ББК Х620.22+Х620.61
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПОЛНОМОЧНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРЕЗИДЕНТА РФ
А.Я. Неверов, старший преподаватель Курганского пограничного институ-
та ФСБ России
Проанализированы вопросы конституционно-правовой регламентации обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Рассматривая обеспечение национальной безопасности как обязательное условие существования личности, общества и государства, автор анализирует роль органов государственной власти, осуществляющих функции в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Наиболее детально исследуется роль полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
Ключевые слова: конституционно-правовое регулирование, национальная безопасность, полномочные представители президента.
Динамизм социальных и геополитических процессов, происходящих в современной России и в ее окружении, настолько стремителен, что законодатели и теоретики порой не успевают осмыслить жизненные потребности возрождения нашей страны. Формационные изменения, смена идеологических ценностей поставили перед наукой конституционного права необходимость выработки путей того, как России остаться в качестве мировой державы, как сохранить конституционными средствами могущество и авторитет нашего государства, развитие федерализма, защитить права и свободы граждан, обеспечить свою безопасность.
Безопасность неразрывно связана с деятельностью государства. Только оно может, опираясь на свой аппарат, властные органы, деятельность которых поставлена в жесткие рамки и подкрепляется соответствующими правовыми актами, обеспечить покой граждан, создать благоприятные условия для их жизни и деятельности. Никакие другие социальные силы не смогут выполнить этой задачи1.
Обеспечение собственной безопасности, а также безопасности своих граждан является одной из основных задач любого государства. По мнению известного российского исследователя основ государства А.Д. Градовского, «государство, не дающее гражданам ничего, даже безопасности, несомненно, вызовет сначала равнодушие, потом вражду народа; оно
разложится и погибнет или от внешнего врага, поддерживаемого апатией масс, или от внутренних раздоров»2.
Как справедливо отмечает А.А. Прохожее, государство обеспечивает национальную безопасность всей своей совокупной мощью, которая определяется его природными ресурсами, уровнем развития экономики, геополитическим положением страны, морально-политическим состоянием населения и, безусловно, состоянием военной мощи3.
Чем эффективнее государственная власть, тем сильнее государство, тем надежнее обеспечивается национальная безопасность. В этой связи развитие системы государственной власти в соответствии с требованиями времени и социально значимыми задачами - главное условие обеспечения национальной безопасности. Для ее достижения от государства требуется проведение комплекса мероприятий в различных сферах. В том числе в сфере конституционно-правового регулирования.
Национальная безопасность - категория во многом не только юридическая, но и политическая. Однако это не является препятствием для придания ей конституционного статуса. Особенностью конституционных правоотношений является то, что в них заложен значительный политический потенциал. Конституция - это не только нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, но и документ, который определяет принципы деятельности, цели, задачи Российской Феде-
Проблемы и вопросы конституционного и административного права
рации, а также важнейшие направления государственной политики по обеспечению безопасности ее многонационального народа.
В Российской Федерации действует единая государственная система безопасности для всех ее субъектов на основе единой государственной политики в области обеспечения безопасности, что достигается системным использованием экономических, политических, организационных и иных мер, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Однако в современных научных исследованиях и законодательстве наблюдается как разночтение, так и разнотолкование понятия «система безопасности»4.
Основополагающим, концептуальным нормативно-правовым актом, закрепляющим правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяющим систему безопасности и ее функции, устанавливающим порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности, в настоящее время является Закон РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности».
В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О безопасности» систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Безопасность страны призваны обеспечивать различные органы государственной власти, осуществляющие в рамках своих полномочий функции адекватного реагирования на кризисные ситуации в различных сферах общественной жизни. Повышение эффективности этой работы требует усиления координации и взаимодействия их деятельности5.
Особая, наиболее важная роль в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации принадлежит Президенту РФ. Конституция страны наделяет его особыми полномочиями по принятию решений по обеспечению безопасности страны.
В соответствии Конституцией РФ, Законом РФ «О безопасности» и Концепцией национальной безопасности6 Президент РФ принимает самое активное участие в обеспечении безопасности Российской Федерации.
В силу указанных нормативных актов глава государства руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности, в соответствии с законодательством РФ формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности, выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности РФ, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны.
