Научная статья на тему 'Теоретический анализ подходов к понятию «Национальные интересы»'

Теоретический анализ подходов к понятию «Национальные интересы» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1381
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / КОНСТИТУЦИЯ / NATIONAL INTERESTS / NATIONAL SECURITY / DEMOCRATIC STATE / NATIONAL SECURITY STRATEGY / CIVIL SOCIETY / CONSTITUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волобуева Д.В.

В статье рассматриваются основные подходы к понятию «национальные интересы». Проведен анализ правовых документов, направленных на обеспечение реализации национальных интересов. Особое внимание уделено роли закона в регулировании национальных интересов российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical approaches analysis to the concept «National interests

The article reviews the main approaches to the concept “national interests”. It provides the analysis of legal documents ensuring the national interests realization. Particular attention is paid to the role of law in regulating the Russian society national interests.

Текст научной работы на тему «Теоретический анализ подходов к понятию «Национальные интересы»»

Научно-практический журнал “Государство и право вXXI веке” № 2/2015

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Волобуева Д.В.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПОНЯТИЮ «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ»

Национальные интересы представляют собой гармоничный баланс интересов личности и государства в таких сферах как: экономическая, внутриполитическая, социальная, военная и др. Стремления граждан к экономическому, социальному благополучию и обеспечению национальной безопасности воплощаются в доктрину или концепцию национального интереса. Содержание этой доктрины может отражать следующие параметры:

• геополитические характеристики государства на мировой арене, наличие сторонников и противников, которые потенциально могут нести угрозы государству;

• экономические положение в мировом пространстве, которое отражает степень зависимости от внешних рынков, а также источников сырья и энергии и т.д.;

• общую ситуацию в международных отношениях: преобладание в ней элементов соперничества или партнерства, силы или права.

Большинствоотечественныхизарубежныйисследователейпонятие«национальные интересы» относят к числу инструментальных категорий, которые обозначают цели и средства государств как субъектов международного политического процесса1. Однако такой подход не учитывает всех имманентных характеристик. Данный термин в большей степени можно определить к группе категорий и понятий, которые применяются для изучения феноменов сферы международных отношений. Таким образом игнорируется внутриполитическая составляющая «понятия национальные интересы». В таком случае из исследования исчезают такие вопросы как: особенности исторического развития какого-либо национального сообщества, уровень политической культуры и структур гражданского общества, сложившиеся механизмы формирования национальных интересов и т.д. Таким образом, при данном подходе единственным носителем национальных интересов является государство, которое формулирует и использует их на собственное усмотрение. Поэтому при изучении национальных интересов государства важно учитывать два аспекта и прежде всего это внутренний, основанный на осознании общности (с точки зрения нации в целом) интересов различных социальных слоев и групп, а также и внешний2.

В современной юридической науке интерес как правовая категория получила

1 Кассихина В.Е. Проблема развития национального самосознания в отечественных и зарубежных исследованиях // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011. № 5. С. 33.

2 Савва Е.В. Гражданская нация: конфликты становления // Конфликтология. 2014. № S. С. 69.

25

ISSN 2313-1152

наибольшее выражение в государствах демократического устройства. Это связано с тем, что интересы общества, граждан сливаются воедино с интересами государства, которое обязывается охранять их от всякого рода посягательств. Чтобы обеспечить их реализацию, через свои законотворческие органы государство облекает интересы общества в правовую форму, т.е. отражает их в законе.

Для понимания основных путей реализации национальных интересов необходимо рассмотреть их политические основы. Под политическими основами мы понимаем совокупность положений, в которых сформулированы национальные интересы России, содержащиеся в государственных правовых и политических документах, в документах политических партий и общественных организаций России.

