Научная статья на тему 'Роль правовой идеологии в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации'

Роль правовой идеологии в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
658
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовая идеология / Национальная безопасность / прокуратура / режим законности / правовое воспитание / legal ideology / national safety / public prosecutor's office / mode to legality / legal education

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Решетников Сергей Николаевич, Уразаев Эльдар Эдуардович

Проанализирована проблема идеологии с учётом нормы ст. 13 Конституции РФ и высказана мысль о правовой идеологии. Также предложены поправки в законодательство о прокуратуре и рекомендации по организации деятельности государственного механизма в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Решетников Сергей Николаевич, Уразаев Эльдар Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We've analyzed problem to ideologies with account of the rate cl. 13 Constitutions RF and is voiced thought about «legal ideology». Is offered adjustments in legislation about public prosecutor's office and. recommendations on organizations of activity of the state mechanism in sphere of the provision to national safety to Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Роль правовой идеологии в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации»

УДК 34:342.41.

РОЛЬ ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© 2010 г. С.Н. Решетников1, Э.Э. Уразаев2

1'2Дагестанский государственный университет , Dagestan State University,

ул. Гаджиева, 43а, г. Махачкала, 367025, Gadjiev St., 43a, Makhachkala, 367025,

[email protected] [email protected]

Проанализирована проблема идеологии с учётом нормы ст. 13 Конституции РФ и высказана мысль о правовой идеологии. Также предложены поправки в законодательство о прокуратуре и рекомендации по организации деятельности государственного механизма в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: правовая идеология, национальная безопасность, прокуратура, режим законности, правовое воспитание.

We've analyzed problem to ideologies with account of the rate cl. 13 Constitutions RF and is voiced thought about «legal ideology». Is offered adjustments in legislation about public prosecutor's office and. recommendations on organizations of activity of the state mechanism in sphere of the provision to national safety to Russian Federation.

Keywords: legal ideology, national safety, public prosecutor's office, mode to legality, legal education.

В современных условиях глобализации и региона- идеологического противостояния государств. Эффек-лизации на передний план выдвигается проблема тивное противодействие не может осуществляться,

126

если в законодательной базе этих государств отсутствуют положения, касающиеся их идеологической основы и органов, претворяющих эту основу в жизнь.

Российское государство выбрало путь опосредованного решения идеологического вопроса. Так, в Конституции РФ закреплен принцип идеологического многообразия, а также то, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13). Это означает, что в государстве все идеологии действуют на паритетных началах. Вместе с тем данный конституционный постулат не отрицает возможности существования в государстве «правовой идеологии», которая сформулирована в виде конституционного положения о том, что граждане Российской Федерации обязаны исполнять Конституцию РФ и другие федеральные законы.

В этой связи обоснованно мнение В.В. Лазарева о том, что признание идеологического многообразия означает также запрет для государства, его органов и должностных лиц в своей официальной деятельности по осуществлению государственно-властных функций и полномочий руководствоваться не Конституцией, законом, иными нормативными актами, а той или иной идеологией, включая идеологию либерализма, социал-демократизма, марксизма-ленинизма и проч. [1].

Упомянутая конституционная обязанность указывает на стремление государства закрепить в качестве базовой именно «правовую идеологию», которая обеспечивает слаженную работу всего государственного механизма, а в конечном итоге способствует гармонизации государства, общества и личности в целом. Для эффективного функционирования государства иначе быть и не может.

Таким образом, «правовая идеология» выступает связующим компонентом всех элементов института государства и общества. Ее существование не нарушает конституционных установлений, так как наряду с ней возможно наличие в государстве и других идеологических институтов. Учитывая то, что институт «правовой идеологии» носит связующий характер, он больше других элементов государства подвержен негативному воздействию.

Т.А. Ашурбеков верно подмечает, что сохранить идентичность национальной правовой системы, не допустить ее ломки, разбалансирования, эволюционировать ее без ущерба для правовой защиты национальных интересов России, законности и стабильности в обществе - задачи не из легких.

В этих условиях становится все более очевидной необходимость, с одной стороны, своевременно корректировать нашу правовую систему в соответствии с закономерностями развития страны, учетом международно-правовых стандартов и общепризнанных ценностей и идеалов, а с другой - отстаивать и развивать правовые традиции и институты, которые наиболее отвечают национальным интересам динамично развивающейся России.

Достижению глобального идеологического веса способствует грамотная идеологическая политика внутри самой страны, пусть даже это государство не

признает никакую идеологию в качестве господствующей. Утверждение стабильности в указанной сфере на внутреннем уровне, способствует активизации идеологического иммунитета и на внешнем направлении.

При этом любые преобразования в правовой сфере надо осуществить постепенно и взвешенно, не расшатывая, не разрушая основу и структуру правовой системы, и, самое главное, без ущерба ее социальному предназначению. Защита таких фундаментальных ценностей, как права и охраняемые законом интересы личности, общества и государства, институты и механизмы их обеспечения, а также состояние законности и правопорядка в стране не должны зависеть от сиюминутных политических выгод и предпочтений [2, с. 24 ].

