Научная статья на тему 'Субъект и среда формирования гражданской компетентности в системе среднего профессионального образования'

Субъект и среда формирования гражданской компетентности в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL HIGH EDUCATION SYSTEM / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENTS / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CIVIC EDUCATION / ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / FORMATION OF CIVIL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шепелева Татьяна Евгеньевна

Автором представлен субъектно-средовой подход к процессу формирования гражданской компетентности в системе среднего профессионального образования. В статье актуализировано внимание к учреждениям среднего профессионального образования как социальным институтам, которым принадлежит главенствующая роль в воспитании учащейся молодежи. В современных условиях, когда все ярче и отчетливее признается особая роль проблем воспитания учащейся молодежи, связанных с трудностями адаптации молодежи к современным социально-экономическим условиям, довольно высоким уровнем преступности, наркомании, токсикомании и алкоголизма в молодежной среде, не смотря на профилактические меры, все больше внимания уделяется средовому подходу в воспитании. В контексте, проводимого автором исследования, учреждение среднего профессионального образования выступает средой формирования гражданской компетентности. Субъектом данного процесса является учащаяся молодежь в возрасте 15-19 лет, которая характеризуется рядом психофизиологических и социальных особенностей. Рассмотренные особенности данной возрастной группы, позволили автору утверждать, что формирование гражданской компетентности призвано выступать основной целью и результатом гражданского воспитания учащейся молодежи учреждения среднего профессионального образования. Точка зрения автора полностью вписывается в контекст центрирования современной образовательной системы на личности и ее компетентностной оценке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subject and environment of civic competence formation in professional high education system

Subject-environment approach to the process of formation of civic competence in professional high education system is presented. In the paper institutions of professional high education are emphasized to be as social institutions, which plays the main role in the process of student education. Nowadays issues of student education importance are recognized and are connected with difficulties of student adaptation to the modern social and economic conditions, the fairly high crime, drug addiction, toxicomania and alcoholism rates in the environment of young people, in spite of some professional arrangements, much more consideration is given to an environment approach to the education. In the context of the research institutions of professional high education are considered as environment of civic competence formation. A subject of this process is students aged 15-19, which possesses a set of psychological and social peculiarities. Peculiarities of this age are allowed to affirm that the formation of civic competence should be the main aim and result of civic education of professional high education students. The point of view of the author of the paper is agreed with views of the modern education system, which is centered on a person and his competence estimation.

Текст научной работы на тему «Субъект и среда формирования гражданской компетентности в системе среднего профессионального образования»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 3 (май - июнь) http://mir-nauki.com/vol4-3 .html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/01PDMN316.pdf Статья опубликована 23.05.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:

Шепелева Т.Е. Субъект и среда формирования гражданской компетентности в системе среднего профессионального образования // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 3 http://mir-nauki.com/PDF/01PDMN316.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 377

Шепелева Татьяна Евгеньевна

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Россия, Ростов-на-Дону

Колледж «Экономики, управления и права» Замдиректора по УВР E-mail: [email protected]

Субъект и среда формирования гражданской компетентности в системе среднего профессионального образования

Аннотация. Автором представлен субъектно-средовой подход к процессу формирования гражданской компетентности в системе среднего профессионального образования.

В статье актуализировано внимание к учреждениям среднего профессионального образования как социальным институтам, которым принадлежит главенствующая роль в воспитании учащейся молодежи. В современных условиях, когда все ярче и отчетливее признается особая роль проблем воспитания учащейся молодежи, связанных с трудностями адаптации молодежи к современным социально-экономическим условиям, довольно высоким уровнем преступности, наркомании, токсикомании и алкоголизма в молодежной среде, не смотря на профилактические меры, все больше внимания уделяется средовому подходу в воспитании.

В контексте, проводимого автором исследования, учреждение среднего профессионального образования выступает средой формирования гражданской компетентности. Субъектом данного процесса является учащаяся молодежь в возрасте 15-19 лет, которая характеризуется рядом психофизиологических и социальных особенностей. Рассмотренные особенности данной возрастной группы, позволили автору утверждать, что формирование гражданской компетентности призвано выступать основной целью и результатом гражданского воспитания учащейся молодежи учреждения среднего профессионального образования.

