Научная статья на тему 'СУБЪЕКТНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СУБЪЕКТНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурикова Я. А.

В статье рассматриваются проблемы и перспективы нравственного воспитания студентов учреждений среднего профессионального образования, описываются психологические особенности, влияющие на эффективность воспитательной работы, основные требования и принципы ее организации с позиции субъектно-деятельностного подхода в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

практической деятельности Тайгинского института железнодорожного транспорта (филиала ОмГУПСа), можно сделать следующие выводы:

1. Совмещение различных инновационных технологий приводит к повышению качества и успеваемости обучения обучающихся, а, следовательно, к более высокому уровню усвоения учебного материала.

2. Применение интегрированных учебных занятий повышает уровень заинтересованности темой учебного занятия и способствует благоприятному психоэмоциональному состоянию обучающихся.

3. Планирование и проведение учебных занятий с сочетанием нескольких технологий способствует формированию у обучающихся творческого и критического мышления, заинтересованного отношения к процессу познания, самостоятельности, самооценки, а также позволяет преподавателю добиться запланированного результата в постоянно изменяющихся условиях образовательного процесса.

Поэтому, просто необходимо, чтобы традиционные и инновационные образовательные технологии были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.

Список литературы:

1. Викулова Я.В. Проблема выбора и применения современных педагогических технологий в учебных заведениях НПО и СПО [Электронный ресурс] / Я.В. Викулова // Сибирский Федеральный университет. - Режим доступа http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2010/section15.html.

2. Железнякова Т.П. Интеграция образовательных технологий [Электронный ресурс] / Т.П. Железнякова // Статья на сайте «Инфоурок». - Режим доступа: http://infourok.ru/statya-i-prezentaciya-integraciya-obrazovatel-nih-tehnologiy-707967.html.

СУБЪЕКТНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Сурикова Я.А.1

Санкт-Петербургский технический колледж, г. Санкт-Петербург

В статье рассматриваются проблемы и перспективы нравственного воспитания студентов учреждений среднего профессионального образования, описываются психологические особенности, влияющие на эффективность воспитательной работы, основные требования и прин-

1 Преподаватель, кандидат психологических наук.

ципы ее организации с позиции субъектно-деятельностного подхода в образовании.

Ключевые слова: нравственное воспитание, субъектно-деятельност-ный подход, развитие личности, профилактика девиантного поведения.

Политические и социально-экономические реалии современного мира убедительно показали, что общественного развитие и безопасность целых стран во многом зависит от человеческого фактора, в том числе воспитания молодежи. Необходимость усиления внимания к вопросам воспитания подрастающего поколения, профилактике негативных явлений в молодежной среде подчеркивается в выступлениях Президента РФ, Национальной доктрине образования РФ, Законе об образовании РФ, федеральных государственных стандартах, целевых программах и др.

Безусловно, наиболее значимая роль в воспитании нравственных качеств принадлежит семье и школе, однако и в период юности актуальными остаются проблемы формирования и развития активной социальной позиции, мировоззрения на основе общечеловеческих ценностей, способности к сопротивлению негативному влиянию окружающей среды. Практика показывает, что для значительной части подростков, поступающих в учреждения среднего профессионального образования, характерным является наличие негативного учебного и жизненного опыта в целом, трудности планирования своей жизни, семейное неблагополучие, негативное влияние окружения сверстников, недостаточно сформированное чувство ответственности, самостоятельности, способности к саморегуляции, конструктивному отреаги-рованию и осмыслению негативных эмоций. Вместе с тем, именно в этом возрасте многие молодые люди сталкиваются с ситуациями, требующими проявления личностной позиции на основе понимания и принятия ключевых гуманистических ценностей. Все это определяет необходимость целенаправленной деятельности по развитию нравственных качеств у студентов.

Проблема нравственного воспитания традиционно относится к одной из самых дискуссионных в философской, педагогической, психологической литературе. На сегодняшний день существуют различные концепции нравственного воспитания, описаны технологии и методы практической деятельности семьи, дошкольных образовательных учреждений, школы, высших учебных заведений, разрабатываются критерии и способы мониторинга нравственных качеств детей и подростков. Вместе с тем, недостаточно освещенными являются вопросы развития нравственных качеств у молодежи, обучающейся в средних профессиональных образовательных учреждениях в то время как в практической области данная проблема становится все более и более актуальной, как в связи с развитием системы среднего профессионального образования, так и в связи с психологическими особенностями современного поколения студентов. Это требует разработки новых подходов, содержания, методов и приемов обучения и воспитания студентов, ко-

торые способствовали бы сохранению и воспроизведению нравственных гуманистических ценностей в молодежной среде, позволяли бы преодолеть возможные деформации нравственно-ценностного развития старших подростков, повысить эффективность работы по профилактике девиантного (в том числе аддиктивного) поведения.

Проблема формирования и развития нравственных ценностей и качеств, поиска эффективной системы образования, которая бы содействовала становлению морального мировоззрения, развитию мировоззренческой активности и ответственности личности на основе принятия ее гуманистических ценностей традиционно привлекала внимание многих исследователей. В фокусе внимания ученых находятся вопросы осмысления сущности морали и гуманистических ценностей в контексте воспитательной системы семьи и школы (О.С. Богданова, Н.И. Болдырева, Л.А. Высотина, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьен-ко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.), возрастные аспекты формирования нравственных качеств личности (Е.В. Бондаревская, Д.И. Водзин-ский, А.И. Кирьянов, Л.Н. Куликов, Д.Б. Эльконин и др.), особенности работы по формированию нравственных качеств у детей и подростков группы риска (А.С. Макаренко, Н.И. Новиков и др.), психологические закономерности и механизмы нравственного становления и развития человека на протяжении жизненного пути (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, А.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.В. Роджерс и др.) и др.

Идея неотрывность, неразделимости обучения и нравственного воспитания рассматривалась в трудах античных и средневековых мыслителей (Аристотель, В.Г. Гегель, Дж. Локк, Платон, Сократ, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Пес-талоцци и др.). Для отечественной школы воспитания значительный интерес представляют идеи В.Г. Гегеля, К.А. Гельвеция, И.Ф. Герберта, Я.А. Ко-менского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.

Так, Я.А. Коменский акцентировал внимание на значение личности педагога, его саморазвития как примера для детей и подростков, подчеркивал необходимость нравственного воспитания и его влияние на развитие личности человека в целом, считал, что целью воспитания является формирование активной деятельностностной позиции человека на основе понимания, принятия и отстаивания им в реальной жизни гуманистических ценностей.

