней/ внутриличностной средой (В.А. Сластенин) [9, с. 13-14]; способность к осознанному, деятельному отношению к миру и себе, к произведению в них взаимообусловленных изменений (E.H. Волкова, A.B. Гришина) [4]; и т.п.

Выступая как некоторая генерализованная, интегральная способность индивида, отражающая отношение к себе как деятелю, осуществляющему человеческий способ бытия, субъектность развивается в ходе освоения им различных видов деятельности (включая самореализацию), обеспечивая их более успешное освоение. Если субъектность - это необходимость и одновременно условие, фактор самой социальной - человеческой жизни (A.A. Деркач) [5, С. 45], то все более возрастает интерес ученых к исследованию субъектности человека на разных этапах онтогенеза, все шире становится спектр ее изучения в разных сферах жизнедеятельности, в исследовании форм ее проявления и осуществления.

В качестве рационального аргумента, поддерживающего тезис о факторном влиянии субъектности на самореализацию будущего специалиста в ходе его обучения в вузе можно принять положения системного взгляда на детерминацию психики и поведения: возможность возникновения, существования самореализации как психического явления (образования) определяется различными обстоятельствами (взаимосвязанными детерминантами - внешними, внутренними); функции последних при этом разнообразны, подвижны (то предпосылки, то причины, факторы, то опосредующее звено) и их смена закономерно необходимое условие развития искомого психического образования (самореализации); детерминанты в своей динамике обеспечивают возможность перехода психического образования на новую ступень, этап своего развития [3].

Исследование субъектности будущего специалиста как фактора его самореализации может быть дополнено положениями концепций субъектного становления и развития личности [5, 7, 8]: человек не рождается субъектом и субъектность обретается им в ходе его жизнедеятельности, в процессе интериоризации внешних регуляторов (ценности, нормы, правила) во внутренние регуляторы жизнедеятельности (адекватность характера, силы, объема внешних воздействий уровню субъектности индивида); этот процесс не имеет четких возрастных границ.

Факторное влияние субъектности на полноценность самореализации проявляется в содержании и границах стадий его субъектного становления в соотнесении с уровнями самореализации: 1) объектная стадия - обучающийся (его деятельность, поведение) в значительной степени находится под влиянием, воздействием внешних обстоятельств и реализует свой потенциал на исполнительском уровне, руководствуясь принципом полезности и удовлетворяя, в первую очередь, потребности физиологические (в безопасности, защите, стабильности) (малопродуктивный уровень самореализации); 2) объект-субъектная стадия - обучающийся начинает проявлять некоторые субъектные качества (активность, инициатива, самостоятельность) в ответ на внешние воздействия, демонстрируя индивидуально-исполнительский уровень воплощения своего потенциала, реализуя потребности в привязанности, любви (принадлежность определенному сообществу, взаимодействие с ним, корпоративность) (среднепродуктивный уровень самореализации); 3) субъект-объектная стадия -обучающийся способен выполнять функции субъекта (само)образования (жизнедеятельности), стремясь овладеть его внешними и внутренними условиями, и воплощая свои способности, возможности на уровне реализации определенных ролей и норм в социуме для удовлетворения потребностей в признании и высокой оценке окружающих (продуктивный уровень самореализации); 4) собственно субъектная стадия - обучающийся «господствует» над всеми обстоятельствами (внешними и внутренними детерминантами), целенаправленно преобразует действительность и самого себя, находясь уже на уровне смысложизненной и ценностной реализации своего потенциала, удовлетворения потребности в самоактуализации, в раскрытии лучшим образом своих способностей и талантов (высоко продуктивный уровень самореализации) [9, С. 14-15].

