Научная статья на тему 'Конституционно-правовая ответственность органов государственной власти России как гарантия обеспечения национальной безопасности'

Конституционно-правовая ответственность органов государственной власти России как гарантия обеспечения национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1315
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВО-ВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CONSTITUTIONAL LEGISLATION / NATIONAL SAFETY / CONSTITUTIONAL-LEGAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кокорин Сергей Николаевич

Проанализированы социальная роль норм конституционного законодательства и последствия их нарушения органами государственной власти России, создающие угрозу национальной безопасности. Автор рассматривает конституционно-правовую ответственность органов государственной власти России как необходимое условие обеспечения национальной безопасности и акцентирует внимание на необходимости ее законодательного развития в интересах обеспечения национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кокорин Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional-legal responsibility of the Russian public authorities as the guarantee of provision of the national safety

The social role of the norms of the constitutional legislation and the consequences of their infringement by the Russian public authorities what pose a threat to the national safety are analyzed. The author defines the constitutional-legal responsibility of the Russian public authorities as a necessary condition of the provision of the national safety and attracts attention to the necessity of its legislative development in the interests of the provision of the national safety

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовая ответственность органов государственной власти России как гарантия обеспечения национальной безопасности»

ББК Х620.61+Х620.14

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ КАК ГАРАНТИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

С.Н. Кокорин, старший преподаватель Курганского пограничного инсти-

тута ФСБ России

Проанализированы социальная роль норм конституционного законодательства и последствия их нарушения органами государственной власти России, создающие угрозу национальной безопасности. Автор рассматривает конституционно-правовую ответственность органов государственной власти России как необходимое условие обеспечения национальной безопасности и акцентирует внимание на необходимости ее законодательного развития в интересах обеспечения национальной безопасности.

Ключевые слова: конституционное законодательство, национальная безопасность, конституционно-право-вая ответственность.

Стабильное существование и прогрессивное развитие Российской Федерации, упорядочение существующих в российском обществе общественных отношений, внесение единообразия и стабильности в социальную жизнь России немыслимо без такого важнейшего элемента мировой цивилизации как право, под которым традиционно понимается система правовых норм, закрепляющих и регулирующих важные для личности, общества и государства общественные отношения.

Особая социальная роль в указанной системе принадлежит конституционно-правовым нормам, которые содержатся в Конституции РФ и иных актах конституционно-правового содержания. С этим связаны следующие обстоятельства.

Во-первых, конституционно-правовые нормы в силу своей юридической природы имеют определяющее значение в механизме правового регулирования общественных отношений. Они закрепляют и регулирует фундаментальные общественные отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества и государства, регулируют процесс создания российского права, характеризуются предельно высокой степенью обобщения, являются определяющими в процессе формирования и функционирования международного права.

Во-вторых, конституционно-правовые нормы имеют ярко выраженный политический характер и по существу представляют

собой правовое оформление определенных условий политического бытия. Являясь основой всех современных политических отношений и процессов в российском обществе, нормы конституционного права представляют собой «своего рода правила игры, политического сосуществования»1, которые разрешают существование одних политических отношений и запрещают другие. Положение о том, что «все юридическое в основе своей имеет политическую природу»2, в отношении конституционно-правовых норм приобретает особый смысл, так как «через нормы конституционного права реализуется определенный общественный консенсус, в котором заинтересованы все конституционные субъекты политических отношений, вся политическая элита»3.

В-третьих, конституционно-правовые нормы содержат в себе определенную государственно-правовую идеологию и выступают в качестве своеобразного средства идеологического воздействия. Способность оказывать воздействие на поведение субъектов правоотношений посредством установления принципов взаимоотношений личности, общества и государства характеризует идеологический потенциал конституционноправовых норм, позволяющий формировать у субъектов правоотношений осознанную цель общественной деятельности.

Вместе с тем значение конституционноправовых норм проявляется не только в том,

что закреплено в конституционном законодательстве, но и в том, что непосредственно из закрепленного в нормах конституционного права переводится в общественную практику. «Лишь в движении права от возможностей к действительности, - абсолютно точно подчеркивает Д.А. Керимов, - в воплощении правовых установлений в регулируемые отношения обнаруживается его значение, действенность, эффективность»4.

Конституция РФ и иные акты конституционно-правового содержания оправдывают свое социальное назначение и являются стержневым, определяющим фактором стабильного существования и прогрессивного развития личности, общества и государства только тогда, когда конституционно-правовые нормы активно претворяются в жизнь, реализуются в деятельности субъектов конституционных правоотношений, в числе которых выступают органы государственной власти Российской Федерации.

Деяния (действия, бездействия) органов государственной власти России, противоречащие требованиям правовых предписаний конституционно-правовых норм, посягают на конституционный правопорядок, интересы общества и государства в различных сферах жизнедеятельности, разрушают фундамент российской государственности, т.е. характеризуются высокой степенью общественной опасности и представляют собой источник внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации.