Сегодня складывается неоднозначная ситуация с решением идеологической проблемы в Российской Федерации. Как отмечает В.А. Дергачев, цивилизаци-онный подход стал особенно популярен в СССР времен перестройки, когда будущее виделось в скором построении правового гражданского общества и возвращении в единую мировую цивилизацию. Однако распад Советского Союза и имитация реформ привели к отрезвлению от избыточного и неоправданного романтизма. Реалистически обнажился утопизм скорой трансформации в «европейский дом». «Безоговорочная капитуляция» Советского Союза благодаря переориентации правящей элиты на ценности «атлантиз-ма» привела не только к утрате геополитического статуса, но вызвала этнонациональные и этноконфессио-нальные конфликты вдоль «южного подбрюшья» бывшего СССР [3, с. 216 - 297].

С одной стороны мы имеем огромное количество разнообразных идеологических систем, действующих хаотичным образом, с другой стороны - неформально закреплена «идеология права». Каждая из множества идеологических систем имеет свои особенности и сказывается на функционировании механизма государства положительно или отрицательно, в числе первых систем можно выделить правовую, профессиональную, военную, вторых - экстремистские, террористические, антигуманные (фашистские).

Обеспечить развитие положительных идеологических систем и установить в обществе режим законности призвана, в первую очередь, правовая идеология. Правовая идеология - это не только существование в обществе идей права, правовых знаний, устранение правового нигилизма, но и привитие обществу моральных ценностей.

Удаляясь от социалистического прошлого России, мы одновременно забываем и положительный опыт, накопленный в этот период, в частности по использованию правовой идеологии. А ведь именно она служила основой поступательного развития экономической, политической, социальной, духовно-нравственной сфер общества. Правовая идеология являлась надежным щитом, и от возможной внешней агрессии, и дестабилизации внутри страны.

Конечно же, сама по себе идеология права не могла обеспечить стабильность, порядок и процветание

общества, но она служила базовым компонентом в общей идеологической системе, которая, в свою очередь, связывала элементы государства.

В советский период основную и руководящую роль в проведении пропаганды как таковой и правовой пропаганды в частности играла коммунистическая партия Советского Союза. Метод централизма, свойственный коммунистической системе, работал четко, выполняя идеологические задачи. Другой вопрос заключается в том, что идеология права советского периода была замешана на идеях марксизма-ленинизма и, стало быть, не могла выполнять в полной мере стоящих перед ней задач. Но, тем не менее, механизм действия государственных и общественных институтов, проводивших идеологическую политику, работал слаженно, привнося полезную отдачу во все сферы жизнедеятельности общества.

Эффективность применения правовой идеологии можно определять по степени ее влияния на подавление таких негативных явлений, как экстремизм и терроризм. Обосновано мнение В.В. Мамонова и В.Т. Кабышева о том, что терроризм XXI в. своей идеологической основой имеет религиозное противостояние. Ранее он базировался на идеях уничтожения социального неравенства, которые с крушением социалистической системы не могут уже найти широкой поддержки у населения. Однако методы США и их союзников по насаждению демократии имеют обратный результат - рост неприязни к западным ценностям, образу жизни... Поэтому необходимым элементом борьбы с терроризмом в нынешних условиях должно выступать сотрудничество с духовными лидерами традиционных религий, учет интересов различных конфессий [4, с. 68 - 69].

Противостояние угрозам национальной безопасности проходит в новых условиях и должно осуществляться по новым правилам, но с учетом опыта прошлых лет. Можно согласиться с мнением В.П. Федорова, что принципиально важным моментом обеспечения безопасности общества является его правовая организация. Однако чтобы обеспечивать национальные интересы от внешних и внутренних угроз, правовая система должна быть интенсивно действующей, гарантирующей обеспечение безопасности в любой сфере [5, с. 22].

Обеспечению надлежащего функционирования нашей правовой системы и в первую очередь по обеспечению правовой идеологии призвана служить прокуратура Российской Федерации, которая по своему статусу не относится ни к судебным, ни к исполнительным органам государственной власти, а, по сути, представляет собой надзорную ветвь власти. Учитывая особый статус прокуратуры, полагаем, что в Основном законе Российского государства ей следовало бы отвести отдельную главу и расширить объем отведенных норм.

Количество органов исполнительной власти, осуществляющих те или иные полномочия в области обеспечении национальной безопасности достаточно велико, а выполняемые ими функции конкретно не определены.