В трудах Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, Дж. Мильтона, И.Г. Песталоцци рассматривались вопросы, связанные с источниками нравственности и природой человека, предлагались различные системы нравственного воспитания подрастающего поколения. Гельвеций К.А. подчеркивал значимость индивидуального восприятия человеком нравственных ценностей, влияние на детей условий микросреды, противоречий в системе обучения и воспитания дома и в школе. Согласно позиции Д. Дидро, нравственное воспитание является часть государственной политики в целом и развития системы образования, в частности.

Проблема нравственного воспитания как средства духовного спасения и совершенствования человека активно обсуждалась в трудах представителей

различных конфессий. Так, например, в трудах отцов русской православной церкви особое значение приобретали вопросы выбора методов воспитания молодого поколения, понимания сущности мирского и духовного воспитания (святитель Тихон Задонский, митрополит Филарет, Амвросий Оптин-ский, Илларион, Кирилл Туровский, Феофан Затворник и др.).

В трудах К.Д. Ушинского, В.В. Водовазова, А.Н. Острогорского, В.Я. Сто-юнина и др. были теоретически обоснованы и описаны основные методы воспитания таких нравственных качеств, как любовь, доброта, честность, трудолюбие, умение прощать и пр., приведены примеры практического использования предлагаемых рекомендаций. Так, исходя из своих научных взглядов, К.Д. Ушинский создал для начальной школы книги «Детский мир», «Родное слово», в которых на практике изложил программу нравственного воспитания детей, выделил основополагающие качества личности: милосердие, дисциплинированность, правдивость, послушание, добротолюбие, терпение, почитание родителей и др. Значительное место в своих работах К.Д. Ушинский уделил рассмотрению проблемы личности учителя как основного инструмента влияния и воздействия на души детей. Также он подчеркивал значение культуры, общественной жизни как питательной среды, в которой ребенок может на практике усваивать ценности и нравственные устои предыдущих поколений, прочувствовать свою связь с историей страны, народа, своей семьи.

В работах Н.И. Пирогова, Л.С. Выготского, П.Ф. Каптерева, С.И. Гессе-на, М.М. Рубинштейн и др. была озвучена идея нравственного развития как постоянного процесса борьбы человека с самим собой и негативными воздействиями окружающей среды, процесса поиска вдохновения, обретения нравственной свободы мысли путем упражнения в самопознании и самовоспитании, неотделимого от целостного развития личности.

Идеи Л.С. Выготского о взаимосвязи процессов обучения и воспитания, о значимости организации сотрудничества между ребенком и учителем как важного условия создания нравственно-развивающей среды, о необходимости развития воли как высшей нравственной функции впоследствии получила свое практическое подтверждение и развитие в трудах советских психологов и педагогов (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и др.). Настойчивость, самоконтроль, умение подчинять своему влиянию и умение подчиняться, принципиальность, стойкость и прочность нравственных убеждений, сила воли, воспитание характера - данные качества рассматривались как определяющие в структуре личности ребенка в системе советского воспитания. Основными средствами воспитания при этом выступали жизненный опыт, поступки и деятельность окружающих, слово значимого другого, семья, восприятие произведений искусства, особенности общения со сверстниками, наблюдение за природными явлениями, социально значимая деятельность ребенка как члена коллектива.

Идея необходимости учета внутренних, личностных факторов индивидуального развития ребенка в их тесной взаимосвязи с нравственным воспитанием получила свое раскрытие в трудах педагогов-новаторов второй половины 20 в. Так, например, в основе системы обучения Л.В. Занкова лежит понимание индивидуального своеобразия достижений ребенка как единства развития его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных, эстетических возможностей и опыта его сотрудничества с учителями и одноклассниками, которое позволяет ему «выйти за пределы своего я», расширить свои возможности, пережить чувство личного успеха и одновременно единения с другими.

Согласно программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, нравственное воспитание неотделимо от становления ребенка как субъекта разнообразных видом и форм человеческой деятельности, влияние которых имеет возрастную специфику. Следовательно, при выборе методов и способов нравственного воспитания следует исходить не только из конечной цели, но и учитывать ведущий вид деятельности, характерный для того или иного возраста, а также социальную ситуацию развития ребенка. В противном случае даже самые «лучшие» методы и способы воспитания теряют свою эффективность. Так, например, если в младшем школьном возрасте определяющее влияние на формирование нравственных качеств личности оказывает учебная деятельность, то в старшем подростковом и юношеском -интимно-личностное общение, общественно-полезная деятельность, профессиональнее самоопределение.

В технологии К.А. Москаленко урок рассматривается как форма нравственного воспитания школьников путем организации совместной деятельности с учителем. Значимость связующей роли учителя между ребенком и культурой, нравственными ценностями подчеркивает в своих работах и Ш.А. Амонашвили. Задача учителя здесь состоит в том, чтобы включить ребенка в активный процесс самообразования и самовоспитания, стимулируя его активность и обучая новым способам работы, в том числе контроля, оценки, самооценки.

Интересно, что даже на рубеже 20-21 веков, когда многие традиционные ценности подверглись критике и переосмыслению, идеи о том, что личность, ее нравственное ядро формируется, прежде всего, в жизненных отношениях индивида, в которых он выступает субъектом деятельности не потеряла свою актуальность, сместился лишь «центр тяжести», определяющий главные приоритеты в системе воспитания: от коллективной деятельности к процессам индивидуальной самореализации, от воспитания как «преднамеренного создания или корректировки условий для формирования характера, воли, направленности и качеств личности» [24, 22] к воспитанию как процессу жизнетворчества, предполагающему открытость детской души к со-переживанию, состраданию, взаимопомощи, сочетанию признания своей уникальности и способности прочувствовать единение с нравствен-

ными основами жизни людей в целом, самоформирование своего «нравственного образа» (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич и др.). Такой переход спровоцировал многочисленные споры о необходимости целенаправленного процесса воспитания в школе, противники которого ссылаясь на негативный исторический опыт использования школьной среды как идеологического оружия, направленного она формирование личности с заданными свойствами, выступили за идею о том, что школа и учитель должны заниматься только обучением детей. Однако, как показали 90-е годы 20 века такой подход негативно сказался на здоровье и нравственном поведении подрастающего поколения. Печальная ситуация, сложившаяся в связи с ростом наркомании, преступности среди несовершеннолетних, снижении уровня их социальной зрелости явилась одной из причин возвращения внимания ученых, педагогов, политических и общественных деятелей к вопросам нравственного воспитания детей и подростков через организацию школьной среды, что получило свое выражение в Национальной доктрине РФ, новых федеральных государственных образовательных стандартах, целевых проектах и программах воспитания молодежи.