Нарушения конституционно-правовых норм органами государственной власти России, на которые возложено решение значимых общественных и государственных задач, вызывают наступление масштабных многообразных негативных последствий в различных сферах жизнедеятельности общества и государства. Так, например, нарушения конституционного законодательства, допущенные в ходе приватизации органами государственной власти России, имели наиболее тяжкие и долговременные для страны последствия. В результате государство фактически утратило контроль над некоторыми стратегически важными секторами экономики. Последствия указанных нарушений проявляются и на современном этапе. Н.П. Патрушев отмечает: «Не менее угрожающими для национальной безопасности страны являются проблемы в социальной сфере, причинами которых являются значительное расслоение населения на

богатых и малообеспеченных граждан, ставшее результатом несправедливой приватизации основных отраслей экономики»5. Глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан создает угрозу национальной безопасности России6.

Более того, когда Конституция страны становится фиктивной, когда разрыв между конституционным законодательством и деяниями субъектов конституционных правоотношений, и прежде всего органов государственной власти в силу их конституционноправового статуса, достигает критической величины, тогда нарушения конституционноправовых норм обретают черты конституционно-правового кризиса, который придает обществу деструктивное состояние и может привести его к гибели и неконституционной смене существующего конституционного строя. Так, например, апогеем конституционно-правового кризиса, черты которого наиболее отчетливо проявились в СССР на рубеже 80-90-х гг. прошлого столетия, стала неконституционная ликвидация этой мощной державы. Во многом именно вследствие неконституционных деяний органов государственной власти СССР и РСФСР Советский Союз прекратил свое существование. В.О. Лучин в этой связи отмечает: «К концу 1991 года СССР и КПСС как основные препятствия на пути к установлению в Российской Федерации нового «конституционного» строя были устранены. И все это было сделано неконституционным путем!»7

Реальное существование внутренних угроз национальной безопасности страны, источниками которых являются нарушения конституционно-правовых норм органами государственной власти, а также вполне обоснованное ожидание возможности возникновения и реализации таких угроз объективно предполагает рассмотрение конституционно-правовой ответственности органов государственной власти России в качестве гарантии обеспечения национальной безопасности страны.

Конституционно-правовая ответственность органов государственной власти позволяет на основе государственного воздействия подвергать неблагоприятным последствиям указанных субъектов конституционных правоотношений за их девиантное с точки зрения конституционно-правовых норм поведение в целях обеспечения национальной

безопасности России. Посредством обеспечения эффективного исполнения органами государственной власти России их конституционной обязанности - соблюдения Конституции Российской Федерации и иных актов конституционно-правового содержания и недопущения не соответствующего им поведения, устранения уже совершенных органами государственной власти нарушений норм конституционного законодательства и восстановления нарушенного конституционного правопорядка конституционно-правовая ответственность позволяет исключить формирование внутренних угроз национальной безопасности, обусловленных нарушениями конституционноправовых норм со стороны органов государственной власти России.

В этой связи следует отметить и тот факт, что конституционно-правовая ответственность органов государственной власти обеспечивает надежное и устойчивое функционирование собственно самой системы обеспечения национальной безопасности России.

Концепция национальной безопасности РФ определяет: «Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, федеральными программами в этой области». Правовую основу обеспечения национальной безопасности наряду с нормами административного, гражданского, уголовного, гражданского процессуального и уголовно-процессуального права составляют нормы конституционного права, которые совместно с нормами административного права регулируют вопросы формирования системы обеспечения национальной безопасности, ее структуру, положение в механизме государства, основные направления деятельности, взаимоотношения с другими государственными органами, негосударственными организациями и отдельными лицами. В таком случае субъекты обеспечения национальной безопасности, главенствующее место среди которых согласно ст. 2 Закона РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» занимают органы государственной власти, являются субъектами конституционных правоотношений. Это свидетельствует о возможности посредством конституционно-правовой ответственности оказывать влияние на органы государственной власти для исключения с их стороны пове-

дения, не соответствующего конституционноправовым нормам и необходимости, в целях обеспечения национальной безопасности, привлечения к конституционно-правовой ответственности указанных субъектов обеспечения национальной безопасности в случаях совершения ими нарушений конституционноправовых норм.

Кроме того, выполнение задач по обеспечению национальной безопасности страны по преимуществу органами государственной власти, имеющими в основном коллективный состав, означает то, что одной из гарантий надлежащего исполнения возложенных на них обязанностей в сфере обеспечения национальной безопасности России является конституционно-правовая ответственность, так как указанные субъекты правоотношений как коллективные субъекты могут являться субъектами административной, гражданско-правовой и конституционно-правовой ответственности.