Впервые в России постсоветского периода основные положения o «жизненно важных интересах» и безопасности были закреплены в Законе РФ N 2446-I “О безопасности” (от 5 марта 1992 г.). В нем были впервые сформулированы такие принципиальные понятия, как: «безопасность», «жизненно важные интересы», «угрозы безопасности». Термин «национальные интересы» в данном законе заменяется термином «жизненно важные интересы». Их формулировка звучит следующим образом: «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства»3. На сегодняшний день Закон РФ N 2446-I “О безопасности” (от 5 марта 1992 г. ) утратил силу, в связи c принятием ФЗ от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ “О безопасности”. Согласно данному закону деятельность по обеспечению безопасности и реализации национальных интересов состоит из:

• прогнозирования, анализа и оценки существующих угроз безопасности;

• определении направлений государственной политики и планирование действий по обеспечению безопасности;

• правового регулирования в области обеспечения государственной безопасности;

• применения мер c сфере экономики для обеспечения безопасности;

• обеспечения разработки, производства и внедрения современного военного вооружения;

• деятельности научных центров в области разработок для обеспечения национальной безопасности;

• контроль за исполнением своих полномочий федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления;

• финансирование мероприятий по обеспечению национальной безопасности, а также контроль за их расходованием;

• международное сотрудничество для обеспечения национальной безопасности и

др4.

Национальные интересы России являются конституционно-правовой категорией, так как представляют собой наиболее важные интересы государства, обусловленные потребностями самосохранения и развития российской государственности,

3 Закон РФ “О безопасности” (утратил силу) от 5 марта 1992 г. N 2446-I [Электронный ресурс] //Гарант: информационноправовой портал. URL: http://base.garant.ru/10136200/#ixzz3XOwEXFYI

4 Федеральный закон РФ “О безопасности” от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/12181538/#ixzz3XOwuhN98

26

Научно-практический журнал “Государство и право вXXI веке” № 2/2015

закрепленными в Конституции РФ. Тот факт, что эти интересы могут реализовываться в различных сферах общественных отношений, не влияет на их классификацию в качестве конституционно-правовых, поскольку и само конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества5. На наш взгляд, основополагающие национальные интересы Российской Федерации отражены в ее Конституции, так как общечеловеческие ценности, будучи закрепленными в Конституции государства, приобретают свойство конституционных ценностей. Таким образом, закрепляя общечеловеческие ценности, фиксируя позитивные цели и задачи государства и являясь фундаментом развития общественных отношений, Конституция не может не содержать в себе основных и долгосрочных национальных интересов. В преамбуле Конституции РФ говорится, что она принимается многонациональным народом России, «утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство... возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократических основ, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества». Исходя из этого, можно сделать вывод, что основными или неизменными интересами для Российской Федерации являются обеспечение прав и свобод человека, сохранение суверенитета и государственного единства, построение гражданского общества, развитие демократии, решение экономических проблем, усиление позиций России и ее авторитета на международной арене6.

Помимо Конституции РФ термин «национальные интересы» которых упоминается в следующих правовых актах: ФЗ от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ “О безопасности”7, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Президентом РФ от 12 мая 2009 г. N 537 “О “ (с изменениями и дополнениями)8, Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 12 февраля 2013 г.)9, Военная доктрина Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 29 декабря 2014 г.)10 Национальные интересы, требуя правового обоснования, стали объектом повышенного внимания со стороны всех ветвей государственной власти. Этому свидетельствует тот факт, что на сегодняшний день, правовое регулирование национальной безопасности осуществляется на основе «более чем 70 федеральных законов, более 200 указов Президента РФ, около 500 постановлений Правительства РФ»11.

5 Сплавская Н.В. Значение языка российского законодательства в современной законотворческой деятельности // Государство и право в XXI веке. 2014. № 1. С. 21.

6 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req= doc;base=LAW;n=2875

7 O безопасности (от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ) [Электронный ресурс] // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/12181538/

8 Указ Президента РФ “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года” от 12 мая 2009 г. N 537(с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http:// base.garant.ru/195521/#ixzz3XOhiBjVt

9 Концепция внешней политики Российской Федерации (Утв. Президентом РФ от 12 февраля 2013 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ. URL: http://www.mid.rU/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7 DA644257B160051BF7F

10 Военная доктрина Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 29 декабря 2014 г.) I [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: (http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d527556bec8deb3530.pdf

11 Крохина Ю.А. Контроль реализации стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года /Ю.А.Крохина // Законодательство. 2012. № 3.

