Научная статья на тему 'Конституционно-правовая ответственность органов государственной власти России (в контексте национальной безопасности)'

Конституционно-правовая ответственность органов государственной власти России (в контексте национальной безопасности) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1099
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кокорин Сергей Николаевич

Национальная безопасность России не может быть обеспечена без эффективного правового регулирования общественной и государственной жизни. Важной частью данного вида социального регулирования является нормативное правовое регулирование конституционно-правовой ответственности органов государственной власти России, предполагающее возложение на данные субъекты юридической ответственности за нарушения конституционно-правовых норм, содержащихся в Конституции РФ и иных актах конституционного законодательства страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кокорин Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовая ответственность органов государственной власти России (в контексте национальной безопасности)»

Сергей КОКОРИН

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ (В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ)

Национальная безопасность России не может быть обеспечена без

эффективного правового регулирования общественной и государственной жизни. Важной частью данного вида социального регулирования является нормативное правовое регулирование конституционно-правовой ответственности органов государственной власти России, предполагающее возложение на данные субъекты юридической ответственности за нарушения конституционно-правовых норм, содержащихся в Конституции РФ и иных актах конституционного законодательства страны.

Конституционно-правовой статус органов государственной власти России включает достаточно широкий перечень полномочий, затрагивающих практически все сферы жизнедеятельности общества и государства, в том числе сферу обеспечения национальной безопасности. В соответствии со ст.

2 Закона РФ «О безопасности»1 органы государственной власти являются основными субъектами обеспечения национальной безопасности. Деяния органов государственной власти, сопряжённые с нарушениями конституционно-правовых норм, имеющих в силу своей юридической природы, политической направленности и идеологического потенциала особое значение в механизме регулирования общественных отношений, обладают в основном высокой степенью общественной опасности и представляют собой источник внутренних угроз национальной безопасности.

На наш взгляд, одной из основных гарантий надлежащего исполнения органами государственной власти России предписаний конституционноправовых норм в интересах обеспечения национальной безопасности является конституционно-правовая ответственность, эффективность которой зависит от состояния её нормативного правового регулирования.

1 Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 15, ст. 769.

Правовую основу конституционно-правовой

ответственности органов государственной власти составляют Конституция

РФ, конституции (уставы) субъектов РФ, ряд федеральных конституционных

1 2 законов , федеральных законов и законов субъектов РФ. Закрепление

конституционно-правовой ответственности в качестве составной части

конституционно-правового статуса органов государственной власти в

полной мере соотносится с их самостоятельностью при осуществлении

государственной власти и позволяет на основе государственного

воздействия подвергать данных субъектов неблагоприятным последствиям за

нарушения в конституционно-правовой сфере в целях исключения

внутренних угроз национальной безопасности.

Комплексный анализ вышеуказанного законодательства позволяет сделать заключение о наличии существенных пробелов в нормативном правовом регулировании конституционно-правовой ответственности как федеральных, так и региональных органов государственной власти. Например, следует рассмотреть вопрос о необходимости расширения перечня оснований для возбуждения процедуры импичмента главы государства (на современном этапе конституционно легализованным основанием выступает обвинение главы государства в совершении им только одного из особо тяжких преступлений - государственной измены или иного

1 Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 62-ФЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1997, № 51, ст. 5712; Федеральный конституционный закон от 25 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1994, № 13, ст. 1447; Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1997, № 1, ст. 1.

Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-Ф3 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Г осударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1994, № 2, ст. 74; Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-Ф3 «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2002, № 11, ст. 1022; Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1792; Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1999, № 42, ст. 5005; Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1998, № 51, ст. 6270.

преступления, относящегося к категории тяжких); об отсутствии

законодательно установленного порядка осуществления Верховным Судом РФ полномочия по даче заключения о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления; об отсутствии законодательно закреплённой ответственности парламента страны за неисполнение решений Конституционного Суда РФ; об отсутствии конституционно-правового регулирования ответственности судей за нарушение принесенной ими присяги; об отсутствии законодательно закреплённых обязанностей по осуществлению форм деятельности членами парламентов федерального и регионального уровней и их ответственности за неосуществление форм деятельности; о формальной неопределённости оснований выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ либо отказа ему в доверии, отставки Правительства РФ по инициативе Президента РФ, досрочного прекращения полномочий федеральных министров. Данный перечень не является исчерпывающим.

