ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Доленко Дмитрий Дмитриевич, аспирант,
Мордовский Государственный университет им. Н.П. Огарева.
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы конституционно-правовой ответственности в политических партий в российском законодательстве. Особое внимание уделено исследованию источников ее правового регулирования в РФ, анализу оснований и мер конституционно-правовой ответственности политических партий. Автор предлагает свои рекомендации по совершенствованию порядка применение мер конституционно-правовой ответственности к политическим партиям в РФ. Ключевые слова: Конституционно-правовая ответственность, политическая партия, меры ответственности, контитуционные санкции.
PROBLEMS OF CONSTITUTIONAL LIABILITY OF POLITICAL PARTIES IN RUSSIAN LAW
Dolenko Dmitry Dmitrievich, postgraduate, Mordovian State University.
Contacts of the author: [email protected]
Annotation. Problems of constitutional liability of political parties in Russian law are analyzed in the article. Special attention is given to research into sources of its legal regulation in Russia and analysis of grounds and measures of constitutional liability of political parties. The author gives recommendations on improvement the order of application of measures of constitutional liability to political parties in the Russian Federation.
Keywords: Constitutional liability, political party, measures of liability, constitutional sanctions.
Несмотря на то, что конституционно-правовая ответственность пока прямо российским законодательством не признана, она давно уже получила научное признание и является правовой реалией. Действующее российское законодательство уже в настоящее время содержит ряд норм, которые фактически устанавливают отдельные основания конституционно-правовой ответственности, называют специфичные для этого вида ответственности санкции.
Политическая партия является субъектом различных видов юридической ответственности: конституционноправовой, административной, гражданско-правовой. Указанные виды ответственности существенно различаются по основаниям, признакам и возможным правовым санкциям. Вместе с тем, установление мер административной и гражданско-правовой ответственности в отношении политических партий имеет отчетливую конституционно-правовую основу. 1
Конституционно-правовую ответственность политических партий можно определить как публично-правовую ответственность, которая наступает в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанностей политическими партиями как субъектами публичноправовых отношений и выражается в применении к ней конституционно-правовых санкций.
К источникам конституционно-правовой ответственности политических партий в Российской Федерации в настоящее время относится достаточно широкий комплекс нормативно-правовых актов. Прежде всего это Конституция РФ как обязательный и основной источник конституционно-правовой ответственности, а в частности, положение ч.5 ст.13 Конституции, согласно которому в России запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Тем не менее, Конституция России прямо не признает конституционно-правовую ответственность в качестве отдельного института, а кроме всего прочего в ней отсутствуют отдельные статьи, регламентирующие статус политических партий, их место и роль в системе политических институтов. В связи с этим, свое основное развитие нормы конституционно-правовой ответственности политических партий находят в федеральном законодательстве, прежде всего в Федеральном законе «О политических партиях». Конституционно-правовая ответственность политических партий предусмотрена главой IX данного закона, при этом необходимо отметить, что соответствующая терминология, обозначающая ту или иную меру ответственности как именно конституционноправовую, в законе не используется. Другим ее важным источником является Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности», который дает определение экстремистской деятельности и экстремистской организации. Нормативные положения, касающиеся применения мер конституционно-правовой ответственности к политическим партиям, содержатся также в российском чрезвычайном законодательстве: Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении», Федеральном конституционном законе «О военном положении».
Конституционно-правовая ответственность предусмотрена Федеральным законом Российской Федерации «О политических партиях» в двух формах:
1) приостановление деятельности политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения (ст.39 Закона);
2) ликвидация политической партии (ст.41 Закона).
1 Юридическая ответственность политических партий в Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Бураковский А.Л. -Челябинск, 2007. - 7а
Приостановление деятельности политической партии влечет существенное ограничение ее конституционно-правового статуса, ликвидация
имеет результатом полную утрату такого статуса.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона «О политических партиях», в случае нарушения политической партией Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов Министерство Юстиции РФ выносит политической партии предупреждение с указанием допущенных ей нарушений и устанавливает срок устранения этих нарушений, составляющий не менее двух месяцев.
Если политической партией указанные нарушения не были устранены в установленный срок деятельность политической партии может быть приостановлена решением Верховного Суда РФ на срок до шести месяцев.
В случае неустранения в течение отведенного судом срока нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии, политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда РФ.