27

ISSN 2313-1152

Для поиска наиболее точной формулировки понятия «национальных интересов» и проблеме его толкования в праве, следует обратиться к определению «национальных интересов Российской Федерации», закрепленному в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, которая определяет их следующим образом: «национальные интересы Российской Федерации» — это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства12. В данной трактовке определения «национальных интересов Российской Федерации», по мнению автора, не отражается сущность демократического государства. Это связано с тем, что законодатель потребности государства ставит на первое место, а затем уже идут потребности общества и личности. Тем самым проявляется повышенная роль государства как субъекта правоотношений, его выделение как самостоятельного субъекта. Поэтому интересным является то, какая роль отведена личности, какая обществу в разработке правовой основы национальных интересов. От решения этих вопросов зависит и решение проблемы правового обеспечения - национальных государственных интересов России13.

Стратегия служит ориентиром для субъектов правоотношений, т.е.направляет их действие согласно общегосударственному курсу14. В ст.3 Стратегии национальной безопасности до 2020 г. национальные интересы и стратегические национальные приоритеты подразделяются на: интересы долгосрочной перспективы, внутренние и внешние потребности государства в целях обеспечения национальной безопасности, приоритеты устойчивого развития, основные приоритеты национальной безопасности. Интересы долгосрочной перспективы состоят в:

• развитии демократии и гражданского общества;

• развитии конкурентоспособности отечественной экономики;

• обеспечении территориальной целостности России, незыблемости суверенитета и конституционных основ государства;

• превращении России в всемирную державу, которая обеспечивает поддержание стабильности во всем мире.

Следует отметить, что именно закон может наиболее эффективно регулировать и четко определять национальные интересы многонационального российского общества, поэтому чрезвычайно важным принципом законодательной деятельности должна стать приоритетность национальных интересов России, возведенная в ранг идеологической основы государственной политики.

12 Указ Президента РФ “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года” от 12 мая 2009 г. N 537 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http:// base.garant.rn/195521/#ixzz3XOhiBjVt

13 Ветрила Е.В. Перспективы совершенствования правового регулирования уголовно-процессуальных правоотношений в стадии возбуждения уголовного дела // Государство и право в XXI веке. 2014. № 2. С. 27.

14 Дружинина А.В. К вопросу о правовом регулировании социально-экономических отношений в связи с принятием в состав россии новых субъектов // В сборнике: предпринимательство в россии. взаимодействие государства и бизнеса. Материалы II международной научно-практической конференции. Саратов, 2015. С. 20.

28

Научно-практический журнал “Государство и право вXXI веке” № 2/2015

Литература

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/onlme.cgi?req= doc;base=LAW;n=2875

2. Федеральный закон РФ “О безопасности” от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://base.ga-rant.ru/12181538/#ixzz3XOwuhN98

3. Указ Президента РФ “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года” от 12 мая 2009 г. N 537 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://base.ga-rant.ru/195521/#ixzz3XOhiBjVt

4. Концепция внешней политики Российской Федерации (Утв.Президентом РФ от 12 февраля 2013 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ. URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B 160051BF7F

5. Военная доктрина Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 29 декабря 2014 г.) I [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: (http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d527556bec8deb3530.pdf

6. Закон РФ “О безопасности” (утратил силу): от 5 марта 1992 г. N 2446-I [Электронный ресурс] //Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://base.ga-rant.ru/10136200/#ixzz3XOwEXFYI

7. Ветрила Е.В. Перспективы совершенствования правового регулирования уголовно-процессуальных правоотношений в стадии возбуждения уголовного дела // Государство и право в XXI веке. 2014. № 2. С. 27-31.

8. Дружинина А.В. К вопросу о правовом регулировании социально-экономических отношений в связи с принятием в состав россии новых субъектов // В сборнике: предпринимательство в россии. взаимодействие государства и бизнеса. Материалы II международной научно-практической конференции. Саратов, 2015. С. 20-21.

9. Кассихина В.Е. Проблема развития национального самосознания в отечественных и зарубежных исследованиях // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011. № 5. С. 33-37.

10. Крохина Ю.А. Контроль реализации стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года /Ю.А.Крохина // Законодательство. 2012. № 3. С. 43-46.

11. Савва Е.В. Гражданская нация: конфликты становления //Конфликтология. 2014. № S. С. 66-69.

12. Сплавская Н.В. Значение языка российского законодательства в современной законотворческой деятельности // Государство и право в XXI веке. 2014. № 1. С. 18-21.

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.