Обучающиеся, осознанно представляя и реализуя прохождение собственных стадий субъектного становления, инициируют, стимулируют способность «быть самореализующейся личностью», проходить многоэтапное «раскрытие» самой себя на основе особого типа личностных преобразований, заставляя в своем движении развертываться всю окружающую действительность, прогрессивно преобразовывая ее в соответствии с собственными замыслами. В свою очередь, отмеченное актуализирует проблему целенаправленного становления и развития субъектности будущего специалиста, как фактора, способного также оказывать влияние на ход и результаты его самореализации в предстоящей профессиональной деятельности. К принципам продуктивной педагогической стратегии реализации процесса становления субъектности обучающихся в вузе следует отнести: ориентацию на личностную и профессиональную индивидуальность, на персонализацию образовательного процесса; усиление субъектных потенциалов, обогащение субъектного опыта личности каждого обучающегося; открытость, вариативность, динамичность изменений в содержании, формах и методах профессиональной подготовки; диалогизацию, проблематизацию образовательного процесса (смыслопоисковая дидактика); полисубъектность образовательного процесса, предполагающая активность, инициативу и ответственность всех участников; постадийное развитие субъектности обучающихся; утверждение принципов плюрализма, инакомыслия, свободного и ответственного выбора в образовательной среде; готовность (психологическая, профессиональная) преподавателя к принятию и реализации субъектно-педагогических стратегий; ориентация обучающихся на личностное и профессиональное жизнетворчество, развитие культуры самопознания, саморазвития, самовоспитания, самореализации в жизнедеятельности (В.А. Сластенин) [9, С. 23].

Выводы. Субъектность обучающегося как будущего специалиста следует рассматривать как сложную интегративную характеристику личности, отражающую высокий уровень развития самосознания, проявляющийся в активности, инициативности, творческости, ответственности в деятельности и общении и способствующий самоутверждению себя как личности и продуктивному преобразованию самой себя и окружающей действительности.

Стремясь стать «причиной самого себя», рождаясь в качестве субъекта, обучающийся актуализирует «встроенную» в саму природу личности потребность самосовершенствования и самореализации и получает от исполненного: удовлетворенность - ощущение осмысленности сделанного в учебно-профессиональной деятельности, в жизнедеятельности в целом; удовлетворенность ходом и результатами воплощения своих способностей, возможностей на настоящий момент; продуктивность, полезность - ощущение собственной значимости, наполненности жизни смыслом за счет приложения собственных адекватных усилий в достижении успеха в учебно-профессиональной деятельности, взаимодействии с окружающими.

Удовлетворенность и продуктивность выступают общепризнанными в психологической науке критериями самореализации личности, наряду с имеющимися у каждого собственными критериями. Истинная самореализация обучающегося (не исключительно внешнее самовыражение, предъявление себя) детерминирована его личностно-смысловой, функциональной активностью, как специфической способностью субъекта осуществлять свою сущность (С.Л. Рубинштейн), творчески инициируя самоосуществление в жизнедеятельности.

То есть между субъектностью и самореализацией отмечается наличие прямой положительной зависимости: субъектность в свойственных ей актах активности, инициативности, избирательности, ответственности влияет на самореализуемость обучающегося, проявляясь в индикаторах, параметрах масштабности, вариативности, степени

интенсивности его самореализации в учебно-профессиональной деятельности и взаимодействии с окружающими. Самореализация, в свою очередь, выступает деятельностью, результатом которой становится индивидуальное самовыражение обучающегося как личности посредством актуализации собственной активности, в том числе надситуативной, инициативы, самостоятельности, ответственности. Подтверждение теоретически обоснованной идеи о наличии вероятностной (стохастической) зависимости между субъектностью личности и ее самореализацией требует соответствующей эмпирической верификации для установления направления (положительная/отрицательная) и силы (сильная, умеренная, слабая) взаимосвязи между ними. Субъектность не следует рассматривать в качестве единственной детерминанты, способной повлиять на качество/продуктивность самореализации личности, однако ее возможно интерпретировать как наиболее общий психологический фактор, отражающий проблемное и перспективное поле самореализации будущего специалиста уже на этапе его профессионального становления в вузе. При этом не допустима его абсолютизация и необходимо рассмотрение данного фактора исключительно в комплексе с другими факторами.