Точка зрения автора полностью вписывается в контекст центрирования современной образовательной системы на личности и ее компетентностной оценке.

Ключевые слова: система среднего профессионального образования; учащаяся молодежь; гражданское воспитание; формирование гражданской компетентности

Система среднего профессионального образования (далее - СПО) - это часть широко разветвленной сети системы профессионального образования, целью которого является

подготовка квалифицированных кадров. Однако, как отмечает Г.В. Мухаметзянова, освоение специальных знаний является только частью общей задачи профессионального образования. Учреждениям СПО как социальным институтам принадлежит главенствующая роль в воспитании учащейся молодежи.

Первоочередная роль воспитания в образовательном процессе подчеркивается в нормативных и законодательных актах Российской Федерации. Под образованием понимается «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» 1 . Одним из принципов, на которых строится государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования выступает «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования»2.

В российской науке все ярче и отчетливее признается особая роль проблем воспитания учащейся молодежи, связанных с трудностями адаптации молодежи к современным социально-экономическим условиям, довольно высоким уровнем преступности, наркомании, токсикомании и алкоголизма в молодежной среде, не смотря на профилактические меры [14; 14-15]. Поэтому одним из основных направлений развития системы СПО на современном этапе является совершенствование воспитания как неотъемлемой самоценной части целостного образовательного процесса, в основе которого преемственность воспитательной деятельности, управление развитием личности, воспитание гражданственности и вариативность воспитательных систем. Основными ориентирами для оценки результативности воспитания в системе СПО выступают показатели таких качеств, которые необходимы для реализации гражданских прав и свобод, соблюдения требований общества, государства, выполнения обязанностей члена семьи, трудового коллектива [17].

Воспитание учащейся молодежи является объектом широкого спектра исследований: социальное и духовно-нравственное воспитание (Г.С. Аркавий, Т.Д. Джишкариани, О.А. Кухтарева, Ю.Н. Федоров, В.А. Цагараев); воспитание профессиональной культуры (А.М. Сафина); антинаркотическое воспитание (О.М. Морозова); воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни (А.Д. Куправа); воспитание предприимчивости (В.Б. Орлов); воспитание честолюбия (Г.В. Шевченко); патриотическое и военно-патриотическое воспитание (А.Ю. Войкин, А.С. Магомедова, И.В. Мельчакова); гражданское воспитание (А.И. Аманбаева, А.В. Беляев, Т.А. Гришина, Т.М. Иванова, Е.С. Казаков, С.В. Лисак, Л.В. Руглова, О.Ю. Степанова, Г.А. Чегодаева и др.); патриотическое воспитание (А.И. Вдовин, А.А. Крупник, В.В. Макаров и др.); формирование гуманистического мировоззрения, социально-нравственного воспитания (Н.Л. Зеленкова, В.В. Иващенко, Г.С. Аркавий и др.); воспитание профессиональной культуры (А.М. Сафина и др.).

Воспитательный процесс в системе СПО выступает предметом исследований И.И. Епишевой, Н.П. Набиулина, В.Н. Субботина и др.

1 Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 02.03.2016 г.) «Об образовании в Российской Федерации»; ст. 2.

2 Там же; ст. 3.

Развитие личности обучающихся в учебно-воспитательном процессе учреждений СПО в условиях гуманизации профессионального образования рассмотрены в трудах Л.А. Воловича, М.И. Махмутова, Г.В. Мухаметзяновой, В.Ш. Масленниковой, П.Н. Осипова и др.

Субъектом воспитания в системе СПО выступает учащаяся молодежь в возрасте в среднем 15-19 лет, являющаяся частью молодежного социума и представляющая собой специфическую возрастную социально-демографическую группу, обладающую социальными признаками разных общностей.

В соответствии с возрастной периодизацией молодежь учреждений СПО попадает в границы старшего подросткового возраста и периода ранней юности. В сущности, согласно периодизации И.С. Кона, границы этого возраста фактически полностью совпадают с периодом ранней юности.

Анализ в области психологии и педагогики отечественных и зарубежных исследователей (Л.И. Божович, Б.С. Волков, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, Р.Х. Кулиев, Ю.А. Миславский, И.П. Подласый, Д. Баттервод, М. Харис, Г. Крэйг, Э. Эриксон) позволяет выявить определенные особенности учащихся данной возрастной группы.