Восстановление воспитательного процесса в образовательных учреждениях в новых социально-экономических и политических условиях заставило пересмотреть ключевые приоритеты развития личности школьника, активизировала поиск таких педагогических методов и способов воспитания, которые, с одной стороны, позволяли бы проявляться субъектности ребенка, с другой - создавали бы условия для формирования некого общего нравственного смысла бытия. Наиболее отчетливо данная идея получила свое выражение в психологических концепциях развития личности как субъекта жизненного пути, который, в свою очередь, согласно В.Р. Манукян, можно представить, как «процесс самореализации личности в тех или иных актах социальной деятельности. Самореализация личности в процессе жизненного пути детерминирована смысложизненными и ценностными ориен-тациями, которые выполняют функции побуждения, регуляции и направленности самореализации» [45, 53-54]. Таким образом, положения субъект-но-деятельностного, гуманистического, экзистенциального подходов, рассматривающих личность как активного субъекта, автора и творца собственной жизни (И.В. Абрамова, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, Р. Бернс, А.В. Брушлинский, К.Г. Гольдштейн, В.В. Знаков, А. Маслоу, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм, В. Франкл, М.Г. Яро-шевский и др.) получили новое развитие в условиях современной педагогической реальности.

Современные педагогические концепции, исходя из идей целостности учебно-воспитательного процесса и активности личности, подчеркивают, что ученик является субъектом воспитательной системы, а формирование нравственных качеств неразрывно связано с организацией внутренней жизни личности. Единицей этого внутреннего мира, по мнению многих ученых

(П. Балтес, Д.Б. Бромлей, В.А. Ганзен, Л.А. Головей, А.В. Грибакин, Е.И. Исаев, Н.А. Логинова, В.Ф. Моргун, Н.А. Рыбников, В.И. Слободчи-ков, Н.Ю. Ткачева, Ш. Бюлер, Э. Эриксон и др.) является переживание, эмоционально окрашенный образ которого сохраняется в памяти и служит материалом для осмысления и формулирования жизненной философии человека. На основе биографических переживаний формулируются жизненные планы и цели личности, определяются приоритетные направления жизнедеятельности [43]. Следовательно, нравственное воспитание будет успешным только тогда, когда будет направлено на организацию личностно и социально значимой предметно-практической деятельности, создающей определенный эмоционально-мотивационный фон, стимулирующий развитие нравственных чувств ребенка и подростка, расширяющих границы его жиз-нетворчества и самоопределения в существующих социальных условиях и контекстах. Для реализации данной идеи на практике требуется признание и понимание педагогом человека в качестве главного объекта и одновременно субъекта воспитания, ориентация на универсальные общечеловеческие ценности и способность учитывать актуальную социально-педагогическую ситуацию, видение «целостности» личности и ее внутреннего мира, способности найти и проектировать те качества личности ребенка, которые понадобятся воспитаннику для саморазвития, саморегуляции и жизнедеятельности в будущем. Результатом нравственного воспитания является не столько и только формирование определенного «списка качеств», но и способность личности понимать воспитательное значение цели, направлять и регулировать собственное поведение в условиях борьбы мотивов, подчиняя свою волю внутреннему закону, основанному на личностном переживании универсальных общечеловеческих ценностей.

Эффективность воспитательного процесса во многом зависит от учеты возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков. Идея возрастного подхода к нравственному воспитанию была обоснована и описана в трудах Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготского, А.Н. Леоньтева, П.Ф. Капте-рева, А.В. Зосимовского, М.Л. Перепелицына, К.Д. Ушинского и др. Однако применительно к различным педагогическим технологиям и практикам нравственного воспитания возрастные и индивидуальные особенности, как правило, рассматриваются в контексте школьного обучения, в то время как психологические особенности студентов среднего профессионального образования зачастую описываются по аналогии со старшими школьниками. Вместе с тем, практикам известно, что данная группа обучающихся имеет свою психологическую специфику.

Во-первых, в колледж зачастую приходят ребята с низким уровнем подготовки по общеобразовательным дисциплинам, имеющие негативный опыт, связанный с освоением тех или иных предметов, обучением в школе в целом, наличием в анамнезе конфликтных ситуаций с педагогами, сверстниками, администрацией образовательных учреждений, родителями. Среди

студентов колледжа значительно выше (по сравнению со старшей школой) и процент обучающихся с девиантными формами поведения. Основными причинами отклоняющегося поведения являются такие, как:

- Девиантная мотивация - это ценности, потребности, убеждения, личностные смыслы - все, что имеет значение для данного человека и побуждает его к анормативной активности. Человеческие потребности - нормальные, например, в комфорте или безопасности -становятся причинами отклоняющегося поведения в тех случаях, когда личность испытывает дефицит в приемлемых способах их удовлетворения.

- Эмоциональные проблемы и тесно с ними связанные трудности саморегуляции. Отклоняющееся поведение, как правило, сопровождается негативными эмоциями или эмоциональными расстройствами, например, агрессией или депрессией. Ведущая роль в происхождении девиантного поведения играет тревога. Эмоциональные проблемы порождают трудности релаксации (расслабления) и саморегуляции в целом. Нарушения также затрагивают регуляцию произвольных действий - целеполагание, планирование, оценку и самоконтроль.

- Негативно--девиантный социальный опыт. Это дезатаптивные поведенческие стереотипы (привычки, навыки), когнитивные искажения и дефициты, подкрепляемые социальными условиями. Это также элементарное отсутствие в опыте индивида позитивных навыков, составляющих основу дезадаптивности личности.

Все это требует от преподавателей колледжа знание методов педагогической коррекции, уметь добиваться позитивных поведенческих изменений в вышеописанных направлениях. Преподавателю, оказывающему помощь студентам с поведенческими девиациями, важно чувствовать уверенность и компетентность в таких вопросах, как этиология, механизмы функционирования, условия и закономерности формирования различных форм отклоняющегося поведения. Особенно важно сформировать адекватные представления и позитивные навыки воздействия на отклоняющееся поведения обучающихся. Важно следовать таким ведущими принципами поведенческой психологии, как: объективность, поведенческая оценка, системность, сотрудничество, своевременность, адекватность и комплексность.

Во-вторых, определенные трудности создает и то, что студенты, попадающие в одну группу, приходят из разных школ района, области, региона. Поступают на обучение и из других стран (Таджикистан, Узбекистан, Белоруссия, Украина и др.), что отражается в неравномерности уровней подготовки по предмету.

