в областях, где требуются специализированные и научные познания, впрочем, как и в областях, где фигурируют «заурядные» факты, на один и тот же вопрос всегда найдется более одного ответа, Поэтому в суде должны быть исследованы по возможности все грани вопроса
Таким образом, проблема эффективности и законности привлечения специалиста в уголовном судопроизводстве является на сегодняшний день очень актуальной.
Т.А. Ашурбеков,
докторант МГЮА
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ
В основе современного устройства миропорядка и обеспечения конституционного развития каждого государства, в том числе России, лежит принцип господства права '. Поэтому в многоаспектной проблеме обеспечения национальных интересов России в качестве центральной и системообразующей представляется их правовая составляющая. Между тем комплексный подход к формированию и обоснованию правовых проблем обеспечения национальной безопасности, равно как и органично связанные с ними более глобальные правовые проблемы обеспечения национальных интересов, предметом научных исследований стали только в последнее время. В числе таких проблем в условиях интенсивных поисков адекватного требованиям времени правового режима защиты интересов личности, общества и государства повышенную актуальность приобрели вопросы деятельности органов прокуратуры в механизме обеспечения национальных интересов России, включая ее стержневую основу — обеспечение национальной безопасности в ее системном качестве.
Изначально и сущностно деятельность прокуратуры — единственного в нашей стране государственно-правового института, осуществляющего от имени государства надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением действующих на территории страны законов, непосредственно связана с обеспечением и защитой национальных интересов России, что автор этих строк уже обосновал в ряде работ2.
1 См.: Зорькин 5.ДНациональные интересы, современный миропорядок и конституционная законность. Доклад на международной научно-практической конференции «Роль права в обеспечении национальных интересов». М., 2005. С. 2.
2 Ашурбеков Т.А. Деятельность прокуратуры по обеспечению национальных государственных интересов России. РАГС. М., 2005. С. 4.
Исходные позиции организации и деятельности прокуратуры как конституционного государственно-правового органа по обеспечению национальных интересов России определяют положения Конституции Российской Федерации. При этом Конституция остается главной правовой базой самого существования прокуратуры как единого и централизованного органа, его качественного и структурного развития в современной России 1.
Конституция Российской Федерации в качестве Основного закона страны устанавливает широкий круг базовых положений, направленных на решение всего комплекса задач обеспечения национальных интересов. С помощью конституционных норм и принципов происходит закрепление фундаментальных основ государственного строя, определение основных социальных ценностей, установление характера взаимоотношений личности, гражданского общества, государства, обозначение точных пределов государственной власти, гарантии от ее необоснованного вмешательства в сферу интересов человека и гражданина, а также системы и компетенции органов государственной власти, которые принимают самое деятельное участие в обеспечении национальной безопасности2.
В этой связи в Конституции Российской Федерации могут быть выделены две разновеликие по объему, но одинаково значимые по своей сущности категории (группы) положений, определяющие конституционно-правовой статус прокуратуры и содержательную направленность деятельности органов прокуратуры по обеспечению национальных интересов России. При этом первая категория положений связана с относительно небольшим числом статей, вторая категория конституционных положений присутствует практически во всех статьях Конституции Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус прокуратуры лаконично регламентируется главным законом страны. В отличие от конституций советского периода в действующей Конституции Российской Федерации не содержится отдельной главы, посвященной прокуратуре. По существу непосредственно прокуратуре посвящена только одна статья — 129. Кроме нее упоминания о прокуратуре, ее должностных лицах содержатся в п. «о» ст. 71 относительно включения вопросов прокуратуры в предмет ведения Российской Федерации; п. «е» ст. 83, п. «з» ст. 102, определяющих порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации.
Статья 129 Конституции Российской Федерации по-своему уникальна. Во-первых, уникальным следует признать решение о включении ее в гл. 7,
1 См.: Алексеев В.Б. Конституционные принципы организации и функционирования прокурорского надзора // Вопросы теории управления в органах прокуратуры. Сборник научных трудов. М., 1997.
2 Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Под ред. А.В. Опалева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 116.