Как пишет И.Б. Кардашова, при рассмотрении распределения исполнительных органов обеспечения безопасности по функциям можно выявить либо параллелизм или дублирование функций, либо отсутствие какой-нибудь функции в обеспечении национальной безопасности. Методологически это можно объяснить тем, что в какой-то мере для повышения устойчивости системы обеспечения национальной безопасности параллелизм необходим в обеспечении той или иной важной функции. Но в таком случае с целью повышения управляемости системы в выполнении определенной функции необходимо выделить головную организацию, роль которой - координировать решения и действия по данной функции. Это обстоятельство нашло отражение в создании межведомственных комиссий Совета Безопасности России, но имеющиеся межведомственные комиссии сформированы по узкопрофессиональному принципу, в то время как решение проблемы требует порой создания новых комиссий, разрабатывающих предложения по направлениям, методам и способам обеспечения национальной безопасности [6, с. 92].

Неразбериха с функциями государственных органов по обеспечению национальной безопасности должна компенсироваться грамотной и профессиональной координацией их усилий.

В отличие от Совета Безопасности в России также имеется конституционный координирующий орган -это прокуратура РФ. Статья 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает такое полномочие прокуратуры, как координация деятельности по борьбе с преступностью. Борьба с преступностью является ключевым моментом в построении системы обеспечения национальной безопасности, так как данное асоциальное явление подрывает наиболее важные общественные отношения. На наш взгляд, законодательным упущением является отсутствие в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» прямых указаний на реализацию упомянутым органом функций координации деятельности органов государственной власти по обеспечению национальной безопасности и установлению правовой идеологии.

Необходимо также отметить, что обеспечению централизма в проведении правовой пропаганды и единой политики в вопросах национальной безопасности способствовало бы сотрудничество полпредов Президента России в округах с прокурорами субъектов. К указанному мнению склоняются О.В. Дамаскин и Н.В. Генрих, отмечая, что конструктивное взаимодействие полномочных представителей Президента РФ с прокурорами является важным направлением обеспечения национальной безопасности в федеральных округах [7, с. 27].

В условиях настоящей российской действительности органы прокуратуры, выполняя отведенные им законом функции, обеспечивают надлежащий баланс всех ветвей власти и работу механизма системы «сдержек и противовесов». Установление режима законности - основа основ обеспечения национальной

безопасности России. Поэтому координирующая роль прокуратуры в обеспечении правовой идеологии должна стать во главу угла формирования этого режима.

В настоящее время российским государством сделаны большие подвижки в направлении правовой государственности. Между тем нормативная урегулиро-ванность еще не воспринимается обществом как должная необходимость. И уполномоченные на то органы государственной власти, должностные лица, рядовые граждане редко обнаруживают стремление следовать конституционному форматированию. Задача правовой идеологии состоит в том, чтобы довести до населения ценность права и целесообразность следования ему.

Помимо правовой идеологии повышению уровня правосознания будет способствовать правовое воспитание, касающееся молодёжи - будущего России. В рамках данного вопроса существует ещё один ресурс, имеющий к тому же большой, на наш взгляд, потенциал. Это участие в правовом воспитании молодёжи общественных формирований. Думается, его можно рассматривать как составную часть предлагаемой общественно-государственной системы работы с молодёжью в России [8,с. 10 - 11].

Исторический опыт нашего прошлого наглядно показал, что пренебрежение таким элементом государственного механизма, как правовая идеология на существовании и перспективности развития общества сказывается только отрицательно. Слабость России в первые годы своего существования была вызвана именно неопределенностью в необходимости дальнейшей пропаганды правовых институтов и форм ее проведения.

Таким образом, осуществление правовой пропаганды в современных условиях является необходимым компонентом существования правового государства и гражданского общества, так как пробуждает связующий элемент всех составляющих государства -

правовую идеологию, которая, в свою очередь, обеспечивает их надлежащую работу. В конечном итоге надлежащее функционирование всех элементов государства и элементов гражданского общества является ключом к обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 гг., Проект Ж 313-Р, Конкурс № П435 «Конституционно-правовое регулирование обеспечения экономической безопасности РФ».

Литература

1. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / отв. ред. В.В. Лазарев // Система ГАРАНТ. 2003.

2. Ашурбеков Т.А. Воздействие преобразований правовой системы на состояние законности и национальной безопасности // Право и политика. 2007. № 8.

3. Дергачев В.А. Геополитика: учебник. М., 2004.

4. Конституционные гарантии национальной безопасности России / В.В. Мамонов; под ред. В.Т. Кабышева. Саратов, 2004.

5. Федоров В.П. Концепция национальной безопасности как инструмент укрепления территориальной целостности и национальной безопасности России // Право и политика. 2007. № 8.

6. Кардашова И.Б. Механизм обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: сущность, задачи и пути совершенствования // Право и политика. 2005. № 2.

7. Дамаскин О.В., Генрих Н.В. Актуальные вопросы правового обеспечения безопасности государственного строительства // Современное право. 2005. № 11.

8. Кочетков А.В. Актуальность базового федерального закона о молодёжи и молодёжной политике // Закон и право. 2009. № 8.

Поступила в редакцию 19 февраля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.