Научная статья на тему 'Конституционно-правовая ответственность политических партий в РФ'

Конституционно-правовая ответственность политических партий в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1886
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНСТИТУЦИОННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Плещенко Александр Николаевич

В данной статье рассматривается конституционно-правовая ответственность политических партий в рамках российского законодательства. Особое внимание уделено анализу источников правового регулирования конституционно-правовой ответственности политических партий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовая ответственность политических партий в РФ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12/2015 ISSN 2410-700Х 8. Тойнби А. Постижение истории. Электронная библиотека ModemLib.ru

© В.Г. Лановой, 2015

УДК 342

Плещенко Александр Николаевич

магистрант 1 курса кафедра конституционного и муниципального права Волгоградский государственный университет Г. Волгоград, Российская Федерация sashaxsh@yandex.ru

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РФ

Аннотация

В данной статье рассматривается конституционно-правовая ответственность политических партий в рамках российского законодательства. Особое внимание уделено анализу источников правового регулирования конституционно-правовой ответственности политических партий.

Ключевые слова

Конституционная ответственность, политические партии, федеральное законодательство,

конституционность.

Политическая партия как общественная организация, ставящая перед собой задачу участия в деятельности государства, несет разного рода юридическую ответственность: конституционно-правовую, административную, гражданско-правовую. Перечисленные выше виды ответственности имеют кардинальные различая. В первую очередь по возможным правовым последствиям.

Конституционно-правовая ответственность политической партии определяется как публично-правовая ответственность, которая наступает в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанностей политической партией как субъектом публично-правовых отношений и выражается в применении к этой партии конституционно-правовых санкций.

В Российской Федерации в настоящее время имеется достаточно широкий набор нормативно-правовых актов регулирующий применение конституционно-правовых санкций по отношению к политическим партиям.

Безусловно, в основе регулирования находится Конституция РФ, как обязательный и основной источник конституционно-правовой ответственности, а в частности, положение ч.5 ст.13 Конституции, согласно которому в России запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Однако Конституция России прямо не указывает конституционно-правовую ответственность в качестве отдельного института, а так же в ней отсутствуют отдельные статьи, регламентирующие статус политических партий, их место и роль в системе политических институтов. По этому, свое основное развитие нормы конституционно-правовой ответственности политических партий закреплены в федеральном законодательстве, непосредственно в Федеральном законе «О политических партиях». Конституционно-правовая ответственность политических

партий предусмотрена главой IX данного закона, при этом необходимо отметить, что соответствующая терминология, обозначающая ту или иную меру ответственности как именно конституционно-правовую, в законе не используется. Поскольку политическая партия это общественная организация ставящая перед собой задачу участия в деятельности государства, то необходимо обращаться к довольно важному источнику правового регулирования Федеральному закону Российской Федерации от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности», который прямо дает определение экстремистской деятельности и экстремистской организации.

В российском чрезвычайном законодательстве: Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении», Федеральном конституционном законе «О военном положении» так же находим нормативные положения, касающиеся применения мер конституционно-правовой ответственности к политическим партиям.

Более детально Конституционно-правовая ответственность предусмотрена Федеральным законом Российской Федерации «О политических партиях».

В соответствии со статьей 39 Федерального закона «О политических партиях», в случае нарушения политической партией Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов Министерство Юстиции РФ выносит политической партии предупреждение с указанием допущенных ей нарушений и устанавливает срок устранения этих нарушений, составляющий не менее двух месяцев. Если политической партией указанные нарушения не были устранены в установленный срок деятельность политической партии может быть приостановлена решением Верховного Суда РФ на срок до шести месяцев. В случае не устранения в течение отведенного судом срока нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии, политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда РФ. Кроме этого, в соответствии со статьей 41 Федерального закона РФ «О политических партиях» политическая партия может быть принудительно ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации.

Приостановление деятельности политической партии влечет существенное ограничение ее конституционно-правового статуса, ликвидация имеет результатом полную утрату такого статуса.

В настоящее время в России право реализовывать санкции конституционно-правовой ответственности применительно к политическим партиям принадлежит судам общей юрисдикции. Так, в соответствии с действующим Гражданским процессуальным кодексом РФ (п.4 ч.1 ст.27) дела о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий в качестве суда первой инстанции рассматривает Верховный Суд РФ. Однако в большинстве демократических стран предусматривается, что меры конституционно-правовой ответственности к политическим партиям правомочен применять исключительно Конституционный суд

Этот зарубежный опыт может быть использован и в Российской Федерации. Конституционному Суду РФ может быть предоставлено право рассматривать вопрос о конституционности политических партий и признавать их неконституционными в случаях нарушения положений ч.5 ст. 13 Конституции РФ, право принимать решение о ликвидации политических партий осуществляющих экстремистскую деятельность. «В случае же нарушения партией каких-либо организационных норм, например положения о численности членов, или не участия в выборах в течение определенного срока возможно предоставление Верховному Суду РФ права признавать партию прекратившей деятельность». Данная идея актуальна потому что в России нет прямого конституционного и законодательного указания на конституционно-правовую ответственность, в связи с чем необходимо ссылаться на правовые позиции Конституционного Суда РФ.

На сегодняшний день в действующем законодательстве не содержится понятий конституционности политической партии, или ее неконституционности или антиконституционности, на мой взгляд именно содержание этих понятий являются наиболее важным для применения мер конституционно-правовой ответственности к политическим партиям. Соответственно и ответственность политических партий

должным образом не систематизирована и регламентируется, как было указано выше, различными законодательными актами. Безусловно Федеральный закон «О политических партиях», в котором необходимо выделить отдельную главу, посвященную данному вопросу, в которой будут закреплены все основания и порядок применения мер конституционно-правовой ответственности политических партий. Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 18.12.2015)

2. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 23.05.2015) "О политических партиях" (принят ГД ФС РФ 21.06.2001) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32459/ (дата обращения: 18.12.2015)

© А Н. Плещенко, 2015

УДК 342.72/.73

Раззак Назиля

кандидат юридических наук, Суд по делам несовершеннолетних г. Астаны, г. Астана, Республика Казахстан E-mail: nrazzak@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ В ОТНОШЕНИИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация

В данной статье раскрывается смысл и содержание защитной функции судебной власти, в рамках формирования национального механизма защиты прав несовершеннолетних. Уделено внимание созданию в Республике Казахстан специализированных судов по делам несовершеннолетних. Рассмотрены вопросы развития права на судебную защиту, доступности правосудия.

Ключевые слова

судебная защита, правосудие, несовершеннолетний, ювенальная юстиция

Для защиты прав и свобод несовершеннолетнего, действующим законодательством, предусмотрен специфический набор средств и методов защиты: международно-конвенционный механизм защиты; судебная защита своих прав; действия органов государственной власти и управления; законная самозащита прав. В Республике Казахстан достаточно успешно реализуются многие из перечисленных защитных механизмов. Но несмотря на многочисленные нормативно-правовые акты и имеющиеся механизмы, проблема защиты прав несовершеннолетних не решена и сегодня. Социально-экономическая ситуация в стране диктует острую необходимость разработки научно обоснованного комплекса мер, создающих эффективную систему мер для реализации прав ребенка.

За годы независимости в Республике Казахстан выстроена единая система правовой защиты несовершеннолетних в условиях новой социально-экономической обстановке. Данный национальный механизм защиты включает в себя два взаимосвязанных и взаимодополняющих составных элемента:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.