В-третьих, студенты колледжа образуют определенную социально-профессиональную группу, ведущей функцией которой является приобретение знаний и умений в области избранной профессии, навыков самостоя-

тельной творческой деятельности, а, следовательно, преподавание общеобразовательных дисциплин должно быть организовано с учетом профиля, получаемого студентами среднего профессионального образования.

В-четвертых, первый курс колледжа является важным этапом адаптации студентов, вовлечения их в учебный процесс, построенный на несколько других, в отличие от школы, основаниях.

В-пятых, период юности, на который приходится студенческий возраст, имеет специфические закономерности и часто характеризуется определённой «кризисностью» развития, в том числе такими явлениями, как максимализм, склонность к «философской интоксикации сознания», экстремальным видам деятельности, проявления негативизма, конфронтации с окружающими, нетерпимости, эмоциональной и волевой неустойчивости, инфантилизма, кризис идентичности (Э. Эриксон) и др. Особенно болезненно этот период проходит в неблагоприятных социальных, прежде всего, семейных условиях. Статистика свидетельствует о том, что среди студентов колледжа значимо выше процент юношей и девушек из неблагополучных семей, семей, испытывающих существенные материальные затруднения, семей с низким социальным статусом. Многие студенты поступают в колледж не столько ради получения той или иной специальности, а ради возможности «быстрее встать на ноги», «начать зарабатывать», «получить хоть какой-то диплом», «не сдавать ЕГЭ». Такие установки негативно отражаются на мотивации обучения, особенностях взаимодействия между студентами и преподавателем.

Вместе с тем, данный возраст имеет и свои ресурсы развития. В этот период происходит интенсивное формирование и развитие мировоззрения, идеалов, убеждений. Так, К.Д. Ушинский отмечал, что возраст 16-20/21 года является решающим с точки зрения формирования ведущей направленности личности. В это время отдельные представления и идеи интегрируются в некую общую схему, во многом определяя направление мыслей человека и его характер. Решаются задачи профессионального и личностного становления. Существенно расширяется опыт социального взаимодействия с различными группами, в том числе с представителями выбранной профессиональной деятельности. Формируется психологическая, личностная, жизненные перспективы (по К.А. Абульхановой-Славской).

В старшем подростковом и юношеском возрасте активность личности в осуществлении жизненной стратегии проявляется, прежде всего, как способность к балансу между желаемым и необходимым, личным и социальным. В свою очередь такой баланс (оптимальный или неоптимальный для личности) устанавливается при помощи инициативы и ответственности. Идеал воспитания в этом возрасте - это активная, творческая, высоконравственная личность, обладающая внутренней свободой и способная к принятию и деятельностному переживанию «высшего нравственного закона» и реализации активной жизненной позиции на основе осознанного отношения к возможностям и ресурсам окружающего мира и себя.

Нравственное воспитание студентов колледжа должно быть направлено на формирование ценностей жизнетворчества как важнейшего фактора психического, социального, психологического здоровья молодежи. Воспитание ответственности, ценности труда и времени, понимания свободы как возможности для развития, а не возможности для избегания является необходимым условием формирование конструктивной жизненной стратегии как одной из важнейших задач, решаемых молодыми людьми во время обучения их в колледже.

Рассматривая особенности сформированности нравственных позиций, В.А. Армавичюте отмечает, что позитивным итогом нравственного развития должны стать: а) достаточный объем, глубина и действенность знаний о нравственных ценностях; б) понимание их правомерности и способность обосновать свое поведение через отношение к ним; в) глубина и преимущественно позитивный характер эмоциональных переживаний, связанных с нравственными ценностями; г) объем и интенсивность нравственно-воле-вых устремлений; д) устойчивость нравственных поступков и их мотивов [8, 11]. Различное сочетание данных качеств отражает уровень осознания нравственных ценностей, или уровень воспитанности, который может быть описан в различных градациях (Е.В. Бондаревкая, Н.К. Голубев, З.И. Васильева, Б.Т. Лихачев, Н.И. Монахов, Л.Н. Тимощенко, М.И. Шилова, Л.М. Фридман и др.).

Рассматривая роль среды в формировании нравственных ценностей, И.С. Батракова, Г.А. Цукерман, М.И. Шилова, Н.К. Щепкина и др. также подчеркивают, что педагогический аспект проблемы состоит в том, чтобы создать такие условия, которые позволили бы объективным ценностям стать субъектно-значимыми, наполненными личными смыслами. Сухое, лишенное эмоций изложение учебного материала, моральная дезориентация, характерная для современного общества, репродуктивный характер обучения, отсутствие личностно-ориентированного подхода, преобладание задач, требующих культуры мышления, но не рассчитанных на культуру чувств, - все это негативно влияет на формирование нравственных ценностей молодежи (Ю.П. Азарова, А.Н. Лук, И.Ф. Харламова и др.). Негативный жизненный опыт, значительный разрыв между ведущими потребностями личности и объективными возможностями среды на фоне социального неравенства, юношеский максимализм, недостаток духовного общения со значимым другим, неудачный выбор профессии, избегание педагогом и родителями актуальных для юноши тем, связанных с его взрослением (юношеская любовь, дружба, проблемы жизни и смерти и др.) могут спровоцировать рост нигилизма и привести к формированию отрицательного эмоционально-рационального отношения к общечеловеческим ценностям, а в крайнем своем проявлении - к переживанию бессмысленности жизни, отрицанию ценности собственной жизни.

Признавая сложность решения задач развития в старшем подростком и раннем юношеском возрасте, В.А. Сухомлинский отмечал, что нравствен-

ное воспитание молодого человека должно строиться на системе знаний, добрых чувств и убеждений, потребности делать людям добро и трудиться ради общего блага. Для того, чтобы сформировать те или иные нравственные ценности нужно включить воспитанника в деятельную заботу о других людях, создавать ситуации, стимулирующие у молодого человека потребность в размышлении над общечеловеческими нормами и ценностями, потребности в самовоспитании. Впоследствии эти идеи получили свое опытно-экспериментальное подтверждение в работах Н.А. Ладзиной, Т.Н. Маль-ковской, Н.Ф. Радионовой и др.

В работах К.А. Абульхановой-Славской, В.И. Слободчикова, Л.Н. Тимощенко и др. в качестве эффективных описаны такие пути помощи молодым людям, как: доверительное общение и обсуждение «случаев из жизни»; анализ собственного жизненного опыта; включение в деятельность, требующую прогнозирования и осмысления целей, ценностей, мотивов и т.п.; избегание прямого давления и морализаторства; обратная связь, последовательность и адекватность воспитательных воздействий.

