РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
D.A. Arzyamov
Subject Sphere of Articulation of National Interests of Modern Russia
Issues of national security and national interests of modern Russia are considered. The opportunity of the consideration of public inquiry in determination and definition of national interests are grounded.
Key words and word-combinations: national security, national interests, political subjects.
Рассматриваются вопросы национальной безопасности и национальный интересов современной России. Обосновывается возможность учета общественного запроса при определении и формулировании национальных интересов.
Ключевые слова и словосочетания: национальная безопасность, национальные интересы1, политические субъекты.
УДК 327 (470+571 )
ББК 66.2 (2 Рос)
Д.А. Арзямов
СУБЪЕКТНОЕ
ПРОСТРАНСТВО
АРТИКУЛЯЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫХ
ИНТЕРЕСОВ
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
I I онятие «национальные интересы» явл я ется одним из основных в сфере национальной безопасности. Значимость реализации национальных интересов как во внутренней, так и во внешней политике неоспорима. Несмотря на то что в сфере национальной безопасности значение данного понятия имеет определенную специфику, в общем понимании национальные интересы -это интересы нации.
В российском законодательстве постпе-рестроечного и современного периода (1990-2000-е гг.) это ключевое понятие закреплено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [1] и Концепции национальной безопасности Российской Федерации [2]. В Законе РФ от
5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» содержится несколько отличное по наименованию понятие - «жизненно важные интересы» [3].
В иных нормативно-правовых актах, в том числе подзаконных, понятие «национальные интересы» встречается преимущественно в экономической сфере: в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ст. 32 закреплены меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, вводимые исходя из национальных интересов) [4], в Указе Президента РФ «Об утверждении концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» (содержит раздел «Национальные интересы и рынок ценных бумаг») [5], в распоряжении Правительства РФ, утверждающем Энергетическую стратегию России на период до 2030 г. (содержит раздел «Отражение национальных интересов России в рамках формируемой системы функционирования мировых энергетических рынков») [6], а также в международных соглашениях - Соглашении Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» [7] и Соглашении Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации «О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран» [8] (содержат меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов).
Содержание понятия «национальные интересы» в российском законодательстве различается.
Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (далее - Стратегия) национальные интересы Российской Федерации определены как «совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства» [1]. Значение понятия «жизненно важные интересы», закрепленное в Законе РФ «О безопасности» [3], в целом совпадает с содержанием понимания национальных интересов Российской Федерации, изложенном в Стратегии. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации (далее - Концепция) определение национальных интересов России более сложно и, как представляется, теоретически более значимо - «это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах» [2].
С точки зрения теорий общественного договора, гражданского общества, классической теории конфликтов баланс интересов личности, общества и государства является значимым фактором, однако, на наш взгляд, в определенной степени трудно достижимым на практике и требующим соблюдения значительного количества различных обоюдных условий со стороны представителей перечисленных субъектов отношений. Достижение баланса - сложная задача, реализованная лишь в ряде природных систем и систем, созданных человеком. Баланс интересов, ресурсов и прочего - одно из условий спокойного существования системы. Однако даже в природе и в идеальных человеческих системах
поддержание баланса сложно, а его потеря может наступить с большой долей вероятности. Отметим также, что Концепция не содержит формализованного механизма достижения сбалансированности интересов личности, общества и государства.
Возможно исходя из специфики предмета и сложности реализации подобной задачи, определение национальных интересов, закрепленное в Концепции, не перешло во вновь принятую Стратегию. Вместе с тем представляется, что достижение заявленного составителями Концепции баланса могло бы создать прочный фундамент для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Одним из основных вопросов в контексте рассматриваемой проблематики является вопрос о субъекте, определяющем и формулирующем национальные интересы, а также о субъекте, принимающем участие в названных процессах. По различным основаниям возможно назвать несколько таких субъектов. Например, перечень субъектов и объектов безопасности, закрепленных в Законе «О безопасности», позволяет выделить личность, общество, государство, граждан, общественные и иные организации и объединения.
Национальные интересы важны для всех субъектов, они влияют как на государство, так и на общество и личность, поэтому представляется целесообразным, чтобы именно эти субъекты принимали участие в определении и формулировании национальных интересов. При этом вовсе не обязательно, что видение ими национальных интересов будет совпадать. Перечисленные субъекты различны между собой. В определенной степени различным будет и содержание национальных интересов при определении их перечисленными субъектами, начиная от формулировок и заканчивая доминирующими векторами. Отличие будет тем большим, чем значительнее существующий разрыв между личностью, обществом и государством, чем ниже уровень консенсуса и баланса их интересов, о котором шла речь ранее.
На наш взгляд, имеется двойственная ситуация. Взаимоотношения личности, общества и государства формализованы и опосредованы различными институтами, которые могут как способствовать коммуникации, так и ухудшать ее (по временным и даже содержательным характеристикам). При этом только государство и крупнейшие общественные объединения способны обеспечить необходимую широту рассмотрения вопроса и его стратегическое видение.
Отметим значимый для проводимого анализа факт: если в ранее действующей Концепции национальные интересы отождествлены с интересами личности, общества и государства, то в Стратегии и Законе «О безопасности» они отождествляются с потребностями государства. И в целом, согласно действующему законодательству, задачу «определения жизненно важных интересов личности, общества и государства» [3] решает Совет Безопасности Российской Федерации, являющийся «конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности» [9].