Литература:

1. Абульханова-Славская, К.А. / Общие подходы к изучению личности / К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Славская, Е.А. Леванова, Т.В. Пушкарева // Педагогика и психология образования. - 2018. - №4. - С. 178-189

2. Ащеулов, К.А. Специфика профессиональной самореализации современного студента / К.А. Ащеулов, Н.В. Нятина // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - №4 (36). - С. 17-23

3. Веребчан, H.H. Системный подход к исследованию индивидуально-психологических детерминант развития перфекционизма студента / Н.В. Веребчан // Вестник Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина. -2020. -Т.4.- С. 332-351

4. Волкова, E.H. Исследование структуры субъектности в младшем подростковом возрасте с разным уровнем игровой компьютерной зависимости / E.H. Волкова, A.B. Гришина // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 20. - № 1. -С. 69-89

5. Деркач, A.A. Субъектные феномены: акмеологический подход: монография / A.A. Деркач. - М.: Изд-во РАГС, 2010.-240 с.

6. Коннова, Н.М. Понятие «самореализация личности»: междисциплинарный анализ / Н.М. Коннова // Известия ВГПУ. -2021.-№8(161).-С. 13-20

7. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. -509 с.

8. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. -М.: 1997. - 189 с.

9. Сластенин, В.А. Субъектная педагогика: контуры новой научной теории / В.А. Сластенин // Негосударственное высшее образование: Теория и современные проблемы: сборник научных трудов. - М., 1999. - 213 с.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой биофизики, информатики и медаппаратуры Абдулгалимов Рамазан Меджидович

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры биофизики, информатики и медаппаратуры, доцент кафедры физики и методики преподавания Касимов Ариф Камалудинович ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала); ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры медицинской биологии Абдулгалимова Гурият Нурахмедовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала)

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ АКТИВИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Аннотация. Авторы, принимая в расчёт собственный педагогический опыт и результаты анализа современных исследований в соответствующей области, рассматривают ключевые аспекты применения информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) как действенного средства активизации познавательной активности студентов-медиков. В начале статьи приводятся факторы, обуславливающие необходимость широкого использования подобных технологий в образовательном процессе. Затем демонстрируется их значение для методологического и инструментального обеспечения самостоятельной и совместной творческой деятельности субъектов образовательных отношений. Исследуются возможности цифровых технологий, позволяющие формировать мультимодальное мышление студентов, осваивающих медицинские специальности. Рассматривается их значение в плане рационализации практической подготовки будущих врачей.

Ключевые слова: высшее образование, высшее медицинское образование, информационные технологии в высшем медицинском образовании, студент-медик, преподаватель.

Annotation. The authors, taking into account their own pedagogical experience and the results of the modern researches in the relevant field analysis, consider the key aspects of the information and telecommunication technologies as an effective medical students cognitive activity activating means application. At the article's beginning, the factors that determine the need for the widespread use of such technologies in the educational process are given. Then their importance for methodological and instrumental support of independent and joint educational relations subjects creative activity is demonstrated. The possibilities of digital technologies that allow to form multimodal thinking of students mastering medical specialties are investigated. Their importance in terms of future doctors practical training rationalization is considered.

Key words: higher education, higher medical education, information technology in higher medical education, medical student, teacher.

Введение. Результаты педагогической практики авторов, а равно и научных исследований, проводимых в соответствующей области на протяжении трёх последних десятилетий, дают нам возможность с определённой долей уверенности заявить: многим студентам-медикам свойственны весьма слабые представления о специфике их будущей профессиональной деятельности (В.В. Гриншкун, Ю.Н. Егорова, Г.А. Краснова, А.А. Кузнецов, С.В. Панюкова, И.В. Роберт, Г.И. Саянова). Обучающимся, которых можно отнести к данной, весьма обширной категории, зачастую не присуща мотивация к формированию системы компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.