Научная статья на тему 'Роль прокуратуры в оказании квалифицированной юридической помощи'

Роль прокуратуры в оказании квалифицированной юридической помощи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
844
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ГОСУДАРСТВО / PROSECUTOR''S OFFICE / LEGAL AID / STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ендольцева А. В., Миронов А. Л.

Анализируется роль прокуратуры в оказании квалифицированной юридической помощи. Раскрывается место прокуратуры в реализации публичной функции государства, закрепленной в ст. 48 Конституции РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ендольцева А. В., Миронов А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSECUTOR'S OFFICE ROLE IN RENDERING OF THE QUALIFIED LEGAL AID

The prosecutor's office role in rendering of the qualified legal aid is analyzed. The prosecutor's office place in realization of public function of the state of the Constitution of the Russian Federation fixed in art. 48 also reveals.

Текст научной работы на тему «Роль прокуратуры в оказании квалифицированной юридической помощи»

РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В ОКАЗАНИИ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

А.В. ЕНДОЛЬЦЕВА,

доктор юридических наук, профессор;

АЛ. МИРОНОВ, кандидат юридических наук

Научная специальность: 12.00.11 — судебнаядеятельность, прокурорскаядеятельность,

правозащитная и правоохранительная деятельность E-mail: [email protected]

Аннотация. Анализируется роль прокуратуры в оказании квалифицированной юридической помощи. Раскрывается место прокуратуры в реализации публичной функции государства, закрепленной в ст. 48 Конституции РФ. Ключевые слова: прокуратура, юридическая помощь, государство.

PROSECUTOR'S OFFICE ROLE IN RENDERING OF THE QUALIFIED LEGAL AID

A.V. ENDOLTSEVA,

doctor of jurisprudence, professor;

A.L. MIRONOV, candidate of jurisprudence

Annotation. The prosecutor's office role in rendering of the qualified legal aid is analyzed. The prosecutor's office place in realization of public function of the state of the Constitution of the Russian Federation fixed in art. 48 also reveals. Keywords: prosecutor's office, legal aid, state.

Юридическая помощь как институт находится в неразрывной взаимосвязи с сущностными характеристиками современного государства, устроенного на принципах господства права, демократии, уважения и охраны достоинства личности, равенства, справедливости, признания и защиты прав и свобод человека и гражданина. Она отражает комплекс взаимоотношений между личностью и государством по поводу обеспечения лицу реальной возможности эффективно воспользоваться теми социальными благами, доступ к которым опосредован установленным конституцией и конкретизированным в текущем законодательстве конституционно-правовым статусом личности1.

В социальном плане эти отношения определяются объективными фактическими различиями между участками социальных отношений и складывающимся в обществе разделением (специализацией) труда, а также неизменной тенденцией к усложнению общественных процессов и, соответственно, их нормативно-правового регулирования, выражающейся, в частности, в постоянном наращивании массива законодательства. В таких условиях реализация и защита гражданином признанных за ним прав, свобод и за-

конных интересов требует не только правовой информированности о содержании его юридических возможностей, но и определенного уровня правового воспитания и образования, наличия навыков юридического мышления, позволяющих формировать правовую тактику и стратегию достижения субъективных целей в рамках действующего законодательного регулирования, в том числе с учетом его понимания, сложившегося в юридической практике. Кроме того, отдельные сферы в структуре социальной жизнедеятельности, как правило, связанные с повышенным уровнем конфликтности, противоречия интересов, подвержены особой, сверхплотной юридической регламентации, при которой в порядке императивного метода правового регулирования устанавливаются конкретные процедуры правореализации или исполнения возложенных на лицо обязанностей, нарушение которых (процедур) влечет за собой неблагоприятные последствия для гражданина либо в форме ответственности, либо в форме невозможности дости-

1 Резник Г.М. К вопросу о конституционном содержании понятия «квалифицированная юридическая помощь» // Адвокат. 2007. № 4.