обозначенную под названием «Судебная власть», в состав которой она, безусловно, не входит. Во-вторых, и это важнее, роль этой статьи чрезвычайно высока для определения исходных положений статуса прокуратуры, включая и ее деятельность, связанную с обеспечением национальных интересов. В этом контексте нужно, прежде всего, сказать о том, что Конституция РФ закрепляет такие основополагающие принципы организации и деятельности прокуратуры, как принципы единства, централизации. Исключительно важной для жизнедеятельности прокуратуры является ч. 5 ст. 129 Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Пусть далеко не в полной мере, но, тем не менее, данное положение Конституции Российской Федерации компенсирует ее упущения в части определения функций прокуратуры. Однако оно не решает вопроса о праве законодательной инициативы Генерального прокурора Российской Федерации, его права обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, которыми он обладал до 12 декабря 1993 г. По большому счету, подлинному месту прокуратуры в системе государственных органов соответствовало бы установление ее статуса не федеральным, а федеральным конституционным законом, на что справедливо обращают внимание ученые — специалисты в области прокурорского надзора.
В связи с рассматриваемым вопросом следует сказать о ст. 15, хотя прямо и не называющей, но по существу утверждающей принцип законности, который пронизывает всю общественную и государственную жизнь и в равной мере обращен ко всем органам государства, негосударственным организациям, должностным лицам и гражданам.
Прямое отношение к организации и деятельности органов прокуратуры имеет ст. 24, фактически говорящая о принципе гласности. Ряд статей Конституции Российской Федерации содержат требования, подлежащие учету при установлении полномочий прокурорских работников. Но этот вопрос имеет более общее значение и его целесообразно рассмотреть при характеристике другой группы конституционных положений.
Группа положений, определяющих содержательную направленность деятельности прокуратуры по обеспечению национальных интересов России, заключает в себе значительную часть нормативных требований методологического порядка, которым должны соответствовать действия прокуратуры в рассматриваемой сфере.
Для понимания значения национальных интересов во всех случаях нужно иметь в виду, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и государство обязано их соблюдать и защищать. Не менее важными в данном плане выступают положения Конституции Российской Федерации, фиксиру-
ющие обязанность государственного обеспечения целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, гарантированность единства экономического пространства, равную защиту всех форм собственности, идеологическое разнообразие и др. Стратегическую линию Конституции Российской Федерации в отношении утверждения демократических основ общества, гармоничного развития всех сфер общественной жизни, что имеет прямое отношение к пониманию сущности института национальных интересов, убедительно раскрывают положения, провозглашающие в качестве носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации ее многонациональный народ, предусматривающие непосредственное и через органы власти осуществление народом своей власти, категорически запрещающие захват власти или присвоение кем-либо властных полномочий. Общеметодологическую роль выполняют положения Конституции Российской Федерации применительно к выбору средств, которые допустимо использовать в целях обеспечения национальных интересов. По смыслу Конституции Российской Федерации, для их защиты могут привлекаться только такие средства, которые соответствуют нормам и правилам жизни демократического федеративного правового светского государства. При этом выбор форм и методов обеспечивающей деятельности должен исходить из конституционных положений о разделении властей, согласно которым государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, из чего следует, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Правозащитная по своей доминирующей направленности деятельность российской прокуратуры по обеспечению национальных интересов базируется на конституционных нормах, посвященных правам и свободам человека и гражданина, задачам защиты охраняемых законом интересов общества и государства, на которые прямо указано в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Масштабность данного направления деятельности прокуратуры наглядно демонстрирует широкий и многоплановый спектр конституционных прав и свобод человека и гражданина. Как составная часть обеспечения национальных интересов России реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина учитывает всю их совокупность, которую принято рассматривать в качестве трех взаимосвязанных групп1: личные права и свободы, социально-экономические и политические права и свободы.
1 См.: Топорнин Б.Н. Вступительная статья // Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М.: 1994; Кута-фин О.Е. Конституции Российской Федерации принадлежит главное место в правовой системе страны // Конституция Российской Федерации. М.: 2004.