Законодательные недоработки правового механизма конституционноправовой ответственности органов государственной власти значительно снижают возможность её использования в интересах национальной безопасности. Как справедливо отметил В.Д. Зорькин, «категория конституционно-правовой ответственности в конституционном праве оказалась размытой и поэтому лишённой возможности оказывать весомое практическое воздействие на процессы в обществе и государстве»1. Существует объективная потребность в дальнейшем совершенствовании нормативного правового регулирования ответственности органов государственной власти за нарушение конституционно-правовых норм, которое, как представляется, должно осуществляться по следующим основным направлениям:

- внесение поправок в Конституцию РФ и изменений в законодательство страны, регламентирующих конституционно-правовую

1 Зорькин В.Д. Предисловие // Виноградов В.А. Ответственность в механизме охраны конституционного строя. - М., 2005, стр. 5.

ответственности органов государственной власти. Следует

отметить, что поправки касаются 4, 5 и 6 глав Конституции РФ и принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона;

- формирование концептуальной основы конституционно-правовой ответственности органов государственной власти, выступающей в качестве «рабочей платформы» для разработки и изменения правовых актов, регламентирующих общественные отношения в данной сфере. На основании научных исследований возможно сделать предложения по правовой регламентации мер, оснований и процедур конституционно-правовой ответственности, имеющих сложный социально-правовой характер (например, определение правовых критериев таких оснований, как выражение недоверия, утрата доверия, отказ в доверии), а также законодательно не закреплённых, но требующих правовой огранки;

- принятие новых правовых актов, закрепляющих механизм конституционно-правовой ответственности органов государственной власти. Признание российским научным сообществом конституционно-правовой ответственности в качестве самостоятельного вида юридической ответственности;

- наличие мер, оснований и процедур конституционно-правовой ответственности органов государственной власти в законодательстве страны, использование их в механизме регулирования общественных отношений.

Неоднократная констатация существования и функционирования института конституционно-правовой ответственности органов государственной власти Конституционным судом РФ1 с необходимостью предполагает принятие Федерального закона «О конституционно-правовой

1 См.: Постановление Конституционного суда РФ от 4 апреля 2002 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея» // Собрание законодательства РФ, 2002, № 15, ст. 1497; Постановление Конституционного суда РФ от 1 декабря 1999 г. № 17-П «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела» // Собрание законодательства РФ, 1999, № 51, ст. 6364.

ответственности органов государственной власти Российской

Федерации», который позволит легализовать институт конституционноправовой ответственности органов государственной власти, конкретизировать нормы Конституции РФ, исключить пробелы в законодательной конструкции конституционно-правовой ответственности данных субъектов. Также следует отметить необходимость принятия Федерального конституционного закона «О Верховном суде Российской Федерации»1, закрепляющего, в том числе полномочия данного судебного органа как инстанции конституционно-правовой ответственности.

Слова А.С. Шабурова о том, что каждый вид ответственности требует четкого нормативного закрепления его оснований, процессуальных форм, особых принудительных мер и т.д.2, в полной мере относятся к конституционно-правовой ответственности органов государственной власти, дальнейшее совершенствование нормативного правового регулирования которой позволит исключить угрозы национальной безопасности, обусловленные нарушениями Конституции РФ и иных актов конституционного законодательства органами государственной власти. КОКОРИН Сергей Николаевич - Курганский пограничный институт

1 На современном этапе в законодательстве России нет правового акта, закрепляющего порядок образования и деятельности, полномочия Верховного Суда РФ. Действует Закон СССР от 30 ноября 1979 г. «О Верховном Суде СССР», который по понятным причинам не соответствует существующей российской действительности.

2 Шабуров А.С. Проблемы юридической ответственности в отечественном правоведении // Юридическая наука и практика: проблемы теории и истории: Сборник научных статей. - Курган, 2002. - С. 10 - 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.