Центральным процессом в период ранней юности является формирование личностной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности, преемственности, единства, открытие собственного «Я». Гармонизируется физическое и психическое развитие, наступает физическая и половая зрелость. Общение юношей и девушек становится более избирательным [24]. Усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение приобретает статус личности в коллективе, характер общения и межличностных отношений. Под воздействием условий в коллективе, окружающей среде корректируются и шлифуются качества личности. Возникает потребность совершенствования в деятельности [23].

Становление личности учащихся в этом возрасте есть процесс социальный, сопряженный с процессом активной деятельности. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Только активная, эмоционально окрашенная деятельность способна обеспечить полноценное развитие личности человека [3]. Поэтому важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, проявляющаяся в этой деятельности [13, 15]. Активность позволяет быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности. Активность самого человека - непременное условие развития его способностей. Активность личности, как и деятельность, имеет избирательный характер. Развитие личности происходит под воздействием не любых влияний, а главным образом под воздействием тех, которые обращены к его личности, опираются на его собственное отношение к действительности.

В данный возрастной период наблюдается значительный рост интеллектуальных сил, тенденция к причинно-следственному объяснению явлений, проявляется умение аргументировать, делать обоснованные выводы, систематизировать [1, 10]. Умственная деятельность носит более активный, самостоятельный, творческий характер [22]. Освоение знаний приобретает непосредственный жизненный смысл, как необходимое условие будущей профессиональной деятельности [11]. Проблема профессионального становления находится в центре внимания юношей и девушек. Такая устремленность в будущее как основная направленность личности связана с переходом от подросткового к юношескому возрасту, с резкой сменой внутренней позиции [9].

По мере совершенствования и расширения когнитивных способностей содержание мышления становится более широким и сложным. Появление этих способностей приводит к тому, что юноши и девушки приобретают склонность к самоанализу и самокритике. С

изменениями деятельности и закономерностями умственного развития тесно связан рост самостоятельности и самосознания. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности

[15].

Определяющим становится стремление занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, то есть, понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни [2]. Это период наивысшей активности внутренних процессов развития личности, осуществления активной внутренней работы по обобщению и оценке предшествующего жизненного опыта, выбору образов и линии поведения. Именно во время юности начинают формироваться убеждения человека [19; 44].

Период ранней юности - это время активного мировоззренческого поиска, своеобразным фокусом которого становится проблема смысла жизни. Решается не только «кем быть», но и «каким быть», утверждается мир нравственных понятий. Участие во взрослых формах жизнедеятельности с более зрелыми социальными и межличностными отношениями сопровождается, как правило, ростом самоуважения. Данный возраст характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости [15].

Выбор жизненных приоритетов является очень важным. Постепенно усваиваются нормы общества, происходит включение во взрослую жизнь. Расширяется диапазон социальных ролей с их правами и обязанностями. Социальное развитие приобретает многомерность и включает: завершение образования; начало профессиональной деятельности; материальную независимость от родителей; политическое и гражданское совершеннолетие; службу в армии; создание семьи, рождение ребенка [3].

Включению в общественную жизнь почти всегда сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям. В ранней юности прочно формируются основные черты человека как личности, и окончательно оформляется сознание. Для этого есть все предпосылки: сформировалось абстрактно-логическое, теоретическое мышление, достигнута психологическая самостоятельность [11; 48-54].

Возраст ранней юности является особенно чувствительным к формированию знаний, умений, общественно направленной мотивации, необходимых в гражданской деятельности. Потребность в общественно-значимой деятельности может быть реализована в результате целенаправленного воспитательного воздействия [5, 20].

С позиции структуры возрастной категории учащейся молодежи учреждений СПО, можно выделить ее особые социальные характеристики. Рассматривая учащуюся молодежь как социально-психологическую группу, выделяют такую ее особенность как маргинальность, связывая ее с определенной свободой от жестких поведенческих рамок и обязательств: учащийся, особенно живущий отдельно от семьи, более или менее свободен от контроля со стороны родителей, и еще не подвержен жестким регламентам (имеется в виду со стороны профессиональной деятельности) [9]. Эта черта ярко проявляется у иногородних студентов, поступающих после девятого класса в учреждение СПО.