Березин С.В., Голивкана Е.А., Гноевая О.Г., Макаров В.В., Лисецкий К.С., Романова О.Л., Цукерман Г.А. и др. выделяют такие стратегические цели и задачи педагогической помощи студентам, имеющим проблемы в обучении и поведении, как:

- формирование конструктивной мотивации (позитивных ценностей, ориентации на выполнение социальных требований и самосохранения);

- интеграция индивидуального опыта;

- совершенствование саморегуляции;

- повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов личности;

- выработка жизненно-важных умений;

- устранение или уменьшение проявлений дезадаптивного поведения;

- расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности;

- повышение уровня социальной адаптации.

Более частными и конкретными задачами психологического воздействия на отклоняющееся поведение учащегося могут выступать:

- устранения дефицита в поведенческих репертуарах;

- усиление адаптивного поведения;

- ослабление и устранение неадекватного поведения;

- устранение изнурительных реакций тревоги;

- развитие способности расслабляться;

- развитие способности самоутверждаться;

- развитие эффективных социальных навыков;

- развитие способности к саморегуляции.

Лихачев Б.Т., Васильева З.И., Фридман Л.М. и др. подчеркивают, что педагогу, взаимодействующему с юношей или девушкой для эффективной

воспитательной работы необходимо проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Необходимо на собственном примере обучать студентов приемам установления обратной связи, использовать техники объективного описания поведения, а не морализаторства. Следует помнить, что в этом возрасте критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы. Более эффективным является объективной описание конкретного поведения (слов, действий и пр.), не давая при этом никакой оценки. Лучше показать негативные последствия поведения, убедительно продемонстрировав, что, например, агрессия, больше вредит самому молодому человеку. Очень важно в этом возрасте также указывать на возможные конструктивные способы поведения, учить замечать позитивные изменения в окружающем мире, других людях, самом себе, опираться на эти сильные стороны, поддерживать себя и близких.

Понимание педагогом значимости формирования нравственных качеств студентов как ведущей возрастной задачи развития, активизация мировоззренческой активности обучающихся, готовность и способность говорить с молодыми людьми на непростые темы, активизировать их интерес к нравственным проблемам, умение стимулировать поиск и переживание «возвышающих» личность ценностей в ситуациях морального выбора, а также учитывать интересы и потребности воспитанника может не только компенсировать негативное воздействие окружающей среды, но и задать новые ориентиры для развития личности. Иными словами, педагог должен воспринимать студента не только как личность, но и как активного субъекта диалога, а главным инструментом воспитания служит организация деятельности среды.

Субъектно-деятельностный подход в нравственном воспитании студентов предполагает:

1. Целенаправленную работу по формированию нравственных ценностей студентов.

Задача развития нравственных качеств у студентов должны быть выделена преподавателем как значимая и существенная, только так можно сделать процесс формирования и развития нравственных ценностей у студентов управляемым, системным и комплексным. Планирование и реализация системных педагогических воздействий по формированию нравственных ценностей в процессе профессионального обучения позволяет создать безопасную, развивающую среду, способствует личностному росту и развитию студентов, формированию у них профессионально значимых качеств.

2. Взаимодействие со студентами на принципах признания равной субъ-ектности и преподавателя (учителя), и обучающегося, использование комплекса методов и форм работы, ориентированных на развитие творческих сил студентов, принятия ими ценностей личности, выступающей активным субъектом собственной жизнедеятельности.

Любые занятия и внеклассные мероприятия способны воспитывать и вызывать интерес только в том случае, если они предусматривают активность студента как субъекта образовательного процесса, строятся не вокруг привычных штампов и формальных учебных вопросах, но вокруг актуальных для студентов, «безответных» нравственных проблемах, отражающих личностные отношения молодого человека к окружающему миру, другим людям, самому себе. Без сопереживания, нравственного спора, принятия Другого как равного собеседника нет и нравственного воспитания. Основным способом нравственного воспитания при этом является создание эмоционально значимой ситуации, воспринимаемой обучающимся как задача нравственного выбора. Это способствует мобилизации внутренних ресурсов личности, стимулирует мировоззренческую активность, учит принимать ответственность за себя и свои поступки, видеть даже за «формальными» учебными задачами личностно-значимые смыслы.

3. Использование здоровьесберегающих технологий, соответствующих основным задачам развития личности с целью организации опережающей профилактики социально-педагогической и психологической дезадаптации.

Согласно субъектно-деятельностному подходу в основе модели обучения старших подростков и юношей должна лежать не идея передачи фрагментарных знаний по отдельным предметам, а прежде всего, выработка положительного психологического и эмоционального настроя студента к проблеме обучения, жизни, окружающей среде. Особенно это важно в связи с тем, что с высоким процентом распространения различных форм зависимого поведения (курение, употребления алкоголя, наркотических веществ) среди студентов колледжа.

Не секрет, что к моменту обучения в колледже студенты располагают достаточно обширной информацией о курении, алкоголе, наркотических веществах, однако объем знаний зачастую не отражает ни их качественное осмысление, ни наличие адекватной психологической защиты, здоровых установок ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению психоактивных веществ. Таким образом, от каждого преподавателя колледжа требуется умение не только донести содержание своего предмета, но и построить модель превентивного обучения (А. Айхорн, Я.И. Гилинский, А.И. Долгова, Е.В. Змановская, Я.И. Юнацкевич и др.). При планировании занятия преподаватель должен опираться на следующие закономерности превентивного обучения:

Вероятность приобщения в психоактивным веществам снижается, если:

- студенты критически относятся к своему поведению, обучены рефлексии и самоанализу;

- если поощряется вера в свои силы, признается уникальность каждого;

- если обучающиеся умеют распознавать опасные ситуации, принимать рациональные решения;

- если молодые люди обучены распознаванию ситуаций группового давления и располагают навыками сопротивления давлению.

Исходя из этого преподавателю рекомендуется в данной модели активно использовать такие методы работы, как групповое обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и упражнения - энер-гизаторы. Рекомендуется использование техник объективного описания поведения, опора на положительные стороны личности, акцент на формирование позитивной перспективы.

4. Отбор содержания образования с учетом актуальной для молодых людей ценностной тематики и особенностей возраста обучающихся, использование в работе текстов и дилемм, способных вызвать глубокий эмоциональный и нравственный отклик, поставить молодого человека перед проблемой, которая заинтересует его, побудит к самостоятельному размышлению и нравственному выводу.