Задачи обеспечения соблюдения конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина обусловливают особое внимание органов прокуратуры к практике их применения посредством осуществления всех функций прокуратуры: надзорной, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, международного сотрудничества, уголовного преследования, участия прокурора в рассмотрении дел судами. Органы прокуратуры осуществляют непрерывное наблюдение за соблюдением конституционных норм о презумпции невиновности, запрете на использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона, реализации права на кассационное обжалование судебного решения, надзор за соблюдением требований, касающихся ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина. Предельно жесткую позицию прокуратура должна занимать (и занимает) в вопросах экстрадиции российских граждан по запросам иностранных государств. Эти вопросы непосредственно связаны с защитой национальных интересов России, сохранением авторитета государства, уверенностью граждан в защищенности их интересов государством. Поэтому предписания ст. 61 и 63 Конституции Российской Федерации, устанавливающих запрет на выдачу граждан Российской Федерации, лиц, преследуемых за политические убеждения, другому государству, должны неукоснительно соблюдаться.
Для обеспечения интересов общества и государства, связанных с решением задач упрочения суверенитета, сохранения территориальной целостности и независимости государства, соблюдения единого экономического пространства, утверждения идеологического разнообразия, традиций патриотизма и гуманизма, как и других задач, принципиальное значение имеют конституционные положения об основах государственного строя, определяющие федеративное устройство страны (в части установления статуса субъектов Российской Федерации, элементов, образующих территорию России, предметов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и др.), конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации, компетенцию Федерального Собрания и его палат, полномочия Правительства Российской Федерации, принципы организации и порядок осуществления судебной власти, сферу деятельности органов местного самоуправления.
Осуществляя надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, органы прокуратуры ведут работу, крайне необходимую для укрепления основ конституционного строя России, обеспечения ее национальных интересов, которая никаким другим органом не может быть проведена. Демократическому социальному федеративному государству нужна сильная прокуратура, в полной мере реализующая свой значительный правоза-
щитный потенциал. Для этого нужно дальнейшее развитие и создание дополнительно соответствующих правовых предпосылок. В первую очередь должен быть развит конституционно-правовой статус прокуратуры посредством внесения в Конституцию Российской Федерации дополнений, определяющий в полном объеме цели, задачи, функции прокуратуры и конституционные гарантии их осуществления. Бесспорно, это потребует проявления твердой воли законодателя, поскольку в определенных кругах общества сильны настроения безоговорочного сохранения стабильности содержания Конституции Российской Федерации, опасения, что любое внесенное в нее изменение способно подорвать конституционные устои государства. Если вдуматься в существо назревших конституционных новелл, касающихся статуса прокуратуры, то они не только не ослабят эти устои, а наоборот, будут серьезно работать на их упрочение и утверждение.
А.Н. Володина,
соискатель МГЮА
ПРЕДЕЛЫ ГЛАСНОСТИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
В настоящее время среди ученых-процессуалистов нет единой позиции по вопросу о том, присуща ли гласность предварительному расследованию и каковы ее пределы на этой стадии процесса.
Прошли те времена, когда не только практики, но и большинство представителей уголовно-процессуальной науки были убеждены в том, что принципом предварительного расследования является негласность, недопустимость разглашения данных следствия 1. На смену этой позиции пришла иная: «негласность нельзя считать обязательным атрибутом, общим условием предварительного следствия, оно ведется в условиях ограниченной гласности»2.
Комментируя ст. 139 УПК РСФСР 1960 г., Ю.И. Стецовский отмечал: «Принцип гласности имеет в виду гласность судебных стадий процесса. Хотя на предварительном следствии гласность действует в ограниченных пределах, нельзя согласиться с тем, что законом установлен принцип «недопустимости разглашения данных предварительного следствия».
1 См.: Чельцов М.А. Уголовный процесс. М.: Юриздат, 1948. С. 371—373; Мартинович Н.Н. Гласность в советском уголовном судопроизводстве. Минск, 1968. С. 50.
2 См.: Чельцов М.А. Советский уголовный процесс. М.: Госюриздат, 1962. С. 58—59, 256—260; Мартинович Н.Н. Указ. соч. С. 50; Марышев А.К. К проблеме гласности предварительного расследования в советском уголовном процессе // Проблемы совершенствования расследования и профилактики преступлений на современном этапе. Межвуз. научн. сб. Уфа, 1990. С. 27—28; Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т. 2. М., 1970. С. 53.