жения юридического результата того же качества или в тот же срок, как это могло бы быть в случае соблюдения установленного порядка правопользования.

Соответственно, принимая во внимание уровень правовой культуры общества, государство, устанавливая правовой порядок, призвано сформировать механизм компетентного юридического содействия и поддержки граждан при возможности дифференциации ее условий и форм в зависимости, в частности, от специфических особенностей конкретной сферы правоотношений, реализации и защиты интересов, которые она поддерживает, характеристик субъектов правоотношений, которым она оказывается и т.д. При этом государство во всяком случае должно обеспечить ее доступность2.

На современном этапе, когда в России проводятся рыночные преобразования, идет формирование гражданского общества, появилось множество

юридических лиц различных организационно-правовых форм, востребованность квалифицированной юридической помощи значительно возросла. Поэтому нынешняя Конституция РФ не связывает оказание квалифицированной юридической помощи только с адвокатурой. В нее вовлекаются и другие государственные и общественные институты.

Неудовлетворенность законодательством в сфере оказания квалифицированной юридической помощи заключается в том, что ст. 48 Конституции Российской Федерации не называет организации, предоставляющие юридические услуги, и при этом отсутствует специализированный нормативный правовой акт федерального значения, в котором законодатель мог бы раскрыть ст. 48 Конституции России. Государство в

2 Тихомиров Ю.А. Государство как публичная система // Конституционный строй России: вып. 5. М., 2006. N° 3. С. 36.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учебник / под ред. Г.Б. Мирзоева, В.Н. Григорьева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 463 с.

В учебнике сведения об организации правоохранительных органов впервые сведены воедино с краткими сведениями об их деятельности.

На основе правовой категории «правоохрана» определено понятие «правоохранительный орган» и установлен исчерпывающий перечень этих органов. Правовая категория «правоприменение» позволила выделить органы, содействующие правоохране (правоприменительные органы). Посредством системного подхода установлена структура каждого правоохранительного и правоприменительного органа, установлены их взаимосвязи.

В учебнике учтено законодательство, а также решения органов судебной власти по состоянию на 1 апреля 2010 г.

Для студентов (курсантов, слушателей) высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных органов и всех интересующихся организацией и функционированием правоохранительных и правоприменительных органов.

юн ити

UNITY

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Адрес редакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 E-mail: [email protected], www.unity-dana.ru

рамках правил рыночной экономики не может обязывать какие-либо коммерческие структуры на рынке юридических услуг к бесплатному оказанию юридической помощи. Поэтому ст. 48 Конституции Российской Федерации нуждается в своей корректировке.

Вопросами реализации права на получение квалифицированной юридической помощи при осуществлении правосудия занимаются различные государственные и негосударственные органы и организации. К государственным органам относятся в первую очередь президент, парламент, правительство, суды и во вторую — прокуратура. Среди негосударственных организаций выделяется адвокатура, которая упоминается в ст. 48 Конституции РФ.

В данной статье нами будут рассмотрены вопросы оказания квалифицированной юридической помощи гражданам прокуратурой РФ.

Определение места конкретного государственного органа в системе и структуре иных органов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь, безусловно, является важным, поскольку это позволяет определить эффективность его функционирования, его правовой статус и роль в достижении государственных целей.

Назначение прокуратуры Российской Федерации, являющейся уникальнейшим государственно-правовым институтом, связано с укреплением законности и правопорядка в стране.

Органы прокуратуры составляют единую централизованную систему федеральных органов, уполномоченных осуществлять от имени государства надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории России законов. Этот постулат заложен в ст. 129 Конституции РФ.

Конституционный статус — важная часть правового статуса прокуратуры. Он включает конституционные нормы о деятельности прокуратуры; закрепление в них места, роли и назначения органов прокуратуры в механизме разделения и взаимодействия властей; полномочия по реализации возложенных Конституцией РФ функций.

