МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
Н.Н. Куняев
Кафедра документоведения и документационного обеспечения управления Московская финансово-юридическая академия ул. Б. Черемушкинская, 17-А, Москва, Россия, 117447
В статье рассматриваются актуальные вопросы обеспечения национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Проводится анализ терминов «национальная безопасность», «информационная безопасность», «национальные интересы».
Ключевые слова: информация, концепция национальной безопасности, стратегия национальной безопасности Российской Федерации, доктрина информационной безопасности Российской Федерации, национальная безопасность, информационная безопасность, национальные интересы, информационная сфера.
Информационная сфера является ключевым фактором развития современного общества. Это особенно связано с повсеместным внедрением информационно-коммуникационных технологий, которые привели к некой трансформации практически всех общественных отношений путем ускорения процессов создания, распространения и обмена информации. Данное ускорение положительно сказывается на развитии всего мирового сообщества, что имеет неоценимую пользу для человечества. В мире ускоренными темпами идет глобализация, становление информационного общества.
В этих условиях на первый план встают общечеловеческие, межгосударственные проблемы, ищутся пути их решения. В то же время обеспечение внутренних потребностей по-прежнему остается главной задачей любого государства, а от степени их обеспеченности зависит положение той или иной страны как во внешнеполитической сфере, так и во внутриполитической, то есть зависит его безопасность.
Возникающие в современном обществе потребности в безопасности и устойчивом развитии определяются некоторыми исследователями как интересы. Это применимо не только к потребностям отдельно взятого индивида, но и к потребностям таких субъектов отношений, как общество и государство, поэтому для обозначения совокупности интересов данных субъектов вводится понятие «национальные интересы». В таком употреблении термин «нация» необходимо понимать не только как устойчивую общность людей, возникшую на базе родственных принципов существования, но и как общность людей, живущих в пределах одного государства.
В Российской Федерации термин «национальные интересы» впервые был определен в утвержденной в 1997 г. Концепции национальной безопасности Российской Федерации [4] как «совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах». Аналогичным определение осталось в Концепции и в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10.01.2000 № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации».
Концепция национальной безопасности Российской Федерации была нацелена на определение как можно более конкретного перечня национальных интересов, что соответствовало общественно-политической ситуации того этапа развития Российской Федерации, который выражался в необходимости принятия оперативных мер реагирования по наиболее острым вопросам. Но с утверждением Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [5] она утратила силу.
В отличие от Концепции национальной безопасности Российской Федерации в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. национальные интересы Российской Федерации определены как «совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства». Представляется, что сформулированное в новом виде понятие национальных интересов увеличивает роль государства в их обеспечении, тем самым государство берет на себя определенные обязательства.
Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Н.П. Патрушев указал на отличия Концепции национальной безопасности Российской Федерации и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: «Прежде всего, отличие состоит в формате документов. Концепция на момент ее принятия в 1997 г. формулировала всего лишь вектор деятельности государства в различных сферах обеспечения национальной безопасности, уточнялся порядок выявления угроз национальной безопасности. Стратегия же кардинально изменяет принцип обеспечения национальной безопасности, она определяет в качестве направления обеспечения национальной безопасности стратегические национальные приоритеты. Стратегия одновременно формирует новый механизм реализации консолидированных усилий государства и общества, а также оценки их результативности в такой сложной области государственного управления, как обеспечение национальной безопасности» [3].
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., как было указано выше, не выделяются отдельным блоком национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере. Однако данная сфера является ключевой в формировании современных общественных отношений. Кроме того, ее отдельные институты оказывают влияние на развитие других сфер общественных отношений, что вызвано информатизацией общества. Это нашло подтверждение и в нормативных правовых актах, и в иных доктриналь-
ных документах. Так, в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации [2] содержится тезис о том, что современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.
Сам факт принятия нормативного правового акта, регулирующего информационную безопасность и «развивающего Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере» [2], говорит о важности информационной сферы для государства, и, соответственно, в определенном приоритете в обеспечении национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.
В соответствии с Доктриной под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Данное определение значительно отличается от определения национальной безопасности, содержащегося в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Вместе с тем понятия национальных интересов Российской Федерации в этих актах можно считать идентичными, но они не соответствуют сформулированному в новом виде понятию «национальные интересы» в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
Исходя из понятия национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства, в Доктрине содержится исчерпывающее перечисление этих интересов.