Выделяют пять специфических характеристик субъектов образовательного процесса учреждения профессионального образования: осознание себя самостоятельной, самоуправляемой личностью; обладание запасом жизненного (бытового), профессионального и социально опыта, который становится все более важным источником воспитания самого учащегося и его окружения; проявление стремления с помощью учебы решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей; стремление к безотлагательной реализации

полученных знаний, умений, навыков и качеств; зависимость своей деятельности от временных, пространственных, бытовых, профессиональных, социальных факторов (условий)

[4].

Юноши и девушки, обучающиеся в учреждениях СПО, быстрее ощущают противоречия рынка, реальность перспектив самостоятельной жизни, профессиональной деятельности, трудоустройства, взаимоотношений в трудовом коллективе. Поступая в учебное заведений в 14-15 лет, в отличие от учащихся старших классов общеобразовательных учреждений, имеют более надежный фундамент межличностных отношений и связей, основанный на сделанном выборе - профессиональном самоопределении. В отрыве от семьи, иногородние студенты с одной стороны в своем большинстве испытывают моральные и бытовые трудности, с другой - быстрее, в отличие от сверстников, приобретают самостоятельность, учатся самоорганизации, самодисциплине, самоограничению. Для данного социально-возрастного периода характерно развитие мотивационной сферы личности, выражающееся в определении своего места в жизни, формировании мировоззрения, самосознания, типов отношений с окружающими. Проявляется целенаправленное стремление в освоении профессиональных знаний, с целью составления конкуренции на рынке труда.

Выпускники учреждения среднего профессионального учреждения должны обладать профессионально ценными качествами, в числе которых в первую очередь называют гражданские качества (моральный облик человека как члена общества), а также положительное отношение к труду, профессии; дееспособность (физической и умственной, включая интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность) и некоторые другие. В своей профессиональной деятельности выпускники должны исполнять свои статусные и социальные роли, исходя из положения, занимаемого в обществе и его функциональных возможностей [8].

Акцентируя внимание на гражданских качествах, следует отметить точку зрения В.А. Сухомлинского о том, что у молодежи необходимо развивать гражданские чувства, которые возвеличивают человека, утверждают в нем общественное сознание, честь, гордость [18]. Он подчеркивал, что у молодых людей следует развивать гражданское видение мира, что гражданские чувства являются главным источником моральной чистоты. Усиление интеграционных процессов в современном сообществе актуализирует задачи подготовки учащейся молодежи к жизни в новых условиях. Социально-политические изменения в обществе предъявляют новые требования обучению и воспитанию учащейся молодежи, как социально-ориентированных молодых людей, сочетающих в себе высокий профессиональный уровень и активную гражданскую позицию.

Оканчивая учреждение СПО в возрасте 18-19 лет, для выпускника необходимо соотносить будущие жизненные цели с интересами общества и государства: быть готовым проявлять гражданские качества, исполнять гражданский долг, осуществлять свои права и обязанности с 18 лет в соответствии с Конституцией РФ. Юноши в соответствии с Федеральным Законом РФ должны быть готовы к несению военной службы.

Таким образом, понятие учащейся молодежи учреждений СПО определяется рядом психофизиологических и социальных характеристик, играющих определяющую роль в процессе гражданского воспитания. В возрасте ранней юности сущностные характеристики и хронологические рамки данного процесса тесно связаны с процессом профессионального становления. Учет особенностей данной возрастной группы позволяет считать, что идея гражданственности является основой профессионального становления, а учащаяся молодежь учреждений СПО занимает важное место и играет существенную роль в формировании гражданского общества.

Анализ педагогической литературы, освещающей направления деятельности учреждений СПО в области воспитания, позволяет увидеть особенности современного воспитания молодежи данной возрастной группы.

В реализации воспитательной деятельности наблюдается приверженность вариативным гуманистическим воспитательным системам; уделяется большое внимание разработке концепций воспитания, в рамках региональных концепций ряда регионов России; ведется проектная деятельность; создаются студенческие советы, развивается студенческое самоуправление; уделяется внимание вопросам самовоспитания.