Кроме этого случая, в соответствии со статьей 41 Федерального закона РФ «О политических партиях» политическая партия может быть принудительно ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае:
1) невыполнения следующих требований:
- структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку;
- не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях;
- не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях;
- запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений;
2) неучастия политической партии в выборах;
3)отсутствия региональных отделений политической партии численностью не менее пятисот членов политической партии более чем в половине субъектов Российской Федерации;
4)отсутствия необходимого числа членов политической партии;
5)неоднократного непредставления политической партией в установленный срок в федеральный уполномоченный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.
Необходимо отметить, что в российском законодательстве отсутствует норма об утрате персо-
нальных депутатских полномочий членами ликвидированных партий. Не меняет положения вещей и правило ст. 42 Федерального закона «О политических партиях», в соответствии с которым структурные подразделения такой партии в Государственной Думе могут быть ликвидированы по решению Верховного Суда Российской Федерации. Даже в этом случае депутаты Государственной Думы не утрачивают своих полномочий, хотя остается неясным, чьи интересы они представляют. 2
Как отмечалось выше, ряд норм, касающихся применения мер конституционно-правовой ответственности к политическим партиям, содержится в Федеральном законе Российской Федерации от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности». Однако, содержащееся в данном законе определение экстремисткой деятельности столь расплывчато, что дает возможность при желании считать любую деятельность «экстремистской», в связи, с чем субъектами экстремистской деятельности (экстремистскими организациями) в соответствии с названным законом могут быть признаны любые общественные объединения (в том числе политические партии).
А.Д. Ермаков выделяет две группы конституционноправовых санкций по характеру их воздействия, возможность возложения которых на политическую партию предусмотрена в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности»:
1.Превентивные конституционно-правовые санкции, которые включают: объявление предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности (ст.6); вынесение предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности (ст.7).
Предостережение и предупреждение, сами по себе не влекут за собой изменения правового статуса партий, однако могут стать основанием для применения более суровых мер конституционно-правовой ответственности.
2. Правоизменяющие конституционно-правовые санкции включают в себя: приостановление деятельности общественного объединения (ст.10); ликвидация общественного объединения, запрет деятельности (ст.9).3
В случае осуществления экстремистской деятельности политической партией ее деятельность может быть приостановлена либо политическая партия ликвидирована по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора, а также на основании заявления федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции.
Применение вышеозначенных санкций конституционной ответственности к политическим партиям, несомненно, «носит репрессивный (а не компенсационный) характер, выполняет также функцию наказания партий за совершенный конституционный деликт».4
2 Штелер-Май А. Современная республика: общее и особенное в Российской Федерации и ФРГ // Конституция. Гражданин. Общество. Труды Международного института управления. - М.: МГИМО(У) МИД России, 2002, Вып. 2. - С. 128.
3 Ермаков А.Д. Конституционно-правовая ответственность политических партий // Конституционное развитие России. Межвузовский сборник научных статей. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2005, Вып. 6. -С. 83-84
4 Ермаков А.Д. Конституционно-правовая ответственность полити-
ческих партий // Конституционное развитие России. Межвузовский сборник научных статей. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская
государственная академия права», 2005, Вып. 6. - С. 85
Применение мер конституционно-правовой ответственности к политическим партиям предусмотрено также Федеральным конституционным законом от 30 января 2002г. «О военном положении» и Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. (ред. 07.03.2005) «О чрезвычайном положении».
На территории, на которой введено военное положение (п.2 ст.7 Закона о военном положении), на основании указов Президента РФ может быть приостановлена «деятельность политических партий... ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации». В соответствии с п. «в» ст.12 Закона о чрезвычайном положении, возможно «приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения».5 Как можно заметить, в этих случаях российским законодателем предусмотрен внесудебный порядок применения мер конституционно-правовой ответственности к политическим партиям.
По мнению А.Д. Ермакова, приостановление деятельности политических партий должно быть отнесено «к санкциям конституционно-правовой ответственности, поскольку в ее основе лежит совершение политической партией конституционного деликта (правонарушения) в виде осуществления деятельности, направленной на подрыв обороны и безопасности страны .. , или препятствие государственным органам в устранении последствий посягательств на основы конституционного строя».6
В Российской Федерации в настоящее время право реализовывать санкции конституционноправовой ответственности применительно к политическим партиям принадлежит судам общей юрисдикции. Так, в соответствии с действующим Гражданским процессуальным кодексом РФ (п.4 ч.1 ст.27) дела о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий в качестве суда первой инстанции рассматривает Верховный Суд РФ. Однако в большинстве демократических стран предусматривается, что меры конституционно-правовой ответственности к политическим партиям правомочен применять исключительно Конституционный суд.