Рубинштейн С.Л. отмечал, что что «всякая эффективная воспитательная работа имеет внутренним условием собственную нравственную работу вос-питуемого, которая завязывается в каждом, сколько-нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей, при наблюдении последствий человеческих поступков - того, как наши поступки сказываются на других людях и поступки других людей на нас самих. Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направлять. В этом главное» [54]. Субъектно-дея-тельностный подход к формированию нравственных ценностей студентов колледжа предполагает, что для определения ключевых направлений педагогического воздействия необходимо учитывать имеющуюся специфику учебной группы и индивидуальные особенности воспитанников. Для более эффективного планирования воспитательной работы следует определить ключевые вопросы (темы) с учетом психологических особенностей студентов той или иной учебной группы. В процессе работы конкретный учебный материал соотносится с той или иной проблемой. Наличие общей тематической схемы также позволяет преподавателю не упустить основные цели и задачи воспитания, подбирать материал, поднимающий различные аспекты нравственного развития студентов.

Важным при этом является учет индивидуальных интересов и потребностей студентов, признание их права на собственный эстетический и нравственный опыт с учетом актуальной социальной ситуации. Например, использование в работе со студентами как канонических, классических, так и современных текстов, что, с одной стороны, способствует сохранению культурной традиции, воспитанию уважения к классическим образцам, с другой, - позволяет исподволь развивать социальный интеллект и художественный вкус, используя возможности современной литературы.

Использование текстов, подразумевающих необходимость выбора читателем определенного нравственного решения, выработки собственной позиции соответствует также и возрастным особенностям студентов, чей интеллект направлен на поиск общих регулятивных принципов, а при анализе поступков других людей ярко и категорично прослеживается стремление рассматривать каждый частный случай сквозь призму каких-то универсальных законов и правил. Преподавателю этот прием позволяет ненавязчиво включаться в естественный процесс нравственного развития личности.

Содержание образования (в том числе и его формы, и методы) становится личностно значимым только в том случае, если в нем имеется возможность для самоутверждения обучающегося, реализации его субъектной, «бытийной» (по А. Маслоу) сущности, т.е. в том случае если студент становится соавтором урока. Для этого преподавателю необходимо уважительно относиться к личности студента, придерживаться непринужденной манеры общения, искреннего и дружелюбного тона, поощрять высказывания собственного мнения, настраивать обучающихся на поддержание эмоционально-делового контакта, благоприятного для дискуссии. Анализ практики использования приемов недирективного обучения К. Роджерса, Я-концепции Р. Берна, приемов бесед и этических дискуссий Б.Т. Лихачева, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. показали, что открытость, вера учителя в ученика, эмпатия, способность чувствовать эмоциональный настрой класса / группы, формировать его, умение привить своим воспитанникам культуру диалога является важнейшим условием эффективности нравственного воспитания.

Учитывая возраст студентов колледжа, преподавателю следует стараться занимать позицию не воспитателя, а «фасилитатора» (по К. Роджерсу) нравственного становления и развития воспитанников. Это способствует развитию у студентов чувства собственного достоинства, повышает мотивацию к достижению успеха, формирует внутреннюю мотивацию обучения, стремление к самовоспитанию, к диалогу с преподавателем и одногруппни-ками. При таком подходе учение рассматривается как взаимодействие, в ходе которого меняются обе стороны образовательного процесса - и преподаватель, и студент (А.А. Бодалев, В.В. Давыдов, Х.И. Лийметс, В.Я. Ляу-дис, Д.Б. Эльконин). Таким образом, создаются предпосылки для осуществления высшего уровня человеческого общения - духовного (по М.М. Бахтину), а через него - открываются возможности для воспитания личности. Особое внимание при этом следует уделять созданию условий для рефлексии студентами своей деятельности: предметной (что я делал?), процессуальной (как я делал?), ценностной (для чего я это делал?), личностной (что для меня было легко (трудно)? Доволен ли я своей работой? За что я хочу похвалить себя или кого-то из товарищей?).

Таким образом, для современной ситуации развития среднего профессионального образования характерно высокая востребованность эффективных методов и способов нравственного воспитания молодежи с учетом их

возрастных и психологических характеристик. В условиях снижения уровня подготовки обучающихся, поступающих в колледж, роста числа девиант-ных подростков и подростков из неблагополучных семей, распространенности различных форм аддиктивного поведения среди студентов учреждений среднего профессионального образования проблема формирования у них нравственных ценностей, «культуры» сопротивления негативному влиянию окружающей среды, стремления к преодолению трудных жизненных ситуаций и самовоспитанию является как никогда актуальной.

Нравственное воспитание представляет собой преднамеренное создание условий или их корректировку, направленных на формирование личностных качеств, отражающих активность субъекта в осмыслении, освоении и преобразовании им ценностно-смыслового пространства мира на основе принятия и переживания в качестве некоторого «морального фундамента» общечеловеческих ценностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каждый возрастной период, новый этап становления личности отличается своим психологическим своеобразием, которое наиболее ярко проявляется в системе его отношений к миру, другим людям, себе, социальной ситуации развития, восприимчивости к тем или иным воздействиям (сензетивности), ведущей деятельности. Для студентов колледжа характерны неравномерность познавательного, эмоционального и социального развития, юношеский максимализм, амбивалентное отношение к учебе, наличие негативного жизненного опыта, потребность в осознании и поиске себя, своего места в мире, выработке определенной мировоззренческой позиции. Эти особенности подчеркивают значимость педагогической деятельности, направленной на формирование нравственных ценностей на основе принципов субъектной активности студентов, уважения к ним, создания ситуаций, связанных с получением молодыми людьми опыта переживания морального выбора.

Субъектно-деятельностный подход в организации взаимодействия преподавателей и студентов старшего подросткового и юношеского возраста позволяет повысить воспитательный потенциал образовательного учреждения. Данный подход включает в себя требование признания задач нравственного воспитания и развития как приоритетных, учет психологических особенностей воспитанников и выстраивание отношений с ними на принципах диалога, сотрудничества, сотворчества, сопереживания, использование методов и приемов активизации мыслительной деятельности обучающихся средствами предмета, стимулирования их интереса к нравственным проблемам, принятия ответственности за свои решения и поступки. Использований технологий субъектно-деятельностного подхода способствует благоприятному нравственному климату на занятиях, позволяет оптимально учесть индивидуальные и возрастные особенности студентов, комплекс обстоятельств, связанных с их жизненным опытом, условиями жизни, факторами внешней среды, а также использовать имеющиеся внешние и внутренние ресурсы развития личности.

Список литературы:

1. Аболина Е.О. Педагогические условия социализации учащихся в образовательном процессе профессионального лицея: автореф. дис. канд. пед. наук / Е.О. Аболина. - Чита, 2009. - 23 с.