За последние пятнадцать лет удалось обнаружить несколько диссертационных исследований, посвященных вопросам гражданского воспитания в учреждениях СПО (А.О. Жакенова, Т.Б. Журавлева, Р.Г. Макаров, С.Н. Полохов, М.А. Шуленкова). Некоторые работы относятся к гражданскому воспитанию курсантов в специализированных учреждениях СПО (И.Ю. Буланов, С.И. Волгин, Т.В. Панарина, В.К. Савельев).

А.О. Жакенова рассматривает гражданское воспитание студентов в открытой образовательной среде колледжа [6].

Внимания заслуживает работа Т.Б. Журавлевой, в которой описаны организационно-педагогические условия воспитания гражданственности у студентов средних специальных учебных заведений [7].

В диссертационном исследовании Р.Г. Макарова представлена мультикультурная образовательная среда как фактор гражданского воспитания учащихся учреждений СПО [12].

С.Н. Полохов описывает формирование гражданской позиции у студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа [16].

М.А. Шуленкова рассматривает формирование гражданской культуры в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла [21].

Подавляющее большинство имеющихся на сегодняшний день работ относятся к исследованию вопросов гражданского воспитания учащихся школ (более 70 исследовательских работ), и меньше к гражданскому воспитанию студентов высших учебных заведений (более 20) . При бесспорном подтверждении сенситивности возраста ранней юности к гражданскому воспитанию наблюдается явный дисбаланс внимания к данному вопросу в отношении системы СПО. Среди прочего, это актуализирует проблему преемственности в системе «школа-СПО-ВО» в области гражданского воспитания.

Компетентностная основа современного образования позволяет позиционировать гражданскую компетентность учащейся молодежи как результат гражданского воспитания, а учащуюся молодежь учреждений СПО в силу выделяемых возрастных особенностей рассматривать как субъект формирования гражданской компетентности.

В контексте нашего исследования, образовательная среда учреждения СПО выступает, с одной стороны, как совокупность факторов, компонентов и параметров, планируемых на уровне институтов образования.

С другой стороны, анализ средового подхода в работах отечественных исследователей (А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, В.Г. Воронцова, В.В. Зеньковский, М.И. Корнева, Т.К. Клименко, Л.Н. Куликова, А.Н. Леонтьев, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, К.К. Платонов, А.В. Рогова, Н.Л. Селиванова, Д.И. Фельдштейн, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторской, Н.Е. Щуркова, Д.Б. Эльконин, В.А. Ясвин и др.) позволяет утверждать, что

3 По данным официального сайта РГБ UR: www.rsl.ru/ru/s2/d104/ (дата обращения: 27.11.2015 г.).

среда в целом выступает необходимым условием функционирования гуманистической педагогической системы, ориентированной на личность и способствующей ее самореализации. Ориентация на личность, в свою очередь, выступает необходимым условием успешного формирования компетенций (Е.В. Бондаревская).

В рамках обозначенной проблематики можно утверждать, что образовательная среда учреждения СПО является определяющим фактором в гражданском воспитании и представляется обоснованным обозначенный субъектно-средовой подход к процессу формирования гражданской компетентности. Бесспорно, данный процесс возможен при условии четкого определения содержания гражданской компетентности и организационно-педагогических условий его эффективной реализации.

ЛИТЕРАТУРА

1 Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной. - М.: Педагогика, 1972.

2 Бондаревская, Е.В. Воспитание как встреча с личностью (Избранные педагогические труды в двух томах). Т.1. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2006. 420 с.

3 Волков, Б.С. Психология ранней юности: Учебное пособие. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 96 с.

4 Воспитательный потенциал санкт-петербургского образования: Аналит. отчет С.-Петерб. акад. постиплом. пед. образования / Под ред. В.Г. Воронцовой, В.Ю. Кричесвского. СПб. С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования, 2003. 399 с.

5 Горячев, М.Д., Долгополова А.В., Ферапонтова О.И. и др. Психология и педагогика: учебное пособие. Самара: Самарский университет, 2003. 187 с.