В рамках обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий действует и институт полномочных представителей Президента РФ. Проведенные в 2000 году Президентом РФ преобразования данного института значительно повысили эффективность их деятельности7.
По мнению современных исследователей, создание института полномочного представителя президента в федеральных округах было проведено в целях реализации так называемых «скрытых» прерогатив Президента РФ, прежде всего «по охране суверенитета и государственной целостности», предусмотренных в ст. 71, ч. 4 ст. 78, ч. 2 ст. 80, ст. 82, ч. 1 ст. 87, ч. 3 ст. 90 Конституции РФ, и механизма введения чрезвычайного и военного положения в соответствии со ст. 87, 88 Конституции РФ, а также «обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений»8.
Следует отметить, что с принятием Указа Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 был начат новый этап реформирования федеративных отношений, характеризующийся существенным повышением роли полномочных представителей в системе органов государственной власти. Помимо уже имевшихся ранее координационных функций, они приобрели также и контрольно-надзорные функции.
Наличие контрольно-надзорных функций обусловливает особый статус полномочного представителя как в структуре органов федеральной власти, так и в сфере обеспечения безопасности государства.
104
Вестник ЮУрГУ, № 28, 2008
Неверов А.Я.
Некоторые вопросы конституционно-правового регулирования обеспечения...
Анализируя нормы Указа Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», определяющие основные задачи полномочного представителя, необходимо выделить такую важнейшую задачу, как «представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту Российской Федерации соответствующих предложений». Это обстоятельство, безусловно, накладывает на институт полпредов определенные обязанности и позволяет отнести данный институт к субъектам обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Данной мысли поддерживается, например, В.Е. Чеканов, который, подчеркивая особую важность дальнейшего законодательного регулирования деятельности субъектов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, предлагает включить в перечень данных субъектов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах9.
Более того, в целях более точного определения правового статуса полномочных представителей Президента РФ и дальнейших направлений проводимых в стране реформ, связанных с созданием федеральных округов, обеспечением региональной и национальной безопасности, координацией деятельности органов государственной и муниципальной власти в данной сфере, необходимо сформировать законодательную базу в этой области.
Целесообразно было бы решить вопрос и о более высоком законодательном уровне правовой защиты полномочного представителя Президента РФ. Это позволит сделать статус полномочного представителя более стабильным и защищенным. Как представляется, и норма, закрепленная в п. «к» ст. 83 Конституции РФ, также нуждается в развитии.
Таким образом, функции института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах предполагают постоянную, целенаправленную координационную деятельность во всех важнейших сферах развития и укрепления российской государственности, в том числе и в такой важной, как обеспечение национальной безопасности государства российского.
1 Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации / под ред. В.Г. Вишнякова. - М., 2005. - С. 24.
2 Градовский А. Национальный вопрос в истории и литературе//Собр. соч.-СПб., 1901.-Т. 6. - С. 31.
3 Прохожев А.А. Методологические основы общей теории национальной безопасности // Общая теория национальной безопасности / под ред. А.А. Прохожева. - М., 2002.-С. 24.
4 Костенко H.A. Философия безопасности. - Новосибирск, 1998. - С. 85; Воронов А.А. Основы национальной безопасности: научно-практическое пособие. - М., 2000.-С. 100.
5 Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации / под ред. В.Г. Вишнякова. - С. 22.
6 СЗ РФ. - 2000. - № 2. - Ст. 170.
7 Указ Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // СЗ РФ. 2000. - № 20. - Ст. 2112.
Краснов М.А. О некоторых конституционно правовых аспектах создания института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. - М., 2001; Семенов А.В. Конституционно-правовые основы функционирования института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах // Теоретический философский журнал. Кредо. - 2001. - № 3 (27); Левандовский А.А. Генерал-1убернаторства в России. Исторический очерк // Материалы семинара НИИСС МГУ «Институт полномочных представителей Президента в федеральных округах и реформирование системы государственного управления».
9 Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: научно-практи-ческий комментарий / под ред. В.Н. Ушакова, И.Л. Трунова. - М., 2006.
Статья поступила в редакцию 22 мая 2008 г.