2. Абульханова-Славская, К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001.- 304 с.

3. Акутина С.П. Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса: дис. ... канд. пед. наук / С.П. Акутина. - Н. Новгород, 2003. - 228 с.

4. Амонашвили Ш.А. Созидая человека / Ш.А. Амонашвили. - М.: Педагогика, 1982. - 93 с.

5. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 384с.

6. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение / С.Ф. Анисимов. - М.: Мысль, 1988. - 239 с.

7. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Л.И. Анцыферова. - М.: Педагогика, 1981. - С. 3-24.

8. Армавичюте В.А. Нравственное воспитание учащихся средних учебных заведений: учеб. пособие / В.А. Армавичюте. - Вильнюс, 1989. - 286 с.

9. Артюхович Ю.В. Ведущие ориентационные ценности духовного мира студенчества XXI века / Ю.В. Артюхович // Современность и духовно-нравственное развитие личности: матер. межрегион, науч.-практ. конф. I секция: Духов, мир человека как общенауч. проблема. - Ставрополь, 2002. - С. 16.

10. Асатрян М.О. Использование метода активного социологического тестирования, анализа и контроля при разрешении проблемных ситуаций / М.О. Асатрян, Н.В. Матыцина, Т.А. Мигина // Технология акмеологических методов обучения: сб. науч. тр.: - СПб, 2001. - С. 56.

11. Ахмедова Г.У Педагогические условия формирования общечеловеческих нравственных ценностей средствами иностранного языка (на материалах вузов Республики Таджикистан): дис. ... канд. пед. наук / Г.У Ахмедова. - Душанбе, 2009. - 172 с.

12. Бабурова И.В. Воспитание ценностных отношений школьников в образовательном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.В. Бабурова. -Смоленск, 2009 - 45 с.

13. Бегидова С.Н. Акмеологические детерминанты профессионального становления личности / С.Н. Бегидова // Вестник Адыг. гос. ун-та. - Майкоп, 2012. - № 1 (95). - С. 28-31.

14. Бодалев A.A., Караковский В. А., Новикова Л.И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях / А.А. Бодалев, В.А. Караковский, Л.И. Новикова // Педагогика. - 1991. - № 5. - С. 34-41.

15. Бодалев A.A. О некоторых психолого-педагогических аспектах нравственного самовоспитания / А.А. Бодалев. - М., 1979. - С. 157-163.

16. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1972. - С. 37-68.

17. Вейт М.А. Нравственное самосовершенствование в ходе учебно-воспитательного процесса / М.А. Вейт, Н.В. Васильев // Педагогические и медико-биологические проблемы развития, воспитания и обучения учащихся. - Липецкс, 1993. - Вып. 3. - С. 3-6.

18. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М., 1991. - 207 с.

19. Ворохова Н.Х. Мониторинг моральных ценностей и ценностных ориентаций студентов экономических колледжей / Н.Х. Ворокова, Н.Г. Ему-зова // Вест. ун-та Рос. Акад. Образования. - 2009. - № 5 (48). - С. 95-98.

20. Ворохова Н.Х. Формирование нравственно-ценностных ориентаций учащихся колледжа на основе использования проблемных жизненных ситуаций: дис. ... канд. пед. наук / Н.Х. Ворохова. - Нальчик, 2012. - 196 с.

21. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие / под. ред М.И. Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240 с.

22. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выгосткий. - М.: Педагогика, 1991. - 90 с.

23. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. -М., 1984. - 335 с.

24. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. В 2 ч. / И.З. Гликман. -М.: Академия, 2008. - 256 с.

25. Даутова О.Б. Новая идеология ФГОС: реализация системно-деятель-ностного подхода в образовании / О.Б. Даутова, И.В. Муштавинская. - М.: Русское слово, 2015. - 126 с.

26. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / И.В. Дубровина. - М.: Педагогика, 1987. - 184 с.

27. Емельянова И.Е. Формирование профессионально-ценностных ори-ентаций будущих учителей в процессе педагогической практики в школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.Е. Емельянова. - М., 2009. - 23 с.

28. Ефименко Е.А. Педагогические условия формирования духовно-ценностной сферы личности студентов / Е.А. Ефименко // Вестник Адыг. гос. ун-та. - 2010. - № 1 (56). - С. 34-36.

29. Журтова Н.Х. Выявление системы нравственных отношений студентов средних специальных учебных заведений / Н.Х. Журтова. - Краснодар: Краснод. ЦНТИ, 2008. - 10 с.

30. Занков Л.В. Беседы с учителями. - М.: Просвещение, 1970. - С. 113120, 137-140.

31. Зацепина М.А. Индивидуальная работа по литературе как средство нравственного воспитания учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.А. Зацепина. - Л., 1985. - 16 с.

32. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с.

33. Каптан Т.Н. Формирование духовных потребностей старшеклассников в процессе учебной и внеурочной деятельности (на опыте изучения литературы): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.Н. Каптан. - М., 1995. - 18 с.

34. Кельцинова И.С. Формирование нравственных качеств подростков в процессе изучения обществознания в школе: дис. ... канд. пед. наук / И.С. Кельцинова. - Якутск, 2006. - 182с.

35. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старшеклассников / Н.А. Кирилова // Вопросы психологии. - 2000. - № 4. - С. 29-37.

36. Коменский Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский // Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 1. - С. 242, 476.

37. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон. -М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

38. Корнилова В.В. Технологический компонент модели формирования нравственных ценностей будущих специалистов по связям с общественностью / В.В. Корнилова // Вестник Адыг. гос. ун-та. - 2010. - № 1 (56). -С. 59-66.

39. Коростылева A.A. Формирование духовных ценностей старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук / А.А. Коростылева. - М., 1992. - 172 с.

40. Куликова Л.Н. Вопросы личностно-профессионального саморазвития студента в целостном педагогическом процессе педагогического вуза / Л.Н. Куликова // Совершенствование профессиональной подготовки студентов педвуза. Межвузовский сборник научных трудов. - Иркутск, 1995. -С. 94-115.

41. Куличева И.А. Инновационные компоненты эстетического воспитания и развития нравственных качеств старшеклассников (на примере изучения литературы в школе): дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2004. - 151 с.

42. Лихачев Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. - М.: Наука, 1996. - 528 с.

43. Логинова Н.А. Биографический метод в психологии и смежных науках: автореф. дис. ... канд. псих. наук / Н.А. Логинова. - Л.: ЛГУ, 1975. - 18 с.