6 Жакенова, А.О. Гражданское воспитание студентов в открытой образовательной среде колледжа: автореферат дис... канд. пед. наук: 13.00.08 / Айман Оразовна Жакенова. Москва, 2012. 24 с.

7 Журавлева, Т.Б. Организационно-педагогические условия воспитания гражданственности у студентов ССУЗ в процессе гуманитарной подготовки: автореферат дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / Журавлева Татьяна Борисовна. Казань, 2004. 20 с.

8 Климов, Е.А. Психология профессионала. М., 1996.

9 Кон, И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.

10 Крутецкий, В.А., Лукин, Н.С. Психология подростка / Под ред. А.И. Чайкина. М.: Просвещение, 1965. 314 с.

11 Кулиев, Р.Х. Возрастные психофизиологические особенности учащихся и их учет в экологически ориентированном образовательном процессе // Ученик в структуре личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону. 1997.

12 Макаров, Р.Г. Гражданское воспитание учащихся учреждений СПО в мультикультурной образовательной среде: автореферат дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / Макаров Ришат Габбасович. Астрахань, 2008. 24 с.

13 Миславский, Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991.

14 Организация работы с молодежью: введение в специальность: учебное пособие / под ред. Е.П. Агапова. Ростов н/Д: Феникс, 2014. 446 с. С. 14-15.

15 Подласый, И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. 432 с.

16 Полохов, С.Н. Формирование гражданской позиции у студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа: автореферат дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / Полохов Станислав Николаевич. Уфа, 2007. 22 с.

17 Субботин, В.Н. Развитие системы воспитания учащихся в учреждении среднего профессионального образования в современных условиях: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 2004. 153 с.

18 Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский; пер. с укр. Н. Дангулова - М.: Молодая гвардия, 1971. 336 с.

19 Ушинский. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998, 224 с. с. 44.

20 Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 432 с.

21 Шуленкова, М.А. Формирование гражданской культуры студентов ссуза в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла: автореферат дис. канд.пед.наук: 13.00.01 / Шуленкова, Марина Александровна. Казань, 2009. 21 с.

22 Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.

23 Элкинд, Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / Д. Элкинд. М.: Когито-центр, 1996. 289 с.

24 Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. М.: прогресс, 1996. 342 с.

Shepeleva Tat'yana Evgen'evna

Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don The college of economy, management and laws E-mail: [email protected]

Subject and environment of civic competence formation in professional high education system

Abstract. Subject-environment approach to the process of formation of civic competence in professional high education system is presented.

In the paper institutions of professional high education are emphasized to be as social institutions, which plays the main role in the process of student education. Nowadays issues of student education importance are recognized and are connected with difficulties of student adaptation to the modern social and economic conditions, the fairly high crime, drug addiction, toxicomania and alcoholism rates in the environment of young people, in spite of some professional arrangements, much more consideration is given to an environment approach to the education.

In the context of the research institutions of professional high education are considered as environment of civic competence formation. A subject of this process is students aged 15-19, which possesses a set of psychological and social peculiarities. Peculiarities of this age are allowed to affirm that the formation of civic competence should be the main aim and result of civic education of professional high education students.

The point of view of the author of the paper is agreed with views of the modern education system, which is centered on a person and his competence estimation.

Keywords: professional high education system; students; civic education; formation of civil competence

REFERENCES

1 Bozhovich, L.I. Problemy razvitiya motivatsionnoy sfery rebenka / L.I. Bozhovich // Izuchenie motivatsii povedeniya detey i podrostkov / Pod red. L.I. Bozhovich, L.V. Blagonadezhnoy. - M.: Pedagogika, 1972.

2 Bondarevskaya, E.V. Vospitanie kak vstrecha s lichnost'yu (Izbrannye pedagogicheskie trudy v dvukh tomakh). T.1. Rostov-na-Donu: Izd-vo RGPU, 2006. 420 s.

3 Volkov, B.S. Psikhologiya ranney yunosti: Uchebnoe posobie. M.: TTs «Sfera», 2001. 96 s.

4 Vospitatel'nyy potentsial sankt-peterburgskogo obrazovaniya: Analit. otchet S.-Peterb. akad. postiplom. ped. obrazovaniya / Pod red. V.G. Vorontsovoy, V.Yu. Krichesvskogo. SPb. S.-Peterb. akad. postdiplom. ped. obrazovaniya, 2003. 399 s.