По нашему мнению, этот зарубежный опыт может быть использован и в Российской Федерации. Конституционному Суду РФ может быть предоставлено право рассматривать вопрос о конституционности политических партий и признавать их неконституционными в случаях нарушения положений ч.5 ст. 13 Конституции РФ, право принимать решение о ликвидации политических партий осуществляющих экстремистскую деятельность. «В случае же нарушения партией каких-либо организационных норм, например положения о численности членов, или неучастия в выборах в течение определенного срока возможно предоставление Верховному Суду РФ права признавать партию прекратившей деятель-
5 Там же. С.85
6 Там же. С. 86
ность». 7 Данная идея приобретает особую актуальность еще и потому что в России до сих пор нет прямого (однозначного) конституционного и законодательного указания на конституционно-правовую ответственность, в связи с чем исключительную важность в ее развитии приобретают правовые позиции Конституционного Суда РФ.
В заключении необходимо отметить, что проблема конституционно-правовой ответственности политических партий в России еще не достаточно разработана. Ныне действующее законодательство не содержит в себе понятия конституционности политической партии, ее некон-ституционности или антиконституционности, а ведь именно содержание этих понятий являются наиболее важным для применения мер конституционноправовой ответственности к политическим партиям. Кроме того, на сегодняшний день в российском законодательстве конституционно-правовая ответственность политических партий должным образом не систематизирована и регламентируется, как было отмечено выше, различными законодательными актами. По нашему мнению, основным источником регулирования конституционно-правовой ответственности должен стать Федеральный закон «О политических партиях», в котором стоит выделить отдельную главу, посвященную данному вопросу, в которой будут закреплены все основания и порядок применения мер конституционно-правовой ответственности политических партий, а также содержаться отсылочные нормы к конкретным положениям других законодательных актов, регулирующих применение данного вида юридической ответственности партий.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// «Российская газета», № 7, 21.01.2009
2. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. От
12.05.2009) «О политических партиях» (принят ГД ФС РФ 21.06.2001) (с изм. и доп., вступающими в силу с
08.07.2009) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n= 86584 (дата обращения: 14.07.09)
3. Юридическая ответственность политических партий в Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Бураковский А.Л. - Челябинск, 2007. - 25с.
4. Штелер-Май А. Современная республика: общее и особенное в Российской Федерации и ФРГ // Конституция. Гражданин. Общество. Труды Международного института управления. - М.: МГИМО(У) МИД России, 2002, Вып. 2. - С. 109-129.
5. Ермаков А.Д. Конституционно-правовая ответственность политических партий // Конституционное развитие России. Межвузовский сборник научных статей. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2005, Вып. 6. -С. 80-92
6. Авдеенкова М., Дмитриев Ю. Конституционноправовая ответственность в России [Электронный ресурс]. -Режим доступна:
http://www.ydmitriev.ru/txt/0007.htm (дата обращения: 31.05.09).
7 Авдеенкова М., Дмитриев Ю. Конституционно-правовая ответственность в России [Электронный ресурс]. -Режим доступа:
http://www.ydmitriev.ru/txt/0007.htm (дата обращения: 31.05.09).
РЕЦЕНЗИЯ
В настоящее время конституционно-правовая ответственность как особый вид юридической ответственности российским законодательством прямо не предусмотрена, тем не менее, ее признание в данном качестве находит свое отражение не только в научных исследованиях, но и в постановлениях Конституционного Суда РФ. Конституционноправовая ответственность выступает в качестве правового средства обеспечения правопорядка в сфере конституционно-правовых отношений. Политические партии же являются особыми субъектами конституционно-правовой ответственности.
В рецензируемой работе автором выделены и проанализированы все основные источники правового регулирования конституционно-правовой ответственности политических партий в РФ, а также рассмотрены ее конкретные основания и санкции.
В статье отмечается отсутствие должной систематизации конституционно-правовой ответственность политических партий в российском законодательстве, большое количество источников ее правового регулирования, предлагаются конкретные шаги по их упорядочиванию.
Автором также предложены конкретные шаги по совершенствованию порядка применения мер конституционно-правовой ответственности. В частности предлагается предоставить отдельные полномочия по применению мер конституционноправовой ответственности к политическим партиям Конституционному Суду РФ.
Статья в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам.
Научный руководитель д.ю.н., профессор И. Г. Дудко