44. Макаров В.В. Первичная профилактика наркологических заболеваний у подростков / В.В. Макаров // Вопросы наркологии. - 2001. - № 3. -С. 22-25.

45. Манукян В.Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода: дис. ... канд. психол. наук / В.Р. Манукян. - СПб., 2003. -217 с.

46. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников / И.С. Марьенко. - М.: Просвещение, 1980. - 183 с.

47. Махмадалиев С.Г. Теоретические основы формирования нравственной культуры старшеклассников в процессе изучения художественной лите-

ратуры (на материалах общеобразовательных школ республики Таджикистан): дис... канд. пед. наук / С.Г. Махмадалиев. - Курган-Тюбе, 2010. - 166 с.

48. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников: Новые практики формирования и оценивания: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. О.Б. Даутовой, Е.Ю. Игнатьевой. - СПб.: КАРО, 2015. - 126 с.

49. Миляева О.С. Формирование нравственных качеств учащихся начальных классов на уроках гуманитарного цикла: дис. ... канд. пед. наук / О.С. Миляева. - Липецк, 2001. - 222 с.

50. Полякова A.A. Аксиологический потенциал личности: сущностные особенности, педагогические функции / A.A. Полякова // Вестник Адыг. гос. ун-та. Майкоп. - 2011. - № 3 (84). - С. 81-86.

51. Попова Е.В. Ценностный подход в изучении литературы / Е.В. Попова // Литература в школе. - 1997. - № 7. - С. 23-29.

52. Проблемы и пути повышения эффективности воспитания студенческой и учащейся молодежи // Теория и практика воспитательной работы в высшей школе: матер. Всерос. науч.-практ. конф., 21-23 марта 2000 года. -Барнаул: Изд-во БГПУ 2000. - 312 с.

53. Рогова P.M. Мировоззренческий потенциал учебного процесса: опыт и проблемы / Р.М. Рогова // Известия Академии педагогических и социальных наук. - М.; Воронеж, 2004. - Вып. 8. Педагогические традиции в этногенезе. - С. 256-265.

54. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2015. - С. 551-645.

55. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности / Л.И. Рувин-ский. - М.: Наука, 1981. - С. 8-51.

56. Савкина Г.П. Педагогические условия освоения подростками нравственных ценностей: дис. ... канд. пед. наук / Г.П. Савкина. - М., 1993. -175 с.

57. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования / Ю.В. Сенько. - М.: Изд-во «Академия», 2012. - 240 с.

58. Скрябина A.K. Литературно-творческая деятельность как средство формирования нравственного идеала старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук / А.К. Скрябина. - М., 1976. - 132 с.

59. Слободчиков В.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: уч. пос. для ВУЗов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: «Школьная пресса», 2000. - 416 с.

60. Соболев В.Н. Воспитание нравственных идеалов старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук / В.Н. Соболев. - Минск, 1994. - 168 с.

61. Соловьев Г.Е. Социально-педагогические условия воспитания личностных перспектив старшеклассников: дис... канд. пед. наук / Г.Е. Соловьев. - Екатеринбург, 1994. - 165 с.

62. Сухомлинский В.А. Формирование убеждений молодого поколения / В.А. Сухомлинский // Избранные произведения: В 5-ти т. - Киев: Радяньска школа, 1979. - Т. 2. - С. 5.

63. Тащева А.И. Эмпирическое исследование возрастной динамики смысложизненных представлений от юности к пожилому возрасту / А.И. Тащева // Психология зрелости и старения. - 2002. - № 2. - С. 84-107.

64. Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц / Л.Н. Тимощенко. -М.: Наука, 1983. - С. 35-50.

65. Товарищева Ф.Д. Нравственное воспитание личности с позиций компетентностного подхода / Ф.Д. Товарищева; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО ЯГУ им. М.К. Аммосова Педагогический институт; науч. ред. A.B. Мордовская // Комплексная оценка вуза как мониторинг системы качества образования и воспитания: метод, реком. науч.-метод, конф. -Якутск, 2005. - С. 9-10.

66. Тотиева А.Н. Формирование нравственных ценностей старшеклассников в учебном процессе (на примере обучения литературе): дис. ... канд. пед. наук / А.Н. Тотиева. - Владикавказ, 2002. - 136 с.

67. Ушинский К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. - М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук, 1948-1952. - Т. 8: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. - 1950. - 776 с.

68. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франл. - М.: Прогресс, 1990. - 367 с.

69. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988. - С. 56-57.

70. Фролова Н.В. Оптимизация освоения нравственных ценностей школьной молодежи: дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Фролова. - М., 1994. - 235 с.

71. Холодовский И.И. Воспитание культуры нравственных чувств старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук / И.И. Холодовский. - М., 1992. - 158 с.

72. Христофоров C.B. Воспитание как реконструкция жизненного опыта / C.B. Христофоров // Воспитание: науч. дискуссии и исслед.: сб. науч. тр. по материалам науч. конф.-дискуссии / под ред. Е.В. Титовой. - СПб., 2005. - С. 86-94.

73. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость / О.В. Хухлаева. - М.: Эксмо, 2002. - 208 с.

74. Цукерман Г.А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б.М. Мастеров. - М.: Интерфакс, 1995. - 239 с.

75. Шевкунов А.Н. Педагогика 21 века: практика воспитания гуманизма средствами народно-художественной культуры / А.Н. Шевкунов, Н.С. Бирюкова // Психология и педагогика 21 века: теория, практика и перспективы: сб. матер. 4 междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2016. - С. 62-67.

76. Шендрик И.Г. Самореализация личности в контексте проектирования образования / И.Г. Шендрик // Педагогика. - 2004. - № 4. - С. 36-42.

77. Шилова М.И. Воспитание и самовоспитание нравственных деятельно-волевых черт характера подростков: учеб. пособие / М.И. Шилова, Н.Ф. Яковлева. - Красноярск, 2004. - 258 с.

78. Шкьопу И.К. Формирование нравственных побуждений личности в процессе овладения общечеловеческими и национальными ценностями: (На материале изучения гуманитарных предметов в старших классах средних школ Республики Молдова): дис. ... докт. пед. наук / И.К. Шкьопу. - Тирасполь, 1991. - 238 с.

79. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: «Прогресс», 1996. - 280 с.

80. Яницкий М.С. Ценностные ориентации как динамическая система / М.С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.

81. Янукян М.Д. Формирование нравственных ценностей студенческой молодежи (на примере лингвистических дисциплин): дис. ... канд. пед. наук / М.Д. Янукян. - Карачаевск, 2004. - 146 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.