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструк-
туры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Данные интересы корреспондируются с национальными интересами Российской Федерации на долгосрочную перспективу, изложенными в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. На основе этого возможно сформулировать и рекомендовать к внесению в Доктрину тождественное положениям Стратегии понятие «национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере» как совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства в информационной сфере. В этой связи появляется необходимость в определении круга национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере через призму потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. В таком случае национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере будут заключаться в следующем:
- в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации, а также защиту информации, обеспечивающей личную безопасность;
- в упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России;
- в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры;
- в безусловном обеспечении законности и правопорядка;
- в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Потребности государства должны быть соответствующим образом обеспечены политическими, экономическими, военными, правовыми и другими способами, методами, технологиями. Данные способы, методы, технологии можно охарактеризовать как механизмы обеспечения национальных интересов Российской Федерации. Целью обеспечения указанных интересов является достижение состояния информационной безопасности Российской Федерации. На основании этого можно сделать вывод как о допустимости использования тождественных механизмов как обеспечения национальных интересов в информационной сфере, так и обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в целом.
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации выделяются как общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации (правовые, организационно-технические и экономические), так
и специальные, исходя из особенностей обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в различных сферах общественной жизни.
В то же время в самой Доктрине указывается, что совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Это предполагает:
- оценку эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их совершенствования;
- создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности;
- определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодательства Российской Федерации в данной сфере;
- создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также о последствиях их осуществления;
- разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий;
- разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной службе;
- совершенствование системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
К правовым методам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Наиболее важными направлениями этой деятельности являются:
- внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения в области обеспечения информационной безопасности, в целях создания и совершенствования системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, устранения внутренних противоречий в федеральном законодательстве, противоречий, связанных с международными соглашениями, к которым присоединилась Российская Федерация, и противоречий между федеральными законодательными актами и законо-
дательными актами субъектов Российской Федерации, а также в целях конкретизации правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
- законодательное разграничение полномочий в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определение целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных объединений, организаций и граждан;
- разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное копирование, искажение и противозаконное использование, преднамеренное распространение недостоверной информации, противоправное раскрытие конфиденциальной информации, использование в преступных и корыстных целях служебной информации или информации, содержащей коммерческую тайну;
- уточнение статуса иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития информационной инфраструктуры России;
- законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и отечественного производства космических спутников связи;
- определение статуса организаций, предоставляющих услуги глобальных информационно-телекоммуникационных сетей на территории Российской Федерации, и правовое регулирование деятельности этих организаций;
- создание правовой базы для формирования в Российской Федерации региональных структур обеспечения информационной безопасности.
Правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации должно базироваться, прежде всего, на соблюдении принципов законности, баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере.
«Национальные интересы представляют собой первопричину политических действий и свершений, преломляясь в виде экономических, политических и военных доктрин, различного рода концепций, программ и т.п.» [1].
Ключевым механизмом обеспечения национальных интересов Российской Федерации в общем и в информационной сфере в частности является правовое обеспечение, что обусловлено природой правовых норм. Только государство обладает способностью создания общеобязательных правил поведения — правовых норм путем издания нормативных правовых актов. То есть посредством соответствующего правового регулирования удовлетворяется большинство внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что правовое обеспечение национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере достигается посредством сбалансированного правового обеспечения интересов триады «личность—общество—государство».
ЛИТЕРАТУРА
[1] Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура: Словарь-справочник / Автор-сост. В.Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
[2] Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 09.09.2000 № Пр-1895) // Российская газета. — 2000. — № 187.
[3] Заседание Совета Безопасности по вопросу «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и комплексе мер по ее реализации» // Официальный сайт Совета Безопасности Российской Федерации. иЯЬ: http://www.scrf.gov.ru
[4] Указ Президента Российской Федерации от 17.12.1997 № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (утратил силу) // Российская газета. — 1997. — № 247.
[5] Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 20. — Ст. 2444.
THE MECHANISMS OF ENSURING OF RUSSIAN NATIONAL INTERESTS IN THE INFORMATION SPHERE
N.N. Kunyaev
The Department of Documentary Maintenance Management Moscow Financial and Juridical Academy 17^, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117447
The article researches some actual questions of ensuring of Russian national interests in the information sphere. It represents an analysis of such terms as «national security», «information security», «national interests».
Key words: information, national security concept, National Security Strategy of Russian Federation, Information Security Doctrine of Russian Federation, national security, information security, national interests, information sphere.