Как указывает Т.А. Ашурбеков, единство органов прокуратуры, выражающееся в единстве их целей и задач независимо от места, занимаемого в иерархии прокурорской системы, в единстве полномочий прокуроров всех уровней, является основой целенаправленного, согласованного функционирования механизма прокурорского надзора за точным и единооб-

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИИ

Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, П.И. Кононова, И.Ш. Киляс-ханова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. — 759 с.

В учебнике предложено оригинальное видение предмета административного права, механизма административно-правового регулирования общественных отношений, во многом отличающееся от стереотипов, сложившихся в административно-правовой науке в течение многих десятилетий. Особое внимание уделено таким малоизученным вопросам административного права, как особенности административно-правового статуса организаций (в том числе государственных учреждений, должностных лиц), основы правоохранительной службы, административно-правовые действия, методы осуществления административной деятельности, основы теории административно-публичного обеспечения безопасности.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений юридического профиля.

Административное право России

учычь нк

З-г чид* нне

||

разным соблюдением Конституции РФ, исполнением действующих законов. Объективно заложенный в принципе единства прокуратуры высокий правозащитный потенциал прокурорской системы заслуживает самого серьезного внимания при решении задач защиты национальных интересов3.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Ключевым, приоритетным направлением деятельности прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Ему посвящена целая глава действующего закона о прокуратуре4.

Выделение данного направления деятельности прокуратуры свидетельствует о признании значительно возросшего в современной конкретно-исторической ситуации правозащитного положения прокуратуры, о существенном усилении позиций органов прокуратуры в механизме государственной охраны прав и свобод человека и гражданина. Закон о прокуратуре, определяя предмет надзора, исходит из понятия конституционности прав и свобод граждан. Это позволяет прокуратуре осуществлять надзор за соблюдением основных прав и свобод человека и гражданина, признаваемых в Российской Федерации и в международном праве.

В своей деятельности по надзору за соблюдением прав человека прокурор осуществляет полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий; полномочия по устранению нарушений закона; полномочия по предупреждению нарушений закона.

Вместе с тем, наряду с перечисленными полномочиями, при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор наделен полномочиями, принадлежащими только данному направлению деятельности органов прокуратуры. В этой связи необходимо отметить право рассмотрения и проверки заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод граждан. Заявления и жалобы служат основным поводом, определяющим необходимость прокурорского вмешательства. Сообщения о нарушении прав и свобод могут поступать как от лиц, чьи права нарушены, так и от иных лиц, а также государственных органов, различных организаций и т.д.

Характерным для данного вида надзорной деятельности прокуратуры являются полномочия прокурора, выражающиеся в разъяснении пострадавшим порядка защиты их нарушенных прав и свобод. Потребность в реализации данного полномочия возникает в тех случаях, когда восстановление нарушенных прав требует обращения в органы, обладающие соответствующей компетенцией, а заявитель не обладает необходимой для этого информацией и не может обладать в силу своего образовательного уровня, недоступности платной консультативно-юридической помощи, либо иных причин5.

При этом следует указать на тот факт, что обстоятельства большинства нарушений прав и свобод человека и гражданина таковы, что не требуют применения сложной процедуры судебного разбирательства. В этой связи прокурор предлагает более оперативный путь разрешения правового конфликта, указав тот конкретный орган, который правомочен восстановить нарушенные права и свободы. Он также разъясняет содержание закона, в соответствии с которым должен разрешаться спор о восстановлении нарушенного права. Этой деятельностью прокурор оказывает квалифицированную юридическую помощь гражданам, обратившимся за ней6.

3 Ашурбеков Т.А. Правовые и организационные основы надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры в сфере национальной безопасности: дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 109.

4 Ф3 от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 25 декабря 2008 г.) «О прокуратуре Российской Федерации». Разд. 3. Гл. 2.

5 Гошуляк В.В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России. М., 2005. С. 47.

6 Антонов И.А. Место и роль прокуратуры Российской Федерации в системе контрольной власти (конституционно-правовой аспект): дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.