Учитывая, что российский законодатель закрепил прерогативу определения национальных интересов за Советом Безопасности РФ и Президентом России, предположим, что как конкретная личность, так и общество в целом должны не определять, но принимать участие в процессе определения и формулирования национальных интересов. Данный вопрос имеет огромное значение, как для общества, так и для конкретного гражданина. От определения и практики реализации национальных интересов зависит защищенность и устойчивое развитие и личности, и общества. При этом нельзя исключать и того, что в обществе может существовать запрос на формирование национальных интересов, отнесение к ним той или иной общественной потребности (необходимости).
Перед принятием Стратегии разработчиками предпринят достаточно широкий ряд совещательных процедур: проведено обсуждение проекта документа в федеральных округах, состоялось совместное оперативное совещание Секретаря Совета Безопасности РФ Н.П. Патрушева с руководством и ученым сообществом Российской академии наук [10], а также согласование с заинтересованными ведомствами и работа в рамках межведомственной рабочей группы при аппарате Совета Безопасности, в состав которой вошли представители органов государственной власти, Российской академии наук, экспертного сообщества и крупных корпоративных структур [11]. Однако институты гражданского общества, общественность не имели необходимой возможности принять участие в формировании документа, который содержит основы национальной безопасности. Аналогичная ситуация сложилась и в отношении политических партий.
С нашей точки зрения, представляется целесообразным проработать вопрос о включении личности и общества в перечень субъектов, принимающих участие в процессе определения и формулирования национальных интересов России.
Рассмотрим процесс закрепления и реализации национального интереса в виде возможной последовательности действий (операций):
1) определение интересов личности, общества и государства;
2) учет и закрепление интересов личности, общества и государства в стратегических документах государства, нормативно-правовых актах и т.д.;
3) реализация, достижение интересов личности, общества и государства;
4) контроль за реализацией интересов личности, общества и государства.
В целях осуществления изложенного предлагается следующая схема (рисунок).
Приведем необходимые пояснения. Схема описывает предложенный нами механизм обеспечения учета общественного запроса на выработку национальных интересов при их определении и формулировании государством. В представленной схеме граждане Российской Федерации, общество принимают участие в процессе определения и формулирования национальных интересов; их потребности предлагаются к учету при составлении стратегических документов государства по вопросам национальной безопасности.
Схема определения и формулирования национальных интересов на базе учета существующего общественного запроса на выработку национальных интересов в современной России
Ключевым элементом схемы помимо граждан и общества являются политические партии, они определяют и агрегируют имеющийся общественный запрос на выработку национальных интересов (на основе таких институтов обратной связи, как обращения граждан, наказы избирателей, регулярные встречи с избирателями). В данном контексте предлагаем рассматривать парламентские политические партии. Подобный подход обусловили следующие характеристики современных парламентских партий: установленные законодательством цели политической партии (формирование общественного мнения и выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти [12]); значительное количество членов, сторонников и проголосовавших на выборах; региональные представительства более чем в половине субъектов РФ; работа в высшем законодательном органе власти страны (нормотворчество, близость к федеральным центрам принятия решений). При этом парламентская политическая партия, исходя из выполняемых функций, характера взаимодействий с гражданами, участвует и в формировании общественного запроса на выработку национальных интересов: через программные документы, выступления лидеров, заявления по различным вопросам, приверженность определенной идеологии.
Согласно предложенной схеме, определив основные характеристики и содержание общественного запроса на выработку национальных интересов,
парламентские политические партии формулируют данный общественный запрос и проводят его обсуждение в Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Затем они официально информируют о нем Президента РФ и Совет Безопасности РФ.
Перед принятием нового ключевого документа в сфере национальной безопасности, в ходе подготовки документа в рабочих группах и проведения ряда совещательных процедур, подобных применяемым при работе над проектом Стратегии, предлагается осуществить формулирование, согласование и принятие решения о включении в стратегический документ по вопросам национальной безопасности того или иного положения на основе полученного через политические партии общественного запроса на выработку национальных интересов.
Учитывая полученные по результатам проведенного анализа сведения о незначительном количестве нормативно-правовых актов, содержащих разделы, посвященные национальным интересам России, считаем возможным рассмотреть вопрос об отражении национальных интересов, закрепленных в стратегическом документе государства по вопросам национальной безопасности, во вновь принимаемых подзаконных актах и иных нормативно-правовых актах в данной сфере подобно тому, как это осуществлено в нормативно-правовых актах в экономической сфере, указанных в начале настоящей статьи.
Библиографический список
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Рос. газ. 1997. № 247.
3. О безопасности: Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 // Рос. газ. 1992. № 103.
4. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федер. закон от 8 дек. 2003 г. № 164-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.
5. Об утверждении концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1008 // СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3356.
6. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. №1715-р // СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5836.
7. О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран: Соглашение Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации от 25 янв. 2008 г. ЦКЬ: //http://www.consultant.ru/online/base/ ?req=doc;base=LAW;n=93061
8. О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран: Соглашение Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации от 9 июня 2009 г. и^: // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=95703
9. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726 // СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2392.
10. Стенограмма заседания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и комплексе мер по ее реализации». ЦКЬ: http://www.scrf.gov.ru/news/420.html
11. Материалы совместного оперативного совещания Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Н.П. Патрушева и Президента РАН Ю.С. Осипова. Ц^: http://www. scrf.gov .ru/news/384.html
12. О политических партиях: Федер. закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.