Таким образом, очевидно, что конституционно-правовая ответственность органов государственной власти, устанавливающая их юридическую ответственность за нарушения конституционно-правовых норм, является необходимым условием достижения требуемого уровня национальной безопасности России, при котором имеются реальные возможности для стабильного существования и прогрессивного развития личности, общества и государства. Обеспечить национальную безопасность страны без установления юридической ответственности за действия и бездействия органов государственной власти России, не соответствующих правовым предписаниям норм конституционного законодательства, весьма затруднительно.

Вместе с тем мониторинг российского законодательства позволяет констатировать очевидную слабость нормативного правового регулирования конституционно-правовой ответственности. Конституция России прямо не признает конституционно-правовую ответственность в качестве отдельного института. В законодательстве страны, несмотря на установление отдельных мер конституционноправовой ответственности в федеральных законах8 и неоднократное признание наличия их Конституционным Судом РФ9, термин «конституционно-правовая ответственность» не применяется.

В этой связи следует отметить и о недостаточной разработанности юридического меха-

низма конституционно-правовой ответственности субъектов конституционных правоотношений, в том числе органов государственной власти Российской Федерации.

Так, например, комплексный анализ нор-мативно-правового регулирования конституционно-правовой ответственности Президента РФ позволяет заключить о неоправданно «узком» перечне материально-правовых оснований применения конституционно-правовой ответственности в отношении Президента РФ (на современном этапе конституционно легализованным основанием для возбуждения процедуры импичмента выступает обвинение Президента РФ в совершении им только одного из особо тяжких преступлений — государственной измены или иного преступления, относящегося к категории тяжких); об отсутствии законодательно установленного порядка осуществления Верховным Судом РФ полномочия по даче заключения о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления; об отсутствии законодательно установленной обязанности выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ и рассмотрения Советом Федерации вопроса об отрешении от должности главы государства при наличии условий, определенных Конституцией РФ.

Если через призму конституционноправовой ответственности рассматривать другой орган государственной власти - Правительство РФ, то анализ законодательной конструкции конституционно-правовой ответственности высшего исполнительного органа государственной власти также позволяет выделить ряд существенных недостатков: отсутствие законодательно установленной обязанности Президента РФ и Государственной Думы РФ привлечения к конституционноправовой ответственности Правительства РФ при наличии оснований для такого привлечения; формальная неопределенность материально-правовых оснований применения отставки Правительства РФ по инициативе главы государства, а также для выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ либо отказа ему в доверии и привлечения к конституционно-правовой ответственности членов Правительства РФ; отсутствие законодательно установленной процедуры отставки высшего исполнительного органа государственной власти России.

«Категория конституционно-правовой ответственности, - справедливо отмечает

В.Д. Зорькин, - в конституционном праве оказалась размытой и поэтому лишенной возможности оказывать весомое практическое воздействие па процессы в обществе и государстве»10. Вследствие этого на современном этапе конституционного развития России нарушения конституционно-правовых норм в большинстве случаев не влекут неблагоприятных последствий для совершивших их субъектов конституционных правоотношений, в том числе и для органов государственной власти Российской Федерации, что безусловно, не отвечает интересам общества и государства.

Не будет преувеличением сказать, что на современном этапе в России правовой механизм конституционно-правовой ответственности органов государственной власти только формируется. На фоне развития конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации11 необходимы разработка новых и совершенствование существующих норм конституционного законодательства, устанавливающих конституционно-правовую ответственность органов государственной власти Российской Федерации, в целях дальнейшего развития теории юридической ответственности в конституционном праве и применения ее на практике в интересах обеспечения национальной безопасности России.

1 Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы // Журнал российского права. - 2003. -№11.-С. 47.

2 Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. - Т. 1. - М., 1955. - С. 635.

3 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. - М., 2005. - С. 15.

4 Керимов Д.А. Конституция СССР и развитие политико-правовой теории. - М., 1979. - С. 173.

5 Патрушев Н.П. Особенности современных вызовов и угроз национальной безопасности России // Журнал российского права. - 2007. - № 7. - С. 10.

6 Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2000. - № 2. - Ст. 170.

7 Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. - М., 2002. - С. 420.

8 См.: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. -1999. - № 42. - Ст. 5005; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. -2003.-№40.-Ст. 3822.

9 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. № 8-П «По делу о проверке конститу-

ционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Ту-мэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея» // СЗ РФ. - 2002. - № 15. - Ст. 1497; Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2001 г. № 65-0 «По ходатайству полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе об официальном разъяснении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Респуб-

лики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан» // СЗ РФ. - 2001. — № 20. - Ст. 2059; Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. № 17-П «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела» // СЗ РФ. - 1999. -№ 51. - Ст. 6364.

10 Цит. по: Виноградов В.А. Ответственность в механизме охраны конституционного строя. - М., 2005. -С. 5.

11 См.: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Статья поступила в редакцию 22 мая 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.