5 Goryachev, M.D., Dolgopolova A.V., Ferapontova O.I. i dr. Psikhologiya i pedagogika: uchebnoe posobie. Samara: Samarskiy universitet, 2003. 187 s.

6 Zhakenova, A.O. Grazhdanskoe vospitanie studentov v otkrytoy obrazovatel'noy srede kolledzha: avtoreferat dis... kand. ped. nauk: 13.00.08 / Ayman Orazovna Zhakenova. Moskva, 2012. 24 s.

2016, Том 4, номер 3 (499) 755 50 99

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Zhuravleva, T.B. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya vospitaniya grazhdanstvennosti u studentov SSUZ v protsesse gumanitarnoy podgotovki: avtoreferat dis... kand. ped. nauk: 13.00.01 / Zhuravleva Tat'yana Borisovna. Kazan', 2004. 20 s.

8 Klimov, E.A. Psikhologiya professionala. M., 1996.

9 Kon, I.S. Psikhologiya starsheklassnika. M., 1980.

10 Krutetskiy, V.A., Lukin, N.S. Psikhologiya podrostka / Pod red. A.I. Chaykina. M.: Prosveshchenie, 1965. 314 s.

11 Kuliev, R.Kh. Vozrastnye psikhofiziologicheskie osobennosti uchashchikhsya i ikh uchet v ekologicheski orientirovannom obrazovatel'nom protsesse // Uchenik v strukture lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. - Rostov-na-Donu. 1997.

12 Makarov, R.G. Grazhdanskoe vospitanie uchashchikhsya uchrezhdeniy SPO v mul'tikul'turnoy obrazovatel'noy srede: avtoreferat dis... kand. ped. nauk: 13.00.01 / Makarov Rishat Gabbasovich. Astrakhan', 2008. 24 s.

13 Mislavskiy, Yu.A. Samoregulyatsiya i aktivnost' lichnosti v yunosheskom vozraste. M., 1991.

14 Organizatsiya raboty s molodezh'yu: vvedenie v spetsial'nost': uchebnoe posobie / pod red. E P. Agapova. Rostov n/D: Feniks, 2014. 446 s. S. 14-15.

15 Podlasyy, I.P. Pedagogika: Ucheb. dlya studentov vysshikh ped. ucheb. zavedeniy. -M.: prosveshchenie: Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 1996. 432 s.

16 Polokhov, S.N. Formirovanie grazhdanskoy pozitsii u studentov v obrazovatel'nom prostranstve pedagogicheskogo kolledzha: avtoreferat dis. kand. ped. nauk: 13.00.01 / Polokhov Stanislav Nikolaevich. Ufa, 2007. 22 s.

17 Subbotin, V.N. Razvitie sistemy vospitaniya uchashchikhsya v uchrezhdenii srednego professional'nogo obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh: Dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01: Moskva, 2004. 153 c.

18 Sukhomlinskiy, V.A. Rozhdenie grazhdanina / V.A. Sukhomlinskiy; per. s ukr. N. Dangulova - M.: Molodaya gvardiya, 1971. 336 s.

19 Ushinskiy. - M.: Izdatel'skiy Dom Shalvy Amonashvili, 1998, 224 s. s. 44.

20 Fel'dshteyn, D.I. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya. - M.: Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy institut, 2002. - 432 s.

21 Shulenkova, M.A. Formirovanie grazhdanskoy kul'tury studentov ssuza v protsesse izucheniya distsiplin gumanitarnogo tsikla: avtoreferat dis. kand.ped.nauk: 13.00.01 / Shulenkova, Marina Aleksandrovna. Kazan', 2009. 21 s.

22 Shchukina, G.I. Aktivizatsiya poznavatel'noy deyatel'nosti uchashchikhsya v uchebnom protsesse. M., 1979.

23 Elkind, D. Erik Erikson i vosem' stadiy chelovecheskoy zhizni / D. Elkind. M.: Kogito-tsentr, 1996. 289 s.

24 Erikson, E. Identichnost': yunost' i krizis / E. Erikson. M.: progress, 1996. 342 s.

Мир Науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.